РСН-88 (с изм. 1990), часть 8
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4
- часть 5
- часть 6
- часть 7
- часть 8
- часть 9
- часть 10
- часть 11
- часть 12
- часть 13
- часть 14
6.26. Габариты мостовых сооружений на автомобильных дорогах (рис. 6.1) принимают по табл. 6.2. Габариты мостовых сооружений в городах и других населенных пунктах принимают в соответствии со СНиП 2.05.03-84.
Рис. 6.1. Схема габаритов приближения конструкций
на мостовых
сооружениях
В - ширина проезжей части; П - ширина полосы безопасности (предохранительные полосы); ЗП - ширина защитной полосы; Т - ширина тротуаров; h - габарит по высоте; h т - габарит по высоте на тротуарах; а - высота ограждения; d 2 - расчетный поперечный прогиб ограждения на мостах
Таблица 6.2
Категория |
Число |
Ширина, м |
Габарит |
|
автомобильной дороги |
полос |
проезжей части В |
полосы безопасности П |
мостового |
III |
2 |
7,0 |
1,5 |
Г-10 (Г-10,5) |
IV, I-c |
2 |
6,0 |
1,0 |
Г-8 (Г-10) |
II-c |
1 |
4,5 |
1,0 |
Г-6,5 (Г-8) |
П р и м е ч а н и я: 1. В скобках указаны габариты мостовых сооружений, проектируемых с учетом перевода дороги в перспективе (после 20 лет эксплуатации) на категорию выше.
2. По конструктивным соображениям допускается менять указанные габариты мостовых сооружений за счет изменения ширины полосы безопасности на величину не более 0,15 м в сторону уменьшения или 0,4 м в сторону увеличения.
3. При наличии движения на дорогах II-c категории широкогабаритных сельскохозяйственных машин, имеющих ширину в транспортном положении более 5,5 м, допускается принимать габарит мостового сооружения Г-8.
6.27. При проектировании мостового сооружения на кривой в плане необходимо предусматривать уширение проезжей части в соответствии с требованиями п. 2.16.
Уширение проезжей части допускается производить за счет уменьшения ширины полосы безопасности (см. табл. 6.2), но не более чем на 0,15 м.
6.28. Габариты мостовых сооружений на съездах транспортных развязок принимают равными ширине проезжей части дороги на съезде с двумя полосами безопасности по 0,5 м.
6.29. На мостовых сооружениях для пропуска пешеходов и обслуживающего персонала, как правило, следует предусматривать тротуары или проходы.
Тротуары устраивают с обеих сторон проезжей части мостового сооружения. Ширину их назначают расчетом, исходя ив пропускной способности пешеходной полосы шириной 0,75 м, равной 1500 чел./ч. Минимальную ширину тротуаров принимают равной 1,5 м.
При отсутствии регулярного пешеходного движения (менее 200 пешеходов в сутки) следует предусматривать односторонний или двусторонние проходы шириной по 0,75 м. На мостовых сооружениях длиной по 50 м загородных участков автомобильных дорог проходы допускается не устраивать.
6.30. Габариты приближения конструкций под путепроводами должны соответствовать приведенным на рис. 6.2,а. При этом наименьшее расстояние Р от боковых граней промежуточных опор, расположенных за пределами земляного полотна, а при наличии движения транспортных средств в пролетах, примыкающих к устоям, это расстояние от стенок устоев или конусов насыпей (в уровне бровки земляного полота) до кромки проезжай части следует принимать по табл. 6.3.
Рис. 6.2. Схемы габаритов приближения конструкций
под
путепроводами при проектировании новых автомобильных дорог
(а), при реконструкции существующих автомобильных дорог с
применением парапетных ограждений (б) и барьерных ограждений (в):
d1 - ширина парапетного ограждения; d2 - расчетный поперечный прогиб ограждения, принимаемый по ГОСТ 23457-86
Таблица 6.3
Категория |
Наименьшее расстояние Р, м, от кромки проезжей части |
||||
пересекаемой дороги |
до боковых
граней |
до лицевой грани устоя или конуса насыпи путепроводов (в уровне проезда пересекаемой дороги) |
|||
|
за пределами |
с числом полос движения |
пеше- |
||
|
земляного полотна |
6 |
4 |
2 |
ходных |
III |
4,5 |
9,0 |
8,0 |
7,0 |
6,0 |
IV, I-c |
3,5 |
6,0 |
5,0 |
4,5 |
4 ,0 |
II-c |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
П р и м е ч а н и е . Наименьшее расстояние Р дано с учетом перевода пересекаемой дороги в перспективе (после 20 лет эксплуатации) на категорию выше.
При реконструкции автомобильных дорог, после уширения проезжей части, расстояние от кромки проезжей части до границы габарита приближения конструкций принимают в соответствии с рис. 6.2,б,в.
При расположении вертикальной грани габарита на расстоянии 1,25 м и более от бровки земляного полотна допускается принимать очертание габарита по линии КЕ, при этом точка К располагается над бровкой или за пределами земляного полотна, а точка Е - не ниже середины высоты габарита. Положение бровки земляного полотна при этом соответствует уширяемой в перспективе дороги (см. рис. 6.2,в).
При устройстве продольного водоотвода в пролетах, где расположена пересекаемая дорога, расстояние Р (м) от боковых граней промежуточных опор, а также стенок устоев или конусов насыпей (в уровне бровки земляного полотна) до кромки проезжей части следует принимать для дорог:
III категории - 4,5 + Вк ;
IV и I-c категорий - 3,5 + Вк ;
II-c категории - 3,25 + Вк , ;
где Вк - ширина водоотводной канавы поверху, м.
При этом расстояние от кромки проезжей части до стенок устоев или конусов насыпей должно быть не менее указанных в табл. 6.3.
Схемы устройства боковых водоотводных канав (кюветов) приведены на рис. 6.3.
Рис.6.3. Схема расположения боковых водоотводных
канав (кюветов)
в одном (а) и соседнем (б) пролетах с проезжей
частью дороги
На участках дорог кривых в плане габарит приближения конструкций с внутренней стороны кривой следует уточнять из условия обеспечения видимости для остановки и уширения проезжей части на кривых с учетом перспективного развития дороги.
На неполных транспортных развязках необходимо учитывать их перспективное развитие - постройку дополнительных съездов, а на дорогах III категории - строительство переходно-скоростных полос под путепроводами при переводе дороги на II категорию. При этом отделять переходно-скоростные полосы от основных допускается разметкой без выполнения разделительной полосы.
Габариты по высоте под путепроводами для дорог всех категорий следует принимать на менее 5 м.
При проектировании тротуаров или велосипедных дорожек габариты приближения строений должны быть увеличены. На мостовых сооружениях велосипедные дорожки рекомендуется совмещать с тротуарами или проходами, принимая общую ширину равной ширине велосипедной дорожки при отсутствии регулярного пешеходного движения и сумме ширины велосипедной дорожки и тротуара в противном случае.
6.31. Габариты подмостовых судоходных пролетов на внутренних водных путях следует принимать в соответствии с ГОСТ 26775-85.
6.32. Положение элементов моста над уровнями воды и ледохода на несудоходных и несплавных водотоках, а также в несудоходных пролетах мостов на судоходных водных путях следует определять в зависимости от местных условий и выбранной схемы моста, причем возвышение их над соответствующим уровнем не должно быть менее приведенных в табл. 6.4.
Таблица 6.4
|
Возвышение части или элемента, м |
||
Часть или элемент моста |
над уровнем воды |
над наивысшим уровнем ледохода |
|
|
расчетном |
наибольшем |
|
Низ пролетных строений: |
|
|
|
при глубине подпертой воды: |
|
|
|
1 м и менее |
0,50 |
0,25 |
- |
свыше 1 м |
0,50 |
0,25 |
0,75 |
при наличии на реке заторов льда |
0,75 |
0,75 |
1,00 |
при наличии карчехода |
1,00 |
1,00 |
- |
при селевых потоках |
1,00 |
1,00 |
- |
Верх площадки для установки опорных частей |
0,25 |
- |
0,50 |
Низ пят арок и сводов |
- |
- |
0,25 |
Низ продольных схваток и выступающих элементов конструкций в пролетах деревянных мостов |
0,25 |
- |
0,75 |
П р и м е ч а н и я: 1. Для малых мостов наименьшее возвышение низа пролетных строений допускается определять без учета высоты ветровой волны.
2. При наличии явлений, обусловливающих более высокие уровни воды (вследствие подпора от нижележащих рек, озер или водохранилищ, нагона воды ветром, образования заторов или прохождения паводков по руслам, покрытым льдом и др.), указанные значения возвышения следует отсчитывать от того уровня, вероятность превышения которого устанавливается в соответствии с табл. 6.5.
3. При определении возвышения верха площадки для установки опорных частей уровень воды необходимо определять с учетом набега потока на опору моста.
Возвышение низа пролетных строений над наибольшим статическим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее 0,75 высоты расчетной ветровой волны с увеличением на 0,25 м.
Наименьшее возвышение низа пролетных строений при наличии наледи необходимо назначать с учетом их высоты.
При наличии карчехода и наледных явлений величины возвышения, приведенные в табл. 6.4, следует увеличивать не менее чем на 0,5 м, а расстояние между опорами в свету назначать на менее 15 м.
6.33. Возвышение высшей точки внутренней поверхности трубы в любом поперечном сечении над поверхностью воды в трубе при максимальном расходе расчетного паводка и безнапорном режиме работы должно составлять в свету: в круглых и сводчатых трубах высотой до 3 м - не менее 1/4 высоты трубы, свыше 3м - не менее 0,75 м; в прямоугольных трубах высотой до 3м - не менее 1/6 высоты трубы, свыше 3 м - не менее 0,5 м.
Расчет мостов и труб на воздействие водного потока
6.34. Расчет мостов, труб и пойменных насыпей на воздействие водного потока следует производить, как правило, по гидрографам и водомерным графикам расчетных паводков. При этом расчетные вероятности превышения паводков (BП) следует принимать в соответствии с табл. 6.5.
Таблица 6.5
Сооружения |
Категория дороги |
Вероятность превышения максимальных расходов расчетных паводков, % |
Большие и средние мосты |
III , городские улицы и дороги |
1 |
|
IV , I-c и II-c |
2 |
Малые мосты и трубы |
III , городские улицы и дороги |
2 |
|
IV , I-c и II-c |
3 |
П р и м е ч а н и я: 1. В районах с малоразвитой сетью автомобильных дорог (при протяженности дорог с твердым покрытием менее 0,2 км/км2 ) для больших и средних мостов, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, при технико-экономическом обосновании ВП паводков допускается принимать 0,33 % вместо 1 % и 1 % вместо 2 %.
2. В районах с развитой остью автомобильных дорог для малых мостов и труб при технико-экономическом обосновании ВП допускается принимать равной 3 % вместо 2 % и 5 % вместо 3 %.
При отсутствии гидрографа и водомерных графиков паводков расчет сооружений на воздействие водного потока допускается выполнять по максимальным расходам и соответствующим уровням расчетных и наибольших паводков.
В расчетах следует учитывать опыт эксплуатации близко расположенных сооружений на том же водотоке, влияние водопропускных сооружений одного на другое, a также влияние на проектируемые водопропускные сооружения существующих или намечаемых гидротехнических и других речных сооружений.
При наличии вблизи мостов и труб инженерных сооружений, зданий и сельскохозяйственных угодий необходимо проверять безопасность их на случай подтопления из-за подпора воды перед сооружением.
При проектировании водопропускных сооружений, расположенных вблизи некапитальных плотин, необходимо учитывать возможность прорыва этих плотин. Вопрос об усилении таких плотин или увеличении отверстий сооружений необходимо решать комплексно путем сравнения технико-экономических показателей возможных вариантов.
Построение гидрографов и водомерных графиков, определение максимальных расходов и соответствующих им уровней воды следует производить согласно требованиям СНиП 2.01.14-83. За расчетные принимают гидрографы, которые характеризуют наиболее неблагоприятные условия для работы мостовых переходов, из наблюдавшихся в его створе или на реке-аналоге. Следует учитывать, что чем больше длительность паводка и его полнота, тем более опасен он для мостовых переходов.
6.35. При наличии короткого ряда наблюдений на водотоке (менее 50 лет) эмпирическую ВП расчетных гидрологических характеристик следует определять по формуле
(6.1)
при а = 0,25 + ,
где а - параметр, учитывавший длину ряда наблюдений;
m - номер члена в ранжированном ряду;
n - число членов ряда.
При определении максимального расчетного уровня воды следует обрабатывать только уровни с отметкой выше средней отметки поймы. Более низкие первоначальные уровни Hi могут быть приведены к уровням Нр , распределение которых отражает влияние поймы:
, (6.2)
где Нп - средняя отметка поймы;
В РБ , Вп - бытовая ширина соответственно русла и поймы;
Hi - первоначальная отметка уровня;
m р , m п - показатели ровности соответственно русла и поймы.
Если обработка рядов уровней производится без применения ЭВМ, то следует пользоваться графической экстраполяцией с использованием «клетчатки» нормального распределения с равномерной вертикальной шкалой.
6.36. Перенос данных наблюдений (расходов и уровней) с водомерного поста на створ мостового перехода следует осуществлять по кривим связи, для чего во время паводка в период изысканий необходимо произвести измерение уровней и расходов в возможно большем диапазоне их изменения.
При отсутствии кривой связи расчетные расходы могут быть перенесены в створ мостового перехода методом аналогии согласно СНиП 2.01.14-83.
Перенос уровней воды по уклону водной поверхности применим главным образом для равнинных рек, если между створами нет плотин и порогов и общее превышение уровней воды не более 2-3 м.
На недостаточно изученных реках расчетный уровень высоких вод (РУВВ) при известном расчетном расходе может быть определен морфометрическим способом - по кривой расходов. В этом случае для определения РУВВ дополнительно должны быть использованы другие способы, в том числе отметки наивысших уровней, установленные по показаниям старожилов за возможно больший срок. Сведения об уровнях высоких вод долины быть собраны как в районе перехода, так и выше и ниже его по течению. Используя данные водомерных постов на данной реке или на реке-аналоге, следует определить ВП паводков в годы, к которым относятся зафиксированные уровни.
В необжитых районах уровни высоких паводков устанавливают по следам на местности: смывам на берегах рек; ветвям и траве, оставшимся на кустах и деревьях на пойме; наносам на коре деревьев, отложениям на относах берегов и т.п.
После анализа полученных по различным данным отметок уровней высоких вод за расчетные следует принимать наиболее надежные из них.
6.37. Распределение общего расчетного расхода между руслом и поймами устанавливается на морфостворе по оси перехода (при нормальном пересечении руслового и пойменных потоков) или в непосредственной близости от нее. Если направления руслового и пойменных потоков не совпадают, используют створы, ломанные в плане. Ситуация местности и морфологические характеристики на морфостворе должны быть изучены не менее чем на 100 м в каждую сторону от оси морфоствора. Такими характеристиками являются протоки, староречья, озера, определяющие течения на пойме, прорывы перешейков излучин русла, растительность (деревья, кусты, травы) на поймах, постройки и различного рода сооружения. На основании морфологических характеристик устанавливают значения коэффициентов шероховатости для различных частей морфоствора.
На больших и сложных в гидрологическом отношении средних мостовых переходах следует проводить гидрометрические работы: измерение уровней воды, промеры глубин, измерение скоростей и их направлений, вычисление расходов воды. При проектировании особо сложных мостовых переходов следует предусматривать физическое моделирование их гидравлической работы.
При определении размеров отверстий больших и средних мостов следует учитывать подпор, естественные деформации русла, его устойчивое уширение под мостом (срезку), общий и местный размывы у опор, конусов и регуляционных сооружений.
Размеры отверстий городских мостов следует назначать с учетом намечаемого регулирования реки и требований планировки набережных.
6.38. Для прогнозирования возможных русловых деформаций в районе мостового перехода следует пользоваться данными прошлых изысканий, картографическими и топографическими материалами, лоцманскими картами разных лет, русловыми и береговыми съемками бассейновых управлений путей Минречфлота РСФСР и др. Чем больше имеется материалов, тем точнее прогнозирование природных деформаций. При прогнозе русловых деформаций следует учитывать разработку карьеров в руслах рек, работы по углублению дна и выправлению русла судоходных рек, влияние гидротехнических сооружений, расположенных выше и ниже мостового перехода.
Учитывая, что на меандрирующих реках смещение русла к устоям моста и вышележащих излучин к насыпи подходов может угрожать их сохранности, следует назначать соответствующее укрепление берега реки или самих сооружений.
На таких реках максимальная глубина, имеющая место на участие мостового перехода, может оказаться в любой части подмостового русла, поэтому при отсутствии геологического ограничения размыва фундирование всех промежуточных опор и укреплений конусов земляного полотна следует назначать с учетом этой глубины.
На немеандрирующих реках (ленточногрядовый и побочневый тип руслового процесса) следует учитывать лишь глубинные деформации, которые происходят в пределах русла за счет смещения ленточных гряд и побочней. За наибольшую глубину под мостом следует принимать глубину в подвалье гряд или в плесовой лощине у берега, противоположного побочню на участке мостового перехода.
При назначении размеров отверстия моста побочень, как часть русла, необходимо перекрывать мостом.
На блуждающих реках (в зоне аккумуляции наносов) отверстие моста необходимо назначать таким, чтобы водный поток транспортировал наносы без их отложения, но и без размыва дна.
При назначении глубины фундирования опор и конструкции укреплений конусов земляного полотна следует исходить из того, что наибольшая глубина русла может смещаться по ширине отверстия моста.
6.39. Отверстие моста следует назначать не менее устойчивой ширины русла с учетом возможного его уширения, обусловленного увеличением расхода за счет слива воды с пойм и природных плановых переформирований.
Уширение русла под мостом за счет слива воды с пойм возможно, если при коэффициенте общего стеснения паводкового потока подходами значения вероятности затопления пойм Рп% больше указанных в табл. 6.6.
Таблица 6.6
b |
1,7 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
Рп% |
95 |
75 |
50 |
33 |
21 |
13 |
6 |
Первоначально и в случае, когда мост перекрывает только русло, коэффициент стеснения потока подходами определяют как
, (6.3)
где Q и Q РБ - соответственно полный и бытовой русловый расходы.
Когда мост перекрывает и часть поймы, после предварительного определения ширины русла под мостом Врм по формуле (6.5) и назначения отверстия моста L м находят новое значение b :
, (6.4)
где q ПБ - единичный расход на пойме в бытовых условиях при РУВВ, м3 /(с× м);
;
Во - ширина разлива при РУВВ, м.
Если уширение возможно, то расчетная ширина русла под мостом
Врм = ВРБ [(b 0,93 - 1) Кп Кр% + 1] , (6.5)
где Кр% и Кп - коэффициенты, учитывающие соответственно вероятность затопления пойм и полноту расчетного паводка;
; (6.6)
при b < 4,5 ; (6.7)
Кп = 0,7 при b ³ 4,5 ,
где П - полнота паводка (при отсутствии данных для предварительных расчетов можно принимать П = 0,6);
;
h пав , h пав(max) - соответственно средняя и максимальная высота паводка над средней отметкой поймы.
За расчетную бытовую ширину русла ВРБ следует принимать характерную для морфологически однородного участка реки с учетом возможных природных деформаций, но не меньше, чем в створе мостового перехода.
При многорукавности расчетная ширина русла равна суммарной ширине постоянно действующих русловых проток.
Срезку грунта в пойменной части отверстия поста допускается предусматривать только на равнинных реках. Размеры срезки следует определять расчетом, исходя из условий ее незаносимости, в зависимости от частоты затопления поймы (как правило, на менее 50-70 %) и степени стеснения потока мостовым переходом при расчетном уровне высокой воды (как правило, не менее 1,7).
Расчетную ширину срезки подмостового русла следует принимать равной ВРМ - ВРБ . Срезку устраивают за счет удаления связных грунтов пойменного наилка, но срезка таких русловых элементов, как побочни, осередки и т.п., не допускается. Уширение русла в плане должно быть эллиптическим с плавным сопряжением с неуширенным руслом в верхнем и нижнем бьефах.
Общая длина срезки должна быть больше 4-6 ее ширин.
6.40. Отверстие моста следует назначать не меньше величины, определяемой по формуле
L м = d Врм + S b оп + S bукр + 2 mh пк , (6.8)
где d - гарантийный запас;
S bоп - суммарная ширина промежуточных опор, м;
S bукр - ширина укреплений подошв конусов, м;
m - коэффициент заложения откосов конусов, м;
h пк - глубина реки у подошвы конусов при РУВВ.
Если уширение русла под мостом за счет стеснения потока подходами и из-за природных русловых деформаций невозможно или распределение расхода между руслом и поймой установлено в результате гидрометрических работ, то следует признать d = 1, в остальных случаях - d = 1,1.
Расчет общего размыва следует производить на основе уравнения баланса наносов, как правило, по гидрографам и водомерным графикам паводков с ВП, принимаемой по табл. 6.5. Допускается определять общий размыв по методу, изложенному в прил. 3.
Если проход паводков, которые по величине меньше расчетных (наибольших), вызывает необратимые изменения в подмостовом русле (что возможно при стеснении потока более чем в 2 раза на мостовых переходах и в условиях подпора, в нижних бьефах плотин, деформации русел в пойменных отверстиях и т.п.), то общий разрыв следует определять из условий прохода расчетного (наибольшего) паводка после серии натурных наблюдений паводков одного из многоводных периодов.
Для предварительных расчетов, а также при отсутствии необходимых данных о режиме водотока общий размыв допускается определять по скорости течения, соответствующей балансу наносов.
При построении линии наибольших размывов надлежит учитывать, кроме общего размыва, местные размывы у опор, влияние регуляционных сооружений и других элементов мостового перехода, возможные естественные переформирования русла и особенности его геологического строения.
При морфометрическом расчете вычисленную максимальную глубину общего размыва следует увеличивать на 15 %.
Расчеты мостов на воздействие сейсмических нагрузок следует выполнять без учета местного размыва русла у опор.
Величину коэффициента общего размыва под мостом следует обосновывать технико-экономическим расчетом. При этом надлежит учитывать вид грунтов, конструкцию фундаментов опор моста и глубину их залегания, разбивку моста на пролеты, величину подпора, возможное уширение русла, скорости течения, допустимые для судоходства и миграции рыбы, а также другие местные условия. Величину коэффициента общего размыва следует принимать для больших мостов, как правило, не более 2, а для средних мостов - не более значений, приведенных в табл. 6.7.
Таблица 6.7
Глубина в подмостовом русле после размыва, м |
³ 4 |
3 |
2 |
1 |
Коэффициент размыва |
2,0 |
2,3 |
2,7 |
3,4 |
Расчет местного размыва у опор мостов производится в зависимости от режима наносов согласно прил. 4.
6.41. Размеры отверстий малых мостов и труб допускается определять по средним скоростям течения воды, допустимым для грунта русла (в том числе на входе и выходе из сооружения), типов укрепления его и конусов. При этом необходимо соблюдать требования, приведенные в пп. 6.32, 6.33 и 6.42.
При расчете отверстий малых мостов и труб допускается учитывать аккумуляцию воды перед ними. При этом снижение сбросного расхода по сравнению с расходом притока допускается при ливневом стоке не более чем в 3 раза, а при снеговом - в 2 раза.
Не следует учитывать аккумуляцию при снеговом стоке в северных районах с малоразвитой сетью дорог, в районах с большими снежными заносами, а также при наличии вечномерзлых грунтов.
6.42. Подпоры на больших мостовых переходах следует рассчитывать по уравнению неравномерного движения жидкости для условий на пике первого расчетного паводка с учетом русловых деформаций на ветви его подъема. Допускается определять подпоры по методу, изложенному в прил. 5.
Возвышение бровок - траверс, дамб земляного полотна дороги и т.п. на подходах к большим и средним мостам над уровнем воды при паводках по п. 6.34 (с учетом набега волны на откосы и возможного подпора) следует принимать не менее 0,5 м - для земляного полотна и оградительных дамб на мостовых переходах через реки с блуждающими руслами, 0,25 м - для регуляционных сооружений и берм насыпей.
Возвышение бровки земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам над уровней воды при расчетных паводках, указанных в п. 6.34 (с учетом подпора и аккумуляции), следует принимать не менее 0,5 м, а для труб при напорном и полунапорном режимах работы - не менее 1,0 м. Кроме того, на автомобильных дорогах при назначении возвышения бровки земляного полотна на подходах к указанным сооружениям следует соблюдать требования по возвышению низа дорожной одежды над уровнем грунтовых и поверхностных вод, установленные в п. 4.10.
Расчет несущих конструкций и оснований мостов и
труб
на силовые воздействия
6.43. Несущие конструкции и основания мостов и труб необходимо рассчитывать на действие постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок. Расчеты следует выполнять по предельным состояниям в соответствии с требованиями СТ СЭВ 384-76 и СНиП 2.05.03-84.
6.44. Временные нагрузки от транспортных средств следует вводить в расчет с соответствующими динамическими коэффициентами.
При одновременном действии на сооружение двух или более временных нагрузок их расчетные величины следует умножать на коэффициенты сочетаний меньше единицы.
6.45. Расчетные схемы и основные предпосылки расчета должны отражать условия работы конструкций мостов и труб при их строительстве и эксплуатации.
Конструкции пролетных строений мостов, как правило, следует рассчитывать пространственными методами, а при условном расчленении их на плоские системы приближенными, выработанными практикой проектирования, и учитывать взаимодействие элементов друг с другом и с основанием.
Усилия в элементах конструкций мостов и труб, для которых в нормах не указаны методы расчета с учетом возникших неупругих деформаций, допускается определять в предположении упругой работы принятой расчетной схемой.
При выборе расчетных схем, а также методов расчета конструкций мостов и труб необходимо предусматривать эффективное использование ЭВМ.
6.46. Напряжения (деформации), определяемые в элементах конструкций при расчетах сооружений в стадии эксплуатации и при строительстве, а также напряжения (деформации) в монтажных элементах или блоках, определяемые при их изготовлении, транспортировании и монтаже, на должны превышать расчетных сопротивлений (предельных деформаций), установленных в нормах по проектированию соответствующих конструкций мостов и труб.
6.47. За расчетную минимальную температуру следует принимать среднюю температуру наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства в соответствии со СНиП 2.01-01-82 с обеспеченностью, составляющей 0,92 для бетонных и железобетонных конструкций и 0,98 - для стальных конструкций и стальных частей сталежелезобетонных конструкций.
6.48. Устойчивость конструкций против опрокидывания следует рассчитывать по формуле
, (6.9)
где Мн и Мz - момент соответственно опрокидывающих и удерживающих сил относительно оси возможного поворота (опрокидывания) конструкции, проходящей по крайним точкам опирания;
m - коэффициент условий работы; при проверке конструкций, опирающихся на отдельные опоры, в стадии строительства m = 0,95, в стадии постоянной эксплуатации m = 1,0; при проверке сечений бетонных конструкций и фундаментов на скальных основаниях m = 0,9, на нескальных основаниях m = 0,8;
g n - коэффициент надежности по назначению; при расчетах в стадии постоянной эксплуатации g n = 1,1, при расчетах в стадии строительства g n = 1,0.
Опрокидывающие силы следует принимать с коэффициентами надежности по нагрузке g f > 1 , удерживающие силы - с g f < 1 .
6.49. Устойчивость конструкций против сдвига (скольжения) следует рассчитывать по формуле
Qr £ , (6.10)
где Qr - сдвигающая сила, равная сумме проекций сдвигающих сил на направление возможного сдвига;
Qz - удерживающая сила, равная сумме проекций удерживающих сил на направление возможного сдвига;
m = 0,9.
Сдвигающие силы следует принимать с g f > 1, а удерживающие - с g f < 1.
П р и м е ч а н и я: 1. Величина удерживающей горизонтальной силы, создаваемой грунтом, не должна превышать активного давления грунта.
2. Силы трения в основании следует определять по минимальным значениям коэффициентов трения подошвы фундамента о грунт.
Деформации, перемещения, продольный профиль конструкции
6.50. При проектировании мостов следует обеспечивать комфортность движения транспортных средств путем ограничения упругих прогибов пролетных строений от подвижной временной вертикальной нагрузки и назначения соответствующего очертания продольного профиля проезжей части.
6.51. Вертикальные упругие прогибы пролетных строений, вычисленные при действии подвижной временной вертикальной нагрузки (при g f = 1 и динамическом коэффициенте 1+m = 1), не должны превышать значений , где l - расчетный пролет, м.
Указанные значения прогибов допускается увеличивать на 20 % для балочных пролетных строений мостов (кроме пешеходных), однопролетных и неразрезных и на 50 % - деревянных.