Пособие к ТСН 31-307-96 (МГСН 4.07-96), часть 6
8.3.19 Проектирование осветительных установок искусственного освещения следует выполнять на основе светотехнических расчетов с обязательным включением результатов расчетов в раздел "Электрооборудование".
8.3.20 Дежурное освещение устраивается в спальнях, палатах изолятора, кабинете заведующего и помещениях охраны. Для организации дежурного освещения выделяется часть светильников рабочего и аварийного освещения, присоединенных к отдельной групповой линии. Для дежурного ночного освещения спальных помещений, помещений для заболевших детей и палат изоляторов ДУ следует применять специальные светильники со стеклом синего цвета и экранирующей решеткой.
8.3.21 Освещение безопасности устраивается в электрощитовых, вентиляционных камерах, тепловых узлах, насосных, медицинских помещениях, комнате охраны. Минимальная освещенность на полу при таком освещении должна составлять 5 % освещенности, нормируемой для рабочего освещения, но не менее 2 лк и не более 30 лк для разрядных ламп и не более 10 лк - для ламп накаливания. Превышение вышеуказанных значений допускается при наличии соответствующих обоснований.
8.3.22 Эвакуационное освещение устраивается в групповых, раздевальных, коридорах, на лестницах, в плавательных бассейнах, кухнях и стиральных. Наименьшая освещенность должна быть не менее 0,5 лк на полу помещения и 5 лк на воде бассейна.
Светильники аварийного и эвакуационного освещения подключаются к отдельной линии аварийно-эвакуационного освещения и выделяются из числа светильников рабочего освещения специальными знаками.
8.3.23 В помещениях ДОУ используется в основном система общего равномерного освещения.
Система комбинированного (или локализованного) освещения рекомендуется в приемных для лучшего осмотра детей.
8.3.24 Для общего освещения ДОУ следует применять, как правило, люминесцентные лампы. Люминесцентные светильники должны комплектоваться пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума. В отдельных случаях допускается применение ламп накаливания. Тип люминесцентных ламп выбирается в зависимости от назначения помещения. Некоторые характеристики люминесцентных ламп отечественного производства, рекомендуемых для применения в осветительных установках образовательных учреждений приведены в Приложении 10.
В помещениях ДОУ при отсутствии повышенных требований к цветопередаче рекомендуются люминесцентные лампы типа ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ.
Помещения с повышенными требованиями к цветопередаче (помещения для изобразительных видов творчества, изостудии и др.) рекомендуется освещать люминесцентными лампами типов ЛБЦТ, ЛЕЦ, ЛХЕ. Для освещения групповых, спален, рекреаций рекомендуются люминесцентные лампы типов ЛБТЦ, ЛЕЦ.
8.3.25 Для общего освещения групповых, залов для музыкальных и гимнастических занятий рекомендуется применять светильники рассеянного света с люминесцентными лампами, направляющие в верхнюю полусферу не менее 15 % излучаемого светового потока (типов ЛСО 0,4, ЛСО 0,5, ЛПО 28, ЛПП 33, ЛПО 31) или светильники с лампами накаливания.
В "домашнем уголке" следует предусматривать настенные светильники (бра).
Включение рядов (групп) светильников должно осуществляться раздельно, либо автоматически светорегуляторами в зависимости от уровня естественного освещения.
8.3.26 Для освещения комнат компьютерных игр (компьютерных классов) следует применять потолочные светильники прямого света с непрозрачными боковинами типа ЛПО 46. Возможно применение светильников других типов при условии, что допустимая яркость последних, отражающихся в экране дисплея, составляет не более 2000 .
8.3.27 Для освещения бассейнов рекомендуется применять брызго-защищенные светильники с диффузными рассеивателями прямого или преимущественно прямого света (типов ПВЛП, ПВЛ 1). Светильники должны располагаться на потолке или стенах над продольными краями ванны. Места расположения светильников должны находиться в зоне, доступной для обслуживания.
8.3.28 На земельных участках освещение предусматривается при средней горизонтальной освещенности групповых площадок и крылец входов в здание - 10 лк, проходов (пешеходных дорожек) и проездов - 6 лк.
8.3.29 В компенсирующих ДОУ (групповых ячейках), проектируемых как логопедические, в комнатах коррекции около зеркала следует предусматривать настенные светильники местного освещения на кронштейне, на высоте 1,2 м от уровня пола, позволяющем менять угол наклона и высоту закрепления светильника.
8.3.30 Установку штепсельных розеток следует предусматривать в следующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате, приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, кастелянши, в комнатах психологической разгрузки ("домашнем уголке" групповой ячейки), в комнате занятий по подгруппам и индивидуальных занятий с ребенком, в комнатах детских кружков и секций, а также в общем коммуникационно-рекреационном пространстве.
В групповой и залах для музыкальных и гимнастических занятий, в классах, для использования технических средств обучения предусматриваются по две штепсельные розетки.
В компьютерном классе (комнате компьютерных игр) - по числу устанавливаемых компьютеров.
Штепсельные розетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м от уровня пола.
8.3.31 В компенсирующих ДОУ (группах) для детей с нарушением зрения, в комнатах коррекции следует предусматривать по четыре двойных штепсельных розетки на высоте 1,0 м от уровня пола в соответствии с размещением оборудования.
8.3.32 Двухсторонняя селекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, постирочной, комнатой завхоза, комнатой кастелянши.
8.3.33 Проектирование систем автоматизации санитарно-технических систем следует выполнять в соответствии с Указаниями по проектированию систем автоматизации технологических процессов ВСН 281-75.
Телефонизацию следует проводить от наружной телефонной сети по конкретным техническим условиям.
Радиотрансляцию - от наружной радиотрансляционной сети, уплотненной системой трехпрограммного радиовещания, по конкретным техническим условиям.
Пожарную сигнализацию - от приемно-контрольных охранно-пожарных приборов, устанавливаемых в кабинете заведующего (или в помещении охраны).
8.4 Защита от шума, звукоизоляция, акустика помещений
8.4.1 При размещении дошкольных учреждений (ЦДВ, групповых отделений КДВ, УВК) в отдельно стоящих зданиях или встроенными в жилой дом, следует учитывать воздействие внешнего шума, излучаемого различными источниками (транспортые магистрали, РТС, ТП, ЦТП и др.), расположенными вблизи места застройки.
8.4.2 В помещениях ДОУ должны соблюдаться нормативные требования по шуму, звукоизоляции внутренних и наружных ограждающих конструкций (в том числе окон) согласно СНиП II-12-77, СНиП II-76-78, ВСН 2-85.
8.4.3 При проектировании ДОУ должна быть предусмотрена рациональная планировка с точки зрения размещения тихих и шумных помещений.
8.4.4 Во встроенных в жилой дом дошкольных учреждениях должны предусматриваться противошумные мероприятия в зависимости от шумовых и вибрационных параметров технологического, вентиляционного и прочего оборудования (постирочных, пищеблока, лифтов, грузовых подъемников, залов для музыкальных и физкультурных занятий). Шумозащитные мероприятия (звукоизоляция, виброизоляция, звукопоглощение), в соответствии с акустическими расчетами, должны обеспечить нормативные параметры проживания в жилом доме (ВСН 2-85).
8.4.5 Системы вентиляции должны предусматривать глушители шума, которые подбираются в соответствии с акустическими расчетами. Снижение воздушной составляющей шума вентиляционного оборудования должно рассчитываться с учетом работы вентиляции в ночное время.
Вентиляционное и технологическое оборудование должно размещаться на соответствующих виброизолированных устройствах во избежание передачи звука и вибраций по строительным конструкциям здания.
8.4.6 При размещении помещений с инженерным и технологическим оборудованием, являющимся источником шума и вибраций смежно с групповыми ячейками, следует проводить соответствующий акустический расчет и специальные мероприятия для обеспечения нормативных параметров шума и вибраций в групповых ячейках.
8.4.7 В зданиях ЦДВ и УВК в зальных помещениях (бассейн, зал гимнастических и музыкальных занятий, зал-арена), должны соблюдаться требования СНиП II-76-78 "Нормы проектирования спортивных сооружений" по обеспечению требуемого времени реверберации. Акустическая комфортность может достигаться путем применения различных звукопоглощающих материалов или конструкций как в сухих помещениях, так и в помещениях с повышенной влажностью.
Рис. 1 Принципиальные схемы решения участков ДУ
а - в обычных условиях; б - при примыкании участка к зданию; в - в отрыве от здания
1 - здание ДУ; 2 - групповые площадки ясельных групп; 3 - групповые площадки детей 3-6 (7) лет; 4 - теневой навес; 5 - общая физкультурная площадка; 6 - специализированные площадки; 7 - плескательный бассейн; 8 - огород-ягодник; 9 - площадка для домашних животных и птиц; 10 - хозплощадка (мусоросборники); 11 - место для стоянки личных автомобилей персонала; 12 - место ожидания родителями детей; 13 - кольцевая велосипедная дорожка; 14 - кольцевой автомобильный проезд; 15 - озеленение
Рис. 2 Примеры решения участков в нестандартной ситуации
а - при примыкании к зданию ДОУ: 1 - здание (площадь застройки); 2 - групповые площадки; 3 - теневые навесы; 4 - пешеходные дорожки; 5 - озеленение; 6 - хозплощадка; 7 - мусоросборники; 8 - общая физкультурная площадка;
б - при УВК: 1А - школьное отделение; 1Б - дошкольное отделение; 2 - теневой навес; 3 - групповая площадка; 4 - физкультурная площадка дошкольного отделения; 5 - площадка для животных и птиц; 6 - огород-ягодник; 7 - хозплощадка; 8 - площадка для двухкомандных игр; 9 - гимнастическая площадка; 10 - беговая дорожка; 11 - площадка для отдыха; 12 - участок плодового сада; 13 - участок овощных и плодовых культур; 14 - метеорологическая и геологическая площадка;
в - в отрыве от зданий ДОУ, пристороенных к жилым домам:
1 - здания ДОУ; 2 - участки игровой территории
Рис. 3 Размещение оборудования на групповых площадках
а - детей 0-1 года; б - детей 1-2 лет
2.1 (здесь и далее цифровые обозначения даны в соответствии с Приложением 3 к Рекомендациям по размещению, планировке и оборудованию участков дошкольных учреждений. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1984 г.) - столик для игр; 2.2 - скамья со спинкой для детей; 2.3 - манеж; 2.4 - столик-барьер; 2.5 - барьер; 2.6 - песочница-столик; 3.1 - горка-манеж; 3.5 - оборудование для профилактики плоскостопия; 3.10 - лесенки-ступеньки; 3.19 - корзина для забрасывания мяча; 4.4 - пароход; 6.1 - скамья для взрослых; 6.2 - цветочница
Рис. 4 Размещение оборудования на площадке для детей 2-3 лет
2.1 - столик для игр; 2.2 - скамья со спинкой для детей; 2.7 - песочница; 3.3 - качели; 3.5 - оборудование для профилактики плоскостопия; 3.6 - столбики; 3.7 - балансир; 3.10 - лесенки-ступеньки; 3.11 - лестница наклонная; 3.13 - гимнастическая лестница; 3.14 - оборудование для лазания и игр с мячом; 3.17 - игровая стенка; 4.3 - автомобиль; 5.1 - чаша с водой; 6.1 - скамья для взрослых; 6.2 - цветочница
Рис. 5 Размещение оборудования на площадке для детей 3-4 лет
2.1 - столик для игр; 2.2 - скамья со спинкой для детей; 2.7 - песочница; 3.2 - горка-скат; 3.3 - качалка; 3.4 - качели; 3.5 - оборудование для профилактики плоскостопия; 3.7 - балансир; 3.8 - бум; 3.11 - лестница наклонная;
3.12 - лесенки-перекладины; 3.14 - оборудование для пролезания; 3.17 - игровая стенка;
3.10 - корзина для забрасывания мяча; 4.1 - домик; 4.3 - автомобиль; 5.1 - чаша с водой;
6.1 - скамья для взрослых; 6.2 - цветочница
Рис. 6 Размещение оборудования на площадке для детей 4-5 лет
2.1 - столик для игр; 2.2 - скамья для детей; 2.8 - песочный дворик; 3.2 - горка-скат; 3.4 - качели; 3.8 - бум; 3.12 - лесенки-перекладины; 3.13 - гимнастическая лестница; 3.14 - оборудование для лазания и игр с мячом; 3.15 - лиана для лазания; 3.17 - игровая стенка; 3.19 - корзина для забрасывания мяча; 4.1 - домик; 4.3 - автомобиль; 5.7 - короба для пускания корабликов; 6.2 - цветочница
Рис . 7 Размещение оборудования на площадке для детей 5-6 лет
2.1 - столик для игр; 2.2 - скамья со спинкой для детей; 2.3 - песочный дворик; 3.2 - горка-скат для съезжания; 3.4 - качели;
3.5 - оборудование для профилактики плоскостопия; 3.7 - балансир; 3.8 - бум-лесенка; 3.12 - лесенки-перекладины;
3.13 - гимнастическая лестница; 3.14 - оборудование для лазания и игр с мячом; 3.15 - лиана для лазания;
3.17 - игровая стенка; 3.18 - стол для тенниса; 4.1 - домик; 5.2 - канал для пускания корабликов;
6.1 - скамья для взрослых; 6.2 - цветочница
Рис . 8 Размещение оборудования на площадке для детей 6-7 лет
2.1 - столик для игр; 2.2 - скамья со спинкой для детей; 2.8 - песочный дворик; 3.2 - горка-скат; 3.4 - качели; 3.5 - оборудование для профилактики плоскостопия; 3.8 - бум-лесенка; 3.9 - бум-балансир; 3.13 - гимнастическая лестница; 3.17 - игровая стенка; 3.18 - теннисный стол; 4.1 - домик; 4.2 - ракета; 5.2 - канал для пускания корабликов; 6.1 - скамья для взрослых; 6.2 - цветочница
Рис. 9 Размещение оборудования на физкультурной площадке:
I - беговая дорожка; II - спортивная площадка для игр в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки; III - зеленая лужайка для подвижных игр с элементами соревнования; IV - зона с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; V - яма для прыжков в длину и высоту; VI - полоса препятствий
1 - щит для игры в баскетбол; 2 - сетка волейбольная; 3 - ворота хоккейные или футбольные; 4 - теннисный стол; 5 - игровой гимнастический комплекс: а - разновысокие перекладины; б - канат для лазания; в - сетки; г - перекладина; д - шест и веревочная лестница; е - бум; 6 - гимнастическая стенка; 7 - фигурное фонтанирующее устройство;
8 - арка для подлезания; 9 - лиана; 10 - душ; 11 - скамьи без спинок для детей;
12 - цветочница; 13 - урна
Рис. 10 Пример планировки и оборудования площадки для обучения детей правилам дорожного движения
1 - пешеходный переход; 2 - осторожно, дети; 3 - перекресток; 4 - главная дорога; 5 - конец главной дороги; 6 - STOP; 7 - движение запрещено; 8 - место стоянки; 9 - движение направо; 10 - движение налево; 11 - указатель пешеходного перехода; 12 - светофор; 13 - металлическое ограждение; 14 - информационный стенд; 15 - физкультурная площадка; 16 - групповая площадка; 17 - бассейн; 18 - гимнастическая вышка - мост
Рис. 11 Пример решения песочного дворика (опыт Болгарии)
а - план; б - разрез
1- бетонный модульный элемент; 2 -деревянный элемент; 3 -планка; 4 -песок (30 см);
5 -кирпич; 6 -песок, глина; 7 -бетон
Рис. 12 Групповая площадка для детей с нарушением слуха
1- карусель; 2 - кольцеброс; 3 - качели шинные; 4 - песочница; 5 - система обручей для пролезания; 6 - макет корабля; 7 - качалки на пружинах; 8 - теневой навес; 9 - доска с планочками; 10 - односкатная горка; 11 - скамья; 12 - одноярусный лабиринт алфавитный; 13 - вкопанные шины; 14 - наклонная лестница
Рис. 13 Лечебно-гимнастическая площадка для детей с нарушением зрения
1- бревно на грунте
2 - бревно на стойках
3 - доска на грунте
4 - циклотренажер
5 - наклонная лестница
6 - наклонная доска
7 - шагоход
8 - следоступ
9 - волнистая доска
10 - доска "елочка"
11 - ребристая доска
12 - велотренажер
13 - дорожка из различных покрытий
14 - дорожки из щитов
15 - дорожки из дощечек
16 - звуковые ориентиры
17 - вертикальные гимнастические лестницы
Рис. 14 Лечебно-гимнастическая площадка для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей
1 - вертикальные гимнастические лестницы
2 - дорожка для дифференцирования движений
3 - шведская стенка
4 - скамья
5 - наклонная лестница
6 - наклонная доска
7 - циклотренажер
8 - наклонная плоскость
9 - батут
10 - разные виды подъемников
11 - ориентиры на грунте для построения детей
12 - дорожки с различными покрытиями
13 - валиковые дорожки
14 - волнистая доска
15 - доска "елочка"
16 - следоступы
17 - дорожка с разделителем
18 - велотренажер
Рис. 15 Гимнастическая площадка для детей с нарушением слуха
1 - бревно на стойках
2 - скамья
3 - наклонная лестница
4 - наклонная доска
5 - бум
6 - брусья
7 - перекладина
8 - рукоход
9 - подъемник со страховкой
10 - доска для укрепления пресса
11 - шесты
12 - кольца
13 - ориентиры на грунте для построения детей
14 - шведские стенки
15 - различные виды подъемов
16 - фиксированная штанга
17 - силовой балансир ножной
18 - силовой балансир ручной
Рис. 16 Гимнастическая площадка для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей
1 - бревно на грунте
2 - бревно на стойках
3 - доска на грунте
4 - скамья
5 - наклонная лестница
6 - наклонная доска
7 - брусья
8 - перекладина
9 - рукоход
10 - шесты
11 - кольца
12 - ориентиры на грунте для построения детей
13 - шведские стенки
14 - вертикальные гимнастические лестницы
15 - доска с планками
Рис. 17 Твердые покрытия на групповых площадках ДОУ
а - с применением бетонной тротуарной плитки; б - деревянное
Рис. 18 Твердые покрытия для пешеходных дорожек
а - асфальтовое; б - настил из гравия
Рис. 19 Посадка кустарников и организация живой изгороди
а - однорядная; б - двухрядная
Рис. 20 Посадка деревьев
а - плотная рядовая широтного направления; б - меридионального направления;
в - гармоническая группа; г - контрастная группа
Рис. 21 Функциональная структура ДУ (состав и взаимосвязь функциональных элементов)
а - Малые ДУ; б - ДУ общего типа; в - компенсирующие ДУ; г - КВД; д - УВК
Рис. 22 Связи основных и дополнительных помещений групповых ячеек
а - оздоровительной группы детей возраста до 3 лет; б - разновозрастной группы детей возраста до 3 лет; в - одновозрастной группы детей возраста 3-6 (7) лет; г - разновозрастной группы детей возраста 3-6 (7) лет; д - групповой ячейки группы "шестилеток" (с классным помещением); е - малокомплектной группы "семейный детский сад"; ж - прогулочных групп;
и - дневной группы кратковременного присмотра; к - круглосуточной дежурной группы кратковременного присмотра
Р- раздевальная
ГР - групповая
СП - спальня
Б - буфетная
Т - туалетная
КП - комната персонала
ПР - комната психологической разгрузки ("Домашний уголок")
РП - помещение для занятий (работы) по подгруппам
ОВ - остекленная веранда
ОТ - открытая терраса
ВБ - ванна-бассейн
КЛ - классное помещение
ИР - помещение для индивидуальной работы с ребенком
Рис. 23 Функциональные зоны в раздевальных
а - ясельных групп детей; б - в группах детей 3-6 (7) лет
1 - шкаф для верхней одежды детей; 2 - пеленальный стол; 3 - скамья для переодевания детская
Рис. 24 Примеры размещения мебели в раздевальных:
а - группа детей 0-1 года; б - детей 1-2 лет;
1 - стол туалетно-пеленальный; 2 - стол воспитателя; 3 - стол для кормящих матерей; 4 - шкаф для одежды грудников; 5 - шкаф для одежды детей 1-2 лет; 6 - отделения для хранения комплектов белья; 7 - шкаф для одежды персонала; 8 - шкаф для одежды матерей; 9 - стул; 10 - табурет для ног; 11 - раковина; 12 - табурет; 13 - скамья для переодевания, детская;
14 - шкаф для детской одежды
Рис. 25 Примеры размещения мебели в раздевальных:
а - группа детей 2-3 лет; б - детей 3-6 (7) лет
1 - шкаф для одежды персонала; 2 - табурет; 3 - скамья для переодевания, детская; 4 - шкаф для детской одежды
Рис. 26 Различные схемы размещения мебели в функциональных зонах групповой детей 1-2 лет
а - размещение столов для кормления детей; б - шкафы для игр и пособий; в - горка-манеж; г - стол уголка живой природы; д - зона воспитателя; е - варианты размещения детских четырехместных столов
1 - стол воспитателя; 2 - стул; 3 - стол для кормления детей 1-2 лет; 4 - кресло детское с подножкой; 5 - табурет для персонала; 6 - шкаф для игрушек и пособий; 7 - стол четырехместный; 8 - стул детский; 9 - горка-манеж; 10 - стол для уголка живой природы
Рис. 27 Различные схемы размещения мебели в групповой
детей 0-1 лет
1 - стол туалетно-пеленальный; 2 - стол туалетно-массажный; 3 - выдвижная секция для детской одежды и весов; 4 - стол для кормления; 5 - стул воспитателя; 6 - стол детский четырехместный; 7 - стул детский; 8 - манеж общий; 9 - барьер; 10 - бревно для перелезания; 11 - каталка; 12 - шкаф для белья; 13 - шкаф для игрушек и пособий; 14 - стол воспитателя
Рис. 28 Примеры размещения мебели в групповой
детей 1-2 лет
1 - стол туалетно-пеленальный; 2 - стол для кормления; 3 - стол детский четырехместный; 4 - стол воспитателя; 5 - стол для уголка живой природы; 6 - кресло детское с подножкой; 7 - стул воспитателя; 8 - детское сиденье для кормления детей; 9 - шкаф для комплектов детской одежды; 10 - шкаф для игрушек и пособий
Рис. 29 Разные приемы организации "зоны столиков" в групповых детей 3-6 (7) лет во время еды и занятий, для которых данная организация пространства является желательной
Рис. 30 Примеры размещения мебели в групповых
а - детей 2-3 лет; б - детей 3-4 лет; в - детей 4-6 (7) лет
1 - стол детский четырехместный; 2 - стол детский двухместный; 3 - стол воспитателя; 4 - стол для уголка живой природы; 5 - стол-верстак; 6 - стол ленточный подоконный; 7 - стул детский; 8 - стул воспитателя; 9 - шкаф для пособий; 10 - шкаф для игрушек; 11 - шкаф для строительного материала; 12 - доска; 13 - горка; 14 - гимнастическая стенка
Рис. 31 Функциональные зоны при размещении детских кроваток в спальнях
а - размещение индивидуальных кроваток; б - размещение встроенных откидных кроваток
Рис. 32 Приемы размещения мебели в спальнях
а - размещение в помещениях площадью 46-50 с индивидуальными кроватками; б - со встроенными откидными кроватками; в - размещение в одном помещении площадью 36-40 ; г - размещение с двумя подзонами по 18-20
Рис. 33 Функционально-габаритные схемы туалетных
а - детей 0-1 года; б - детей от 1 до 3 лет; в - детей от 3 до 5 лет; г, д, е - для детей 5-6(7) лет
Рис. 34 Связи основных помещений компенсирующей групповой ячейки
а - с преимущественно дневным пребыванием детей; б - с преимущественно круглосуточным пребыванием детей
Р - раздевальная; ГР - групповая; СП - спальня; Б - буфетная; Т - туалетная; КК - комната коррекции; КП - комната персонала; СТ - столовая; КЛ - кладовая личных вещей детей
Рис. 35 Пример планировочного решения групповой ячейки детской группы с компенсирующей направленностью
1 - раздевальная; 2 - игровая; 3 - комната воспитателя; 4 - столовая; 5 - класс; 6 - сушильная; 7 - кладовая; 8 - туалетная; 9 - буфетная; 10 - спальня; 11 - веранда
Рис. 36 Оборудование комнат коррекции для детей с нарушением зрения
а - кабинет тифлопедагога; б - плеопто-ортоптическая комната; в - плеопто-ортоптическая комната, совмещенная с кабинетом окулиста
1 - стол педагога; 2 - стол детский; 3 - стол винтовой для оборудования; 4 - шкаф для пособий; 5 - шкаф для медикаментов; 6 - шкаф для одежды; 7 - стул винтовой
Рис. 37 Габариты отдельных функциональных зон в зале для музыкальных и гимнастических занятий
а - организация зоны просмотра теле- и видиопрограмм; б - площадь для проведения физзарядки
Рис. 38 Расстановка оборудования в залах для музыкальных и физкультурных занятий
а - для физкультурных занятий площадью 100 ; б - то же, площадью 75 ; в - для музыкальных занятий
1 - стенка гимнастическая; 2 - канат; 3 - кольцо для пролезания; 4 - мостик-качалка; 5 - скамья гимнастическая; 6 - стойка для игровых пособий; 7 - стойка для прыжков; 8 - бревно гимнастическое; 9 - бревно круглое; 10 - шкаф для спортинвентаря; 11 - стул детский; 12 - пианино; 13 - табурет для пианино; 14 - шкаф для пособий
Рис. 39 Расстановка оборудования в залах для музыкальных и физкультурных занятий
компенсирующих дошкольных учреждений
а - для физкультурных занятий детей без нарушения функции движения; б - то же, для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата; в - для музыкальных занятий
1 - стенка гимнастическая; 2 - канат; 3 - кольцо для пролезания; 4 - мостик-качалка; 5 - скамья гимнастическая; 6 - стойка для игровых пособий; 7 - стойка для прыжков; 8 - зеркало; 9 - ковер; 10 - шкаф для спортинвентаря; 11 - стеллаж; 12 - пианино; 13 - табурет для пианино; 14 - стул детский; 15 - стол; 16 - магнитофон (магнитола, музыкальный центр); 17 - геометрический рисунок пола; 18 - шкаф для пособий
---------------
|
Набор помещений бассейна для одного дошкольного учреждения
|
- - - - - -
|
Схема объединения помещений при работе по подгруппам
|
_ _ _ _ _ - - - - -
|
Дополнительные помещения бассейна для нескольких дошкольных учреждений и детского населения жилого района
|
Рис. 40 Схема функциональной взаимосвязи помещений бассейна
1 - зал с ванной бассейна; 2 - место для разминки; 3 - душевая; 4 - туалетная; 5 - раздевальная; 6 - комната тренера с душем и туалетом; 7 - инвентарная; 8 - комната медсестры; 9 - лаборатория анализа воды; 10 - зал "сухого" плавания; 11 - вестибюль с гардеробом; 12 - служебные помещения
Рис. 41 Примеры планировки и оборудования помещений бассейна с ванной размером:
а - 7х3 м; б - 12,5х6 м
I - зал с ванной; II - раздевальная; III - душевая
1 - шкафы для одежды детей; 2 - скамья детская для переодевания; 3 - сушильный барабан; 4 - душевая кабина; 5 - ножная ванна; 6 - фен для сушки волос
Рис. 42 Примеры планировки медицинских помещений в ДУ:
а - на 4-6 групп; б - на 8-10 групп; в - в Центрах дошкольного воспитания на 12 групп
I - приемная; II - палата; III - медицинский кабинет; IV - процедурный кабинет; V - туалет изолятора
1 - кушетка медицинская; 2 - шкаф для медикаментов; 3 - стол воспитателя; 4 - стул для взрослых; 5 - стол сервировочный; 6 - стул детский; 7 - кровать детская стационарная; 8 - кровать детская с ограждением; 9 - тумбочка медицинская; 10 - шкаф для хранения дезинфицирующих средств
Рис. 43 Примеры планировки и оборудования пищеблоков:
а - Малых ДОУ; б - ДОУ на 4-6 групп; в - ДОУ на 8-10 групп
I - кухня с раздаточной; II -заготовочный цех; IV - моечная кухонной посуды; VI - охлаждаемая камера; VII - кладовая сухих продуктов; VIII - кладовая овощей; IX - загрузочная
1 - плита электрическая; 2 - вставка; 3 - шкаф жарочный электрический; 4 - котел пищеварочный электрический; 5 - электрокипятильник непрерывного действия; 6 - агрегат фреоновый компрессорный; 7 - шкаф холодильный; 8 - универсальный привод на тележке; 9 - картофелечистка; 10 - стол со встроенной моечной ванной; 11 - стол производственный; 12 - стол для дочистки картофеля; 13 - шкаф для хлеба; 14 - ванна моечная; 15 - стеллаж производственный; 16 - подтоварник металлический; 17 - ларь для овощей; 18 - весы товарные; 19 - стеллаж производственный передвижной; 20 - песколовка с одной воронкой; 21 - раковина производственная
Рис. 44 Примеры планировки и оборудования постирочных
а - в ДУ вместимостью 8-10 групп; б - в Центрах дошкольного воспитания на 12 (14) групп
1 - машина стирально-отжимная автоматизированная с электрообогревом; 2 - центрифуга для отжима выстиранного белья; 3 - котел или электрическое варочное устройство; 4 - барабан сушильный; 5 - стол гладильный; 6 - секция для белья; 7 - ларь для грязного белья; 8 - ванна для замачивания; 9 - пресс гладильный для сушки и глажения выстиранного и отжатого прямого и фасонного белья
Рис. 45 Пример проектного решения малого дошкольного учреждения на 1 группу детей (15 мест)
Арх. Л.Смывина, Б.Гранцев, Институт общественных зданий
1 - раздевальная-холл
2 - групповая
3 - спальня
4 - буфетная
5 - туалетная
6 - ванна-бассейн
7 - остекленная веранда
8 - открытая терраса
9 - медицинская комната
10 - кухня
11 - постирочная
12 - кабинет-оффис
Рис. 46 Малое ДОУ на 2 группы (15+15 мест). План I этажа
Арх. Л.Смывина, Б.Гранцев. Институт общественных зданий
1 - холл-раздевальная на 2 группы
2 - групповая
3 - спальня
4 - туалетная
5 - буфетная
6 - помещение для занятий по подгруппам
7 - "домашний уголок"
8 - ванна-бассейн
9 - остекленная веранда
10 - открытая терраса с теневым навесом
11 - медицинская комната
12 - кухня
Рис. 47 Малое ДОУ на 3 группы (10+15+20 мест). План I этажа
Арх. Л.Смывина, Б.Гранцев. Институт общественных зданий
1 - раздевальная-холл на 3 группы
2 - групповая
3 - спальня
4 -туалетная
5 - буфетная
6 - помещение для занятий по подгруппам
7 - ванна-бассейн
8 - остекленная веранда
9 - открытая терраса
10 - комната персонала
11 - пищеблок
Рис. 48 Примеры планировочных решений зданий дошкольных учреждений общего типа на 4-6 групп
а - ДУ общего типа на 4 группы
Арх. Н.Согомонян. ЦНИИЭП жилища
1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - помещение для занятий по подгруппам; 7 - ванна-бассейн; 8 - остекленная веранда; 9 - открытая терраса; 10 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 11 - служебно-бытовые помещения
Рис. 49 ДУ общего типа на 6 групп
Арх. Л.Смывина, Б.Гранцев
План I этажа
1 - групповая
2 - спальня
3 - туалетная
4 - раздевальная
5 - буфетная
6 - остекленная веранда
7 -открытая терраса
8 - раздевальная на 4 группы детей, размещаемых на II этаже
9 - медицинские помещения
10 - служебно-бытовые помещения
11 - кухня
12 - постирочная
13 - двухуровневый зимний сад
План II этажа
1 - двухсветная групповая
2 - туалетная
3 - спальня (на антресоли второго уровня групповой ячейки)
4 - буфетная
5 - туалет персонала
6 - помещение для занятий по подгруппам
7 - комната персонала
8 - зал-атриум для музыкальных и гимнастических занятий
Второй уровень групповых ячеек
Рис. 50 Пример планировочного решения детского сада с мансардным этажом
Арх. С.Новоселов, Е.Смирнова
1 - помещения групп детей ясельного возраста; 2 - помещения групп детей дошкольного возраста; 3 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 4 - бассейн; 5 -кухня; 6 - постирочная; 7 - помещения администрации; 8 - медицинские помещения; 9 - остекленные веранды ясельных групп; 10 - остекленные веранды дошкольных групп