ПБ Разработка нефтяных месторождений, часть 11
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4
- часть 5
- часть 6
- часть 7
- часть 8
- часть 9
- часть 10
- часть 11
- часть 12
- часть 13
- часть 14
- часть 15
- часть 16
- часть 17
- часть 18
- часть 19
Осмотр и проверка подъемных установок на указанных стволах должны осуществляться не реже 1 раза в неделю механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели, и не реже 1 раза в месяц - главным механиком шахты или его помощником.
7.71. Для оборудования аварийно-ремонтных подъемных установок на шахтах глубиной до 100 м допускается применение ручных лебедок, а при большей глубине - установок с электроприводом.
Для аварийно-ремонтного подъема в стволе могут быть использованы существующие отделения основного подъема или предусмотрены специальные отделения. При этом допускается использование направляющих основного подъема.
Аварийно-ремонтные подъемные установки должны иметь: канаты длиной, соответствующей глубине ствола и запасом прочности не менее 9-кратного; подъемные сосуды вместимостью не менее двух человек; направляющие шкивы и сигнальные приспособления (механические или электрические), позволяющие подавать сигналы из подъемного сосуда. Механические аварийные подъемные лебедки должны быть оборудованы тормозными устройствами рабочего и предохранительного торможения.
Допускается спуск-подъем людей в подъемных сосудах аварийно-ремонтных установок без парашютных устройств и многослойная навивка канатов на барабан; при этом высота реборды барабана должна быть такой, чтобы реборда выступала над верхним слоем навивки каната не менее чем на 2,5 его диаметра.
Осмотр и проверка аварийно-ремонтной подъемной установки производятся не реже 1 раза в неделю механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели, и не реже 1 раза в месяц - главным механиком шахты или его помощником с заполнением соответствующей технической документации.
7.72. Для проведения аварийно-спасательных работ в особо тяжелых случаях (при авариях в стволах, оборудованных лишь одной подъемной установкой, или при выходе из строя одновременно двух подъемов) на вооружении отряда ВГСЧ должны быть передвижные подъемные установки.
Для работы передвижных подъемных установок могут быть использованы существующие отделения основного подъема или предусмотрены специальные. При этом допускается использование направляющих основного подъема.
Передвижные подъемные установки должны иметь: канаты длиной, соответствующей глубине обслуживаемых шахт; подъемные сосуды вместимостью не менее двух человек; направляющие шкивы и сигнальные приспособления; тормозные устройства рабочего и предохранительного торможения.
Допускается производить спуск-подъем людей в клетях передвижных подъемных установок при одинарной цепи подвески без парашютных устройств и многослойной навивке каната на барабане, при этом высота реборды барабана должна быть такой, чтобы реборда выступала над верхним слоем навивки каната не менее чем на 2,5 его диаметра.
7.73. Вспомогательные подъемные установки должны находиться в постоянной готовности к работе. Они могут использоваться только в аварийных случаях и для осмотров и ремонтов стволов.
На вспомогательных подъемных установках допускается трехслойная навивка каната на барабан подъемной машины и работа их без парашютных устройств.
Вспомогательные подъемные установки должны иметь механическую или электрическую сигнализацию, позволяющую подавать сигналы как из подъемного сосуда, так и с горизонтов, с которых предполагается выезд людей. Запас прочности головных канатов вспомогательных подъемов должен быть не менее 9-кратного.
Вспомогательные подъемные установки должны иметь подъемные сосуды вместимостью не менее 6 человек. Скорость движения подъемных сосудов должна выбираться в зависимости от высоты подъема и должна быть в пределах значений, приведенных ниже:
высота подъема, м до 600 601+900
скорость подъема, м/с 2 3
Осмотр и проверка вспомогательных подъемных установок на вертикальных запасных выходах должны осуществляться не реже одного раза в неделю механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели, и не реже одного раза в месяц - главным механиком шахты или его помощником.
В остальном вспомогательные подъемные установки должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к людским подъемным установкам.
7.74. Машинистами подъемных машин должны назначаться лица с общим производственным стажем работы по обслуживанию грузоподъемных машин и лебедок не менее 1 года, прошедшие специальное обучение, получившие соответствующее удостоверение и оформленные приказом по шахте.
7.75. Машинист, принимающий смену, перед началом работы обязан проверить исправность машины согласно "Инструкции для машинистов шахтных подъемных установок". Производить спуск и подъем людей разрешается после предварительного перегона клетей вхолостую. Результаты проверки подъемной машины машинист обязан занести в "Журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин".
О всех замеченных повреждениях машинист подъемной машины обязан сообщить горному диспетчеру. Причины повреждений и меры, принятые для их устранения, должны заноситься в указанный журнал механиком подъема.
7.76. В часы спуска и подъема смены рабочих кроме сменного должен быть второй машинист, в обязанности которого входит наблюдение за процессом подъема и спуска и принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы подъемной машины.
7.77. После продолжительного перерыва в работе (болезнь и т.д.), а также при переходе на другую подъемную установку машинист должен получить инструктаж и пройти стажировку под руководством другого машиниста. К самостоятельному управлению машиной он может быть допущен только после проверки знаний и с письменного разрешения главного механика шахты.
7.78. Каждая подъемная установка должна иметь в резерве:
а) испытанный и годный для навески канат;
б) подъемный сосуд с прицепным устройством;
в) электродвигатель или полный комплект запасных частей к нему, а в случае системы постоянного тока - и к генератору;
г) компрессор с электродвигателем при отсутствии подвода от общешахтной пневмосети;
д) комплект тормозных колодок;
е) необходимое количество запасных вкладышей или подшипников качения, быстроходных валов и быстроизнашивающихся элементов аппаратов контроля, управления и защиты, определяемое заводом-изготовителем.
7.79. При каждой подъемной машине должны быть следующие документы:
а) график работы подъема, утвержденный главным инженером шахты, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров элементов подъемной установки;
б) паспорт подъемной машины и редуктора;
в) детальная схема тормозного устройства с указанием основных размеров;
г) исполнительные электрические схемы (принципиальные, монтажные);
д) схема парашютных устройств с контролируемыми размерами;
е) инструкция для машиниста подъемных установок;
ж) прошнурованные журналы: "Журнал записи результатов осмотра подъемной установки", "Журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода" и "Журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин".
Схема тормозного устройства, исполнительная электрическая схема, схема парашютных устройств и инструкция для машиниста должны быть вывешены в машинном помещении в рамках под стеклом.
7.80. Подъемные сосуды, прицепные устройства, парашюты, направляющие башмаки, проводники, стопоры, кулаки, качающиеся площадки, загрузочные и разгрузочные устройства, копровые шкивы, их футеровка и подшипники, а также все элементы подъемной машины должны осматриваться и проверяться в соответствии с графиком, разрабатываемым главным механиком и утверждаемым главным инженером шахты.
График должен включать:
а) ежесменный осмотр подъемной установки машинистом, рукоятчиком, стволовым и дежурным слесарем (приемка смены) в течение не менее 15-20 мин;
б) ежесуточный осмотр бригадой по осмотру и ремонту подъемной установки и проводников под руководством механика подъема или лица, назначенного для этой цели приказом по шахте, в течение не менее 2 ч 30 мин (продолжительность устанавливается в зависимости от глубины стволов на основе хронометражных наблюдений);
в) ежемесячный осмотр подъемной установки главным механиком шахты или его помощником;
г) проверку главным механиком шахты или его помощником не реже одного раза в 15 дней правильности работы предохранительного тормоза и защитных устройств;
д) текущий ремонт подъемной установки по результатам осмотров, выполняемый бригадой по осмотру и ремонту ее под руководством механика подъема в течение 2 час в неделю и 3 час в месяц дополнительно к времени, установленному на ежесуточные осмотры.
Результаты осмотров и проверок записываются в прошнурованный "Журнал записи результатов осмотра подъемной установки" .
Дефектоскопия осей копровых шкивов должна производиться в соответствии с утвержденной МУП СССР "Временной методикой проведения ультразвуковой дефектоскопии осей копровых шкивов".
7.81. Осмотр металлических и железобетонных копров должен производиться один раз в год, деревянных и проходческих копров - два раза в год. Осмотр проводится комиссией под председательством главного инженера шахты.
Осмотру копра должна предшествовать инструментальная проверка его вертикальности, правильности установки направляющих шкивов по отношению к оси ствола и оси подъема, а также вертикальности средней плоскости осей вращения. Инструментальная проверка производится под руководством главного маркшейдера шахты. Результаты проверки должны заноситься в специальную книгу.
Результаты осмотра копра комиссией должны быть оформлены актом.
7.82. Один раз в год специализированная наладочная бригада с участием представителя энергомеханической службы шахты должна производить ревизию и наладку подъемной установки в объеме, предусмотренном "Руководством по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок". Электрическая часть и аппаратура автоматизированных подъемных установок подлежит ревизии и наладке через 6 мес.
Одновременно с ревизией и наладкой подъемной установки главный маркшейдер шахты производит теодолитную проверку правильности установки направляющих шкивов по отношению к оси ствола и оси подъема, вертикальности средней плоскости их желобов и горизонтальности осей вращения и проводит полную маркшейдерскую проверку установки подъемной машины, о чем составляется акт, который передается главному инженеру шахты.
После ревизии и наладки подъемной установки главный механик шахты и представитель наладочной бригады производят контрольные испытания ее, о чем составляется протокол, утверждаемый главным механиком вышестоящей организации.
Через 6 месяцев после ревизии и наладки каждая эксплуатационная и проходческая подъемная установка должна подвергаться техническому осмотру и испытанию комиссией под руководством главного механика шахты.
Объем технического осмотра и испытания определяется "Инструкцией по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъемных установок", утвержденной Минуглепромом СССР.
О проведенном осмотре и испытании составляется акт, утверждаемый главным механиком вышестоящей организации.
7.83. Ремонт и осмотр ствола разрешается производить с крыши незагруженной клети или скипа. При этом люди должны прикрепляться к подъемному канату предохранительными поясами и быть защищены от случайно падающих предметов постоянно закрепленными защитными зонтами. Запрещается прикрепление предохранительными поясами к армировке ствола и к крючьям, забитым в крепь.
На действующих подъемных установках, где высота переподъема не позволяет установить постоянно закрепленные зонты, допускается применение на подъемных сосудах съемных зонтов.
Предохранительные пояса через каждые 6 мес. должны подвергаться испытаниям на прочность статической нагрузкой 225 кгс в течение 5 мин.
На подъемном сосуде и внутри его могут находиться только лица, производящие ремонт.
Для осмотра и ремонта участков крепи и армировки, отделенных от подъемных сосудов, разрешается применять откидные (съемные) полки, надежно прикрепляемые к клети или скипу.
При осмотре ствола скорость движения подъемного сосуда должна быть не более 0,3 м/с.
7.84. Угол отклонения (девиация струны каната) для вертикальных и вновь монтируемых наклонных установок (независимо от угла наклона выработки) на направляющих шкивах и барабанах одноканатных подъемных машин не должен превышать 1°30’; на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих грузовых лебедок, а также на шкивах и барабанах действующих наклонных установок с углом наклона выработки менее 30°, угол отклонения не должен превышать 2°30’.
Во вновь монтируемых установках плоскость вращения направляющего шкива должна находиться внутри полного угла девиации струны каната.
Угол наклона струны канатов к горизонту для подъемных установок вертикальных стволов должен быть не менее 30° при ее длине свыше 45 м. В отдельных случаях при обосновании в проекте этот угол может быть снижен.
Длина струны каната без поддержания роликов должна быть, как правило, не более 65 м ; при угле наклона струны к горизонту свыше 45° допускается увеличение её длины до 75 м.
7.85. Шкивы с литыми или штампованными ободьями, для которых не предусматривается применение футеровки, должны заменяться новыми при износе обода или реборды на 50% их начальной толщины. При этом в литых шкивах не должны обнажаться торцы спиц. Допускается наплавка желоба шкива при износе его в глубину не более 50% начальной толщины. Перед навеской нового каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал шкивы подлежат осмотру главным механиком шахты или его помощником, при этом измеряется сечение канавки. Результаты осмотра записываются в "Журнал записи результатов осмотра подъемной установки" с зарисовкой наиболее изношенного места сечения канавки шкива.
7.86. Сегменты футеровки копровых шкивов должны прикрепляться таким образом, чтобы на кромках желоба футеровки не было соединительных частей, которые при нарушении их крепления могут попасть в желоб под канат. Состояние крепления футеровки должно проверяться еженедельно.
Реборды направляющих шкивов и шкивов трения вновь изготовляемых машин должны выступать над верхней частью каната не менее чем на 1,5 его диаметра.
Сегменты футеровки должны заменяться новыми при изношенности их в глубину на диаметр (без учета первоначального углубления) и на сторону - на 0,5 диаметра каната, а также в том случае, если остаточная высота футеровки в результате износа окажется равной 0,75 диаметра каната.
7.87. Высота переподъема для одноканатных подъемных установок вертикальных и наклонных выработок (с углом наклона свыше 30°) должна быть не менее:
6 м - для клетевых и скипо-клетевых установок со скоростью подъема свыше 3 м/с;
4 м - для клетевых подъемных установок со скоростью подъема до 3 м/с;
2,5 м - для грузовых подъемных установок со скипами и опрокидными клетями;
4 м - на бадьевом (проходческом) подъеме при спуске и подъеме людей;
3 м- для вновь проектируемых скиповых подъемных установок и 6 м (независимо от скорости равномерного хода) - для клетевых и скипо-клетевых.
Высотой переподъема следует считать:
а) для неопрокидных клетей - высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра;
б) для опрокидных клетей при подъеме и спуске людей - высоту, на которую может подняться клеть от нормального положения при посадке людей до начала поворота платформы клети, если не имеется отвода разгрузочных направляющих при подъеме людей. При наличии отвода разгрузочных направляющих высоту переподъема следует считать от верхнего положения при посадке людей, как в предыдушем пункте "а";
в) для грузовых подъемов в скипах и опрокидных клетях - высоту, на которую может свободно подняться скип или опрокидная клеть от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей скипа или опрокидной клети с элементами копра;
г) для бадьевого подъема при спуске или подъеме людей - высоту, на которую может свободно подняться бадья от нулевой площадки до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с выступающими частями металлоконструкций подшкивной площадки. При этом высота, на которую может подняться бадья при разгрузке грузов от верхней приемной площадки до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или металлоконструкциями подшкивной площадки, должна быть не менее 2,5 м.
7.88. Для защиты от переподъема и превышения скорости шахтная подъемная установка должна быть снабжена следующими предохранительными устройствами:
а) каждый подъемный сосуд (противовес) - концевым выключателем, установленным на копре и предназначенным для выключения подъемной машины и включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда на 0,5 м выше уровня приемной площадки (нормального положения его при разгрузке), и двумя концевыми выключателями, установленными на указателе глубины (или на регуляторе хода) и предназначенными для дублирования работы концевых выключателей, установленных на копре.
В наклонных выработках концевые выключатели должны устанавливаться на расстоянии 0,5 м от места остановки:
людских вагонеток - при посадке людей на верхней посадочной площадке;
грузового состава - перед спуском его в наклонный заезд.
Подъемные установки с опрокидными клетями должны иметь дополнительные концевые выключатели, установленные на копре на 0,5 м выше уровня площадки, предназначенной для посадки людей в клети. Работа этих концевых выключателей должна также дублироваться концевыми выключателями, установленными на указателе глубины (регуляторе хода).
Допускается установка дублирующих концевых выключателей на копре на одном уровне с основными при питании их отдельными кабелями и установке на пульте управления машиной для каждого из них отдельных кнопок (без фиксации положения), предназначенных для проверки исправности выключателей. Дополнительные концевые выключатели (основные и дублирующие) на установках с опрокидными клетями должны включаться в цепь защиты в зависимости от заданного режима - "груз" или "люди".
б) аппаратом, выключающим установку в случае превышения максимальной скорости на 15% (подъемы всех типов со скоростью до 3 м/с);
в) ограничителем скорости, не допускающим подход сосуда к приемным площадкам со скоростью выше 1,5 м/с при спуске-подъеме груза и 1 м/с - при спуске-подъеме людей и срабатывающим при превышении максимальной скорости на 15% (действующие подъемы со скоростью выше 3 м/с и вновь монтируемые - свыше 2м/с).
7.89. Верхние и нижние приемные площадки клетевых стволов должны оборудоваться посадочными кулаками или качающимися площадками.
На промежуточных горизонтах должны применяться качающиеся площадки. В отдельных случаях допускается, по разрешению главного инженера производственного объединения, применение на промежуточных горизонтах кулаков.
При обеспечении точной остановки подъемного сосуда у приемных площадок допускается посадка и выход людей без установки клети на кулаки. При этих же условиях и зазоре между клетью и крепью ствола на уровне прохода людей, не превышающем 150 мм, оборудование посадочными устройствами подъемных установок, предназначенных исключительно для спуска- подъема людей, не обязательно. Указанные допущения не распространяются на промежуточные горизонты подъемных установок, оборудованных гибкой армировкой.
При оборудовании посадочными устройствами промежуточных горизонтов должны иметься сигнальное и блокирующие устройства, увязывающие работу подъемных установок с положением кулаков и качающихся площадок. Наличие сигнальных и блокирующих устройств обязательно также при спуске людей на нижние горизонты, оборудованные посадочными кулаками.
Сигнальные устройства должны указывать машинисту подъема о положении кулаков или качающихся площадок.
Блокирующие устройства посадочных кулаков не должны допускать их выдвижение и обеспечивать возврат в нерабочее (полностью убранное) положение при скорости движения подъемной машины более 1 м/с. Блокирующие устройства качающихся площадок не должны допускать их наложение и обеспечивать возврат в нерабочее (поднятое) положение при отсутствии клети на уровне приемной площадки.
7.90. Стволы, по которым производится спуск-подъем людей, должны иметь зумпфы. Свободная глубина зумпфа для однокатных подъемных установок должна быть не менее высоты переподъема. Под свободной глубиной зумпфа следует понимать глубину, на которую может опуститься клеть от уровня нижней приемной площадки до ее соприкосновения с элементами оборудования зумпфа (натяжными устройствами и т.п.).
Отсутствие зумпфа и наличие посадочных брусьев может быть допущено для стволов, по которым осуществляется только транспортировка груза, а также для стволов, предназначенных исключительно для подъема людей из шахты в аварийных случаях.
Для этих и действующих стволов возможно также устройство наклонных ходков или лестниц, допускающих производство посадки - высадки людей при нахождении клети выше уровня нижней приемной площадки на высоте, равной необходимой по условиям безопасности глубины зумпфа.
7.91. Загрузку вагонеток в клеть следует производить толкателями или с помощью самокатного уклона перед клетью.
Стопоры, толкатели, путевые тормоза и предохранительные решетки должны быть сблокированы с клетью таким образом, чтобы их можно было включать только после установки клети на посадочные устройства.
7.92. Максимальная скорость подъема и спуска людей по вертикальным выработкам определяется проектом, но не должна превышать 12 м/с, а по наклонным выработкам - 5 м/с. При подъеме и спуске людей в бадьях по направляющим наибольшая скорость должна быть не более 8 м/с, а в местах, где направляющие отсутствуют - не более 1 м/с.
Наибольшая скорость при подъеме и спуске грузов по вертикальным выработкам определяется проектом, а по наклонным выработкам не должна превышать:
а) при подъеме грузов в скипах - 7 м/с;
б) при подъеме грузов в вагонетках - 5 м/с;
При подъеме и спуске грузов в бадьях по направляющим скорость движения бадей не должна превышать 12 м/с, а в местах, где направляющие отсутствуют -2 м/с.
7.93. Для вертикальных и наклонных (более 30°) подъемных установок, предназначенных для подъема и спуска людей, расчетное значение ускорения не должно превышать 1 м/с , а для наклонных установок до 30° - 0,7 м/с . Величина ускорения для грузовых подъемных установок определяется проектом.
Расчетное значение замедления для всех типов подъемов должно составлять не более 0,5 м/с для подъемных установок в выработках с углами наклона до 30° и не более 0,75 м/с - с углами наклона более 30°. Допускается превышение расчетных (рабочих) величин замедлений при условии, что среднее замедление при предохранительном торможении в режиме спуска груза будет больше расчетного замедления не менее чем в 2 раза.
Ускорение и замедление движения сосудов при проходке стволов на участках без направляющих и разгрузке бадей должно составлять не более 0,3 м/с, а при выборе напуска каната в момент подъема бадьи и посадки ее на забой - 0,1 м/с.
7.94. Среднее значение замедления подъемной установки в процессе предохранительного торможения должно составлять не менее 0,75 м/с при углах наклона выработок до 30° и не менее 1,5 м/с - при углах более 30°. На подъемных установках с yглом наклона .выработки до 30° допускается осуществлять предохранительное торможение системы с замедлением менее 0,75 м/с , если при этом обеспечивается остановка поднимающегося сосуда в пределах высоты переподъема, а опускающегося - в пределах свободного для перемещения участка пути, расположенном ниже посадочной площадки.
Величина среднего замедления на всем пути при предохранительном и при рабочем (в экстренных случаях) торможении не должна превышать значений, приведенных в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Угол наклона, градус |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
50 и более |
Величина замедления, м/с |
0,8 |
1,2 |
1,8 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,5 |
5,0 |
Для подъемных установок с переменным углом наклона выработок максимальная величина замедления для каждого из участков с постоянным профилем должна быть не больше значения, приведенного в таблице.
Величины замедлений для промежуточных углов наклона выработок, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.
На грузовые проходческие (тихоходные, скорость до 1 м/с) лебедки требования данного параграфа не распространяются.
7.95. По наклонным стволам шахт и наклонным выработкам, служащим для передвижения людей, должна быть оборудована механизированная перевозка людей. Исключение допускается для наклонных выработок, если разность между отметками конечных пунктов выработки по вертикали не превышает 25 м.
Запрещается оборудование в одной выработке параллельно действующих средств для спуска и подъема людей и средств рельсового транспорта для спуска (подъема) грузов. Использование одной подъемной установки для спуска и подъема людей и грузов разрешается только в том случае, если при этом не производится смена (перецепка) подъемных сосудов (вагонеток).
Для перевозки людей могут применяться клети, специальные пассажирские вагонетки, подвесные канатные дороги и монорельсовые дороги, оснащенные специальными пассажирскими или грузо-пассажирскими вагонетками.
При спуске и подъеме людей пассажирскими вагонетками необходимо предусматривать специальные людские подъемы, которые должны располагаться в отдельных выработках.
Это требование не распространяется на период проведения и ремонта наклонных выработок.
Для доставки материалов и выдачи породы при ремонтах людских ходков, оборудованных механической доставкой, разрешается прицеплять к неразгруженному пассажирскому поезду грузовую вагонетку. При этом должны соблюдаться следующие условия:
а) скорость поезда не должна превышать 3 м/с;
б) для прицепки грузовой вагонетки должны применяться прицепные устройства, согласованные с МакНИИ или ВостНИИ;
в) нагрузка на прицепное устройство головной пассажирской вагонетки и на лебедку не должна превышать расчетной;
г) перевозка людей в пассажирском поезде с прицепленной грузовой вагонеткой не допускается.
7.96. Путь переподъема для наклонных подъемных установок в выработках с углом наклона до 30° должен быть не менее:
6м - для двухконцевых установок;
2,5 м - для действующих одноконцевых грузовых установок и 4 м - для проектируемых;
4м - для одноконцевых грузо-людских и людских установок.
Путем переподъема при доставке грузовыми и пассажирскими вагонетками следует считать расстояние, которое могут пройти вагонетки от нормального положения на верхней приемной площадке, обусловленного рабочим процессом (остановка вагонеток для перецепки партии, посадки людей, спуска партии в наклонный заезд), до места, где может произойти нарушение нормального режима движения вагонеток (соприкосновение верхнего жимка каната с ободом шкива или барабаном, передней вагонетки с элементами крепи или вентиляционной двери, поворот трассы рельсового пути при горизонтальных заездах, увеличение угла отклонения каната до значения, при котором вагонетка может сойти с рельсов).
7.97. При пересечении штреков с бремсбергами, уклонами и наклонными стволами в штреках должны быть устроены барьеры и световые предупреждающие указатели.
Конструкция барьера должна допускать его дистанционное открывание без предварительного откатывания стоящих у барьера вагонеток.
7.98. Перевозка людей специальными вагонетками должна осуществляться по наклонным выработкам, оборудованным концевой откаткой.
В выработках с малыми углами наклона при переменном профиле (5-10°) допускается перевозка людей с использованием лебедок (барабанных или со шкивом трения) с двумя канатами (верхним и нижним).
При перевозке людей каждый поезд должен быть снабжен надежными и безотказно действующими автоматическими приспособлениями (парашютами), останавливающими поезд без резкого толчка в случае превышения установленной скорости на 25%, обрыва каната или сцепки. Кроме того, должна предусматриваться возможность приведения в действие парашютов от ручного привода кондуктором поезда. Указанные приспособления (парашюты) должны быть установлены на каждой вагонетке и связаны общей тягой для обеспечения одновременности их действия при включении (автоматическом или от ручного привода). Во время перевозки людей кондуктор должен находиться в передней части первой вагонетки по направлению движения. В этом же месте должна находиться рукоятка ручного привода парашютных или тормозных устройств.
При уклонах до 0,1 (угол наклона 6°) допускается применение ручных тормозов. В вагонетках для перевозки людей по наклонным выработкам с уклоном свыше 50° не требуется устройство ручного привода парашютов, а также обслуживание специальным кондуктором.
Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработках, где производится перевозка людей специальными вагонетками, должны соответствовать типу парашютного устройства и ходовой части применяемых вагонеток.
У вагонеток, предназначенных для перевозки людей по двухпутным выработкам, проемы со стороны междупутья должны быть закрыты.
7.99. Каждый поезд или вагонетка, служащие для перевозки людей, должны быть снабжены световым сигналом на первой вагонетке по направлению движения поезда.
7.100. При навеске вновь вводимых в эксплуатацию вагонеток, предназначенных для перевозки людей по наклонным выработкам, а также периодически, не реже одного раза в шесть месяцев, должны производиться испытания парашютов в соответствии с "Инструкцией по испытанию парашютных устройств вагонеток для перевозки людей по наклонным выработкам".
7.101. Ежесменно перед началом перевозки людей вагонетки и клети, служащие для спуска и подъема людей по наклонным выработкам, а также прицепные устройства и запанцировка каната должны осматриваться слесарем и кондуктором, а парашютные устройства - опробоваться включением ручного привода.
7.102. На людских подъемах выработки и пути ежесуточно должны осматриваться ответственным лицом, назначенным приказом по шахте, а порожние вагонетки - один раз пропускаться по выработке для того, чтобы удостовериться в отсутствии причин, могущих повлечь сход вагонеток с рельсов; на грузо-людских подъемах такая проверка производится ежесменно. Результаты осмотров, проводимых в соответствии с требованиями данного параграфа и п.7.101, заносятся в "Журнал записи результатов осмотра подъемной установки".