ВСН 26-90, часть 2
2.4.11. При нагрузках и осадках трубопровода от веса дорожной насыпи, превышающих допустимые, применяются следующие решения:
изменение конструкции земляного полотна автодороги с целью снижения нагрузки на трубопровод;
замены просадочного грунта в основании трубопровода на непросадочный;
переукладка участка трубопровода на новое, более плотное основание;
осаживание участка трубопровода по допустимому радиусу упругого изгиба на соответственно подработанное основание.
Все указанные решения необходимо вновь проверить расчетом на прочность трубопровода.
2.4.12. В особо сложных условиях допускается совмещенный способ прокладки автодорог и трубопроводов, предусматривающий прокладку трубопроводов в откосной части земляного полотна либо в присыпной берме. Исключение составляют газопроводы, прокладка которых в земляном полотне автодорог всех категорий не допускается (СНиП 2.05.06—85). Прокладка трубопроводов в откосной. части предусматривается преимущественно в насыпях, возводимых гидромеханизированным способом. При этом трубопроводы располагаются, по возможности, с одной стороны автодороги, а линии связи с ЛЭП —с другой. Целесообразность совмещенного способа прокладки определяется на основании технико-экономического анализа с учетом улучшения условий эксплуатации трубопроводов и уменьшения ущерба окружающей среде.
В районах с сильной метелевой деятельностью и при наличии сильнольдистых вечномерзлых грунтов при решении вопроса о совместном проложении дороги и трубопроводов необходимо учитывать отепляющее действие снега, откладывающегося на берме.
2.4.13. При совмещенной прокладке бровка земляного полотна должна быть выше присыпной бермы. Расстояние по горизонтали от ближайшего трубопровода до бровки земляного полотна должно быть не менее 1 м.
Грунт присыпной бермы должен быть, по возможности, однородным с грунтом тела насыпи автодороги. Допускается использование местного грунта (торф, суглинок), отличающегося по своим свойствам от грунта насыпи автодороги, при условии обеспечения устойчивости присыпной бермы.
2.4.14. Съезды и въезды при совместной прокладке должны иметь твердое покрытие, аналогичное типу покрытия на дороге. Длина съездов и въездов с покрытием принимается не менее чем на 25 м больше расстояния от оси дороги до оси крайнего трубопровода.
2.4.15. Водопропускные сооружения предусматриваются на всю ширину совмещенного земляного полотна.
При этом прокладка трубопровода через водопропускные сооружения возможна:
упругим изгибом в вертикальной плоскости или с применением кривых вставок как над водопропускным сооружением, так и под ним;
надземным переходом на эстакаде.
Выбор типа перехода осуществляется в зависимости от конструкции земляного полотна и водопропускного отверстия, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, параметров трубопроводов.
На переходах через постоянно действующие водотоки допускается прокладка трубопроводов и кабельной связи по автодорожным мостам при соответствующем технико-экономическом обосновании и выполнении требований СНиП 2.05.06—85.
2.4.16. При подземной прокладке трубопроводов на болотах вдоль автомобильных дорог минимальное расстояние от подошвы насыпи до траншеи должно быть не менее двойной глубины траншеи. Запрещается устройство котлованов вдоль дорог на болотах на расстоянии, меньшем двойной глубины болота.
2.5. Земляное полотно
2.5.1. Индивидуальные проекты земляного полотна разрабатываются (кроме случаев, указанных в СНиП 2.05.02—85):
для насыпей на слабых и вечномерзлых грунтах при пересечении дорогой эксплуатируемых трубопроводов;
для насыпей на болотах, сооружаемых на промороженных основаниях;
при использовании в насыпях торфяных грунтов, грунтов с повышенной влажностью и мерзлых комьев (в количестве, превышающем допустимое по СНиП 3.06.03—85);
при использовании пылеватых или мелкозернистых песков при отсыпке их в воду;
при армировании земляного полотна геотекстильными прослойками;
при строительстве земляного полотна с использованием энергии взрыва;
при строительстве земляного полотна на участках проявления солифлюкции, а также сложенных грунтами с линзами льда, растепление которых приведет к разрушению либо снижению транспортно-эксплуатационных характеристик дороги (проектирование ведется с использованием ВСН 84—89);
при совместной прокладке с дорогой промысловых коммуникаций (газо- и нефтепроводы, водоводы, ЛЭП, связь, автоматика и т. п.).
2.5.2. Проектирование земляного полотна на болотах, при пересечении озер, на участках с переувлажненными грунтами, на участках с вечной мерзлотой в случае, если эти участки в силу природной обстановки составляют более 10 % протяженности трассы, необходимо осуществлять на основе региональных типизации природных условий и конструктивно-технологических решений (см. табл. 2.6). Типизации должны разрабатываться с учетом районирования территории региона по природным условиям. При отсутствии или неприменимости имеющихся типизации решение осуществляется в рамках индивидуального проектирования.
В случаях, когда обеспечение возвышения насыпей, отвечающего условию снегонезаносимости по СНиП 2.05.02—85, сопряжено с большими затратами, невыполнением заданных темпов строительства и т. п. допускается при соответствующих технико-экономических обоснованиях проектировать земляное полотно на промысловых автомобильных дорогах с насыпями меньшей высоты. При этом должны быть предусмотрены активные методы борьбы со снежными заносами При соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается предусматривать содержание этих дорог в зимнее время по типу содержания автозимников. Указанная возможность должна быть оговорена заказчиком в задании на проектирование.
Земляное полотно на болотах
2.5.3. Конструкции земляного полотна на болотах назначаются на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом:
категории дороги и типа применяемого покрытия;
физико-механических свойств торфяной залежи, ее мощности и характера напластования, определяющих строительный тип болота;
степени и характера заболоченности района проложения трассы, дальности возки грунта в земляное полотно;
сроков и времени проведения строительных работ.
Независимо от глубины болота и длины участка его пересечения необходимо в качестве варианта проектного решения для сравнения рассматривать земляное полотно с использованием торфа в основании насыпи.
2.5.4. При высоте насыпи до 2,5 м (рабочая отметка земляного полотна) и глубине болота до 9 м проектирование осуществляется на основе региональных типизации болотных грунтов и болот с применением региональных типовых конструктивно-технологических решений.
Таблица 2.6
Тип болота |
Характеристика деформаций грунта в основании насыпи |
Характеристика режима отсыпки |
Возможное наличие типов (по прочности) грунтов, слагающих болота |
1 |
Сжатие |
Любая скорость |
Только тип 1 (1-А, 1-Б) |
II |
Сжатие |
Скорость отсыпки ограничена |
Тип 2 обязателен. Возможно наличие типа 1 |
III -А |
Выпор, частично сжатие |
Как правило, скорость отсыпки ограничена |
Возможно наличие всех типов. Тип 3 и тип 1 обязателен |
Б |
Выпор |
Любая скорость отсыпки |
Только тип 3 |
Примечания. 1. Толщина выделенных слоев в слабой толще должна составлять не менее 10 % от общей мощности болота.
2. При малой мощности типа 3 (менее 1—1,5 м) вместо выпора может происходить сильное уплотнение, при котором сжатие слоя практически близко к его мощности.
Оценка болотной толщи как основания осуществляется посредством определения типа болота (табл. 2.6) по наличию тех или иных типов болотных грунтов по прочности и подтипов по деформативности (табл. 2.7).
При этом различают три типа грунтов по прочности (табл. 2.7):
1 — грунты, которые обладают достаточной прочностью в природном состоянии и при передаче на них расчетной нагрузки могут только сжиматься независимо от скорости передачи нагрузки;
2 — грунты, не обладающие в природном состоянии достаточной прочностью, вследствие чего при быстрой передаче на них проектной нагрузки они выдавливаются, а при медленной — сжимаются;
3 — грунты, которые при передаче на них указанной нагрузки в любом случае выдавливаются из-за недостаточной прочности в природном состоянии и недостаточной упрочняемости при уплотнении.
2.5.5. При разработке проектов следует использовать типовые конструктивные решения, разрабатываемые в развитие основных схем, представленных в приложении 1. При этом должна быть оценена устойчивость, определена конечная осадка и время завершения ее интенсивной части, а также выполнена проверка конструкции на допустимые упругие колебания.
Проверка на упругие колебания не требуется при суммарной толщине дорожной одежды и насыпи, сооружаемой из минеральных грунтов, не менее величин, указанных в таблице П. 4.1 приложения 4.
Таблица 2.7
Подгруппа |
Разновидность |
Тип по |
Подтип по |
Сопротивление |
Влажность, |
Сопротивление |
Модуль осадки e p , мм/м, при давлении, кгс/см2 |
||||
|
|
прочности |
деформативности |
сдвигу кгс/см2 |
% |
зондированию, кгс/см2 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0 ,8 |
1,0 |
|
Маловлажный |
1 |
А |
³ 0,15 |
< 600 |
> 0,3 |
80 |
170 |
220 |
280 |
330 |
|
Средней влажности |
|
Б |
³ 0,10 |
600—800 |
> 0,3 |
150 |
270 |
350 |
430 |
500 |
Торф |
Очень влажный |
2 |
— |
³ 0,05 |
800—1200 |
> 0,3 |
220 |
340 |
430 |
500 |
580 |
|
Избыточно-влажный |
3 |
А |
< 0,05 |
>1200 |
³ 0,3 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Жидкий |
|
Б |
— |
— |
< 0,3 |
— |
— |
— |
— |
— |
Органо- |
Маловлажный |
1-2* |
|
> 0,1 |
< 350 |
— |
< 180 |
||||
сапропель |
Средней влажности |
2 |
|
0,14 ¸ 0,09 |
350 ¸ 600 |
— |
180 ¸ 480 |
||||
(П > 60 %) |
Очень влажный |
2—3** |
|
0,17 ¸ 0,06 |
600 ¸ 1200 |
— |
> 480 |
||||
|
Избыточно-влажный (жидкий) |
3 |
|
< 0,01 |
> 1200 |
— |
— |
||||
Органо- |
Маловлажный |
1—2* |
|
> 0,15 |
< 150 |
— |
< 120 |
||||
минеральный |
Средней |
2 |
|
0,17 ¸ 0,09 |
150 ¸ 400 |
— |
120 ¸ 300 |
||||
сапропель |
Очень влажный |
2—3** |
|
0,12 ¸ 0,06 |
400 ¸ 900 |
— |
> 300 |
||||
(10 % < П < 60 %) |
Избыточно-влажный |
3 |
|
< 0,01 |
> 900 |
— |
— |
* Для уточнения типа необходимы лабораторные испытания на сдвиг и компрессию. К 1 типу относить органический сапропель при W < 200 % и органо-минеральный при W < 50 %.
** К третьему типу относить органический сапропель при W > 1000 % и органо-минеральный при W > 550 %.
Типизация органических и органо-минеральных грунтов выполнена применительно к насыпям высотой до 2,5 м. Для насыпей большей высоты тип грунта определяется соответствующими расчетами.
2.5.6. В целях ускорения осадок основания насыпей при отсыпке их на болотах I и II типа в зимнее время на промерзший торф в основании следует предусматривать продольные прорези в торфяной толще с обеих сторон вдоль подошвы насыпи. Глубина прорезей должна быть не менее глубины промерзания болота, ширина 0,4—0,6 м, расстояние от подошвы насыпи 2—3 м. Необходимо предусматривать мероприятия по теплоизоляции торфяной толщи в зоне прорезей, исключающие смерзание (геотекстильные прослойки с засыпкой снегом и т. п.).
2.5.7. В целях снижения деформаций в период эксплуатации на участках сопряжений насыпей с мостами, на пересечениях с проектируемыми трубопроводами, в местах устройства водопропускных труб, в зоне границ болот при значительных уклонах дна болота в продольном или поперечном направлении следует предусматривать временную пригрузку. На сопряжении земляного полотна с мостами и трубами, с участками с полным выторфовыванием, а также на пересечениях с промысловыми коммуникациями может предусматриваться выторфовывание с переменной глубиной (с уклоном 1:10).
2.5.8. В целях повышения темпов, снижения трудоемкости строительства промысловых автомобильных дорог целесообразно использовать на болотах I и II типов в нижней части насыпи торфяные грунты (рис. П. 1.8, приложение 1). В этом случае предусматриваются боковые резервы, закладываемые не ближе 5 м от подошвы насыпи. Глубина резерва не должна превышать 2 м, а заложение откосов принимается от 1:0,5 до 1:1. При невозможности использовать торф из боковых резервов (глубокие болота II типа, близкое расположение трубопроводов, озер и т. д.) предусматривают притрассовые торфяные резервы.
Допускается использовать слабо- и среднеразложившийся торф с влажностью в резерве не более 850 %. Требуемая плотность в теле насыпи должна быть не менее 0,15 г/см3 .
Торфяная часть насыпи после завершения осадки должна возвышаться над поверхностью болота не менее чем на 0,3—0,5 м и иметь двухскатный уклон 40— 50 ‰ . Толщина минеральной части определяется на основе комплексного расчета дорожной конструкции (приложение 4).
2.5.9. Расчет осадок насыпей в случае использования региональной типизации болотных грунтов и болот необходимо выполнять по методике, изложенной в приложении 3.
В случае неприменимости региональных типизации необходимо выполнять расчеты устойчивости, осадки и хода ее во времени в соответствии с методикой, изложенной в приложении 2. В этом случае по результатам расчета устойчивости устанавливают тип основания и определяют характер необходимых мероприятий по обеспечению устойчивости и стабильности основания (табл. 2.6).
2.5.10. При проектировании земляного полотна с полным выторфовыванием в случае выполнения работ в зимнее время следует предусматривать мероприятия по обеспечению устойчивости откосной части, исключающие ее деформации в процессе эксплуатации при оттаивании. С этой целью на болотах II и III -А типов при расположении грунтов 2 и 3 типа над грунтом 1 типа траншеи выторфовывания уширяются по сравнению с шириной подошвы насыпи на величину:
где Н — мощность слоев 2-го и 3-го типов, м; т — коэффициент, принимается для грунтов 2-го типа равным 0,5, для грунтов 3-го типа — 1,0.
2.5.11. Частичное выторфовывание целесообразно предусматривать на болотах I и II типов в случае, если упругие колебания или прогибы при устройстве насыпи заданной высоты будут превышать допустимую величину, а повышение рабочей отметки не представляется возможным (сопряжение, примыкания и т. д.). Это же решение может быть применено при необходимости уменьшить конечную осадку.
2.5.12. Посадка насыпи на минеральное дно болота может быть предусмотрена на болотах III -Б и на болотах III-А типа при расположении торфов 1-го типа в верхней части болотной толщи.
В последнем случае с обеих сторон земляного полотна устраиваются торфоприемники, прорезающие прочные слои торфа. Объем торфоприемников должен быть не менее половины объема отложений, подлежащих выдавливанию. Для ускорения посадки насыпи на минеральное дно в проектах необходимо предусматривать соответствующие технологические меры. Заложение откосов насыпи принимается в зависимости от вида отсыпаемого грунта не менее, чем указано в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Вид грунта |
т 1 (над поверхностью болота) |
т 2 (ниже уровня болота) |
Песок мелкий и пылеватый |
2,5 |
4—6 |
Песок крупный и средний |
1,5 |
2 |
При необходимости посадка насыпи на минеральное дно может быть предусмотрена и на болотах I и II типов. В этом случае для посадки насыпи используются взрывные работы.
2.5.13. При соответствующем технико-экономическом обосновании может быть применена конструкция земляного полотна на болоте в виде насыпи на промороженном основании. Такое решение может применяться в районах со среднегодовой температурой ниже —1°С на болотах I типа и обычно оказывается экономически целесообразным при глубине болота более 2 м и длине перехода более 1—2 км.
Не рекомендуется проектировать промороженные основания на участках мочажин, топей и проточных топей с циркулирующими потоками болотных вод.
2.5.14. Конструктивные размеры земляного полотна на промороженных основаниях назначают с учетом климатических условий района, типа болот и мощности торфяной залежи, уровня воды на болоте, конструкции дорожной одежды.
При проектировании земляного полотна следует установить:
высоту верхней (минеральной) и нижней (торфяной) частей насыпи;
время, требуемое для промораживания торфяной залежи на заданную глубину;
другие деформации дорожной конструкции.
Прочность дорожной конструкции проверяется комплексным расчетом согласно приложению 5. Время, требуемое для промораживания торфяной залежи на заданную глубину, определяется по приложению 5.
Поперечные профили земляного полотна на промороженных основаниях следует проектировать с учетом типа болот применительно к схемам приложения 1 .
Земляное полотно на участках распространения глинистых грунтов повышенной влажности
2.5.15. Для возведения земляного полотна допускается применять грунты с влажностью, обеспечивающей возможность уплотнения до Ку не ниже 0,90.
В земляном полотне из глинистых грунтов с влажностью выше допустимой (по СНиП 2.05.02—85) верхнюю часть следует проектировать из песчаных или супесчаных непучинистых грунтов с числом пластичности не более 3 (рис. П. 1.2, приложение 1). Минимальная толщина h min насыпного слоя грунта из песчаных и непучинистых супесчаных грунтов от поверхности покрытия допускается для дорог общего пользования равной 1,2 м, промысловых — 1,0 м. Для насыпей, сооружаемых с использованием глинистых грунтов с влажностью .выше допустимой, необходимо предусматривать запас на осадку в соответствии с табл. 2.9.
2.5.16. Низкие насыпи высотой равной или меньшей h min , отсыпаемые на основаниях из глинистых грунтов, с влажностью выше допустимой, а также мелкие выемки следует проектировать аналогично п. 2.5.15. При высоте насыпи меньшей h min производится соответствующая замена грунта с влажностью выше допустимой в основании.
Таблица 2.9
Толщина слоя грунта, м |
до 1,0 |
1,0—2,0 |
2,0—3,0 |
Запас на осадку, % (от толщины слоя) |
5 |
6 |
8 |
Мелкие выемки разделываются под насыпь с частичной заменой грунта с влажностью выше допустимой. Выемки глубиной от 1 до 6 м устраиваются с закюветными полками или разделываются под насыпь с частичной заменой грунта с влажностью .выше допустимой (рис. П. 1.3). Общая толщина дорожной одежды и привозного грунта h min принимаются в соответствии с п. 2.5.15.
2.5.17. При проектировании насыпей из глинистых грунтов с влажностью выше допустимой можно предусматривать их возведение как в летний, так и в зимний периоды. Для улучшения условий производства работ в летний период допускается предусматривать конструкции насыпи с чередованием слоев глинистого грунта с влажностью выше допустимой и песка или легкой супеси с числом пластичности не более 3.
Толщина глинистых слоев назначается в зависимости от высоты насыпи, но не более 1,5 м, а песчаных — не более 0,5 м.
При соответствующем технико-экономическом обосновании песчаные слои частично могут быть заменены геотекстильными прослойками с толщиной материала не менее 4 мм.
2.5.18. При необходимости улучшить условия производства работ при использовании грунтов с влажностью выше допустимой, а также для повышения надежности работы конструкции следует применять геотекстильные прослойки на границе между грунтом с влажностью выше допустимой и вышележащим слоем.
Земляное полотно на поймах рек и пересечениях озер
2.5.19. Земляное полотно на поймах рек и пересечениях озер проектируют с учетом волновых воздействий, ледохода и пойменных течений в соответствии с принципиальными решениями, указанными в приложении 1.
2.5.20. Расположенные на поймах рек промысловые автомобильные дороги, эксплуатация которых может допустить временный перерыв движения автомобильного транспорта или транспортное обеспечение которых на период паводка может быть обеспечено другими видами транспорта (водный, воздушный), допускается проектировать с отметками бровки земляного полотна на уровне или ниже расчетного уровня паводковых вод. Руководящая отметка бровки земляного полотна на затопляемых участках должна устанавливаться технико-экономическим обоснованием из условий обеспечения оптимального или директивного срока перерыва движения в паводок.
2.5.21. Откосы и обочины затопляемых насыпей должны быть укреплены от размыва паводковыми водами, переливающимися через полотно дороги. Способы защиты насыпей от размыва должны выбираться на основе технико-экономического сравнения с учетом ресурсообеспечения, наличия местных материалов, способов производства работ, гидрологического и ледового режимов поймы или озера.
2.5.22. В откосной части насыпей допускается использовать местные недренирующие грунты— супеси, суглинки, глины, заторфованные минеральные грунты с коэффициентом консистенции не более 0,5 и торфа с влажностью не более 600 %. Насыпи на заболоченных поймах могут проектироваться как с полным или частичным удалением (или отжатием) слабых грунтов, так и без их удаления (п. 2.5.8).
2.5.23. При отсутствии вблизи участка строительства песчаных грунтов на незаболоченных поймах допускается использование в нижней части насыпи глинистых грунтов, если используются грунты с влажностью больше допустимой, проектирование земляного полотна выполняется в соответствии с требованиями п. 2.5.15.
2.5.24. При проектировании земляного полотна, сооружаемого с помощью автотранспорта на пересечении стариц и озер, конструкции насыпей могут приниматься в соответствии с рис. П. 1.13 приложения 1.
Ширина бермы b 1 , определяется из условия формирования в процессе эксплуатации динамически устойчивого к волновому воздействию откоса по формуле:
где h в — высота волны с учетом набега се на откос, м; Н в — глубина воды при РГВВ с требуемым % обеспеченности, м; т — крутизна динамически устойчивого к волновому воздействию откоса; n — крутизна откоса при свободной отсыпке грунта в воду.
2.5.25. При устройстве откосной части насыпи или бермы из грунта с худшими дренирующими свойствами, чем у грунта в ядре насыпи, возвышение низа дорожной одежды над бровкой бермы или недренирующей частью откоса должно быть не менее 0,6 м. В случае невозможности выполнить это условие при отсыпке недренирующего грунта в откосную часть необходимо через каждые 20 м предусматривать поперечные прорези шириной 2—3 м, которые засыпаются дренирующим грунтом.
2.5.26. Крутизна динамически устойчивых к волновому воздействию откосов определяется расчетом в зависимости от климатических и гидрологических условий и вида грунтов насыпей. Крутизну динамически устойчивых откосов допускается определять по табл. 2.10 в зависимости от вида грунта и высоты волн без учета набега ее на откос.
Таблица 2.10
Вид грунта |
Заложение откоса при высоте волны, м |
|||||
|
0 ,1 |
0 ,2 |
0,3 |
0 ,4 |
0,5 |
0 ,6 |
Песок мелкий |
5 |
7,5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Супесь легкая |
4 |
7 |
10 |
15 |
20 |
20 |
Суглинок, глина |
3 |
5 |
7,5 |
10 |
15 |
15 |
Торф |
5 |
7,5 |
10 |
15 |
— |
— |
При укреплении откосов земляного полотна от волнового воздействия заложение откосов принимается из расчета общей устойчивости насыпи, но не менее 1:2.
2.5.27. При проектировании земляного полотна во всех случаях необходимо рассматривать вопрос о целесообразности намыва насыпей способом гидромеханизации непосредственно на слабые пойменные или озерные отложения.
Земляное полотно, сооружаемое с применением способа гидромеханизации
2.5.28. При сооружении земляного полотна с применением способа гидромеханизации необходимо рассматривать вопросы:
выбора схемы намыва грунта (в тело насыпи или в штабель);
выбора оборудования (типы земснарядов, насосных и перекачивающих станций и т. д.);
водоснабжения гидромеханизированных работ;
разработки грунта в карьере;
транспортирования и укладки его в сооружение;
водоотвода отработанной воды.
Вопросы электроснабжения установок гидромеханизации рассматриваются отдельным проектом и в данной инструкции не регламентируются.
2.5.29. Для насыпей, возводимых средствами гидромеханизации, следует применять дренирующие грунты. Использование мелких, пылеватых песков и супесей разрешается при условии, что в теле возводимой насыпи будет не более 15 % частиц размером менее 0,1 мм.
2.5.30. К разработке гидронамывом следует принимать карьеры с минимальной вскрышей. При мощности вскрыши более 1:4 (соотношение мощности вскрыши и мощности полезной толщи) пригодность карьера следует устанавливать соответствующим технико-экономическим расчетом.
Мощность полезной толщи в карьерах, разрабатываемых гидромонитором, должна быть не менее 3 м.
2.5.31. При определении запаса грунта в карьере, кроме установленного проектом профильного объема намываемого сооружения, должны учитываться дополнительные объемы грунта, определяемые ( в % к профильному объему) из выражения:
К = К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7 ,
где К — суммарные дополнительные объемы грунта при намыве в %; К1 — потери грунта при сбросе с водой, принимаемые по среднему гранулометрическому составу грунта карьера из расчета сброса (в % от общего содержания частиц в намываемом грунте), фракции 0,01—005 мм отмываются не более 10 % и фракции мельче 0,01 мм — 100 %; К2 — потери грунта на ветровую эрозию, принимаемые 1,0 % профильного объема сооружения; К3 — потери грунта на вынос с фильтрационной водой принимаемые для крупнозернистых и среднезернистых песков 05 %, для мелкозернистых и пылеватых песков 1,0 %; К4 — потери грунта при гидротранспорте пульпы — 0,25 %; К5 — потери грунта при работе землесосных снарядов с разорванным технологическим циклом через ковши-накопители (определяется для каждого землесосного снаряда отдельно с учетом потерь грунта в каждом ковше-накопителе); К6 — потери грунта при разработке вскрыши совместно с полезной толщей
где Н вскр — мощность вскрыши, м; Н п.т — мощность полезной толщи м; К7 — потери грунта на просор при разработке земснарядами с применением механических или гидравлических разрыхлителей (К7 = 10 % при разработке мелких пылеватых песков).
Дополнительно принимается также запас по высоте, равный 1,5 % высоты сооружений при намыве из пылеватых лесков, 1,0 % при намыве из средних песков и 0,75 при намыве из крупных и гравелистых песков.
2.5.32. Минимальное расстояние между карьером и намываемыми сооружениями должно быть не менее четырехкратной глубины карьера или не менее 75 м.
2.5.33. В случае проектирования земляного полотна на болотах I, II, III типов с обжатым профилем, первый слой допускается устраивать с распластанными откосами, последующие — с обвалованием из намываемых грунтов. Толщина намыва первого слоя в этом случае не должна быть меньше 0,6, 1,0 и 1,5 м соответственно для болот I, II, III типов.
2.6. Дорожная одежда
2.6.1. Конструкция дорожной одежды назначается с учетом категории дороги и условий ее строительства на основе схем типовых конструкций приложения 6. В необходимых случаях параметры конструкции уточняют расчетом. Дорожные одежды на промысловых дорогах разрешается рассчитывать с допущением накопления остаточных деформаций (приложение 8).
2.6.2. На дорогах общего пользования со сборными покрытиями из железобетонных плит необходимо предусматривать укрепленное основание. На промысловых дорогах, а при соответствующем обосновании и на дорогах III категории общего пользования могут применяться неукрепленные основания (ПГС, песчаные и др.). Для повышения надежности работы конструкции в этом случае следует предусматривать геотекстильные прослойки между покрытием и основанием (сплошное или в зоне швов).