СП 34-116-97, часть 3
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4
- часть 5
- часть 6
- часть 7
- часть 8
- часть 9
- часть 10
- часть 11
- часть 12
- часть 13
- часть 14
Примечание:
1. Тип болот следует принимать в соответствии со справочным приложением 5.
2. Действующие трубопроводы, находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению представителей заказчика строящегося трубопровода, эксплуатирующей организации и соответствующего органа государственного надзора), при пересечении их проектируемыми трубопроводами, линиями электропередачи, а также подземными коммуникациями, указанными в позиции 8, не подлежат замене трубопроводами более высокой категории.
3. Действующие трубопроводы, пересекаемые строящимися железными и автомобильными дорогами подлежат реконструкции в соответствии с позицией 3 таблицы.
4. Категорию участков трубопроводов, прокладываемых в поймах рек, подлежащих затоплению водохранилищем, следует принимать как для переходов через судоходные водные преграды.
5. При небольшой продолжительности подтопления паводковыми водами (менее 20 дней) и незначительной глубине этого подтопления, позволяющей оперативное проведение аварийно-восстановительных работ на трубопроводах в случае их повреждения, выполнение требований позиций 1.3 и 1.4 для газопроводов на поймах необязательно.
6. В местах пересечения трубопроводов с ВЛ 110 кВ и более должна предусматриваться только подземная прокладка под углом не менее 60°.
4.3. Значения коэффициентов надежности по назначению трубопроводов () и коэффициентов условий работы трубопровода () должны приниматься по табл. 9 и 10.
Таблица 9
Значения коэффициентов надежности по назначению трубопровода
Диаметр трубопровода |
Давление, МПа |
||||
условный, мм |
<7,5 |
7,5<10 |
10<15 |
15<20 |
20<32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
300 и менее |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,05 |
400-500 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,05 |
1,10 |
600-700 |
1,00 |
1,00 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
800-1000 |
1,00 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
- |
1200 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
- |
- |
1400 |
1,10* |
1,15* |
- |
- |
- |
* Только для газопроводов.
Таблица 10
Значения коэффициентов условий работы трубопровода
Категория трубопровода и его участка |
Коэффициент условий работы трубопровода, |
1 |
2 |
I |
0,6 |
II |
0,75 |
III |
0,90 |
4.4. Значения коэффициентов надежности по материалу () и по нагрузке () должны приниматься по табл. 11 и 12.
Таблица 11
Значения коэффициентов надежности по материалу
№№ п/п |
Характеристика труб |
Коэффициент надежности по материалу, |
1 |
2 |
3 |
1. |
Сварные, изготовленные из низколегированных сталей двухсторонней электродуговой сваркой под флюсом по сплошному технологическому шву и прошедшие 100%-ный контроль на сплошность основного металла и сварных соединений неразрушающими методами; |
1,34 |
|
Сварные, изготовленные из спокойных сталей с содержанием в химсоставе углерода не более 0,10% и серы не болеe 0,006% сваркой токами высокой частоты с автоматическим контролем параметров нагрева и сварки кромок, термической обработкой сварного соединения, основной металл и сварные соединения которых прошли 100%-ный контроль неразрушающими методами; Бесшовные, изготовленные из катаной или кованой заготовки, прошедшие 100%-ный контроль на сплошность металла неразрушающими методами |
|
2. |
Сварные, изготовленные из низколегированной стали двухсторонней электродуговой сваркой под флюсом по сплошному технологическому шву и прошедшие 100%-ный контроль сварных соединений неразрушающими методами; |
1,40 |
|
Сварные, изготовленные из спокойных сталей с содержанием углерода не более 0,10% и серы не более 0,010% электроконтактной сваркой токами высокой частоты с автоматическим контролем параметров нагрева и сварки кромок, сварные соединения которых термически обработаны и прошли 100%-ный контроль неразрушающими методами; |
|
|
Бесшовные, изготовленные из непрерывнолитой заготовки, прошедшие 100%-ный контроль металла неразрушающими методами |
|
3. |
Сварные, изготовленные из низколегированной или углеродистой стали двухсторонней электродуговой сваркой и прошедшие 100%-ный контроль сварных соединений неразрушающими методами; |
1,47 |
|
Сварные, изготовленные из спокойных и полуспокойных сталей электроконтактной сваркой токами высокой частоты, сварные соединения которых термически обработаны и прошли 100%-ный контроль неразрушающими методами; |
|
|
Бесшовные, изготовленные из слитка и прошедшие 100%-ный контроль металла неразрушающими методами |
|
4. |
Сварные, изготовленные из спокойных и полуспокойных сталей двухсторонней злектродуговой сваркой и прошедшие контроль сварных соединений неразрушающими методами; |
1,55 |
|
Сварные, изготовленные из спокойных и полуспокойных сталей злектроконтактной сваркой, сварные соединения которых термообработаны; Бесшовные, прошедшие выборочный контроль металла неразрушающими методами |
|
Примечания:
1. Минусовой допуск по толщине стенки для всех труб по п. 1 и сварных труб по п.2 не должен превышать 5% от номинальной толщины стенки.
2. Допускается применять коэффициенты 1,34 вместо 1,40; 1,40 вместо 1,47 и 1,47 вместо 1,55 для труб, изготовленных двухсторонней электродуговой или высокочастотной сваркой, до 12 мм при использовании специальных технологий производства, позволяющих получить качество труб, соответствующее данному коэффициенту .
Таблица 12
Значения коэффициентов надежности по нагрузке
Нагрузки и воздействия |
Способ прокладки трубопроводов |
Коэффициент надежности по нагрузке, |
||
вид |
характеристика |
подземный |
надземный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Постоянные |
Собственный вес трубопровода, арматуры и обустройств |
+ |
+ |
1,1 (0,95) |
|
Вес изоляции |
+ |
+ |
1,2 |
|
Вес давления грунта (засыпки, насыпи) |
+ |
- |
1,2 (0,8) |
|
Предварительное напряжение трубопровода (упругий изгиб по заданному профилю, предварительная растяжка компенсаторов и др.) и гидростатическое давление воды |
+ |
+ |
1,0 |
Временные длительные |
Внутреннее давление транспортируемой среды: |
|
|
|
|
газообразной |
+ |
+ |
1,1 |
|
жидкой |
+ |
+ |
1,15 |
|
Вес транспортируемой среды: |
|
|
|
|
газообразной |
+ |
+ |
1,1 (1,0) |
|
жидкой |
+ |
+ |
1,0 (0,95) |
|
Температурный перепад металла стенок трубопровода |
+ |
+ |
1,1 |
|
Неравномерные деформации грунта, не сопровождающиеся изменением его структуры (осадки, пучения и др.) |
+ |
+ |
l,5 |
Кратковременные |
Снеговая |
- |
+ |
1,4 |
|
Гололедная |
- |
+ |
1,3 |
|
Ветровая |
- |
+ |
1,2 |
|
Транспортирование отдельных секций, сооружение трубопроводов, испытание и пропуск очистных устройств |
+ |
+ |
1,0 |
Особые |
Сейсмические воздействия |
+ |
+ |
1,0 |
|
Нарушения технологического процесса, временные неисправности или поломки оборудования |
+ |
+ |
1,0 |
|
Неравномерные деформации грунта, сопровождающиеся изменением его структуры (селевые потоки и оползни; деформации земной поверхности в районах горных выработок и карстовых районах; деформации просадочных грунтов при замачивании или вечномерзлых при оттаивании и др.) |
+ |
+ |
1,0 |
Примечание:
1. 3нак "+" означает, что нагрузки и воздействия следует учитывать, знак "-" - не учитывать.
2. Значения коэффициентов надежности по нагрузке, указанные в скобках, должны приниматься в тех случаях, когда уменьшение нагрузки ухудшает условия работы трубопровода.
3. Когда по условиям испытания или эксплуатации в трубопроводах, транспортирующих газообразные среды, возможно полное или частичное заполнение внутренней полости их водой или конденсатом, а в трубопроводах, транспортирующих жидкие среды - попадания воздуха или опорожнение их, необходимо учитывать изменение нагрузки от веса среды.
4.5. Безопасность в районах прохождения промысловых трубопроводов обеспечивается расположением их на соответствующих расстояниях от объектов инфраструктуры.
4.6. Расстояния от оси подземных трубопроводов до зданий, сооружений и других инженерных сетей должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопровода, транспортируемого продукта, назначения объектов и степени обеспечения их безопасности, но не менее значений, приведенных в табл. 13.
При необходимости размещения трубопроводов нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на отметках земли выше зданий и сооружений при прохождении их вблизи этих объектов к приведенным в табл. 13 минимальным расстояниям исходя из местных условий и норм технологического проектирования должны быть предусмотрены дополнительные проектные решения по обеспечению безопасности объектов, в том числе за счет: увеличения минимальных расстояний, установки дополнительных запорных устройств с дистанционным управлением, отключающих их в случае утечек продукта, заключения трубопровода в футляр и пр.
Таблица 13
|
Минимальные расстояния в м от оси |
|||||||||||||||||||
Объекты, здания и сооружения |
газопроводы |
нефте- и продуктопроводы |
||||||||||||||||||
|
класса |
|||||||||||||||||||
|
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
|||||||||||||
|
условным диаметром, мм |
|||||||||||||||||||
|
300 и менее |
свыше 300 до 600 |
свыше 600 до 800 |
свыше 800 до 1400 |
300 и менее |
свыше 300 до 600 |
свыше 600 до 800 |
свыше 800 до 1400 |
300 и менее |
свыше 300 до 600 |
свыше 600 до 800 |
свыше 800 до 1400 |
300 и менее |
свыше 300 до 1400 |
свыше 700 до 1200 |
свыше 300 до 1400 |
300 и менее |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|||
1. Города и др. населенные пункты, коллективные сады с садовыми домиками, дачные поселки, отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, тепличные комбинаты и хозяйства, птицефабрики, молокозаводы, карьеры разработки полезных ископаемых, гаражи и открытые стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев при количестве машин более 20; отдельно стоящие здания с массовым скоплением людей (больницы, школы, клубы, детские сады, ясли, вокзалы и т.д.); жилые здания в три этажа и более; железнодорожные станции, аэропорты и пристани, гидроэлектростанции, гидротехнические сооружения морского и речного транспорта I-IV классов, очистные сооружения и насосные станции водопроводные, не относящиеся к промыслу; мосты железных дорог общей сети и автомобильных дорог I и II категорий с отверстием свыше 20 м (при прокладке нефтепроводов и нефте-продуктопроводов ниже мостов по течению); склады легковоспламеняющихся жидкостей и газов с объемом хранения свыше 1000 м3 , автоза-правочные станции; мачты (башни) и сооружения многоканальной радиорелейной линии техноло-гической связи трубопроводов, мачты (башни) и сооружения многоканальной радиорелейной линии связи Министерства связи РФ и других ведомств, а также телевизионные башни |
200 400 |
250 600 |
300 700 |
350 800 |
150 300 |
200 400 |
250 500 |
300 600 |
100 200 |
150 250 |
200 300 |
250 400 |
75 150 |
125 200 |
150 |
100 |
75 |
|||
2. Железные дороги общей сети (на перегонах) и автодороги I, II, III категорий, параллельно которым прокладывается трубопровод; отдельно- стоящие: жилые здания в один и два этажа, садовые домики коллективных садов, дачи, дома линейных обходчиков, животноводческие фермы, огороженные карты для организованного выпаса скота, полевые станы, кладбища |
100 250 |
150 300 |
200 400 |
250 500 |
75 200 |
125 250 |
150 300 |
200 400 |
75 150 |
100 200 |
125 250 |
150 300 |
75 100 |
100 150 |
50 |
40 |
30 |
|||
3. Отдельно стоящие нежилые и подсобные строения, гаражи и открытые стоянки для автомобилей при количестве машин 20 и менее; автомобильные дороги общего пользования IV, V категорий, подъездные автомобильные дороги, а также автомобильные дороги от жилых поселков или вахтенных комплексов промысла; межплощадочные автомобильные дороги, технологически не связанные с промыслом предприятий; железные дороги промышленных предприятий и канализа-ционные сооружения |
75 150 |
125 200 |
150 300 |
200 400 |
50 100 |
75 150 |
100 200 |
150 250 |
30 50 |
50 75 |
75 100 |
100 200 |
20 50 |
50 75 |
30 |
20 |
20 |
|||
4. Территории УКПГ, УППГ, КС, ДКС, ГС, ПХГ, СП и других техноло-гических установок подготовки нефти и газа |
100 150 |
150 200 |
200 250 |
250 300 |
75 75 |
125 125 |
150 150 |
200 200 |
75 75 |
100 100 |
125 125 |
150 150 |
75 75 |
125 125 |
50 |
30 |
30 |
|||
5. Устья одной или куста бурящихся и эксплуатирующихся нефтяных, газовых и артезианских скважин |
50 50 |
100 100 |
100 100 |
100 100 |
50 50 |
100 100 |
100 100 |
100 100 |
30 30 |
50 50 |
50 50 |
50 50 |
15 15 |
15 15 |
50 |
30 |
30 |
|||
6. Мосты железных дорог промышленных предприятий, автомобильных дорог III, IV, V, III-п и IV-п категорий с отверстием свыше 20 м (при прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ниже мостов по течению)
|
100 150 |
150 200 |
200 300 |
250 400 |
75 100 |
125 150 |
150 200 |
200 250 |
75 100 |
100 150 |
125 200 |
150 250 |
75 100 |
125 150 |
100 |
70 |
50 |
|||
7. Магистральные оросительные каналы и коллекторы, реки и водоемы, водозаборные сооружения и станции оросительных систем, параллельно которым прокла- дывается газопровод
|
50 100 |
100 150 |
125 200 |
150 250 |
25 75 |
50 100 |
75 100 |
100 150 |
25 40 |
25 60 |
50 80 |
75 100 |
25 40 |
25 60 |
100 |
70 |
50 |
|||
8. Специальные предприятия, сооружения, площадка, охраняемые зоны, склады взрывчатых и взрывоопасных веществ, карьеры полезных ископаемых, добыча на которых производится с применением взрывных работ, склады сжиженных горючих газов
|
По согласованию с заинтересованными организациями и соответствующими органами Госнадзора |
|||||||||||||||||||
9. Воздушные линии электро- передачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод; пересечения трассы трубопровода с ЛЭП; опоры воздушных линий электропередачи высокого напряжения при пересечении их трубопроводом; открытые и закрытые трансформаторные подстанции и закрытые распределительные устройства напряжением 35 кВ и более |
В соответствии с требованиями ПУЭ, утвержденными Минтопэнерго РФ |
|||||||||||||||||||
10. Территории ГРС, АГРС, в том числе шкафного типа, предназна-ченные для обеспечения газом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
а) городов, населенных пунктов, предприятий, отдельных зданий, сооружений и других потребителей; |
75 100 |
100 150 |
125 200 |
150 250 |
70 75 |
75 100 |
100 125 |
125 150 |
50 50 |
75 75 |
100 100 |
125 125 |
50 50 |
50 75 |
25 |
25 |
25 |
|||
б) объектов промыслов и газопроводов (пунктов замера расхода газа, групповых сборных пунктов, ЦПС и т.п.) |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
25 25 |
15 |
10 |
10 |
|||
11. Закрытые подземные емкости для хранения и разгазирования конденсата при узлах пуска и приема очистных устройств, кроме изготав- ливаемых из труб конденсато- приемников, входящих в состав узлов, для которых расстояние определяется конструктивно
|
75 75 |
75 75 |
75 100 |
100 150 |
50 50 |
50 75 |
50 75 |
75 100 |
50 50 |
50 50 |
50 75 |
75 100 |
30 50 |
30 50 |
15 |
10 |
10 |
|||
12. Земляной амбар для аварийного выпуска нефти и конденсата (продукта) из трубопровода
|
75 75 |
75 75 |
75 100 |
100 150 |
50 50 |
75 75 |
75 75 |
75 100 |
50 50 |
50 50 |
50 75 |
75 100 |
50 50 |
50 50 |
15 |
10 |
10 |
|||
13. Кабели междугородней связи и силовые электрические кабели
|
10 10 |
10 10 |
10 10 |
15 15 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 |
10 |
10 |
|||
14. Мачты (башни) и сооружения необслу-живаемой малоканальной радиорелейной связи трубопроводов, термоэлектрогенераторы |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 |
15 |
15 |
|||
15. Необслуживаемые усилительные пункты кабельной связи в подземных термокамерах |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||
16. Притрассовые дороги, предназ-наченные только для обслуживания трубопроводов |
Не менее 10 метров во всех случаях |
|||||||||||||||||||
17. Замерные сепарационные установки, нефтяные насосные станции, газозамерные газорегулировочные пункты, установки предвари-тельного сброса пластовой воды и др. |
50 50 |
50 50 |
75 75 |
75 75 |
30 30 |
30 30 |
50 50 |
50 50 |
20 20 |
20 20 |
30 30 |
30 30 |
5 5 |
9 9 |
5 |
5 |
5 |
|||
18. Резервуарные парки для нефти, канализа-ционные насосные станции |
50 50 |
50 50 |
75 75 |
75 75 |
30 30 |
30 30 |
50 50 |
50 50 |
20 20 |
20 20 |
30 30 |
30 30 |
9 9 |
15 15 |
10 |
8 |
5 |
|||
19. Насосные станции водоснабжения, очистные сооружения, кустовые насосные станции для поддержания пластового давления, градирни, котельные и др. Вспомога-тельные и производственные здания категории Д |
50 50 |
50 50 |
75 75 |
100 100 |
30 30 |
40 30 |
50 40 |
75 50 |
20 75 |
20 20 |
30 30 |
30 30 |
10 10 |
10 10 |
30 |
30 |
30 |
|||
20. Открытые емкости для парафина, нефтеловушки, отстойные пруды и др.
|
40 40 |
40 40 |
50 50 |
50 50 |
30 30 |
30 30 |
40 40 |
40 40 |
20 20 |
20 20 |
30 30 |
30 30 |
20 20 |
30 30 |
30 |
20 |
15 |
|||
21. Электростанции и распределительные устройства, предназна-ченные для питания: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1) объектов промысла: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
а) открытых |
75 75 |
75 75 |
100 100 |
100 100 |
50 50 |
50 50 |
60 60 |
60 60 |
40 40 |
40 40 |
50 50 |
50 50 |
30 30 |
30 30 |
50 |
50 |
50 |
|||
б) закрытых |
40 40 |
40 40 |
50 50 |
50 50 |
25 25 |
25 25 |
30 30 |
30 30 |
20 20 |
20 20 |
25 25 |
25 25 |
15 15 |
15 15 |
25 |
25 |
25 |
|||
2) объектов, не относящихся к промыслу |
В соответствии с требованиями ПЭУ, утвержденными Минтопэнерго РФ |
|||||||||||||||||||
22. Подъездные железнодорожные пути (до подошвы насыпи или бромки выемки) |
12 12 |
12 12 |
15 15 |
20 20 |
10 10 |
10 10 |
12 12 |
15 15 |
9 9 |
9 9 |
10 10 |
10 10 |
9 9 |
9 9 |
15 |
15 |
15 |
|||
23. Подъездные внутрипромышленные дороги (IV, V категорий) и подъезды на территории нефтяного месторождения (от подошвы насыпи земляного полотна) |
15 15 |
15 15 |
20 20 |
20 20 |
12 12 |
12 12 |
15 15 |
15 15 |
10 10 |
10 10 |
12 12 |
12 12 |
9 9 |
9 9 |
10 |
10 |
10 |
|||
24. Вертодромы и посадочные площадки без базирования на них вертолетов |
50 100 |
100 150 |
150 200 |
200 300 |
50 100 |
50 100 |
100 150 |
150 200 |
50 75 |
50 100 |
100 150 |
150 200 |
50 50 |
50 50 |
100 |
50 |
50 |
|||
25. Административно-хозяйственные блоки газовых и нефтяных промыслов |
100 150 |
150 200 |
200 250 |
250 300 |
75 100 |
125 150 |
150 200 |
200 250 |
75 75 |
100 125 |
125 150 |
150 200 |
50 75 |
25 50 |
20 |
15 |
10 |
|||
26. Контроль- ный пункт телемеханики (КП) блок-бокс (киоск) |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 15 |
15 |
15 |
15 |
|||
27. Железнодорожные сливоналивные устройства |
50 50 |
75 75 |
75 75 |
75 75 |
40 40 |
50 50 |
50 50 |
50 50 |
20 20 |
20 20 |
20 20 |
20 20 |
15 15 |
15 15 |
50 |
30 |
20 |
|||
28. Резервуары конденсата, гликолей, метанола, эталоминов и других горючих жидкостей |
75 75 |
100 100 |
125 125 |
150 150 |
50 50 |
75 75 |
100 100 |
125 125 |
50 50 |
75 75 |
100 100 |
125 125 |
50 50 |
75 75 |
30 |
25 |
25 |