Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96), часть 3



Группа 1 - основные школы (I и II ступеней обучения) в составе 1-9 классов: с организационно-педагогической структурой 1:1:0, 2:2:0 и 3:3:0);


Группа 2 - средние полные школы (I, II и III ступеней) в составе I-XI классов, с организационно-педагогической структурой 1:1:1, 2:2:2 и 3:3:3), т.е. с равным числом параллелей классов по всем трем ступеням;


Группа 3 - средние полные школы с профилированным обучением и организационно-педагогической структурой 1:1:1, 2:2:2, 3:3:3 и 2:2:2+2:2:2;


Группа 4 - средние школы II-III ступени с профильным обучением с организационно-педагогической структурой 0:2:4, 0:3:6, 0:4:8 с разным числом параллелей 5-9 и 10-11 классов для решения проблемы обслуживания основных школ и действующих школ с устаревшей материально-технической учебной базой;


Группа 5 и 6 - гимназии и лицеи с организационно-педагогической структурой 0:1:1, 0:2:2, 0:3:3 и 0:2:2, 0:3:3, 0:0:9.


5.19. Переход на трехступенчатую систему обучения в общеобразовательной школе влечет за собой усложнение формирования сети зданий и, как следствие, многообразие типов зданий как по организационно-педагогической структуре, так по количеству классных помещений.


Принципиальные модели организации сети зданий общеобразовательных учреждений в городе приведены на рисунке 1.


(а) - В микрорайоне размещается основная школа "НО" в составе школ I и II ступеней обучения (I-IX классы). Она приближена максимально к жилой группе зданий. При этом учащиеся старших классов продолжают обучение в школе III ступени (градостроительный уровень - "жилой район").


(б) - В микрорайоне размещается полная средняя общеобразовательная школа "НОС", которая организационно не связана со школами III ступени обучения.


(в) - В микрорайоне базовой школой является полная средняя школа в составе I, II и III ступеней обучения с дифференцированным (профилированным ) обучением ("НОСП"). Функционирует автономно от остальной системы общеобразовательных учреждений.


(г) - В жилом районе размещается средняя школа III ступени ("С") с увеличенным числом параллелей старших классов для обслуживания сети основных школ.


(д) - В жилом районе базовой школой является сетевая школа II и III ступени обучения с дифференцированным (профильным) обучением "ОСП", которая предназначена для обслуживания начальных и основных школ; рассчитана в основном на обслуживание сложившейся сети школ (см. п.2 "Градостроительный аспект").


(е) - В районе или вне его размещается гимназия "Г" в составе школ II и III ступеней, которая охватывает учащихся, оканчивающих начальные классы соседних школ.


(ж) - В районе или вне его размещается лицей "Л" в составе школ II и III или III ступеней, предназначен для обслуживания основных школ.



Внешкольные учреждения



5.20. Внешкольное воспитание (дополнительное образование) является неотъемлемой частью общего образования и осуществляется в целях создания условий для творческой деятельности, развития одаренных детей, укрепления здоровья, полноценного использования свободного времени, отдыха и общения учащихся.


Внешкольные учреждения, в первую очередь, являются организационно-массовыми центрами разнообразной внеучебной деятельности с детьми и подростками в школах. Одновременно они рассматриваются и как база проведения кружковой работы на более совершенной материальной основе и изучения современных технологий.


5.21. Сеть внешкольных учреждений (собственно внешкольные учреждения и учебно-производственные мастерские и комбинаты) в городе формируется в зависимости от численности населения, числа учащихся школьного возраста, с учетом местных условий.


При организации сети следует руководствоваться также примерным перечнем внешкольных учреждений различных ведомств: Центр внешкольной работы и детского творчества; Дом школьников и учащейся молодежи; Экологический центр учащихся; Станция (Дом) юных натуралистов; Центр (Дом, Клуб) технического творчества; Станция (Дом, Клуб) юных техников; Школы: математическая, физико-техническая и по другим отраслям науки и техники (не дающие общеобразовательной подготовки); Центр детского и юношеского туризма и экскурсий; Станция (Дом, база) юных туристов; Дворец спорта для детей и юношества; Детский стадион; Детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая) школа всех типов и видов, в том числе с профильными лагерями и базами; Детско-юношеский клуб физической подготовки; Детский оздоровительно-экологический центр; Детский парк; Центр эстетического воспитания; Дом художественного творчества (воспитания); Детский дом (Дворец) культуры; Музыкальная, художественная школа, школа искусств (за исключением школ, дающих профессиональное образование); Детско-юношеский Центр, студия по видам искусств; Детская картинная галерея; Клубы юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарников (с детским пожарным депо); Детский автогородок; Детский и подростковый клуб; Комната школьников; Детско-юношеский спортивно-оздоровительный и другие профильные лагеря; лагерь труда и отдыха (загородный, с дневным пребыванием) и туристическая база; Детско-юношеская библиотека.


5.22. В связи с характером и методами проводимой работы вместимость внешкольных учреждений характеризуется двумя показателями: 1) общим числом мест в помещениях, кружках, студиях, лабораториях (являются расчетными) и 2) количеством мест в зрительном зале или иных помещениях для массовой работы (при расчете сети зданий во внимание не принимаются - эпизодическая деятельность).


5.23. Комплексные внешкольные учреждения - Центры внешкольной работы, Дома и Дворцы школьников и учащейся молодежи организуют учебно-воспитательный процесс в кружках, студиях, клубах, любительских объединениях с учащимися I-XI классов. В них функционируют следующие отделы: методический, массовый, технического творчества, юных натуралистов, художественного воспитания, туризма и краеведения, спортивный и др. Каждый кружок, клуб, студия Дома - это методическая лаборатория для кружков школ и внешкольных учреждений соответствующего профиля. Обучение может проходить как занятия индивидуальные, групповые и коллективные. Максимальная расчетная наполняемость помещений 15 (12) учащихся.


Комплексные внешкольные учреждения ведут работу по развитию художественного и технического творчества, юннатско-биологической и опытнической деятельности, туризма, физической культуры, спорта и других возникающих направлений детского творчества и досуга.


5.24. Детско-юношеская спортивная школа проводит учебно-тренировочную работу по различным видам спорта с учащимися I-XI классов. В ней могут быть отделения двух и более видов спорта (акробатика, бокс, классическая борьба, самбо, баскетбол, волейбол, водное поло, велосипедный спорт, художественная гимнастика, гребля на байдарках и каноэ, спортивная гимнастика, академическая гребля, конькобежный спорт, плавание, теннис, бадминтон, парусный спорт, прыжки в воду, ручной мяч, стрельба, футбол, фигурное катание, легкая атлетика,лыжный спорт, фехтование, тяжелая атлетика, шахматы, шашки, хоккей с шайбой и мячом, конный спорт, стрельба из лука и т.д.). Отделения по видам спорта создаются с учетом местных условий, а также наличия собственной или арендуемой спортивной базы (залы, площадки, бассейны, учебно-спортивный инвентарь и оборудование).


Детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки всех видов и типов проводят оздоровительную и учебно-тренировочную работу по различным видам спорта с детьми 6-18 лет. Такие школы могут быть с одним-двумя или более отделениями видов спорта, которые создаются с учетом местных условий и традиций.


5.25. Профильные учреждения, такие как экологический центр учащихся, Дом, Центр, Станция юных техников и натуралистов, туристов, школы искусств и другие имеют специализированные составы помещений одного профиля.


Станция юных техников организует научно-техническую работу с учащимися I-XI классов в отделах: технического творчества, организационно-массовом, физико-техническом, спортивно-техническом, научно-техническом, автоматики и радиоэлектроники, сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных машин, в центрах методическом и научной информации.


На станциях юных натуралистов занимаются учащиеся I-XI классов. Она оказывает помощь школам и другим внешкольным учреждениям в создании кружков юных натуралистов, в организации общественно-полезного труда учащихся на учебно-опытных участках, ученическо-производственных бригадах, профильных лагерей и т.д. Станции юных натуралистов имеют отделы: методический, ботаники и растениеводства с опытно-производственным участком, зоологии и животноводства с зоолого-животноводческой базой и уголками живой природы, механизации сельского хозяйства, естествознания (начальные классы) и др. В летний период при станции могут быть организованы лагеря юных натуралистов.


Станция юных туристов предназначена для учащихся V-XI классов и оказания помощи школам в создании туристических и краеведческих кружков. На станции работают отделы: экскурсий, организационно-массовый и методический. Организуются постоянные и временные туристические базы, лагеря-школы подготовки туристского актива, пункты проката туристского инвентаря и др.


Детская школа искусств обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с учетом широкой профессиональной ориентации и общего эстетического образования. В детских школах искусств организуются отделения: подготовительное для детей младшего возраста, музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства, общего эстетического воспитания и образования. Кроме того, в одно-двухгодичных группах детям дают навыки ритмического и хорового воспитания, слушания музыки, сольфеджио и музыкальной грамоты, знакомят их с основами изобразительного искусства. Срок обучения в школе после подготовительного периода рассчитан на 6-7 лет (параллельно с окончанием 9 классов общеобразовательной школы).


Детская музыкальная школа проводит занятия с учащимися I-X классов на отделениях: фортепьяно, струнных, народных, духовых и ударных инструментов. Для детей дошкольного возраста могут быть организованы подготовительные группы.


В детской художественной школе занимаются дети 11-17 лет, имеющие общеобразовательную подготовку не менее четырех классов. Для учащихся младших классов организуются подготовительные группы.


5.26. В перспективе значительно возрастает процент учащихся, которые будут использовать свое свободное время для активной творческой деятельности во внешкольных учреждениях. Это произойдет за счет увеличения возрастного и категорийного ценза учащихся: это дошкольники, учащиеся школ, ПТУ, техникумов, частично и студентов ВУЗов.


Внешкольные учреждения должны обеспечивать базу для проведения различных занятий творчеством не менее 35% учащихся общеобразовательных школ.


5.27. При формировании сети внешкольных учреждений в городе, районе, микрорайоне необходимо учитывать:


- распределение учебного и внеучебного времени учащегося в течение учебной недели;


- сменность занятий в учебно-воспитательных учреждениях различного вида;


- наличие в данном городе, районе (микрорайоне) других внешкольных и культурно-просветительных учреждений;


- заявки родителей, потребности и интересы учащихся;


- финансовые и кадровые возможности региона.


5.28. Сеть внешкольных учреждений представляет собой единую взаимодополняющую систему, в которой внешкольные учреждения рассчитаны на более специализированную организацию деятельности учащихся в зависимости от видов и профилей. Они должны функционировать в органическом единстве со школами I, II и III ступеней обучения.


Возможно создание единых учебно-воспитательных комплексов школ II-III и III ступеней обучения с внешкольными учреждениями.


5.29. В целях обеспечения гармонии учебно-воспитательного процесса по всей сети зданий в Центрах внешкольных учреждений предусматривается методическая работа, направленная на совершенствование программ, оказания помощи педагогическим коллективам школ, внешкольных учреждений районного уровня, детским клубам по месту жительства по соответствующим сферам деятельности.


В соответствии с профилем деятельности, видом во внешкольных учреждениях создаются отделы, секторы, кабинеты, лаборатории.


5.30. Нормируемая площадь на одно место во внешкольных учреждениях в среднем должна быть не менее 22-24 в расчете на универсальный тип внешкольного учреждения.


5.31. Примерную номенклатуру видов и типов зданий ВУ см. таблицу 7.


Таблица 7.


ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВИДОВ И ТИПОВ ЗДАНИЙ

ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ВУ)


Виды зданий


Вместимость

здания (учащихся)


Область применения




микро-

район


муници-

пальный

район


округ

города







1. Центр внешкольной работы и детско-юношеского

творчества (Дом школьников и учащейся молодежи, детская школа искусств, детско-юношеская спортшкола)



900-650


500-300





*


*







2. Центр (Дом) технического творчества, станция юных техников



450-200



*


*


3. Экологическо-

биологический Центр учащихся, станция юных натуралистов



400-140




*







4. Детская школа искусств



150-420



*








5. Детские профильные музыкальные, художественные и

хореографические школы



150-300




*







6. Центр эстетического

воспитания (театр, хорео-

графия, народные танцы,

музыка, хор, оркестр, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, детская картинная галерея,

синтез искусств и т.д.)



300-700




*







7. Центр детского и юно-

шеского туризма, станция

юных туристов



-




*


8. Детско-юношеский Центр спорта и физического развития



300-600




*


9. Детско-юношеский клуб физической подготовки



100-200



*



10. Детский оздоровительно-

экологический Центр, детский парк



300-500



*


*


11. Детско-юношеская библиотека



-



*



12. Детский клуб по месту

жительства



-


*






Примечание: Вместимость указана по кружковым помещениям, студиям и лабораториям. Число мест в зрительных, концертных залах, лекториях не учитывается.


5.32. Количество групп в межшкольных УПК районного уровня рекомендуется в пределах 6-20 с широкой номенклатурой специальностей. Они функционируют в органическом единстве с общеобразовательной школой.


В составе помещений межшкольных УПК помимо учебно-производственных мастерских необходимо иметь группу помещений общего назначения (лекторий, библиотека, методические кабинеты по профориентации, организации выставок работ учащихся, обеденный зал, администрация). В школьных УПМ - только учебно-производственные мастерские.


В учебно-воспитательных зданиях для трудового обучения и изучения технологий для каждого профиля необходимо предусматривать блок помещений, состоящий из специализированного учебного кабинета с лаборантской и учебно-производственной мастерской площадью от 90 до 360 в зависимости от назначения, плюс помещения для установки оборудования повышенной опасности и подсобных помещений.


Количество учащихся в учебной группе принимается за 20-24 человека. Для работы в учебно-производственных мастерских группа делится пополам.


Нормируемая площадь на одно ученическое место принимается в пределах 15-30 .



6. ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ

ЭЛЕМЕНТОВ ОСНОВНЫХ ЗОН



6.1. Земельный участок - обязательный элемент общеобразовательного учреждения. Предназначен для учебно-воспитательного процесса, физкультурно-спортивных занятий, оздоровительной работы и отдыха учащихся как во время учебных занятий и перемен, так и во внеучебное время.


6.2. Земельный участок общеобразовательного учреждения представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на которых размещаются оборудование, сооружения, малые архитектурные формы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией.


6.3. Как здание общеобразовательного учреждения, так и его участок, подчинены общей организационно-педагогической структуре, основанной на принципах возрастной дифференциации учащихся и разделения помещений и открытых площадок по видам деятельности с учетом педагогического режима и гигиенических требований. Возрастная дифференциация учащихся обусловлена психофизиологическими различиями между детьми разных возрастных групп.


6.4. В соответствии с МГСН 4.06-96 на земельных участках общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать следующие основные зоны:


- физкультурно-спортивную (Ф-С);


- отдыха (О);


- учебно-опытную (У-О);


- хозяйственную (Х).


Кроме того, в структуру участка входит озеленение и, собственно, площадь застройки здания.


6.5. Площади основных зон земельных участков общеобразовательных школ, лицеев и гимназий следует принимать в соответствии с табл. 8.











Таблица 8.


ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ЗОН ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Инд


Наиме-

нование зоны

и рекомен-

дуемый

состав




начальная

школа


основная

школа


средняя полная школа, гимназия, лицей










1


2


3


4


5


6


7


8










Ф-С


Физкультурно-

спортивная



842


5444


5606


6132


7754


7916



в том числе:










- школьный стадион

(круговая беговая

дорожка 250 м, со-

вмещенная с прямой

беговой дорожкой

110 м, комбиниро-

ванное поле для

футбола 60х28 м и

ручного мяча и

двумя секторами для

прыжков в высоту и

длину);




4200


4200


4200


5260


5260



- площадка для

спортивных игр

(волей-

больная 162 , баскет-

больная

364 );



162


364







- площадка для гим-

настики 1-4 классов;



200


200


200


200


400


400



- площадка для гим-

настики 5-11 клас-

сов;




200


200


200


400


400



- площадка комби-

нированная для

спортивных игр, ме-

тания мяча и прыжков в высоту и длину.



480


480


480


480


480


480


О


Отдыха



480


480


705


1410


2115


2820



в том числе:










- для подвижных игр

1 классов;



180


180


180


360


540


720



- для подвижных игр

2-4 классов;



300


300


300


600


900


1200



- для подвижных игр

5-9 классов;





125


250


375


500



- для тихого отдыха

5-9 классов.





100


200


300


400











Суммарная площадь

по зонам Ф-С и О

















У-О


Учебно

-опытная



240


900


1090


1430


1980


2510



в том числе:










- отдел начальных

классов;



80


80


80


160


240


320



- отдел полевых и

овощных культур;




280


340


450


610


830



- отдел плодового

сада и питомника;




200


300


360


540


720



- отдел цветочно-

де-

коративных растений;



40


100


100


100


100


100



- теплица (с зоо-

уголком);




170


170


240


240


240



- зоолого-

животно-

водческий отдел;







100


100



- отдел коллекции

растений.




70


100


120


150


200










Х


Хозяй-

ственная



500


500


500


625


750


750




Примечания:


1. Состав и площади элементов зон участков школ с уменьшенной наполняемостью классов определяются заданием на проектирование.


2. Отдел цветочно-декоративных растений учебно-опытной зоны допускается распределять в зоне озеленения.


3. По местным условиям допускается перераспределение площадей элементов зон земельного участка школы, кроме физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.


4. Состав и площади зон земельных участков гимназий и лицеев определяются заданием на проектирование. Возможна также ориентация на показатели данной таблицы за исключением требований к начальной школе.


6.6. Состав и площади зон рассчитаны исходя из вместимости общеобразовательных учреждений, числа параллелей классов, соотношения потоков возрастных групп учащихся (1, 2-4, 5-9 и 10-11 классы), учебного и внеучебного времени проведения занятий и отдыха, интенсивности использования отдельных площадок, специфики видов занятий.


6.7. Для обеспечения максимальной эффективности использования земельных участков общеобразовательных учреждений рекомендуется: физкультурно-спортивную зону размещать вблизи блока общешкольных помещений; учебно-опытную приближать к хозяйственной, имеющей непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха, дифференцированные с учетом возрастных особенностей учащихся, максимально приближать к соответствующим учебным блокам.

Закрыть

Строительный каталог