Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96), часть 3
Группа 1 - основные школы (I и II ступеней обучения) в составе 1-9 классов: с организационно-педагогической структурой 1:1:0, 2:2:0 и 3:3:0);
Группа 2 - средние полные школы (I, II и III ступеней) в составе I-XI классов, с организационно-педагогической структурой 1:1:1, 2:2:2 и 3:3:3), т.е. с равным числом параллелей классов по всем трем ступеням;
Группа 3 - средние полные школы с профилированным обучением и организационно-педагогической структурой 1:1:1, 2:2:2, 3:3:3 и 2:2:2+2:2:2;
Группа 4 - средние школы II-III ступени с профильным обучением с организационно-педагогической структурой 0:2:4, 0:3:6, 0:4:8 с разным числом параллелей 5-9 и 10-11 классов для решения проблемы обслуживания основных школ и действующих школ с устаревшей материально-технической учебной базой;
Группа 5 и 6 - гимназии и лицеи с организационно-педагогической структурой 0:1:1, 0:2:2, 0:3:3 и 0:2:2, 0:3:3, 0:0:9.
5.19. Переход на трехступенчатую систему обучения в общеобразовательной школе влечет за собой усложнение формирования сети зданий и, как следствие, многообразие типов зданий как по организационно-педагогической структуре, так по количеству классных помещений.
Принципиальные модели организации сети зданий общеобразовательных учреждений в городе приведены на рисунке 1.
(а) - В микрорайоне размещается основная школа "НО" в составе школ I и II ступеней обучения (I-IX классы). Она приближена максимально к жилой группе зданий. При этом учащиеся старших классов продолжают обучение в школе III ступени (градостроительный уровень - "жилой район").
(б) - В микрорайоне размещается полная средняя общеобразовательная школа "НОС", которая организационно не связана со школами III ступени обучения.
(в) - В микрорайоне базовой школой является полная средняя школа в составе I, II и III ступеней обучения с дифференцированным (профилированным ) обучением ("НОСП"). Функционирует автономно от остальной системы общеобразовательных учреждений.
(г) - В жилом районе размещается средняя школа III ступени ("С") с увеличенным числом параллелей старших классов для обслуживания сети основных школ.
(д) - В жилом районе базовой школой является сетевая школа II и III ступени обучения с дифференцированным (профильным) обучением "ОСП", которая предназначена для обслуживания начальных и основных школ; рассчитана в основном на обслуживание сложившейся сети школ (см. п.2 "Градостроительный аспект").
(е) - В районе или вне его размещается гимназия "Г" в составе школ II и III ступеней, которая охватывает учащихся, оканчивающих начальные классы соседних школ.
(ж) - В районе или вне его размещается лицей "Л" в составе школ II и III или III ступеней, предназначен для обслуживания основных школ.
Внешкольные учреждения
5.20. Внешкольное воспитание (дополнительное образование) является неотъемлемой частью общего образования и осуществляется в целях создания условий для творческой деятельности, развития одаренных детей, укрепления здоровья, полноценного использования свободного времени, отдыха и общения учащихся.
Внешкольные учреждения, в первую очередь, являются организационно-массовыми центрами разнообразной внеучебной деятельности с детьми и подростками в школах. Одновременно они рассматриваются и как база проведения кружковой работы на более совершенной материальной основе и изучения современных технологий.
5.21. Сеть внешкольных учреждений (собственно внешкольные учреждения и учебно-производственные мастерские и комбинаты) в городе формируется в зависимости от численности населения, числа учащихся школьного возраста, с учетом местных условий.
При организации сети следует руководствоваться также примерным перечнем внешкольных учреждений различных ведомств: Центр внешкольной работы и детского творчества; Дом школьников и учащейся молодежи; Экологический центр учащихся; Станция (Дом) юных натуралистов; Центр (Дом, Клуб) технического творчества; Станция (Дом, Клуб) юных техников; Школы: математическая, физико-техническая и по другим отраслям науки и техники (не дающие общеобразовательной подготовки); Центр детского и юношеского туризма и экскурсий; Станция (Дом, база) юных туристов; Дворец спорта для детей и юношества; Детский стадион; Детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая) школа всех типов и видов, в том числе с профильными лагерями и базами; Детско-юношеский клуб физической подготовки; Детский оздоровительно-экологический центр; Детский парк; Центр эстетического воспитания; Дом художественного творчества (воспитания); Детский дом (Дворец) культуры; Музыкальная, художественная школа, школа искусств (за исключением школ, дающих профессиональное образование); Детско-юношеский Центр, студия по видам искусств; Детская картинная галерея; Клубы юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарников (с детским пожарным депо); Детский автогородок; Детский и подростковый клуб; Комната школьников; Детско-юношеский спортивно-оздоровительный и другие профильные лагеря; лагерь труда и отдыха (загородный, с дневным пребыванием) и туристическая база; Детско-юношеская библиотека.
5.22. В связи с характером и методами проводимой работы вместимость внешкольных учреждений характеризуется двумя показателями: 1) общим числом мест в помещениях, кружках, студиях, лабораториях (являются расчетными) и 2) количеством мест в зрительном зале или иных помещениях для массовой работы (при расчете сети зданий во внимание не принимаются - эпизодическая деятельность).
5.23. Комплексные внешкольные учреждения - Центры внешкольной работы, Дома и Дворцы школьников и учащейся молодежи организуют учебно-воспитательный процесс в кружках, студиях, клубах, любительских объединениях с учащимися I-XI классов. В них функционируют следующие отделы: методический, массовый, технического творчества, юных натуралистов, художественного воспитания, туризма и краеведения, спортивный и др. Каждый кружок, клуб, студия Дома - это методическая лаборатория для кружков школ и внешкольных учреждений соответствующего профиля. Обучение может проходить как занятия индивидуальные, групповые и коллективные. Максимальная расчетная наполняемость помещений 15 (12) учащихся.
Комплексные внешкольные учреждения ведут работу по развитию художественного и технического творчества, юннатско-биологической и опытнической деятельности, туризма, физической культуры, спорта и других возникающих направлений детского творчества и досуга.
5.24. Детско-юношеская спортивная школа проводит учебно-тренировочную работу по различным видам спорта с учащимися I-XI классов. В ней могут быть отделения двух и более видов спорта (акробатика, бокс, классическая борьба, самбо, баскетбол, волейбол, водное поло, велосипедный спорт, художественная гимнастика, гребля на байдарках и каноэ, спортивная гимнастика, академическая гребля, конькобежный спорт, плавание, теннис, бадминтон, парусный спорт, прыжки в воду, ручной мяч, стрельба, футбол, фигурное катание, легкая атлетика,лыжный спорт, фехтование, тяжелая атлетика, шахматы, шашки, хоккей с шайбой и мячом, конный спорт, стрельба из лука и т.д.). Отделения по видам спорта создаются с учетом местных условий, а также наличия собственной или арендуемой спортивной базы (залы, площадки, бассейны, учебно-спортивный инвентарь и оборудование).
Детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки всех видов и типов проводят оздоровительную и учебно-тренировочную работу по различным видам спорта с детьми 6-18 лет. Такие школы могут быть с одним-двумя или более отделениями видов спорта, которые создаются с учетом местных условий и традиций.
5.25. Профильные учреждения, такие как экологический центр учащихся, Дом, Центр, Станция юных техников и натуралистов, туристов, школы искусств и другие имеют специализированные составы помещений одного профиля.
Станция юных техников организует научно-техническую работу с учащимися I-XI классов в отделах: технического творчества, организационно-массовом, физико-техническом, спортивно-техническом, научно-техническом, автоматики и радиоэлектроники, сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных машин, в центрах методическом и научной информации.
На станциях юных натуралистов занимаются учащиеся I-XI классов. Она оказывает помощь школам и другим внешкольным учреждениям в создании кружков юных натуралистов, в организации общественно-полезного труда учащихся на учебно-опытных участках, ученическо-производственных бригадах, профильных лагерей и т.д. Станции юных натуралистов имеют отделы: методический, ботаники и растениеводства с опытно-производственным участком, зоологии и животноводства с зоолого-животноводческой базой и уголками живой природы, механизации сельского хозяйства, естествознания (начальные классы) и др. В летний период при станции могут быть организованы лагеря юных натуралистов.
Станция юных туристов предназначена для учащихся V-XI классов и оказания помощи школам в создании туристических и краеведческих кружков. На станции работают отделы: экскурсий, организационно-массовый и методический. Организуются постоянные и временные туристические базы, лагеря-школы подготовки туристского актива, пункты проката туристского инвентаря и др.
Детская школа искусств обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с учетом широкой профессиональной ориентации и общего эстетического образования. В детских школах искусств организуются отделения: подготовительное для детей младшего возраста, музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства, общего эстетического воспитания и образования. Кроме того, в одно-двухгодичных группах детям дают навыки ритмического и хорового воспитания, слушания музыки, сольфеджио и музыкальной грамоты, знакомят их с основами изобразительного искусства. Срок обучения в школе после подготовительного периода рассчитан на 6-7 лет (параллельно с окончанием 9 классов общеобразовательной школы).
Детская музыкальная школа проводит занятия с учащимися I-X классов на отделениях: фортепьяно, струнных, народных, духовых и ударных инструментов. Для детей дошкольного возраста могут быть организованы подготовительные группы.
В детской художественной школе занимаются дети 11-17 лет, имеющие общеобразовательную подготовку не менее четырех классов. Для учащихся младших классов организуются подготовительные группы.
5.26. В перспективе значительно возрастает процент учащихся, которые будут использовать свое свободное время для активной творческой деятельности во внешкольных учреждениях. Это произойдет за счет увеличения возрастного и категорийного ценза учащихся: это дошкольники, учащиеся школ, ПТУ, техникумов, частично и студентов ВУЗов.
Внешкольные учреждения должны обеспечивать базу для проведения различных занятий творчеством не менее 35% учащихся общеобразовательных школ.
5.27. При формировании сети внешкольных учреждений в городе, районе, микрорайоне необходимо учитывать:
- распределение учебного и внеучебного времени учащегося в течение учебной недели;
- сменность занятий в учебно-воспитательных учреждениях различного вида;
- наличие в данном городе, районе (микрорайоне) других внешкольных и культурно-просветительных учреждений;
- заявки родителей, потребности и интересы учащихся;
- финансовые и кадровые возможности региона.
5.28. Сеть внешкольных учреждений представляет собой единую взаимодополняющую систему, в которой внешкольные учреждения рассчитаны на более специализированную организацию деятельности учащихся в зависимости от видов и профилей. Они должны функционировать в органическом единстве со школами I, II и III ступеней обучения.
Возможно создание единых учебно-воспитательных комплексов школ II-III и III ступеней обучения с внешкольными учреждениями.
5.29. В целях обеспечения гармонии учебно-воспитательного процесса по всей сети зданий в Центрах внешкольных учреждений предусматривается методическая работа, направленная на совершенствование программ, оказания помощи педагогическим коллективам школ, внешкольных учреждений районного уровня, детским клубам по месту жительства по соответствующим сферам деятельности.
В соответствии с профилем деятельности, видом во внешкольных учреждениях создаются отделы, секторы, кабинеты, лаборатории.
5.30. Нормируемая площадь на одно место во внешкольных учреждениях в среднем должна быть не менее 22-24 в расчете на универсальный тип внешкольного учреждения.
5.31. Примерную номенклатуру видов и типов зданий ВУ см. таблицу 7.
Таблица 7.
ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВИДОВ И ТИПОВ ЗДАНИЙ
ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ВУ)
Виды зданий
|
Вместимость здания (учащихся)
|
Область применения
|
||
|
|
микро- район
|
муници- пальный район
|
округ города
|
|
|
|
|
|
1. Центр внешкольной работы и детско-юношеского творчества (Дом школьников и учащейся молодежи, детская школа искусств, детско-юношеская спортшкола)
|
900-650
500-300
|
|
*
|
*
|
|
|
|
|
|
2. Центр (Дом) технического творчества, станция юных техников
|
450-200
|
|
*
|
*
|
3. Экологическо- биологический Центр учащихся, станция юных натуралистов
|
400-140
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
4. Детская школа искусств
|
150-420
|
|
*
|
|
|
|
|
|
|
5. Детские профильные музыкальные, художественные и хореографические школы
|
150-300
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
6. Центр эстетического воспитания (театр, хорео- графия, народные танцы, музыка, хор, оркестр, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, детская картинная галерея, синтез искусств и т.д.)
|
300-700
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
7. Центр детского и юно- шеского туризма, станция юных туристов
|
-
|
|
|
*
|
8. Детско-юношеский Центр спорта и физического развития
|
300-600
|
|
|
*
|
9. Детско-юношеский клуб физической подготовки
|
100-200
|
|
*
|
|
10. Детский оздоровительно- экологический Центр, детский парк
|
300-500
|
|
*
|
*
|
11. Детско-юношеская библиотека
|
-
|
|
*
|
|
12. Детский клуб по месту жительства
|
-
|
*
|
|
|
Примечание: Вместимость указана по кружковым помещениям, студиям и лабораториям. Число мест в зрительных, концертных залах, лекториях не учитывается.
5.32. Количество групп в межшкольных УПК районного уровня рекомендуется в пределах 6-20 с широкой номенклатурой специальностей. Они функционируют в органическом единстве с общеобразовательной школой.
В составе помещений межшкольных УПК помимо учебно-производственных мастерских необходимо иметь группу помещений общего назначения (лекторий, библиотека, методические кабинеты по профориентации, организации выставок работ учащихся, обеденный зал, администрация). В школьных УПМ - только учебно-производственные мастерские.
В учебно-воспитательных зданиях для трудового обучения и изучения технологий для каждого профиля необходимо предусматривать блок помещений, состоящий из специализированного учебного кабинета с лаборантской и учебно-производственной мастерской площадью от 90 до 360 в зависимости от назначения, плюс помещения для установки оборудования повышенной опасности и подсобных помещений.
Количество учащихся в учебной группе принимается за 20-24 человека. Для работы в учебно-производственных мастерских группа делится пополам.
Нормируемая площадь на одно ученическое место принимается в пределах 15-30 .
6. ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ
ЭЛЕМЕНТОВ ОСНОВНЫХ ЗОН
6.1. Земельный участок - обязательный элемент общеобразовательного учреждения. Предназначен для учебно-воспитательного процесса, физкультурно-спортивных занятий, оздоровительной работы и отдыха учащихся как во время учебных занятий и перемен, так и во внеучебное время.
6.2. Земельный участок общеобразовательного учреждения представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на которых размещаются оборудование, сооружения, малые архитектурные формы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией.
6.3. Как здание общеобразовательного учреждения, так и его участок, подчинены общей организационно-педагогической структуре, основанной на принципах возрастной дифференциации учащихся и разделения помещений и открытых площадок по видам деятельности с учетом педагогического режима и гигиенических требований. Возрастная дифференциация учащихся обусловлена психофизиологическими различиями между детьми разных возрастных групп.
6.4. В соответствии с МГСН 4.06-96 на земельных участках общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать следующие основные зоны:
- физкультурно-спортивную (Ф-С);
- отдыха (О);
- учебно-опытную (У-О);
- хозяйственную (Х).
Кроме того, в структуру участка входит озеленение и, собственно, площадь застройки здания.
6.5. Площади основных зон земельных участков общеобразовательных школ, лицеев и гимназий следует принимать в соответствии с табл. 8.
Таблица 8.
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ЗОН ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Инд
|
Наиме- нование зоны и рекомен- дуемый состав |
|
|||||
|
|
начальная школа
|
основная школа
|
средняя полная школа, гимназия, лицей
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф-С
|
Физкультурно- спортивная
|
842
|
5444
|
5606
|
6132
|
7754
|
7916
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
- школьный стадион (круговая беговая дорожка 250 м, со- вмещенная с прямой беговой дорожкой 110 м, комбиниро- ванное поле для футбола 60х28 м и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину);
|
|
4200
|
4200
|
4200
|
5260
|
5260
|
|
- площадка для спортивных игр (волей- больная 162 , баскет- больная 364 );
|
162
|
364
|
|
|
|
|
|
- площадка для гим- настики 1-4 классов;
|
200
|
200
|
200
|
200
|
400
|
400
|
|
- площадка для гим- настики 5-11 клас- сов;
|
|
200
|
200
|
200
|
400
|
400
|
|
- площадка комби- нированная для спортивных игр, ме- тания мяча и прыжков в высоту и длину.
|
480
|
480
|
480
|
480
|
480
|
480
|
О
|
Отдыха
|
480
|
480
|
705
|
1410
|
2115
|
2820
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
- для подвижных игр 1 классов;
|
180
|
180
|
180
|
360
|
540
|
720
|
|
- для подвижных игр 2-4 классов;
|
300
|
300
|
300
|
600
|
900
|
1200
|
|
- для подвижных игр 5-9 классов;
|
|
|
125
|
250
|
375
|
500
|
|
- для тихого отдыха 5-9 классов.
|
|
|
100
|
200
|
300
|
400
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарная площадь по зонам Ф-С и О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У-О
|
Учебно -опытная
|
240
|
900
|
1090
|
1430
|
1980
|
2510
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
- отдел начальных классов;
|
80
|
80
|
80
|
160
|
240
|
320
|
|
- отдел полевых и овощных культур;
|
|
280
|
340
|
450
|
610
|
830
|
|
- отдел плодового сада и питомника;
|
|
200
|
300
|
360
|
540
|
720
|
|
- отдел цветочно- де- коративных растений;
|
40
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
- теплица (с зоо- уголком);
|
|
170
|
170
|
240
|
240
|
240
|
|
- зоолого- животно- водческий отдел;
|
|
|
|
|
100
|
100
|
|
- отдел коллекции растений.
|
|
70
|
100
|
120
|
150
|
200
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х
|
Хозяй- ственная
|
500
|
500
|
500
|
625
|
750
|
750
|
Примечания:
1. Состав и площади элементов зон участков школ с уменьшенной наполняемостью классов определяются заданием на проектирование.
2. Отдел цветочно-декоративных растений учебно-опытной зоны допускается распределять в зоне озеленения.
3. По местным условиям допускается перераспределение площадей элементов зон земельного участка школы, кроме физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.
4. Состав и площади зон земельных участков гимназий и лицеев определяются заданием на проектирование. Возможна также ориентация на показатели данной таблицы за исключением требований к начальной школе.
6.6. Состав и площади зон рассчитаны исходя из вместимости общеобразовательных учреждений, числа параллелей классов, соотношения потоков возрастных групп учащихся (1, 2-4, 5-9 и 10-11 классы), учебного и внеучебного времени проведения занятий и отдыха, интенсивности использования отдельных площадок, специфики видов занятий.
6.7. Для обеспечения максимальной эффективности использования земельных участков общеобразовательных учреждений рекомендуется: физкультурно-спортивную зону размещать вблизи блока общешкольных помещений; учебно-опытную приближать к хозяйственной, имеющей непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха, дифференцированные с учетом возрастных особенностей учащихся, максимально приближать к соответствующим учебным блокам.