ВСН 26-90, часть 4
Сооружение земляного полотна с торфом в нижней части насыпи
3.3.23. Строительство земляного полотна с использованием в нижней части насыпи торфа выполняется, как правило, в зимний период. В состав работ при этом входят следующие технологические процессы:
подготовка полосы отвода и основания;
отсыпка нижней части насыпи из торфа;
отсыпка верхней части насыпи из минерального грунта.
3.3.24. При возведении нижней части насыпи из торфа боковых резервов по полосам движения экскаватора с внешних сторон от подошвы насыпи очищают бульдозером снег, кустарник, мелколесье и кочки на ширину не менее 6 м и на длину фронта работы экскаватора (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Последовательность устройства нижней части насыпи из торфа:
а — расчистка и промораживание боковых полос; б — расчистка основания насыпи и бокового резерва; в — разработка резерва и заготовка торфа для нижнего слоя насыпи; г — расчистка второго бокового резерва; д — разработка бокового резерва с отсыпкой торфа в вал; 1 — валы снега, кустарника и мелколесья; 2 — промораживаемые полосы; 3 — снег на дорожном полотне;
4 — торфяная залежь; 5 — контур боковых резервов; 6 — валы торфа;
7 — разровненный слой торфа;
В п — ширина насыпи понизу; В р — ширина резерва
После промерзания очищенных полос на глубину, обеспечивающую безопасную работу экскаватора (см. п. 3.3.15), бульдозерами удаляют снег с основания насыпи и с полосы одного бокового резерва на длину фронта работ. Полосу другого резерва оставляют под снегом (см. рис. 3.3, б ).
Торф в резерве разрабатывают экскаватором-драглайном. При этом экскаватор движется вдоль бровки траншеи к разрабатывает ее за один проход (см. рис. 3.3, в ), заготавливая и перемещая в вал потребное количество торфа на устройство одного слоя на всю ширину нижней части насыпи. Исходя из этого определяется ширина и глубина боковых резервов.
3.3.25. Торф, уложенный в насыпь на всю ширину, до замерзания разравнивают бульдозером и уплотняют гусеницами трактора за 3—4 прохода по одному следу при скорости движения трактора 2—2,5 км/ч.
Плотность сухого торфяного грунта после уплотнения должна быть не менее 0,15 г/см3 , при плотности сухого торфа в резерве до 0,1 г/см3 и 0,18 г/см3 при плотности в резерве более 0,1 г/см3 .
К устройству второго слоя торфяной насыпи из резерва приступают сразу после уплотнения первого, предварительно очистив от снега боковой резерв (см. рис. 3.3, г ).
Второй слой устраивают в той же технологической последовательности, что и первый.
Поверхность торфяной части насыпи должна иметь двухскатный поперечный профиль, соответствующий требуемому строительному подъему (запас на осадку), определяемому в проекте.
3.3.26. После устройства торфяной части насыпи и промерзания ее сверху на 10—15 см производят послойную отсыпку и уплотнение минеральной части насыпи. Толщина слоя минерального грунта, отсыпанного по торфу в зимнее время, должна быть не менее 0,6 м, для обеспечения нормальных условий работы при досыпке насыпи до проектных отметок после оттаивания.
Уплотнение данного слоя следует выполнять, как правило, в процессе отсыпки.
3.3.27. При использовании торфа из сосредоточенных карьеров его транспортировка осуществляется по боковым промороженным полосам с последующим перемещением в поперечном направлении бульдозером. Для увеличения производительности автомобилей-самосвалов наращивают борта кузова.
3.3.28. В зимнее время для ускорения хода осадки насыпи на торфе, если не используются боковые резервы, целесообразно вдоль земляного полотна с двух сторон выполнять пропилы мерзлого слоя торфа баровой установкой.
Сооружение земляного полотна на промороженных основаниях
3.3.29. При сооружении земляного полотна дорог на промороженных основаниях выполняются следующие процессы:
подготовительные работы (промораживание болотной толщи);
намораживание торфяной плиты и устройство боковых теплоизолирующих призм из торфа;
отсыпка земляного полотна из минеральных грунтов.
В осенне-зимний период выполняют промораживание болотной толщи и намораживают торфяную плиту; в предвесенний период — отсыпают земляное полотно из минеральных грунтов и устраивают теплоизолирующие призмы из торфа.
3.3.30. Промораживание болот в полосе отвода дороги выполняют в соответствии с п. 3.3.24.
Намораживание плиты осуществляют аналогично устройству нижней части насыпи с использованием торфа (п. 3.3.25), предусматривая при этом полное промораживание каждого торфяного слоя (рис. 3.4).
Номер захватки |
I |
II |
III |
IV |
Описание процессов и наименование машин |
1 . Уборка снежного вала бульдозером с поверхности бокового резерва |
2 . Разработка бокового резерва экскаватором-драглайном с перемещением торфа в вал |
3. Разравнивание вала, торфа на ширину намораживаемой плиты бульдозером |
4. Уплотнение торфа и намораживаемой плите проходами трактора |
|
|
Рис. 3.4. Технологическая схема устройства первого слоя торфяной плиты в нижней части земляного полотна на болотах I типа:
1 — валы снега и валежника; 2 — вал торфа; 3 — нижний слой намораживаемой торфяной плиты
3.3.31. Сроки начала и окончания работ по промораживанию торфяной залежи на требуемую глубину и намораживанию торфяной плиты (Н п ) устанавливают по графику рис. 3.5.
Рис. 35 Сроки (Т ) промораживания болота (Н пр ) и намораживания торфяной плиты (Н п ) слоями различной толщины (начало работ
с момента перехода температуры воздуха через 0°С):
1 — слоями по 0,3 м; 2 — то же по 0,4 м; 3 — то же по 0,6 м
Сооружение земляного полотна на вечной мерзлоте
3.3.32. При сооружении земляного полотна в зоне вечной мерзлоты следует учитывать требования принципов проектирования на конкретных участках строительства.
3.3.33. Земляное полотно на водораздельных участках и сухих террасах, возводят в весенне-летний период. Первый слой насыпи и бермы отсыпают бульдозером путем последовательной надвижки грунта от края бермы к оси насыпи. Не допускается передвижение бульдозера по оттаявшему мохорастительному покрову в основании насыпи.
3.3.34. Земляное полотно на плоскобугристых торфяниках возводят с соблюдением следующих правил и последовательности производства работ:
удаляют бульдозером снег с дорожной полосы после промерзания торфа в мочажинах на глубину не менее 20 см;
завозят торф автомобилями-самосвалами и отсыпают и пределах ширины насыпи понизу, затем перемещают бульдозером в мочажины по способу “от себя” и разравнивают;
создают захватку длиной 40—50 м для промораживания в течение двух-трех дней (одноразовый технологический перерыв) распределенного торфяного слоя и обеспечения тем самым проезда автотранспорта, после чего продолжают завозить и перемещать торф в мочажины (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Схема выполнения работ по заполнению торфом мочажин:
1 — промороженный на 12—15 см насыпной торф; 2 — талый торф мочажин;
l 1 — зона работы автотранспорта; l 2 — то же бульдозера
3.3.35. На озерах и старицах земляное полотно с использованием торфа в основании (подводная часть) и нижней части насыпи следует возводить в зимнее время. Сооружение земляного полотна включает следующие рабочие процессы:
полное промораживание водоема; устройство сухой траншеи;
промораживание донных отложений; устройство нижней части из торфа; отсыпка верхней части насыпи из минеральных грунтов.
Земляное полотно на озерах сооружают в два этапа. На первом этапе (зимой) устраивают сухой котлован, промораживают слабые донные отложения, отсыпают на полную. высоту нижнюю часть насыпи из торфа и на высоту 0,6—0,7 м — верхнюю часть насыпи из минеральных грунтов; на втором этапе (летом) досыпают земляное полотно минеральными грунтами до проектной высоты.
3.3.36. Устройство сухой траншеи (котлована) выполняется следующими способами:
естественное промораживание водоема на ширину траншеи и удаление льда за ее пределы;
устройство по бокам траншеи перемычек из минеральных грунтов;
пригрузка ледяного покрова сверху намораживанием слоев льда.
Способ устройства сухой траншеи назначают в каждом конкретном случае в зависимости от глубины озера, климатических условий периода строительства, толщины льда и наличия механизмов.
Общие технологические схемы производства работ показаны на рис. 3.7—3.8.
Рис. 3.7. Устройство сухого котлована послойным намораживанием льда сверху:
1 — валы снега от расчистки полосы; 2 — естественный ледяной покров;
3 — намораживаемые слои льда; 4 — боковые снежно-ледяные валики;
5 — дно озера; 6 — вода
Рис. 3.8. Схема устройства перемычек:
1 — валы снега после расчистки дорожной полосы на ширину 60 м; 2 — ледяной покров; 3 — прорези во льду; 4 — вода; 5 — перемычка из минерального грунта; В т — ширина подготавливаемой сухой траншеи, равная ширине насыпи понизу
3.3.37. Метод естественного промораживания озера применяется при глубине водоема до 0,7 м. После образования ледяного покрова толщиной 0,3 м поверхность отведенной полосы систематически расчищают от снега на ширину не менее 60 м.
После полного промерзания водоема лед в границах основания насыпи разрыхляют бульдозерами-рыхлителями к удаляют бульдозерами за пределы траншеи.
3.3.38. Способ пригрузки ледяного покрова применяют на озерах глубиной более 0,7 м.
Будущий котлован по длине разбивают на ряд карт (каждая длиной по 200—250 м), которые обваловывают по периметру снегом. Поверх льда в каждой карте намораживается лед слоями толщиной до 10 см до тех пор, пока ледяной массив не опустится на дно озера.
После смерзания ледяного массива с дном озера производят рыхление и удаление льда за пределы траншеи (рис. 3.7).
3.3.39. При глубине озера до 1,5 м применяют метод устройства по бокам будущей траншеи грунтовых перемычек. При этом на очищенной от снега полосе шириной 60 м устраивают прорези во льду шириной не менее 1 м по краям подошвы будущей насыпи (рис. 3.8).
Прорези заполняют глинистым грунтом. Заполнение прорезей минеральным грунтом производят на всю глубину озера. Через каждые 200 м по длине траншеи устраивают поперечные валы-перемычки.
Откачивают воду из котлованов, оконтуренных перемычками, рыхлят лед и удаляют его за пределы траншеи.
3.3.40. При наличии в основании слабых грунтов промораживают дно траншеи на глубину не менее 0,4 м, после чего приступают к устройству нижней части насыпи из торфа по технологии, описанной в п. 3.3.25.
Верхнюю часть насыпи из минеральных грунтов в зимний период отсылают на высоту не менее чем на 0,5 м выше поверхности льда, оставшуюся часть до проектной отметки, как правило, отсыпают после оттаивания грунта и стабилизации осадки.
Уплотнение грунтов
3.3.41. В процессе сооружения земляного полотна грунты должны быть уплотнены в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02—85. Требования к плотности грунта в земляном полотне следует соблюдать на каждой стадии строительства дороги.
3.3.42. Возведение насыпей без послойного уплотнения специальными машинами (катки, трамбовки и др.) допускается в особых случаях только в частях, отсыпаемых или погружаемых ниже поверхности грунтовых вод (при заполнении обводненных траншей выторфовывания, устройстве подводной части насыпей на болоте, погружаемой в процессе осадки и др.). В перечисленных случаях в проекте должны быть указаны толщина и способ устройства данных слоев.
Для торфов и глинистых грунтов повышенной влажности, применяемых в нижней части насыпи, а также при устройстве части насыпи на первом этапе (при строительстве дороги в два этапа в соответствии с п. 1.5 настоящей инструкции) требуемая плотность устанавливается проектом с учетом затухания осадки от сжатия недоуплотненного слоя в течение первого этапа.
3.3.43. Для определения оптимальной толщины уплотняемого слоя и установления числа проходов (ударов) уплотняющих машин по одному следу, необходимого для достижения требуемой плотности, перед началом работ по устройству насыпи следует производить пробное уплотнение грунтов.
Результаты пробного уплотнения оформляются специальным актом, включаются в технологические карты на сооружение земляного полотна и являются обязательными.
Устройство геотекстильных прослоек
3.3.44. Технологический процесс устройства геотекстильных прослоек в основании или толще насыпей включает следующие операции (рис. 3.9):
выравнивание поверхности, раскатку рулонов с закреплением полотен материала, стыковку полотен;
засыпку грунтом с уплотнением.
1. Выравнивание поверхности |
2. Раскатка грунтов |
3. Возведение насыпи |
4. Уплотнение насыпи |
5. Планировка насыпи |
|
Рис. 3.9. Технологическая схема работ по устройству геотекстильных прослоек на слабых грунтах:
1 — подготовительные работы; 2 — раскатка рулонов; 3 — отсыпка насыпи;
4 — уплотнение насыпи; 5 — планировка насыпи
Состав операций может изменяться за счет исключения отдельных видов работ или введения специфических операций.
3.3.45. Выравнивание поверхности грунта производят бульдозером путем срезки кочек, засыпки ям, колей и неровностей (более ± 0,1 м). Проектом может быть предусмотрено выравнивание отсыпкой сплошного слоя толщиной не менее 0,15 м из несвязного грунта.
Геотекстиль допускается укладывать на естественное ровное основание (болото, луг, поверхность минерального грунта) в том случае, если на основании отсутствуют предметы, которые могут нарушить сплошность прослойки (пни, колья).
3.3.46. Раскатку рулонов геотекстиля следует вести в продольном направлении, если нет специальных требований о необходимости поперечной раскатки. В целях обеспечения правильности положения края раскатанного полотнища по концам захватки выставляют маячные вешки. Длину захватки принимают из условия, чтобы все полотно к окончанию рабочего дня было присыпано грунтом.
3.3.47. Засыпку прослойки ведут по схеме “от себя”. Непосредственный проезд колесных или гусеничных машин по прослойке не разрешается и может быть допущен лишь для разового проезда с малой скоростью при плотном и ровном основании.
3.3.48. Сшивку полотен ведут синтетическими нитками с помощью портативных электрических швейных машин. Ширина нахлеста при сшивке составляет 5—7 см и определяется параметрами машинки.
3.3.49. При отсутствии механизмов для скрепления полотен применяют укладку внахлест во всех случаях, когда не предъявляется требование к равнопрочности прослойки в направлении, перпендикулярном направлению раскатки рулонов, т. е. по ширине полотна.
Ширину нахлеста принимают равной 15 см при укладке геотекстиля на минеральные грунты и 30 см при укладке на торфяные грунты.
3.3.50. Применение сварки для геотекстилей допускается, когда уменьшение водопроницаемости прослойки в стыке не ухудшает ее работы. При сварке особое внимание должно быть обращено на недопущение пережога геотекстиля, волокна которого должны быть только слегка оплавлены. Нахлест при сварке принимают равным 10—15 см.
3.4. Водоотводные и дренажные сооружения
3.4.1. При устройстве водоотводных канав максимальные уклоны устанавливаются из условия предупреждения размыва грунта:
для несвязных и малосвязных грунтов — 20 ‰ ;
для связных грунтов — 40 ‰ ;
для слаборазложившегося торфа — 60 ‰ .
3.4.2. Канавы глубиной до 0,7—1,0 м следует нарезать бульдозером с профильным отвалом или кустарниковым плугом.
При глубине канав 1.0—1,5 м применяются канавокопатели плужного или роторного типов, при глубине более 1,5 м — многоковшовые или одноковшовые экскаваторы.
3.4.3. Водоотводные канавы и дренажи, как правило, устраиваются в летне-осеннее время. В условиях слабых грунтов применяются машины повышенной проходимости или работы выполняются после начала замерзания грунта и образования мерзлого слоя достаточной несущей способности. При необходимости в этом случае перед проходом землеройной машины производится рыхление полосы разработки навесными рыхлителями или мелкими взрывами.
3.5. Устройство оснований дорожных одежд
Укрепление грунта цементом
3.5.1. При положительных температурах воздуха цементогрунтовые основания устраивают при одностадийном строительстве непосредственно после возведения земляного полотна, а при двухстадийном — после стабилизации осадки земляного полотна.
3.5.2. При необходимости устройства цементогрунтового основания в условиях пониженных положительных (ниже +5°С) и отрицательных температур воздуха допускается устраивать его из сухих смесей.
3.5.3. При строительстве цементогрунтовых оснований из сухих смесей необходимо определить свойства исходных грунтов и их пригодность для укрепления вяжущим материалом.
Перед началом работ необходимо дополнительно очистить поверхность земляного полотна от снега и льда, разравнять, а при необходимости засыпать свежепривезенным грунтом участки с колеями и неровностями; проверить степень уплотнения и при необходимости доуплотнить.
3.5.4. Для повышения плотности, прочности и качества цементогрунтового основания, сооружаемого при отрицательных температурах из сухой смеси, необходимо в грунтоцементную смесь вводить добавку сырой нефти (2—3 % по массе) или других органических добавок. Органические добавки вводятся в смесительный агрегат в процессе смешения через систему подачи воды. Строительство дорожных оснований из цементогрунтовых смесей с добавкой нефти с использованием смесительных установок допускается производить при температурах воздуха до минус 30°С.
3.5.5. В начале работы и периодически в течение смены стенки смесителя и бункера агрегата питания обрабатывают дизельным топливом для предотвращения примерзания смеси к металлу.
3.5.6. Технологический цикл устройства основания из цементогрунтовой смеси с добавкой нефти при отрицательных температурах, приготовленной на песчаном материале, влажностью не более 4 % (в карьере с использованием фрез) состоит из следующих операций:
тщательно очищают от снега площадку для приготовления смеси и поверхность забоя грунта;
транспортируют на подготовленную площадку грунт автосамосвалами или бульдозером, в зависимости от расстояния транспортирования;
распределяют грунт на площадке бульдозером и планируют его автогрейдером;
производят перемешивание грунта с нефтью;
профилируют поверхность нефтегрунта автогрейдером;
распределяют по поверхности спрофилированного слоя цемент;
перемешивают грунт и цемент фрезами за 2—3 прохода по одному следу до достижения смесью однородного состояния;
приготовленную цементогрунтовую смесь бульдозером собирают в штабель с последующей погрузкой в транспортные средства и вывозкой на дорогу, предварительно очищенную от снега и льда;
проводят разбивочные работы, раскладывают и уплотняют смесь на дороге.
Если песчаный материал имеет естественную влажность более 4 %, то приготовление смеси должно осуществляться путем ввода добавки сырой нефти за два раза.
3.5.7. Технологический цикл устройства основания дорожной одежды из цементогрунтовой смеси с добавками сырой нефти способом смешения на дороге с применением дорожных фрез, состоит из следующих операций:
поверхность земляного полотна тщательно очищают от снега и льда, производят разбивочные работы, автомобилями-самосвалами транспортируют грунт из карьера к месту производства работ;
профилируют грунт автогрейдером, вводят в грунт в заданном количестве сырую нефть и производят перемешивание;
профилируют слой нефтегрунта автогрейдером, распределяют по поверхности спрофилированного слоя цемент, перемешивают минеральное вяжущее с нефтегрунтом;
профилируют цементогрунтовую смесь автогрейдером и уплотняют ее катками на пневматических шинах.
3.5.8. Производство работ по методу смешивания смеси на дороге в зимнее время с использованием фрез допускается при температуре наружного воздуха не ниже минус 20°С.
Грунт из карьера доставляется автомобилями-самосвалами, оборудованными системой подогрева днища и стенок кузова отработавшими выхлопными газами, и укладывается в кучах по оси земляного полотна из расчета потребного количества песчаного материала для устройства слоя основания проектной толщины и ширины на захватке. Дальность транспортировки грунта не должна превышать 2—3 км.
Цементогрунтовую смесь с добавкой нефти уплотняют катками на пневматических шинах массой 40—50 т до максимально возможной плотности. Необходимое количество проходов по одному следу устанавливают путем пробной укатки. Ориентировочно при уплотнении цементонефтегрунтовых слоев толщиной 15—20 см необходимо выполнять восемь— десять проходов по одному следу.
Укрепление грунтов нефтью
3.5.9. Технология работ по предварительной круглогодичной заготовке нефтегрунта на полигоне машино-дорожным отрядом на базе фрезы состоит из следующих операций:
подготовка площади полигона;
транспортирование грунта и нефти и розлив нефти;
перемешивание грунта с нефтью фрезой;
сбор нефтегрунта в штабель бульдозером.
При необходимости добавка концентратов сероорганических соединений должна производиться непосредственно во время заправки нефтевоза. За период заправки и транспортирования нефти на полигон происходит перемешивание концентратов с нефтью и обеспечивается их равномерное распределение в последней.
Розлив нефти необходимо производить за два приема. За первый прием разливается 60 %, за второй — 40 % от общего расхода нефти.
3.5.10. Работы по приготовлению нефтегрунта одновременно производятся на двух площадках. На одной из них производится распределение нефти и смешение грунта с нефтью фрезой, на второй — сбор нефтегрунта в штабель.
3.5.11. Готовая нефтегрунтовая смесь транспортируется на дорогу, распределяется и уплотняется. При необходимости добавки в нефтегрунтовую смесь цемента перед уплотнением производят добавку цемента распределителем цемента и перемешивание фрезой.
Время технологического цикла между введением цемента (извести) в нефтегрунт и окончанием уплотнения не должно превышать 4—6 часов.
3.5.12. Приготовление нефтегрунта с укладкой его при отрицательных температурах должно производиться тем же способом, что и при положительных температурах с обязательным окончанием уплотнения до смерзания.
3.5.13. При обработке грунта нефтью в два приема цемент вводится в смесь перед повторной добавкой нефти. При этом температура нефтегрунтовой смеси на момент ее перемешивания с цементом может быть отрицательной, но не ниже минус 5°С.
Основания из белитового шлама и материалов, укрепленных белитовым шламом
3.5.14. Основания из отвального белитового шлама и обработанных им материалов устраивают согласно положениям СНиП 3 .06 .03—85 в части устройства оснований из грунтов и каменных материалов, обработанных медленнотвердеющими неорганическими вяжущими. Продолжительность перерыва во времени между вывозкой белитового шлама на дорогу и его распределением не регламентируется.
Толщина слоя белитового шлама при распределении и планировке должна быть ориентировочно в 1,35—1,5 раза больше проектной толщины. Уплотняемость слоя уточняют по результатам пробного уплотнения в начале производства работ.
Уплотнение шлама следует производить 12—16 проходами по одному следу катка на пневматических шинах массой 25—30 т.
3515 Для устройства гравийных (щебеночных) оснований обработанных неорганическими .вяжущими не на полную глубину методом пропитки (вдавливания), требуется гравии (щебень) фракций 40—70 мм (120 мм) и 20—40 мм.
Для обработки следует использовать цементопесчаную (1:10) смесь или отходы промышленности, обладающие свойствами минерального вяжущего (активные гранулированные доменные шлаки, активные золы-унос, белитовые шламы и т. п.). Расход их следует назначать в пределах 5—9 м3 на 100 м2 основания.
Пропитку материала цементопесчаной смесью или другим вяжущим осуществляют под действием вибрации и давления. Укрепленный материал следует тщательно разравнять автогрейдером и полить водой из расчета 3—10 л на 1 м2 поверхности. Если необходимо обеспечить проезд строительного транспорта, слой прикатывают гладковальцовым катком массой 6—8 т (1—2 прохода по одному следу). Приготовленную в установке цементопесчаную смесь или иное готовое вяжущее надлежит распределить автогрейдером.
3.5.16. Для пропитки цементопесчаной смесью или иным вяжущим методом глубинного давления следует применять кулачковый каток, число проходов которого по одному следу назначают в зависимости от требуемой толщины обработанной части основания в соответствии с табл. 3.3 и уточняют но результатам пробной обработки в начале производства работ.
Таблица 3.3
Толщина обработанной части основания, м |
Число проходов по одному следу катка массой 9—15 т |
0,10 |
4—6 |
0,14 |
8—10 |
0,17 |
13—15 |
Окончательное уплотнение необходимо осуществлять катками на пневматических шинах за 12—16 проходов по одному следу.
3.5.17. Движение по устроенному основанию из каменных материалов, укрепленных шламом, открывают непосредственно по завершению его уплотнения и планировки.
3.6. Устройство покрытий дорожных одежд
3.6.1. При одностадийном строительстве покрытий из сборных железобетонных плит типа ПАГ-14, ПДО, ПНД, ПДС и др. выполняются следующие технологические процессы (рис. 3.10):
подвоз и складирование плит покрытия на обочине;
укладка и разравнивание по готовому основанию выравнивающего слоя из пескоцемента, белитового шлама или укладка по песчаному основанию геотекстильного материала или подшовных подкладок;
укладка плит;
прикатка плит транспортной нагрузкой;
перекладка просевших и неровно уложенных плит;
сварка скоб в стыках;
заполнение швов раствором и мастикой.
вид работ |
1. Разгрузка плит |
2. Устройство выравнивающего слоя |
3. Укладка плит в покрытие и обкатка |
4. Электросварка плит |
5. Заполнение швов песчаноцементным раствором |
6. Заполнение швов битумно-полимерной мастикой |
схема потока |
|
|||||
длина захватки |
300 м |
– 150 м |
– 150 м |
– 150 м |
– 450 м |
– 300 м |
Рис. 3.10. Технологическая схема устройства сборного покрытия:
1 — автомобиль; 2 — автокран; 3 — плиты; 4 — автогрейдер; 5 — трубчатый шаблон; 6 — груженый автомобиль для прикатки плит; 7 — электросварочный агрегат; 8 — заливщик швов пескоцементным раствором; 9 — компрессор; 10 — грунтовщик; 11 — заливщик швов битумно-полимерной мастикой
3 .6 .2 . При двухстадийном строительстве покрытии перекладка плит с их прикаткой, выправкой, сварка стыков и их заполнение производится на второй стадии работ после стабилизации земляного полотна.
Работы по второй стадии устройства покрытии выполняют в летний период.
3.6.3. Плиты при складировании укладывают в штабели на инвентарные деревянные прокладки. Толщина нижних подкладок 6-10 см, промежуточных — 2-5 см. Для плит типа ПАГ-14 прокладки укладывают на расстоянии 100 см от торцов плит, для других типов — расположение прокладок указывается в проекте. Перед укладкой в штабель плиты должны быть полностью освобождены от проволочных скруток и другого крепежного материала.
В штабеле должно быть не более 20 плит типа ПАГ-14, ненапряженных — не более 12 плит.
При складировании производится выбраковка плит, выделение плит, пригодных только для вспомогательных участков покрытия, а также производится грунтовка боковых граней и кромок плит разведенной керосином до нужной консистенции мастикой или специальной грунтовкой. Плиты с ослабленным верхним слоем бетона грунтуются на всей рабочей поверхности.
3.6.4. Беспетлевые плиты должны складироваться в штабели только с прокладками между плитами. Высота прокладок должна быть достаточна для подъема плит тросовыми .петлями.
При укладке в покрытие беспетлевые плиты с отверстиями поднимаются специальными траверсами, а плиты с уступами на поперечных гранях — тросовыми петлями.
3.6.5. Перевозка плит производится на автомобилях с платформами или автосамосвалами грузоподъемностью не менее 8 т.
Нижняя плита при этом должна быть уложена на подкладки, располагаемые на расстоянии 1 м от концов плиты (в начале и в конце платформы кузова). При укладке в транспортном средстве более трех плит прокладки следует устанавливать между всеми плитами.
При перевозке плит по временным дорогам с необеспеченной ровностью следует применять инвентарные устройства, предотвращающие смещение плит в кузове.
3.6.6. Разметка основания для работ по укладке покрытия .осуществляется с помощью металлических штырей, забиваемых по кромке через 10—20 м. По штырям натягивается проволока, отметка которой должна соответствовать уровню бокового ребра плит. В ходе укладки проверяют нивелиром вертикальные отметки и поперечные уклоны покрытия.
3.6.7. Выравнивающий слой устраивают из цементопесчаной смеси или белитового шлама толщиной 3—5 см в целях устранения неровностей основания и обеспечения рихтовки плит сборного покрытия. Для устройства слоя толщиной 3 — 5 см применяют сухую цементопесчаную смесь состава 1 : 8, приготовленную в установке.
Слой укладывают непосредственно перед монтажом плит покрытия. Подготовка выравнивающего слоя в “задел” не допускается.
3.6.8. Разравнивание выравнивающего слоя производится автогрейдером. Для окончательного заглаживания поверхности выравнивающего слоя и придания ему требуемого поперечного профиля на всю ширину проезжей части допускается применение специального длиннобазового профилировщика в виде рамы из труб Æ 150—220 мм.
3.6.9. Для укладки плит применяют самоходные автомобильные краны или пневмоколесные краны грузоподъемностью не менее 5 т при вылете стрелы 6 м.
На неукрепленное основание посадка плит в проектное положение может осуществляться притиркой с использованием специального захвата, оборудованного механизмом, создающим колебательные движения.
3.6.10. Нагрузка на колеса крана при подъеме плит не должна превышать предельной для тех плит, на которых находится кран (для плит типа ПАГ-14 — 12 т на колесо). При движении колес крана вдоль краев плит эта нагрузка не должна превышать нормативной для данного типа плиты, при движении крана по центральной части плит нагрузка от крана может быть выше нормативной в 1,5 раза.
Укладка плит должна вестись краном только с предварительной установкой выносных опор (аутригеров).
3.6.11. При монтаже плит покрытия следует соблюдать следующий порядок рабочих операций: