ПБ Разработка нефтяных месторождений, часть 13


для круглопрядных канатов с органическим сердечником на людских, грузо-людских и на грузовых подъемах при диаметре менее 45 мм, навешиваемых по шкале запасов прочности п. 7.124 настоящих Правил - 18%;


для канатов с металлическим сердечником и трехграннопрядных, навешиваемых на подъемные установки по шкале запасов прочности по. 7.124 - 16%.


Результаты замеров должны быть внесены в "Журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода".


7.146. Для осмотра подъемных и нижних уравновешивающих канатов должны быть оборудованы специальные площадки, обеспечивающие безопасность при осмотре и позволяющие контролировать канаты по всей длине.


7.147. Запрещается на всех шахтных и проходческих подъемно-транспортных установках навешивать или эксплуатировать канаты с порванными, выпученными или запавшими прядями, а также каната с узлами, "жучками" и другими повреждениями.


Применение счаленных канатов допускается только для откатки грузов по горизонтальным и наклонным выработкам с углом наклона до 30°.


При проходке стволов в случае применения для подвесного оборудования канатов длиной более 1000 м допускается соединение их спаренными коушами с установкой на каждой ветви каната жимков.


7.148. Каждый подъемный канат должен ежесуточно тщательно осматриваться специально выделенным лицом. При этом определяется общее число оборванных проволок по всей длине каната, подсчитывается число обрывов на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах. Участок (шаг), на котором число оборванных проволок превышает 2% общего числа проволок каната, отмечается в "Журнале записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода". Торчащие концы оборванных проволок должны удаляться.


Еженедельно должен производиться осмотр канатов с участием механика подъема, при этом определяется, кроме обрывов проволок, и утонение каната. Ежемесячно при участии главного механика шахты или его помощника должен проводиться детальный осмотр канатов.


7.149. Если при осмотре подъемных прядевых канатов окажется, что на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5% общего их числа, то канат должен быть заменен.


Если этот участок находятся в месте крепления каната к прицепному устройству, то разрешается конец каната с оборванными проволоками отрубить и снова прикрепить канат к коушу.


Запрещается работа прядевыми канатами, утонение которых за время работы составило более 10% первоначального диаметра при навеске.


При концевых грузовых откатках по наклонным выработкам с уклоном до 30° канат подлежит замене, если на шаге свивки число оборванных проволок составляет более 10% общего их числа в канате.


Канат бесконечной откатки по наклонным выработкам подлежит замене, если на шаге свивки число оборванных проволок составляет более 25% общего числа проволок в канате или если утонение каната за время работы составило более 10% первоначального диаметра при навеске.


7.150. Запрещается эксплуатация подъемных канатов закрытой конструкции:


а) при износе более половины высоты проволок наружного слоя;


б) при нарушении замка наружных проволок фасонного профиля (расслоение проволок);


в) при выходе проволоки из замка на поверхности каната, если она не поддается заделке в канат или запайке;


г) при наличии трех оборванных проволок (включая и запаянные) фасонного профиля наружного слоя на длине участка, равной пяти шагам их свивки или двенадцати на всей рабочей длине каната.


Допускается эксплуатация канатов, имеющих волнообразные участки без нарушений замка наружных проволок и сохранявших гладкую поверхность до явного нарушения замка (расслоение) наружных проволок или выхода одной проволоки из замка на указанном участке.


7.151. Нижние уравновешивающие канаты в установках с машинами барабанного типа должны осматриваться еженедельно. Ежемесячно должен производиться дополнительный детальный осмотр канатов.


7.152. Нижний уравновешивающий канат должен быть снят, если при осмотре окажется, что на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 10% общего числа проволок. Допускается эксплуатация плоских уравновешивающих канатов с разрушенными в отдельных местах заводскими ушивальниками, если проведена дополнительная прошивка стренг.


На подъемных машинах с цилиндрическими барабанами предельный срок службы уравновешивающих канатов устанавливается равным 4 годам.


7.153. Тормозные канаты парашютов должны осматриваться еженедельно, а амортизационные - ежемесячно. Если при осмотре этих канатов окажется, что на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных наружных проволок достигает 10% общего числа проволок или износ наружных проволок достигает половины их диаметра, то канаты должны быть заменены.


Предельный срок службы тормозных и амортизационных канатов - 4 года.


7.154. Проводниковые канаты должны осматриваться еженедельно, а отбойные канаты - не реже двух раз в месяц. Канат закрытой конструкции подлежит замене, если на 100 м длины каната обнаружено два обрыва наружных проволок или износ проволок достигает 50% их высоты; круглопрядный канат подлежит замене, если на участке, равном шагу свивки, число оборванных наружных проволок достигает 10% общего числа проволок каната или износ наружных проволок достигает половины их диаметра.


Если при обрыве наружные проволоки в канате закрытой конструкции выходят из замка, то их необходимо запаять.


Предельный срок службы прядевых канатов 4 года, канатов закрытой конструкции - 15 лет.


7.155. Канаты для подвески полков, проходческого оборудования и кабеля должны осматриваться еженедельно. Предельный срок службы этих канатов 3 года.


Канаты для подвески полков должны быть заменены, если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число обрывов проволок достигает 5% общего числа проволок или если их утонение за время работы составляет более 10% первоначального диаметра при навеске.


7.156. Канаты (кроме подъемных и уравновешивающих), эксплуатирующиеся в вертикальных стволах, один раз в месяц должны осматриваться с участием механика проходки строящейся шахты или заместителя главного механика эксплуатационной шахты.


Результаты осмотра и контроля должны в тот же день заноситься в "Журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода". В этот журнал заносятся также все без исключения случаи повреждения канатов.


7.157. Канаты для подвески механических грузчиков (грейферов) должны осматриваться ежесуточно специально выделенным лицом, при этом определяется число оборванных проволок на шаге свивки. Канаты грузчиков должны заменяться через каждые 2 мес., а также при наличии 5% обрывов проволок на шаге свивки или при уменьшении диаметра каната на 10% от первоначального диаметра при навеске.


Канаты скреперных, маневровых и откаточных (по горизонтальным выработкам) лебедок должны проверяться еженедельно механиком участка. Если при осмотре окажется, что на шаге свивки число оборванных проволок достигает 25% общего их числа, канат должен быть заменен.


7.158. Канаты для перемещения и удержания забойного оборудования должны проверяться ежесменно перед началом работы.


Еженедельно производится проверка этих канатов лицом надзора участка. При этом определяется максимальное число обрывов на шаге свивки.


Канаты должны быть заменены, если на шаге свивки число обрывов проволок достигает 10% общего их числа.


7.159. Если в процессе эксплуатации канаты подвергались экстренным нагрузкам, то работа данной установки должна быть немедленно прекращена для осмотра канатов. Результаты осмотра должны быть записаны в "Журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода". В случае несоответствия каната требованиям, изложенным в п.7.147, он должен быть заменен.


7.160. Все канаты должны осматриваться по всей длине при скорости движения не более 0,3 м/с.




Подвесные устройства подъемных сосудов



7.161. Клеть для людских и грузо-людских одноканатных подъемов должна иметь двойную независимую подвеску. Если в качестве рабочей применяется только одна подвеска, то должна предусматриваться вторая - предохранительная. Предохранительная подвеска для противовесов не обязательна.


7.162. Каждое подвесное устройство людских, грузо-людских и вспомогательных подъемов, а также подвесное устройство бадьи должны изготовляться с 13-кратным запасом прочности по отношению к максимальной статической нагрузке; подвесные устройства грузового подъема, а также подвесные устройства полков, опалубок, насосов, трубопроводов и другого оборудования должны изготовляться с 10-кратным запасом прочности, подвесные устройства проводниковых и отбойных канатов - с 6-кратным запасом прочности.


7.163. Каждый тип подвесного устройства должен обеспечивать прочность крепления каната не менее 85% его агрегатной прочности. Подвесные устройства всех типов должны иметь маркировку с указанием заводского номера и даты изготовления.


На эксплуатационных шахтах подвесные устройства должны заменяться новыми не реже чем через 5 лет со дня навески.


Разрешается повторное использование подвесных устройств. При этом общий срок эксплуатации подвесного устройства не должен превышать 5 лет.


Новые конструкции подвесных устройств должны согласовываться с МакНИИ или ВостНИИ.


7.164. Подвесные устройства уравновешивающих канатов должны иметь 6-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке головного (головных) каната.


7.165. При проведении наклонных или вертикальных выработок, где производится подъем и спуск людей и грузов:


а) перед навеской подвесные устройства должны быть испытаны на двойную концевую нагрузку; такие же испытания производятся не реже одного раза в полугодие, за исключением устройств подвесного проходческого оборудования;


б) подвесные устройства не реже одного раза в 2 года должны заменяться новыми;


в) подвесные устройства должны иметь приспособления, надежно закрывающие зев крюка во время движения бадьи и исключающие ее самопроизвольную отцепку.


7.166. Детали подвесных устройств проходческих установок, работающих в условиях совместного действия изгиба и растяжения или сжатия (серьги, кольца, крюки и т.д.), должны рассчитываться на 4-кратный запас прочности по отношению к пределу текучести и иметь 13-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.


Дужки бадьи должны рассчитываться, как рама, на статическую нагрузку с 4-кратным запасом прочности по отношению к пределу текучести, изготовляться с 13-кратным запасом прочности и не реже чем через 2 года со дня навески заменяться новыми.


Дужка подлежит замене при износе ее проушины более 2 мм.


Суммарный износ проушины дужки и оси, соединяющей ее с бадьей, не должен превышать 4 мм.


7.167. Вновь изготовленные цепи и подвесные устройства должны подвергаться заводским испытаниям на 3-кратную максимальную нагрузку. Результаты испытаний должны быть занесены в заводской паспорт, прилагаемый к изделию. Предохранительная подвеска может быть выполнена цепями, конструкция которых должна исключать возможность возникновения "жучков". Запрещается применение цепей, изготовленных посредством кузнечной сварки или ручной электросварки.


7.168. Соединение с подъемным канатом подвесных цепей, крюков, полков, насосов, трубопроводов, натяжных устройств и другого оборудования должно исключать возможность их произвольного разъединения.




Подъемные машины и лебедки



7.169. Отношение наименьшего диаметра навивки к диаметру каната должно быть не менее:


а) 79 - для направляющих шкивов и барабанов подъемных установок на поверхности и для проходческих подъемных установок при использовании канатов закрытой конструкции;


б) 60 - для направляющих шкивов и барабанов подземных подъемных машин и лебедок, машин и лебедок, используемых на проходке, подъемных машин вспомогательных подъемных установок, предусматриваемых п.2.4, а также используемых для оборудования вентиляционных скважин;


в) 50 - для передвижных подъемных машин, направляющих шкивов и барабанов лебедок породных отвалов и откаточных лебедок, для машин и лебедок аварийно-ремонтных подъемных установок, для приводных и натяжных шкивов подземных пассажирских и подвесных канатных дорог, для приводных шкивов монорельсовых дорог;


г) 35 - для концевых шкивов монорельсовых дорог;


д) 25 - для шкивов натяжного устройства монорельсовых дорог, для отклоняющих шкивов проводниковых канатов, если их натяжение осуществляется грузами, расположенными на копре;


е) 20 - для направляющих шкивов и барабанов проходческих грузовых лебедок, предназначенных для подвески полков, подвесных насосов, трубопроводов, спасательных лестниц.


Для передвижных, вспомогательных и маневровых лебедок, a также для направляющих шкивов наклонных подъемных установок при угле обхвата шкива канатом до 15° указанное отношение не ограничивается;


ж) 6 - для поддерживающих и отжимных роликов подземных пассажирских подвесных канатных дорог (при этом диаметр ролика должен быть не менее 100 мм).


7.170. Для вертикальных и наклонных (выше 60°) грузо-людских и людских подъемов навивка канатов на барабаны машин должна быть однослойной.


Для подъемных машин грузовых вертикальных подъемов, установленных на поверхности, допускается двухслойная навивка канатов на барабаны.


Трехслойная навивка допускается на всех остальных эксплуатационных подъемах и при проходке вертикальных и наклонных выработок.


Футеровка барабанов должна иметь нарезанные канавки независимо от числа слоев навивки каната.


При наличии более одного слоя навивки канатов на барабан должны соблюдаться следующие условия:


а) реборда барабана должна выступать над верхним слоем на 2,5 диаметра каната;


б) за критическим участком каната длиной в четверть последнего витка нижнего ряда (переход на верхний ряд) должно вестись усиленное наблюдение (учет разорванных в этом месте проволок) и осуществляться передвижение каната на четверть витка через каждые 2 мес.


На передвижных и вспомогательных грузовых подъемных установках (породные отвалы, подъем грузов на эстакады и др.), а также на проходческих грузовых тихоходных (скорость не выше 0,2 м/с) лебедках допускается многослойная навивка.


Примечания.


1. На грузовых тихоходных проходческих лебедках, имеющих скорость не выше 0,2 м/с, допускается иметь высоту реборды над верхним слоем навивки не менее 1,5 диаметра каната.


2. Требование п. "б" не распространяется на канаты лебедок для подвески полков, насосов, трубопроводов и другого аналогичного оборудования.


При строительстве и реконструкции шахт с блочной схемой вскрытия и при проходке фланговых стволов, а также при необходимости проведения выработок околоствольного двора через скиповой ствол разрешается двухслойная или трехслойная навивка канатов на барабан грузо-людских подъемов на указанных стволах в период проведения горизонтальных и наклонных выработок. При этом, кроме соблюдения условий, указанных выше, должны разрабатываться и утверждаться главным инженером шахтостроительного предприятия дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность спуска и подъема людей.


7.171. Канат крепится к специально предусмотренным устройствам барабана таким образом, чтобы при прохождении через щель в цилиндре барабана он не деформировался острыми краями щели.


7.172. Для ослабления натяжения каната в месте его прикрепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трения на барабанах, футерованных деревом или прессмассой, и не менее пяти витков трения на барабанах, не футерованных фрикционными материалами.


7.173. В каждой подъемной машине и лебедке должно быть предусмотрено рабочее и предохранительное механическое торможение с независимым друг от друга включением привода.


В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц должны быть предусмотрены: маневровый тормоз на валу двигателя или на промежуточном валу, предохранительный тормоз, храповичный останов на барабане и блокировка, исключающая пуск электродвигателя в направлении спуска груза при включенных предохранительном тормозе и стопорном устройстве.


Лебедки, предназначенные для спуска и подъема оборудования и материалов по наклонным выработкам, должны иметь два тормоза.


Это требование не распространяется на вспомогательные грузовые лебедки грузоподъемностью до 200 кг с канатоемкостью до 100 м.


7.174. Предохранительное торможение подъемной машины должно осуществляться грузом или пружинами. Количество пружин должно быть таким, чтобы при поломке одной из них тормозное усилие, создаваемое приводом, уменьшалось не более чем на 15%.


Для грузо-людских подъемных установок в тормозных устройствах с пружинными приводами обязательно наличие двух приводов.


Тормозные устройства всех вновь проектируемых подъемных машин и лебедок должны быть оборудованы двумя независимыми приводами.


Исполнительный орган предохранительного тормоза должен быть колодочного типа. Установка тормозных шкивов на валу двигателя или на промежуточном валу допускается лишь для рабочего торможения. В этом случае исполнительный орган может быть также ленточного типа. Исполнительный орган должен действовать на тормозные шкивы или диски, находящиеся на валу органа навивки и скрепленные с ободом этого органа.


Предохранительное торможение подъемной машины должно осуществляться как машинистом, так и автоматически. Включение предохранительного тормоза должно сопровождаться отключением подъемного двигателя от сети. Всякое размыкание цепи защиты независимо от его длительности должно вызывать предохранительное торможение, действие которого может быть прекращено только машинистом или обслуживающим персоналом.


7.175. Помимо тормоза на случай регулировки положения барабана или ремонта тормозного устройства в каждой подъемной машине должно быть предусмотрено специальное стопорное устройство .


При применении барабанов, допускающих дистанционное отсоединение от вала (с целью регулирования взаимного положения подъемных сосудов), должна быть предусмотрена блокировка, обеспечивающая предварительное стопорение освобождаемого барабана (переставной части).


7.176. При заторможенном состоянии машины (лебедки) тормозной момент должен быть не менее 3-кратного статического момента нагрузки. Рабочий тормоз в случае необходимости должен обеспечивать получение тормозного момента такой же величины.


Отношения величин моментов, развиваемых предохранительным тормозом при заторможенном состоянии машины, к статическим моментам должны быть не менее приведенных в таблице 7.4.


Таблица 7.4


Угол наклона, градус

До 15

20

25

30 и более

1,8

2,0

2,6

3,0



Значение коэффициента К для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяется путем линейной интерполяции.


Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона выработки.


При перестановке холостого барабана тормозное устройство должно развивать на одном тормозном шкиве тормозной момент, равный не менее 1,2 статического момента, создаваемого весом подъемного сосуда и одной ветвью каната.


Тормозной момент тихоходных (со скоростью до 1 м/с) проходческих лебедок для спасательных лестниц должен быть не менее 2-кратного максимального статического момента нагрузки для данного типа лебедки.


Во вновь создаваемых проходческих лебедках, предназначенных для подвески полков, агрегатов и люлек, тормозной момент должен быть не менее 3-х кратного отношения к статическому, соответствующему грузу при работе лебедки.


7.177. После замены элементов тормозной системы (тормозные колодки, тяги, цилиндры и др.) необходимо производить ее испытание. Результаты испытания оформляются актом.


7.178. Исполнительный орган тормоза должен быть снабжен блокировками, исключающими возможность растормаживания машины при чрезмерном износе колодок. На лебедки и подъемные машины с грузовым приводом, где оттормаживание рабочего тормоза осуществляется вручную, а также на проходческие грузовые лебедки это требование не распространяется.


7.179. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза действующих подъемных машин не должна превышать 0,5 с при пневмоприводе тормоза и 0,6 с при гидроприводе; для вновь создаваемых конструкций тормозных устройств холостой ход должен быть не более 0,3 с, а для проходческих лебедок - 1,5 с.


Время срабатывания предохранительного тормоза (с учетом времени холостого хода) не должно превышать 0,8 с.


Под холостым ходом тормоза подразумевается время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилий в исполнительном органе тормоза.


Под временем срабатывания тормоза следует понимать время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента нарастания тормозного усилия, равного по величине статическому.


7.180. Подъемные машины и лебедки должны быть снабжены аппаратом (индикатором), показывающим машинисту положение сосудов в стволе, и автоматическим звонком, сигнализирующим о необходимости начала периода замедления.


На подъемных машинах и лебедках, предназначенных для подвески оборудования при проходке вертикальных стволов, индикатор глубины не требуется.


7.181. Каждая подъемная машина должна иметь исправно действующие:


а) вольтметр и амперметр;


б) манометры, показывающие давление сжатого воздуха или масла в тормозной системе;


в) самопишущий скоростемер (для машин со скоростью свыше 3 м/с, установленных на поверхности).


7.182. Все вновь создаваемые защитные и предохранительные средства (тормозные, парашютные, подвесные устройства), защитная и предохранительная аппаратура (концевые выключатели, ограничители скорости, регуляторы давления и др.), способы управления подъемными установками должны согласовываться с МакНИИ или ВостНИИ.



8. ПОРОДНЫЕ ОТВАЛЫ



8.1. Закладка новых и эксплуатация действующих породных отвалов должны осуществляться в соответствии со специальными проектами или разделами проектов строительства (реконструкции) шахт.


8.2. На новых, реконструируемых, а также действующих шахтах целесообразно создавать общие для группы шахт породные отвалы.


Необходимо максимально использовать для размещения породных отвалов овраги, балки, отработанные карьеры и другие участки, не пригодные для сельскохозяйственных работ.


8.3. Закладку новых породных отвалов и строительство различных объектов необходимо осуществлять с оставлением санитарных и других защитных зон протяженностью от проектных границ отвалов:


а) для лечебно-профилактических, культурно-бытовых и жилых зданий - не менее 500 м;


б) для стволов (шурфов) - не менее 200 м.


Породные отвалы должны размещаться с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) жилых зданий, зданий общественного и коммунального назначения, а также стволов (шурфов).


8.4. Для породных отвалов высотой более 10 м устанавливается механическая защитная зона.


Механической защитной зоной является территория, примыкающая к проектному (для остановленных - фактическому) контуру отвала, ширина которой в лобовой и боковой частях отвала устанавливается в соответствии с таблицей 8.1.


Таблица 8.1


Проектная (для остановленных - фактическая) высота отвала, м

Ширина механической защитной зоны, м

10-30


20

31-40


50

41-60


100

61-80


150

81-100


200



Для породных отвалов, размещаемых на площадках с наклоном в сторону отсыпки пород 5-15°, ширина механической защитной зоны в этом направлении должна быть соответственно увеличена.


Для хвостовых частей отвалов ширина механической защитной зоны устанавливается 20 м.


Защитная механическая зона может не устанавливаться для слежавшихся породных отвалов высотой до 40 м, если отвалы не подвержены деформациям и не подвергались частичной разборке у основания и на склонах. Решение об этом принимается специальной комиссией в составе начальника (директора) шахты, НШУ, инспектора РГТИ, представителя местного Совета народных депутатов и оформляется актом.


8.5. В пределах механической защитной зоны запрещается размещать жилые, лечебно-профилактические и культурно-бытовые здания, промышленные предприятия, производственные здания и сооружения, кроме производственных зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией отвалов и располагаемых у их хвостовых частей.


По контуру механической защитной зоны должны устанавливаться знаки с надписью, запрещающие вход в зону.


Примечание. Сооружения, не связанные с постоянным присутствием людей, могут быть размещены в механической защитной зоне не ближе 50 м от проектного (для остановленных - фактического) контура отвала.


При выполнении работ на этих сооружениях работы на отвалах должны останавливаться.


8.6. Запрещается размещать породные отвалы на перспективных площадках, подработка которых влечет за собой образование провалов на поверхности.


Провалы от ведения горных работ могут быть использованы для размещения шахтных пород и отходов при условии обортовки провалов, засыпки вскрывшихся коренных пород глинистыми породами слоем толщиной не менее 5 м, отсутствия утечек (подсосов) воздуха через них в горные выработки и опасности внезапной посадки в процессе заполнения, определяемой на основании маркшейдерского прогноза.


8.7. Запрещается:


а) эксплуатация породных отвалов без оборудования их сходнями и перилами;


б) езда на вагонетке (скипе);


в) пребывание на отвале лиц, не связанных с работой на отвалах.


8.8. Запрещается чистка породных бункеров менее чем двумя лицами при:


а) отсутствии страховки каждого из работающих в бункере отдельным лицом, находящимся на площадке бункера, с помощью предохранительного пояса и веревки;


б) отсутствии освещения рабочих мест в бункере.


8.9. При складировании в отвалы шахтных пород, способных к самовозгоранию, на шахте должны быть разработаны и осуществлены мероприятия по борьбе с пожарами в отвалах.




9. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

ОБЩЕШАХТНАЯ И ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СВЯЗЬ



Общие требования



9.1. К электроустановкам на поверхности шахт должны предъявляться требования "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ), "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей".


К рудничным подземным электроустановкам, а также к электроустановкам, располагаемым в поверхностных зданиях и помещениях, опасных по углеводородным газам и парам, должны предъявляться требования указанных выше Правил.


Проектирование электроснабжения и эксплуатация рудничных подземных электроустановок напряжением 1140 В должны производиться в соответствии с требованиями "Инструкции по электроснабжению и применению электрооборудования напряжением 1140 В в шахтах, утвержденной МУП СССР".


Примечание. Рудничными подземными электроустановками называются установки, состоящие из электрооборудования, размещенного в горных выработках шахт, в которых преобразуется, передается, распределяется и потребляется электроэнергия. Электрооборудованием называется совокупность электротехнических устройств и (или) изделий (трансформаторные подстанции, пускатели, станции управления, электродвигатели, кабели, а также электрические приборы управления, защиты, контроля, измерения, сигнализации, связи и т.д.). Электротехническим устройством называется устройство, в котором при работе его в соответствии с назначением производится, преобразуется, передается или потребляется электроэнергия. Защита людей от поражения электрическим током должна осуществляться применением защитного заземления, а в пoдзeмныx электроустановках напряжением до 1140 В - также и реле утечки тока с автоматическим отключением поврежденной сети. Общее время отключения поврежденной сети напряжением 380, 660 В не должно превышать 0,2 с, а напряжением 1140 В - 0,12 с. Для сетей напряжением 127 и 220В, а также зарядных сетей время срабатывания реле утечки устанавливается заводской инструкцией.


9.2. Телефонная станция и линейно-кабельные сооружения связи на поверхности шахты должны соответствовать правилам и техническим нормам Министерства связи СССР и требованиям "Руководства по организации и эксплуатации производственной связи Министерства нефтяной промышленности СССР".


Сооружения и устройства связи в местах и помещениях на поверхности шахты, опасных по углеводородным газам и парам, должны выполняться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями настоящих Правил и "Инструкции по технической эксплуатации средств связи в нефтяных шахтах".


9.3. Электроснабжение шахты должно производиться не менее чем по двум одноцепным питающим линиям электропередачи (ЛЭП) независимо от величины напряжения.


Расчет каждой ЛЭП должен производиться исходя из условия, что при выходе из строя одной из них оставшиеся в работе ЛЭП обеспечат при максимально допустимых потерях напряжения нормальную работу всех электроприемников шахты.


В нормальном режиме должна предусматриваться раздельная работа ЛЭП. Все питающие ЛЭП должны находиться под нагрузкой.


Электроснабжение общешахтной телефонной станции должно осуществляться от двух самостоятельных фидеров разных секций главной понизительной подстанции (ГПП) шахты.


9.4. Проектирование и эксплуатация электроустановок шахт должны производиться в соответствии с категориями бесперебойности электроснабжения объектов, установленными в таблице 9.1.


Taблица 9.1




Потребитель

Категория по бесперебойности электроснабжения

Примечания

1

2

3

Поверхность шахты


Клетевой подъем с собственными нуждами

I

От двух независимых

источников питания

без автоматического

включения резерва

(АВР)


Вспомогательный клетевой подъем на вентиляционном стволе


I

То же

Аварийный клетевой подъем

на основной промплощадке


III

-

Главная вентиляторная установка с собственными нуждами

I


От двух независимых

источников питания с АВР.


Главные вентиляторные установки на отдельных блоках

I

Допускается резервное питание от распределительных пунктов (PП) других

установок (без АВР)


Вспомогательные вентиляторные установки с собственными нуждами


I

-

Котельные установки:





сетевые и питательные насосы


I

-

остальные установки


III

-

Насосная станция противопожарная


I

-


Установка для дегазации нефтенасосных пластов и вмещающих их пород


I

-

Калориферные установки


II

Обязательно резервное питание


Скиповой породный подъем с собственными нуждами


III

-

Компрессорная станция с

собственными нуждами

II

Для шахт, где пневмоэнергия является

основным видом энергии, относится к I категории


Установка подготовки нефти

I


С АВР

Нефтенасосная станция

II


-

Прочие поверхностные объекты шахты

III



-


Подземные горные выработки шахт


Центральная подземная подстанция (ЦПП)


I

Допускается без АВР

Главная водоотливная установка (ГВУ)


I

-

Центральная нефтеперекачечная насосная станция (ЦНПС)


I

-

Зумпфовой водоотлив


II

-

Участковая подземная подстанция (УПП)


II

Обязательно резервное питание

Вспомогательные вентиляторные установки в шахте и ВМП,

работающие на электроприводе


II

-

Участковые насосные станции

по откачке нефти и воды в объеме свыше 50 м


II

-

Прочие эксплуатационные объекты в шахте


III

-

Объекты строительства шахт


II

Закрыть

Строительный каталог