ВСН 26-90, часть 3

2.6.3. Для повышения надежности работы в стыках при неукрепленных основаниях допускается предусматривать подкладки под плиты из деревянных или специальных пластиковых брусьев. Такое же решение, а также прокладки из геотекстиля могут быть предусмотрены на первой стадии при стадийном строительстве дорожной одежды.

2.6.4. Для временного (до 5 лет) пропуска интенсивного движения автотранспортных средств при технико-экономическом обосновании допускается дополнительное уширение проезжей части с последующим демонтажем части плит или полностью всего покрытия для повторного использования и устройством более облегченной дорожной конструкции.

2.6.5. При проектировании сборных покрытий следует предусматривать укладку плит со смещением поперечных стыков. Возможность и величина смещения определяются конструкцией применяемых плит.

2.6.6. При использовании торфяных грунтов в насыпи или основании земляного полотна расчет конструкции выполняется с учетом методики, приведенной в приложении 7.

При расчете дорожных одежд со слоями из белитового шлама и укрепленных им каменных материалов ориентировочные значения модуля упругости и прочности при растяжении на изгиб принимают согласно ВСН 84—89.

2.6.7. В целях снижения толщины и повышения долговечности дорожных одежд переходного типа допускается предусматривать геосетки, георешетки, а также устройство геотекстильных прослоек на границе между земляным полотном и дорожной одеждой.

2.7. Конструкция укрепления обочин и откосов

2.7.1. Конструкции укрепления обочин назначают в зависимости от категории дороги с учетом ширины проезжей части в соответствии с указаниями приложения 10.

Для устройства укрепленных краевых полос обочин могут применяться сборные элементы из цементобетона, цементогрунта (автоклавный или пропаренный цементогрунт), грунтов, укрепленных карбамидной смолой, белитовым шламом, активным металлургическим шлаком, а также монолитные слои из цементогрунта с добавкой нефти.

Обочина в пределах остановочной полосы должна быть также укреплена для предотвращения эрозии и обеспечения остановки транспорта. Для этого могут применяться нефтегрунт с добавкой цемента или цементогрунт с добавкой нефти, песчано-гравийная смесь, геотекстиль, торфопесчаные смеси, нефтегрунт и др. (см. табл. П. 10.1 приложения 10).

2.7.2. При использовании для устройства покрытий сборных железобетонных плит допускается в качестве укрепления краевой полосы обочины использовать дополнительную ширину покрытия, возникающую, если суммарная ширина плит превышает требуемую ширину покрытия. При этом должна быть предусмотрена соответствующая разметка, отделяющая проезжую часть от обочины.

2.7.3. При односкатном профиле на вираже внутренняя обочина должна быть укреплена материалом, хорошо сопротивляющимся эрозии (щебень или ПГС оптимального состава, грунты, укрепленные вяжущими и т. п.). При этом могут применяться сборные конструкции из материалов, указанных в п. 2.7.1.

Такие же укрепления обочин следует предусматривать на участках с продольным уклоном дороги более 30 , а также на участках примыканий и пересечений и на участках, проходящих вблизи промышленных зон.

2.7.4. Для укрепления откосов следует применять слои из торфа и торфопесчаных смесей с засевом трав, грунты, укрепленные вяжущими (цемент и нефть), геотекстиль, сборные решетчатые конструкции, бетонные плиты и другие конструкции, предусматриваемые соответствующими альбомами типовых конструкций.

2.7.5. При назначении конструкции укрепления откоса необходимо учитывать особенности природных условий региона строительства, наличие местных материалов, условия подтопления откоса, срок службы дороги, а также реальные сроки начала и окончания строительства земляного полотна. Принимаемая конструкция укрепления должна обеспечивать защиту поверхности откоса от эрозии (водной и ветровой) как в период строительства, так и при эксплуатации дороги и обеспечивать минимум затрат на содержание.

2.8. Мосты и трубы

2.8.1. Применение труб на постоянно действующих или скрытых водотоках может допускаться только в случаях, когда предусматриваются специальные противоналедные мероприятия.

2.8.2. На постоянно действующих и скрытых водотоках предусматриваются мосты или сооружения незамкнутого поперечного сечения, не нарушающие тепловодного режима водотока и обеспечивающие безнапорный режим протекания воды.

2.8.3. Элементы поперечного профиля на мостах принимают в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03—84.

2.8.4. При проектировании переходов на периодических (перемерзающих) водотоках с расчетным расходом до 30 м3 /с могут применяться трубы из гофрированного металла диаметром не менее 1,5 м и некондиционные стальные трубы диаметром 1,42 м, а в отдельных случаях диаметром 1,22 м.

2.9. Обустройство дорог и защитные дорожные сооружения

2.9.1. Обустройство дорог и защитные дорожные сооружения проектируют в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02—85 и СНиП 2.05.07—85, как для дорог общей сети аналогичных категорий.

2.9.2. Для устройства знаков и сигнальных столбиков следует предусматривать в максимальной степени применение местных материалов.

2.10. Дорожная и автотранспортная службы

2.10.1. Для организации служб по содержанию и ремонту дорог, обслуживанию пассажиров и автотранспорта должны предусматриваться соответствующие комплексы зданий и сооружений. Комплексы зданий и сооружений, как правило, должны разрабатываться отдельным объектом на основе специальных обоснований и учитывать потребности в обеспечении дорожной и автотранспортной службами месторождения, группы месторождений, нефтедобывающего района в целом.

2.10.2. Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб следует располагать у населенных пунктов и объектов обустройства нефтяных месторождений на площадках, непосредственно примыкающих к полосе отвода автомобильной дороги.

Для комплексов зданий и сооружений следует предусматривать общее энергетическое снабжение, водопровод, связь и т. п., учитывая возможность кооперирования с близко расположенными предприятиями или коммуникациями населенных пунктов.

Структура дорожной и автотранспортной служб, а также комплекс зданий и сооружений в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02—85 и СНиП 2.05.07—85 подлежат согласованию с заказчиком. При этом учитываются:

наиболее прогрессивные формы структуры дорожной и автотранспортной служб;

данные технических изысканий и технико-экономические обоснования развития сети этих дорог нефтегазодобывающего района;

комплексное обслуживание подразделениями дорожной и автотранспортной служб всей сети дорог, в том числе сезонного и временного действия, расположенных в каждом нефтегазодобывающем районе.

2.11. Проектирование мероприятий по охране окружающей среды

2.11.1. Трассы автомобильных дорог нефтяных промыслов, земельные участки, отводимые под притрассовые карьеры и резервы, для размещения временных производственных баз, временных подъездных дорог и для других нужд строительства, надлежит согласовывать в соответствии со СНиП 1.02.01—85, а также с Земельным и Водным кодексами РСФСР.

2.11.2. В целях экономного использования земельных площадей и наименьшего ущерба окружающей среде автомобильные дороги следует прокладывать в общих коридорах коммуникаций, которые становятся неотъемлемой частью экосистемы*.

Располагать транспортные коридоры следует по возможности в переходных зонах между двумя экосистемами. При этом предпочтение должно отдаваться более молодым, развивающимся и менее устоявшимся экосистемам по сравнению с более зрелыми, древними и устойчивыми.

_____________

* Под экосистемой следует понимать определенную часть ландшафта с характерными для него внешними факторами, растительным и животным миром, включая акклиматизированные виды.


2.11.3. Трассировать автомобильные дороги и выбирать места расположения карьеров и резервов под размещение временных производственных баз, временных подъездных дорог и других объектов, относящихся к строительству дорог, следует с учетом сохранения более плодородных земель, земель, занятых ценными лесными массивами или группами леса, а также мест массового размножения или токования, жировок (питания), отстоя и путей миграции диких животных и птиц.

Трассирование промысловых автомобильных дорог и выбор местоположения объектов, связанных со строительством этих дорог в упомянутых выше местах, оказывающих значительное влияние на охотничий фонд (охотничье-промысловых зверей и птиц), согласовываются с управлением охотничье-промыслового хозяйства при облисполкомах.

При трассировании следует избегать проложения дорог:

по местности, занятой основными кормами (особенно прирусловым осинником и тальником) ценных охотничье-промысловых зверей, местам токов, гнездовьям птиц, а также местам отдыха перелетных птиц (особенно дресвам песчаным косам вдоль рек);

в заповедниках и на участках леса, выделенных для научных целей;

в частях зеленых зон, лесах, расположенных в радиусе 2 км вокруг домов отдыха н профилакториев, пионерских лагерей, пансионатов, дачных поселков, а также участках реликтовых и живописных лесов, являющихся памятниками природы и семенными угодьями;

на берегозащитных полосах шириной 300 м вдоль рек (по каждому берегу), вокруг озер и водоемов (если не установлена иная ширина берегозащитных полос) и шириной 100 м вдоль рек по каждому берегу, по которым не выделены запретные полосы, при величине водосбора более 2500 га;

на полосе леса шириной 2 км по границе с тундрой;

в лесах, расположенных на склонах оврагов, балок, а также на легко размываемых и выветриваемых грунтах;

на защитных полосах установленной ширины вдоль автомобильных и железных дорог;

на лесных участках площадью до 100 га, расположенных среди безлесных пространств.

2.11.4. Перед местами переходов крупных зверей следует предусматривать установку специальных знаков или дорожных знаков с дополнительными табличками “животные на дороге”.

2.11.5. На заболоченных и заозеренных территориях искусственные сооружения следует проектировать с учетом нарушений естественных уровней грунтовых и поверхностных (паводковых, меженных) вод.

2.11.6. При проектировании мостовых переходов через реки для предотвращения растепления вечномерзлых грунтов необходимо предусматривать меры, исключающие возможность местных застоев воды и других нарушений бытового режима водотока.

Как правило, следует избегать пересыпки рек, проток, ручьев дамбами без предварительного устройства водопропускных сооружений, а также не допускать размывов русел в местах мостовых переходов через реки, имеющие важное рыбохозяйственное значение.

2.11.7. При пересечении рек пульпопроводами следует предусматривать резервную нитку дюкера. Места перехода пульпопроводов и водоотводов через реки следует избирать ниже по течению реки от мостов, пристаней и водозаборов на расстоянии не менее 50 м. Не допускается располагать такие переходы выше по течению реки на расстояниях:

от мостов и речных портов (вокзалов) менее 100 м;

от водозаборов при диаметре трубопровода до 500 мм 500 м, а при диаметре более 500 мм — 1000 м.

Не допускается располагать переходы на участках массового нереста и зимовья рыб и других участках, имеющих большую рыбохозяйственную ценность.

2.11.8. Сброс воды в водоток (водоем) при разработке песчаных грунтов в штабель и сооружении земляного полотна методом гидромеханизации должен осуществляться только после предварительной ее очистки в соответствующих отстойниках.

2.11.9. Основными мероприятиями при рекультивации земель следует считать:

восстановление лесов производственного характера (почвозащитные, водоохранные, снегозащитные насаждения и т. п.);

создание водоемов различного назначения (прудов для разведения рыбы, птиц, ондатры и других водных животных,. а также для водопоя и других целей).

2.11.10. На рекультивацию земель, выделяемых во временное пользование, составляется проект, который согласовывается с основным землепользователем (совхозом, колхозом, лесохозяйственной организацией) органами государственного контроля за использованием земель, органами рыбоохраны в случае размещения карьеров, карт намыва песка на акватории водоема и в береговой полосе и утверждается в установленном порядке.

2.11.11. Размеры площадей постоянных и временных отводов земель под строительство дорог, зданий и сооружении должны иметь соответствующее технико-экономическое обоснование в проектах.

3. ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКА РАБОТ

3.1. Общие требования

3.1.1. Положения настоящего раздела следует учитывать при составлении проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) в части установления сроков выполнения отдельных технологических процессов и рабочих операций, длительности технологических перерывов,. специфики применения конкретных видов машин, оборудования, приспособлений, а также использования передовых приемов труда, операционного контроля, охраны окружающей среды и соблюдения правил техники безопасности.

3.1.2. Продолжительность технологического перерыва между окончанием сооружения земляного полотна и устройством постоянной одежды устанавливается проектом по расчету срока окончания консолидации, оттаивания, стабилизации мерзлоты, осушения, других процессов, создающих существенную осадку самой насыпи или ее грунтового основания. Возможность устройства постоянной одежды по условию стабильности земляного полотна должна уточняться данными наблюдений и фиксироваться специальным актом.

Технологические перерывы следует учитывать при установлении протяженности задела земляного полотна.

3.1.3. При устройстве дорожной одежды в две стадии, если после первой стадии работ движение с расчетными скоростями не соответствует требованиям безопасности или может вызвать повреждения элементов дорожных конструкций, в приемочном акте допускается установление соответствующих ограничений нагрузок, скоростей или времени эксплуатации дороги.

3.1.4. При строительстве дороги в два этапа в соответствии с п. 1.6 земляное полотно на первом этапе надлежит возводить с учетом необходимого уширения, обеспечивающего досыпку насыпи до проектных отметок на втором этапе. расширение полотна на втором этапе строительства не допускается.

3.1.5. Все виды работ по устройству пересечений трубопроводов автодорогами согласовываются с организацией, эксплуатирующей трубопроводы, и производятся специализированными строительными организациями.

3.2. Подготовительные работы

3.2.1. До начала основных работ на участках, отведенных для строительства дороги и дорожных сооружений, а также на участках временного отвода для нужд строительства, должны быть выполнены подготовительные работы в следующем составе:

создание геодезической разбивочной основы;

перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи, электропередач, трубопроводов, коллекторов и др.;

восстановление и закрепление трассы дороги в соответствии со СНиП 3.01.03—84 и СНиП 3.06.03—85;

расчистка дорожной полосы от леса и кустарника;

предварительная периодическая очистка от снега дорожной полосы при использовании метода промороженных оснований;

подготовка территорий, отведенных под карьеры, резервы, штабели гидронамыва грунта;

строительство временных и зимних дорог, предназначенных к использованию в период строительства;

утепление специальными материалами или снегом резервов, отведенных для зимне-весенней разработки;

строительство производственных баз, временных жилых поселком.

3.2.2. При сохранении в основании насыпи дерново-растительного слоя или слоя торфа допускается при толщине насыпного слоя более 1,0 м оставлять пни высотой до 20 см.

При использовании в основании насыпи торфа древесные отходы и имеющийся валежник распределяются ровным слоем с укладкой преимущественно перпендикулярно оси насыпи.

3.2.3. При зимней разработке резервов следует предусматривать комплекс мер, обеспечивающих разработку и перемещение в насыпь преимущественно талого, а в условиях вечной мерзлоты сыпучемерзлого грунта.

При подготовке резервов для разработки грунта следует предусматривать комплекс мер, обеспечивающих бесперебойный водоотвод и быстрейшее просушивание грунтов.

3.2.4. Временные дороги, предусматриваемые для технологических целей (подъезды к карьерам, транспортные землевозные пути и т. п.) должны строиться с учетом периода и условий их эксплуатации для различных условий строительства.

3.2.5. Земляное полотно временных дорог сооружается, как правило, из грунта притрассовых резервов. При назначении высоты насыпи необходимо ориентироваться на активную снегоборьбу в зимний период или на содержание временной дороги по типу зимника.

3.2.6. Конструкция дорожной одежды временных дорог должна назначаться из расчета обеспечения проезда в течение всего срока службы дороги при допущении образования колей и других деформаций, не препятствующих нормальному режиму движения.

При наличии кондиционных грунтов, песчано-гравийных и гравийно-песчаных смесей, конструкции с деревянными сланями следует заменять на конструкции с геотекстильными материалами и покрытиями переходного и облегченного типов.

При значительных объемах перевозок в сложных грунтово-гидрологических условиях допускается устраивать временные дороги с покрытием из сборных железобетонных плит, как правило, с учетом возможности их повторного использования.

3.2.7. Основным видом временных дорог в условиях рассматриваемого региона Западной Сибири являются зимние автомобильные дороги на снеговом и ледяном покрове (автозимники) с ледовыми переправами через водные преграды.

При проектировании и строительстве автозимников следует руководствоваться специальными нормами.

3.3. Сооружение земляного полотна

3.3.1. В состав технологического процесса сооружения земляного полотна промысловых дорог входят следующие виды работ:

снятие и складирование плодородного слоя почвы (или моходернового слоя);

устройство водоотводных сооружений для перехвата поверхностных вод, поступающих из-за пределов дорожной полосы и отвода воды с дорожной полосы;

выполнение специальных работ по повышению прочности и стабильности основания насыпи (полное или частичное выторфовывание, дренаж, промораживание, армирование грунта и т. п.);

возведение насыпей и разработка выемок с послойным разравниванием и уплотнением грунта до требуемых норм;

планировка поверхности и откосов земляного полотна и выработанных резервов, укрепление откосов;

досыпка и укрепление обочин.

Состав и содержание перечисленных видов работ могут изменяться в зависимости от местных природных условий и принятых средств механизации.

Использование гидромеханизации

3.3.2. Схема намыва сооружений (земляного полотна дороги и штабелей) определяется с учетом их местоположения относительно карьера, заданного объема намываемого грунта, сроков его намыва, технических возможностей принятого к производству оборудования.

При наличии конкурирующих вариантов схема намыва определяется соответствующим технико-экономическим сравнением.

3.3.3. Объем отбора воды в реках для производства гидромеханизированных работ не должен превышать 5 % от минимального 30-суточного расхода воды при 95 % обеспеченности. Забор воды из рек с минимальным среднемесячным расходом менее 1 м3 /с возможен лишь при условии зарегулирования стока.

3.3.4. При использовании для водоснабжения открытых источников место водозабора следует выбирать:

по возможности на минимальном расстоянии (не более 2,5 км) от разрабатываемого карьера;

на участке источника с устойчивыми берегами и глубинами, достаточными для размещения водозаборных сооружений;

исходя из рыбохозяйственной характеристики нижерасположенного участка;

на расстоянии не менее 1000 м от существующего или проектируемого водозабора.

3.3.5. При расположении карьера вблизи источника водоснабжения подпитка его водой может осуществляться через входную траншею, длина которой определяется в зависимости от характеристики грунтов, слагающих траншею (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Вид грунта,

слагающего траншею

Максимальное расстояние между урезом воды водоисточника и контуром месторождения, м

Песок, супесь

150

Суглинок, глина

75


При превышении указанных в таблице значений принимается механизированная подпитка карьера водой.

3.3.6. Расчетную максимальную дальность транспортирования пульпы плавучими землесосными снарядами определяют по формуле:

где Н напор, развиваемый землесосом при данных условиях работы, м; Н геод  — геодезическая разность высот рабочей отметки воды в карьере и намываемого сооружения или штабеля песка; i в удельные потери напора на 100 м трубопровода при движении чистой воды для земснарядов с производительностью по воде до 2200 м3 0,75, более 2200 м3 1,35; К ¢ коэффициент, учитывающий повышение сопротивлений при движении пульпы, равный 1,25; К ² коэффициент, учитывающий местные потери, равный 1,15;  — коэффициент, учитывающий плотность пульпы, равный для рассматриваемых грунтов — 1,10.

В случае, когда потребная дальность транспортирования L пот превышает расчетную по принятому землесосу L зем , следует предусматривать землесосные станции перекачки, количество которых определяют из выражения

3.3.7. Интенсивность намыва в карты должна обеспечивать отдачу воды из грунта.

Длина карты намыва L к определяется из выражения

где Qz  — производительность земснаряда по грунту, м3 /сут.; В средняя ширина намываемого сооружения, штабеля, м; ht  — интенсивность намыва, м/сут (сооружения, штабеля) принимается по данным табл. 3.2.

Таблица 3.2

Намываемый грунт

Интенсивность намыва, м/сутки

Пылеватые и мелкие пески

0,2—0,6

Пески средней крупности

0,6—0,8

Пески крупные

0,8—1,5


3.3.8. Расход воды при оборотной схеме водоснабжения следует определять как сумму потерь в процессе водооборотов при транспортировании грунта, на испарение, фильтрацию, потерь воды в порах грунта, укладываемого в насыпь. Компенсация потерь воды при оборотном водоснабжении должна осуществляться за счет дебита открытого водоисточника, притока грунтовых вод (при разработке обводненных карьеров) или за счет подкачки из другого водоисточника.

3.3.9. Разработку песчаных грунтов обводненного карьера без вскрыши или при незначительной мощности вскрыши (при соотношении вскрыши к полезной толще равной или меньше 1 :3 при глубине забоя Н до 6 м; 1 :4 при Н св. 6 м и до 12 м; 1 :6 при Н св. 12 м) предусматривают на всю проектируемую мощность карьера, при большей предварительно убирается грунт вскрыши, а способ производства работ устанавливают в проекте по данным технико-экономического обоснования.

3.3.10. Грунты, разрабатываемые в карьере плавучими земснарядами, не должны содержать более 2 % крупных включений более 0,7 диаметра входного патрубка землесоса, а также значительного количества прослоек трудноразмываемых суглинков и глин.

Грунты, разрабатываемые в карьере гидромониторами, не должны содержать валунов более 5 %. Использование грунтов с большим содержанием крупных включений и грунтов с содержанием глинистых и пылеватых частиц в количестве более 15—20 % должно быть обосновано проектом.

3.3.11. Сброс отработанной воды с карт намыва предусматривают через деревянные водосбросные колодцы шандорного типа, в основании которых закладывается труба (коллектор), отводящая воду за пределы карт намыва.

Размеры водосбросных колодцев (квадратного, треугольного или круглого сечения) зависят от пропускаемого расхода отработанной воды и определяются гидравлическим расчетом.

Выбор места расположения водосбросного колодца должен производиться в зависимости от способа намыва, характеристики намываемого грунта и рельефа местности.

3.3.12. Водосбросные колодцы и коллекторы по окончании намыва насыпи замываются дренирующим грунтом. Предварительно до замыва верхняя часть колодца разбирается на глубину не менее 1 м. Концевой участок сбросной трубы на длину не менее 5 м удаляется из тела насыпи, а образовавшаяся траншея заполняется грунтом.

Сооружение земляного полотна на болотах методом выторфовывания

3.3.13. Удаление торфа из основания насыпи на болотах I, II и III -А типов осуществляется экскаваторами, на болотах III -Б типа способом выдавливания весом насыпи. На болотах I типа (глубиной до 1 м) допускается удаление торфа бульдозерами болотной модификации.

В теплый период года выторфовывание экскаватором выполняют на болотах I, II типов (при глубине до 4 м) с обязательным использованием инвентарных щитов или устройством лежневого настила.

3.3.14. Нижняя часть насыпи по летней технологии устраивается из песка и отсыпается в воду, заполняя траншею выторфовывания после достижения возвышения 0,3—0,6 м над уровнем воды в болоте.

3.3.15. По зимней технологии нижняя часть насыпи возводится в сухой траншее с послойным уплотнением грунтов катками.

Подготовку полосы для устройства сухой траншеи следует начинать, когда болото промерзает на глубину 10—15 см. Для более быстрого промерзания торфа с внешних сторон траншеи выторфовывания, по путям движения экскаваторов, очищают от снега, кустарника, мелколесья и кочек полосы шириной 10 м, используя бульдозеры на легких и средних гусеничных тракторах, предпочтительно болотной модификации. Снег на месте будущей траншеи сохраняют до начала работ по выторфовыванию, чтобы не допустить глубокого промерзания болота (рис. 3.1, а ).

Для обеспечения безопасной работы экскаваторов толщина промерзшего слоя торфа па боковых полосах движения должна составлять:

Масса машин, т .......... ............................... 10 15 25

Наименьшая толщина промерзшего слоя

болота I типа, см ....................................... 20 24 30

То же болота II типа, см ....... .................... 24 35 48

На болотах I типа сухую траншею устраивают путем естественного промораживания стенок траншеи в процессе ее разработки (рис. 3.1, б ).





Рис. 3.1. Устройство земляного полотна с выторфовыванием

в зимний период:

а подготовка промороженного слоя на полосах движения; б устройство основной траншеи на болотах I и II типа; в предварительное устройство боковых полос (мерзлотных экранов) на болотах II типа


На болотах II и III -А типов для получения сухой траншеи устраивают мерзлотные экраны толщиной не менее 30 см.

Для этого экскаватором устраивают по обеим сторонам траншеи выторфовывания прорези до дна болота с откачкой из них воды до завершения промерзания стенок прорезей на указанную выше толщину (рис. 3.1, в ).

На болотах III -Б типа сухую траншею получают путем вымораживания с поверхности и послойного удаления замерзшего торфа.

3.3.16. Удаление слабого грунта из основания способом выдавливания весом насыпи выполняется на болотах III -Б типа отсыпкой грунта способом “от себя” с надвижкой бульдозером.

При наличии более прочного верхнего слоя отдавливание грунта в стороны облегчается устройством с наружной стороны подошвы насыпи траншей-торфоприемников, ширина которых должна быть не менее половины ширины отжимаемого слоя.

При соответствующем технико-экономическом обосновании удаление торфа может быть выполнено с помощью взрыва.

Сооружение насыпей на торфяном основании

3.3.17. Устройство насыпей на основании из торфяных и других слабых грунтов допускается в зимнее и в летнее время.

При летнем производстве работ отсыпка насыпи, как правило, ведется “от себя” с проездом автосамосвалов по насыпному слою.

При зимнем производстве может применяться схема отсыпки “на себя”, позволяющая расширить фронт работы. В этом случае для уплотнения болотной толщи весом насыпи в процессе ее отсыпки глубина промерзания болота должна быть не более 0,5 м.

3.3.18. Для ускорения осадки насыпей на слабом основании следует использовать методы временной пригрузки, частичного выторфовывания, дренажных прорезей, боковых прорезей и т.п.

Конструктивные и технологические мероприятия, направленные на ускорение осадки, подлежат индивидуальному расчету на основе данных о свойствах грунтов в основании земляного полотна и должны включаться в состав проектной документации.

3.3.19. Эффективным технологическим способом сокращения сроков осадки насыпи, возведенной на слое торфа, является временная пригрузка.

В качестве временной пригрузки применяют слой грунта толщиной от 1 до 3 м (в зависимости от требуемого ускорения). Пригрузочный слой отсыпают, как правило, из того же грунта, сразу же после устройства насыпи проектной толщины, на всю ширину земляного полотна поверху.

Пригрузочный слой отсыпают без уплотнения путем надвижки бульдозером или отсыпкой автосамосвалами “вприжим”.

3.3.20. При значительном протяжении участка насыпи на торфе следует применять метод “подвижной пригрузки”, при котором после достижения пригруженной насыпью проектной осадки грунт пригрузочного слоя с данного участка снимают и перемещают постепенно к фронту отсыпки насыпи. При этом темпы перемещения пригрузки должны быть равными темпам отсыпки основной насыпи на данном участке (рис. 3.2).

Правильность выполнения работ методом временной пригрузки контролируется наблюдениями за ходом осадки пригруженной насыпи.


1. Подготовка основания. Устройство землевозного пути. Бульдозер на уширенных гусеницах.

2. Отсыпка и выравнивание первого слоя. Автосамосвалы, Бульдозер

3. Уплотнение первого слоя. Катки

4. Отсыпка и уплотнение второго слоя. Автосамосвалы. Бульдозер. Катки

5. Отсыпка пригрузочного слоя. Автосамосвалы. Бульдозер

6. Технологический перерыв (выдерживание пригрузки)

7 . Удаление пригрузки. Скреперы или погрузчик с автосамосвалами


h 1 толщина I слоя насыпи; hs проектная толщина насыпи; h пр толщина пригрузочного слоя; S 1  — осадка от I слоя; S 2 — осадка после отсыпки насыпи; S пр  — проектная осадка

Рис. 3.2. Технологическая схема потока работ по сооружению земляного полотна с временной пригрузкой


3.3.21. Важнейшим условием обеспечения качества дороги, построенной с использованием торфа в основании насыпи, является соблюдение предусмотренной проектом толщины, равной величине возвышения над окружающей поверхностью, плюс расчетная величина осадки, установленного проектом режима отсыпки.

В процессе возведения насыпи и после его окончания необходимо осуществлять контроль толщины насыпи (рабочая отметка плюс осадка) и хода осадки во времени.

3.3.22. Длительность технологического перерыва между окончанием отсыпки насыпи проектной толщины и устройством постоянного покрытия должна быть установлена проектом исходя из допустимой величины (скорости) осадки на завершающем этапе консолидации грунта в основании земляного полотна с учетом сезона производства работ.

Закрыть

Строительный каталог