СП 34-116-97, часть 7
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4
- часть 5
- часть 6
- часть 7
- часть 8
- часть 9
- часть 10
- часть 11
- часть 12
- часть 13
- часть 14
12.6. Взлетно-посадочные площадки для вертолетов должны сооружаться в соответствии с требованиями СНиП 32-03-96.
12.7. Причалы должны быть приспособлены для приемки поступающих на строительство техники и материалов водным путем. Конструкция и технология сооружения причалов должны устанавливаться проектом.
12.8. Формирование текущих и страховых запасов материальных ресурсов должно быть увязано с графиком строительства.
12.9. Сезонные запасы материальных ресурсов создаются в районах с ограниченным периодом функционирования транспортной системы. Размеры сезонных запасов должны обеспечивать выполнение заданных объемов работ в период перерыва в поставках.
12.10. Для хранения наиболее объемных строительных грузов - труб, трубных секций и железобетонных пригрузов - должны устраиваться временные, на период строительства, склады, которые располагаются в пунктах разгрузки (станционные, причальные), при сварочно-изоляционных базах (базовые), в различных точках трассы (трассовые склады). Количество и местоположение различных видов складов должны быть обоснованы транспортной схемой в составе проекта организации строительства.
12.11. Для транспортировки материалов должна быть использована преимущественно существующая дорожная сеть, а в необходимых случаях построены временные дороги.
12.12. В зимний период для подъезда к строительным площадкам должны быть оборудованы зимние и ледовые дороги, ледовые переправы в соответствии с транспортной схемой.
Строительная организация должна разработать (своими силами или по договору) документацию на временные дороги с указанием объемов работ, технологии работ, используемых конструкций и правил эксплуатации.
12.13. Подготовительные работы, выполняемые в базовых условиях, включают следующие работы:
сварку труб в секции на трубосварочных базах и заготовку крановых узлов;
изоляцию труб, секций, трубной арматуры и деталей;
гидро- и теплоизоляцию одиночных труб, секций труб, криволинейных вставок, фитингов, деталей крановых узлов и т.п.;
холодное гнутье труб, изготовление укрупненных конструкций трубных блоков, спайных опор, ригелей, вмораживаемых анкеров, балластных конструкций и т.п.
12.14. Трассовые подготовительные работы включают:
разбивку и закрепление пикетажа, детальную геодезическую разбивку горизонтальных и вертикальных углов поворота, разметку строительной полосы, выноску пикетов за ее пределы;
расчистку строительной полосы от леса и кустарника;
снятие плодородного слоя земли;
планировку строительной полосы, уборку валунов;
осушение строительной полосы, ее промораживание или защиту от промерзания в зависимости от грунтовых условий;
строительство временных дорог и технологических проездов;
устройство защитных ограждений, обеспечивающих безопасность производства работ.
12.15. После планировки строительной полосы знаки разбивки оси трассы должны быть восстановлены.
12.16. Осушение строительной полосы и площадей должно осуществляться путем:
устройства боковых, отводных, нагорных и дренажных канав;
строительства водопропускных и водоотводных сооружений, которые служат для отвода поверхностных вод;
строительства подземного дренажного трубопровода;
устройства вертикальных иглофильтров.
На участках с плывунными грунтами через каждые 50-60 м по створу будущей траншеи должны устраиваться водопонизительные колодцы глубиной по 3,5-4 м для откачки из них воды.
Методы осушения должны быть указаны в проекте.
12.17. К расчистке трассы от леса приступают только при наличии лесопорубочных билетов. Расчистка трассы от леса и кустарника должна быть выполнена в границах строительной полосы.
12.18. Расчистка леса для прокладки временных дорог производится в границах, установленных проектом. Для минимизации масштабов лесорубки следует максимально использовать существующие лесовозные дороги и просеки.
12.19. При геодезическом закреплении трассы в вечномерзлых грунтах необходимо обозначить места с залеганием жильных и подземных льдов, участки морозного пучения и т.д. в соответствии с проектом.
Для выравнивания рельефа местности вертикальную планировку следует выполнять подсыпкой низинных мест привозным грунтом.
На участках трассы с подземными льдами и грунтами с льдистостью >0,4 подсыпку выполняют с возможностью стока поверхностных вод. Для подcыпки следует применять легко уплотняемые грунты. При этом необходимо предусматривать меры, исключающие возможность фильтрации воды через подсыпку или ее основание и проникновение в зону разработки траншеи и в тело насыпи временной дороги. Уплотнение каждого слоя подсыпки производят проходом груженных грунтом автосамосвалов.
12.20. Защита строительной полосы от заноса снегом, расчистка или задержание снега осуществляется на основании данных о розе ветров и интенсивности снегопереноса.
Расчистку трассы от снега рекомендуется производить в два этапа: сначала - полосы для проезда машин, развозки и раскладки труб и трубных секций, свайных, опор, затем - оставшейся части строительной полосы непосредственно перед выполнением сваебойных и земляных работ.
13. СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЕЗДОВ
13.1. Тип, конструкцию и ширину проезжей части временных дорог и технологических проездов выбирают в зависимости от диаметров трубопроводов, количества одновременно укладываемых ниток, способов прокладки трубопроводов и несущей способности грунтов и наличия местных дорожно-строительных материалов.
На участках с низкой несущей способностью грунтов могут быть использованы следующие конструкции:
со сборно-разборным покрытием;
лежневые;
дерево-грунтовые;
насыпные, армированные мелколесьем;
насыпные с основаниями из синтетических материалов (НСМ, ГТМ) или других аналогичных материалов;
грунтовые без покрытия;
снежно-ледовые и снежные.
13.2. Лежневые и дерево-грунтовые дороги устраивают в качестве технологических проездов вдоль трассы трубопровода для прохода строительно-монтажных колонн на болотах I и II типов.
13.3. Лежневые дороги устраивают в виде сплошного бревенчатого настила шириной 4, 6 и 8 м в зависимости от давления, оказываемого используемой техникой.
13.4. Дерево-грунтовую дорожную одежду устраивают в виде сплошного настила, из бревен диаметром 25-30 см, засыпаемого сверху грунтовой смесью.
По краям проезжей части покрытия укладывают скрепляющие прижимные бревна диаметром 18-25 см, между которыми отсыпают слой торфа толщиной 5-10 м и грунтовую смесь покрытия толщиной не менее 20-30 см.
На болотах I типа с мощностью торфяной залежи 1,5-2 м сплошной поперечный настил укладывают на продольные лежни диаметром 18-25 см.
На болотах I типа с рыхлым водонасыщенным грунтом и на болотах II типа в основании дорожной одежды устраивают дополнительный подстилающий слой из хворостяной выстилки или из поперечных лаг, на который затем укладывают продольные лежни и сплошной поперечный настил с последующей отсыпкой на него мохорастительного слоя и грунтового покрытия.
Для болот I типа с рыхлым торфяным грунтом и избыточной влажностью и для болот II типа устраивают 2 или 3 ярусное основание из продольно-поперечных лаг, уложенных на хворостяную выстилку.
Бревна поперечного и продольного настила транспортируют к месту производства работ с помощью трелевочного трактора.
Продольные лежни укладывают так, чтобы в одном поперечном сечении находился только один стык.
На продольные лежни раскладывают бревна поперечного настила, плотно подгоняя один к другому.
На прямых участках трассы комли поперечных бревен ориентируют в разные стороны, на кривых - в наружную сторону кривой.
Сверху над крайними продольными лежнями укладывают прижимные бревна, которые скрепляют с лежнями проволочной скруткой через 2-3 м.
Отсыпку грунта на деревянное основание ведут с послойным уплотнением.
13.5. Дороги со сборно-разборным покрытием используют в качестве транспортных подъездных путей на болотах I и II типов, на многолетнемерзлых, мелкодисперсных и сильно увлажненных грунтах.
Основным элементом дороги со сборно-разборным покрытием являются деревянные щиты или бетонные плиты. Деревянные щиты изготавливают из бревен длиной 6 м при диаметре 0,18-0,25 м. Бревна в щите укладывают в разные стороны, скрепляя их либо стяжными шпильками (нагелями), либо проволокой и связующими бревнами. Вместо деревянных щитов могут быть использованы серийно выпускаемые сборно-разборные дорожные плиты (СРДП).
Монтаж щитов и плит ведут способом "от себя".
В процессе эксплуатации дорог со сборно-разборным покрытием необходимо:
выравнивать просевший настил;
устранять перекосы;
заменять разрушенные щиты и плиты;
проверять крепежные и соединительные узлы.
После завершения эксплуатации дороги выполняют ее разборку, разъединяя крепежные узлы щитов или плит.
13.6. На переувлажненных минеральных и многолетнемерзлых грунтах, на болотах и обводненных участках могут быть сооружены грунтовые дороги без покрытия.
Если несущая способность грунта выше, чем давление от массы насыпи и транспортной нагрузки, отсыпка насыпи ведется непосредственно на материковый грунт. Если же несущая способность ниже, чем давление указанной массы и транспортной нагрузки, то устраивают искусственное основание, выполненное из деревянного настила или хворостяной выстилки, геотекстильных (ГТМ) и нетканых синтетических материалов (НСМ), резиновых матов, изготовляемых из отходов резино-технической промышленности.
Отсыпка насыпи производится с послойным разравниванием и уплотнением грунта бульдозерами и дорожными катками.
В зависимости от свойств грунта применяют различные типы дорожной одежды с прослойкой из НСМ и ГТМ.
Дорожная одежда типа I с прослойкой в основании из НСМ или ГТМ применяется для сооружения дорог и технологических проездов на болотах, состоящих из плотных малоувлажненных торфов устойчивой консистенции, а также на многолетнемерзлых грунтах (рис. 3а).
Дорожная одежда типа II (рис. 3б) может быть использована на болотах глубиной до 2 м с допустимой нагрузкой на торф не менее 0,03 МПа (0,3 кгс/см).
Дорожная одежда типа III (рис. 3в) предназначена для сооружения технологических проездов на болотах глубиной более 4 м с допустимой нагрузкой на торф не менее 0,03 МПа (0,3 кгс/см).
Дорожная одежда типа IV (рис. 3г) может быть применена для технологических проездов, сооружаемых на болотах с допустимой нагрузкой на торф не менее 0,01 МПа (0,1 кгс/см).
Рис. 3. Дорожная одежда для временных дорог и технологических проездов, прокладываемых на болотах:
а) тип I; б) тип II; в) тип III; г) тип IV;
1 - грунтовое покрытие; 2 - насыпь; 3 - прослойка из НСМ или резинотканевых матов; 4 - торфяной слой; 5 - деревянный настил; 6 - армирующая полоса
13.7. В зимний период в условиях болот и многолетнемерзлых грунтов прокладывают временные зимние дороги и технологические проезды из снега и льда - снежно-ледовые или снежные.
Зимние дороги и проезды могут быть устроены следующими способами: снежно-уплотненные, образованные в процессе движения автотранспорта и строительных машин; снежно-ледяные, образуемые на сильно обводненных болотах, водных переправах путем естественного промерзания или путем постепенной поливки и промораживания небольших участков дороги.
Зимние дороги сооружают на поверхности земли и на снежных насыпях.
Основанием дорог на нулевых отметках является промерзший грунт. На слабых, плохо промерзающих грунтах основание дороги армируют лесными материалами, в безлесных районах - синтетическими материалами (НСМ, ГТМ).
Зимние дороги - переправы прокладывают через водные преграды - реки, озера, водохранилища.
Простейшая конструкция ледовой переправы представляет собой переезд по естественному льду, расчищенному от снежного покрова в пределах проезжей части.
Если несущая способность естественного слоя льда недостаточна, производится послойное намораживание или принудительное промораживание глубинных стоек. Конструкция ледовой переправы, усиленной глубинными стойками, включает естественный ледяной покров и опорные ледяные стойки, которые промораживают с помощью установленных в воде двухфазных термосифонов. Термосифоны для промораживания стоек устанавливают двумя рядами вдоль переправы. Такая переправа имеет проезжую часть из трех полос движения - центральную и две боковые, которые разделены между собой рядами ледяных стоек. Расстояние между рядами и стойками в ряду - 5-7 м. Испарители термосифонов погружают в воду через пробуренные во льду лунки и частично заглубляют в донный грунт.
13.8. Зимние дороги с продленным сроком эксплуатации имеют специальные дополнительные слои, предназначенные для термоизоляции дороги сверху.
13.9. Переезд автотранспортной и гусеничной техники через действующий трубопровод допускается только в специально оборудованных местах - переездах. Места расположения и конструкции переезда определяются проектом.
Для устройства переезда через трубопровод следует выбирать сухие участки трассы, где трубопровод имеет проектное заглубление и не имеет поворотов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Высота насыпи из минерального грунта над верхней образующей трубопровода должна быть не менее 1,5 м.
Грунт насыпи послойно трамбуют и уплотняют проходами гусеничной техники. Непосредственно над трубопроводом и на расстоянии до 2 м в обе стороны от него грунт утрамбовывают вручную.
Сверху на насыпь укладывают железобетонные дорожные плиты. Поперечный стык между плитами не должен находиться над трубопроводом.
Сооружение переездов через действующие трубопроводы должно производиться в присутствии ответственного представителя организации, эксплуатирующего трубопровод.
14. ТРАНСПОРТИРОВКА И СКЛАДИРОВАНИЕ ТРУБ
14.1. Величина заднего свеса труб и трубных секций при транспортировке не должна превышать размеров, установленных паспортом трубовозов (плетевозов).
14.2. При транспортировке труб и секций по строительной полосе расстояние от следа движения транспортного средства до бровки разработанной траншеи должно быть не менее 3 м.
14.3. Трубы и секции малых диаметров (до 219 мм) для сокращения времени погрузки-выгрузки, обеспечения сохранности покрытия, исключения провисания труб между тягачом и прицепом и повышения безопасности следует перевозить в пакетах.
14.4. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются с использованием грузоподъемного оборудования, технические параметры которого соответствуют весу и габаритам труб и сохраняют их качество.
14.5. Полувагоны и платформы подаются под разгрузку локомотивом. Запрещается применять для перемещения вагонов тракторы, автомобили, трубоукладчики или другой нерельсовый транспорт и оборудование.
Выгрузку труб из железнодорожных вагонов следует осуществлять по двум схемам: вагон-склад-автомобиль или вагон-автомобиль.
14.6. При разгрузке и погрузке труб с изоляционным или тепловым покрытием особое внимание следует уделять сохранности покрытия. Не допускается использование канатов, цепей и других грузозахватных устройств, вызывающих повреждения покрытия. Все грузоподъемные средства (их рабочие органы) должны быть оборудованы защитными устройствами.
14.7. При разгрузке труб с покрытиями и их погрузке на транспортные средства, а также при складировании труб с помощью трубоукладчиков должны использоваться траверсы с торцевыми захватами. Для исключения повреждений торцов труб паз крюка должен быть снабжен вкладышами из мягкого материала.
14.8. При перемещении трубоукладчиком на короткие расстояния труб секций) с наружным покрытием должны применяться мягкие полотенца или торцевые захваты с мягкими вкладышами. При этом стрела крана-трубоукладчика обшивается эластичными накладками.
14.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с обетонированными трубами следует применять торцевые захваты специальной конструкции (широкие), снижающие давление на кромки труб; коники трубовозов необходимо оборудовать эластичными подкладками.
14.10. При складировании труб запрещается:
укладывать в один штабель трубы разного диаметра;
производить укладку труб верхнего ряда до закрепления труб нижнего ряда;
складировать вместе изолированные и неизолированные трубы; укладывать трубы в наклонном положении с опиранием одной стороны труб на нижележащие трубы.
14.11. Высота штабеля труб ограничивается исходя из условия сохранения геометрической формы сечения трубы и целостности покрытия.
14.12. Сезонное хранение труб, трубных узлов и арматуры производится с выполнением консервации, обеспечивающей их защиту от коррозии и сохранность покрытия.
14.13. При хранении труб, трубных секций, трубной арматуры и деталей их внутренняя полость должна быть защищена от засорения и загрязнения.
14.14. Складирование труб осуществляется на подготовленных площадках, на которых должны быть устроены водоотводы поверхностных вод. Во избежание попадания снега в полости труб штабели с торцов должны быть защищены щитами.
14.15. При складировании труб, имеющих покрытия места контакта труб с упорными и разделительными стойками, должны быть облицованы амортизирующими материалами. Между рядами в штабеле должны быть уложены эластичные прокладки.
14.16. Для предотвращения раскатывания труб в штабеле следует использовать торцевые увязки. Кроме того, крайние трубы нижнего ряда необходимо подклинить с помощью металлического упора, облицованного резиной.
14.17. Трубы и секции, уложенные на поперечных уклонах свыше 5°, во избежание скатывания должны быть закреплены на лежках, оснащенных боковыми упорами.
14.18. Складирование обетонированных труб диаметром до 720 мм производят в 4 яруса, а свыше 720 мм - в 3 яруса.
14.19. Раскладка по трассе изолированных и теплоизолированных труб (секций) производится трубоукладчиками, оснащенными мягкими стропами. Раскладка производится на лежки с мягкими накладками.
При раскладке вдоль траншеи труб и секций их следует размещать на расстоянии 1,5-2 м от бровки траншеи.
15. СВАРКА ТРУБОПРОВОДОВ
Аттестация технологии. Сварка и контроль приемочных стыков
15.1. Технология сварки, планируемая к применению на каждом конкретном промысловом трубопроводе, должна быть аттестована.
15.2. Аттестация технологии сварки должна быть проведена на полноразмерных трубах в условиях, тождественных производственным, при этом количество сварщиков должно быть выбрано в соответствии с технологической картой.
15.3. Аттестацию технологии специальных сварочных и ремонтных работ допускается выполнять на катушках длиной не менее 250 мм.
15.4. В случае, если Заказчик предъявляет дополнительные требования (выходящие за регламентации данного документа) к технологии, объемам и методам неразрушающего контроля, видам механических испытаний (испытания на ударный изгиб, замеры твердости сварного соединения, коррозионные испытания специальных образцов и т.п.), аттестация технологии сварки становится двухэтапной, включающей исследовательскую и приемочную аттестации.
Исследовательский этап проводится с привлечением соответствующего НИИ, и его результаты оформляются в виде аттестационного отчета.
Аттестационный отчет совместно с актом последующей аттестации технологии сварки приемочного стыка труб является неотъемлемой частью исполнительной документации, передаваемой Заказчику и Генподрядчику.
15.5. Аттестация технологии сварки (при двухэтапной аттестации - приемочная аттестация) организуется Подрядчиком и производится комиссией, в которую, кроме представителя Подрядчика, входят также представители Заказчика, Генподрядчика и службы технадзора.
15.6. Аттестация технологии сварки производится в соответствии с технологической картой, в которой регламентируются:
технологический процесс сварки, предъявляемый к аттестации;
перечень рабочих операций, выполняемых в технологическом процессе сварки стыка;
размеры труб (диаметры и толщины стенок), класс прочности труб, марка стали (тип для импортных труб), ГОСТ или ТУ на поставку труб;
требования к подготовке кромок свариваемых труб (форма и размеры разделки кромок, способ их обработки, качество зачистки);
требования к сборке стыков (тип применяемого центратора (наружный или внутренний), способ закрепления труб, параметры сборки);
применяемые сварочные материалы (тип электрода, вид покрытия, марка электрода и/или сварочной проволоки, диаметр электрода и/или сварочной проволоки, марка флюса, вид и состав защитного газа), применяемые паяльные материалы (марка припоя, марка флюса, марка защитного покрытия), стандарт или ТУ на их поставку, требования к условиям их хранения и подготовки к сварке;
параметры сварочного процесса (род тока, полярность, величина тока и напряжения на дуге, направление сварки, диапазон допустимых скоростей сварки, вылет и угол наклона электрода, время оплавления, давление осадки, метод удаления внутреннего и наружного грата и др.);
положение труб в процессе сварки, количество и расположение прихваток; последовательность сварки слоев и допустимый временной интервал между их выполнением;
необходимость предварительного подогрева, сопутствующего нагрева и послесварочной термообработки, а также их параметры, средства и условия контроля температуры;
другие характеристики, соблюдение которых требуется при выполнении операций;
условия выполнения ремонта дефектных сварных швов;
параметры, требующие регистрации в процессе сварки;
геометрические параметры сварного соединения.
15.7. В процессе сварки стык подвергают операционному контролю, готовые сварные соединения подвергают контролю неразрушающими физическими методами, а также испытанию механических свойств сварного соединения.
15.8. Стыки, выполненные стыковой контактной сваркой оплавлением, после снятия внутреннего и наружного грата должны иметь усиление высотой не более 3 мм. При снятии внутреннего и наружного грата не допускается уменьшение толщины стенки трубы и наличие острых кромок.
Смещение кромок труб не должно превышать 25% толщины стенки трубы, но должно быть не более 3 мм.
При несоответствии хотя бы одного из вышеназванных параметров сварного соединения указанным требованиям стык бракуется и дальнейшим испытаниям не подвергается.
Определение соответствия фактических параметров режима сварки, записанных на диаграмме самопишущего прибора, заданным осуществляется в соответствии с методикой расшифровки.
При отклонении фактического режима сварки от заданного стык бракуется и дальнейшим испытаниям не подвергается.
15.9. При приемочной аттестации для оценки механических свойств сварных соединений испытывают образцы (плоские и трубчатые) на растяжение и статический изгиб (сплющивание).
Другие виды механических испытаний могут проводиться по усмотрению Заказчика, а также если они предусмотрены проектной документацией.
Для труб диаметром до 89 мм включительно проводят испытания: трубчатых образцов на растяжение и на сплющивание;
форма трубчатых образцов для испытаний на растяжение должна соответствовать типу XVIII ГОСТ 6996-66;
форма трубчатых образцов для испытаний на сплющивание должна соответствовать типу XXX ГОСТ 6996-66.
15.10. Количество образцов для различных видов испытаний приведено в табл. 28.
Таблица 28
Количество образцов для испытаний
Нормальный |
Количество образцов |
||||||
наружный диаметр трубы, |
на растяжение |
на изгиб с расположением корня шва |
на сплющивание |
Всего |
|||
мм |
плоские |
трубчатые |
наружу |
внутрь |
на ребро |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Толщина стенки труб до 5 мм включительно
|
|||||||
Не более 89 |
- |
3 |
- |
- |
- |
3 |
6 |
Толщина стенки труб более 5 мм до 12,5 мм включительно
|
|||||||
До 426 |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
Свыше 426 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
- |
12 |
Толщина стенки труб более 12,5 мм
|
|||||||
До 426 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
- |
6 |
Свыше 426 |
4 |
- |
- |
- |
8 |
- |
12 |
15.11. Испытание на растяжение сварного соединения труб диаметром более 89 мм должно проводиться на плоских поперечных образцах типа XII или XIII (ГОСТ 6996-66) с удалением выпуклости (усиления) шва.
15.12. Для испытаний на статический изгиб с расположением корня шва внутрь или наружу применяют образцы типа XXVII по ГОСТ 6996-66.
Для испытаний на статический изгиб "на ребро" применяют образцы типа XXVIIIа по ГОСТ 6996-66.
15.13. Временное сопротивление разрыву сварных соединений, определяемое на плоских разрывных образцах со снятым усилением шва, должно быть не ниже нормативного значения временного сопротивления разрыву основного металла труб.
15.14. Для сварных соединений, выполненных дуговой сваркой, среднее арифметическое значение угла загиба образцов должно быть не ниже 120°, а единичное минимальное значение - не ниже 100°.
15.15. Для сварных соединений, выполненных контактной стыковой сваркой, среднее арифметическое значение угла загиба образцов при испытании должно быть не ниже 70°, а его минимальное значение - не ниже 40°. При подсчете среднего арифметического значения все углы более 110° принимаются равными 110°.
15.16. Испытание на сплющивание производят путем деформации образца под прессом сжимающей нагрузкой. Обязательным условием проведения испытания является плавность нарастания усилия на образец. Испытания проводят со скоростью не более 15 мм/мин. Шов должен располагаться по оси приложенной нагрузки.
Величина просвета между сжимающими поверхностями при появлении первой трещины на поверхности образца должна быть не менее 20 мм. Появление надрывов длиной до 5 мм по кромкам и на поверхности образца, не развивающихся дальше в процессе испытания, браковочным признаком не является.
15.17. Для специальных сварных соединений производится испытание не менее 2 образцов на излом с надрезом.
15.18. Технология сварки считается аттестованной, если по данным операционного контроля, контроля неразрушающими физическими методами, результатам испытаний механических свойств сварные соединения удовлетворяют требованиям раздела настоящей инструкции.
15.19. В случае, если по каким-либо видам испытаний получены неудовлетворительные результаты, по согласованию с Заказчиком может быть проведена повторная сварка и испытания двух дополнительных стыков. Если при повторных испытаниях опять будут получены отрицательные результаты, решение о новых аттестационных испытаниях технологии сварки и объемах этих испытаний может быть принято Заказчиком только после выявления и устранения Подрядчиком причин неудовлетворительных результатов.
15.20. По результатам приемочной аттестации технологии сварки (приемочные стыки) составляется акт аттестации.
К акту прилагаются протоколы механических испытаний и неразрушающего контроля, а также результаты визуального контроля швов.
15.21. Результаты аттестационных испытаний технологии сварки распространяются только на те условия сварки, которые регламентированы технологической картой.
15.22. В случае одного или более перечисленных ниже изменений условий сварки должны быть проведены новые аттестационные испытания:
- изменение процесса (или сочетания процессов) сварки и способа(ов) его выполнения;
- изменение материала труб: ТУ или стандарта на поставку, прочностного класса (табл. 29), состояния поставки;
- изменение диаметра свариваемых труб за пределы групп, приведенных в табл. 30;
- изменение толщины стенки трубы за пределы групп, приведенных в табл. 31;
Таблица 29
Группы по классу прочности труб
Группа |
Класс прочности |
Нормативное значение временного сопротивления разрыву металла, МПa (кгс/мм2 ) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Менее К50 |
Менее 490 (50) |
2 |
К50-К54 |
490 (50)-529 (54) |
3 |
К55-К60 |
539 (55)-588 (60) |
Таблица 30
Группы по диаметрам труб
Группа |
Диаметр труб, мм |
1 |
2 |
1 |
89 мм и менее |
2 |
Свыше 89 мм до 426 мм |
3 |
Свыше 426* |
* Примечание: для труб свыше 426 мм аттестация технологии сварки должна проводиться по ВСН 006 "Сварка - Новая редакция".
Таблица 31
Группы по толщине стенки
Группа |
Толщина стенки трубы, мм |
1 |
2 |
1 |
12,5 и менее |
2 |
> 12,5-19,0 |
3 |
> 19,0 |
- изменение разделки кромок за пределы допусков, регламентированных технологической инструкцией;
- изменение типа сварочных материалов за пределы принятого технологией прочностного класса, типа электродов, вида электродного покрытия, вида сердечника порошковой проволоки, типа и основности флюса;
- изменение рода тока (переменный, постоянный), полярности (обратная, прямая);
- изменение положения труб в процессе сварки и направления сварки (снизу вверх, сверху вниз);
- изменение числа слоев шва (в сторону уменьшения) и временного интервала между их выполнением (в сторону увеличения);
- изменение типа центратора (внутренний, наружный) и условий его удаления;
- изменение параметров предварительного и сопутствующего подогревов и послесварочной термообработки;
- уменьшение числа сварщиков на корневом слое шва против предусмотренного технологической инструкцией.
15.23. Аттестацию технологии ремонта дефектных стыков целесообразно проводить одновременно с аттестацией технологии сварки трубопровода преимущественно на том же стыке. При проведении аттестации технологии ремонта производят ремонт участков сварного шва длиной не менее 300 мм в потолочной части стыка. При диаметре трубы меньше 426 мм - не менее 1/6 периметра трубы. В том случае, если ремонт сварного шва выполняется теми же сварочными материалами и тем же методом сварки, которые предусмотрены аттестованной технологией, разрешается аттестовать технологию ремонта по результатам неразрушающего контроля ремонтного участка шва.