ВСН 26-90, часть 5
кран устанавливается на оси проезжей части с учетом перемещения по укладываемым плитам способом “от себя”;
плиту снимают с автомобиля или штабеля и наводят на место укладки по шнуру;
на высоте от основания 7—10 см проверяют ширину зазоров в продольном и поперечном швах;
после укладки плиты на место проверяют рейкой величину уступа по отношению к ранее уложенной плите;
при укладке покрытия в зимнее время при выполнении всех операций должны приниматься меры для предупреждения попадания в основание плиты снега или льда.
3.6.12. С целью уменьшения уступов между плитами и повышения ровности покрытия плиты с плюсовыми допусками следует укладывать на одной из продольных полос, плиты с точным соблюдением толщины — на второй полосе и плиты с минусовыми допусками — на третьей.
После укладки плит на сменной захватке производят прикатку их краном и гружеными автомашинами, а затем перекладку просевших или неровно уложенных плит.
3.6.13. При двухстадийном строительстве на второй стадии — после технологического перерыва — до начала работ по омоноличиванию покрытия должна быть проведена полная проверка ровности и уступов в швах. При необходимости исправлений или устройства укрепленного основания плиты должны быть сняты и уложены повторно после устройства укрепленного основания или исправления выравнивающего слоя. Плиты, имеющие трещины на всю ширину, скол ребер, открытую рабочую арматуру или прогрессивно шелушащуюся поверхность, должны быть заменены новыми. Плиты с незначительными разрушениями допускается переворачивать.
3.6.14. Стыковые скобы смежных плит соединяют электросваркой непрерывными швами. Длина и размеры швов устанавливаются проектом. В тех случаях, когда зазор между скобами превышает 4 мм, на них накладывают дополнительный стальной стержень (диаметром на 2—3 мм больше ширины зазора) длиной 10 см и приваривают его к скобам двумя параллельными швами по обеим сторонам стержня, длина свариваемого шва должна быть не меньше проектной.
В швах расширения торцевые скобы не сваривают. При укладке плит в нижнюю часть швов расширения ставят деревянные доски сечением 2 ´ 10 см.
При температуре .воздуха в момент сварки стыковых скоб плюс 10°С и более доски в швах расширения не ставятся, а сам шов в его нижней части заполняют раствором или сухой цементопесчаной смесью. Если укладка плит ведется при отрицательной температуре, то ширина швов расширения должна быть не менее 2 см.
3.6.15. Швы сборного покрытия на 2 /з высоты плиты заполняют цементным раствором с применением цемента марки не ниже 400 состава П:Ц = 1:2 с введением в смесь пластифицирующей добавки в количестве 0,2—0,3 % от массы цемента.
Остальную часть швов заполняют мастикой, состав которой назначают, руководствуясь ВСН 139—80.
Заполнение швов мастикой производится при температуре воздуха не менее +10°С. Для увеличения сохранности в швах мастики необходимо боковые грани и кромки плит предварительно грунтовать, нижнюю часть шва заполнять сухой цементопесчаной смесью, паз шва перед заполнением прочищать и высушивать, а у кромок крайних плит в пазы ставить пробки или заглушки против вытекания заполнителя.
3.6.16. На кривых, в местах окон между плитами, на съездах, на уширениях, небольших площадках, не перекрытых плитами, применяется монолитный бетон по ГОСТ 26633—85. Укладка бетона в указанных местах производится с применением деревянной опалубки, виброплощадок или виброреек. Бетон приготавливается в бетономешалках с применением морозозащитных, пластифицирующих и воздухововлекающих добавок. Контроль качества монолитного бетона проводится так же, как при строительстве монолитных цементобетонных покрытий.
При строительстве, контроле качества, уходе за свежеуложенным бетоном следует руководствоваться ВСН 139—80.
3.6.17. При устройстве основания из сухих смесей сборное покрытие из железобетонных плит укладывают на него без сварки стыков и омоноличивания швов.
Участки дорог со сборными покрытиями, уложенными на основание из сухих смесей, разрешается эксплуатировать в течение всего зимнего периода.
На участках, где после оттаивания основания земляного полотна не наблюдается деформаций сборного покрытия, надлежит выполнить сварку стыков и омоноличивание швов. При обнаружении же деформаций покрытия необходимо закрыть движение, демонтировать плиты, выровнять и уплотнять основание, устроить монтажный слой, повторно уложить плиты, сварить стыки, провести омоноличивание швов, после чего вновь открыть движение.
Работы по исправлению дефектов, нарушающих ровность покрытия, необходимо закончить в течение 3—4 недель с момента установления устойчивых положительных температур.
Допускается исправлять дефекты покрытия и в более поздние сроки. В этом случае необходимо свежеприготовленной сухой смесью выровнять основание без нарушения сплошности и монолитности слоя твердеющего цементогрунта. В этом случае выравнивающий слой является и монтажным.
3.6.18. Технология устройства геотекстильных прослоек под сборными покрытиями включает следующие операции (рис. 3.11):
планировка поверхности земляного полотна, при необходимости подсыпка, уплотнение и профилировка; разбивка основания под геотекстильные полосы и плиты; укладка геотекстильного материала; укладка плит покрытия со сваркой и омоноличиванием стыков.
1. Наращивание насыпи. А/самосвалы, бульдозер |
2. Планировка поверхности. Прицепной планировщик |
3. Раскатка рулонов НСМ |
4. Монтаж покрытия |
|
Рис. 3.11 . Технологическая схема устройства гсотекстильных прослоек под сборным покрытием (II этап строительства):
1 — сборные плиты; 2 — бульдозер; 3 — каток; 4 — планировщик; 5 — полосы геотекстиля;
6 — автокран 16 т
При двухстадийном строительстве укладка геотекстиля производится по окончании первой стадии после демонтажа плит и выравнивания основания.
Песчаное основание перед укладкой геотекстиля должно быть подготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ровности и степени уплотнения основания под сборные покрытия.
Полосы геотекстильного материала укладывают под краями и швами покрытия симметрично относительно шва. Ширину полосы принимают не менее 1 /2 ширины плиты покрытия.
3.6.19. Сварку и пересечение отдельных полос материала для сохранения продольной и поперечной водопроницаемости выполняют внахлест без сварки или склейки.
При необходимости дополнительного усиления краев покрытия, обочин или бровок откосов насыпей, защиты от размыва поверхностными водами и уменьшения колееобразования на обочинах геотекстильная прослойка может быть. устроена на всю ширину насыпи поверху, включая обочины,. и выведена на откосы. Для устройства прослоек под сборными покрытиями рекомендуется применять иглопробивные синтетические материалы толщиной не менее 4,0 мм, обладающие водопроницаемостью в продольном и поперечном направлении и непроницаемые для песчаных частиц крупнее 0,1 мм.
3.6.20. Для уменьшения разрушений плит, работающих на первой стадии, следует устраивать на дорогах I -В— III-В категорий прослойки из геотекстиля под швами, без их использования на второй стадии.
3.6.21. Покрытия из асфальтобетонных смесей устраивают в соответствии с положениями СНиП 3.06.03—85.
Для приготовления горячих асфальтобетонных смесей следует применять вязкие битумы марок БНД 90/130 и БН 90/130, для теплых смесей БНД 130/200 и БН 130/200. При отсутствии битумов заводского изготовления допускается применять разжиженные (составленные) битумы марок БНД 130/200 и БН 130/200, получаемые путем смешения вязких дорожных битумов с 2—6 % разжижителя (керосин, дизтопливо, нефть).
При отрицательных температурах воздуха продолжительность перемешивания минеральных материалов с битумом необходимо увеличить на 10—15 %.
3.6.22. Непосредственно перед устройством асфальтобетонного покрытия основание следует тщательно очистить от пыли, грязи и снега, просушить его специальными нагревателями или горячим песком. В случае проведения капитального ремонта сборного покрытия из железобетонных плит необходимо асфальтобетонной смесью заделать выбоины и поверхностные разрушения, выровнять уступы между смежными плитами. Подгрунтовку основания производят только при ведении работ в теплое время года на длину сменной (суточной) захватки устройства асфальтобетонного покрытия.
Температура асфальтобетонной смеси, доставляемой к месту укладки, устанавливается в зависимости от погодных условий. Уплотнение должно быть закончено при температуре асфальтобетонной смеси в покрытии не ниже 65°С.
3.7. Укрепление обочин и откосов
3.7.1. При двухэтапном строительстве дороги или двухстадийном строительстве покрытия перед открытием движения на первой стадии обочины на всю ширину заполняются малосвязным грунтом (песок пылеватый, супеси). Грунт выгружается из автосамосвалов с уложенных плит проезжей части, планируется грейдером и уплотняется катками. Уровень уплотненной песчаной обочины не должен отличаться от уровня кромки покрытия проезжей части более чем на 5,0 см.
Допускается устройство грунтовых обочин в зимнее время при условии планировки и уплотнения грунта до его замерзания.
На второй стадии при наличии операции перекладки плит проезжей части после снятия плит устраивается корыто (или Подсыпка) под общее основание проезжей части и укрепленных полос. Временное штабелирование плит в этом случае производится на свободной части обочин или на откосах.
Если перекладка плит не предусмотрена, корыто устраивают только для основания под укрепленные полосы. Укрепление остановочных полос на обочинах производится материалом, доставляемым автотранспортом, после укладки и омоноличивания покрытий проезжей части и укрепленных полос.
3.7.2. Сборные плиты шириной 0,5—1,0 м укладывают в укрепленную полосу на заранее подготовленное основание, прикатывают автомобилем с нагрузкой более 5 т на ось, сваривают выпуски арматуры в стыках, заполняют швы в соответствии с указаниями проекта цементным раствором или битумной мастикой. Монолитные укрепленные полосы устраивают по заранее подготовленному основанию с применением соответствующих машин.
3.7.3. Устройство на обочинах покрытия из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, производится с приготовлением смесей предусмотренного проектом состава в грунтовом карьере (резерве, штабеле) и перевозкой смеси автосамосвалами. Для укладки укрепленного слоя предварительно должно быть подготовлено и выровнено автогрейдером корыто на установленную проектом глубину.
Распределение и выравнивание смеси производится автогрейдером с учетом обеспечения требуемого поперечного уклона. Запас толщины на уплотнение устанавливается пробным путем и ориентировочно составляет 3—5 см.
3.7.4. Уплотнение слоя укрепленного грунта на обочине (кроме прибровочной, полосы шириной 0,5 м) производится пневмокатком. После окончания укатки излишний слой на прибровочной полосе, который может препятствовать свободному стоку воды, должен быть снят автогрейдером со сдвижкой на откос. Одновременно должна быть выправлена геометрическая форма бровки земляного полотна.
3.7.5. При устройстве покрытий обочин из грунтов, укрепленных вяжущими, следует соблюдать правила, приведенные в “Пособии по строительству покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими материалами”.
3.7.6. Укрепление откосов земляного полотна следует выполнять в едином потоке с возведением насыпей. В неукрепленном виде допускается оставлять до оттаивания откосы насыпей, возведенных в зимний период, а также с использованием торфа в теле насыпи.
Укрепительные работы, включающие травосеяние с семенами районированных трав, выполняются преимущественно в летний период. В зимнее время могут применяться мерзлые торфогрунтовые плиты с семенами.
3.7.7. Почвенный грунт, подлежащий распределению по откосу, вывозится автосамосвалами на края обочины и смещается на откос автогрейдером или бульдозером с последующей планировкой. При применении метода выторфовывания торф из отвалов надвигается на откосы бульдозером.
3.7.8. Засев откоса семенами трав производится механизированным способом гидропосева или вручную.
Для искусственного задернения ровных и слабонаклонных поверхностей можно использовать также кустарниковые виды растений, акклиматизированные в районе строительства. После посева обязательно внесение удобрений, состав и количество которых должно быть рекомендовано местными агротехническими службами.
3.8. Контроль качества и приемка работ. Авторский надзор
3.8.1. Строительство промысловых дорог должно осуществляться в соответствии с рабочими чертежами, разрешенными к производству работ. Разрешение к производству работ надлежит оформлять на рабочих чертежах соответствующим штампом технического надзора заказчика.
Отступления от рабочих чертежей при производстве работ должны быть согласованы заказчиком и проектной организацией.
3.8.2. На каждом самостоятельном объекте строительства следует вести общий журнал работ, а также специальные журналы по отдельным видам работ (строительство мостов, труб, производственных сооружений, намыв грунта и др.) в соответствии с требованиями и формами СНиП 3.01.01—85.
3.8.3. Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов, их освидетельствования по установленной форме.
Акты освидетельствования скрытых работ составляются на разбивочные работы, расчистку дорожной полосы, подготовку естественных оснований, выторфовывание, отсыпку насыпи требуемой толщины (с учетом осадки) на торфяное основание, укладку в основание или в тело насыпи слоев грунта, синтетических или естественных материалов различного назначения, устройство закрытых водоотводных и дренажных сооружений, уплотнение земляного полотна, устройство нижних слоев (основания) дорожной одежды, заделку швов сборных покрытий.
Перед устройством насыпей автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты в зимнее время необходимо производить нивелирование грунтового основания из пучинистых грунтов с целью последующего учета объемов грунта при осадке поверхности земляного полотна при оттаивании.
В случаях, когда последующие работы выполняются после перерыва длительностью боле 3 мес., акты следует составлять перед их началом. До составления актов о приемке скрытых работ приступать к последующим работам запрещается.
3.8.4. В процессе производства работ следует вести систематическую проверку соответствия применяемых материалов и изделий нормативным и проектным требованиям и контроль соблюдения технологических правил.
Данные контроля фиксируются в лабораторных журналах: определения физико-механических свойств грунтов, применяемых в насыпях и естественных основаниях; контроля качества уплотнения земляного полотна; контроля качества материалов, применяемых в нижних слоях (основаниях) дорожной одежды; регистрации осадки насыпи на болотах; подбора состава бетонных смесей для монолитных участков и элементов; приемочного контроля сборных плит покрытий; состава мастики для заполнения швов.
Соответствующие журналы ведутся и на другие ответственные виды работ, требующие систематического контроля. Данные лабораторных испытаний, вносимые в журналы, подписываются лаборантом и заведующим лабораторией, а данные производственного контроля — лаборантом и мастером (бригадиром). Журналы систематически проверяются техническими руководителями и служат основанием для оценки качества работ.
Журналы предъявляются органам технического надзора и рабочей комиссии при сдаче объекта.
3.8.5. До начала работ в местах переходов через болота не реже чем через 100 м по оси зондом проверяется правильность определения глубины. Для определения строительного типа грунта производят выборочным порядком отбор проб и испытание их в лаборатории стандартными методами (не менее 3 шт. на каждый участок, выделенный проектом как однородный).
При обнаружении несоответствия проектной документации вида грунта, влажности или других характеристик, в случаях, если эти несоответствия могут оказать влияние на качество сооружения или технологию производства работ, заказчик должен обеспечить внесение в рабочие чертежи соответствующих изменений.
3.8.6. На этапе входного контроля строительной организацией производится стандартное испытание грунта, предназначенного для сооружения земляного полотна, и пробное уплотнение грунтов, в результате которого назначают наиболее целесообразную толщину уплотняемого слоя и необходимое число проходов катка.
3.8.7. При выполнении в зимний период работ на слабых грунтах, болотах, водоемах до начала земляных работ осуществляют контроль за ходом промерзания торфяных оснований бурением мерзлого слоя в наиболее опасных местах (мочажины, протоки). При этом глубина промерзания должна быть не меньше установленной в п. 3.3.15 настоящей инструкции.
3.8.8. Плиты для сборных покрытий и другие конструкции, изделия и материалы, поступающие на строительство, должны иметь паспорта, подтверждающие их соответствие требованиям стандартов или технических условий. Выборочная проверка соответствия фактических показателей паспортным выполняется в соответствии с действующими нормативными документами (СНиП, ГОСТ 25.912(0-3)—83, ТПР 503-0-42, ТУ на плиты).
При приемочном контроле плит для сборных покрытий производят наружный осмотр и определение отклонений от номинальных размеров плит по показателям, приведенным в приложении 14, а также выполняют стендовые испытания для определения прочности плит на изгиб по методике, описанной в приложении 11.
3.8.9. Наружному осмотру подвергают все плиты при их разгрузке, размеры плит определяют в штабеле, в количестве не менее 20 плит на партию. Испытание плит проводят при их складировании, в количестве не менее 3 плит на партию.
В партию входит серия не более 300 шт. плит, поступивших с одного завода ЖБК и имеющих совпадающие паспортные данные. При поступлении с одного завода более 300 шт. выделяется соответственно несколько партий. Размеры плит проверяют по граням, толщину в середине поперечных граней.
3.8.10. Данные приемочного контроля плит фиксируются в акте по форме, приведенной в приложении 14. Экземпляры актов направляются в трест, на завод ЖБК — поставщик плит.
Плиты, не отвечающие требованиям технических условий и ГОСТ, маркируются краской на продольных гранях и складируются отдельно. Эти плиты могут быть использованы на второстепенных участках покрытия (площадки, стоянки, съезды и т. п.).
3.8.11. При выполнении подготовительных работ постоянному контролю подлежит: полнота геодезической разбивочной основы и восстановления и закрепления трассы; полнота и правильность выполнения мероприятий по переносу или защите коммуникаций, ЛЭП, трубопроводов и т. п.; расчистка дорожной полосы и других отведенных площадей — высота пней, отсутствие древесных завалов, вывозка древесины, соблюдение границ отвода при выполнении работ и др.; качество строительства землевозных дорог, автозимннков.
3.8.12. При строительстве дороги через болото контролируются:
расчистка и подготовка торфяного основания под насыпи;
размеры траншеи выторфовывания или сухого котлована, качество зачистки дна траншеи.
В других случаях также контролируют:
правильность укладки дополнительных слоев из естественных или синтетических материалов;
изменение во времени осадки насыпи на болотах;
влажность и плотность оттаявшего верхнего слоя насыпи перед устройством одежды.
Все результаты контроля фиксируются в лабораторных журналах или общем журнале работ.
3.8.13. Правильность размещения земляного полотна в плане и профиле обеспечивается полнотой и точностью разбивочных работ, выполняемых по знакам выноски проекта на местность и реперам.
Правильность отметок оси и границ земляного полотна в плане производится с помощью геодезических инструментов, установление крутизны откосов — шаблонами.
Правильность поперечных профилей и соблюдение толщины насыпного слоя (с учетом осадки), кроме постоянного визуального контроля, должны проверяться на стадии завершения устройства насыпей и выемок не реже чем на каждом пикете. Соблюдение размеров и отметок проверяется инструментально, соблюдение толщины насыпи — бурением или динамическим зондом. Обнаруженные отклонения от проектных размеров по толщине и ширине насыпи исправляются немедленно.
3.8.14. Для определения плотности грунта следует применять полевые методы ускоренного контроля, с периодической проверкой методом режущего кольца по ГОСТ 5180—84.
При сооружении земляного полотна в зимних условиях уплотнение и контроль качества уплотнения грунтов производится до их замерзания. При необходимости дополнительной проверки определение плотности замерзшего слоя может быть выполнено методом замещения объема (метод лунки).
3.8.15. При двухстадийном вводе промысловых дорог, построенных с использованием в основании насыпи слабых грунтов, контролируется достижение стабилизации осадки в самом глубоком месте болота путем определения отметок специальных марок. Инструментальные наблюдения за измерением отметок ведутся через каждые 2—3 месяца, а при достижении установленной проектом даты требуемой степени .консолидации (при установлении фактической стабилизации в летне-осенние месяцы) — 2 раза в месяц.
3.8.16. При устройстве оснований из песчано-гравийных материалов и грунтов, укрепленных цементом (или комплексными вяжущими), в процессе производства работ контроль выполняется по правилам, предусмотренным СНиП 3.06.03—85.
Качество нефтегрунтовых смесей, приготовленных в производственных условиях при отрицательных температурах, должно оцениваться по результатам испытаний заформованных на морозе из этих смесей образцов и испытанных на прочность при сжатии с последующим сравнением полученных результатов с показателями прочности при сжатии образцов, приготовленных из эталонной смеси в лабораторных условиях.
При сравнении образцов 7-суточного возраста прочность образцов из эталонной смеси должна быть не ниже 35 % от значений прочности, указанных в нормативах.
3.8.17. При устройстве укрепленных оснований из сухих цементогрунтовых смесей не реже одного раза в смену необходимо проверять:
зерновой состав грунтов путем рассева средних проб на ситах;
точность дозирования вяжущего и равномерность распределения его по грунту;
влажность обрабатываемых грунтов;
степень уплотнения слоя укрепленного грунта;
толщину и ровность слоя укрепленного грунта после его уплотнения.
3.8.18. При устройстве сборного покрытия в процессе производства работ следует проверять:
толщину и ровность выравнивающего пескоцементного слоя — замерами щупом и выборочной проверкой 3-метровой рейкой;
ровность по отклонению от контрольного шнура и по просвету под 3-метровой рейкой, положенной поперек шва (при .выступе конец рейки прижимается к возвышающейся грани).
3.8.19. При устройстве обочин контролируется соответствие проекту толщины укрепленных слоев, состав укрепленных материалов, качество их уплотнения, соблюдение ровности и поперечного уклона. Методы контроля и допускаемые отклонения приведены в СНиП 3.06.03—85.
3.8.20. В процессе выполнения отделочных н укрепительных работ обочин проверяются: правильность планировки и уклоны обочин и откосов — по расстоянию между осью (краем покрытия) и бровкой и крутизна откосов — с помощью прямых и угловых шаблонов; плотность грунта укрепленных или неукрепленных обочин — приборами ускоренного контроля; при укреплении прикромочных полос сборными или монолитными элементами проверяется отсутствие возвышения над покрытием, ровность наружной кромки; при укреплении откосов проверке подлежит качество и толщина наносимого слоя почвы, плотность засева (расход семян на единицу площади), ровность и правильность укладки сборных элементов, качество заделки стыков, устройство упоров.
3.8.21. Оценка качества исполнения работ производится:
при производственной приемке работ от бригад или звеньев;
при освидетельствовании скрытых работ, сдаче ответственных конструкций;
при окончании комплексов работ и отдельных сооружений (в том числе комплекса работ I стадии при двухстадийном строительстве);
при приемке объекта в постоянную эксплуатацию.
Оценка качества работ при строительстве дороги производится в соответствии с СНиП 3.06.03—85.
3.8.22. При оформлении актов освидетельствования скрытых работ и актов промежуточной приемки ответственных конструкций оценка качества производится комиссией, подписывающей акт, с обязательным участием заказчика, на основе результатов производственного контроля. По усмотрению комиссии могут быть назначены дополнительные промеры и освидетельствования.
3.8.23. Приемка дороги в постоянную эксплуатацию государственной комиссией производится на основе материалов рабочей комиссии. При двухстадийном строительстве акт, оформленный на приемку по I стадии, должен быть актом на приемку работ по окончании II стадии с добавлением соответствующей контрольной документации на работы II стадии.
3.8.24. Сотрудники проектных институтов, осуществляющие авторский надзор, участвуют в обязательном порядке в работе рабочих и государственных комиссий, которым представляют на рассмотрение результаты надзора за строительством объектов.
3.8.25. На дорогах, имеющих важное народнохозяйственное значение или строящихся в сложных условиях, оплата работ не производится без визирования сотрудниками авторского надзора. Перечень таких дорог устанавливается руководством отрасли заказчика.
3.8.26. Основой для оценки качества выполненных работ на всех этапах приемки, как правило, должны быть данные операционного контроля, зафиксированные в журналах производства .работ и журналах лабораторно-производственного контроля. Если представленные данные по количеству или достоверности не соответствуют требованиям СНиП 3.06.03—85 или настоящей Инструкции, приемочная комиссия назначает соответственно дополнительное число измерений качественных параметров.
3.9. Охрана природной среды при производстве работ
3.9.1. По окончании строительства земляного полотна должны быть выполнены работы по восстановлению всех временно занимаемых и нарушенных в процессе производства работ земель.
3.9.2. При выборе площадки предварительной заготовки нефтегрунта необходимо проведение гидрологических изысканий. Уровень грунтовых вод должен быть ниже отметки разработанной площадки на 0,8—1,0 м. Размер полигона определяется технологическими потребностями.
3.9.3. На полигоне предусматривается обвалование для предотвращения случайного растекания нефти. Обвалование производится на стадии подготовки — снятии растительного слоя и планировки площадки. В дальнейшем при приготовлении нефтегрунта и сбора его в штабель производится вырезка — увеличение обвалования.
По окончании работ на полигоне производится рекультивация полигона снятым ранее растительным грунтом.
3.9.4. Для предупреждения необратимой деградации вечной мерзлоты необходимо строгое соблюдение правил производства работ в охранной зоне, установленной проектом. При этом в охранной зоне запрещается:
нарушение установленных сроков выполнения стадии строительства;
рубка леса вне полосы отвода дороги;
нарушение мохорастительного покрова, корчевка пней, разведение открытого огня и захоронение порубочных остатков;
проезд автотранспорта и землеройной техники вне пределов полосы отвода дороги и временных технологических проездов;
нарушение естественного водоотвода временными отвалами грунта;
закладка непроектных карьеров и резервов.
3.9.5. В качестве профилактических мероприятий в очагах возможного развития термокарста применяется:
регулярная снегоочистка или уплотнение свежевыпавшего снега с целью промораживания поверхности грунта естественным холодом;
устройство водоотводов с гидроизолирующим ложем (уплотненная глина, полимерная пленка и др.);
засыпка таликовых мочажин привозным мерзлым грунтом или торфом с покрытием поверхности мохорастительным слоем.
3.6.9. Технологические трелевочные и вспомогательные тракторные пути не должны прокладываться за пределами полосы отвода. При наличии растительного покрова разовый проезд за границами отвода вне отведенных дорог допускается в зимний период при толщине снегового покрова не менее 30 см.
3.9.7. При производстве работ способом гидромеханизации отбор воды из источника (рек и озер) для гидромеханизированной разработки грунта не должен приводить к существенному изменению его естественного гидрологического режима.
На всасывающей трубе при водозаборе устанавливается рыбозащитная сетка с ячеями размерами 2 ´ 2 мм. Скорость захода воды во всасывающий оголовок должна быть не более 0,1 м/с.
3.9.8. Сброс отработанной воды в реку должен осуществляться в соответствии с “Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами” после предварительной ее очистки в отстойнике.
3.9.9. В качестве основных мероприятий при рекультивации земель при применении гидромеханизации следует предусматривать:
уполаживание откосов карьера выше поверхности воды с заложением откоса не более 1:3, с восстановлением вокруг карьера почвенно-растительного слоя толщиной 0,15 м;
создание в карьерах водоемов различного назначения;
выполнение горнотехнической и биологической рекультивации всех временно отторгаемых земель под гидромеханизированную разработку грунта.
На площадках под штабели грунта и отстойники почвенно-растительный слой подлежит удалению и складированию в валки. После завершения гидромеханизированных работ и разработки штабелей грунта, почвенно-растительный слой разравнивается в пределах площадей с почвенно-растительным покровом.
3.10. Техника безопасности
3.10.1. Помимо общих правил техники безопасности, предусмотренных СНиП III -4—80 и ГОСТ 12.3.033—84, следует выполнять специальные требования, обусловленные особенностями технологических процессов и региональными условиями строительства.
3.10.2. При приготовлении нефтегрунта необходимо использовать разгазированную нефть. За один прием должно разливаться не более 8—9 л/м2 .
Предельно допустимая концентрация углеводорода в рабочей зоне не более 300 мг/м3 воздуха.
На подъездной дороге к полигону по приготовлению нефтегрунта должен быть установлен шлагбаум, а по периметру предупреждающие надписи: “Не курить”, “Огнеопасно”.
3.10.3. При раскладке рулонов геотекстиля на неподготовленное основание, имеющее ямы, глубокие колеи и т. п., необходимо эти места предварительно засыпать грунтом или обозначить вешками. Раскатку рулонов должна вести бригада не менее чем из трех человек.
Работы по засыпке уложенного геотекстиля грунтом или укладке плит покрытия следует вести не ближе 20 м от места производства работ по раскатке рулонов или соединения полотен.
К работам по соединению полотен сваркой, сшивкой или склейкой допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности и ознакомленные с правилами производства работ.
3.10.4. При работе зимой на открытом воздухе рабочие должны быть обеспечены теплой одеждой и обувью, летом — средствами защиты от кровососущих насекомых;