Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96), часть 6
Таблица 15.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ПО СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ДНЯ
Время функциони- рования
|
Часы академи- ческих занятий
|
Основная школа (5-8 классы)
|
Старшая школа (9-11 классы)
|
||||||
|
|
первый поток 4 параллели
|
второй поток 4 параллели
|
первый поток
|
второй поток
|
третий поток
|
четвертый поток
|
||
8.30-9.05
|
1
|
Т
|
И
|
А
|
Т
|
И
|
|
|
|
9.10-9.45
|
2
|
Т
|
И
|
А
|
Т
|
И
|
|
|
|
9.55-10.30
|
3
|
Т
|
И
|
А
|
Т
|
И
|
|
|
|
10.35-11.10
|
4
|
Т
|
И
|
А
|
А
|
Т
|
И
|
А
|
|
11.20-11.55
|
5
|
Т
|
Т
|
Т
|
А
|
Т
|
И
|
А
|
|
12.00-12.35
|
6
|
И
|
А
|
Т
|
А
|
Т
|
И
|
А
|
|
12.45-13.20
|
7
|
И
|
А
|
Т
|
И
|
А
|
Т
|
И
|
|
13.25-14.00
|
8
|
И
|
А
|
Т
|
И
|
А
|
Т
|
И
|
|
14.10-14.45
|
9
|
А
|
И
|
А
|
И
|
|
|
А
|
Т
|
14.50-15.25
|
10
|
А
|
И
|
А
|
И
|
|
|
А
|
Т
|
15.35-16.10
|
11
|
А
|
И
|
А
|
И
|
|
|
А
|
Т
|
16.15-16.50
|
12
|
А
|
И
|
А
|
И
|
|
|
А
|
Т
|
Особенности формирования зданий школ III или II-III ступени с дифференцированным профилированным обучением включают: 1) градостроительный аспект, 2) структурный (организационно-педагогический) и 3) функциональный, касающийся учебных и общешкольных групп помещений.
Градостроительный аспект базируется на социально-педагогических требованиях, вытекающих из состояния сети зданий и ее материальной среды, соотнесенной на одного учащегося, или из задач нового строительства:
а) Базовый градостроительный принцип органически связан со сложившимся фондом зданий, когда на уже действующую систему планируется учебно-воспитательный центр для погашения дефицита площади по отношению к целевой нормативной программе по МГСН 4.06-96. По удельным показателям нормируется площадь сложившегося фонда зданий примерно в 4-6 раз ниже расчетной (4,6 вместо 16-25 ). Отсюда типы школ с дифференцированным обучением должны рассчитываться на группы общеобразовательных школ I-II ступеней обучения с таким расчетом, чтобы часть учащихся старших возрастов перевести во вновь создаваемые школьные комплексы в составе школ II-III и III ступеней обучения. В этом случае за счет оттока старших школьников из действующих школ в эти центры повысится комфорт учебной среды обитания для учащихся начальной и основной школ. Реально ее можно увеличить в 2-2,5 раза, т.е. выйти на учебные нормируемые площади порядка 8-10 на одно место.
Школы II-III ступени обучения, исходя из названной градостроительной ситуации, могут включать учащихся 5-11, 6-11, 7-11, 8-11, 9-11 классов. При этом число параллелей учащихся среднего звена (II ступени обучения) должно быть меньше, чем учащихся старшего звена школы (III ступени обучения).
Оптимальной следует считать здесь организационно-педагогическую структуру, рассчитанную на охват 50% учащихся среднего звена школы и 100% учащихся старшей школы (0:3:6, 0:4:8, 0:6:12 и т.д.).
Особенность системы зданий заключается в том, что школьный комплекс в сочетании с действующими общеобразовательными школами образует учебно-производственное, воспитательное объединение, представляющее собой целостную систему учреждений народного образования жилого района города, взаимно дополняющую друг друга в решении задачи создания благоприятных условий для разностороннего развития человека.
б) Второй градостроительный принцип опирается на создание базовых средних школ с дифференцированным обучением в новых жилых микрорайонах, из расчета одна базовая средняя школа на группу основных школ. В этом случае число параллелей учащихся старших классов увеличивается в несколько раз в зависимости от числа и комплектности соседних основных школ и комплектности основной школы в собственно базовой средней школе (например, 3:3:9 + 3:3:0 + 3:3:0). По сумме комплектов (параллелей) 1-11 классов система, состоящая из базовой школы и основных, должна быть равнопараллельной.
в) Третий градостроительный принцип рассчитан на "вынос" школы III ступени обучения за пределы жилого микрорайона в жилой район с учетом обслуживания ею группы школ нескольких микрорайонов. В этом случае школа III ступени с дифференцированным обучением содержит только старшие классы 10-11 или 9-11 или 8-11. Рациональнее планировать в них по три возрастных звена (9-11 классы) (0:0:6, 0:0:9, 0:0:12).
г) В особо крупных микрорайонах возможно создание школ III ступени обучения внутри жилого микрорайона.
Организационно-педагогическая структура школ III ступени обучения может включать:
- старшие классы двух или трех возрастов;
- старшие классы в сочетании со средним звеном школы.
Соотношение числа параллелей классов старшего возраста и частично среднего возраста принимается исходя из местных условий. Число параллелей старших классов желательно принимать при двух старших возрастах не менее четырех. В противном случае будет трудно создать надлежащие условия для дифференцированного профилированного обучения.
Дифференциация осуществляется по следующим направлениям:
- гуманитарное;
- языковое;
- физико-математическое;
- химико-биологическое;
- биолого-экологическое;
- техническое;
- сельскохозяйственное.
Возможны и другие направления, но они по педагогической технологии вписываются в составы помещений, требуемые по вышеназванным.
В соответствии с концепцией обучения и воспитания, школьный комплекс рекомендуется формировать из трех сфер: "Т" - сферы учебного назначения, "А" - сферы, связанной с движением и физическим развитием детей (спорт, труд, активная деятельность в свободных пространствах), "И" - сферы творческого развития по интересам, что обуславливает такой количественный и качественный состав помещений, который обеспечил бы развитие не только собственно комплекса, но и части учащихся школ города (см. табл. 14).
Каждый учащийся в течение дня (8 часов в день) должен опосредствовать все три сферы обучения и воспитания (см. табл. 15).
Учебно-воспитательный режим строится на основе перемещения учащихся в течение дня из учебной зоны в зону движения, из зоны движения в зону творческого развития. В этой связи предусматривается обучение детей потоками учащихся: в основной школе - двумя потоками, в старшей школе - четырьмя потоками (см. табл. 15).
Обучение потоками обуславливает реальное сокращение числа классных помещений (кабинетов) по отношению к числу учебных групп в основной школе - в два раза, в средней школе - в четыре раза, что предопределяет соответствующий эффект в экономии площади на одного учащегося по сравнению с требуемой.
Каждая из школ должна строиться на модульном принципе, в основу которого положена учебная ячейка "класс-блок", состоящая из четырех основных учебных помещений (табл. 14, позиция "Т").
Учебная группа рассчитывается на создание максимально благоприятных условий для обучения учащихся по системе "ученик - группа - класс - поток". Отсюда - расширение библиотеки с учетом индивидуальных самостоятельных форм работы, групповое обучение в классе-кабинете с повышенной нормой площади по отношению к фронтальным видам работ. Площадь учебно-информационного центра - библиотеки принимается по максимальной норме. Лекционная аудитория проектируется с числом мест на одну возрастную параллель учащихся по 1 на место.
Практические формы работы, являющиеся основой профильного обучения, должны обеспечивать долговременное проведение практическо-исследовательских работ, соответствующих направленности дифференцированного обучения.
По естественным наукам кабинеты решаются как комплексы в составе лаборатории, ряда практикумов и лаборантских. Практикумы принимаются с количеством мест в половину группы и числом не менее трех при одной лаборатории. Возможны дополнительные помещения практикумов на меньшее количество учащихся.
Практикумы по изучению техники рассчитываются на 1/2 и 1/3 учащихся группы.
9. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЙ
А. Общие требования к структуре здания
1. Функциональная модель школы должна быть построена по принципу организации уровней в части обслуживания учащихся от первичного элемента к целому организму и охватывать все звенья учебного и воспитательного процессов:
- нижний уровень (повседневное обслуживание) - учебное помещение класс-кабинет;
- второй уровень - группа учебных помещений, связанных между собой единым взаимодополняющим процессом (учебная секция, технологическая группа), в которой не все помещения используются в течение дня, но служат базой для организации полноценного обучения в течение недели;
- третий уровень - группы учебных секций или технологических групп помещений, работающих в органической связи с информационно-методическим Центром школы и отдельными специализированными учебными помещениями, используемыми в течение месяца и во внеучебное время;
- четвертый верхний уровень - как целое, предусматривает необходимое функционирование и органическое взаимодействие между Учебным комплексом, Информационно-методическим центром и Общешкольной группой помещений в течение полного дня, недели, месяца, года, в котором тесно переплетаются учебная и внеучебная деятельность; обеспечиваются в конечном итоге разностороннее развитие личности и ее творческого потенциала.
2. В соответствии с функциональной моделью архитектурно-типологическая структура школы должна иметь следующую пространственную организацию:
- Учебная группа <-> Информационно-методический центр <-> Общешкольная группа помещений (три комплекса, связанных между собой в единое пространство, с учетом их автономного функционирования и одновременно тесной связи);
- Учебная группа помещений в свою очередь должна быть дифференцирована на школы I, II и III ступеней обучения и технологические группы помещений обслуживающие эти возрастные школы;
- Общешкольная группа помещений должна быть подразделена на отдельные функциональные группы по назначениям - спорт, группа зрительного зала, технического творчества и биолого-опытнической деятельности, художественного воспитания (музыка, изобразительное искусство, хореография) и быта;
- Группа помещений центра информации - библиотеки, предназначенная для обслуживания учебной и общешкольной функциональных групп помещений, должна быть связующим звеном между учебными и общешкольными помещениями.
Пример: рис. 2 (Концепция функционального решения общеобразовательной школы перспективной модели).
3. Компактная педагогическая технология для функциональных групп учебных помещений. Учебные помещения, дифференцированные по возрастному принципу или педагогической технологии, должны решаться по принципу компактной их организации с пространственным центром в виде рекреационных залов или аудиторий, или ресурсных или игровых центров и т.д., обеспечивающих оптимальную организацию учебного процесса и внеурочного времени:
- в школе I ступени - с игровым центром;
- в школе II-III ступени - с ресурсным центром и универсальным рекреационным залом;
- в блоках специализированных учебных помещений, изучения технологий и труда - с ресурсными или методическими центрами, без рекреационного зала.
Примеры схем решения компактных учебных секций приведены на рисунке 3.
4. Пространство класса - учебного кабинета. Основное помещение школы - класс - учебный кабинет - должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств. Иными словами класс-кабинет должен иметь принципиально новую пространственную структуру в отличие от традиционного класса (см. рис. 1, 2, 3 МГСН 4.06-96).
Помещение должно включать рабочую зону (размещение учебных столов учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих) и возможности активной деятельности. Эти зоны, как сумма пространств, должны обеспечивать оптимальные условия среды обитания: углы рассматривания классной доски и наглядных пособий во время урока по всему периметру стен (не менее 40 градусов), равномерность естественного освещения по всей плоскости помещения с КЕО не менее 2-2,5.
Помещение оборудуется одноместными легкими ученическими столами и значительным объемом встроенных шкафов, а также дополнительным мобильным оборудованием для решения проблем гибкой организации пространства с целью активизации обучения.
Не исключено создание части кабинетов только с верхними источниками естественного освещения, позволяющими трактовать весь периметр стен в качестве "экрана" познания и ориентировать на них учащихся при групповых видах работы (каждой группе - свой участок стены-экрана).
В оптимальном варианте основные учебные помещения не должны располагаться выше 2-го этажа для решения поставленных задач.
Б. Принципы решения здания
Каждое общеобразовательное учебное заведение, как правило, состоит из учебной группы помещений и общешкольной. Может также включать дополнительную группу помещений рекреационного центра.
От их взаиморасположения и трактовки планировочных элементов, входящих в эти группы, зависит эффект функционирования здания в целом.
Прежде всего Учебная группа помещений должна представлять собой обособленную автономную систему, не зависящую от общешкольной группы помещений и рекреационного центра. Поэтому вестибюльная группа учебных помещений должна решаться с учетом этих требований.
Общешкольная группа помещений, особенно в условиях использования ее учащимися и взрослым населением во внеучебное время, также должна представлять собой автономную систему, позволяющую эксплуатировать ее независимо от учебной группы помещений.
В свою очередь Рекреационный центр, представляющий собой крупное пространство, рекомендуется располагать таким образом, чтобы он служил связующим звеном между названными основными группами помещений и одновременно являлся ядром пространственной системы помещений, служил бы архитектурной доминантой.
Первый Всесоюзный конкурс (1987-1988 гг.), проведенный в свое время на такую сложную композиционную систему, выявил следующие положения.
При заданной принципиальной структуре здания, изложенной выше, его композиционные решения могут быть довольно разнообразными как по формированию пространств, так и по архитектурному облику здания (рис. 4).
1 группа - проекты имеют традиционное решение здания с полным выделением блока общешкольных помещений в самостоятельный объем. Связь между учебным корпусом и блоком общешкольных помещений осуществляется через одноэтажный теплый переход.
2 группа - композиционное построение сохраняет зрительную автономию выделенного блока общешкольных помещений, но решение здания принимается по принципу более тесной связи зальных помещений одновременно с общешкольным и учебным блоками.
3 группа - композиционные решения основываются на тесном переплетении учебных помещений и групп помещений общешкольного блока. Более пластичное решение за счет некоторых потерь функциональных качеств здания по автономности основных его блоков.
4 группа - архитектурно-пространственная организация комплекса основывается на симметричном решении здания школы. Композиционным центром является блок общешкольных помещений, по обе стороны от которого расположены учебные блоки. Помещения общешкольного блока формируются вокруг рекреационного центра.
5 группа - композиционные решения основываются на разделении здания школьного комплекса на четыре отдельные пространственные структуры: два блока для зоны учебных помещений (отдельно для младших и старших школьников) и два блока для зоны общешкольных помещений (отдельно для группы помещений спорта и клуба со зрительным залом). Основная идея сводится к тому, что названные структурные элементы в зависимости от местных условий предлагается размещать под разными углами один к другому, что позволяет предусматривать особенности местных градостроительных ситуаций.
Для решения гибких систем пространственного решения современного общеобразовательного учреждения может быть предложена примерная методика проектирования общеобразовательных учреждений с выделенными блоками, которая основывается на вышеизложенных принципах функционально-планировочного решения и формирования из заданных объемных элементов (рис. 5), включающих:
1) учебные блоки разной этажности на 11, 22 и 33 класса, разработанные на основе применения перспективных типов учебных ячеек размером 18х18 м с зальными рекреациями, в свое время апробированных ЦНИИЭП учебных зданий при разработке экспериментальных проектов школ на 33 класса полного дня, школьного комплекса на 33+33 класса для г. Горького и в конкурсных проектах;
2) блоки общешкольных (клубно-спортивных) помещений четырех типов), разработанные с учетом их возможных сочетаний с вышеназванными учебными блоками и формирования таким образом школьных комплексов на 11, 22, 33, 22+22, 33+33 класса с достаточно пластическими архитектурными формами.
Рис. 5 иллюстрирует пример композиционных решений школьных зданий (показаны черным цветом) на основе сочетания учебных блоков с выделенным блоком общешкольных помещений типа "Б". Как видно из рисунка, применение перспективных учебных ячеек (18х18 м) с единым пространственным модулем дает возможность разработки достаточно разнообразных композиционных решений школ, созвучных как масштабности архитектуры жилых и общественных зданий микрорайона, так и известной камерности решения по отношению к человеку. Одновременно универсализация элементов ячеек учебного корпуса в потенциале дает возможность снизить количество сборных конструктивных элементов. На этом рисунке приведены также примеры сочетаний общешкольных блоков не с "родственными" им учебными блоками (композиционные схемы выделены белым цветом).
Принятая система объемных элементов позволяет достичь известной степени архитектурной гармонии в объемно-пространственном построении школьных комплексов на основе различных композиционных взаимосвязей учебных блоков с блоками общешкольных помещений.
Кроме того показанные блоки (учебных и общешкольных помещений) могут использоваться для пристройки к существующим зданиям школ.
Особое значение в зданиях общеобразовательных учреждений придается решению объемно-планировочной структуры учебной группы помещений, основанной на автономии учебных секций, отражающих как возрастные требования к формированию учебных помещений, так и требования к специфике формирования специализированных групп помещений. Учебная секция трактуется как группа помещений, включающая учебные помещения (классы или классы-кабинеты, или специализированные кабинеты), рекреацию и санузлы.
Для начальной школы в учебную секцию включаются классные помещения (1-4 или 1-2, или 3-4, или 1 и 3-4 классы), рекреационное пространство зального типа для активизации двигательной активности ученика, санитарный узел и ряд обслуживающих помещений в зависимости от вида здания, рассчитанного на традиционную систему занятий или на игровые методы обучения.
Такая или такие учебные секции должны быть автономными (изолированными) от других учебных секций учебного заведения. Это обусловлено особенностями организации учебно-воспитательного режима учащихся младших возрастов.
Учебные секции основной школы (5-9 или 5-8 классы) также рекомендуется обосабливать в автономные ячейки. Они должны содержать классы-кабинеты, рекреационный зал и ресурсные центры. Последние могут решаться централизованно (один на секцию) либо рассредоточено при каждой паре классов-кабинетов. Ресурсный центр это особое помещение, где сосредоточен дидактический материал, учебные пособия и ТСО, связанные с профильным обучением. В данном случае санитарные узлы могут быть вынесены за пределы учебной секции.
Учебные секции старшей школы могут состоять из учебных кабинетов, закрепленных за этими учащимися, или размещаться в группе специализированных кабинетов, в зависимости от того, как будет функционировать школа: с закреплением классов-кабинетов за каждой учебной группой или только в виде учебного кабинета со скользящим графиком обучения. Для этой категории учащихся не обязательна организация автономной секции.
В современной школе учебная секция должна решаться не в виде линейной системы классов, "нанизанных" на коридор, а в виде компактных образований с тремя, четырьмя или шестью учебными помещениями для введения активной системы организации уроков, когда учащиеся, в зависимости от педагогических задач урока, могли бы перемещаться из одного помещения в другое и обратно (рис. 3).
В. Проблема универсальности зданий
Универсальность зданий общеобразовательных учреждений продиктована не только многообразием видов и типов этих учреждений, но и многообразием местных условий, вытекающих из множества вариантов построения сети зданий как в условиях нового строительства, так и в условиях реконструкции сети зданий в сложившейся застройке.
Эта проблема решается по трем уровням, что должно быть отражено:
1) в составе помещений, который определяется исходя из возможного увеличения числа параллелей старших классов, требующих расширенной номенклатуры специализированных кабинетов;
2) в структуре здания, построенного по принципу автономных образований учебных секций или учебных блоков помещений, позволяющих создавать разные организационно-педагогические структуры в процессе эксплуатации здания в разных качествах по количеству параллелей классов (автономных с разным количеством параллелей классов начальной, основной и старшей школы и с увеличенным числом параллелей классов школ II и III ступеней (сетевых));
3) в универсальности принятых планировочных параметров основных учебных помещений, где планировочный модуль 9 м является предпочтительным для создания системы первичных учебных помещений, модульных этому размеру, как то: 3+6, 4,5+4,5, 9+3 м и т.д.
Идея концепции гибкой объемно-планировочной структуры здания показана на рис. 6 по схеме: планировочный модуль - учебная секция - здание.
1. В первую очередь возможности универсальной эксплуатации здания зависят от состава помещений, где преобладающими должны быть группы специализированных учебных помещений для реализации задач профильного, дифференцированного обучения учащихся старших классов, начиная с 8-го в общеобразовательной школе, лицее, гимназии, а также по возможности быть учебно-методическим центром для групп уже существующих школ со старой нормативной базой помещений.
Примером может служить разработанная программа для конкурса на перспективную модель школы для города Москвы (1995-96 гг.), где в основу школы были предложены не 22 традиционных класса, а 24, исходя из задач превращения ее в школу с увеличенным числом учащихся старших классов (организационно-педагогическая структура от 1:2:4 до 0:0:12).
2. Второе положение универсальности связано с особенностью решения учебных секций с таким расчетом, чтобы при разных вариантах эксплуатации (функционирования) здания возрастные группы учащихся 1-4, 5-8(9) и старших оказывались всегда в обособленных секциях.
Примером подхода к решению общеобразовательной школы как универсального здания может служить экспериментальный проект перспективной модели школы на 22-24 класса, отмеченный на конкурсе в г. Москве 1-ой премией (рис. 9).
Прежде всего состав и площади помещений школы приняты, исходя из возрастной структуры учащихся: начальная школа 1-4 классы, основная - 5-8 классы, старшая - 9-11 классы, в основу которой положен наиболее сложный состав школы с профильным обучением на 24 класса.
Здание запроектировано как универсальное, рассчитанное на функционирование:
1) в качестве полной средней школы с организационной структурой начальной, основной и старшей школы 2:2:2(3) для применения в жилых микрорайонах с охватом 550(625) учащихся, в том числе 200 учащихся начальной школы, 200 учащихся основной и 150 учащихся старшей школы при закрепленных помещениях или 225 учащихся старших классов, занимающихся по кабинетному принципу.
2) в качестве сетевой школы I, II и III ступеней или II и III ступеней обучения с организационно-педагогическими структурами соответственно 1:2:4 и 0:3:6, рассчитанными на обслуживание учащихся, кончающих начальную или основную школу в существующих школах муниципальных районов (округов). Число учащихся при закрепленных классах-кабинетах 600 человек, а при кабинетной системе обучения старших классов - 750 человек.
3) в качестве сетевой школы III ступени в сложившейся застройке для обучения учащихся, оканчивающих основные школы с организационно-педагогической структурой 0:0:12 (900 учащихся).
4) в качестве гимназии или лицея с размещением в муниципальных районах или округах города.
Это оказалось возможным благодаря тому, что (1) все основные учебные секции (классов-кабинетов) сосредоточены на втором - верхнем этаже и связаны между собой горизонтальными коммуникациями и (2) каждая учебная секция включает в себя по 6 классных помещений, из которых 2 помещения связаны с внутренней общей коммуникацией и при трансформации могут служить дополнительными специализированными кабинетами, а 4 основных помещения учебной секции служат задачам возрастного деления школьников. Таким образом, по существу предложена как бы гибкая система 4+2, позволяющая по разному компоновать возрастные группы учащихся и спецкабинетов.
3. Третье положение универсальности упирается в трактовку планировки основного помещения здания.
По результатам многолетних исследований наиболее оптимальным является помещение размерами в плане 9х9 м. Особенно это касается настоящего этапа, когда это реально можно осуществить при наполняемости класса 24-20 учащихся. Учебные помещения в указанных параметрах отвечают задачам (1) гибкой его эксплуатации в качестве класса-кабинета, (2) приспособления практически под всю гамму специализированных помещений, при условии что планировка помещений будет корреспондироваться с модулем 9 м (это 3; 4,5; 6; 7,5 м).
На рис. 7 показано соответствие тех или иных основных и специализированных помещений общеобразовательных учреждений названному модулю. Они отвечают задачам новой педагогической технологии, связанной с профильным обучением.
На основе этих модулей показаны примеры решения планировочных элементов учебных помещений, рассчитанных на универсальность их эксплуатации. Сюда относятся классы начальной школы (8.1), спальная-игровая (8.2), универсальное помещение для групп продленного дня (8.3), комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы (8.4), кабинет универсального назначения (8.5), комната индивидуальных занятий (8.6), лаборатория физики с лаборантской (8.7), лаборантская-практикум, практикум по физике (8.8), лаборатория биологии с лаборантской (8.9), лаборантская-практикум, практикум по биологии (8.10), лаборатория химии с лаборантской (8.11), лаборантская-практикум, практикум по химии (8.12), компьютерный класс (8.13), кабинет иностранного языка (8.14), кабинет технического черчения (8.15), универсальное помещение технического творчества (8.16), мастерская по изучению технологии и обработке металла (8.17), мастерская по изучению технологии и обработке древесины (8.18), мастерская по изучению технологии и обработке тканей (8.19), кабинет домоводства (кулинария и бытовая техника) (8.20), студия музыки и пения (8.21). (Примерный перечень мебели и оборудования к этим рисункам приведены на рис. 8.22).