ВСН 01-82, часть 5
В местах возможного образования наледей вместо труб следует проектировать деревянные мосты. В отдельных случаях разрешается применение прямоугольных бетонных труб с отверстием нe менее 3 м и высотой не менее 2 м в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.
Расчет мостов и труб на воздействие водного потока
4.2.120. Расчет мостов, труб и пойменных насыпей на воздействие водного потока следует производить по расчетным расходам и соответствующим им уровням, вероятность превышения которых приведена в табл.25.
Та6лица 25
Род сооружений |
Расчетная вероятность превышения, % |
Капитальные мосты: |
|
малые и средние |
2 |
большие |
1 |
Трубы |
2 |
Деревянные мосты: |
|
малые |
3 |
средние и большие |
2 |
Временные деревянные мосты и деревянные трубы (срок службы до 5 лет) |
5 |
Примечание. К малым относятся мосты, имеющие полную длину до 25 м, к средним - более 25 до 100 м, к большим - более 100 м.
4.2.121. Расчетные расходы следует определить согласно "Указаниям по определению расчетных гидрологических характеристик".
4.2.122. Расчет отверстий малых мостов и труб следует производить по расчетному расходу и средней допускаемой скорости течения воды в зависимости от характера грунта и типа укрепления русла.
4.2.123. Расчет отверстий средних и больших мостов дует производить по расчетному расходу и средней бытовой рости в русле с учетом срезки грунта для увеличения рабоче площади под мостом.
4.2.124. Бровка земляного полотна на подходах к мостам через реки в пределах разлива и бровка оградительных дамб должны быть не менее чем на 0, 5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм насыпи не менее чем на 0,25 м расчетного горизонта воды о учетом подпора и высоты волн набегом ее на откос.
Габариты
4.2.125. Элементы поперечного профиля мостов автомобильных дорог лесозаготовительных предприятий следует принимать по табл.26.
Таблиц 26
|
Элементы поперечного профиля мостов |
||||
Виды и категории дорог |
число полос движения |
ширина проезжей части, м |
ширина полос безопасности, м |
габарит (Г), м |
ширина тротуаров, м |
Магистрали категорий III , IV А, IV Б |
2 |
6, 5 |
0, 75 |
Г-8 |
0,75 |
То же, категории V ; ветки |
1 |
3, 0 |
0, 75 |
Г-4, 5 |
0,75 |
Примечания:
1. Габарит Г-4,5 применяется только для деревянных мостов и мостов с инвентарными металлическими пролетными строениями.
2. В населенных пунктах ширину тротуаров следует принимать 1 м.
3. На деревянных однопролетных мостах высотой менее 3 м, расположенных вне населенных пунктов, тротуары и перила не предусматриваются.
4.2.126. Габариты однопролетных деревянных мостов, расположенных на участках кривых в плане следует назначать с уширениями согласно табл.5, 7 и 8 для соответствующего радиуса кривой. Величина уширения принимается одинаковой для правого и левого поворотов с учетом того, чтобы при левом повороте концы хлыстов не выступали на проезжую часть моста.
4.2.127. Ширину земляного полотна на подходах к мостам следует назначать с таким расчетом, чтобы ограждения (столбы), устанавливаемые на подходах, находились в створе с перилами и на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна.
Подходы с уширенньм земляным полотном должны иметь длину не менее 10 м от начала и конца моста. Переход к уширенному земляному полотну следует предусматривать на участке длиной 15-25 м
4.2.128. Подмостовые габариты судоходных пролетов мостов следует устанавливать в зависимости от класа внутреннего водного пути в соответствии с нормами проектирования подмостовых габаритов.
4.2.129. Возвышение элементов мостов над уровнями воды и ледохода в несудоходных и несплавных пролетах следует назначать в зависимости от местных усовий, но не менее указанных в табл. 27.
Таблица 27
Элементы мостов |
Наименьшее возвышение, м |
|
|
над расчетным уровнем воды (с учетом влияния подпора и волны) |
над наивысшим уровнем ледохода |
Низ пролетных строений |
0,5 |
0,75 |
Низ пролетных строений при наличии карчехода и селевых потоках |
1,0 |
- |
Подферменная площадка (низ подферменника) |
0,25 |
0,5 |
Низ продольных схваток и выступающих элементов конструкций в пролетах деревянных мостов |
0,25 |
0,75 |
4.2.130. Проектирование путепроводов через автомобильные дороги и железнодорожные пути следует выполнять в соответствии с указаниями главы СНиП по автомобильным дорогам.
Нормативные нагрузки
4.2.131. Нормативную временную вертикальную нагрузку следует принимать:
а) для расчета конструкций деревянных мостов и деревянных труб на лесовозных дорогах - в виде нагрузки лесовозного автопоезда (приложение 4), стандартной автомобильной нагрузки Н-30, а гусеничной НГ-60;
б) для расчета конструкций деревянных мостов на хозяйственных дорогах - в виде автомобильной нагрузки H-10 и гусеничной НГ-30;
в) для расчета конструкций капитальных мостов и труб - в виде автомобильной нагрузки H-30 и колесной НК-80.
Конструкции
4.2.132. Деревянные мосты могут применяться на автомобильных дорогах лесозаготовительных предприятий без ограничения по климатическим условиям районов строительства.,
4.2.13 3. Капитальные мосты и трубы следует проектировать на основе типовых конструкций Минтрансстроя СССP. Конструкции надлежит применять, как правило, сборные.
4.2.134. Металлические, железобетонные и бетонные конструкции мостов и труб для районов строительства с расчетной температурой воздуха ниже - 40°С следует проектировать в "северном исполнении" с соблюдением соответствующих нормативных требований к материалам и конструкциям.
За расчетную температуру следует принимать среднюю температуру воздуха наиболее холодных суток по данным главы СНиП по строительной климатологии и геофизике.
4.2.135 . Трубы следует проектировать безнапорные. Полунапорный режим для труб допускается предусматривать только при наличии фундаментов и оголовков с коническими входными звеньями. Кроме того, должна быть обеспечена водонепроницаемость швов между звеньями и устойчивость насыпи против фильтрации. Безнапорные трубы с отверстием до 1, 25 м допускается проживать без оголовков.
Трубы во всех случаях следует проектировать на полную ширину земляного полотна.
Толщина засыпки над трубой должна быть не менее 0, 5 м, считая от верха трубы до бровки насыпи.
4.2. Трубы следует укладывать на бетонные фундаменты или на уплотненные щебенистые или гравийно-песчаные подушки.
В случае заложения труб на грунтовые подушки должны предусматриваться противофильтрационные экраны.
4.2.137. Конструкции деревянных мостов следует проектировать с учетом мероприятий, обеспечивающих их долговечность и капитальность.
Следует применять деревянные конструкции преимущественно заводского изготовления, составленные из монтажных блоков минимального количества типоразмеров.
4.2. 138. Для деревянных мостов следует применять пиломатериалы в лесоматериалы круглые хвойных пород 2-го сорта по ГОСТ 8486-66 и ГОСТ 9463-72; следует отдавать предпочтение лиственнице, если она имеется в сырьевой базе проектируемого лесозаготовительного предприятия.
Качество лесоматериалов в отношении допускаемых пороков древесины должно соответствовать требованиям, предъявляемым к элементам II кагегории, приведенным в главе СНиП по проектированию деревянных конструкций.
4.2.139. В конструкциях должны быть предусмотрены меры защиты основных несущих деревянных элементов от увлажнения независимо от того производится антисептирование древесины или нет (гидроизоляция, сливные доски, козырьки и др.).
4.2.140. Для стальных частей деревянных конструкций следует применять сортовую, полосовую, листовую и фасонную сталь удовлетворяющую требованиям, установленным для подобных частей стальных и железобетонных конструкций соответствующими нормативными документами.
4.2.141. Опоры деревянных мостов следует предусматривать свайные во всех случаях, когда грунты допускают забивку свай.
В вечномерзлых грунтах погружение свай следует принимать на глубину, равную тройной толщине сезонно оттаивающего грунта.
Рамно-лежневые опоры в вечномерзлых грунтах не применяются, а взамен их, где невозможна забивка свай, применяются ряжевые опоры.
4.2.142. Проезжую часть на деревянных мостах следует назначать в виде деревянного настила, по которому делается поверхностная обработка битумом с крупным песком.
4.2.143. На больших и средних деревянных мостах следует предусматривать устройство противопожарных площадок, оборудованных противопожарным инвентарем. Противопожарные площадки следует располагать на насыпи у въездов на мост и над опорами не реже чем через 25 м.
4.2.144. Для мостовых переходов в необходимых случаях должны быть предусмотрены ледорезные, струенаправляющие и берегоукрепительные сооружения, а для малых мостов и труб - углубление, спрямление и укрепление русел с входной и выходной стороны и в пределах сооружения, а также устройтсва для гашения скоростей протекающей воды на входе и выходе.
4.2.145. Для временных деревянных мостов со сроками бы до 5 лет допускается применять лесоматериалы до 40‰ без антисептической обработки и острожки элементов.
Дорожные одежды
Общие указания
4.2.146. Проектирование дорожных одежд автомобильных дорог лесозаготовительных предприятийследует выполнять в соответствии со специальными нормативными документами по проектированию дорожных одежд и с учетом указаний настоящего раздела.
4.2.147. По типам покрытий дорожные одежды подразделяются согласно табл.28.
Таблица 28
Типы дорожных покрытий |
Виды покрытий, материалы и способы их укладки |
Область применения |
1.Усовершенствованные капитальные |
а) цементобетонные (монолитные и сборные) б) асфальтобетонные из смесей, укладываемых в горячем состоянии |
На магистралях категории III и внутрискладских дорогах лесопромышленных комплексов |
2.Усовершенствованные облегченные |
а) асфальтобетонные из смесей, укладываемых в теплом и холодном состоянии б) дегтебетонные из смесей, укладываемых как в горячем, так и в холодном состояний в) из битумоминеральных смесей подобранного состава с применением прочного щебня и вязкого битума, приготовленных в смесителях и укладываемых в горячем состоянии г) из битумоминеральных (дегтеминеральных), щебеночных или гравийных смесей, приготовляемых как в установках (независимо от температуры их при укладке), так и устраиваемых методами пропитки, полупропитки и смешения на дороге д) из крупнообломочных (до 40 мм) песчаных и супесчаных грунтов, обработанных, битумной эмульсией с цементом смешением в установке (с устройством поверхностной обработки) |
На магистралях категории III, IV А, внутрискладских и внутрипоселковых дорогах при соответствующем обосновании |
3.Переходные |
а) щебеночные, гравийные, грунтощебеночные и шлаковые б) из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими в) колейные из сборных железобетонных, керамзитобетонных и прочих плит |
На магистралях категорий IV и V , ветках, складских и прочих дорогах |
4. Низшие |
а) грунтогравийные б) грунтовые улучшенные в) грунтовые профилированные г) деревогрунтовые |
На магистралях V категории, ветках и прочих дорогах при ограничении срока действия в летний период |
Примечание. В пределах населенных пунктов и промышленных площадок по санитарный условиям не допускается применение дорожных покрытий каменноугольных пеков, дегтей и смол
4.2.148. Выбор типа покрытий и назначение .конструкций одежды автомобильных дорог должны производиться в соответствии с рекомендациями табл.28 в комплексе с выбором гида лесовозного автопоезда на основе сопоставления технико-экономических показателей вариантов с учетом:
грузооборота дороги (интенсивности движения);
грунтовых условий и характера увлажнения местности;
дорожно-климатической зоны;
срока действия дороги;
преимущественного использования местных дорожно-строительных материалов;
условий организации строительства и заданных сроков выполнения работ.
При этом следует использовать местный опыт строительства и эксплутации автомобильных дорог в аналогичных условиях.
4.2.149. Определение требуемой прочности, а также назначение размеров конструктивных слоев производится:
а) для дорожных одежд нежесткого типа - в соответствии с инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа;
6) для дорожных одежд жесткого типа (монолитный цементобетон) - в соответствии с "Методическими рекомендациями по конструированию и расчету цементобетонных покрытий на основаниях различных типов" и "Инструкцией по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог".
Конструирование дорожных одежд рекомендуется выполнять с использованием типовых решений, приведенных в альбомах "Типовые конструкции одежд автомобильных дорог промышленных предприятий" , Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза CСP" и " Конструкции дорождых одежд лесовозных автомобильных дорог с гравийными и щебеночными покрытиями".
При проектировании дорожных одежд в I дорожно-климатической зоне следует также учитывать требования "Инструкции по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты".
4.2.150. Дорожные одежды лесовозных дорог с покрытиями переходного и низшего типов в целях снижения строительных затрат следует проектировать с учетом ограничения или прекращения движения транспортных средств в неблагоприятные периоды года.
4.2.151. Для дорог хозяйственного значения с невыраженным грузооборотом модуль упругости следует принимать не менее 65 МПа (650 кг/см2 ).
4.2.152. Дорожные одежды в поперечном сечении проектируют корытного, полукорытного или серповидного профиля согласно приложению 5.
Корытный профиль применяется, как правило, при усовершенствованных типах покрытий.
Полукорытный профиль может применяться:
а) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при ширине обочин I м и более и толщине слоя покрытия более 15 см;
б) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, на земляном полотне из любых грунтов - при ширине обочин I м и более и толщине покрытия более 15 см.
Серповидный профиль рекомендуется применять:
а) для дорожных одежд с покрытиями грунтогравийными грунтоощебеночными и грунтовыми улучшенными - во всех случаях;
б) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из недренирующих грунтов - при любой -ширине обочин и любой толщине слоя;
в) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при любой толщине слоя и ширине обочин менее I м и для большей ширины обочин - при толщине покрытия до 15 см;
г) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м и при большей ширине обочин - при толщине покрытия до 15 см;
Выбор типа профиля дорожной одежды определяется технико-экономическими расчетами. При этом должны быть учтены стоимости как покрытия, так и укрепления обочин при корытном профиле.
4.2.153. На дорогах с усовершенствованными (капитальными и облегченными) типами покрытий в целях снижения стоимости строительства расчет прочности дорожной одежды и ее конструирование рекомендуется производить раздельно для грузовой и порожняковой полос движения.
4.2.154. Дорожные одежды магистралей IV Б и V категорий и веток, нижние конструктивные слои дорожной одежды (а при многослойных покрытиях и нижние слои покрытий) магистралей III в IV А категорий, а также покрытия укрепленной части обочин следует предусматривать из наиболее дешевых местных каменных материалов и отходов промышленности (щебня, гравия, гравийнопесчаных материалов, шлаков и т.п.).
Каменные материалы (природные и искусственные) для покрытий и оснований по прочности и морозостойкости должны соответствовать требованиям нормативных документов и ГОСТ.
4.2.155. Покрытия дорожных одежд должны иметь периодически возобновляемый слой износа, не включенный в расчет прочности.
Слои износа устраиваются либо путем утолщения полученного по расчету покрытия, либо в виде поверхностной обработки с применением вяжущих материалов.
Вид применяемых материалов и толщина слоя износа назначается из расчета не менее двух-трехлетней его работы.
4.2.156. Дренирующие слоя, как правило, назначаются для дорог с усовершенствованными типами покрытий во II и III климатических зонах при 2-м и 3-м типах местности по характеру и степени увлажнения (в выемках также и при 1-м типе) в тех случаях, когда земляное полотно сооружается из связных грунтов (глинистых, суглинистых, пылевато-суглинистых, пылевато-супесчаных).
Толщину дренирующего слоя, необходимый коэффициент фильтрации, гранулометрический состав и другие требования к материалам, используемым для его устройства, надлежит устанавливать расчетом в зависимости от количества воды, поступающей в основание проезжей части, способов отвода ее и других факторов. При этом уровень свободной воды в дренирующем слое должен находится ниже поверхности основания дорожной одежды не менее чем на 10 см при хорошо дренирующих крупнозернистых песках и гравийных материалах и не менее чем на 15 см при среднезернистых песках.
Дренирующий слой проектируют на всю ширину земляного полотна (включая и обочины) в виде слоя насыпи из фильтрующего материала. При применении в качестве оснований дорожной одежды грунтов, укрепленных вяжущими, дренирующие слои не устраиваются.
Нижняя поверхность дренирующего слоя должна проектироваться с уклоном 0,03. В случае отсутствия дренирующего слоя поперечный уклон дна корыта должен быть равен уклону покрытия.
Для дренирующего слоя допускается применять крупный или средний песок, песчано-гравийную смесь, дресву, ракушку, отгрохоченные металлургические шлаки, удовлетворяющие требованиям норм на дорожные материалы.
Если дренирующий слой совмещается с морозозащитным или подстилающим, то конструктивное решение должно быть комплексным.
4.2.157. На магистралях III категории обочины должны быть укреплены на ширину не менее 0, 75 м, а на магистралях категорий IVА и IV Б при корытном поперечном профиле - на ширину не менее 0, 5 м от кромки проезжей части.
Укрепление этих частей обочин выполняется из щебеночных, гравийных смесей или грунтов, обработанных вяжущими материалами.
Укрепленные полосы обочин должны отличаться по цвету покрытий проезжей части и по своей прочности должны допускать разовые выезды на обочину транспортных средств без существенных деформаций. Остальную часть обочин следует укреплять в зависимости от местных условий: засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других доступных местных крупнозернистых материалов.
Гравийные, щебеночные и грунтощебеночные дорожные одежды
4.2.158. Гравийные дорожные одежды проектируются по принципу плотных оптимальных смесей.
В зависимости от толщины, полученной по расчету, гравийные дорожные одежды назначают в один, два или три слоя. Толщина отдельных слоев в зависимости от применяемых средой уплотнения принимается от 10 до 15 см.
4.2.159. Гравийные дорожные одежды проектируют, как правило, серповидного профиля. При этом все слои дорожной одежды устраиваются на всю ширину земляного полотна. Применение лолукорытного профиля допускается в случаях, предусмотренных п.4.5.152.
При полукорытном профиле нижние слои дорожной одежды размещаются в корыте, а верхний слой (собственно покрытие) проектируется на всю ширину земляного полотна.
4.2.160. Для устройства гравийной дорожной одежды применяется карьерный материал или искусственно составленная смесь, соответствующие приведенным в табл. 29 и 30 оптимальным гравийным смесям для лесовозных автомобильных дорог, утвержденным Минлеспромом СССР 14 апреля 1971 г. в "Конструкциях дорожных одежд лесовозных автомобильных дорог с гравийными и щебеночными покрытиями".
Таблица 29
Конструктивный слой |
Количество частиц, проходящих через сито с отверстиями (мм), % по весу |
||||||||
|
120 |
70 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2.5 |
0, 63 |
менее 0, 05 |
Основание |
100х ) |
65-85 |
45-75 |
25-60 |
15-50 |
10-40 |
5-30 |
2-20 |
0-5 |
Покрытие: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
смесь № 1 |
- |
100 |
60-85 |
35-70 |
20- 60 |
15-50 |
10-40 |
5-25 |
2-7 |
смесь № 2 |
- |
100 |
70-85 |
50-75 |
35-65 |
25-55 |
15-45 |
8-30 |
3-10 |
Таблица 30
|
Содержание отдельных фракций по крупности (мм), % по весу |
|||||||||||
Конструктивный слой |
120-70 |
70-40 |
40-20 |
20-10 |
10-5 |
Итого гравия |
5-2,5 |
2.5- -0.63 |
0.63-0, 05 |
Итого песка |
Менее 0.05 (пыль и глина |
Сумма |
Основание |
35-15 |
20-10 |
20-15 |
10-10 |
5-10 |
90-60 |
5-10 |
3-10 |
2-15 |
10-35 |
0-5 |
100-100 |
Покрытие: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
смесь № 1 |
-
|
40-15 |
25-15 |
15-10 |
5-10 |
85-50 |
5-10 |
5-15 |
3-18 |
13-43 |
2-7 |
100-100 |
смесь № 2 |
- |
30-15 |
20-10 |
15-10 |
10-10 |
75-45 |
10-10 |
10-15 |
7-15 |
22-45 |
3-10 |
100-100 |
______
х) Допускаются отдельные включения диаметром до 150 мм.
4.2.161. По прочности и морозостойкости гравийные материалы должны отвечать требованиям табл.31.
Таблица 31
Наименование слоев |
Класс (марка) прочности Морозостойкость (Мрз) |
||
дорожной одежды |
при климатических условиях |
||
|
суровых |
умеренных |
мягких |
Покрытия: |
|
|
|
без обработки вяжущими |
1-3 50 |
1-3 25 |
1-3 15 |
с обработкой битумом, дегтем или эмульсией |
1-4 25 |
1-4 15 |
1-5 не нурмируются |
с поверхностной обработкой |
1-2 25 |
1-2 15 |
1-2 не нурмируются |
Основания: |
|
|
|
без обработки вяжущего |
1-4 25 |
1-4 15 |
1-4 15 |
с обработкой битумом, дегтем или эмульсией |
1-5 25 |
1-5 15 |
1-5 не нурмируются |
с обработкой портландцементом |
1-5 25 |
1-5 115 |
1-5 не нурмируются |
Примечания:
1. Суровые климатические условия характеризуются среднемесячной температурой наиболее холодного месяца в году ниже -15° С, умеренные от -5°С до -15°С, мягкие до -5° С.
2. Для покрытий без обработки вяжущими на ветках в суровых климатических условиях допускается применять гравийный материал с Мрз 25.
4.2.162. При наличии месторождений камня и возможности организации его разработки и дробления рекомендуется применять щебеночные дорожные одежды.
При наличии в карьере сортировочных устройств для получения фракционированного щебня слой основания и покрытия проектируют по принципу заклинки.
При использовании несортированного щебня слои дорожной одежды проектируют по принципу плотных смесей оптимального состава аналогично гравийным смесям.
4.2.163. По принципу плотных смесей могуг выполняться покрытая и основания из грунтощебня, доменных шлаков, дресвы и других скелетных материалов.
Грунтощебеночные покрытия или основания проектируют из грунта с добавками щебня в количестве не менее 40% к объему.
Для грунтощебеночных слоев дорожной одежды применяется щебень с временным сопротивлением сжатию не менее 300 кг/см2
Рекомендуемые размеры щебня:
для верхних слоев - 15-70 мм,
для нижних слоев - 25-100 мм.
Доменные шлаки для грунтощебеночных слоев дорожной одежды могут применяться как кислые, так и основные.
Дорожная одежда из грунтощебня устраивается серпавидного профиля в 1-м или 2-м слое в зависимости от расчетной толщины ии применяемых механизмов для перемешивания грунта со щебнем
Покрытия и основания из грунтов, укрепленных вяжущими материалами
4.2.164. Дорожные одежды из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами (органическими и неорганическими) проектируют в соответствии с "Техническими указаниями по проектированию лесовозных автомобильных дорог с покрытиямми укрепленных грунтов", а также "Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов".
4.2.165. Применение покрытий и оснований из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, рекомендуется при соответствующем технико-экономическом обосновании в случаях недостаточного количества гравийных и других материалов или большой дальности их подвозки.
4.2.166. На покрытиях из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, слой износа устраивается по принципу двойной поверхностной обработки.
Покрытия из железобетонных плит
4.2.167. Покрытия, из колейных железобетонных плит рекомендуется применять для лесовозных автомобильных дорог с годовым грузооборотом от 150 до 500 тыс.м3 при отсутствии в районе строительства местных гравийных или щебеночных материалов.
При соответствующем обосновании допускается применение колейных покрытий на дорогах с грузооборотом менее 150 тыс.м3 .
Покрытия из плит рекомендуется также предусматривать в качестве инвентарных переносных на ветках (со сроком действия до 5 лет), усах и дорогах производственных площадок в местах пересечения ими подземных коммуникаций.
4.2.168. Покрытия из железобетонных плит следует проектировать в соответствии с "Правилами технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог" и "Руководством по применению типовых железобетонных плит для лесовозных автомобильных дорог" и требованиями настоящего раздела.
4.2.169. На двухполосных дорогах покрытие из железобетонных плит проектируют, как правило, для грузовой полосы движения.
При дренирующих или соответствующих оптимальным смесям грантах земляного полотна полосы для движения порожних автопоездов проектируют без покрытия.
При недренирующих грунтах земляного полотна в зависимости o т наличия местных материалов проезжую часть на порожнякой полосе проектируют с гравийным, грунтогравийным, грунтощебеночным, грунтопесчаным или шлаковым покрытиями. Смеси, применяемые для покрытия порожняковой полосы, должны удовлетворять требованиям П.4.2.177.
Эквивалентный модуль упругости порожняковой полосы определяется расчетом, но должен быть не менее 65 МПа (650 кг/см2 )
4.2.170. На разъездах однополосных дорог с колейными покрытиями проезжую часть слезет проектировать в виде колесопроводов из тех же плит или путем укреплений верха земляного полотна добавками гравия, щебня, крупного или среднезернистого песка.
4.2.171. Покрытия из железобетонных плит проектируют в соответствии с типовыми поперечными профилями., приведенньми в приложении 6.
При земляном полотне из недренирующих грунтов укладка предусматривают на подстилающем дренирующем слое из песчано-гравийной смеси, крупного или среднезернистого песка, толщина которого в зависимости от типа грунта принимается по табл.32
Таблица 32
Структура земляного полотна и группа грунтов |
Толщина подстилавшего слоя, см |
Насыпь из мелких песков и легких супесей (грунты группы А) |
15-20 |
Насыпь из тяжелых супесей и пылеватых песков (грунты группы Б) |
20-25 |
Насыпь из легких и тяжелых суглинков, пылеватых супесей и суглинков (грунты группы В и Г) |
25-30 |
В нулевых местах и выемках: |
|
при грунтах группы А и Б |
25-30 |
при грунтах группы В и Г |
30-35 |
Примечание. Большие значения относятся к слоям из среднезернистого песка, меньшие - из крупнозерниоюго.
На магистрали и ветках межколейное пространство и обочины заполняются дренирующим грунтом в уровень с верхней поверхностью плит.
4.2.172. На сухих учасгках с плотными грунтами колейные покрытия на усах укладываются непосредственно на спланированный грунт. На недренирующих грунтах при этом должен быть обеспечен надежный водоотвод. На переувлажненных грунтах и заболоченых участках колейные покрытия на усах укладываются на слой выстилки из хвороста или лесосечных отходов толщиной 10-15 см в уплотненном состояния, засыпанный слоем местного грунта толщиной 10-15 см. Укладка на деревянных лагах или шпалах не допускается.
4.2.173. На гривах радиусом 100 м и менее плиты колесопроводов должны сопрягаться продольными трапецеидальными или поперечными плитами-вкладышами трапецеидальной формы.
Порядок чередования нормальных и устанавливается расчетом в зависимости oт радиуса кривой, длины нормальных плит и разницы в длине продольных сторон трапецеидальных плит. Уширение покрытий из плит на кривых проектируется в соответствии с п.4.2.30.
Грунтовые улучшенные покрытия
4.2.174. Грунговые улучшенные покрытия применяются на дорогах с небольшим объемом вывозки (до 100 тыс.м3 в год), преимущественно на ветках, усах, хозяйственных и прочих дорогах.
4.2.175. Устройство грунтовых улучшеных покрытий заключается в приведении грунта к составу, отвечающему принципу плотной смеси или в увеличении связности частиц (для песчаных грунтов). Для этой цели в грунт земляного полота вводятся скелетные добавки (гравий, щебень, шлак) или улучшающие добавки (песок, глина или суглинок).