Правила охраны труда при строительстве автодорог, часть 5
должностная инструкция оператора;
технический проект установки (регламент);
технологическая схема установки;
инструкция по эксплуатации оборудования установки;
схема электро-, паро- и водоснабжения;
план ликвидации аварий на установке;
инструкция по соблюдению мер пожарной безопасности ;
инструкция по соблюдению общих правил газобезопасности на предприятиях и по оказанию помощи при отравлениях вредными парами;
инструкция по охране труда.
7.4.14. При использовании ПАВ, содержащих воду, температура битума должна быть не более 95° С; его электроподогрев запрещается.
7.4.15. Помещения, где работают с ПАВ, должны быть обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией.
7.4.16. При работе с ПАВ необходимо соблюдать “Требования техники безопасности и производственной санитарии в химической промышленности. Сборник постановлений , правил , норм и инструкций” (М.: Химия, 1965).
7.4.17. При работе с катионактивными ПАВ попавшие на кожу водо-растворимые добавки (катапин, катамин) необходимо немедленно смыть сильной струей воды с нейтральным мылом.
7.4.18. Добавки типа высших алифатических аминов (октадециламин, диамин, эвазин, БП-2, БП-3 и др.) , попавшие на кожу, вначале нейтрализуют 1 %-ным раствором уксусной кислоты, а затем смывают водой с нейтральным мылом.
7.4.19. При работе с анионактивными ПАВ типа высших карбоновых кислот (госсиполовая смола, окисленный петролатум, синтетические кислоты, второй жировой гудрон, окисленный рисайкл и др.) должны соблюдаться общие требования безопасности, предусмотренные при работах с вязкими и жидкими битумами.
7.4.20. При работе с хлорным железом, входящим в состав добавок (типа железных солей высших карбоновых кислот), а также с тонкодисперсными активаторами необходимо принимать меры по предотвращению их распыления и попадания на кожу и в органы дыхания. Хлорное железо смывают с кожи водой с нейтральным мылом, а затем этот участок смазывают жиром. Рабочие должны обеспечиваться противогазами.
7.4.21. При работе с добавками необходимо находится с наветренной стороны от установки.
7.5. Заводы и базы по приготовлению бетонных смесей,
растворов и железобетонных изделий
7.5.1. При работе бетоносмесительной установки запрещается находиться под бетоносмесителем и конвейерами, а также подниматься на смесительный узел.
7.5.2. Не допускается устранять неисправности , очищать приводные и натяжные барабаны, убирать попавшие на нижнюю ветвь ленты конвейера предметы и просыпавшийся материал во время работы конвейера.
7.5.3. На участках под конвейерами должны быть указаны проходы. Под фермами конвейеров в месте прохода необходимо подвесить ограждение (сетку), обеспечивающее безопасность передвижения обслуживающего персонала.
7.5.4. Очистка приямка загрузочного ковша и скипового подъемника допускается только после надежного закрепления ковша в поднятом положении. Запрещается находиться под поднятым, но незакрепленным ковшом.
7.5.5. Во время работы бетономешалок запрещается выгружать бетонную смесь лопатой или другим инструментом, вводя их внутрь смесителя.
7.5.6. Направляющие швеллеры загрузочного ковша скиповых подъемников необходимо оградить снизу и с боков сеточными ограждениями для предохранения людей от падающего материала и на случай обрыва троса лебедки.
7.5.7 . Во время работы бетономешалки с загрузочным ковшом запрещено находиться вблизи направляющих балок.
7.5.8. При перерывах в работе смесительный барабан должен быть опущен.
7.5.9. Для приготовления бетонной смеси разрешается применять хлористый кальций только в виде раствора. Работающие должны пользоваться респираторами или противогазами и резиновыми перчатками. Не допускается переливать раствор ведрами.
7.5.10. При выгрузке смеси запрещается находиться под разгрузочными устройствами и раздаточным бункером.
7.5.11. Изготовление арматурных сеток, каркасов, штырей для армирования покрытий следует осуществлять на базах в отдельных помещениях или на огражденных площадках под навесом.
7. 5.12. Верстаки и станки для заготовки арматуры должны быть прочно закреплены, а двусторонние верстаки, кроме того, должны иметь продольную металлическую предохранительную сетку высотой 1 м. При обработке длинномерных стержней арматуры, выступающих за габариты станков, надлежит применять устойчивые переносные предохранительные ограждения. Работающие должны пользоваться защитными очками.
7.5.13. При правке арматурной стали на автоматическом станке его барабан перед пуском электродвигателя необходимо закрывать предохранительным щитком. Место перехода арматурной стали с вертушки на барабан должно быть ограждено. Вертушки для укладывания арматуры устанавливаются на расстоянии 1,5-2 м от правильного барабана на высоте не более 50 см пола и ограждаются. Между вертушкой и правильным барабаном следует располагать металлический футляр для регулирования движения разматываемой катанки.
7.5.14. Перед пуском станка для резки арматуры необходимо проверить исправность тормозных и пусковых устройств, зубчатых сцеплений, удостовериться в наличии защитных кожухов и в правильной установке ножей. Зазор между плоскостями подвижного и неподвижного ножей допускается не более 1 мм. Органы управления тормозными и пусковыми устройствами следует монтировать непосредственно у рабочего места.
7.5.15. Запрещается резка арматурной стали на части длиной менее 30 см на приводных станках, не имеющих соответствующих приспособлений.
7.5.16. Закладка арматуры, перестановка пальцев и упора при гибке на станке допускаются только при подвижном диске.
7.5.17. Металлическую пыль и окалину, образующиеся при чистке и гибке арматурной стали, следует удалять при помощи щеток или механизированным способом ; при этом необходимо пользоваться защитными очками. Станок должен быть остановлен.
7.5.18. Перед натяжением стальных стержней и пучков арматуры для предварительно-напряженных железобетонных конструкций необходимо убедиться в исправности насосов, гидравлических или механических домкратов , устройств, регистрирующих натяжение, и другого применяемого оборудования.
7.5.19. В стержнях арматуры недопустимы подрезы, загибы, скрутки. Дефектные стержни должны быть заменены.
7.5.20. На участках натяжения арматуры в торцах стендов должны быть установлены защитные ограждения (сетки) высотой не менее 1,8 м.
7.5.21. Во время натяжения арматуры у стендов должны гореть сигнальные лампы с надписями, запрещающими доступ лиц, не связанных с работой, в зону подготовки и натяжения арматуры.
7.5.22. При электротермическом натяжении арматурных стержней во время их остывания рабочим запрещается находиться около форм.
7.5.23. На торцы стержней с анкерными упорами должны быть надеты предохранительные кожухи, снимаемые только при подаче форм с изделиями в пропарочную камеру.
При нагревании стержней вне формы необходимо ограждать установки для нагрева стержней и токопроводящих устройств.
7.5.24. При электротермическом натяжении арматуры напряжение в нагреваемых стержнях не должно превышать 36 В.
7.5.25. Ванны для травления арматуры должны плотно закрываться крышками и иметь бортовые отсосы вредных газов. Помещение с ванными оборудуется принудительной приточно-вытяжной вентиляцией.
7.5.26. Травильные ванны необходимо ограждать барьерами, а если верх ванны находится на уровне пола, - сплошным ограждением высотой не менее 1 м.
7.5.27. Деревянная опалубка для изготовления бетонных и железобетонных деталей должна быть собрана на креплениях без применения гвоздей.
7.5.28. Перед укладкой бетонной смеси в формы следует проверить исправность замков и петель формы , правильность и надежность крепления монтажных петель к арматуре.
7.5.29. Смазывать формы с помощью пульверизатора нужно в огражденных местах.
7.5.30. При работе на виброплощадке (вибростоле) величина вибрации пола на рабочем месте не должна превышать норм, регламентированных ГОСТ 12.1.011
Запрещается во время работы стоять на виброплощадке (вибростоле) или форме , находящейся на ней.
7.5.31. Для уменьшения шума необходимо обеспечивать плотное крепление формы к вибрирующим машинам и применять амортизирующие прокладки.
7.5.32. Во время работы виброустановки нужно следить за состоянием концевых выключателей и приспособления для подъема виброщита. Необходимо обеспечить надежную работу замка затвора траверсы в верхнем положении.
7.5.33. Ямные камеры пропаривания должны иметь песочные или водяные затворы. При утечках пара или горячего воздуха необходимо произвести герметизацию ямных камер.
7.5.34. Ямные камеры пропаривания снабжаются системой приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей ее охлаждение и удаление пара.
7.5.35. Спуск рабочих в ямные камеры допускается только после их остывания до 40°С. Для спуска следует пользоваться постоянными или съемными металлическими лестницами.
7.5.36. На герметически закрывающихся крышках камер устанавливаются петли для захвата форм краном и направляющие приспособления для точной установки на место.
7.5.37. Электроподогрев бетонных и железобетонных конструкций следует осуществлять при напряжении до 27 В.
7.5.38. Использование сетевого напряжения 220 и 380 В допускается при наличии надежного ограждения, установленного не ближе 3 м к прогреваемой конструкции ; сигнальных ламп; предупредительных плакатов; при заземлении нейтрали трансформатора, обслуживающего силовую сеть.
7.5.39. Запрещается электропрогрев бетона при напряжении свыше 380 В.
7.5.40. В сырую погоду и во время оттепели все виды электропрогрева на открытом воздухе должны быть прекращены.
7.5.41. При электропрогреве бетона электропровода и электрооборудование должны быть надежно ограждены, а корпуса электрооборудования заземлены. Обслуживание электрооборудования должны производить квалифицированные электромонтеры.
7.5.42. В зоне электропрогрева необходимо устанавливать сигнальные лампы, загорающиеся при подаче напряжения на прогрев, и вывешивать предупреждающие надписи “Опасно”, “Ток включен” и др.
7.5.43. Прогреваемые электротоком участки должны быть ограждены и за ними организовано круглосуточное наблюдение квалифицированных электромонтеров.
7.5.44. Пребывание людей и проведение работ на участках электропрогрева не разрешается, за исключением измерения температуры, выполняемого с применением защитных средств.
7.5.4 5. При электропрогреве монолитных конструкций, бетонируемых по частям, незабетонированная арматура, связанная с прогреваемым участком, должна быть заземлена.
7.6. Асфальтобетонные заводы
7.6.1 . В зоне размещения асфальто-смесительной установки в легкодоступном месте должен быть оборудован противопожарный щит со всем положенным инвентарем и установлен ящик с песком.
7.6.2. Во время работы асфальто-смесительной установки запрещается находиться под ленточным конвейером, смесителем, в бункере и под ним, под скипом , а также снимать решетки с бункеров агрегата питания.
7.6.3. Во время работы сушильного агрегата запрещается:
находиться напротив форсунки во время розжига ;
производить розжиг при неработающем дымососе ;
подавать топливо в форсунки, если пламя угасло ;
повторно разжигать форсунку без предварительной вентиляции топки и сушильного барабана дымососом и дутьевым вентилятором.
7.6.4. Гасить горящий факел необходимо только в специально предназначенном для этого металлическом ящике с водой.
7.6.5. Запрещается эксплуатация сушильных барабанов, если наблюдается выброс пламени горелок в атмосферу через запальные отверстия, щели лобовой части топки.
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
8.1 . Общие положения
8.1 .1 . Зимним периодом при производстве дорожно-строительных работ считается период между датами наступления устойчивой нулевой среднесуточной температуры осенью и весной. Начало и конец зимнего периода следует определять по данным метеорологических станций района расположения дорожных организаций.
8.1.2. Температура наружного воздуха и сила ветра в данном климатическом районе, при которых следует организовывать перерывы для обогрева рабочих или прекращать производство дорожных работ на открытом воздухе, устанавливаются местными исполкомами Советов народных депутатов.
8.1.3. Передвижные обогреваемые помещения для обогрева, отдыха и приема пищи должны обеспечиваться аптечками с медикаментами против обмораживания, необходимым запасом воды и средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
Помещения должны размещаться на расстоянии не более 300 м от рабочих мест.
8.1.4. Температура воздуха в помещении для обогрева, отдыха и приема пищи должна быть не ниже 10° С, а относительная влажность - в пределах 55-80 %.
8.1.5. Освещенность рабочих мест и подходов к ним должна соответствовать требованиям СНиП II -4-79. При густом тумане, во время снегопада и в темное время суток (при видимости менее 100 м) следует предусматривать дополнительное освещение. При использовании для этих целей прожекторов необходимо продумать направление освещения, не допуская ослепляющего воздействия на работающих.
8.1.6. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.0 09.76. Места производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком или заменяющими его материалами.
8.1.7. Зону работ и подъездные пути надлежит ограничивать хорошо видимыми и не заносимыми снегом дорожными знаками и вехами; следует ликвидировать крупные колеи, очищать от снега и посыпать песком уклоны, пересечения дорог и кривые малых радиусов.
8.1.8. Дробильные, помольные и смесительные установки необходимо размещать в помещениях, оборудованных общей вентиляцией и подогревающими устройствами. При работе установок на открытом воздухе необходимо утеплять рабочие места машинистов.
8.1.9. Хранящиеся на участке дорожно-строительных работ строительные материалы, изделия, оборудование и др. необходимо размещать на площадках, очищенных от снега и льда, удобных для подъезда и маневрирования автомобильного транспорта. Кроме того, они должны быть защищены от снежных заносов.
Складирование каменных и минеральных материалов на площадке с уклоном более 3,0 ‰ не допускается.
8.1.10. Перевозка рабочих к местам дорожно-строительных работ в зимнее время должна осуществляться в автобусах или в специально оборудованных для этих целей автомобилях-фургонах.
8.2. Возведение земляного полотна
8.2.1. При рыхлении мерзлого грунта навешенными на экскаваторы шар- и клин-молотами люди и механизмы выводятся из зоны поражения разлетающимися кусками мерзлой породы (табл. 10).
Таблица 10
Грунт |
Масса клин-молота , кг |
Дальность разлета кусков мерзлого грунта , м при падении клин-молота |
|||
|
Высота |
под углом , град |
|||
|
падения , м |
80 |
75 |
70 |
65 |
Несвязный |
1500 3,5 |
12 |
19 |
29 |
40 |
|
2500 3,5 |
12 |
19 |
34 |
50 |
|
3500 4,0 |
13 |
20 |
36 |
59 |
|
4000 4,5 |
14 |
24 |
42 |
63 |
Связный |
1500 3,5 |
10 |
17 |
27 |
39 |
|
2500 3,5 |
10 |
13 |
33 |
42 |
|
3500 4,0 |
11 |
18 |
33 |
47 |
|
4000 4,5 |
13 |
23 |
40 |
57 |
Примечание. При температуре воздуха ниже минус 20°С дальность разлета увеличивается в 1,5 раза.
При ведении таких работ вблизи зданий, инженерных сооружений и на стесненных строительных площадках, где невозможно обеспечить безопасную зону, место производства работ необходимо ограждать защитными сетками определенной высоты (табл. 11).
Таблица 11
Расстояние от места падения рабочего органа до места |
Высота защитных сеток , м , при падении рабочего органа под углом , град |
||
установки защитных сеток , м |
80 |
70 |
65 |
4 |
1,0 |
1,5 |
1,8 |
6 |
1,0 |
2,0 |
2,5 |
8 |
1,5 |
3,0 |
3,5 |
10 |
1,8 |
3,2 |
4,0 |
12 |
1,4 |
3,4 |
4,0 |
16 |
1,0 |
2,8 |
3,8 |
18 |
1,0 |
2,5 |
3,5 |
8.2.2. В процессе работ с трехклинным мерзлото-рыхлителем и дизель-молотом установка базовой машины на поверхности, имеющей продольный уклон более 12 2 ‰ , не разрешается.
8.2.3. Электроотогрев грунта должен вестись под наблюдением электромонтера с квалификацией не ниже 3-го разряда. Для электроотогрева грунта нормальной влажности допускается применение тока напряжение не выше 380 В.
Площадка, где производится электроотогрев, должна быть ограждена и снабжена предупредительными знаками “Опасно”, “Ток включен”, а в ночное время освещена. Инвентарные ограждения устанавливают на расстоянии не менее 3 м от границ отогреваемого участка.
8.2.4. За поддержанием безопасного режима работы установки должен круглосуточно наблюдать электромонтер.
8.2.5. Нулевая точка трансформатора, к которому подключена площадка, должна быть заземлена, а подводящие провода электролинии изолированы. При невозможности проложить провода по постоянным столбам на высоте более 3 м разрешается использовать для прокладки проводов переносные козелки, высотой не менее 0 , 5 м.
8.2 .6. Кроме вышеизложенных общих требований безопасности, при электроотогреве необходимо руководствоваться положениями “Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”.
8 .2.7. При теплоотогреве мерзлого грунта должны быть приняты меры против возможных ожогов и отравлений: трубы теплоизолированы, краны и вентили снабжены деревянными или пластмассовыми ручками, осуществлен отвод вредных газов из рабочей зоны.
8.2.8. При оттаивании грунта пиками (пойнтами) паропроводный шланг у паропровода и пойнта должен быть надежно закреплен, соединительные шланги должны быть исправны и не иметь дефектов.
8.2.9. При отогреве грунта горячей водой брандспойты должны быть надежно теплоизолированы, а температура воды не должна превышать 50°С. Во время действия брандспойта все другие работы в забое приостанавливаются.
8.2.10. Тепляки, устроенные для предохранения грунта от замерзания, должны иметь не менее двух выходов. Для ограждения тепляка от затопления с нагорной стороны утепленного участка обязательно устройство водоотводных канав.
8.2.11. Состояние крепежных элементов тепляка систематически проверяется назначенными ответственными лицами. Не реже 1 раза в неделю ими должен проводиться осмотр всей системы тепляка с регистрацией его результатов в специальном журнале.
8.2.12. При водо- и пароотогреве грунта следует дополнительно руководствоваться “Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды”.
8.2.13. Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с горячими растворами. При разведении соли надо надевать очки и пользоваться черпаками с длинными ручками. Транспортировать растворы разрешается только в емкостях, снабженных плотно закрывающимися крышками с запорами на резиновой прокладке.
8.2.14. В процессе работ надлежит постоянно контролировать состояние и сохранность шлангов и соединений и в случае их повреждения немедленно заменять новыми. В конце смены все металлические части машин и инструментов, соприкасающиеся с солью или ее растворами, следует тщательно промыть горячей водой и протереть ветошью.
8.2.1 5. Разработку грунта в котлованах, выемках и траншеях в зимнее время на глубину промерзания разрешается вести без креплений стенок (за исключением сыпучих грунтов).
8.2.16. Разрабатывать траншеи в водо-насыщенных грунтах и на болотах методом замораживания необходимо отдельными секциями по длине, оставляя между ними перемычки из мерзлого грунта толщиной не менее 0,5 м.
8.2.17. За незакрепленными стенками следует вести непрерывное наблюдение, осматривая грунт перед началом каждой смены. При появлении трещин, размывов , при наступлении оттаивания необходима срочная установка крепления во избежание обрушения стенок.
8.2.18. Вынутый из котлованов и траншей грунт следует складировать на расстоянии от них, исключающем возможность его обрушения при оттаивании. С наступлением заморозков откосы необходимо очищать от комьев и камней во избежание их скатывания в котлован во время оттепели.
8.2.19. Зимние подъездные пути следует оконтуривать хорошо различимыми вехами и освещать; необходимо систематически убирать с них крупные комья , очищать от снега, а уклоны, пересечения, кривые малых радиусов посыпать песком.
8.2.20. Скорость движения на строящихся объектах, узких участках пути, участках с ограниченной видимостью , в снежных траншеях не должна превышать 10 км/ ч , а при поворотах - 5 км/ч. В узких снежных траншеях устраиваются ниши для укрытия людей при встречах с транспортом.
8 .2 .21. Движение построечного транспорта при возведении насыпей на болотах без предварительного выторфовывания допускается после промерзания болота на глубину более 30-40 см.
8.2.22. При возведении намывных сооружений в зимних условиях не допускается намораживание льда на поверхности карты, а также замыв льда и снега. Вокруг землесосного снаряда необходимо систематически скалывать лед и наледь, стоя на специальных деревянных мостках. Скалывать лед в зоне действия струи запрещается.
8.2.23. Чтобы предотвратить образование наледей и обледенение по линии среза гидронамыва, следует избегать широкого потока воды и пульпы и работать непрерывно на узком фронте.
8.2.24. Пульпопроводы должны иметь теплоизоляцию, а работу землесосного снаряда следует организовывать по возможности без перерывов. Время вынужденных простоев необходимо ограничивать в зависимости от температуры воздуха, диаметра пульпопровода, наличия теплоизоляции.
8.2.25. С наступлением отрицательных температур надлежит контролировать состояние площадок, трапов , ограждений , перил землесосного снаряда, производить их очистку и посыпать обледенелые проходы песком и шлаком.
8.2.26. Насосные станции и землесосные снаряды оборудуются обогревающими устройствами для обслуживающего персонала. Рабочее место гидромониторщика должно быть защищено от ветра.
8.2.27. В темное время суток должны освещаться весь забой в зоне действия струи, рабочая площадка возле гидромонитора, путь к перекрывающей задвижке на трубопроводе, подводящем воду, и сама задвижка (освещенность не менее 10 Лк).
8.2.28. Работы по гидронамыву в период ледохода и паводка на реках прекращаются, а землесосный снаряд отводится в безопасное место.
8.3. Строительство дорожных одежд
8.3.1. Не допускается складирование каменных органических в минеральных материалов на площадках с уклоном более 3 ‰ .
8.3.2. При подогреве каменных материалов “острым” (перегретым) паром деревянные бункеры или другие емкости обивают кровельным железом, чтобы исключить выход пара наружу.
8.3.3. Подогреваемая “острым” паром вода должна находиться в баках, плотно закрытых крышкой и снабженных переливной трубой.
8.3.4. При выполнении дорожно-строительных работ на открытом воздухе при температуре ниже минус 10 ° С запрещается браться незащищенной рукой за металлические поверхности.
8. 3.5. При использовании автомобильных кранов при устройстве дорожных покрытий из сборных элементов поверхности под выносными опорами кранов следует очищать от снега и льда.
8.4. Строительство и ремонт мостов, труб,
зданий и сооружений
8.4.1 . Строительство и ремонт мостов, труб, зданий и сооружений должны производиться в соответствии с утвержденным проектом, содержащим способы производства работ и устанавливающим время года, в течение которого эти работы выполняются. При этом необходимо соблюдать требования, изложенные в разд. 4.
8 .4 .2. В проектах следует предусматривать применение конструкций, ограждений, материалов и технологий , облегчающих производство работ в суровых климатических условиях с учетом малой населенности района , низких температур, силы ветра и мощности снегозаносов.
8.4.3. Входы в здания и склады следует располагать с наветренной стороны, а двери должны открываться вовнутрь. Для складов целесообразно также устраивать раздвижные ворота.
8.4.4. Кровли зданий и складов во избежание снежных заносов не следует загромождать парапетами, подмостями, транспарантами и т.д.
8.4.5. Складировать песок, щебень, лесоматериалы необходимо на очищенных от снега площадках с наветренной стороны зданий или частично в зоне вихревой области снежных отложений перед зданием. Высота штабелей лесоматериалов не должна превышать 1-1,5 м. Их располагают перпендикулярно господствующему направлению ветров; расстояние между штабелями принимают равным 10-20 м.
8.4.6. Склады угля, как правило, следует строить закрытыми. Должен быть предусмотрен запас угля в складах на случай возможных перебоев в снабжении во время пурги.
8.4.7. При производстве земляных работ и устройстве каменной или бетонной кладки с электропрогревом следует выполнять требования ГОСТ 12.2.098-84.
8.4.8. Рабочие места, проезды, проходы и склады на строительной площадке в темное время суток должны быть освещены в соответствии с СН 81-80. Работа в неосвещенных местах запрещается, а доступ к ним людей должен быть закрыт.
При использовании для освещения прожекторов следует исключить их ослепляющее действие на работающих.
8.4.9. Не допускается выполнять монтажные работы на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/ с и более, во время гололеда, грозы или тумана. Перемещение и установку вертикальных панелей и подобных им конструкций с большой парусностью следует прекращать при скорости ветра 10 м/с и более.
8.4.10. Отдельные детали строительных машин (стрелы кранов, гусеницы тракторов, ходовые рамы, пики отбойных молотков, рамы буровых станков и др.) должны быть изготовлены из морозостойких сталей.
8.4.11. Кабины машин должны быть утеплены, а двигатели оборудованы специальными приспособления пуска при низких температурах.
8.4.12. Для предотвращения заболевания глаз вследствие одновременного воздействия солнца и снега необходимо обеспечивать рабочих солнцезащитными очками.
8.4.13. При производстве каменной кладки зимой необходимо:
очищать рабочее место от снега и наледи;
применять при использовании способа замораживания более прочные растворы, приготовленные с подогревом воды;
устраивать карнизы способом замораживания лишь в том случае, если толщина их выноса меньше толщины стены;
устанавливать с наступлением оттепели постоянное наблюдение за состоянием кладки, выполненной методом замораживания, и в случае неравномерной осадки принимать меры против ее обрушения.
8.4.14. Запрещается отапливать тепляки жаровнями различного типа, а также применять для растопки бензин, керосин.
8.5. Работа машин
8.5.1. При температурах наружного воздуха ниже 0° С эксплуатация строительных и дорожных машин переводится на зимний режим. В таких условиях устанавливается дополнительный технический надзор за машинами для предупреждения поломок: наличие горячей воды, незамерзающей жидкости, применение зимних сортов топлива и масел.
8.5.2. Во время длительных перерывов в работе следует полностью удалить воду из систем охлаждения двигателей.
8.5.3. Заправка топливных и гидравлических систем машин должна производиться зимними сортами топлива, смазочных материалов и рабочих жидкостей в строгом соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации машин и оборудования.
При температуре воздуха ниже 0°С в системе охлаждения двигателей следует применять антифризы, соблюдая требования инструкции по их использованию.
8.5.4. Заправлять систему охлаждения двигателей антифризом следует с помощью насосов. Запрещается переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом.
8.5 .5. Систему охлаждения следует заполнять не более чем на 96 % ее вместимости, так как при нагревании антифриз и низкозамерзающие смеси расширяются. Проверку уровня низкозамерзающих смесей в радиаторе следует проводить на прогретом двигателе.
Необходимо помнить, что антифриз В-2 (этиленгликоль) - яд, водо-спиртовые смеси пожароопасны, а водоглицериновые легко вспениваются, поэтому следует соблюдать меры безопасности при его применении.
8.5.6. Запрещается заменять низкозамерзающие смеси растворами солей, керосином или дизельным топливом.
8.5.7. Не рекомендуется сливать воду из систем охлаждения, отстойников, ресиверов и золотников управления непосредственно под машину во избежание примерзания гусениц или колес к грунту.
8.5.8. Для облегчения пуска двигателя в холодную погоду необходимо заливать в радиатор горячую воду , а в картер двигателя - подогретое масло.
8.5.9. Запрещается применять открытое пламя (факел, паяльная лампа и др.) для отогрева радиаторов , топливо- и маслопроводов, редукторов и других элементов машин.
8.5.10. Все дорожно-строительные и транспортные машины к началу зимнего сезона должны быть укомплектованы приспособлениями для повышения проходимости по снегу и наледи (цепи и т.д.), а также ручным инструментом для очистки от намерзающего грунта , снега и льда. Очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов и ковшей экскаваторов следует скребками или лопатами с рукоятью длиной не менее 2 м, находясь в стороне от возможного направления падения грунта.
8.5.11. Для облегчения пуска дизельных двигателей допускается применять смеси эфиров и дизельного топлива (1:1), а также эфира (34 %), дизельного топлива (33 %) и тракторного керосина (33 %).
Применять эфир в чистом виде из-за взрывоопасности запрещается.
8.5.12. Перед пуском двигателей необходимо осмотреть механизмы с целью предупредить примерзание деталей особенно тормозных и фрикционных лент экскаваторов, к механическим приводам.
8.5.13. Кабины машинистов строительных и дорожных машин должны быть остеклены и утеплены так, чтобы температура воздуха в кабине была не ниже 15 ° С.
8.5.14. Стекла кабины машиниста экскаватора, оборудованного установкой ударного действия для рыхления мерзлого грунта, должны иметь защитные приспособления, например металлическую сетку.
8.5.15. Лобовое и заднее стекла кабин самоходных машин должны оборудоваться стеклоочистителями и подогревательными устройствами, предупреждающими обледенение. Для защиты от обледенения можно рекомендовать и протирку стекол изнутри солевым раствором, смешанным с глицерином.
8 .5.16. Осмотр рыхлителей ударного действия во время технического обслуживания следует вести при опущенных на землю ударных частях рыхлительных установок. При необходимости осмотра рыхлительных зубьев подъемная рама или ковш должны быть зафиксированы специальным стопором или опущены на опоры.