ПБ 06-111-95, часть 7
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4
- часть 5
- часть 6
- часть 7
- часть 8
- часть 9
- часть 10
- часть 11
- часть 12
- часть 13
- часть 14
- часть 15
- часть 16
- часть 17
- часть 18
- часть 19
- часть 20
- часть 21
Разрешается эксплуатация противовесов действующих наклонных подъемных установок без парашютов.
Допускается отсутствие парашютов на противовесах действующих подъемных установок вертикальных стволов со стесненными условиями, если отделения клети и противовеса отделены друг от друга перегородкой из рельсов или канатов. Разрешается отсутствие перегородки, если высота рамы противовеса превышает два шага армировки при одностороннем расположении проводников. Противовес в этом случае должен быть также оборудован предохранительными башмаками длиной не менее 400 мм.
Примечание. Стесненными следует считать условия, при которых невозможно разместить на противовесе площадку длиной 1,5 м и шириной 0,4 м.
§358. Действующие одноклетевые подъемы без противовеса и все вновь проектируемые грузо-людские подъемные установки независимо от величины максимальных отрицательных усилий, служащие для спуска и подъема людей и грузов в наклонных и вертикальных выработках, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) спуск людей должен производиться подъемными машинами и лебедками с электрическими приводами, оборудованными устройствами электродинамического торможения, а также устройствами, обеспечивающими возможность генераторного режима.
Схема электродинамического торможения должна предусматривать обратную связь;
б) в случае нарушения схемы системы электрического торможения должно быть предусмотрено срабатывание предохранительного тормоза;
в) лебедки, служащие для спуска и подъема людей в клетях и вагонетках по наклонным выработкам, должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к подъемным машинам.
§359. Суммарный зазор между направляющими башмаками скольжения подъемного сосуда (противовеса) и проводниками при их установке должен составлять:
на базовой отметке* :
______________
* Базовой отметкой является участок проводников от места разгрузки подъемного сосуда до места установки концевого выключателя на копре, предназначенного для включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда на 0,5 м выше уровня верхней приемной площадки (нормального положения при разгрузке).
На базовой отметке должен выдерживаться номинальный размер колеи проводников.
для рельсовых проводников -10 мм;
для деревянных - 20 мм;
по глубине ствола:
для рельсовых проводников - 10 ±8 мм;
для деревянных - 20 ± 10 мм.
При применении на подъемных сосудах упругих рабочих направляющих устройств качения обязательно наличие предохранительных башмаков, устанавливаемых непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда и конструктивно не связанных с рабочими направляющими устройствами.
Суммарный зазор между контактными поверхностями предохранительных башмаков скольжения и проводников при их установке должен составлять:
на базовой отметке:
для рельсовых проводников - 20 мм;
для проводников прямоугольного сечения - 30 мм.
Башмаки скольжения либо их сменные вкладыши подлежат замене при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на сторону.
Суммарный износ проводников и башмаков на сторону не должен превышать:
при рельсовых проводниках - 10 мм;
при деревянных - 18 мм.
При этом допускается общий износ боковых поверхностей башмака и рельсового проводника двустороннего расположения до 20 мм.
Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть:
для рельсовых проводников - 60 мм;
для деревянных - 80 мм.
Глубина зева предохранительных башмаков скольжения при их установке должна быть:
для проводников из рельсов - 65 мм;
для проводников прямоугольного сечения -110 мм.
Внутренний диаметр новых вкладышей рабочих направляющих устройств скольжения для канатных проводников при их установке должен быть на 10 мм больше диаметра проводникового каната. Глубина канавки роликов при применении направляющих роликоопор должна быть не менее 1/3 диаметра проводникового каната. Для предохранительных направляющих устройств при применении канатных проводников разница в диаметрах нового вкладыша и проводникового каната должна составлять 20 мм, а допустимый износ вкладышей направляющих - 15 мм по диаметру.
§360. Проводники подлежат замене при износе на сторону:
рельсовые - свыше 8 мм;
деревянные - свыше 15 мм;
коробчатые - свыше половины толщины стенки.
При этом допускается суммарный боковой износ рельсовых проводников при их двустороннем расположении относительно сосудов до 16 мм.
Износ полки, соединяющей головку рельсовых проводников с подошвой, допускается не более чем на 25% номинальной ее толщины.
При парашютах резания деревянные проводники в стволе подлежат замене при суммарном их износе свыше 20 мм.
Полная инструментальная проверка износа проводников должна производиться на каждом ярусе армировки службой главного механика шахты:
для металлических - через 1 год;
для деревянных - через 6 месяцев.
§361. Эксплуатационные зазоры между максимально выступающими частями подъемных сосудов, крепью и расстрелами в вертикальных стволах стационарных подъемных установок должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 2.
При проходческом подъеме величина зазора между средними направляющими канатами должна быть не менее 300 мм. При глубине ствола свыше 400 м обязательна установка отбойных канатов или других устройств, предупреждающих возможность столкновения бадей. Эти устройства не требуются, если зазоры между средними направляющими канатами равны 250 + Н/З мм, где Н - глубина ствола, м.
Зазор между движущимися бадьями и крепью ствола или выступающими частями оборудования, расположенного в стволе (трубопроводами, балками и т.д), должен быть не менее 400 мм.
Таблица 2
N п/п
|
Вид крепи стволов |
Вид и расположение армировки |
Наименование зазора |
Минимальная величина зазора, мм |
Примечание |
1. |
Деревянная |
Деревянная и металлическая с одно- и двусторонним расположением проводников |
Между подъемными сосудами и крепью |
200 |
Для шахт, находящихся в эксплуатации, в случае особо стесненного расположения подъемных сосудов в стволе с деревянной армировкой допускается зазор не менее 150 мм при лобовом, а также двустороннем расположении проводников, если наиболее выступающая часть сосуда отстоит от оси проводников не более чем на 1 м |
2. |
Бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая |
Металическая с одно- и двусторонним расположением проводников |
То же |
150 |
|
3. |
Бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая |
Деревянная с одно- и двусторонним расположением проводников |
То же |
200 |
|
4. |
Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая |
Металлические и деревянные расстрелы, не несущие проводники |
Между подъемными сосудами и расстрелами |
150 |
При особо стесненном расположении подъемных сосудов в стволе этот зазор может быть уменьшен до 100 мм |
5. |
Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая |
Между подъемными сосудами расстрел отсутствует |
Между двумя движущимися сосудами |
200 |
При жестких проводниках |
6. |
Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая |
Одностороннее, двустороннее боковое и лобовое расположение проводников |
Между клетью и элементами посадочных устройств |
60 |
В эксплуатационных стволах, введенных до 1973 г., этот зазор может быть не менее 40 мм |
7. |
Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая |
Одностороннее, двустороннее боковое и лобовое расположение проводников |
Между расстрелами и выступающими частями подъемных сосудов, удаленных от оси проводников на расстояние до 750 мм |
40 |
При наличии на подъемном сосуде выступающих разгрузочных роликов зазор между роликом и расстрелом должен быть увеличен на 25 мм |
8. |
Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая |
Деревянная с лобовым расположением проводников |
Между расстрелом, несущим проводник, и клетью |
50 |
|
9. |
Деревянная,бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая |
Металлическая и деревянная, независимо от расположения проводников |
Между наружной кромкой башмака подъемного сосуда и зажимным устройством для крепления проводников к расстрелам |
15 |
|
10. |
Деревянная, кирпичная, бетонная, тюбинговая, бетонитовая |
Одностороннее, двустороннее и лобовое расположение проводников |
Между наиболее выступающими и удаленными от центра частями сосуда и расстрелом с учетом износа проводников и лап и возможного поворота сосуда |
25 |
Для проектируемых шахт |
11. |
Деревянная, кирпичная, бетонная, тюбинговая |
Металлическая, деревянная, независимо от расположения проводников |
Между рельсами приемных площадок и клетей |
30 |
|
12. |
Все виды крепи |
Канатные проводники многоканатного подъема |
Между подъемным сосудом и крепью, расстрелом или отшивкой в стволе |
225 |
При глубине ствола до 800 м |
|
|
|
|
265 |
При глубине ствола более 800 м |
|
|
|
Между движущимися сосудами одного подъема |
300 |
Проектные зазоры выбираются по "Нормам безопасности на проектирование и эксплуатацию канатных проводников многоканатных подъемных установок".
|
|
|
|
Между движущимися сосудами смежных подъемов |
350 |
Эксплуатационные зазоры во всех случаях должны быть не менее 0,75 проектных |
13. |
Все виды крепи |
Канатные проводники одноканатного подъема |
Между движущимися сосудами одного подъема |
400 |
Проектные зазоры выбираются по "Нормам безопасности на проектирование и эксплуатацию канатных проводников одноканатных подъемных установок". |
|
|
|
Между движущимися сосудами смежных подъемов |
400 |
Эксплуатационные зазоры во всех случаях должны быть не менее 0,75 проектных |
|
|
|
Между подъемным сосудом и крепью, расстрелом или отшивкой в стволе |
300 |
|
§362. Угол отклонения (девиация струны каната) для вертикальных и вновь монтируемых наклонных установок (независимо от угла наклона выработки) на направляющих шкивах и барабанах одноканатных подъемных машин не должен превышать 1°30’ ; на бицилиндроконических барабанах допускается увеличение угла отклонения до 2° со стороны малого цилиндра барабана в случае выполнения его с желобчатой поверхностью; на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих грузовых лебедок, а также на шкивах и барабанах действующих наклонных установок с углом наклона выработки менее 30° угол отклонения не должен превышать 2°30’ .
Во вновь монтируемых установках плоскость вращения направляющего шкива должна находиться внутри полного угла дивиации струны каната.
Во вновь устанавливаемых одноканатных подъемных установках со шкивом трения направляющие шкивы на копре должны располагаться в одной вертикальной плоскости со шкивами трения.
Угол наклона струны канатов к горизонту для подъемных установок вертикальных стволов должен быть не менее 30° при ее длине свыше 45 м. В отдельных случаях при обосновании в проекте этот угол может быть снижен.
Длина струны каната без поддерживающих роликов должна быть, как правило, не более 65 м; если угол наклона струны к горизонту более 45°, допускается увеличение ее длины до 75 м.
§363. На всех приемных площадках должны быть вывешены таблицы с указанием допустимой загрузки клетей, а для подъемных установок со шкивами трения - указания об одновременной загрузке обеих клетей для предотвращения опасности скольжения. Стволовые и рукоятчики не реже одного раза в квартал должны инструктироваться о правилах и нормах загрузки.
§364. Запрещается спуск и подъем людей в скипах, за исключением случаев осмотра и ремонта ствола, а также в аварийных ситуациях.
Спуск и подъем людей в опрокидных клетях разрешаются при наличии приспособлений, исключающих возможность выпадения людей из клети в бункер, а также опрокидывания клети при движении по стволу.
§365. Запрещается спуск и подъем людей одновременно с грузом как в одной клети - при одноклетевом подъеме, так и в разных клетях - при двухклетевом подъеме.
В стволах, оборудованных двумя и более подъемными установками, предназначенными для спуска и подъема людей и груза, работа грузовых подъемов в часы спуска - подъема смены запрещается.
На каждой шахте должна быть разработана и утверждена главным инженером инструкция по спуску и подъему длинномерных и негабаритных грузов с конкретным указанием последовательности технологических операций и мер безопасности.
§366. Ремонт и осмотр в стволе разрешается производить стоя на крыше незагруженной клети или скипа. При этом люди должны быть застрахованы предохранительными поясами, прикрепленными к канату или прицепному устройству, и быть защищены от случайно падающих предметов постоянно закрепленными зонтами. На действующих подъемных установках, где высота переподъема не позволяет установить постоянно закрепленные зонты, допускается применение на подъемных сосудах съемных зонтов.
Запрещается прикрепление предохранительными поясами к армировке стволов и к крючьям, забитым в крепь.
Предохранительные пояса через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытаниям на статическую нагрузку 225 кг в течение 5 мин.
При осмотре ствола скорость движения подъемного сосуда должна быть не более 0,3 м/с.
§367. Стволы глубиной до 300 м должны быть оборудованы доступной с крыши подъемного сосуда сигнализацией, обеспечивающей подачу сигнала на верхнюю приемную площадку, используемую при ревизиях и осмотрах стволов.
При глубине стволов более 300 м они должны быть оборудованы двусторонней высокочастотной переговорной связью и сигнализацией между машинистом подъема и находящимися в клети или на ее крыше людьми.
§368. На промежуточных горизонтах должны применяться качающиеся площадки. Допускается на действующих подъемах как при ручном, так и при автоматическом управлении подъемной машиной с разрешения главного инженера предприятия применение на промежуточных горизонтах кулаков при наличии сигнализации машинисту о положении кулаков или блокирующих устройств, регулирующих взаимную работу подъемной установки и кулаков.
Подъемные сосуды, парашюты, стопоры, подвесные устройства, направляющие башмаки, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие и отклоняющие шкивы, их футеровка и подшипники, тормозная система и другие элементы подъемной машины, аппаратура защиты и система управления должны осматриваться и проверяться ежесуточно механиком подъема или лицом, назначенным приказом по шахте для этой цели. Этим же лицом армировка должна ежесуточно осматриваться при скорости движения сосудов до 1 м/с и не реже одного раза в неделю - при скорости 0,3 м/с. Участки стволов, находящиеся в ремонте, должны осматриваться ежесуточно при скорости 0,3 м/с.
Допускается одновременное проведение осмотра армировки в смежных отделениях ствола при разности отметок по высоте между подъемными сосудами, из которых производится осмотр, не более 5 м.
Перед навеской нового каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал шкивы подлежат осмотру главным механиком шахты или старшим механиком. При этом должны измеряться сечение желоба и толщина его тела по контрольному отверстию и производиться зарисовка наиболее изношенного места сечения желоба. Результаты проверок должны заноситься в "Журнал записи результатов осмотра подъемной установки".
§369. Проверка состояния копров должна производиться комиссией под руководством главного инженера шахты. Проверка металлических и железобетонных копров должна производиться один раз в год, деревянных и проходческих копров - 2 раза в год и оформляться актом.
Осмотру копра должна предшествовать инструментальная проверка вертикальности копра, правильности установки направляющих шкивов по отношению к оси ствола и оси подъема, а также вертикальности средней плоскости их желобов и горизонтальности осей вращения. Проверка производится под руководством главного маркшейдера шахты. Результаты инструментальной проверки заносятся в специальную книгу.
§370. Во время работы клетевого подъема на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания должны находиться рукоятчики, а в околоствольных дворах действующих горизонтов - стволовые. При разносторонней посадке в клеть и выходе людей из клети рукоятчики и стволовые должны иметь помощников, находящихся по другую сторону клети.
На промежуточных горизонтах, где не производится прием и выдача грузов и имеется рабочая сигнализация машинисту и рукоятчику, а также прямая телефонная связь с ними, допускается спуск (подъем) людей при отсутствии на этих горизонтах стволовых при следующих условиях:
а) в клети находится лифтер (стволовой);
б) в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации рукоятчику и машинисту, а также телефонная связь.
При обслуживании подъемной установки лифтером из клети наличие рукоятчика и стволового не обязательно.
§371. Запрещается переход людей через подъемные отделения ствола. На всех горизонтах шахты перед стволами должны быть установлены предохранительные решетки для предупреждения перехода людей через подъемные отделения. При открытой решетке должен загораться сигнал "стоп" у машиниста.
Механизмы обмена грузов (вагонеток) на всех приемных площадках ствола должны иметь блокировку, исключающую их включение при подъеме-спуске людей, а также при работе подъема в режиме "ревизия".
Допускается применение на верхней приемной площадке дверей гильотинного типа при наличии дополнительного ограждения, препятствующего доступу людей к стволу до полной остановки клети и в период ее отправления.
Требования сигнала "стоп" не распространяются на подъемные установки, оборудованные дверями гильотинного типа.
§372. В стволах шахт, по которым запрещены подъем и спуск людей, пользование подъемными установками разрешается только лицам, занятым на ремонте и осмотре этих стволов.
§373. У всех посадочных пунктов и в машинном отделении должны быть вывешены объявления с указанием:
а) фамилии лица, отвечающего за спуск и подъем людей;
б) расписания подъема и спуска смены людей;
в) применяемых сигналов;
г) числа людей, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом этаже клети.
О всех запрещениях или ограничениях в пользовании подъемной установкой для спуска и подъема людей у посадочных пунктов должны быть вывешены объявления.
Каждый непонятный сигнал должен быть воспринят стволовым, рукоятчиком (лифтером) и машинистом подъема как сигнал "стоп". Возобновление подъема разрешается только после личного выяснения машинистом по телефону причины неясного сигнала.
§374. Каждая подъемная установка должна быть снабжена устройством для подачи сигналов от стволового к рукоятчику и от рукоятчика к машинисту, а также ремонтной сигнализацией, используемой только для осмотра и ремонта ствола.
При осмотре и ремонте стволов шахт для связи между машинистом подъемной машины и подъемным сосудом допускается использование беспроводной связи. При этом на грузо-людских одноканатных подъемных установках, оборудованных сигнализацией из клети, кроме того, должна предусматриваться и сигнализация с приемных площадок, а также устройство, не допускающее одновременную подачу сигналов из клети и с приемных площадок. Ремонтная сигнализация на таких подъемных установках может отсутствовать.
На людских и грузо-людских вертикальных и наклонных (с углом наклона выработки более 50°) подъемных установках, кроме рабочей и ремонтной сигнализации, должна предусматриваться резервная сигнализация с обособленным питанием по отдельному кабелю. По функциональным возможностям резервная сигнализация не должна отличаться от рабочей.
При наличии двух подъемных установок в одном стволе, каждая из которых обеспечивает спуск и подъем людей со всех горизонтов, резервная сигнализация может отсутствовать. Если установка обслуживает несколько горизонтов, то должно быть устройство, показывающее, с какого горизонта подан сигнал в данный момент, а также устройство, препятствующее поступлению рабочих сигналов из других пунктов.
Схема сигнализации должна предусматривать возможность подачи сигнала "стоп" с любого горизонта непосредственно машинисту.
Управление проходческими лебедками должно вестись строго по сигналам. Сигнализация для проходческих лебедок может быть как механической, так и электрической с использованием звукового сигнала. Таблица сигналов для проходческих лебедок должна быть вывешена у центрального пульта управления и у лебедок.
§375. Сигнальное устройство каждой подъемной машины должно иметь отдельную проводку и питаться от отдельного источника энергии (трансформатора, аккумуляторной батареи и т.п.).
§376. При подъеме людей из шахты скипами в аварийных случаях, предусмотренных планом ликвидации аварий, должна быть обеспечена возможность подачи сигналов с посадочной площадки на верхнюю приемную площадку и с верхней приемной площадки машинисту подъема.
§377. Запрещается передача сигналов из околоствольного двора непосредственно машинисту, минуя рукоятчика. Указанное запрещение не распространяется:
а) на сигнальные устройства, имеющие блокировку, препятствующую пуску машины до получения разрешительного сигнала от рукоятчика;
б) одноклетевые подъемные установки с подачей сигнала из клети;
в) на скиповые подъемные установки;
г) на установки с опрокидывающимися клетями при подъеме только груза.
Между машинистом подъемной машины и рукоятчиком, а также между рукоятчиком и стволовым должна быть оборудована прямая телефонная связь. На вновь строящихся шахтах, кроме того, необходимо устанавливать производственную громкоговорящую связь.
При ремонте и осмотре ствола и подъемных сосудов разрешается пользоваться только ремонтной сигнализацией.
При углубке или проходке ствола сигналы машинисту должны подаваться проходчиками через рукоятчика.
§378. Рукоятчики и стволовые должны находиться на той стороне клети, с которой люди входят в клеть или выходят из нее.
§379. Высота переподъема для одноканатных подъемных установок вертикальных и наклонных выработок (с углом наклона более 30°) при наличии защиты, предусмотренной §426 настоящих Правил, должна быть:
на клетевых и скипо-клетевых подъемных установках со скоростью подъема более 3 м/с - не менее 6 м;
на клетевых подъемных установках со скоростью подъема до 3 м/с - не менее 4 м;
на грузовых подъемных установках со скипами и опрокидными клетями - не менее 2,5 м;
на бадьевом (проходческом) подъеме при спуске и подъеме людей - не менее 4 м.
Для вновь проектируемых скиповых подъемных установок - не менее 3 м, для клетевых и скипо-клетевых - не менее 6 м (независимо от скорости равномерного хода).
Высотой переподъема следует считать:
а) для неопрокидных клетей - высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра;
б) для опрокидных клетей при подъеме и спуске людей - высоту, на которую может подняться клеть от нормального положения при посадке людей до начала поворота платформы клети, если не имеется отвода разгрузочных направляющих при подъеме людей. При наличии отвода разгрузочных направляющих высоту переподъема следует считать от верхнего положения при посадке людей в соответствии с указаниями п. "а";
в) для грузовых подъемов в скипах и опрокидных клетях - высоту, на которую может свободно подняться скип или опрокидная клеть от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива самого скипа или опрокидной клети, или отдельных их частей с элементами копра;
г) для бадьевого подъема при спуске или подъеме людей - высоту, на которую может свободно подняться бадья от нулевой площадки до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с выступающими частями металлоконструкций подшкивной площадки. При этом высота, на которую может подняться бадья от верхней приемной площадки при разгрузке грузов до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или металлоконструкциями подшкивной площадки, должна быть не менее 2,5 м.
Высота переподъема для многоканатных подъемных установок всех типов должна быть не менее 7 м и состоять из высоты свободного переподъема не менее 3 м и высоты для размещения предохранительных устройств.
Свободный переподъем - высота, на которую может свободно подняться сосуд от нормального положения его при разгрузке на верхней приемной площадке до входа улавливающих органов сосуда в амортизатор верхнего предохранительного устройства.
При расчете высоты для размещения предохранительных устройств необходимо учитывать величину рабочего хода амортизатора предохранительного устройства и дополнительного (резервного) хода амортизатора. Величина резервного хода должна быть не менее половины длины рабочего хода амортизатора.
§380. Путь переподъема для наклонных подъемных установок с углом наклона выработки до 30° должен быть:
а) на двухконцевых подъемных установках - не менее 6 м;
б) на действующих одноконцевых грузовых подъемных установках - не менее 2,5 м; для проектируемых - не менее 4 м;
в) на одноконцевых грузо-людских и людских подъемных установках - не менее 4 м.
Путем переподъема при доставке грузовыми и пассажирскими вагонетками следует считать расстояние, которое могут пройти вагонетки от нормального положения на верхней приемной площадке, обусловленного рабочим процессом (остановка вагонеток для перецепки партии, для посадки людей, для спуска партии в наклонный заезд), до места, где может произойти нарушение нормального режима движения вагонеток (соприкосновение верхнего жимка каната с ободом шкива или барабаном, передней вагонетки с элементами крепи или вентиляционной двери, поворот трассы рельсового пути при горизонтальных заездах, увеличение угла девиации каната до значения, при котором может произойти сход вагонеток с рельсов).
§381. При применении ручных воротков для спуска и подъема рабочих в шурфы и неглубокие шахты обязательно выполнение следующих условий:
а) ручные воротки должны быть оборудованы храповыми устройствами и автоматически действующими тормозами;
б) ручные воротки должны быть снабжены двумя стальными рукоятками; подъем или спуск людей и грузов ручным воротком должен обслуживаться не менее чем двумя рабочими;
в) спуск и подъем людей должны производиться со скоростью не более 1 м/с;
г) крепежные лесные материалы и другие предметы при спуске в шахту или шурф должны быть прочно привязаны к канату;
д) устройство воротка над устьем неглубоких шахт и шурфов должно быть таким, чтобы можно было снимать и подвешивать подъемные сосуды безопасно для занятых при этом рабочих;
е) подъемные установки должны быть оборудованы сигнальными устройствами;
ж) при углубке шурфов с применением воротка с бадьей конец каната должен быть прочно прикреплен к валу воротка, на котором должны оставаться неразвернутыми не менее трех витков каната. Прицепной крюк должен быть исправен и снабжен надежным предохранительным затвором;
з) при подъеме и спуске людей ручным воротком допускается применение только стальных канатов с диаметром проволоки не менее 0,6 мм.
Отношение диаметра органа навивки к диаметру проволоки должно быть не менее 459 и к диаметру каната - не менее 30.
3. Канаты и прицепные устройства для спуска и подъема людей
и грузов в вертикальных и наклонных выработках
А. Общие требования
§382. Стальные канаты, применяемые на подъемно-транспортных установках шахт, должны отвечать требованиям действующих ГОСТов или ТУ, согласованных с Институтом по безопасности работ.
Применение импортных канатов, изготовленных не по отечественным стандартам, допускается по согласованию с Госгортехнадзором России.
Конструкции канатов должны выбираться в соответствии с требованиями по эксплуатации стальных канатов для различных подъемно-транспортных установок.
Подъемные и тяговые канаты людских и грузо-людских подъемно-транспортных установок должны быть грузо-людскими марки В, остальные - не ниже марки I.
§383. Канаты для сосудов и противовесов шахтных подъемных установок должны иметь при навеске запас прочности не ниже:
а) 9-кратного - для людских и аварийно-ремонтных подъемных установок, людских и грузо-людских (при расчете по людям) двухканатных подъемных установок со шкивами трения, не оборудованных парашютами;
б) 8-кратного - для подъемных установок со шкивами трения одноканатных (людских, грузо-людских и грузовых) и многоканатных людских и грузо-людских подъемных установок;
в) 7,5-кратного - для грузо-людских подъемных установок, а также для подвески механических грузчиков (грейферов) в стволе, проходческих люлек;
г) 7-кратного - для грузовых многоканатных подъемных установок;
д) 6,5-кратного - для грузовых подъемных установок;