ВСН 6-90, часть 5

В процессе полевых обследований были определены основные транспортно-эксплуатационные показатели для участка дороги такие, как состояние и ровность покрытия и коэффициент сцепления, которые представлены в виде ведомостей (табл. 1.8 - 1.10) и внесены в соответствующие графы (13 - 15) линейного графика.

Состояние дорожного покрытия определяли визуально на каждом километре регистрацией в полевом журнале имеющихся на проезжей части дефектов. Затем при камеральной обработке согласно методике устанавливали соответствующий оценочный балл (табл. 1.8), (рис. 1 графа 13). Методика оценки состояния покрытия не исключает использование инструментальных способов измерения прочности дорожной одежды.

Ровность дорожного покрытия оценивали с помощью ПКРС-2У проездом по каждой полосе движения. В ведомости оценки ровности дорожного покрытия (табл. 1.9) приведены максимальные значения показателя ровности, встречающиеся на конкретном километре.

Коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием определяли с помощью ПКРС-2У на каждой полосе движения. При камеральной обработке была составлена ведомость оценки коэффициента сцепления дорожного покрытия (табл. 1.10), в которой приведены минимальные значения коэффициента сцепления, встречающиеся на километровом участке.

Высоту бровки земляного полотна определяли непосредственным намерением на соответствующих характерных участках дороги, результаты приведены в табл. 1.11 и в графе 16 линейного графика. Определение высоты бровки земляного полотна необходимо для последующей оценки правильности установки элементов инженерного оборудования.

Таблица 1.3

Ведомость продольных уклонов

Начало участка, км + ...

Продольный уклон, %

1

2

264,000

-20

264,380

-10

264,490

-30

264,780

30

265,240

20

265,450

10

265,590

0

265,715

-10

265,850

-30

265,910

-50

266,100

-60

266,215

-80

266,490

-60

266.610

-40

266,700

0

266,760

20

267,000

40

267,060

10

267,170

0

267,400

40

267,515

50

267,660

40

267,800

30

267.915

10

266,220

-30

266,410

-20

268,510

-10

266,610

-20

268,750

-10

268,840

20

268,950

10

269,200

30

269,300

20

269,400

10

269,610

20

269,710

30

269,850

20

269,950

30

270,140

40

270,550

20

270,840

10

271,100

30

271,160

10

271,400

0

271,560

-10

271,800

-20

271,900

-30

272,740

-20

272,810

10

Таблица 1.4

Ведомость радиусов кривых в плане и виражей

Адрес участка км + ...

Радиус кривой

Вираж

начало

конец



264.000

264.380

1730

0

265.470

265.950

1650

0

266.780

267.220

1350

0

270.500

270.840

2770

0

Таблица 1.5

Ведомость расстояний видимости

Адрес участка км + ...

Расстояние видимости, м

начало

конец


265.850

266.100

200

267.000

267.400

100

267.915

266.220

250

270.550

270.670

150

Таблица 1.6

Ведомость ширины чистой основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос

Адрес начала

Ширина проезжей

Тип покрытия

Ширина укрепительных полос, м

Ширина чистой

участка км + ...

части, м


слева

справа

укрепленной поверхности

264.000

7,5

а/б

0,75

0,75

8,6

265.000

7,5

а/б

0,75

0,75

8,4

266.000

7,5

а/б

¾

¾

6,9

268.000

7,0

а/б

¾

¾

6,4

268.680

12

а/б

¾

¾

9,6

269.300

7,0

а/б

¾

¾

6,4

269.600

7,5

а/б

¾

¾

6,9





Таблица 1.7

Ведомость состояния обочин

Адрес начала

Тип укрепления и ширина обочин, м

участка км +...

А/б, ц/б, укреплен. вяжущим

Щебень или гравий

Засев трав

Не укрепленные

264.000

0,75

3,0

¾

¾

265.000

0,75

¾

¾

3,75

266.000

¾

¾

¾

3,00

268.000

¾

¾

¾

2,00

270.550

¾

¾

¾

3,75

Таблица 1.8

Ведомость состояния покрытия

Адрес начала участка км +...

Состояние покрытия, балл

264.000

5,0

265.000

3,5

267.000

4,0

268.000

2,5

269.000

4,5

270.000

5,0

Таблица 1.9

Ведомость оценки ровности покрытия

Адрес начала участка км + ...

Ровность покрытия, см/км

264.000

310

264.380

400

264.540

310

265.150

375

265.650

440

266.530

520

266.900

440

267.340

550

268.080

410

268.350

530

269.300

440

270.000

625

270.200

500

271.100

530

272.100

625

Таблица 1.10

Ведомость коэффициентов сцепления

Адрес начала участка км + ...

Коэффициент сцепления

264.000

0,34

265.000

0,33

266.000

0,31

267.000

0,28

268.000

0,22

269.000

0,21

270.000

0,23

271.000

0,20

272.000

0,21



Таблица 1.11

Ведомость высоты бровки земляного полотна

Адрес начала участка км + ...

Высота бровки земляного полотна, м

264.000

0

265.000

3

266.000

1

267.000

0

268.000

1

268.800

3

269.400

1

270.000

0

271.000

1

В результате паспортизации участка автомобильной дороги установлено местоположение и техническое состояние мостов, путепроводов, водопропускных труб и элементов инженерного оборудования и обустройства. Полученная информация приведена в таблицах 1.12 - 1.15 и в графах 17 - 19 линейного графика.

Таблица 1.12

Ведомость технического состояния ограждений

Местоположение

Длина, м

Тип

слева км + ...

справа км + ...

слева

справа

ограждения

265.100

¾

1000

¾

барьерный

¾

265.100

¾

30

- ² -

¾

265.300

¾

800

- ² -

268.950

266.950

30

30

- ² -

269.000

269.000

30

30

- ² -

270.970

270.970

30

30

- ² -

271.020

271.020

30

30

- ² -

Таблица 1.13

Ведомость технического состояния сигнальных столбиков

Местоположение

Сигнальные столбики, шт.

Длина участка, м

слева

км + ...

справа

км + ...

слева

справа

слева

справа

264.670

¾

3

3

30

30

264.709

¾

3

3

30

30

266.800

266.800

3

3

30

30

271.963

271.963

3

3

30

30

272.000

272.000

3

3

30

30

Сведения о наличии ДТП на участке дороги были получены по данным ГАИ. Результаты сбора данных о ДТП приведены в таблице 1.16 и отмечены в графе 21 линейного графика.

Таблица 1.14

Ведомость технического состояния мостов и путепроводов

Адрес начала моста км + ...

Длина моста, м

Тип нагрузки

Конструкция

Год постройки

266.962

18

Н-30

метал.

1967





Таблица 1.15

Ведомость технического состояния труб

Адрес трубы км + ...

Длина, м

Диаметр, м

Конструкция

Год постройки

266.815

19

1,0

ж/б

1967

Таблица 1.16

Ведомость наличия ДТП

Местоположение км + ...

Количество, шт.

Тип ДТП

Дата

264.500

1

Наезд (Н)

1969

271.500

1

Столкновение (С)

1990

2. Определение комплексного показателя ТЭС дороги

Работу по оценке качества данного участка дороги начинаем с определения величины нормативного и предельно-допустимого комплексного показателя ТЭС.

По табл. 1.1 методики устанавливаем, что для участка II -й технической категории в равнинной местности КПн = 1,0 и КПп = 0,75.

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс1, учитывающий влияние ширины чистой укрепленной поверхности автомобильной дороги, определяем в соответствии с п. 4.6 настоящей методики. В данном примере по таблице 1.6 устанавливаем величину чистой укрепленной поверхности, которая согласно формуле (4.2) методики включает в себя ширину проезжей части и ширину укрепительных полос. Затем вводим поправку на ширину полос загрязнения с использованием табл. 4.1 методики, с учетом типа и ширины укрепления обочин (см. табл. 1.7 примера).

По табл. 1.2 примера устанавливаем фактическую интенсивность движения на данном участке дороги и методом интерполяции по табл. 4.2 методики определяем величину Крс1.

Для участка дороги с 264 по 265 км порядок определения коэффициента Крс1 следующий:

1) устанавливаем по табл. 1.6 примера ширину проезжей части равную 7,5 м и ширину укрепительных полос, равную 0,75 м для каждой стороны дорожного полотна. В том случае, если укрепленные полосы имели бы разную ширину, то при расчете необходимо принимать наименьшую;

2) наименьшая ширина укрепленной вяжущим части обочин для данного участка дороги равна 0,75 м, что меньше 1,5 м, поэтому необходимо учесть наличие полос загрязнения на проезжей части. Основная часть обочин укреплена щебнем на ширину 3 м (табл. 1.7 примера), поэтому ширина полосы загрязнения для левой и правой сторон дорожного полотна равна 0,2 м (табл. 4.1 методики). В том случае, если обочины имеют различные типы укрепления с разной шириной, то в расчет при определении ширины загрязненной полосы проезжей части принимают преобладающий тип укрепления по ширине;

3) ширина чистой укрепленной поверхности в соответствии с формулой 4.2 методики равна:

В = 7,5 + 2 ´ 0,75 - 2 ´ 0,2 = 0,6 м

4) по табл. 1.2 устанавливаем фактическую интенсивность движения, которая в данном примере равна 3766 авт/сут.;

5) по табл. 4.2 методики интерполяцией определяем величину Крс1, которая равна 1,01;

Результаты оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс1 для других характерных участков дороги приведены в табл. 2.1 и внесены в графу 22 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис. 1).

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс2, учитывающий влияние ширины и типа укрепления обочин дорожного полотна, определяем в соответствии с п. 4.7 настоящей методики. В данном примере на участке дороги с 264 по 265 км имеем комбинированную по типу укрепления конструкцию обочины, поэтому Крс2 определяем как средневзвешенную величину по формуле 4.2 методики.



Таблица 2.1

Ведомость результатов оценки Крс1

Адрес начала участка км+ ...

Значение Крс1

264.000

1,01

265.000

0,97

266.000

0,64

268.000

0,53

268.680

1,1

269.300

0,53

269.600

0,64

Общая ширина обочины 3,75 м (табл. 1.7 примера), в том числе ширина краевой укрепленной полосы из асфальтобетона 0,75 м и ширина укрепленной щебнем обочины 3 м.

По табл. 4.5 методики для общей ширины обочины 3,75 м принимаем значение Крс2 при укреплении: асфальтобетоном ¾ 1,25 и щебнем ¾ 1,25. Таким образом, средневзвешенная величина Крс2 будет

.

На участке дороги с 265 по 266 км общая ширина обочины 4,5 м. Из них: ширина краевой укрепленной асфальтобетонной полосы ¾ 0,75 м и ширина неукрепленной обочины ¾ 3,75 м.

По табл. 4.5 методики для общей ширины обочины 4,5 м принимаем значение Крс2 при укреплении: асфальтобетоном ¾ 1,25 и щебнем ¾ 0,70. Таким образом, средневзвешенная величина Крс2 будет:

.

Если ширина левой и правой обочин разная, то в расчет принимают меньшую. Такой случай в настоящем примере встречается на участке с 268 по 270.550 км. Ширина левой обочины ¾ 2,0 м, а правой ¾ 2,5 м.

По табл. 4.5 методики при общей ширине обочины 2,0 м принимаем значение Крс2 для неукрепленной обочины равным 0,53.

Результаты оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс2 для всех характерных участков дороги приведены в табл. 2.2 и внесены в графу 23 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис.1).

Таблица 2.2.

Ведомость результатов оценки Крс2

Адрес начала участка км + ...

Значение Крс2

264.000

1,25

265.000

0,79

266.000

0,66

268.000

0,53

270.550

0,70

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс3, учитывающий влияние интенсивности и состава движения, определяем в соответствии с п. 4.8 настоящей методики. В данном примере, на участке дороги с 264 по 273 км фактическая интенсивность и состав грузового движения не изменяются (см. табл. 1.2 примера) и соответственно равны 2766 авт/сут или 63 %.

Величину снижения коэффициента обеспеченности расчетной скорости под влиянием интенсивности и состава движения определяем по табл. 4.6 методики с учетом количества полос движения на характерном участие. В данном примере путем интерполяции по табл. 4.6 для двухполосной проезжей части определена величина , которая равна 0,11.

Результирующую величину Крс3, для каждого характерного участка дороги по частному коэффициенту Крс1, определяем с учетом формулы 4.3. методики.

Для участка с 264 по 265 км будем иметь:

Крс3 = Крс1 ¾ = 1,01 ¾ 0,11 = 0,90.

В табл. 2.3 приведены значения и Крс3, в гр. 24 линейного графика (рис. 1) внесены значения только Крс3.

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс4, учитывающий влияние продольных уклонов поверхности дороги, определяем в соответствии с п. 4.9 и табл. 4.7 и 4.8 настоящей методики.

Таблица 2.3

Ведомость результатов оценки Крс3

Адрес начала участка км + ...

Значение

Значение Крс3

264.000

0,11

0,90

265.000

0,11

0,86

266.000

0,11

0,53

268.000

0,11

0,42

268.680

0,11

0,99

269.300

0,11

0,42

269.600

0,11

0,53

Расчет Крс4 на каждом характерном участке выполняют для условий при движении на подъем и на спуск с учетом видимости поверхности дороги и загрязненности покрытия. Степень загрязнения покрытия определяют по фактической ширине укрепленной вяжущим части обочины.

В данном примере на участке дороги с 264 по 264.380 км абсолютная величина продольного уклона равна 200, а видимость не ограничена, т.е. больше 10000 м. Ширина укрепленной асфальтобетоном части обочины равна 0,75 м (табл. 1.7 примера), что меньше 1,5 м (см. примечание к табл. 4.7 методики), поэтому при расчете Крс4 рассматриваем покрытие как мокрое и загрязненное.

По табл. 4.7 методики определяем Крс4 при условии движения на подъем, который равен 1,10; а по табл. 4.8 значение Крс4 при мокром загрязненном покрытии и при условии движения на спуск и видимости более 300 м равно 1,10.

В качестве окончательного значения Крс4 принимаем минимальное из двух вычисленных. В данном случае для дальнейших расчетов принимаем Крс4 = 1,1.

Для характерного участка с 264.380 по 264.490 км абсолютная величина продольного уклона равна 10 %, видимость более 10000 м, ширина укрепленной части обочины 0,75 м. Для мокрого загрязненного покрытия при движении на подъем Крс4 = 1,1, при движении на спуск Крс4 = 1,1. Окончательное значение Крс4 равно 1,1.

Для характерного участка с 264.490 по 264.780 км абсолютная величина продольного уклона равна 30 %, видимость более 10000 м, ширина укрепленной части обочины 0,75 м. Для мокрого загрязненного покрытия при движении на подъем Крс4 = 1,0, при движении на спуск Крс4 = 1,05. Окончательное значение Крс4 принимаем равным 1,0.

Результаты оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс4 для всех характерных участков дороги приведены в табл. 2.4 и внесены в графу 25 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис. 1).

Таблица 2.4

Ведомость результатов оценки Крс4

Адрес начала участка км + ...

Продольный уклон, % о

Видимость, м

Значение Крс4

264.000

0

¾

1,1

264.380

-10

¾

1,1

264,490

-30

¾

1,0

264.780

30

¾

1,0

265.240

20

¾

1,1

265.450

10

¾

1,1

265.590

0

¾

1,1

265.715

-10

¾

1,1

265.850

-30

200

0,75

265.910

-50

200

0,72

266.100

-60

0,75

266.215

-80

¾

0,65

266.490

-60

¾

0,75

266.610

-40

¾

0,9

266.700

0

¾

1,1

266.760

20

¾

1,1

267.000

40

100

0,54

267.080

10

100

0,58

267.170

0

100

0,58

267.400

40

¾

0,90

267.515

50

¾

0,82

267.600

40

¾

0,9

267.800

30

¾

1,0

267.915

10

250

0,85

268.510

-30

¾

1,0

268.610

-20

¾

1,1

268.750

-10

¾

1,1

268.840

20

¾

1,1

268.950

10

¾

1,1

269.200

30

¾

1,0

269.300

20

¾

1,1

269.400

10

¾

1,1

269.610

20

¾

1,1

269.710

30

¾

1,0

269.850

20

¾

1,1

269.950

30

¾

1,0

270.140

40

¾

0,9

270.550

20

150

0,68

270.840

10

¾

1,1

271.100

30

¾

1,0

271.160

10

¾

1,1

271.400

0

¾

1,1

271.500

-10

¾

1,1

271.800

-20

¾

1,1

271.900

-30

¾

1,0

272.740

-20

¾

1,1

272.610

10

¾

1,1

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс5, учитывающий влияние радиусов кривых в плане и наличие на них виража при условии загрязненности покрытия определяем в соответствии с п. 4.10 и табл. 4.9 настоящей методики. Расчет Крс5 выполняют раздельно на каждом характерном участке.

Исходные данные для определения Крс5 приведены в табл. 1.4 примера.

Для участка дороги с 264.000 по 264.380 км радиус кривой в плане равен 1730 м, а вираж отсутствует. По табл. 4.9 методики определяем значение Крс5, которое для кривой без виража и мокрого загрязненного покрытия равно 1,0.

На участке дороги с 264.380 по 265.470 км кривая в плане отсутствует, поэтому по табл. 4.9 методики определяем значение Крс5, как для кривой без виража и мокрого загрязненного покрытия при радиусе более 1500 м, которое равное 1,0.

Результаты оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс5 для всех характерных участков дороги приведены в табл. 2.5 и внесены в графу 26 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис. 1).

Таблица 2.5

Ведомость результатов оценки Крс5

Адрес участка км + ...

Радиус кривой

Вираж

Значение Крс5

начало

конец

м

%


264.000

264.380

1730

0

1,0

265.470

265.950

1650

0

1,0

266.780

267.220

1350

0

0,97

270.500

270.840

2770

0

1,0

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс6, учитывающий влияние ровности дорожного покрытия и тип контрольно-измерительного прибора, определяем в соответствии с п. 4.11 и табл. 4.10 настоящей методики.

В данном примере на участке дороги с 264 по 264.380 км показатель ровности измеренный ПКРС-2У равен 310 см/км (см. табл. 1.9 примера).

По табл. 4.10 методики интерполяцией определяем значение Крс6, равное 0,98.

Результаты оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс6 для всех характерных участков дороги приведены в табл. 2.6 и внесены в графу 27 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис. 1).

По табл. 4.11 методики интерполяцией получаем значение Крс7, равное 0,85.

Результаты оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс7 для всех характерных участков дороги приведены в табл. 2.7 и внесены в графу 28 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис. 1).

Таблица 2.6

Ведомость результатов оценки Крс6

Адрес начала участка км + ...

Ровность покрытия, см/км

Значение Крс6

264.000

310

0,98

264.380

400

0,78

264.540

310

0,98

265.150

375

0,83

265.650

440

0,72

266.530

520

0,62

266.900

440

0,72

267.340

550

0,59

268.080

410

0,77

268.350

530

0,61

269.300

440

0,72

270.000

625

0,53

270.200

500

0,64

271.100

530

0,61

272.100

625

0,53

Таблица 2.7

Ведомость результатов оценки Крс7

Адрес начала участка км + ...

Коэффициент сцепления

Значение Крс7

264.000

0,34

0,85

265.000

0,33

0,84

266.000

0,31

0,81

267.000

0,28

0,78

268.000

0,22

0,69

269.000

0,21

0,66

270.000

0,23

0,71

271.000

0,20

0,66

272.000

0,21

0,68

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс8, учитывающий состояние покрытия и прочности дорожной одежды, определяем в соответствии с п. 4.13 и табл. 1.1 и 4.12 настоящей методики.

В данном примере на участке дороги с 264 по 265 км показатель состояния покрытия равен 5,0 баллам (см. табл. 1.8 примера).

Значение показателя r , учитывающего бальную оценку состояния покрытия определено, для усовершенствованного капитального типа дорожной одежды по табл. 4.12 и равно 1,0.

Величину коэффициента Крс8 определяем по формуле 4.4 методики. Ранее определенное значение нормативного показателя для всего участка автомобильной дороги равно 1,0.

Таким образом, на участке с 264 по 265 км

Крс8 = r ´ КПн = 1,0 ´ 1,0 = 1,0.

Для участка дороги с 265 по 267 км получаем значение Крс8 равное

Крс8 = 1,0 ´ 0,78 = 0,78.

Результаты оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс8 для всех характерных участков дороги приведены в табл. 2.8 и внесены в графу 29 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис. 1).

Таблица 2.8

Ведомость результатов оценки Крс8

Адрес начала участка км + ...

Состояние покрытия, балл

Значение r

Значение Крс8

264.000

5,0

1,00

1.00

265.000

3,5

0,78

0,80

267.000

4,0

0,85

0,85

268.000

2,5

0,65

0,68

269.000

4,5

0,85

0,92

270.000

5,0

1,00

1,00

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс9, учитывающий фактическую грузоподъемность моста, определяем с фактической категорией дороги в соответствии с п. 4.14 и табл. 4.13 настоящей методики.

В настоящем примере имеется один мост на 268.982 км с расчетной нагрузкой Н-30.

По табл. 4.13 для II -й технической категории при заданной нагрузке Н-30 определено значение Крс9, равное 1,0.

Результат оценки частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс9 для всего участка дороги приведен в табл. 2.9 и внесен в графу 30 линейного графика оценки качества участка автомобильной дороги (рис. 1).

Таблица 2.9

Ведомость результатов оценки Крс9

Адрес начала моста км + ...

Длина моста, м

Тип нагрузки

Конструкция

Год постройки

Значение Крс9

268.982

18

Н-30

метал.

1967

1,0

Частный коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс10, учитывающий коэффициент относительной аварийности на характерном участке дороги, определяем в соответствии с п. 4.15 и табл. 4.15 настоящей методики.

Коэффициент относительной аварийности определяли для каждого километра, на котором имело место ДТП согласно фактическим данным (см. табл. 1.16 примера).

В настоящем примере на участках дороги с 264 по 265 км и с 271 по 272 км зарегистрировано одно ДТП. Таким образом, для этих участков значение коэффициента относительной аварийности за последние 3 года равно:

По табл. 4.15 методики для И = 0,24 значение Крс9 равно 1,0.

Закрыть

Строительный каталог