Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96)
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
ПОСОБИЕ
К МГСН 4.06-96
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНО Институтом Общественных зданий при Минстрое РФ (канд. арх. Степанов А.В, - научный руководитель, автор; арх. Безсонова Г.А.); при участии МНИИТЭП Москомархитектуры (инж. Добровольский А.Н., к.т.н. Грузинский М.М., к.т.н. Федоров Н.Н.) - разделы: электротехнические устройства, отопление и вентиляция, защита от шума).
2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Шипанов Ю.Б.).
3. СОГЛАСОВАНО Комитетом образования Москвы, управлением архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры, Мосгосэкспертизой.
4. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 14.03.1997г. N 11.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Пособие разработано в развитие и дополнение МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
В Пособии сохранена структура и порядок изложения Норм (МГСН 4.06-96), но более глубоко развиты их основные положения.
Дополнительно введены разделы, касающиеся вопросов современной концепции обучения, особенностей функционирования общеобразовательных учреждений и педагогической технологии.
На основе Пособия возможно: (1) Планировать современную систему зданий общеобразовательных учреждений, состоящую из школ I, II и III ступененй обучения, гимназий, лицеев и включающую сопутствующие ей внешкольные учреждения; (2) Доводить (модернизировать) существующую сеть школьных зданий до уровня современных педагогических требований; (3) Формировать различные виды и типы зданий по организационно-педагогической структуре, составу и площадям помещений в зависимости от местных, региональных и общегородских условий и особенностей содержания обучения; (4) Создавать более современные объемно-планировочные решения, включая вопросы создания универсальных зданий для всей группы общеобразовательных учреждений.
Пособие дает также представление о нормативных показателях расчетной площади для наиболее массовых учреждений (традиционных школ, школ с профильным (дифференцированным) обучением, гимназий, лицеев). Содержит перспективную Номенклатуру типов зданий, составы и площади к ним.
Пособие предназначено для: (1) Проектных организаций, занимающихся планировкой, застройкой и реконструкцией жилых районов, а также проектированием новых современных зданий общеобразовательных учреждений и реконструкцией существующих зданий школ; (2) Префектур и отделов образования.
2. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обусловливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.
Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники, в том числе на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.
Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющая собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих друг друга общеобразовательных учреждений (микрорайон - район); межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район) и специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (округ города - город).
В соответствии с концепцией общего и среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процессов должны функционировать:
- Общеобразовательные школы:
- I ступень - начальная школа,
- II ступень - основная школа,
- III ступень - старшая школа, гимназия, лицей;
- Учебно-воспитательные учреждения для трудового обучения;
- Внешкольные учреждения.
Эта концепция предполагает кардинальное изменение содержания и методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а также всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях маловосприимчивой к нововведениям.
На начальной ступени школы осваивается новая идеология обучения, предполагающая изменения приоритетов, целей обучения и выдвижение на первый план его развивающей функции.
Обновление действующего содержания обучения осуществляется через введение специального курса развития познавательных способностей, создающего развивающую среду для учащихся, которые обучаются по действующим программам, а также через введение новых интегрированных курсов "Математика и конструирование", "Природоведение и сельскохозяйственный труд", "Речь и культура общения", "Окружающий мир", параллельных учебников по чтению, математике, русскому языку, природоведению.
С целью расширения возможностей выбора учителями начальных классов общеобразовательных технологий создается банк идей и новых технологий обучения младших школьников; орагнизуются и используются разработки перспективных программ развивающего обучения в начальных классах.
На средней ступени образования закладывается фундамент общего образования, оно является базовым. В рамках базового образования предусматривается введение разноуровневых программ индивидуально-ориентированного обучения, изменение соотношений обязательной (нормативной) части обучения и того, что выбирает сам учащийся. Для этой ступени образования организуются разработки новых концепций гуманитарного, эстетического и естественно-математического образования; новых учебных планов и программ; новых учебников и учебно-методических пособий; интегрированных курсов и пособий для получения дополнительного образования по различным предметам.
На третьей ступени - завершение общего образования на основе дифференциации обучения, осуществляется свободный выбор учащимися направленности обучения, предметов в сфере гуманитарной, естественно-научной и технической (кроме базовых).
Концепция общего образования влечет за собой пересмотр материальной среды школы, как по принципам организации сети и типам зданий, так и по реорганизации структуры, состава и площадей помещений.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Современная общеобразовательная школа в оптимальном варианте трактуется как школа полного дня, в которой учащиеся будут получать образование, выполнять уроки, заниматься спортом, в различных кружках и студиях, отдыхать, питаться.
Ориентация обучения и воспитания в школе будет направлена на развитие личности ученика, выявлению его склонностей и потенциальных возможностей в той или иной сфере человеческой деятельности. Воспитание творческой личности - генеральная задача школы.
Программа проектирования современных общеобразовательных учреждений опирается на утвержденную Министерством образования "Концепцию социально-функциональных требований к организации системы и проектирования общеобразовательной школы I, II и III ступеней обучения" в части альтернативной (авторской) программы, в которой содержатся педагогический, гигиенический, архитектурно-типологический и градостроительный аспекты.
Педагогический аспект
Организационно-педагогическая структура общеобразовательной школы (соотношение параллелей учащихся начальной, основной и старшей школ) должна обеспечивать возможность ее изменения, например, от автономной школы с равным числом параллелей классов до организации сетевой школы с повышенным числом параллелей классов старших возрастов (например - от 2:2:2 до 1:2:4 (0:3:4)).
Активизация обучения и развития творческого потенциала личности:
- в школе I ступени - игровые методы, создание среды для развивающего обучения;
- в школе II - III ступени обучение по системе "ученик-группа-класс-поток";
- в школе II ступени создание материальной среды для базового образования и занятий по интересам каждого вне обязательной программы;
- в школе III ступени дифференциация обучения по направлениям (гуманитарное, естественно-научное, техническое);
- широкое применение технических средств обучения (компьютеризация) и создание развитого учебно-информационного центра - библиотеки;
- разностороннее и творческое развитие каждого;
- повышение воспитательной функции школы во внеучебное время с привлечением семьи и взрослого населения;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс "перемежающегося" режима дня с чередованием учебных уроков (в классах, кабинетах, мастерских) со спортом, творческими занятиями в кружках-студиях (искусство, техническое творчество, биолого-юннатская деятельность), практикумах-лабораториях, досугом и отдыхом;
- комплексный подход к разностороннему развитию подрастающего поколения людей.
Гигиенический аспект
- повышение качественного уровня естественного искусственного (комбинированного) освещения учебных помещений для организации, помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий;
- улучшение условий воздушной среды обитания за счет повышения удельного объема и кратности обмена воздуха, а также воздушной аэрации;
- применение в начальной и основной школах преимущественно индивидуальных мобильных ученических столов;
- создание зонированных пространств для психологической разгрузки учащихся в учебных и внеучебных помещениях;
- применение экологичеки чистых строительных материалов;
- создание интересной психологической среды (окружение воспитывает).
Архитектурно-типологический аспект
Разделение функциональных групп помещений на два комплекса: учебный и общешкольный.
Автономия учебных групп помещений по возрастному признаку и функциональной принадлежности:
- блок помещений начальной школы (1 и 2-4 классы - I ступень);
- блок кабинетов 5-8(9) классов (II ступень);
- блок кабинетов (9)10-11 классов (III ступень с дифференциацией обучения по направлениям);
- блок кабинетов по естественным наукам;
- блок учебных мастерских и практикумов (технология);
- учебно-методический - информационный центр - библиотека.
Горизонтальные связи между основными учебными группами помещений и учебно-методическим - информационным центром;
"Гибкая" организация учебных пространств, опирающаяся на укрупненный конструктивный модуль;
Создание центра досуга в составе форума, спорта, группы зрительного зала, студий, столовой - видеокафе, администрации;
Включение в группу спорта игровых спортзалов и бассейна.
Развитая среда помещений художественного воспитания, творческого развития в области техники и юннатско-биологической и опытнической деятельности.
Автономность функционирования комплекса по всем функциональным группам помещений общешкольного центра.
Органическая связь функциональных групп учебных помещений с учебно-опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.
Достижение интересной и разнообразной архитектурной среды (среда воспитания) на основе синтеза современной педагогической технологии школы и архитектурного облика здания.
Градостроительный аспект
Переход от единой общеобразовательной школы на трехступенчатую систему обучения в общеобразовательной школе влечет за собой усложнение формирования сети зданий и, как следствие, многообразие типов зданий по назначению (содержанию), организационно-педагогической структуре и количеству классных помещений.
Для г. Москвы наиболее характерны по принципам организации сети две позиции: (1) средняя школа I, II и III ступеней обучения, предназначенная для новых городских микрорайонов и (2) старшая школа II-III ступеней с профильным обучением, обслуживающая сложившуюся сеть зданий.
Основная идея позиции (2) заключается в том, что в новый такой школьный комплекс переводятся учащиеся старших возрастов и часть верхнего эшелона учащихся средних возрастов, что отражается на особенностях возрастной структуры комплекса, где число параллелей старших возрастов (10-11 классы) превышает число параллелей основного (среднего) звена школы (5-9 или 8-9 классы).
При сложившейся материальной среде, когда на 1 учащегося в Российской Федерации приходится примерно 4,6 площади, а по новой концепции стабилизации и развития сферы образования требуется не менее 16-20 , а в школах III ступени обучения она может достигать и 25 , этот путь может считаться приоритетным, так как решает следующие задачи:
- дает возможность повысить комфорт материальной среды начальной и частично основной школ в соответствии с новыми социально-педагогическими требованиями за счет разукрупнения;
- обуславливает предпосылки для создания концентрированной базы дифференцированного профильного обучения, как в части оснащения материальными ресурсами, так и в части привлечения к обучению более высококвалифицированных преподавателей;
- предопределяет более экономное решение пути строительства новых школ за счет системного подхода, а не частного подхода к отдельным объектам (исключается строительство мелких объектов при каждой существующей школе).
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
МАТЕРИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Педагогические требования включают: (1) классификацию видов общеобразовательных учреждений (таблица 1); (2) наполняемость классных групп; (3) базисный учебный план общеобразовательных учреждений (таблица 2); (4) примерное распределение времени школьников в течение учебной недели (таблица 3); (5) режим дня общеобразовательного учреждения (таблица 4).
4.1. Общеобразовательные учреждения классифицируются на общеобразовательные школы, общеобразовательные школы с профильным обучением, гимназии, лицеи. В таблице 1 показаны назначение общеобразовательных учреждений, какие классы и ступени они содержат (См. также приложение 2 МГСН 4.06-96).
Таблица 1.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Виды учреждений
|
Ступени обучения
|
|||||||||||
|
I
|
II
|
III
|
|||||||||
|
возраста классных групп
|
|||||||||||
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
(12) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Общеобразовательная школа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- начальная
|
*
|
*
|
*
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- основная
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
|
|
|
- старшая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
(*)
|
- полная средняя
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Общеобразовательная щкола с профильным обучением:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- полная средняя
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
(*)
|
- основная и старшая
|
|
|
|
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
(*)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Гимназия
|
|
|
|
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
(*)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Лицей
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
*
|
*
|
(*)
|
4.2. Вместимость основной классной группы в общеобразовательном учреждении принимается не более 25 учащихся. Однако реально рекомендуется принимать 24 учащихся в класс, т.к. это связано с комплектованием учебных столов учащихся, особенно это важно для старших возрастов (оно должно быть четное), 26 мест, с одной стороны, нарушает закон об образовании, с другой, влечет за собой неоправданное увеличение нормы площади ради одного ученического места. В старших классах общеобразовательных школ с профильным обучением, а также в гимназиях и лицеях классная группа принимается 20 человек. В исключительных случаях, а также при модернизации сети зданий, число мест в классных группах может быть увеличено до 30.*
_______________
* См. Рекомендации по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями М. 1997 г.
Названное положение является ключевым для расчета вместимости и определения типа здания в той или иной градостроительной ситуации.
Для проведения практических работ в лабораториях, мастерских и для занятий физкультурой в старших классах классная группа делится пополам. Классная группа для изучения иностранного языка делится на 2 или 3 подгруппы. Это положение определяет реальное число ученических мест в названных помещениях при расчете их площади.
В студиях художественного воспитания, кружках технического творчества число мест принимается от 12 до 8 (соответственно занятиям в младших классах и старших группах).
4.3. Базисный учебный план (табл. 2) является основой для определения состава помещений по содержанию и их количеству.
Таблица 2.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Общеобра- зовательные области
|
Предметы
|
Количество часов в неделю в классах
|
||||||||||
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII |
IX
|
X
|
XI
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык как государственный
|
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
|
|
Языки и литература
|
Родной, русский, иностранный языки и литература |
4
|
4
|
4
|
4
|
8
|
8
|
6
|
5
|
5
|
4
|
4
|
Искусство
|
ИЗО, музыка, мировая художественная литература
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
Общественные дисциплины
|
История, право, человек и общество, современный мир, граждановедение
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
4
|
4
|
4
|
Естественные дисциплины
|
Естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, экология
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
3
|
6
|
8
|
8
|
4
|
4
|
Математика
|
Алгебра, геометрия, начала анализа, статистика, теория вероятностей, логика
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
3
|
3
|
Физкульту- ра
|
Физкультура, ритмика, основы безопасности
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
Технология
|
Трудовое и профессиональное обучение, конструирование, ЭВТ, художественный труд, черчение, природоведение
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
|
19
|
19
|
19
|
19
|
26
|
27
|
28
|
30
|
30
|
20
|
20
|
Обязательные занятия по выбору
|
|
1
|
3
|
5
|
5
|
3
|
3
|
4
|
2
|
3
|
12
|
12
|
Обязательная нагрузка учащегося:
|
|
20
|
22
|
24
|
24
|
29
|
30
|
32
|
32
|
33
|
32
|
32
|
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия
|
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
6
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
22
|
25
|
27
|
27
|
32
|
33
|
35
|
35
|
36
|
38
|
38
|
Вариативная часть учебного плана состоит из часов, отведенных на "обязательные занятия по выбору" и "факультативные, индивидуальные и групповые занятия".
Часы обязательной и вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе и для углубленного изучения предметов), а также для изучения второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов.
Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.
Для школ с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы по профилю обучения или получаемой специальности. В этом случае на предмет "Технология" используются как часы, отведенные инвариативной частью базисного учебного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющими вариативной части.
Главное - это то, чтобы общая часовая загрузка помещений не превышала 30 часов в неделю, а по общему балансу часов по всей группе учебных кабинетов оставался люфт (свободного времени) не менее 5 часов, т.е. суммарная загрузка учебных кабинетов не должна превышать в неделю 25 часов (80%).
4.4. Примерное распределение учебного и внеучебного времени школьника в течение учебной недели (таблица 3) необходимо для расчета загрузки помещений общешкольного центра во внеучебное время, содержащего зальные помещения, кружки, студии и для расчета баланса материальной среды школы во взаимодействии с внешкольными учреждениями города. Внеучебное время дано из расчета 6-ти дней в неделю, т.к. суббота планируется как день творческих занятий.