Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96), часть 5
А) Номенклатура блок-модулей функциональных групп помещений,
их содержание и назначение
7.3. Номенклатура блок-модулей функциональных групп помещений общеобразовательных учреждений приведена в табл. 9 с привязкой их к соответствующим приложениям (7-21) МГСН 4.06-96, а содержание и назначение приведены в табл. 10.
Дополнительно дана характеристика каждой функциональной группы, входящей в общеобразовательное учреждение.
7.4. Дополнительные требования к составу помещений функциональных групп помещений общеобразовательных учреждений в зависимости от вида здания сводятся к следующему:
(Приложение 7 МГСН 4.06-96)
Группа помещений начальной школы (1-4 классы) в составе общеобразовательной школы формируется из расчета минимально допустимого состава, в который входят классные помещения (п.4), спальня-игровая для 1-х классов, универсальные помещения для групп продленного дня, комнаты труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства, природы. Для школ с перспективным методом обучения (игровым) класс принимается увеличенной площади (п.1) и в состав дополнительно включаются комнаты тихого отдыха, учительская - методический кабинет. Для школ приспосабливаемых к новым условиям, допускается оставлять класс уменьшенного размера (п.3).
Универсальное помещение принимается одно на одну параллель учащихся начальной школы.
Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства, природы принимается одна на начальную школу в целом.
Площадь учительской - методического кабинета принимается в зависимости от числа параллелей классов, но не менее 40 . Допускается размещать за пределами учебной секции.
(Приложение 8 МГСН 4.06-96)
Группа помещений основной школы (5-9 классы) для общеобразовательных школ традиционного типа формируется с минимально допустимым составом помещений и должны включать классы-кабинеты (п.2). В общеобразовательных школах с профильным обучением, гимназиях и лицеях эти группы должны включать, помимо классов-кабинетов, ресурсные центры, рабочие комнаты для занятий по интересам.
Ресурсный центр допускается размещать в вариантах:
1) При каждом классе-кабинете;
2) Один на учебную секцию (на группу классов-кабинетов);
3) Централизованно на группу учебных секций в пределах одного этажа.
(Приложение 9 МГСН 4.06-96)
Группа помещений старшей школы (10-11 классы) должна состоять из учебных кабинетов (в минимальном варианте), а для школ с профильным обучением, гимназий и лицеев она дополняется помещениями ресурсных центров и комнат для индивидуальных занятий.
(Приложение 10 МГСН 4.06-96)
Группа специализированных кабинетов, состоящая из кабинетов естествознания, естественных наук, иностранного языка, технического черчения, информатики и вычислительной техники, компьютерных классов и специализированных помещений профильного обучения, набирается в зависимости от вида (назначения) общеобразовательного учреждения:
- в основной школе кабинет естествознания принимается с тремя лаборантскими;
- в общеобразовательной школе общего типа и гимназии принимаются учебные кабинеты по физике, химии, биологии с лаборантскими-практикумами;
- в общеобразовательной школе с профильным обучением - учебные кабинеты по физике, химии, биологии с двумя практикумами и лаборантскими на каждый предмет; в лицее - с увеличенным числом практикумов (не менее 3-х) на каждую дисциплину;
- число кабинетов иностранного языка определяется программой обучения с начальных классов или со школы II ступени; количеством часов в неделю и делением класса на подгруппы (две или три);
- в гимназиях, как правило, должно быть максимальное число кабинетов иностранного языка с учетом деления группы на 3 подгруппы;
- в каждом учебном учреждении должно быть не менее чем по одному помещению кабинета информатики и вычислительной техники, компьютерного класса и специализированного помещения для профильного обучения. В профильных учебных заведениях их число увеличивается и определяется содержанием обучения.
(Приложение 11 МГСН 4.06-96)
Группа помещений подразделяется на две подгруппы: первая (пп.1-8) предназначена для основной школы, вторая - для старших классов, рассчитана на включение ее в состав общеобразовательных школ с профильным обучением и лицеев.
Комбинированная мастерская по металлу и дереву, мастерская по обработке металла и технологии, мастерская по обработке дерева и технологии, мастерская по обработке тканей и технологии, кулинария, бытовая техника, кабинет изучения технологий и инструментальная предназначены для школы II ступени.
Мастерская-цех (универсальный) обработки материалов, универсальная мастерская по техническим видам труда, автодело в составе кабинетов по теории и практической работе, электротехника, радиоэлектроника, кабинет машинописи и основ делопроизводства и комната мастера предназначены для школ III ступени.
Комбинированная мастерская по металлу и дереву предусматривается только в составе основной школы и гимназии вместо раздельных помещений по металлу и дереву.
Количество и площадь инструментальных, комнат мастеров, гардеробных и кладовых для хранения сырья, материалов и готовой продукции определяется в зависимости от назначения и состава помещений основной и старшей школы.
Из второй группы кабинет электрорадиотехнологии должен непременно включаться в каждую школу, где есть старшие классы.
Набор помещений по технологии и трудовому обучению, касающийся второй группы помещений, в основном определяется местными условиями и задачами профильного обучения.
(Приложение 12 МГСН 4.06-96)
Группе помещений методичеко-информационного центра - библиотеки придается особое значение в условиях широкого применения технических средств обучения от индивидуальных до групповых.
Новые программы компьютерного обучения значительно увеличивают объем обязательных профессиональных знаний учителей, как в области информатики, так и в области педагогической технологии, что связано с наличием в каждой школе информационного банка педагогических данных и средств новых коммуникационных технологий.
Учитель - первоисточник передачи знаний учащимся.
Учащийся в свою очередь непрестанно должен, "добывая знания" самостоятельно, пользоваться новейшей информацией.
Отсюда школьная библиотека должна стать справочно-информационным центром, оснащенным всеми видами ТСО, обеспечивать условия индивидуальных занятий учащихся с книгой и с применением компьютерной техники. Ее площадь принимается из расчета не менее 0,3-0,6-1 на одного ученика в зависимости от типа здания. Наибольшая нормативная площадь должна быть в школах II-III ступени обучения, с дифференцированным обучением по направлениям, обслуживающих сеть зданий общеобразовательных школ низшей ступени.
Библиотека приобретает сложную структуру: зона читательских мест, зона читательских мест для групповых занятий учащихся младшего возраста, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, места для отдыха, общешкольный ресурсный центр, состоящий из зоны комплектования и обработки литературы и специализированный фонд хранения. В составе библиотеки предусматривается также зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы хранения передвижных тележек.
Его площадь в общеобразовательных учреждениях может колебаться от 115 до 670 и соответственно состав зон, в него входящих. Главное, что в профильных зданиях она должна быть значительно больше, чем в традиционных общеобразовательных школах.
(Приложение 14 МГСН 4.06-96)
Группа помещений рекреационного центра, его наличие в общеобразовательном учреждении во многом связано с местными условиями и задачами сетевого обслуживания. Если поставлена задача организации в стенах школы досуга взрослого населения или посещение ее учащимися старших классов соседних школ, то этот центр необходим.
Такой центр должен обязательно иметь зал-форум, вестибюльную группу помещений, отдельную от школьной, и свою администрацию. Эта группа помещений может носить коммерческий характер и планироваться как центр платных услуг.
(Приложение 15 МГСН 4.06-96)
Группа зрительного зала состоит из собственно зрительного зала, эстрады, кладовой - инвентарной, артистической - костюмерной, киноаппаратной, технического центра, лекционной аудитории.
Зрительный зал следует проектировать с учетом использования его в качестве киноаудитории, учебной аудитории, занятий по музыке и пению, а эстраду использовать для хореографии.
По минимальному варианту в общеобразовательной школе следует предусмотреть зал, эстраду, киноаппаратную, технический центр. Расширенный (полный) состав предусматривается в сетевых общеобразовательных профильных школах, гимназиях, лицеях. В гимназиях искусств принимается расширенная эстрада для организации выступлений и концертов.
и
(Приложение 16 МГСН 4.06-96)
Набор спортзалов группы учебно-оздоровительной может включать залы: 18х15, 24х15(12), 30х18, 36х18(21), 42х21 м. Число залов определяется исходя из нормы 1,4 площади зала на 1 учащегося. В минимальном случае должны быть два зала: один для младших школьников, другой - для старших.
Для сетевых школ, отличающихся увеличенным контингентом учащихся старших школ (II-III ступени, гимназия, лицей), число залов может быть увеличено, т.к. при занятиях физкультурой учащиеся каждого класса делятся на две подгруппы, а в качественном отношении это должны быть залы игровые.
Количество и типы залов принимаются в зависимости от вида учреждения, количества учащихся в нем, учебной программы и задач обслуживания населения.
Бассейн предусматривается не в каждой школе, главным образом в школах большой вместимости, сетевых, а также в профильных учреждениях из расчета, что будут обслуживаться учащиеся соседних школ.
(Приложение 18 МГСН 4.06-96)
В группе помещений художественного воспитания предусмотрен развернутый состав помещений, из которых можно сформировать разные виды зданий.
Минимальный набор помещений ограничивается специализированными кружками и студиями (живопись, рисунок и скульптура; кинофотостудия; музыка и пение; хореография и драмкружок; прикладное искусство (дизайн)) - общеобразовательная школа.
Для общеобразовательной профилированной школы следует дополнительно предусматривать кабинет эстетики, одну универсальную студию и клубные помещения.
Расширенный состав помещений предназначается для профильных школ с гуманитарным направлением и эстетическим развитием учащихся, гимназий.
Для гимназий, в сфере художественного воспитания, рекомендуется предусматривать весь набор помещений особенно за счет включения в состав помещений универсальных студий для занятий по углубленной программе музыкой, хореографией и изобразительным искусством и кабинета эстетики.
Число помещений и площадь подсобных помещений универсальных студий определяются исходя из назначения студий (изобразительное искусство, хореография, музыка, драмкружок и т.д.).
(Приложение 19 МГСН 4.06-96)
Группа технического творчества включает широкий диапазон специализированных помещений. По минимальной программе в школе достаточно иметь одно универсальное помещение технического творчества. Расширенный состав отделения технического творчества принимается для школ сетевого характера (школ II-III ступени с профильным обучением) и лицеев в зависимости от их направленности.
В расширенный состав входят помещения: кабинеты-практикумы по технике, физико-техническому творчеству, конструированию малой механизации, техническому моделированию, архитектуре и дизайну и др.
(Приложение 20 МГСН 4.06-96)
Группа помещений биолого-опытнической деятельности в полном объеме предназначена для лицеев с соответствующей ориентацией обучения. Значительная доля этих сооружений предусматривается на участке школы. В минимальном варианте для традиционной общеобразовательной школы принимается один кружок юннатов (опытничество).
(Приложение 21 МГСН 4.06-96)
Кухонный блок школьного обеденного зала может решаться в двух вариантах: с приготовлением пищи на сырье и на полуфабрикатах, с ориентацией на городскую кухню школьной базовой столовой.
Б) Правила формирования из блок-модулей функциональных групп
помещений различных видов общеобразовательных учреждений
7.5. Сочетание между собой программных блок-модулей функциональных групп помещений дает возможность формировать многообразные по содержанию и назначению виды и типы общеобразовательных учреждений по материальной среде, отвечающей поставленным педагогическим задачам, в т.ч. дифференцированному профилированному обучению в старших классах: физико-математическое; техническое; химико-биологическое; био-экологическое; экономическое и т.д. (см. табл. 12).
7.6. Состав помещений общеобразовательных учреждений формируется из основных функциональных групп помещений согласно табл. 11 и 12.
Состав помещений основной школы I-II ступеней комплектуется из приведенных основных функциональных групп за вычетом У-КСШ, О-РЦ, сокращенного состава помещений У-СК и У-ТМ, минимальной библиотеки группы У-ЦИ, сокращенного состава помещений по функциональным группам О-ХВ, О-ТТ, О-БО, О-СЗ, О-Б.
Состав помещений средней общеобразовательной школы I, II и III ступеней комплектуется в соответствии с табл. 11 и 12 за вычетом помещений, рассчитанных на профильное обучение.
Состав помещений средних общеобразовательных школ II-III ступеней с профильным обучением комплектуется в соответствии с табл. 11 и 12 за вычетом функциональных групп соответственно У-КНШ с расширенным набором помещений основных функциональных групп, определяющих направление профилизации.
Состав помещений средней школы I, II и III ступеней обучения с профильным обучением комплектуется аналогично средней общеобразовательной школе, но с расширенным составом помещений, связанных с профильным обучением.
Состав помещений гимназии в составе II-III ступеней принимается за вычетом функциональных групп У-КНШ. Кроме того, сокращается набор помещений функциональных групп У-СК и У-ТМ. Одновременно расширяется состав помещений группы художественного воспитания О-ХВ за счет включения в нее ряда универсальных студий. Принимается расширенная группа У-ЦИ (библиотека) и группа О-БО по экологии.
Состав помещений лицеев II-III или только III ступеней формируется без функциональных групп начальной или основной школы. В основном расширяются составы помещений функциональных групп У-СК, У-ТМ; в соответствии с конкретным направлением профилизации, расширение группы естественных наук, техники.
В муниципальных районах с неразвитой инфраструктурой общественных зданий (культура, спорт) следует принимать общеобразовательные учреждения с развитой общешкольной группой помещений, включая функциональную группу рекреационного центра (О-РЦ).
Школы с развитой группой помещений общешкольного центра для учащихся и населения, а также школы полного дня, должны иметь полноценный состав по всем функциональным группам общешкольного центра.
Примеры комплектования функциональных групп помещений общеобразовательных учреждений см. табл. 11.
В остальных случаях группа общешкольных помещений формируется из функциональных групп в соответствии с назначением общеобразовательного учреждения.
Начальная школа, рассчитанная на игровые методы обучения, дополнительно может иметь соответствующую группу помещений, адекватную игровым пространствам.
Состав помещений общеобразовательной школы-лаборатории определяется заданием на проектирование.
7.7. В остальном составы и площади помещений принимаются согласно примечаниям Приложений 7-21 МГСН 4.06-96.
В) Комплексная (интегрированная) методическая сетка для определения
функциональных групп и состава помещений в зависимости от вида здания
7.8. Комплексная (интегрированная) методическая сетка для определения функциональных групп и состава помещений в зависимости от вида здания приведена на табл. 12.
Она содержит полный развернутый состав помещений для всех видов общеобразовательных учреждений за исключением площадей и их количества, которое определяется приложениями 7-21 МГСН 4.06-96 и приложением 1 настоящего пособия.
8. ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ВМЕСТИМОСТИ И ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ
Расчет учебных помещений школ микрорайона
Число учащихся общеобразовательного учреждения определяется числом основных учебных помещений - классов и классов-кабинетов.
Этот расчет предназначен для школ, размещаемых в жилых микрорайонах и являющихся наиболее массовыми. Суть его состоит в том, что названные выше основные учебные помещения (классы и классы-кабинеты) кроме учебной функции несут еще функцию "дома" в течение дня для определенной классной группы учащихся. Оно (помещение) является пространством для организации досуга и внеклассного времени во внеурочное время.
Отсюда следует, что одиннадцатилетняя школа должна иметь 11 классных помещений (1:1:1) или 22 (2:2:2) и т.д. (соответственно 264 или 528 учащихся).
Остальные помещения школ, как-то лаборатории, мастерские и др. в расчет не принимаются.
Расчет учебных помещений школ районного уровня
Расчет учебных помещений школ районного уровня с увеличенным числом параллелей старших возрастов учащихся, требующих большего числа специализированных кабинетов (школы с профильным обучением, лицеи, гимназии). Вместимость этой группы учебных зданий зависит от эффективного использования специализированных учебных кабинетов в максимально отведенное учебное время. Поэтому в расчет включаются не только классы и классы-кабинеты, но и группы помещений специализированных кабинетов. Основой здесь может служить учебный базисный план (табл. 2), на основе которого, подставляя учебные часы по всем предметам учебного плана, можно определять дифференцированное количество учебных часов по предметам (математика, литература, обществоведение, естественные науки и т.д.), деля их на 30 учебных часов (предельная загрузка кабинета в неделю) и оставляя люфт в размере 15% (примерно 5 часов).
Пример возможного расчета количества учащихся в однокомплектных, двухкомплектных и трехкомплектных школах на основе базисного учебного плана:
- в соответствии с базисным учебным планом количество часов отводимых учащимся 5-11 классов, составляет 181 час;
- при расчетной величине 30 час. в неделю на 1 класс, требуется 6 учебных помещений на однокомплектную школу;
- в соответствии с учебными дисциплинами в школе 1:1:1 должно быть для 5-11 классов 7 универсальных кабинетов + 3 лаборатории естественных наук + кабинет искусства + кабинет технологии. Итого 12 помещений (это не считая помещений мастерских, спортзала, кружков и т.д.);
- следовательно, число классных групп с 5-11 класс может быть удвоено, т.е. школа может функционировать со структурой 1:2:2 (18 классных групп вместо 11).
Пример показывает, что число учащихся по сравнению с расчетом первой системы может быть увеличено примерно на 40%.
Кроме того, здесь следует учитывать направленность обучения старшего звена школы, что отражается на концепции состава принимаемых помещений (больше химии или ее меньше, больше математики или ее меньше и т.п.).
Расчет общешкольных помещений
Пропускная способность групп общешкольных помещений и определение их числа от поставленной задачи.
Общеобразовательная школа осуществляет односменные занятия с 8.30 до 14.05 часов. С учетом обеденного перерыва внеучебная деятельность может быть реализована с 15.00 до 22.00 часов (табл. 4). При этом помещения общешкольного назначения могут быть использованы не только учащимися, но и населением микрорайона.
В связи с тем, что контингент учащихся все внеучебное время находится в школе (продленный или полный день), то для расчета количества помещений за цикл принимается один день, а не неделя, как это принято при расчете внешкольных учреждений.
Учащиеся во внеучебное время могут заниматься в кружках в среднем в две смены: с 15.00 до 17.00 и с 17.30 до 19.30 часов ежедневно в течение учебной недели.
Население микрорайона может пользоваться общешкольными помещениями одну-две смены в день, т.е. с 20.00 до 22.00 (после официального окончания занятий учащимися школы), не считая помещений, специально предназначенных для занятий населения. При этом необходимо учесть, что, в отличие от учащихся, в течение недели в каждом из специализированных помещений можно осуществлять занятия с тремя группами взрослого населения (в силу специфики их работы, отдыха и т.д.), т.е. каждая группа может заниматься два раза в неделю из имеющихся пяти вакантных смен.
Зальная группа помещений (зрительный зал и лекторий) используется эпизодически для учебно-воспитательных занятий во внеурочное время, и поэтому эти помещения исключаются из расчетов единовременной вместимости. Зал и лекторий эксплуатируются с учетом часов конкретных мероприятий (носящих иногда коммерческий характер).
В условиях пятидневной рабочей недели один-два выходных дня могут быть предоставлены для совместных занятий учащихся с родителями (населением) и в расчетах параметров функционирования общешкольных помещений не принимаются. Количество учащихся и взрослых, посещающих в воскресные (выходные) дни различные виды занятий, и их соотношение зависят от многих факторов (время года, погода, мероприятий в расположенных рядом кинотеатрах и клубах, телевизионные программы конкретной недели и т.д.).
При единовременной вместимости блока (группы) общешкольных помещений, помимо зрительного зала и лектория, вне расчета остаются также библиотека, обеденный зал. Для населения исключаются помещения технического творчества и юннатско-биологической (опытнической) деятельности в связи со спецификой видов деятельности в упомянутых помещениях.
Единовременная расчетная вместимость кружковых помещений в среднем принимается 10 мест (в практике она колеблется от 6 до 12 (15) мест в зависимости от вида деятельности и года занятий в данном кружке) (Табл. 13). Само помещение, его технология рассчитываются, как правило, на предельно возможное число мест.
Таблица 13.
РАСЧЕТНАЯ ВЕЛИЧИНА (НАПОЛНЯЕМОСТЬ) ГРУППЫ ОБЩЕШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Наименование помещений
|
Габариты, м, площадь,
|
Единовременная вместимость (уч-ся)
|
|
|
|
Спортзалы
|
18х9
|
12
|
|
18х12(15)
|
17
|
|
24х12(15)
|
24
|
|
30х18
|
24
|
|
36х18
|
32
|
|
42х24
|
24
|
|
|
|
Бассейн с ванной
|
25х11,5
|
32
|
|
10х6
|
12
|
|
|
|
Учебные мастерские по обработке металла, дерева, тканей, кулинарии; кабинет изучения технологий
|
90-108
|
12
|
|
|
|
Мастерские для учебно-производительного труда
|
240-360
|
24(2х12)
|
|
|
|
Кружковые - студийные помещения:
|
|
|
- техническое творчество, универсальная мастерская
|
108
|
12
|
- кабинет черчения
|
72
|
10-12
|
- студия живописи, рисунка, дизайна, скульптуры, архитектуры
|
108
|
24(8х3)
|
- зимний сад
|
80-150
|
10-20
|
- помещение для юннатско-биологической деятельности
|
36 54
|
5 7-8
|
- помещение для занятий драматическим искусством
|
72 108
|
10 12-20
|
- помещение для занятий хореографией
|
108 144
|
12 24
|
|
|
|
- кинофотостудия с фотолабораторией
|
36-72
|
8-12
|
- класс пения, музыки, музыкальная студия
|
50-72
|
10-15(25)
|
- помещение для туристско-краеведческой деятельности
|
72
|
20
|
Учебные мастерские, используемые во внеучебное время, рассчитываются на среднюю наполняемость кружкового помещения, т.е. на 10 человек. Мастерские, предназначенные только для населения, функционируют в течение дня и ориентировочно в них могут работать 4 группы ежедневно по 3-4 часа (т.е. примерно 40 человек).
В группе помещений спорта вместимость каждого зала или ванны бассейна принимается в соответствии с таблицей 13.
Формирование состава общешкольных помещений осуществляется на основе следующих параметров: 1) единовременная вместимость помещения; 3) количество помещений; 3) нормируемая площадь для конкретных функциональных групп помещений по видам деятельности.
Расчетные формулы К=Е/Н и П=ЕхМ (Е=П/М), (где К - количество помещений, Е - единовременная вместимость (чел.), Н - средняя наполняемость помещения (чел.), М - площадь на одно место по конкретной функциональной группе помещений (), П - нормируемая площадь функциональной группы помещений) - дадут возможность определить основные параметры для формирования состава помещений общешкольной группы помещений при проектировании и при реконструкции (приспособлении) школьного здания:
а) при проектировании нового здания при заданном проценте охвата или единовременной вместимости данной функциональной группы помещений можно определить нормируемую площадь. Далее, определив площадь и габариты основных рабочих помещений по соответствующим приложениям МГСН 4.06-96, можно определить параметры помещений обслуживающего назначения;
б) при реконструкции существующего здания - на выделенной площади (при заданных видах деятельности) определяется примерная единовременная вместимость, количество помещений и конкретная площадь каждой функциональной группы помещений.
Процент охвата взрослого населения различными видами деятельности в свободное время предлагается определять исходя из реальной пропускной способности группы общешкольных помещений.
Комплексный подход к расчету пропускной способности учебной
и общешкольной групп помещений общеобразовательных учреждений
сетевого назначения
Комплексный подход к расчету пропускной способности общеобразовательных учреждений сетевого назначения по методу Куркина - Ратушного (табл. 14,15) ориентирован на "сетевые-кустовые" школы, поэтому их формирование зависит от определенных градостроительных условий.
Таблица 14.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ШКОЛЫ II-III СТУПЕНИ,
ОСНОВАННОГО НА СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теория
|
Каждодневное прохождение через эти сферы |
||||
Т
|
|
||||
Активность
|
А
|
И
|
Интерес
|
|
|
|
|
|
|||
Т
|
Сфера теории формируется из модулей классов-блоков, содержащих по четыре клас- са-кабинета: естествознание, социум, мате- матика, язык
|
В комплексе должно быть не менее 2-х модулей
|
|||
|
Е С М Я
|
|
|||
|
|
|
|||
А
|
Сфера активной деятельности содержит: а) спортзалы, бассейн, форум, рекреационные пространства и другие помещения для прове- дения досуга; б) учебные мастерские
|
Полная номенклатура залов с высокими каче- ственными характеристиками
|
|||
|
|
|
|||
И
|
Сфера интереса формируется из специали- зированных кружков, лабораторий, студий, залов, библиотеки и др. помещений:
|
Плюс дополнительные сооружения на участке
|
|||
|
а) техническое творчество, юннатская деятель- ность в сочетании с занятиями в павильонах природы, лабораториях естественных наук;
|
|
|||
|
б) зрительный зал - сцена, музыкальная, худо- жественная и хореографическая школы, при- кладное искусство;
|
|
|||
|
в) библиотека (индивидуальный познавательный интерес), информатика и вычислительная тех- ника
|
|