ПОТ РМ 001-97, часть 9
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4
- часть 5
- часть 6
- часть 7
- часть 8
- часть 9
- часть 10
- часть 11
- часть 12
- часть 13
- часть 14
- часть 15
- часть 16
- часть 17
- часть 18
- часть 19
- часть 20
- часть 21
- часть 22
- часть 23
- часть 24
- часть 25
- часть 26
- часть 27
- часть 28
- часть 29
- часть 30
- часть 31
Во всех других случаях котлованы и траншеи должны разрабатываться с откосами, равными углу естественного откоса данного грунта, либо с вертикальными стенками, закрепленными по всей высоте.
8.5.17. Для укрепления котлованов и траншей глубиной до 3 м необходимо соблюдать следующие условия безопасности:
применять для укрепления грунтов естественной влажности (кроме песчаных) доски толщиной не менее 4 см, а в песчаных грунтах с повышенной влажностью - не менее 5 см, закладывая их за вертикальные стойки по мере углубления вплотную к грунту с укреплением их распорками;
устанавливать стойки крепления не реже чем через 1,5 м;
размещать распорки креплений на расстоянии одна от другой по вертикали не более 1 м, под концами распорок (сверху и снизу) прибивать бобышки;
выпускать верхние доски креплений над бровками выемок не менее чем на 15 см.
8.5.18. Стенки котлованов и траншей, разрабатываемых землеройными машинами, следует крепить готовыми щитами и раскреплять сверху.
8.5.19. За состоянием откоса и выемок необходимо вести систематические наблюдения, осматривая грунт перед началом каждой смены. При появлении трещин следует принимать меры против обрушения грунта.
8.5.20. Котлован и траншеи, разрабатываемые в зимнее время года (с креплением и без крепления), с наступлением оттепели подлежат соответственно раскреплению и перекреплению.
8.5.21. Для спуска работников в котлованы и широкие траншеи и подъема из них должны устанавливаться сходни или лестницы, соответствующие требованиям нормативных документов.
8.5.22. Не разрешается разрабатывать грунт способом подкопа (подбоя). При случайном образовании "козырьков" грунта при нахождении на откосах выемки валунов, камней и других предметов их необходимо обрушить.
8.5.23. Котлованы и траншеи должны быть ограждены. На ограждениях необходимо устанавливать предупредительные надписи и знаки, а в ночное время - сигнальное освещение.
8.5.24. Установка и движение строительных и транспортных машин в пределах призмы обрушения грунта (выемок) допускаются при условии предварительной проверки крепления с учетом величины и динамичности нагрузки.
8.5.25. Монтаж копра (сборка, подъем, вывешивание и перемещение), а также его демонтаж должны производиться под руководством мастера по имеющейся в паспорте схеме или по проекту, утвержденному главным инженером предприятия.
8.5.26. С башни (фермы) копра перед его подъемом должны быть удалены все незакрепленные детали, инструмент и тугие предметы, находящиеся на ней. При подъеме копра, собранного в горизонтальном положении, должны быть прекращены все работы в радиусе, равном длине поднимаемой конструкции плюс 5 м.
8.5.27. Если по тем или иным причинам подъем фермы приостанавливается, ее следует установить на подведенные под нее клетки, а лебедку разгрузить. Нельзя удерживать поднимаемую ферму копра тормозом лебедки.
8.5.28. Не разрешается превышать предельную массу молота и массу сваи, установленные для данного копра и указанные на ферме копра и его раме. На копре должен быть установлен ограничитель предельной высоты подъема.
8.5.29. Подтаскивать сваю следует через отводной блок, закрепленный у основания копра.
Во время перерыва в работе свайный молот должен быть опущен и обязательно закреплен на стреле копра.
8.5.30. Для забивки наклонных свай необходимо применять специальные копры.
8.5.31. Подъем свай (шпунта) с надетым на нее сваебойным снарядом разрешается при соответствующей грузоподъемности лебедки. В противном случае свая (шпунт) и сваебойный снаряд должны подниматься раздельно (последовательно). При подъеме свая должна удерживаться от раскачивания и кручения при помощи расчалок. Крепить подвески сваи необходимо стальной серьгой, замыкаемой болтом через отверстие в шпунте.
8.5.32. Сваи и сваебойное оборудование необходимо устанавливать без перерыва до полного их закрепления на месте. Не допускается оставлять их незакрепленными на весу. При невозможности закончить установку и закрепление поднимаемый груз (свая, молот) должен быть опущен на твердое основание.
8.5.33. При забивке свай копром, установленным на плаву чем основании, последнее необходимо закреплять за береговые или русловые опоры. Постоянная связь с берегом должна осуществляться дежурной лодкой, судном или по пешеходному мостику с настилом, оборудованном перилами. На плавучей установке должны быть спасательные и противопожарные средства.
8.5.34. При проведении работ в межнавигационный период (на льду) до начала работы следует определить несущую способность льда и разрешать проведение работ только тогда, когда толщина льда соответствует нагрузкам. Сваи, вспомогательное оборудование и инструмент необходимо размещать на расстоянии не менее 25 м от места забивки свай. В регионах и местах, где в устье рек и прибрежной полосе моря наблюдаются приливы и отливы, производственники должны быть ознакомлены с графиком приливов и отливов, режимом работы.
8.5.35. При выполнении работ по изготовлению ряжей на стапелях углы стапеля, обращенные к берегу, должны быть прочно закреплены стальными канатами за опору.
8.5.36. Катки на время изготовления на них ряжей должны быть закреплены за опоры и попарно соединены по торцам скобами, не допускающими их вращения.
8.5.37. При сборке ряжей высотой более 1,5 м на берегу для безопасного производства работ и прохода работников по верху собираемого ряжа необходимы настил из досок и ограждение. Перемещение и установка ряжа должны быть механизированы.
8.5.38. При нарушении правильности расположения катков при перемещении ряжа выправлять катки необходимо баграми.
8.5.39. Не разрешается пребывание людей на ряже во время его спуска на воду и подводки к месту установки.
8.5.40. При спуске ряжа на воду со льда по периметру проруби следует укладывать деревянные щиты.
8.5.41. При сборке ряжей на плаву с наружных их сторон должны быть установлены предохранительные площадки шириной 1,5 м, огражденные перилами высотой не менее 1 м.
8.5.42. Во время загрузки ряж должен удерживаться на месте соответствующими креплениями. Загружать ряж камнями можно по лоткам и с подмостей.
8.5.43. Проход работников на укрепленные откосы разрешается только по тропам с поперечными планками.
8.5.44. В тех случаях, когда работы по укреплению подвижных частей береговых откосов производятся со льда, для прохода работников должны быть уложены по льду настилы из досок.
8.5.45. При выполнении мелиоративных и гидротехнических работ землесосными снарядами в местах прохода берегового пульпопровода и на границах свеженамывного грунта устанавливают указательные и запрещающие знаки.
8.5.46. При установке папильонажных и становых якорей необходимо пользоваться специально оборудованной лодкой - завозней.
8.5.47. Плавучий пульпопровод, если по нему предусматривается проход обслуживающего персонала, должен быть оборудован настилом с леерным ограждением.
Переход с концевого понтона плавучего пульпопровода на берег должен осуществляться по трапу.
8.5.48. Запрещается:
во время ремонта и очистки грунтозаборных устройств и рыхлителя ставить лодку под раму рыхлителя;
во время работы земснаряда переезжать на лодке через затопленные папильонажные канаты;
работа земснаряда в паводок и в период ледохода.
8.5.49. При работе земснарядов вблизи воздушных линий электропередачи расстояние от этой линии до насадки выбросной трубы концевого пульпопровода должно быть не менее 30 м.
8.5.50. При монтаже и установке лесосплавных плотин из гибкого материала каркасного типа работники должны находиться с нижней стороны опор, используя для раскатки специальные, заранее привязанные к экрану шкерты. Снимать монтажную шлаговку с флютбета и экрана при установке их в русле нужно с верхней по течению стороны.
8.5.51. Для обслуживания плотин каркасного типа следует устраивать переходные мостики, которые сооружаются на специальных козлах. Мостики ограждаются перилами высотой 1 м. Расстояние от фронта плотин каркасного типа до переходных мостиков должно быть не менее 1 м. В ночное время переходные мостики должны быть освещены в соответствии с нормами освещенности.
8.5.52. На период эксплуатации плотин следует устанавливать щиты с надписью "Опасная зона" на расстоянии 50 м в обе стороны от плотины. Присутствие в этой зоне лиц, не связанных с работой, не разрешается.
8.5.53. Запрещается:
устройство переправ на расстоянии ближе 100 м от створа плотины вверх и вниз по течению; указанные границы должны быть обозначены на обоих берегах реки щитами с надписью "Переправа запрещена";
присутствие людей на гибком водоподъемном экране плотин запанного типа.
8.5.54. При применении экскаваторов, бульдозеров, скреперов, катков, автомобилей - самосвалов и других землетранспортных и строительно - дорожных машин, а также при проведении буровых и свайных работ необходимо выполнять требования безопасности, изложенные в разделе "Строительство, ремонт и содержание лесовозных дорог" и подразделе "Инженерно - геологические работы" настоящих Правил.
Строительство и установка наплавных сооружений
8.5.55. На все работы по установке наплавных сооружений (запани, боны, плитки, сортировочные коридоры и др.) должна быть составлена технологическая карта, утвержденная главным инженером предприятия.
8.5.56. Строить боны и другие наплавные конструкции необходимо на выверенных и расчищенных площадках. Строительство бонов на береговых склонах допускается только при условии устройства упоров или предварительного выравнивания строительной площадки до горизонтального положения путем устройства клеток (подкладок), которые должны быть надежно закреплены.
8.5.57. Подтаскивать к воде или опускать на воду наплавные сооружения необходимо по спланированному берегу и покатам, используя для спуска и подтаскивания устройства, имеющие тормозные приспособления; при этом работники должны находиться выше спускаемых бонов и других наплавных сооружений.
8.5.58. При постановке и уборке наплавных сооружений ниже по течению должна находиться дежурная лодка, оснащенная спасательными средствами.
8.5.59. Устанавливать запани необходимо под руководством мастера, регулировать стальные канаты нужно плавно, без рывков. Число витков каната на опоре должно быть не менее пяти.
8.5.60. При постановке запани не разрешается использовать растущие деревья в качестве установочных опор. Установочные опоры должны быть рассчитаны на необходимую нагрузку.
8.5.61. При использовании устройства с автоматической регулировкой для открытия запаней следует оградить зону перемещения несущих канатов знаками с надписью: "Опасно". Нахождение в этой зоне людей, машин и оборудования запрещается.
8.5.62. Пропускные ворота запани следует оборудовать мостиками шириной не менее 1 м. На рабочих мостиках, изготовленных из бревен, устанавливают настил из досок толщиной не менее 4 см. Вдоль краев настила ставят упорные брусья высотой не менее 5 см. Запрещается устройство поперечного настила.
8.5.63. Сортировочные ворота запаней и бассейнов оборудуют рабочими мостиками шириной 1,2 м на высоте не более 0,8 м от воды. Вдоль краев мостиков прикрепляют упорные бортики высотой не менее 10 см из досок не тоньше 2,5 см. Мостики должны иметь перила, если это не препятствует производству работ.
8.5.64. Рабочие мостики, проходы, трапы и другие рабочие площадки на рейде и бассейне следует регулярно очищать от мусора, снега и при необходимости (для устранения скольжения) посыпать песком.
8.5.65. Над постоянными рабочими местами (приемщиков пиловочного сырья, обмерщиков бревен, работников, подающих бревна на выгрузочные агрегаты) на рейдах и бассейнах следует устраивать навесы.
8.5.66. Боны, на которых работают или по которым передвигаются работники, должны быть шириной не менее 1 м для равнинных рек, 1,5 м для горных и полугорных рек и иметь необходимую плавучесть. Верхняя сторона бонов должна быть стесанной или иметь продольный настил из досок толщиной 2,5 см.
8.5.67. Для перехода с берега на сортировочную сетку, понтоны и другие наплавные сооружения устанавливают трапы шириной не менее 0,8 м из досок толщиной 4 см с перилами высотой 1 м и поперечными планками на расстоянии 40 см одна от другой, а при крутых берегах - лестницы с перилами. Максимальный угол установки трапа не должен превышать 30 град.
8.5.68. Все боны сортировочных и формировочных устройств должны скрепляться друг с другом и с опорными точками. Разрыв между звеньями бонов не должен быть более 25 см. При большем разрыве следует устраивать переходные трапы. На бонах главных коридоров сортировочно - формировочных устройств должны быть установлены упорные брусья высотой не менее 5 см.
8.5.69. При установке пусковых якорных опорных точек (плиток) необходимо пользоваться якорницами или кранами.
8.5.70. При установке русловых якорных опорных точек (плиток) сбрасываемый якорь должен быть поставлен на лапу и шток. Шейму и дрект надо уложить кругами с таким расчетом, чтобы сброшенный якорь шеймой и дректом не мог зацепить работников и увлечь их в воду.
Все работники в момент сборки обязаны находиться сзади якоря и вне ходовых частей шеймы и дректа.
8.5.71. При буксировке наплавных сооружений находиться на них людям не разрешается. Работники должны находиться в лодках, имеющих спасательный инвентарь, пришвартованных в конце буксируемых сооружений.
8.5.72. В зоне наплавных сооружений движение судна разрешается только на тихом ходу. На берегах реки должны быть сигналы в соответствии с Правилами плавания.
8.5.73. Стальной канат на буксируемом наплавном сооружении необходимо заделывать рычажным замком так, чтобы обеспечивалась безопасность открытия замка.
Береговая сплотка леса
8.5.74. При выборе, подготовке и эксплуатации плотбищ, ледяных площадок для плотов, трасс для вывозки пучков сплоточно - транспортными агрегатами от мест сплотки к местам формирования плотов, при укладке лесоматериалов в плоты, при проведении расчетов несущей способности ледяного покрова необходимо руководствоваться "Инструкцией по расчету несущей способности ледяного покрова пресноводных водоемов, эксплуатации и техники безопасности при производстве работ по укладке лесоматериалов в плоты", а также выполнять требования, изложенные в разделе "Ледяные переправы" настоящих Правил.
8.5.75. Плотбища нужно сдавать в эксплуатацию и эксплуатировать только на основании приказа работодателя, который он издает на основании постановления местной администрации. Начало работ на плотбище после ледостава и окончание их с наступлением весеннего периода устанавливает работодатель или лицо, представляющее работодателя.
8.5.76. Для проведения работ на береговой сплотке леса необходимо:
обозначить границы плотбища, места производства работ, трассы, подъездные пути вехами, знаками безопасности и предупреждающими надписями;
освещать в темное время суток места производства работ;
все сооружения выполнять в соответствии с проектом работ и "Инструкцией по проектированию и строительству плотбищ".
Сплотка леса на ледовых поверхностях допускается после определения несущей способности льда и должна производиться на выровненных и очищенных от посторонних предметов площадках. В местах съезда с берега на лед машин и агрегатов следует устраивать бревенчатые мостики или эстакады.
8.5.77. При проведении работ по забору и укладке микропачек в накопитель с применением сортировочно - пакетирующей машины необходимо перед началом работы проверить: состояние крепления канатов, натяжение ремней привода тележки, состояние защитных ограждений и конечных выключателей, исправность сигнализации, тормоза, надежность узлов манипулятора, гидросистемы, заземления.
8.5.78. Во время работы сортировочно - пакетирующей машины все операции должны производиться только после звукового сигнала, ручки и педали управления манипулятором должны включаться плавно, без рывков, оператор должен следить за движением тележки (перекос ее не допускается). Особое внимание оператор должен уделять работам с предельно допустимым (по весу) грузом, при максимальном вылете стрелы и ее повороте.
8.5.79. При выравнивании бревен в пучках торцовочными агрегатами пучок следует устанавливать точно по оси агрегата, перпендикулярно торцующим щиткам. Торцовка должна производиться после ослабления стягивающего пучок каната. После торцовки пучок сжимают и на него накладывают обвязки, при этом лебедку нужно затормозить. Не разрешается во время работы находиться около торцующего агрегата на расстоянии менее 5 м.
8.5.80. Замки формирующих канатов и стоек накопителей должны открываться специальными рычагами или канатными стягами.
8.5.81. Установку лебедок для сплотки леса необходимо производить на специально оборудованных площадках.
При формировании пучков и пачек лебедками не разрешается находиться: на пути движения пачки или пучка; ближе 5 м от натянутых канатов и в углах, образованных канатно - блочной системой.
8.5.82. При сплотке леса механизированным способом необходимо пачку бревен зацеплять стропами одинаковой длины и на равных расстояниях от торцов.
Обносить стропами пачки бревен и обвязывать пучок нужно только с торцов.
8.5.83. При формировании пучков агрегатами береговой сплотки необходимо:
выполнять все операции только по сигналам работника - сигнальщика;
натаскивать пучок на агрегат так, чтобы расстояния между торцами пучка и станиной агрегата были равны между собой;
укладывать пучки на две подкладки.
8.5.84. Не разрешается находиться на сплоточном устройстве во время формирования пучка и его натаскивания на агрегат, на пучке при движении агрегата, а также при спуске пучка с агрегата и ближе 10 м от натянутых канатов.
8.5.85. При применении на береговой сплотке леса агрегатов с челюстным захватом забор пучка необходимо производить за его середину для обеспечения устойчивости агрегатов при транспортировке груза.
8.5.86. Торцовка пучков должна производиться только после ослабления обжимающих пучков челюстей (агрегата). Не допускается смещение пучка торцующими щитами в захвате агрегата, что может вызвать смещение центра тяжести пучка на агрегате.
8.5.87. В процессе проведения работ по береговой сплотке леса с использованием сплоточно - транспортных агрегатов запрещено:
оставлять агрегат при работающем двигателе без присмотра;
проезд на подножках, крыльях, раме тягача или полуприцепа агрегата;
движение агрегата с отключенной от двигателя трансмиссией;
поднимать и перемещать аварийные пучки;
покидать кабину при поднятом пучке;
резко тормозить агрегат во время его движения.
В случае остановки двигателя во время движения агрегата необходимо отключить трансмиссию.
8.5.88. При сплотке ручным способом необходимо:
укладывать слеги на предварительно спланированную площадку комлями к сплачиваемой единице; при разнице диаметров стыковых концов слег больше 5 см концы их следует стесывать;
накатывать бревна баграми или веревкой с торцов сплоточных единиц;
раскатывать бревна на сплоточной единице только от себя.
Угол подъема пачек бревен на сплоточной единице не должен превышать 30 град.
Не допускается:
накатывать бревна в сплоточную единицу по покатам с непрочно закрепленными концами;
находиться и работать на пути перемещения бревен;
удерживать бревна руками;
перемещать бревна топором.
8.5.89. Места спуска пучков в воду должны быть оборудованы специальными упорами для агрегата, а сам спуск выполнен из бревен; угол спуска не должен превышать 60 град.
8.5.90. Перед эксплуатацией плотбища, предназначенного для формирования плотов, необходимо определить способ укладки пучков. Наиболее предпочтительной является укладка пучков в секцию плота линейками. При этом следует учитывать, что наиболее опасные напряжения в ледяном покрове возникают во время разгрузки агрегата в середине длинной стороны формируемой секции (укладка двух - четырех линеек при ширине секции 6 - 9 м), а также во время укладки пучков в углах секции (при ширине секции 15 - 20 м).
Укладка пучков "шахматкой" не рекомендуется, так как этот способ требует значительно большей толщины льда.
8.5.91. Ледяной покров на участках с недостаточной толщиной льда необходимо усиливать. Перед началом работы по усилению льда на трассе рекомендуется удалить снег с полосы шириной не менее 20 м или укатать снежный покров.
При усилении небольших участков настилами и досками необходимо следить за тем, чтобы они обязательно опирались с каждой стороны не менее чем на 2 м на устойчивый ледяной покров.
8.5.92. Обслуживающий персонал должен знать и соблюдать требования знаков, установленных на трассах и плотбищах, и правила обмена сигналами при укладке пучков.
8.5.93. Во время проведения работ по формированию плотов запрещается:
движение транспортных средств общей массой, превышающей несущую способность ледяного покрова;
движение с закрытыми дверцами кабин;
движение по колеям, наполненным водой, по зависшему льду, при обнаружении прогиба льда и сквозных трещин;
передвижение и работа на ледяном покрове при подвижке или отрыве льда, около полыней;
работа на участках, где вода заполняет пробитую лунку менее чем на 0,9 толщины ледяного покрова, так как возможно зависание льда и резкое снижение его несущей способности;
резкие повороты и резкое торможение машин, превышение скорости движения 4 км/ч в первые трое суток после открытия движения и свыше 20 км/ч в последующий период;
въезд на ледяной покров под запрещающие знаки и с необорудованных съездов;
нарушение утвержденной технологии производства работ;
скопление машин и агрегатов в одном месте;
стоянка свыше разрешенной продолжительности;
обгон впереди идущих машин и агрегатов.
8.5.94. При вывозке пучков лесоматериалов на лед необходимо:
подъезжать к лежащим пучкам на малом ходу, выполнять работы только в светлое время дня, ежедневно менять направления движения с грузом;
чокеровщику при отвозке пучков следовать за агрегатами на расстоянии не менее 5 м;
при возникновении опасных условий немедленно прекратить работу, связанную с проездом и работой транспортного средства (агрегата) на льду, предупредить об опасности других работающих.
Подготовка древесины к сплаву
8.5.95. Места складирования и хранения бревен и хлыстов, предназначенных для просушки, должны соответствовать "Правилам подготовки и приемки древесины для лесосплава".
8.5.96. Хлысты и бревна, предназначенные для складирования, следует укладывать и разбирать с соблюдением требований, изложенных в разделе "Формирование и разборка штабелей и пакетов круглых лесоматериалов" настоящих Правил.
8.5.97. При крановой штабелевке и сброске следует закладывать вертикальные и горизонтальные прокладки для обеспечения заводки стропов.
8.5.98. Сортименты, предназначенные для гидроизоляции (торцов), должны быть уложены в отдельные штабеля. Сортименты в штабеле необходимо укладывать с разницей по длине не более 1 м. Между торцами бревен, выступающих из штабелей, должен обеспечиваться разрыв.
8.5.99. При приготовлении, транспортировке и нанесении гидроизоляционных составов на торцы бревен следует строго соблюдать противопожарные меры безопасности, обязательные при выполнении битумных и лакокрасочных работ, выполнять требования промсанитарии и разработанной местной инструкции по безопасности труда.
8.5.100. Для приготовления гидроизоляционных растворов (составов) следует применять раствор окисленного петролатума или раствор нефтебитума типа БДН 60/90.
8.5.101. Раствор петролатума должен состоять из шести весовых частей петролатума и четырех частей растворителя. Для приготовления раствора следует применять битумоварочные котлы или металлические бочки вместимостью 100 - 200 л с открытой торцевой частью, с соблюдением требований СНиП.
8.5.102. Емкость необходимо загружать кусками петролатума и нагревать на медленном огне до 100 - 110 град. C, после расплавления массы в нее следует добавлять небольшими порциями растворитель.
8.5.103. При приготовлении раствора петролатума запрещается применять в качестве растворителя топливный бензин или использовать в качестве растворителя загустевшего нефтебитума дизельное топливо.
8.5.104. Для приготовления раствора нефтебитума котел необходимо загрузить кусками массой 0,5 - 1 кг, нагреть до 130 - 150 град. C, выдерживая эту температуру до выпаривания влаги, после охлаждения массы до 80 - 100 град. C битум можно разливать в ведра.
8.5.105. При приготовлении гидроизоляционных составов горячим способом конструкция приспособления, удерживающего варочный котел в рабочем положении при его подогреве, должна быть прочной, устойчивой и огнестойкой; подходы к варочному котлу должны быть свободными; варочный котел следует загружать исходным материалом для приготовления гидроизоляционного состава не более чем на 1/2 его высоты.
8.5.106. Котел необходимо нагревать только снизу. После закипания приготавливаемого состава величину нагрева следует уменьшить и отрегулировать. При воспламенении приготовляемого состава для прекращения доступа воздуха котел следует закрыть специальной крышкой, оббитой с внутренней стороны асбестом или листовым железом. Заливать состав водой или засыпать в котел песок не разрешается. Разливать приготовленный состав следует металлическим черпаком с удлиненной рукояткой, обеспечивающей безопасную работу.
8.5.107. Наносить гидроизоляционный состав на торцы бревен с земли вручную разрешается при высоте штабеля не более 2 м, а при применении гидропульта - до 4 м. Торцы бревен, расположенные выше 2 м при ручном покрытии или выше 4 м при использовании гидропульта, необходимо обрабатывать с подмостей.
8.5.108. Для нанесения раствора окисленного петролатума на торцы бревен следует использовать специализированное оборудование типа ЦЛС-116, а при обработке торцов расплавленным нефтебитумом - кисти из прядей пеньковых канатов.
Сброска леса на воду
8.5.109. Сброску леса на воду следует выполнять при помощи кранов, тракторных агрегатов, лебедок, судов, оснащенных лебедками. Как исключение, допускается сброска леса на воду вручную (аншпугами или баграми).
8.5.110. При сброске леса на воду зона производства работ должна быть ограничена знаками безопасности: "Проход запрещен".
8.5.111. При сброске леса кранами должны выполняться требования, изложенные в разделе "Лесоскладские работы" настоящих Правил.
При сброске леса кранами нахождение людей (исключая стропальщиков) на штабелях, в межштабельном пространстве, 50-метровой зоне от продольной оси гидролотка, а также присутствие плавсредств (судов, барж, лодок и т.д.) на расстоянии менее 50 м от места падения бревен в воду не разрешается.
8.5.112. При сброске леса на воду лебедками следует выполнять требования, изложенные в разделе "Лесоскладские работы" настоящих Правил.
8.5.113. При сброске леса на воду лебедками и спаренными тракторами должны применяться самооткрывающиеся стропные комплекты.
8.5.114. При сброске леса на воду лебедками запрещается:
формировать пачку с закострившимися бревнами;
оставлять ранее упавшие бревна, мусор или инструмент на пути движения пачки;
находиться или работать в межштабельном пространстве во время работы лебедки;
оставлять пачку на наклонной поверхности штабеля (прокладок или покатов);
вырывать застрявший в блоке канат лебедкой;
поправлять пачку на ходу;
находиться ближе 10 м от натянутых канатов и во внутренних углах канатно - блочной системы.
8.5.115. В местах сброски леса на воду тракторными агрегатами, оснащенными оборудованием для захвата бревен с крутых и обрывистых берегов, в 2 м от бровки берега необходимо устанавливать предохранительный брус (упор) и предупредительный знак "Стоп!" для фиксирования остановки агрегата. На складах, частично подтопленных, бровка берега должна быть обозначена вешками.
Запрещается работа тракторного агрегата на уклонах, превышающих величины, указанные в эксплуатационной документации (инструкции по эксплуатации, паспорте и др.).
При сброске леса тракторными агрегатами следует разбирать плотные штабеля высотой не более 5 м, а трактором с толкателем (бульдозером) - не выше 2 м.
8.5.116. Ручная сброска леса допускается только из рядовых штабелей. Для перемещения и сброски бревен со штабеля на воду следует применять аншпуги, рычаги или багры. Разборка пачковых, плотных и пакетных штабелей вручную не разрешается.
8.5.117. Работать на штабеле следует звеньями в составе не менее 2 чел. Перемещать бревна по штабелю необходимо по прокладкам, а сбрасывать на воду - по слегам. Штабеля следует начинать разбирать с верхнего ряда по всей их длине.
8.5.118. Перемещать бревна по штабелю и сбрасывать их на воду следует "от себя". При перемещении бревен по штабелю необходимо следить за правильностью положения бревна; сбившиеся с прокладок бревна следует поправлять вдвоем подтаскиванием аншпугами или багром.
8.5.119. Подкатывать бревна к головке штабеля следует последовательно, небольшими партиями, с образованием запасов. Фиксировать бревна, образующие запас, необходимо упорами (колодками). Удерживать отдельно бревна при уборке колодок нужно баграми (пика фиксируется в прокладке, а крючок должен быть обращен навстречу бревну).
Первоначальный лесосплав
8.5.120. При дистанционно - патрульном способе лесосплава перемещение работников на дистанции, а также выполнение ими основных работ на первоначальном лесосплаве следует осуществлять патрульными судами и другими специализированными механизмами. При перевозке работников необходимо соблюдать установленные правила перевозки рабочих на судах в соответствии с "Инструкцией по перевозке внештатных организованных групп работников на судах и катерах флота".
8.5.121. Рабочие места, где требуется постоянное наблюдение за проплавом древесины (гидросооружения, мосты, боны), должны быть оборудованы спасательными постами согласно Положению "Спасательная служба на лесосплаве".
8.5.122. При передвижении работников, обслуживающих дистанцию, по берегам расчищают тропы, на затопляемых участках устраивают на сваях или на понтонах переходные мостики с перилами. В труднопроходимых по берегам местах устраивают переправы. Запрещается переходить с берега на берег по отдельным или спаренным бревнам и по щети из бревен.
8.5.123. При наличии на лесосплавной трассе лесосплавных лотков, расположенных на эстакадах высотой более 1 м, вдоль эстакады устраивают мостики шириной не менее 1 м, огражденные перилами.
Для выхода на эстакаду лотка устраивают трапы и лестницы, а для прохода с одной стороны лотка на другую - переходные мостики с перилами. Лотки, лестницы и мостики лотков в период первоначального лесоповала необходимо регулярно очищать от мусора, снега, льда; мостики и лестницы во время гололеда следует посыпать противоскользящими материалами.
8.5.124. В местах прохода лотка под электролиниями нижний провод должен быть выше бортов лотка не менее чем на 4,5 м.
8.5.125. При пропуске леса через плотины и пролеты мостов переходы и мостики, перекрывающие пропускные отверстия, оборудуют перилами высотой 1 м и обеспечивают спасательными принадлежностями. Пропускные отверстия выгораживают направляющими бонами с козырьками. Ниже по течению оборудуют спасательные посты.