ВСН 6-90, часть 3
На этих участках измеряют прочность дорожной одежды, необходимую для обоснованного назначения мероприятий по ее усилению. На участках, где отсутствуют дефекты или имеются одиночные трещины разного направления на расстоянии более 10 м друг от друга, а Крс6 КПн принимают Крс8 = КПн и прочность дорожной одежды не измеряют.
2.4.14. Частный коэффициент Крс9 определяют в зависимости от фактической расчетной грузоподъемности моста, которую может пропустить мост по данным испытаний или по данным ИПС-мост в соответствии с табл. 2.14.
Таблица 2.14
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс9, учитывающего грузоподъемность мостов
Категория дороги |
Коэффициент обеспеченности расчетной скорости Крс9 при расчетной нагрузке, которую может пропустить мост |
|||
|
АК-11, Н-18, Н-30, НК-80 |
Н-13, НГ-60 |
Н-10, НГ-60 |
Н-8 и ниже |
Дороги I и II категории |
1,0 |
0,3 |
0,2 |
- |
Дороги III категории |
1,0 |
0,35 |
0,25 |
0,20 |
Дороги IV и V категорий |
1,0 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
В исключительных случаях, когда нормативную (расчетную) нагрузку установить по материалам технической документации или архивным документам невозможно, ее определяют для капитальных мостов косвенным путем в зависимости от года постройки моста (табл. 2.15).
Таблица 2.15
Ориентировочные нормативные нагрузки для мостов различных лет постройки
Год постройки |
Нормативная нагрузка мостов для категорий дорог |
|
моста |
II и III |
IV и V |
До 1947 |
Меньше, чем Н-8, НГ-30 |
Меньше, чем Н-8 , НГ-30 |
1948-1957 |
Н-18, НГ-30 |
Н-8, НГ-30 |
1958-1966 |
Н-13, НГ-60 |
Н-10, НГ-60 |
После 1966 |
н-18, нк-80 |
Н-13, НГ-60 |
Примечания: 1. Категорию дороги принимают на год постройки моста.
2. Для деревянных мостов независимо от года постройки и категории дороги нормативную нагрузку принимают Н-8 , НГ-30 .
2.4.15. Частный коэффициент Крс10 определяют на основе сведений о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по величине коэффициента относительной аварийности. В качестве характерных по безопасности движения выделяют отрезки дороги длиной по 1 км, на которых за последние 3 года произошли ДТП. Для каждого такого километра вычисляют относительный коэффициент аварийности по формуле
И = ДТП/1 млн.авт.км (2.18)
где ДТП ¾ число ДТП за последние п лет (п = 3 года);
N ¾ среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут.
В порядке исключения при отсутствии сведений за предыдущий период допускается определять величину И по данным о ДТП за последний год.
2.4.15.1. На участках, где за последние 3 года не отмечено ни одного ДТП принимают Крс10 = КПн. Значения Крс10 для участков, где отмечены ДТП, принимают по табл. 2.16. При наличии хотя бы одного ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий величину Крс10 для данного километра принимают в два раза меньше) указанной в табл. 2.16. Это снижение аннулируется после выполнения работ по устранению недостатков дороги, послуживших причиной ДТП и не учитывается, если к моменту оценки указанные работы были выполнены.
Таблица 2.16
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости Крс10 , учитывающего безопасность движения
Значения коэффициента относительной аварийности ДТП/1 млн. авт. км |
0 - 0,2 |
0,21 - 0,3 |
0,31 - 0,5 |
0,51 - 0,7 |
0,71 - 0,9 |
0,91 - 1,0 |
1,01 11,25 |
1,26 - 1,5 |
больше 1,5 |
Значения частного коэффициента Крс10 |
1,25 |
1,0 |
0,85 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
2.5. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
2.5.1. Показатель инженерного оборудования и обустройства дороги (Коб ) определяют по величине коэффициента дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства дороги (Ди.о ).
Под дефектностью соответствия понимают отсутствие, недостаточное количество или несоответствие нормативным требованиям к параметрам, конструкции и размещению элементов инженерного оборудования и обустройства дорог.
2.5.2. Коэффициент дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства определяют по результатам обследования дорог по формулам:
Ди.о. = (Дд + Дм ) (2.19)
Дд = Дд1 + Дд2 + Дд3 (2.20)
Дм = Дм1 + Дм2 + Дм3 + Дм4 (2.21)
где Дд1 ... Дд3 ¾ частные коэффициенты дефектности соответствия элементов обустройства, функциональное влияние которых распространяется на значительное протяжение дороги (площадки отдыха, автозаправочные станции, мотели и кемпинги), Дм1 ... Дм4 ¾ частные коэффициенты дефектности соответствия элементов инженерного оборудования, функциональное влияние которых распространяется на отрезок дороги (пересечения, въезды и переезды, автобусные остановки, ограждения, тротуары и пешеходные дорожки в населенных пунктах).
На автомобильных дорогах областного и местного значения с интенсивностью движения до 1000 авт/сут допускается не учитывать автозаправочные станции, мотели и кемпинги. В этом случае в формуле 2.19 учитывается только 5 слагаемых. Соответственно в знаменателе дроби перед скобкой ставится цифра 5 вместо 7.
2.5.3. Коэффициент дефектности соответствия элементов обустройства, влияющих на значительное протяжение дороги Дд , вычисляют для всей дороги или для каждого участка дороги данной категории, если дорога состоит из участков разных категорий.
2.5.3.1. Частный коэффициент Дд1 определяют по наличию и соответствию требованиям п. 10.11 СНиП 2.05.02-85 площадок отдыха по формуле:
Дд1 = (2.22)
где: l нп ¾ нормативное расстояние между площадками отдыха по СНиП, км;
n п ¾ фактическое количество площадок отдыха на данной дороге, соответствующих требованиям СНиП;
L ¾ длина дороги или участка дороги, км.
В том случае, когда фактическое количество площадок отдыха превышает нормативное, т.е. произведение l нп × n п > L принимают значение Дд1 = 0.
2.5.3.2. Частный коэффициент Дд2 определяет по наличию и соответствию требованиям п. 10.12 СНиП параметров автозаправочных станций, а частный коэффициент Дд3 определяют по наличию и соответствию требованиям п. 10.15 СНиП параметров мотелей и кемпингов на дороге.
Расчет коэффициентов Дд2 и Дд3 производят также как и коэффициента Дд1 (см. п. 2.5.3.1.).
2.5.4. Коэффициент дефектности соответствия элементов инженерного оборудования, относящихся к локальному отрезку Дм , вычисляют для каждого километрового участка дороги.
2.5.4.1. Частный коэффициент Дм1 определяют по соответствию требованиям п. 5.1-5.18 СНиП 2.05.02-85 параметров пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном и разном уровнях, а также пересечений автомобильных дорог с железными дорогами по формуле:
Дм1 = (2.23)
где: N ¾ количество пересечений и примыканий, въездов и переездов на данном километре дороги;
N н ¾ тоже, соответствующих требованиям СНиП.
При отсутствии пересечений и примыканий на данном километре дороги значение принимают Дм1 = 0.
В число укатываемых при оценке не входят неорганизованные съезды и переезды, а также пересечения с улицами и въездами во дворы в населенных пунктах.
2.5.4.2. Частный коэффициент Дм2 определяют по соответствию требованиям п. 10.8 и 10.9 СНиП 2.05.02-85 параметров автобусных остановок на данном километре дороги. Вычисления проводят аналогично Дм1 по формуле 2.23.
2.5.4.3. Частный коэффициент Дм3 определяют по наличию и соответствию требованиям п. 9.3; 9.4 и 9,9 СНиП 2.05.02-85 и п. 5.1 и 5.2 ГОСТ 23457-86 дорожных ограждений на каждом километре дороги:
Дм3 = (2.23)
где: l н ¾ требуемая по СНиП протяженность ограждений в одну линию на данном километре дороги, м;
l ф ¾ фактическое протяжение, м.
В том случае, когда фактическое протяжение ограждений больше требуемого, а также на участках, где по нормам не требуется установка ограждений, принимают величину Дм3 = 0
2.5.4.4. Частный коэффициент Дм4 определяют по наличию и соответствию требованиям п. 10.2.3; 10.2.4 ВСН 25-86 тротуаров и пешеходных дорожек вдоль дороги и населенных пунктах. Расчет коэффициента Дм4 производят также как и коэффициента Дм3 (см. п. 2.5.4.3).
2.5.5. Итоговый коэффициент дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства Ди.о определяют для каждого километра дороги. В начале определяют значение коэффициента дефектности элементов обустройства, относящихся к значительному протяжению дороги Дд по формуле 3.20 и принимают его для всей дороги или участка дороги. К этому значению на каждом километре добавляют значения дефектности по локальным элементам инженерного оборудования Дм , вычисленные по формуле 3.21 и затем по формуле 3.19 получают итоговое значение коэффициента дефектности инженерного оборудования и обустройства Ди.о на каждом километре.
Значения показателя инженерного оборудования и обустройства дороги (Коб ) на каждом километре принимают в зависимости от величины Ди.о в соответствии с табл. 2.17 и заносят в линейный график оценки качества автомобильной дороги.
Таблица 2.17
Коэффициент дефектности |
Значение показателя инженерного оборудования и обустройства Коб , для категорий дорог |
||
соответствия |
I А, I В, II |
III |
IV - V |
0 |
1 |
1 |
1 |
0,1 |
0,98 |
0,99 |
1 |
0,2 |
0,97 |
0,98 |
0,99 |
0,3 |
0,96 |
0,97 |
0,98 |
0,4 |
0,94 |
0,96 |
0,98 |
0,5 |
0,92 |
0,95 |
0,98 |
0,6 |
0,91 |
0,94 |
0,97 |
0,7 |
0,89 |
0,93 |
0,96 |
0,8 |
0,88 |
0,92 |
0,96 |
0,9 |
0,86 |
0,91 |
0,96 |
1,0 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
2.6. Определение показателя содержания автомобильной дороги
2.6.1. Показатель содержания автомобильной дороги (Кэ) определяют в зависимости от оценки качества ее содержания, выполненной в соответствии с "Инструкцией по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог" ВН 10-87, как средне-годовое значение за год предшествующий периоду обследования дороги:
Оценка качества содержания по ВН 10-87, баллов |
Значение показателя эксплуатационного содержания дороги Кэ |
Оценка качества содержания по ВН 10-87, баллов |
Значение показателя эксплуатационного содержания дороги Кэ |
4,91 - 5,0 |
1,1 |
3,81 - 3,9 |
0,90 |
4,81 - 4,9 |
1,09 |
3,71 - 3,8 |
0,85 |
4,71 - 4,81 |
1,08 |
3,61 - 3,7 |
0,80 |
4,61 - 4,7 |
1,07 |
3,51 - 3,6 |
0,75 |
4,51 - 4,6 |
1,06 |
3,41 - 3,5 |
0,70 |
4,41 - 4,5 |
1,04 |
3,31 - 3,4 |
0,65 |
4,31 - 4,4 |
1,03 |
3,21 - 3,3 |
0,60 |
4,21 - 4,3 |
1,02 |
3,11 - 3,2 |
0,55 |
4,11 - 4,2 |
1,01 |
3,01 - 31 |
0,52 |
4,01 - 4,1 |
1,0 |
менее 3 |
0,50 |
3,91 - 4,0 |
0,95 |
|
|
2.7. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
2.7.1. Величину обобщенного показателя качества и состояния каждой дороги (участка дороги) определяют по формуле 2.1.
Степень соответствия фактически обеспеченных всей дорогой транспортно-эксплуатационных показателей или потребительских свойств (Пд) нормативным требованиям оценивают по относительному показателю качества дороги:
Кд = (2.25)
Дорога полностью соответствует нормативным требованиям, когда Кд ³ 1.
2.7.2. Прирост обобщенного показателя качества дороги вычисляют по формуле
D Пд = % (2.26)
где: Пдн , Пдк ¾ обобщенные показатели качества дороги на начало и конец рассматриваемого периода.
Результаты расчетов заносят в карточку оценки качества автомобильной дороги (участка дороги), форма которой приведена в табл. 2.16.
2.7.3. Обобщенный показатель качества и состояния дорожной сети определяют по формуле:
Пс = КПфс × (2.27)
где: КПфс ¾ значение фактического комплексного показателя состояния сети автомобильных дорог, вычисленное в соответствии с п. 2.3.2.
¾ средневзвешенные значения показателей инженерного оборудования и обустройства и показателя эксплуатационного содержания дорог.
2.7.3.1. Средневзвешенное значение показателя инженерного оборудования и обустройства сети дорог определяют по формуле:
(2.28)
где: Кобi ¾ значение показателя инженерного оборудования и обустройства для каждой i -ой дороги;
Li ¾ длина каждой дороги; L общ ¾ общая протяженность сети дорог, км; n ¾ число дорог.
Аналогично определяют значение .
2.7.4. Показатель качества дорожной сети по отношению к нормативным требованиям определяют по формуле
Кс = (2.29)
где КПнс ¾ средняя величина нормативного комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния сети дорог (см. п. 2.3.2).
Сеть дорог полностью соответствует требованиям к качеству, когда Кс ³ 1.
2.7.5. Прирост обобщенного показателя качества дорожной сети вычисляют по формуле:
D Пс = % (2.30)
Результаты расчетов заносят в карточку оценки качества сети автомобильных дорог, обслуживаемых автодором, упрдором, ДРСУ и т.д. (табл. 2.19).
Таблица 2.18
Карточка оценки качества автомобильной дороги (участка дороги)
______________________________________________________________
(наименование автомобильной дороги, участка)
протяженность ________________км, ____________________значения
(общего, респ., обл., мест. )
категория дороги _________________; тип покрытия_______________
Нормативное и предельно-допустимое значение комплексного показателя КПн = _________ ; КПп = __________
Дата оценки |
Обобщенный показатель качества дороги Пд |
Прирост показателя качества D Пд |
Протяженность участков с показателем качества меньше нормативного |
Протяженность участков с показателем качества меньше предельно-допустимого |
Подпись ответственного за оценку качества или проверяющего |
||
|
|
|
км |
доля % |
км |
доля от общей длины, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Таблица 2.19
Карточка оценки качества сети автомобильных дорог
______________________________________________________________
(название автодора, ДРСУ и т.д.)
Протяженностью ____________ км
Нормативное и предельно-допустимое значение комплексного показания КПнс = ________ КПнс = 0,75 КПнс = ______________
Дата оценки |
Обобщенный показатель качества дороги Пс |
Прирост показателя качества D Пс |
Протяженность участков с показателем качества меньше нормативного |
Протяженность участков с показателем качества меньше предельно-допустимого |
Подпись ответственного за оценку качества или проверяющего |
||
|
|
|
км |
доля % |
км |
доля, % |
|
2.7.6. На основании анализа оценки качества автомобильных дорог и дорожной сети намечают основные пути повышения транспортно-эксплуатационных свойств дорог, последовательность и очередность выполнения работ по реконструкции, ремонту и содержанию.
Динамика изменения показателей качества дорог во времени характеризует эффективность деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту дорог.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
3.1. В соответствии с Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог (п. 3.1.1) обязанности по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог и дорожных сооружений, учету движения, созданию и развитию автоматизированного банка данных о состоянии дорог и мостов возлагаются на подразделения дорожно-эксплуатационной службы. Временной классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приказ Минавтодора РСФСР от 16.06.88 № 72-ОР) работы по обследованию и определению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и искусственных сооружений, их испытанию и диагностике в полном объеме включены в ремонт дорог, а отдельно учет движения и другие наблюдения, необходимые для правильной организации службы по содержанию дорог, технический учет, инвентаризация и паспортизация дорог и дорожных сооружений включены в состав работ по содержанию.
3.2. Все работы по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений дорожная служба выполняет собственными силами или с привлечением проектных, проектно-технологических, научных организаций, высших учебных заведений, кооперативов и других организаций.
3.3. Одной из наиболее эффективных форм организации работ по диагностике и оценке состояния дорог является создание хозрасчетной службы диагностики состояния автомобильных дорог с целью обеспечения дорожных организаций объективной информацией о технических параметрах, характеристиках и транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, а также оценки этого состояния, необходимой для разработки мероприятий и планов по ремонту и содержанию дорог.
3.4. Служба диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог обеспечивает решение следующих задач:
¾ сбор объективной информации о техническом уровне, инженерном оборудовании и обустройстве, эксплуатационном состоянии автомобильных дорог и дорожных сооружений;
¾ сбор информации о планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работах и мероприятиях на обслуживаемой сети дорог;
¾ оценка качества автомобильных дорог и уровня их содержания, выявление участков несоответствующих нормативным требованиям, места их расположения, протяженности, степени и основных причин несоответствия;
¾ разработка прогноза изменения состояния дорог и предложений по повышению транспортно-эксплуатационного состояния, определение видов основных ремонтных работ, их состава и очередности выполнения;
¾ создание и развитие автоматизированного банка дорожных данных, обработка, хранение и выдача информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, связь с другими информационно-поисковыми системами.
3.5. Основной структурной единицей службы диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог является дорожная испытательная (диагностическая) станция (ДИС), оснащенная передвижными лабораториями, приборами и другой аппаратурой для измерения параметров дорог и определения их состояния (табл. 3.1). Одна диагностическая станция обслуживает около 10 тыс. км дорог.
Таблица 3.1
Перечень
технических средств диагностической станции
№№ пп |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. |
Лаборатория КП-511 для измерения ровности и скользкости дорог |
2 |
|
Лаборатория КП-502 МП для измерения прочности нежестких одежд |
1 |
3. |
Лаборатория КП-208 для измерения основных геометрических параметров |
1 |
4. |
Прибор ППК-2 для измерения коэффициента сцепления на сложных участках дорог |
2 |
5. |
Прогибомер КП-204 для измерения прочности дорожной одежды методом статического нагружения |
1 |
6. |
Прибор Васильева для измерения влажности предела текучести грунта |
2 |
7. |
Набор бюксов |
100 |
8. |
Сушильный шкаф |
2 |
9. |
Стационарные посты для определения температуры грунта земляного полотна |
8 - 10 |
10. |
Весы 1 кл. электронные ВПК-500 |
2 |
11. |
Персональная ЭВМ типа I ВМ РС/АТ |
1 |
12. |
Дискеты для накопления информации |
100 |
13. |
Микрофот (прибор для просмотра кино-фото-материала) |
1 |
14. |
Комплект вспомогательного оборудования для обслуживания передвижных лабораторий |
1 |
3.6. Состав диагностических станций включает группу дорожно-полевых обследований (8 - 12 чел.), группу обработки и оформления выходных материалов (6 - 9 чел.), бригаду по ремонту и профилактическому обслуживанию передвижных лабораторий (4 - 6 чел.).
3.7. Результаты измерения параметров дорог диагностическими станциями преобразовываются к виду, пригодному для ввода в банк данных, записываются на промежуточный магнитный носитель (гибкий магнитный диск), передаются заказчику и в автоматизированный банк данных, где они хранятся и накапливаются.
3.8. Автоматизированные банки дорожных данных (АБДД) организуют в органе управления сетью дорог области или автомобильной дорогой. Технической базой АБДД является персональная ЭВМ. Банк оснащается комплексом программ по обработке результатов измерения параметров дорог в ЭВМ, решению информационно-поисковых задач (поиск и выдача по запросу значений параметров дороги, распечатка формуляров технического паспорта дороги, выделение участков с значениями параметров ниже нормативных и др.), расчету единого показателя качества дороги (дорог) и его составляющих, выявлению причин снижения транспортно-эксплуатационных качеств, назначению дорожно-ремонтных работ, и определению их объемов, а также формирование интегрированной информации для передачи на высший уровень управления и статотчетности. Автоматизированный банк дорожных данных обслуживает один человек.
3.9. Автоматизированный банк дорожных данных работает в режиме пользователя, режиме оператора и режиме администратора, которые различаются возможностями внесения изменений (корректив) в содержимое базы данных.
3.9.1. Режим пользователя рассчитан на инженерно-технический персонал дорожных организаций, род деятельности которых связан с оценкой состояния дорог, планированием ремонтных работ, решением вопросов повышения технического уровня дорог и развития дорожной сети. Эксплуатация банка данных в режиме пользователя не требует специальных знаний в области вычислительной техники, но при помощи системы вспомогательных инструкций (подсказок) позволяет решить на ЭВМ любую задачу, связанную с оценкой состояния дороги, расчетом комплексного показателя качества дороги, назначением видов ремонтных работ, получением информации о параметрах дорог и т.д. Работа в режиме пользователя не позволяет добавлять или изменять информации о параметрах обследованных дорог и вносить изменения в эксплуатируемые программы.
3.9.2. Режим оператора ориентирован на инженера-дорожника, изучившего структуру базы данных, инструкции по эксплуатации программного обеспечения, требования по подготовке исходных данных для ввода информации в банк, инструкции по анализу и исправлению ошибок в данных, выявляемых в процессе загрузки информации. Режим оператора позволяет вносить изменения в содержимое базы данных о параметрах транспортно-эксплуатационного состояния дорог, но не позволяет изменить структуру базы данных, внести коррективы в программное управление (обеспечение).
3.9.3. Режим администратора банка данных имеет наиболее полные функциональные возможности. Помимо функций, указанных в п. 3.9.2 и 3.9.3, можно изменять базу данных, а также вносить изменения в программное обеспечение. Режим рассчитан на специалиста в области программирования на ПЭВМ, знающего структуру базы данных и освоившего базовую систему управления (СУБД Клиппер или ей подобные). Администратор банка данных - это специалист, работающий в центральной диагностической станции, который решает вопросы поддержания и развития банка.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
4.1. Общие положения
4.1.1. Технология диагностики представляет собой последовательность методических приемов и способов обследования дорог и дорожных сооружений, анализа результатов обследования и расчета показателей оценки качества дорог и уровня их содержания.
4.1.2. Технологический процесс диагностирования автомобильных дорог может быть разбит на этапы:
¾ подготовительный;
¾ полевых обследований;
¾ обработки материалов полевых обследований и комплексной оценки транспортно-эксплуатационных показателей дорог.
4.2. Подготовительный период
4.2.1. Определяют планируемый объем полевых обследований дорог. В него включают вновь построенные автомобильные дороги, реконструирование и отремонтированные участки, а также участки очередного измерения переменных транспортно-эксплуатационных характеристик на эксплуатируемых дорогах, согласно установленной периодичности обновления информации. Уточняют категории дорог и участков дорог.
4.2.2. Собирают и анализируют проектную, исполнительскую документацию, технические паспорта на обследуемые дороги, а также материалы предыдущих обследований и информацию, содержащуюся в автоматизированном банке данных.
Всю протяженность обследуемых дорог предварительно разбивают на участки с разными сроками строительства, шириной проезжей части и числом полос движения, конструкциями дорожной одежды и земляного полотна, условиями водно-теплового режима, эксплуатации, интенсивностью и составом движения транспортных средств.
Выбирают сведения о наличии характерных участков дороги (мосты, путепроводы, элементы инженерного оборудования, съезды, транспортные развязки и др. ) Выписывают данные о пикетажном местоположении точек начала участков дорог, запланированных для обследований.
4.2.3. На основе анализа исполнительской документации на реконструированные или отремонтированные участки дорог устанавливают их протяжение. При этом границы для проведения полевых обследований принимают с перекрытием и совмещают с постоянными, легко опознаваемыми точками на дороге. Устанавливают пикетажное местоположение этих точек по существующему километражу. Из общесоюзного классификатора выписывают коды автомобильных дорог.
4.2.4. При первичном обследовании заготавливают форму линейного графика оценки качества дорог и заносят в него предварительную исходную информацию, полученную из проектной, исполнительной документации, технических паспортов, из автоматизированного банка дорожных данных. Заготавливают формы полевых журналов, таблиц, схем и других материалов для полевых обследований.
4.2.5. Запрашивают в вычислительном центре и получают из информационно-поисковой системы ИПС МОСТ данные о характеристиках и состоянии мостов и путепроводов на обследуемых дорогах. Для оценки состояния дороги необходима следующая информация по каждому мосту:
¾ местоположение, габарит, длина моста;
¾ год постройки;
¾ данные о материале пролетного строения и опор;
¾ расчетная нормативная нагрузка;
¾ фактическая грузоподъемность;
¾ характеристика состояния моста по данным последнего обследования.
Сопоставляют полученные данные с данными технической проектной и исполнительной документации по мостам, имеющимся в дорожных организациях.
4.2.6. По данным учета движения, имеющимся в дорожно-эксплуатационной организации или в автоматизированном банке данных за последние 3 - 5 лет устанавливают интенсивность и состав транспортных потоков на каждом характерном участке дороги. Намечают места контрольного учета движения.
4.2.7. По данным учета дорожно-транспортных происшествий, имеющегося в дорожно-эксплуатационной организации, устанавливают количество, виды, места и основные причины ДТП на данной дороге за последние 3 года с выделением происшествий по вине дорожных условий. Данные о дорожно-транспортных происшествиях могут быть получены также в Главном Управлении ГАИ МВД СССР, в республиканском, областном управлении ГАИ или в районном отделении ГАИ, обслуживающем данный участок дороги.
4.2.8. По данным дорожно-эксплуатационных организаций, обслуживающих дорогу, устанавливают среднегодовую оценку качества содержания дорог (участков дорог) в баллах за год, предшествующий обследованию дороги.
4.2.9. Все полученные данные заносят в формы и таблицы, удобные для пользования и дальнейшего ввода в ЭВМ.
4.2.10. По климатическим справочникам и данным гидрометеостанций устанавливают среднюю многолетнюю дату перехода среднесуточной температуры воздуха через ноль (для весеннего расчетного периода), которую уточняют по погодно-климатическим особенностям прошедшего зимнего и наступившего весеннего периодов.
4.2.11. Составляют схему обследуемых автомобильных дорог. Оценивают объемы дорожно-полевых работ. Исходя из имеющегося технического обеспечения, объемов работ и ограничений по сроком определяют количество и состав бригад для выполнения обследований.
4.2.12. Определяют базовые места дислокации лабораторий и бригад на время производства полевых работ. Устанавливают последовательность и сроки проведения обследований как по видам работ, так и по участкам. Составляют линейный календарный график дорожно-полевых обследований с учетом особенностей их выполнения.
4.2.13. При установлении порядка и сроков проведения дорожно-полевых работ исходят из того, что наиболее трудоемки и малопроизводительны испытания прочности дорожных одежд. Кроме того, выполнение их жестко ограничено во времени: от начала интенсивного снеготаяния (переход среднесуточной температуры через ноль) до момента стабилизации водно-теплового режима земполотна. Величина этого периода составляет примерно 1 месяц. Измерению прочности дорог должна предшествовать визуальная оценка состояния покрытия, по результатам которой уточняют границы характерных участков, назначают точки для контрольных испытаний, определяют частоту измерений по длине дороги. Дорожно-полевые работы начинают с южных и западных участков дорог, где раньше начинается период интенсивного снеготаяния. Затем (или одновременно) измеряют ровность, скользкость покрытия, геометрические параметры, оценивают состояние инженерного оборудования дороги и другие работы согласно методики.