Федеральная антимонопольная служба начала борьбу с незаконной выдачей земельных участков в столице. По данным УФАС, СК "Дон-Строй" получила площадку под застройку в Смоленском переулке без проведения аукциона, что противоречит Земельному кодексу.
Согласно Распоряжению Правительства Москвы № 2738 от 30 декабря 2005 года "О сносе ветхого здания по адресу: 1-й Николощепковский пер., д. 20/4, проектировании и строительстве многофункционального комплекса по адресу: 1-й Смоленский пер., вл. 19-21 и гаража по адресу: 1-й Николощепковский пер., д. 20/4" , компания "Дон-Строй" получила земельный участок площадью 0,6 га. Согласно проекту, к 2009 году на месте обветшалых построек должны были появиться жилой комплекс, а также подземный гараж в 1-м Николощепковском пер., д. 20/4. После реализации инвестконтракта в собственность "Дон-Строя" отойдут в полном объеме жилые площади, подземный гараж-стоянка, а также львиная доля нежилого пространства. Городская доля в проекте заявлена в объеме 100 кв. метров нежилых помещений.
Распоряжение городских властей противоречит Земельному кодексу, указывают в ФАС, поскольку аукцион на право застройки участка проведен не был. В предписании антимонопольного ведомства говорится, что городские власти должны устранить допущенные нарушения и провести аукцион. Однако каким образом будут проведены торги на право застройки участка, в ФАС не уточняют.
С вступлением в силу осенью 2005 года поправок в Земельный кодекс волна отмены решений городских властей о предоставлении тем или иным компаниям земельных участков под строительство прокатилась по Центральной России, однако в Москве громких дел подобного рода пока не было. Юристы отмечают, что за полученный в нарушение действующего законодательства участок СК "Дон-Строй" не грозят какие-либо санкции: будь то штрафы или временное приостановление деятельности.
Московское управление Федеральной антимонопольной службы признало Правительство Москвы нарушившим п.1 Ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия акта, ограничивающего конкуренцию, в частности необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Нарушение выразилось в том, что Правительство Москвы издало Распоряжение от 22.03.2005 г. "О реконструкции части квартала 48 района Северное Измайлово (ВАО города Москвы)" с нарушением ФЗ "О защите конкуренции". Первым этапом является строительство паркинга на 1100 машиномест и освобождение земельного участка от существующих автостоянок: АПК "Авто-51" на 260 машиномест, АПК "София" на 485 машиномест и АПК "Опыт-2" на 330 машиномест.
Кроме того, на месте автостоянок будет производиться строительство жилого комплекса общей площадью 90 ООО кв. м и объектов социально-бытового назначения общей площадью 10 ООО кв. м с окончанием строительства в 2008 году.
Статьей 38.2 Земельного кодекса РФ установлены требования к проведению торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Согласно документам, представленным Департаментом города Москвы по конкурентной политике, торги по выделению указанного земельного участка не проводились.
Издав распоряжение "О реконструкции части квартала 48 района Северное Измайлово (ВАО города Москвы)" , Правительство Москвы приняло акт, ограничивающий конкуренцию в части предоставления преимуществ Всеобщей Конфедерации профсоюзов и необоснованно препятствующий осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам (конкурентам Всеобщей Конфедерации профсоюзов, работающим на рынке жилищного строительства).
По итогам рассмотрения дела Московское УФАС России признало Правительство Москвы нарушившим ФЗ "О защите конкуренции" и предписало в срок до 8 июня 2007 года прекратить нарушение ФЗ "О защите конкуренции" и привести в соответствие с антимонопольным законодательством распоряжение Правительства Москвы "О реконструкции части квартала 48 района Северное Измайлово (ВАО города Москвы), исключив возможность выделения земельного участка для Всеобщей Конфедерации профсоюзов и ООО "Центртехнострой" под строительство жилого комплекса общей площадью 90 ООО кв. м без проведения аукциона (конкурса).
Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы совместно с прокуратурой области и другими органами государственной власти провело проверку по выявлению нарушений законодательства при выделении земельных участков под жилищное строительство.
В ходе проверок актов органа местного самоуправления г. Вологды антимонопольное управление выявило нарушения действующего законодательства в части предоставлений земельных участков без проведения аукционов на право аренды или приобретения в собственность. Порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство и в целях не связанных со строительством, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, не соблюдается. Формулировки постановлений в части предварительного согласования земельных участков для проектирования жилых домов, противоречат Ст. 30, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым орган местного самоуправления должен утвердить место размещения объекта строительства. Акты выборов земельных участков под жилищное строительство постановлениями вообще не утверждаются.
В нарушение Ст. 30,70 Земельного кодекса ФЗ "О государственном земельном кадастре" почти во всех проверенных постановлениях отсутствует ссылка на кадастровый номер предоставляемого земельного участка, что влечет за собой предоставление земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет.
По результатам проверок прокуратура города внесла 35 актов прокурорского реагирования, в частности 33 протеста на принятые в нарушение норм Земельного кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты, 1 представление на имя главы муниципального образования. Кроме того, внесено представление об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля за предоставлением земельных участков под жилищное строительство.
Тамбовское УФАС России в связи с добровольным устранением нарушения прекратило производство по делу о нарушении части 1 Статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении Администрации города Котовска.
Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома без проведения процедуры аукциона, тем самым создав препятствие осуществлению деятельности других хозяйствующих субъектов на рынке строительства жилья.
Тамбовское УФАС России 21.02.2007 г. по собственной инициативе возбудило дело в отношении Администрации города Котовска, которая в нарушение требований действующего законодательства приняла в 4 квартале 2006 года постановление о предоставлении земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома юридическому лицу (ООО "КоСМО") без проведения аукциона.
До рассмотрения дела по существу Администрация г. Котовска 19.03.2007 г. представила документы, свидетельствующие об отмене неправомерного постановления и восстановлении первоначального положения. Согласно Постановлению от 07.03.2007 г. № 286 признано утратившим силу Постановление города от 13.11.2006 г. № 1231 (о выделении земельного участка ООО "КоСМО") и дано поручение Комитету по управлению имуществом города расторгнуть с ООО "КоСМО" договор аренды земель поселения города. Администрация города Котовска и ООО "КоСМО" 07.03.2007 г. подписали соглашение о расторжении указанного договора аренды.
Комиссия Тамбовского УФАС России признала Администрацию г. Котовска нарушившей часть 1 Статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и в связи с добровольным устранением нарушения производство по делу прекратило.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области отменило результаты открытого конкурса, проведенного Главным управлением МЧС России по Ульяновской области (ГУ МЧС России по Ульяновской области) на право заключения государственного контракта на строительство незавершенного объекта "Пожарное депо на 8 автомобилей". Общая сумма контракта составила 100 ООО ООО рублей.
Ранее в Ульяновское УФАС России поступила жалоба от ООО "СМУ-15" на действия ГУ МЧС России по Ульяновской области. Антимонопольное управление выяснило, что в результате технической ошибки либо опечатки заявителю жалобы были занижены баллы, т.е. порядок оценки конкурсных заявок, прописанный в конкурсной документации, оказался не соответствующим порядку, заявленному в извещении и протоколе оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Вместе с тем, согласно ч. 2 Ст. 28 Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" , оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом при использовании бальной системы, а именно такой способ оценки конкурсных заявок выбрал заказчик, порядок оценки должен содержать конкретные условия распределения баллов между участниками размещения заказов, чего в протоколе оценки и сопоставления заявок прописано не было.
Ульяновское УФАС России признало жалобу ООО "СМУ-15" обоснованной и отменило результаты конкурса.
Курганское УФАС России подвело итоги исследования рынка жилищного кредитования.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) по Курганской области провело анализ рынка ипотечного и иного жилищного кредитования за период 2004-2006 гг.
Анализ объемов кредитов, выданных участниками рынка, показал, что рынок высококонцентрированный. Однако есть тенденция к снижению концентрации в связи с ростом количества участников рынка. Если в 2004 году ипотечным кредитованием занималось только четыре банка, в 2005 году - 3 банка, то в 2006 году произошло резкое увеличение их числа - до 10 банков. Общие объемы кредитования выросли по сравнению с 2004 годом в 38 раз.
Произошло снижение процентных ставок по ипотечным кредитам в среднем с 16-18 % до 10-14 %. В целом кредиты стали более доступными. Всего кредитов на покупку жилья в 2004, 2005, 2006 годах выдано соответственно на сумму 184 636 тысяч рублей, 289 971 тысяч рублей и 1 070 076 тысяч рублей.
Соглашение о сотрудничестве по внедрению стандартов и привлечению долгосрочных финансовых ресурсов с региональным оператором ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (ОАО "АИЖК") заключили четыре банка. Рефинансировано 467 кредитов на сумму 211 530,00 тысяч рублей.
Механизм ипотечного кредитования по сниженным процентным ставкам заемщиков, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработан в рамках реализации областной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.". Кредиты выдаются через Сбербанк РФ, часть процентной ставки погашается за заемщика из областного бюджета.
В 2006 г. под новое строительство выдано 280 012 тыс.руб, что составляет 33,53 % от общего объема выданных ипотечных кредитов
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) по Новосибирской области признало ООО "Торговый дом "ЕвразХолдинг" нарушившим Ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) и предписало устранить допущенные нарушения.
Основанием для возбуждения дела послужила жалоба ОАО "Искитимцемент".
В ходе рассмотрения дела Новосибирское УФАС России установило, что между ООО "Торговый дом "ЕвразХолдинг" и ОАО "Искитимцемент" с 1 января 2006 года был заключен договор поставки товара из Новокузнецка. Неотъемлемой частью к данному договору являлись дополнительные соглашения, устанавливающие наименование товара (гранулированный шлак), его количество и цену. Соглашения заключались ежемесячно на основании заявок покупателя. В конце апреля 2006 года ООО "Торговый дом "ЕвразХолдинг" уведомил ОАО "Искитимцемент" о своих ежемесячных возможностях поставки гранулированного шлака до конца года. ОАО "Искитимцемент" , посчитав свою реальную необходимость в граншлаке, направило ООО "Торговый дом "ЕвразХолдинг" помесячные объемы необходимой поставки до конца года, которые в сумме составили 176,1 тысячи тонн шлака гранулированного.
ООО "Торговый дом "ЕвразХолдинг" , злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке граншлака на территории, отказалось заключить договор с ОАО "Искитимцемент" на поставку шлака гранулированного, необходимого для производства цемента на приемлемых для заказчика условиях, предложив взамен заведомо невыполнимые условия. Так, ОАО "Искитимцементу" было предложено единомоментно оплатить объем шлака гранулированного, в несколько раз превышающий его потребности, т.е. 650 тысяч тонн.
Отказ ОАО "Искитимцемента" привел к тому, что годовой объем, планируемого к выпуску гранулированного шлака, был продан другим фирмам. Это обошлось ему в три раза дороже.ОАО "Искитимцемент" вынуждено было закупать необходимый объем гранулированного шлака сначала у своих конкурентов, которые согласились оплатить ООО "Торговый дом "ЕвразХолдинг" за еще не произведенный гранулированный шлак, а затем, несмотря на значительные транспортные расходы, у продавца из Магнитогорска.
Рассмотрев дело, Новосибирское УФАС России предписало ООО "Торговый дом "ЕвразХолдинг" восстановить положение, существующее до нарушения компанией антимонопольного законодательства.
Пресс-центр Федеральной антимонопольной службы.