СП 34-116-97, часть 8
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4
- часть 5
- часть 6
- часть 7
- часть 8
- часть 9
- часть 10
- часть 11
- часть 12
- часть 13
- часть 14
15.24. Технология сборки и сварки захлестов и другие специальные сборочно-сварочные работы должны быть аттестованы самостоятельно.
Аттестация сварщиков. Сварка допускных стыков
15.25. К аттестационным испытаниям сварщиков по аттестованной для данного объекта технологии сварки допускаются сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором России и имеющие удостоверения установленной формы.
15.26. Все сварщики до начала работ на данном объекте должны выполнить сварку допускных стыков на специально подготовленных катушках.
Сварщики, участвовавшие в аттестации технологии сварки и выполнявшие приемочный стык, признанный годным, от аттестации на допускных стыках освобождаются.
15.27. Допускной стык должен свариваться в присутствии представителей технадзора Заказчика в условиях непрерывного пооперационного контроля и последовательной оценки качества каждой операции.
Аттестационные испытания сварщика, в том числе при работе в составе бригады, назначают также в случаях, если:
он имел перерыв в своей работе более трех месяцев;
в технологическую документацию внесены изменения.
Допускной стык подвергают:
пооперационному контролю в процессе сварки;
визуальному осмотру с определением геометрических параметров сварного соединения;
радиографическому контролю;
испытанию образцов на излом с надрезом.
15.28. Испытания образцов на излом с надрезом выполняются после радиографического контроля допускного стыка.
Образцы для испытания на излом с усилением шва должны иметь длину около 230 мм и ширину около 20 мм. Они могут быть вырезаны газовой резкой, фрезой или другим аналогичным инструментом с последующей механической обработкой. Образцы должны иметь надрезы, выполненные ножовкой в центральной части сварного шва (со стороны наружного усиления) и по бокам шва.
15.29. Если по результатам контроля допускной стык не принят, то разрешается выполнить сварку и контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков сварщик признается не выдержавшим испытание. К повторному испытанию сварщик может быть допущен только после дополнительного обучения (тренировки) по специальной программе, согласованной с технадзором Заказчика.
15.30. Срок действия аттестационных испытаний сварщиков определяется продолжительностью строительства данного объекта, если соблюдены следующие условия:
- сварщик в течение всего этого времени выполняет только ту работу, по которой он прошел аттестационные испытания;
- перерыв в работе за этот период не превышает трех месяцев.
Если сварщик за время работы нарушает технологическую дисциплину и допускает брак в работе, представитель Заказчика имеет право отстранить его от работы и потребовать переаттестации.
Подготовка кромок и сборка стыков
15.31. Основные типы разделки кромок труб, выполняемых в монтажных условиях, приведены на рис. 4 а, б.
Подготовку кромок со стандартной разделкой (см. рис. 4а) можно выполнять как механической обработкой, так и газовой резкой с последующей зачисткой шлифмашинкой. Подготовку кромок с двухскосой разделкой (см. рис. 4б) можно выполнять только механической обработкой концов труб или патрубков. Такая разделка является предпочтительной при изготовлении трубных узлов и толстостенных труб при толщине стенки 15 мм и более.
Рис. 4. Формы подготовленных кромок:
а - со скосом кромок; б - с криволинейным скосом кромок;
В = 7 мм при толщине стенки 15-20 мм; В = 10 мм при толщине стенки больше 20 мм.
15.32. До начала сборки на всех поступивших для сварки труб, деталях трубопроводов, арматуре мастером (или другим ответственным лицом) должно быть проверено наличие клейм, маркировки, а также сертификатов завода-изготовителя, подтверждающих соответствие труб, деталей трубопроводов и арматуры их назначению.
При отсутствии клейм, маркировки, сертификатов (или других документов, удостоверяющих их качество) трубы, детали трубопроводов и арматура к сборке и сварке не допускаются.
15 33. До начала сборки трубы, детали трубопроводов и арматура должны пройти входной контроль на пригодность к сборке.
При визуальном контроле поверхности труб, включая зоны заводских продольных швов, должны быть выявлены недопустимые дефекты, регламентированные техническими условиями на поставку труб.
Трубы, детали трубопроводов и арматура с недопустимыми дефектами к сборке не допускаются.
На поверхности труб или деталей не допускаются:
- трещины, плены, рванины, закаты любых размеров;
- местные перегибы, гофры и вмятины.
15.34. Во избежание получения "косых" стыков необходимо проверить соответствие степени отклонения свариваемого торца от угольника, который должен быть не выше следующих значений:
для труб, деталей, арматуры диаметром до 225 мм - не более 1,5 мм; при диаметре от 225 мм до 529 мм включительно - не более 2,0 мм; при диаметре свыше 529 мм - более 2,5 мм.
15.35. Все местные уступы и неровности, имеющиеся на свариваемых торцах и препятствующие их точному соединению, следует до начала сборки устранить с помощью абразивного круга или напильника, не допуская острых углов и резких переходов.
15.36. Перед сборкой труб необходимо очистить внутреннюю полость труб и деталей трубопроводов от грунта, грязи, снега и т.п. загрязнений, а также механически очистить до металлического блеска кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб, деталей трубопроводов, патрубков, арматуры на ширину не менее 10 мм.
Перед сборкой необходимо обрезать деформированные концы труб и участки с поврежденной поверхностью труб.
15.37. Допускается правка плавных вмятин по телу трубы или правка деформированных торцов труб глубиной не более 3,5% диаметра труб с помощью безударных разжимных приспособлений. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2 ) допускается правка вмятин и деформированных торцов труб без подогрева при температуре окружающего воздуха +5°С и выше. При более низких температурах требуется подогрев на 100-150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2 ) и выше подогрев на 100-150°С требуется при любых температурах окружающего воздуха.
Вмятины и деформированные торцы глубиной более 3,5% от диаметра труб, а также любые вмятины с резкими перегибами, вмятины с надрывами или вмятины, совпадающие с дефектами поверхности или кромок труб, исправлению не подлежат и должны быть вырезаны.
15.38. В местах, пораженных коррозией, толщина стенки труб или деталей не должна выходить за пределы минусовых допусков, установленных техническими условиями на поставку. Замер толщины стенки трубы на этих участках необходимо выполнять с помощью ультразвукового толщиномера с точностью не менее 0,1 мм.
15.39. Допускается производить зачистку на поверхности труб и деталей царапин, рисок и задиров глубиной не более 0,4 мм, а также участков поверхности, пораженных коррозией, при условии, что толщина стенки после устранения дефектов не будет выходить за пределы минусовых допусков, установленных техническими условиями на поставку.
15.40. Допускается ремонт сваркой дефектов на фасках труб (забоин, задиров) глубиной не более 5 мм с последующей механической зачисткой мест исправления дефектов до восстановления необходимого скоса кромок. Ремонт этих дефектов следует производить электродами, прочностной класс которых не превышает соответствующего типу Э50А-Б, независимо от прочностного класса труб.
15.41. При сборке стыков труб с одинаковой нормативной толщиной стенки должны соблюдаться следующие требования:
внутреннее смещение внутренних кромок бесшовных труб не должно превышать 2 мм. Допускаются на длине не более 100 мм местные внутренние смещения кромок труб, не превышающие 3 мм;
величина наружного смещения в этом случае не нормируется, однако должен быть обеспечен последующий плавный переход поверхности шва к основному металлу в соответствии с технологической картой;
смещение кромок электросварных труб не должно превышать 20% нормативной толщины стенки, но не более 3 мм. Измерение величины смещения кромок допускается проводить шаблоном по наружным поверхностям труб.
Для труб с нормативной толщиной стенки до 10 мм допускается смещение кромок до 40% нормативной толщины, но не более 2 мм.
В случае необходимости для бесшовных труб следует производить их селекцию по размерам концов труб.
Если разность внутренних диаметров стыкуемых бесшовных труб диаметром не более 89 мм, выполненных из углеродистых нелегированных сталей, превышает требования п. 15.41, то для обеспечения плавных переходов в месте стыка может быть произведена безударная раздача концов труб без нагрева при температуре окружающего воздуха более +5°С.
В случае более низких температур окружающего воздуха при безударной раздаче необходим подогрев на 100-150°С.
Сборку труб диаметром 529 мм и выше следует производить на внутренних центраторах с гидравлическим или пневматическим приводом.
15.42. При сборке стыков труб или труб с деталями трубопроводов и патрубками арматуры допускается их непосредственное соединение без дополнительной обработки кромок только в следующих случаях:
для толщин стенок не более 12,5 мм, если разность толщин не превышает 2,0 мм;
для толщин стенок более 12,5 мм, если нормативная разность толщин не превышает 3,0 мм. В этом случае смещения стыкуемых кромок не допускаются.
Сборка труб или труб с деталями трубопроводов и запорной арматурой с большей нормативной разнотолщинностью, чем это указано, может осуществляться:
через переходник по толщине или патрубок промежуточной толщины длиной не менее 250 мм;
непосредственным соединением свариваемых торцов после специальной подготовки кромок изнутри и (или) снаружи более толстостенного элемента с толщиной стенки до толщины свариваемого торца (рис. 5), которая не должна превышать 1,5 толщины менее толстостенного элемента .
В результате условием непосредственного соединения является величина .
По величине (исходная толщина толстостенного элемента) определяются необходимость и величина:
предварительного подогрева;
местной послесварочной термической обработки.
15.43. При сборке заводские (как продольные, так и спиральные) швы следует смещать относительно друг друга на 50 мм при диаметре до 219 мм, на 75 мм - при диаметре свыше 219 до 529 мм, на 100 мм - при диаметре свыше 529 мм.
15.44. В случае технической невозможности при сборке труб диаметром более 529 мм соблюдения требований по "разведению" заводских швов, расстояния между этими смежными швами Производитель работ должен согласовывать в каждом отдельном случае с представителем Заказчика.
а) Обработка с внутренней стороны толщины до =
б) Соединение без обработки свариваемых торцов (=)
в) Обработка с внутренней и наружной стороны толщины до
г) Обработка с наружной стороны толщины до
Рис. 5. Регламентируемые варианты обработки торцов стыкуемых разнотолщинных элементов
- толщина стенки более тонкостенного элемента;
- толщина свариваемого торца более толстостенного элемента;
- толщина стенки более толстостенного элемента
Рекомендуется располагать заводские продольные швы в верхней половине периметра свариваемых труб.
15.45. При сборке на внутреннем центраторе и последующей сварке целлюлозными электродами сварщикам следует приступать непосредственно к выполнению корневого слоя шва без прихваток. Если по каким-либо причинам в процессе поиска и установки технологического зазора прихватка все же поставлена и выполняет не свойственную ей роль "подвижного шарнира", то она должна быть полностью вышлифована и заварена вновь при сварке корневого слоя шва.
15.46. При сборке на наружном центраторе и последующей сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия количество прихваток равномерно распределяется по периметру стыка.
Высота прихваток не должна превышать 50% толщины стенки трубы.
Прихватки следует выполнять не ближе 100 мм от продольных швов трубы. Количество и размеры прихваток приведены в табл. 32.
Таблица 32
Количество и размеры прихваток при ручной дуговой сварке корневого слоя шва
|
Количество |
Длина прихваток, не менее, мм |
|
Диаметр стыка, мм |
прихваток не менее, шт. |
поворотные стыки |
неповоротные стыки |
1 |
2 |
3 |
4 |
до 150 |
2 |
25 |
40 |
св. 150 до 400 |
3 |
40 |
50 |
св. 400 до 1000 |
4 |
60 |
80 |
св. 1000 |
6 |
100 |
150 |
15.47. Перед началом выполнения сварочных работ поворотных и неповоротных стыков труб производится просушка или подогрев торцов труб и прилегающих к ним участков.
Просушка торцов труб путем нагрева на 50°С обязательна независимо от прочностного класса стали:
- при наличии влаги на трубах независимо от температуры окружающего воздуха;
- при температуре окружающего воздуха ниже + 5°С.
15.48. Предварительный подогрев производится в случае выполнения корневого слоя шва ручной дуговой сваркой, сваркой в среде углекислого газа или самозащитной порошковой проволокой.
Температура торцов труб непосредственно перед началом выполнения сварки определяется исходной толщиной стенки труб, патрубков арматуры или деталей (), видом электродного покрытия или заполнителя порошковой проволоки, температурой окружающего воздуха, состоянием поставки стали, величиной эквивалента углерода С металла трубы.
При сварке корневого слоя шва. электродами с целлюлозным покрытием температура металла должна быть не ниже 100°С вне зависимости от температуры окружающего воздуха; при сварке горячего прохода - не ниже 50°С.
15.49. В остальных случаях параметры предварительного подогрева определяются в соответствии с требованиями ВСН 006 -89 (Миннефтегазстроя).
Температуру предварительного подогрева следует контролировать контактными термометрами или термокарандашами.
Замерять температуру следует на расстоянии 10-15 мм от торца трубы непосредственно перед началом выполнения сварки; место замера температуры контактными термометрами нужно предварительно зачистить металлической щеткой.
Технические характеристики термоиндикаторных карандашей по ТУ 6-10-1110-76 приведены в табл. 33.
Таблица 33
|
Температура |
Цвет штриха термоиндикаторных карандашей |
|
Марка карандаша |
перехода, °С |
исходный |
после воздействия температуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
110а |
+110 |
Желтый |
Оранжевый |
110 |
+130 |
Желтый |
Оранжевый |
240 |
+240 |
Бирюзовый |
Белый |
140-440-525 |
+140 |
Розовый |
Оранжевый |
|
+440 |
Оранжевый |
Темно-серый |
|
+525 |
Темно-серый |
Белый |
Если по условиям п. 15.49 необходимы и просушка и подогрев, то обязательной является только последняя операция.
Если при замере температуры непосредственно перед сваркой будет обнаружено, что температура стыка оказалась ниже установленной, то необходим повторный нагрев.
Технология сварки
15.50. При строительстве промысловых трубопроводов применяют следующие методы сварки:
ручную электродуговую штучными электродами;
ручную и механизированную аргонодуговую (для корневого слоя шва);
автоматическую под флюсом;
автоматическую и механизированную в защитных газах;
автоматическую и механизированную самозащитной порошковой проволокой с принудительным и свободным формированием корня шва;
стыковую оплавлением;
автоматическую дугоконтактную;
индукционную пайку.
Подрядная организация должна применять только те технологии сварки, которые:
аттестованы в установленном порядке;
зафиксированы в технологической карте.
Любые сварочные работы на строительстве трубопроводов любого назначения следует выполнять только с применением сварочных материалов, марки которых регламентированы для трубопроводного строительства.
15.51. Запрещается осуществлять сварку с применением любых присадок, непосредственно подаваемых в дугу или предварительно заложенных в разделку.
Сварщик, уличенный в использовании присадок, от сварки отстраняется.
15.52. Запрещается зажигать дугу с поверхности трубы, дуга должна возбуждаться методом "зажигания спички" только с поверхности разделки кромок или же с поверхности металла уже выполненного шва.
15.53. При применении для сборки стыка наружных центраторов снимать их допускается после сварки не менее 50% стыка.
При этом отдельные участки шва должны быть равномерно расположены по периметру стыка. Перед продолжением сварки корневого шва после снятия центратора все сваренные участки шва должны быть зачищены, а концы швов прорезаны шлифмашинкой.
15.54. До полного завершения корневого слоя не разрешается перемещать свариваемый стык.
15.55. Для предупреждения образования дефектов между слоями перед выполнением каждого последующего слоя поверхность предыдущего слоя должна быть очищена от шлака и брызг.
Для облегчения удаления шлака рекомендуется подбирать режимы сварки, обеспечивающие вогнутую (менискообразную) форму поверхности корневого и заполняющих слоев.
Начало и конец сварного шва должен отставать от заводского шва трубы (детали, арматуры) не ближе:
50 мм - для диаметров менее 426 мм;
75 мм - для диаметров менее 1020 мм;
100 мм - для диаметров более 1020 мм.
Места начала и окончания сварки каждого слоя (т.н. "замки" шва) должны располагаться для труб диаметром 426 мм и более не ближе 100 мм от "замков" предыдущего слоя шва, для труб диаметром менее 426 мм - не ближе 50 мм.
При многоваликовой сварке толстостенных элементов, когда один проход выполняется несколькими валиками, "замки" соседних валиков должны быть смещены один относительно другого не менее чем на 30 мм.
Все кратеры должны быть заплавлены.
15.56. Во всех случаях подварка изнутри может осуществляться только электродами с покрытием основного вида. Подварочный шов не должен иметь грубой чешуйчатости, должен быть сварен без западаний и выступов (см. п. 15.58).
Преимущественно подварку изнутри следует выполнять электродами диаметром 3,0-3,25 мм.
15.57. Исправление дефектов в стыках, выполненных дуговыми методами сварки, следует производить следующим образом:
подваркой изнутри трубы дефектных участков в корне шва;
наплавкой ниточных валиков толщиной не более 3 мм при ремонте наружных и внутренних недопустимых подрезов;
вышлифовкой и последующей заваркой участков швов со шлаковыми включениями и порами;
при ремонте стыка с трещиной длиной до 50 мм включительно засверливаются два отверстия на расстоянии не менее 30 мм от краев трещины с каждой стороны, дефектный участок вышлифовывается полностью и заваривается вновь;
обнаруженные при внешнем осмотре недопустимые дефекты должны устраняться до проведения контроля неразрушающими методами.
Все исправленные участки стыков должны быть подвергнуты внешнему осмотру и неразрушающему контролю. Повторный ремонт стыков не допускается.
15.58. Облицовочный слой должен быть сварен без западаний (углублений) между валиками и без образования грубой чешуйчатости. Допустимый максимальный размер указанных дефектов в зависимости от толщины стенки трубы следующий:
для труб с толщиной стенки:
до 10 мм - 1,0 мм;
от 10 мм до 20 мм - 1,5 мм;
свыше 20 мм - 2,0 мм.
После сварки облицовочного слоя шва поверхность шва и примыкающего к нему участка трубы необходимо:
очистить от брызг;
зашлифовать участки шва с грубой чешуйчатостью, превышающей вышеприведенные нормы;
зашлифовать участки грубого межваликового рельефа, превышающего вышеприведенные требования;
зашлифовать участки резких переходов от металла шва к основному металлу.
Сварка захлестов
15.59. Сварка захлесточных стыков при ликвидации технологических разрывов может производиться в следующих условиях:
оба конца стыкуемых участков трубопровода свободны (не засыпаны землей) и имеют свободное перемещение в вертикальной и горизонтальных плоскостях;
конец одного из стыкуемых участков трубопровода имеет свободное перемещение в вертикальной и горизонтальных плоскостях, а конец 2-го защемлен (подходит к крановому узлу, соединен с патрубком запорной арматуры, засыпан землей и др.);
оба концевых участка соединяемых участков трубопровода защемлены (соединены с патрубками запорной арматуры и пр.).
В первых двух случаях замыкание трубопровода может осуществляться сваркой одного кольцевого захлесточного стыка или вваркой катушки с выполнением двух кольцевых стыков.
В третьем случае ликвидацию технологического разрыва производят путем вварки катушки с выполнением двух кольцевых стыков.
Для удобного монтажа захлеста следует оставлять незасыпанными концы стыкуемых участков трубопровода на расстоянии 20-60 м в обе стороны от места сварки захлесточного стыка (в зависимости от диаметра).
15.60. Подготовку труб к сборке захлесточного стыка рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
торец одного из стыкуемых участков трубопровода подготавливают под сварку и укладывают на опоры высотой 50-60 см по оси трубопровода. На торце без закрепления устанавливают наружный центратор;
конец второго стыкуемого трубопровода вывешивают рядом с первой и производят разметку места реза с помощью шаблона для обеспечения перпендикулярности плоскости реза оси трубопровода;
производят механизированную газовую резку размеченного участка и последующую обработку торца механизированным абразивным инструментом;
производят сборку стыка с помощью наружного центратора. В процессе сборки совмещение осей стыкуемых участков трубопровода производят краном-трубоукладчиком; при этом высота подъема обрезанного участка не должна превышать 1,5 м на расстоянии 50-60 м от торца;
в процессе сборки устанавливают зазор в стыке, регламентированный технологической картой. Для фиксации сборочного зазора допускается установка прихваток;
для повышения качества сборки рекомендуется собирать стык с зазором, на 0,5-1 мм меньшим рекомендуемого технологической картой, с последующим сквозным калиброванным пропилом зазора абразивным кругом толщиной 2,5-3,0 мм;
в случае необходимости в процессе сборки допускаются перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях торцами обоих стыкуемых трубопроводов.
15.61. Подготовку труб к сборке при вварке катушки рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
соединяемые концы труб обрезают и подготавливают под сварку в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем разделе;
изготавливают катушку требуемой длины из трубы такой же толщины, диаметра и марки стали, что и соединяемые трубы;
пристыковывают катушку к трубопроводу и производят сборку одного стыка с применением наружного центратора;
после сварки стыка производят сборку второго (захлесточного) стыка с помощью наружного центратора;
длина ввариваемой катушки должна быть не менее 250 мм.
15.62. В процессе монтажа захлесточного стыка для установки требуемого зазора или обеспечения соосности труб запрещается натягивать трубы силовыми механизмами, нагревать за пределами зоны сварного стыка.
В процессе сварки захлесточного стыка запрещается производить изменения параметров монтажной схемы, зафиксированной к моменту завершения сборки. Опуск приподнятого для монтажа участка (участков) трубопровода разрешается только после окончания сварки стыка.
Сварку захлесточных стыков следует выполнять без перерывов. Сварные соединения запрещается оставлять незаконченными.
Не рекомендуется расположение захлесточного стыка на участках изменения категории трубопровода, сопровождающегося изменением толщины стенки труб.
Сварку захлесточных стыков на трубах диаметром 426 мм и выше должны выполнять не менее 2 сварщиков.
Выполнять работы по ликвидации технологических разрывов следует, как правило, в дневное время при температуре не ниже -30 °С.
Для сварки захлесточных стыков должны быть разработаны специальные технологические карты.
Вварка заплат
15.63. В процессе строительства в случае необходимости и по согласованию с Заказчиком могут вырезаться технологические отверстия.
Отверстие в плане должно иметь форму овала с двумя взаимно перпендикулярными осями симметрии. Большая ось овала должна быть не менее 150 мм, а меньшая ось - не менее 100 мм. Размеры отверстий не должны превышать 250х350 мм.
Технологическое отверстие вырезается на расстоянии от любого шва не менее 100 мм от шва (поперечного или продольного) преимущественно в верхней части трубы.
Отверстие под заплату выполняется преимущественно с применением копира для вырезки отверстий и заплат. Торцы отверстия в основной трубе должны быть обработаны с помощью абразивных кругов и иметь стандартную разделку кромок.
Расстояние между двумя технологическими отверстиями должно быть не менее 1,5 м.
15.64. Технологические отверстия завариваются с помощью заплат.
Заплаты следует изготавливать заранее в стационарных условиях из отдельного отрезка трубы того же диаметра, толщины стенки и класса прочности, что и основная труба.
Заплаты должны иметь обработанные под сварку и зачищенные до металлического блеска кромки.
Вварка заплат осуществляется с использованием подкладных колец или пластин.
Прихватка и сварка подкладных колец (пластин) производится только при положительной температуре металла трубы и заплаты.
Непосредственно перед вваркой заплата и участок трубы (пояс шириной не менее 500 мм) должны быть подвергнуты предварительному подогреву.
Ремонт сварных соединений с помощью сварки
15.65. Ремонту подвергаются сварные соединения, в которых суммарная длина участков с недопустимыми дефектами, включая трещины, не превышает 1/6 периметра стыка, а суммарная длина участков с трещинами не превышает 1/12 периметра стыка.
Ремонту могут быть подвергнуты сварные соединения, выполненные стыковой контактной сваркой оплавлением и сваркой вращающейся дугой, имеющие участки с местными смещениями, превышающими допустимые не более чем на 1 мм, суммарной протяженностью до 1/6 периметра стыка.
Ремонт сварных стыков, выполненных контактной сваркой оплавлением или сваркой вращающейся дугой вне зависимости от диаметра труб осуществляют снаружи. Ремонт стыков, выполненных методами электрической дуговой сварки, труб диаметром до 1020 мм осуществляют только снаружи, а труб диаметром 1020 мм и более - также и изнутри, в зависимости от глубины залегания дефекта и возможности доступа к стыку изнутри трубы.
Места ремонта и номер ремонтируемого сварного стыка должны указываться несмываемой краской.
15.66. Разметку для последующей выборки дефектного участка как при ремонте снаружи или изнутри выполняют таким образом, чтобы длина выборки была не менее 100 мм и больше длины дефектного участка не менее чем на 30 мм в каждую сторону.
Выборка дефектного участка преимущественно должна осуществляться механическим способом.
Границы выборки (разделки кромок) на ремонтируемой поверхности должны быть прямолинейными и параллельными.
При ремонте снаружи дефектов, расположенных в корневой части сварного соединения между дном разделки кромок и внутренней поверхностью трубы, должен оставаться слой металла толщиной 3-4 мм. Ширина дна разделки кромок в этом случае должна составлять 0,5-0,6 от толщины стенки трубы.
15.67. Ремонт сваркой должен производиться только электродами с основным видом покрытия, марки которых регламентированы для трубопроводного строительства.
15.68. Ремонт одного дефектного стыка должен выполнять один сварщик.
16. КОНТРОЛЬ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
16.1. Объемы контроля сварных стыков неразрушающими методами следует принимать в соответствии с табл. 34.
16.2. Радиографический контроль качества сварных соединений трубопроводов должен осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 7512-82; ультразвуковой контроль - в соответствии с требованиями ГОСТ 14782-86; магнитографический - ГОСТ 25225-82.
Таблица 34
Объемы контроля сварных соединений промысловых трубопроводов
Категории участков |
Количество сварных соединений, проконтролированных физическими методами, % |
|||
трубопроводов |
Всего |
Радиографический, не менее |
Ультразвуковой |
Магнитографический |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
100 |
100 |
- |
- |
II |
100 |
100 |
- |
- |
III |
100 |
25 |
Остальное |
Примечания:
1. В таблице приведены минимальные объемы контроля. По требованию Заказчика объемы контроля отдельных участков трубопроводов могут быть увеличены. Это требование должно быть отражено в проектной документации.
2. На трубосварочных базах с большой номенклатурой типоразмеров труб, свариваемых для различных классов и категорий трубопроводов и их участков, должно быть предусмотрено увеличение объемов радиографического контроля поворотных сварных соединений до 100%, при этом требования настоящей таблицы распространяются на сварные соединения, выполненные неповоротной сваркой.
3. Сварные соединения участков трубопроводов на переходах через железные и автомобильные дороги III категории должны быть проконтролированы в объеме 100% радиографическим методом.
4. При невозможности контроля угловых сварных соединений ультразвуком он может быть заменен контролем методами радиографии по ОСТ 102-51-85 и ГОСТ 7512-82.
16.3. Проконтролированные неразрушающими методами сварные соединения считаются годными, если в них не обнаружено дефектов, величина, количество и плотность распределения в шве которых превышают значения, приведенные в табл. 35.