Пособие к ТСН 31-307-96 (МГСН 4.07-96), часть 3
4.2.2 По условиям комплектации детских групп (Типовое положение о государственном дошкольном образовательном учреждении), они могут быть одновозрастными, с детьми, диапазон возраста которых не превышает одного года, и разновозрастными - с возрастным диапазоном в 2 и 3 года, т.е. двухвозрастные и трехвозрастные группы. При принятии решения о создании в проектируемом детском саду разновозрастных групп, требуются специальные предварительные разработки по режиму, уходу за детьми, оснащению мебелью и санитарно-техническим оборудованием групповых ячеек, при соответствующем согласовании с органами Госсанэпиднадзора.
4.2.3 Детские группы для детей до 3 лет традиционно называются ясельными.
В крупных ДУ общего типа могут предусматриваться по 1-2 ясельные группы - для детей до 3 лет. Как правило, это бывают группы детей от 1,5-2 до 3 лет.
В составе КДВ могут предусматриваться отдельные ясельные отделения (групповые отделения на 2-4 ясельные группы). В жилых комплексах при повышенной селитебной плотности детские ясли могут предусматриваться как самостоятельные учреждения.
В случаях, когда социологический прогноз обещает устойчивый спрос на ясельные группы - групповые ячейки в проектируемых или реконструируемых зданиях могут предусматриваться меньшей площади (из расчета на 15 мест).
В остальных случаях групповые ячейки по составу и площадям помещений рекомендуется проектировать универсальными - способными вместить как ясельную группу, так и группы детей от 3 лет.
4.2.4 Специализация групповых ячеек в соответствии с приоритетными направлениями педагогических программ может достигаться включением при проектировании в их состав дополнительных помещений. Компенсирующие групповые ячейки также могут использоваться в качестве специализированных: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития.
4.2.5 Группы детей могут быть полнокомплектными (соответствующими нормативам наполняемости детских групп) и малокомплектными (ниже нормативной наполняемости детских групп). Сокращение наполняемости детских групп осуществляется ДОУ как дополнительная платная услуга населению.
В муниципальных ДОУ общего типа (не специализированной компенсирующей направленности) не допускается проектирование групповых ячеек с площадями помещений ниже нормируемых в МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения". Эти здания должны предусматриваться для размещения полнокомплектных детских групп.
4.2.6 Здания ДОУ со специализированной компенсирующей направленностью:
для детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих);
для детей с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией);
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для детей с нарушением интеллекта;
для детей с задержкой психического развития;
для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - формируются из групповых ячеек, рассчитанных по площадям помещений на размещение малокомплектных детских групп, равных 0,5 стандартной полнокомплектной детской группы, т.е. из расчета на 10 мест в каждой групповой ячейке. В соответствии с этим определяется количество единиц индивидуальной детской мебели, оборудования, санитарно-технических приборов.
4.2.7 Компенсирующее ДОУ для детей:
с нарушениями речи;
с туберкулезной интоксикацией;
часто болеющих,
а также для детей с иными отклонениями в развитии - имеют вместимость детских групп в этом случае 15 детей, но групповые ячейки в таких зданиях по составу и площадям помещений проектируются как для полнокомплектной детской группы (на 20 мест).
4.2.8 Здания ДОУ компенсирующей направленности, проектируемые с малокомплектными групповыми ячейками, в свою очередь, целесообразно делать универсальными - способными разместить ДОУ с разными направлениями компенсирующей деятельности, указанными в п. 4.2.6. При изменении компенсирующей направленности в здании ДОУ компенсирующего типа, меняется назначение и оборудование комнаты коррекции, входящей в состав каждой групповой ячейки, а также общих помещений в здании, предназначенных для компенсирующей и коррекционной работы с детьми всех детских групп.
4.2.9 В ДОУ общеразвивающего профиля, с приоритетным направлением развития художественно-эстетическим, интеллектуальным, физическим и т.д. в составе групповой ячейки целесообразно предусмотреть помещение для занятий детей по подгруппам, а также помещение (или зону) для индивидуальной работы с ребенком. Функциональная структура такой ячейки может быть дополнена специализированным модулем в зависимости от конкретных направлений приоритетной работы с детьми:
"Модуль-мастер" (для изобразительного творчества - лепки, живописи, рисования мелом, углем, склеивания моделей и т.п.);
"Модуль-театр" (сцена со сменными декорациями);
"Модуль-гладиатор" (пространственная структура с закрепленным спортивно-игровым оборудованием).
В случае унификации габаритов функционально-пространственных модулей, они могут меняться в разных групповых ячейках, обеспечивая разнообразие и более эффективные условия использования затраченных средств.
4.2.10 Функциональная модель ДОУ общего типа представляет собой набор групповых ячеек (от 4 до 10) и общих для всех детей специализированных (специально оборудованных) помещений. Это, прежде всего, универсальный зал для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой, а также кружковые помещения с кладовыми и комнатой преподавателей, бассейн со вспомогательными и техническими помещениями. Бассейн в ДОУ предусматривается, как правило, с ванной площадью от 20 до 30 .
4.2.11 Помещения для музыкальных и гимнастических занятий являются обязательным элементом ДОУ общего типа и предусматривается в виде одного зала площадью 100 в зданиях ДОУ вместимостью от 4 до 7 детских групп и двух залов - в зданиях ДОУ вместимостью 8-10 групп.
Когда в здании предусматривается два зала, они оба могут проектироваться как универсальные - для музыкальных и гимнастических занятий каждый (площадью по 75 ), или как специализированные - для музыкальных занятий (не более 50 ), для физкультурных занятий (не более 100 ). Целесообразность иметь два одинаковых универсальных зала в ДОУ иногда определяется удобством пользования при поэтажном их размещении. Два одинаковых зала удобно иметь также в случае, если здание проектируется двумя автономными блоками (например, соединяемыми протяженным переходом).
4.2.12 Зал для музыкальных и гимнастических занятий, кроме основного назначения, используется еще для проведения праздничных утренников, детских спектаклей. По желанию заказчика в залах, в связи с этим, можно предусматривать стационарно оборудуемые места для зрителей и приподнятую над уровнем пола эстраду, (площадью не более 25-30 ). Следует иметь в виду, что в зале могут находиться единовременно не более двух детских групп и гости - родители. Число стационарных мест для зрителей рекомендуется в пределах 80.
4.2.13 В ДОУ общего типа целесообразно предусматривать универсальное кружковое помещение площадью 35- 55 . В разных ситуациях оно может использоваться как универсальное классное помещение, помещение для занятий изобразительным творчеством (рисунок, лепка, аппликация, ручной труд), включенным в программу дошкольного воспитания. Это помещение может также использоваться для занятий детских кружков и секций - иностранного языка, подготовки детей к школе, ИЗО, ритмики и т.п., а также для просмотра диа- видео- и телепрограмм, для компьютерных игр.
4.2.14 Бассейн в ДОУ является эффективным оздоровительным фактором. Целесообразность включения бассейна в состав помещений ДОУ возрастает в зданиях крупной вместимости.
В ванне бассейна с зеркалом воды 20-30 одновременно может заниматься группа детей не более 10-12 человек (с одним тренером-инструктором по плаванию), что в муниципальных ДОУ соответствует 0,5 стандартной группы детей. Как правило, занятия в бассейне проводятся с детьми старше 3 лет. При бассейне может предусматриваться дополнительное помещение (или площадка в зале с ванной бассейна) площадью 36 - 54 - для разминки и подготовительных занятий (сухого плавания).
4.2.15 Бассейн с ванной 60-75 в здании ДОУ общего типа может использоваться для одновременных занятий с двумя подгруппами детей по 10-12 человек каждая (с двумя тренерами). Применение в ДОУ общего типа бассейна с ванной площадью 60-75 должно согласовываться на стадии разработки задания на проектирование с местными органами образования.
4.2.16 Бассейн в ДОУ может использоваться также для обучения плаванию детей прилегающих жилых территорий по согласованию с органами образования и санэпиднадзора, при условии обеспечения автономного доступа в бассейн.
4.2.17 В малых ДОУ вместимостью 1-3 детские группы допускается раздевальные всех групп размещать при входной части здания, т.е. выходящими в холл, вестибюль или коридор, но с выделением технологическим оборудованием (шкафами для верхней одежды) индивидуальных для каждой группы зон, которые не должны быть проходными для детей из других групп.
4.2.18 Общими для всех групп в малых ДОУ целесообразно предусматривать дополнительные помещения групповой ячейки: комнату персонала с туалетом (может быть увеличена до 10-12 ), помещение для занятий по подгруппам (или класс для занятий), помещение для индивидуальной работы с ребенком (или комната коррекции). Общими могут также проектироваться комната психологической разгрузки для детей ("Домашний уголок" или комната сказок), ванна-бассейн, остекленная веранда, открытая терраса или терраса-солярий. Общими, при условии поочередного использования разными детскими группами, могут предусматриваться пространственные тематические модули: "Модуль-мастер", "Модуль-театр", "Модуль-джунгли", "Модуль-замок" и т.п.
4.2.19 В качестве общего для всех групп помещения в малых ДОУ может предусматриваться универсальная комната площадью от 18 до 75 , используемая для просмотра диа-, теле- и видеопрограмм, ручного труда, как зал для музыкальных и гимнастических занятий (при площади 50-75 ), а также для занятий детских кружков и секций. Наличие этого помещения в малом ДОУ весьма эффективно: включение его в состав помещений при наличии дополнительных средств рекомендуется в первою очередь.
4.2.20 В малых ДОУ, по желанию заказчика, может предусматриваться бассейн с ванной площадью 20-30 или ванна-бассейн площадью 6-12 . При применении ванны-бассейна на согласование органов Госсанэпиднадзора должны быть представлены предложения по режиму и организации его использования, а также сертификаты гигиенический и соответствия на конструкцию и материал ванны.
4.2.21 В здании Центра дошкольного воспитания рекомендуется предусматривать развитый состав специализированных помещений для работы с детьми: бассейн (с ванной площадью 60-75 ; с двумя ваннами по 20-30 ; с двумя ваннами 60-75 и 20-30 ), зал-арена для организации детских праздничных утренников и спектаклей с местами для зрителей (на 4 детские группы), а также помещения детских кружков и секций иностранных языков, ИЗО, подготовки к школе, ритмики и т.д. В кружках и секциях занимаются также приходящие дети из групповых отделений и близрасположенных дошкольных учреждений, а также дети, не посещающие дошкольных учреждений.
4.2.22 В здании ЦДВ с детскими группами групповые ячейки решаются как и в ДОУ общего типа. Целесообразно в здании ЦДВ размещать группы детей возраста 4-6(7) лет, имея в виду наличие развитого состава специализированных помещений и, как правило, более крупную вместимость этого здания.
4.2.23 В групповых отделениях КДВ при числе групп, не превышающем 3-х, групповые ячейки могут решаться как в малых ДОУ, при числе групп 4 и более - как в ДОУ общего типа.
4.2.24 Во встроенных групповых отделениях на 4 группы зал для музыкальных и гимнастических занятий может не предусматриваться, а если предусматривается - его площадь может не превышать 50 . Вместо зала может предусматриваться универсальное кружковое помещение площадью порядка 36 .
4.2.25 Групповые ячейки дошкольных отделений УВК проектируются как в ДОУ общего типа, с той разницей, что групповые должны иметь площадь не менее 60 , а спальни - не менее 50 . Это необходимо в связи с тем, что УВК должен иметь возможность гибко менять соотношение детских групп и ученических классов, чтобы, в случае необходимости, в групповой ячейке смог разместиться ученический класс школьного отделения. В этом случае групповая используется как классное помещение, а спальня - как спальня для первого класса или рекреация для других классов.
В УВК медицинские, специализированные помещения для работы с детьми и пищеблок проектируются общими на школьное и дошкольное отделения.
4.2.26 Групповая ячейка прогулочных групп не содержит спальни. Групповая может иметь площадь не более 36 , специализированные помещения для работы с детьми в прогулочных группах могут не предусматриваться.
4.2.27. В компенсирующем ДОУ необходимо предусматривать дополнительно кабинет врача-специалиста (9 ), физиотерапевтический (18 ), массажа - (9 ). В компенсирующих ДОУ комната коррекции (площадью 18 ) предусматривается в каждой групповой ячейке. Заданием на проектирование, в зависимости от профиля учреждения, может предусматриваться одна комната коррекции на каждые 2-4 детские группы. В ДОУ, не являющихся компенсирующими, достаточно иметь одну комнату коррекции, в которой постоянно или периодически могут работать специалисты одного или нескольких направлений коррекции, например, логопед.
4.2.28 Наиболее распространенная схема традиционных ДОУ общего типа строится на основе объемных (двухэтажных) блоков групповых ячеек и блока (как правило, также двухэтажного), объединяющего специализированные, сопутствующие и служебно-бытовые помещения.
4.2.29 Блок специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений располагается в центре здания с целью достижения наиболее коротких и удобных связей этих помещений с групповыми ячейками.
4.2.30 Блоки групповых ячеек целесообразно делать с идентичным планировочным решением поэтажных планов, тогда легче решаются вертикальные коммуникации, а также инженерные коммуникации систем ОВ и ВК. При этом, если на первом этаже располагается ясельная групповая ячейка (для детей до 3 лет) с сокращенными площадями групповой и спальни по сравнению с другими групповыми ячейками, излишек площади первого этажа используется, как правило, для устройства остекленной веранды или открытой террасы (теневого навеса).
4.2.31 Блок групповых ячеек может формироваться из двух ячеек (поэтажно размещаемых друг над другом) или из четырех - по две групповые ячейки в плане каждого этажа. Первый способ дает возможность эффективнее решать вопросы двухсторонней инсоляции групповых, второй способ создает возможности для проектирования сдвоенных групповых ячеек - с выделением общими на две группы таких помещений, как комната и туалет персонала, функциональные блок-модули ("Модуль-мастер", "Модуль-театр", "Модуль-гладиатор" - физкультурно-игрового оборудования, класс или комната для занятий по подгруппам, комната коррекции и др.).
4.2.32 При традиционном составе блока общих помещений баланс площадей поэтажных планов складывается таким образом, что при двухэтажном решении на первом этаже предусматривается пищеблок, постирочная и медицинские помещения с изолятором, на втором этаже - залы для музыкальных и гимнастических занятий, методический кабинет, комната ручного труда (изобразительных видов деятельности), помещения детских кружков и секций.
4.2.33 Если в двухэтажном здании ДОУ предусматривается два универсальных зала (каждый из них - и для музыкальных, и для гимнастических занятий) - имеет смысл в этом случае предусматривать по одному залу на каждом этаже. Короткие связи с залом в этом случае обеспечивают детям дополнительные удобства - например, возможность поочередно каждой группе проводить в зале утреннюю зарядку. При этом, для сохранения поэтажного баланса площадей, на втором этаже могут быть расположены медицинские помещения и общие помещения компенсирующего назначения (комната коррекции, физиотерапевтический кабинет и др.).
4.2.34 Зал с ванной бассейна в ДОУ целесообразно размещать таким образом, чтобы под днищем ванны предусматривалось техническое помещение для контроля за его состоянием. Такое решение обеспечивает и более благоприятные условия для канализования.
В планировочном отношении зал с ванной бассейна целесообразно иметь смежным с залом для физкультурных занятий, который может использоваться как зал разминки.
4.2.35 Весьма эффективным является решение, когда в планировочной структуре здания ДОУ анфиладно (последовательно) размещаются залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, холл - перед залом для музыкальных и гимнастических занятий, зал разминки - при зале бассейна и т.п. Перегородки между этими помещениями могут выполняться из светопрозрачных материалов, что обеспечит эффектное сочетание с освещением фонарями верхнего света и позволит преодолеть в интерьерах общих помещений ДУ ощущение затесненного замкнутого пространства.
4.2.36 Малые ДОУ на 1-2 группы целесообразно проектировать одноэтажными, на 3 группы могут иметь весьма чистую схему в двухэтажном решении, когда хозяйственные и служебно-бытовые помещения, плюс одна групповая ячейка (желательно детей более младшего возраста) размещаются на первом этаже, а две другие групповые ячейки - на втором. При этом окна кухни не должны располагаться под окнами групповой или спальни.
4.2.37 Групповые отделения КДВ, встроенные в жилые дома, могут быть одно- или двухэтажными. В планировочном отношении их лучше решать симметричными, размещая групповые ячейки справа и слева от блока общих помещений. Групповые отделения целесообразно проектировать на четное число групповых ячеек (2 или 4). В этом случае в секционных многоквартирных жилых зданиях одноэтажные встроенные групповые отделения на 2 группы и двухэтажные на 4 группы хорошо решаются в пространстве между двумя лестнично-лифтовыми узлами двух смежных секций. Одноэтажное групповое отделение на 4 группы может быть решено во встроенно-пристроенном объеме между двумя лестнично-лифтовыми узлами двух смежных секций жилого дома.
4.2.38 Основная проблема проектирования встроенных ДОУ в жилых домах, где первые этажи проектируются по аналогии с рядовыми - мелкоячеистая конструктивная структура жилой секции, частое расположение лестнично-лифтовых узлов, сантехнических шахт и т.п. Схема встроенных ДОУ получается чище, если они проектируются вместимостью не более 2-4 групп в пределах только первого этажа, занимая межлестничное пространство двух-трех смежных жилых секций. Пример решения встроенных групповых oтделений показан на рис. 58.
4.2.39 Одной из проблем встроенных ДОУ является организация принудительной вытяжки вентиляции пищеблока. Этот вопрос решается просто, когда ДОУ с глухого торца жилого здания имеет выступающий за пределы жилого дома объем. Вытяжка организуется через кровлю выступающего объема.
Важным принципом проектирования встроенных ДОУ является обеспечение их необходимой изоляции от жилых секций: автономные входы, желательно, с противоположной от входов в жилую часть стороны.
4.2.40 Функциональная структура и примеры объемно-планировочных решений разных типов ДОУ показаны на рис. 21,22, 45-60.
5. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЯЧЕЕК
5.1 Универсальные групповые ячейки
5.1.1 В ДОУ общего типа групповые ячейки следует проектировать универсальными, т.е. имеющими необходимые (обязательные в соответствии с МГСН 4.07-96) состав и площади помещений, позволяющие размещать в них полнокомплектные (в соответствии с нормативной наполняемостью) детские группы, и обеспечивающими программную деятельность учреждения:
с приоритетным направлением одного или нескольких направлений развития (интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое);
с приоритетным направлением укрепления здоровья детей;
с приоритетным направлением компенсирующей деятельности.
5.1.2 В универсальной групповой ячейке предусматриваются:
групповая - для игр, занятий, приема пищи, отдыха;
спальня - для дневного (в круглосуточных группах - и ночного) сна детей;
раздевальная - для переодевания детей, хранения и сушки верхней одежды;
туалетная - для гигиены и проведения закаливающих и оздоровительных процедур;
буфетная - для хранения и мытья столовой посуды, принадлежащей данной группе детей.
Эти помещения обеспечивают оптимальные условия для интеллектуального, физического и психического развития детей, занятий, отдыха, игр, приема пищи, гигиены, мероприятий по уходу за детьми, их оздоровлению.
5.1.3 В составе универсальной групповой ячейки могут предусматриваться дополнительные функциональные зоны - как за счет увеличения площади, так и за счет создания дополнительных помещений.
5.1.4 Дополнительная функциональная зона (помещение) для игр и занятий детей по подгруппам в одновозрастной и в разновозрастной детских группах используется для проведения занятий по дифференцированным программам по подгруппам детей, индивидуальной работы с ребенком, а также для тихих игр, изолированно (полуизолированно) от общего игрового пространства.
5.1.5 Дополнительными функциональными зонами (помещениями) универсальной групповой ячейки являются также комната психологической разгрузки ("Домашний уголок"), ванна-бассейн с кабиной для переодевания; остекленная веранда (веранда-оранжерея) и открытая терраса (терраса-манеж, солярий).
Дополнительными помещениями групповой ячейки являются комната персонала с санузлом, помещение для сушки одежды.
5.1.6 Групповая ячейка в своей планировочной структуре может иметь дополнительные унифицированные зоны (помещения) со стационарной или сменной установкой модулей "Мастер", "Театр", "Каскадер", "Джунгли", "Стройка", "Мегабайт", "Замок" и пр.
5.1.7 В универсальных групповых ячейках при любых образовательных программах, целесообразно предусматривать объемно-пространственный модуль физкультурно-игрового оборудования ("Модуль-гладиатор"), имеющий размер площади ориентировочно от 1,5 до 4-6 . "Модуль-гладиатор" может быть установлен в зоне подвижных игр. Для сохранения жилого характера интерьера групповой, спортивный модуль может быть размещен в раздевальной (на дополнительной площади) или в рекреационном пространстве.
5.1.8 С целью создания благоприятных условий для физического и эмоционального развития детей, в составе групповой ячейки в качестве дополнительной площади для двигательной активности детей целесообразно предусматривать открытую террасу (террасу-манеж или террасу-солярий) и остекленную отапливаемую в зимнее время веранду. Их площади ориентировочно составляют: терраса - от 10 до 25 - 40 , веранда (веранда-оранжерея) - от 1 до 6-12 .
5.1.9 Все дополнительные функциональные зоны (помещения) групповой ячейки могут предусматриваться на две смежно расположенные групповые ячейки. При этом в помещениях для детей планировочными средствами обеспечиваются условия поочередного использования каждой группой.
5.1.10 Взаимосвязь всех помещений групповой ячейки осуществляется через групповую, которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной Целесообразно предусматривать также функциональную связь спальни с туалетной, туалетной с раздевальной, а также раздевальной ясельной группы с открытой террасой (через входные тамбуры).
Остекленные веранды и открытые террасы следует размещать под окнами групповой для обеспечения визуальной связи с ними.
5.1.11 Все помещения групповой ячейки следует размещать, как правило, на одном этаже.
Допускается в групповых ячейках для детей старше 3 лет предусматривать перепады уровней в пол-этажа, при сохранении визуальной и пространственной связи всех зон, формирующих игровое пространство.
Для детей старшего возраста могут проектироваться двухуровневые групповые ячейки с двухсветным пространством групповой и раскрывающимися в него остальными помещениями групповой ячейки. Помещения второго уровня решаются как антресоли.
5.1.12 Если игровое пространство для детей в групповой ячейке решается не одним помещением (групповая), а с подключением помещений для занятий по подгруппам, психологической разгрузки ("Домашний уголок"), остекленной веранды или открытой террасы, необходимо обеспечить возможность визуальной связи групповой с этими помещениями, используя применение светопрозрачных, решетчатых, сетчатых перегородок, перегородок-барьеров, ширм и т.д.
5.1.13 Раздевальные групповых ячеек детей от 3 лет, расположенных на втором и третьем этажах, допускается размещать на первом этаже здания. Это позволит детям в теплой одежде и грязной обуви не подниматься на второй- третий этаж.
5.1.14 В групповой ячейке отдельные помещения или зоны в них могут быть универсальными и использоваться поочередно по разным назначениям, например, помещение для занятий по подгруппам может использоваться для тихих игр детей: "Домашний уголок" - для индивидуальной работы с ребенком, "зона столиков" - для программных занятий с детьми и для приема пищи.
5.1.15 При подборе и расстановке мебели и оборудования руководствуются эргономическими параметрами ребенка дошкольного возраста и взрослого человека.
5.1.16 Для правильной организации учебно-воспитательных и рабочих процессов в групповой ячейке каждое помещение делится в соответствии с назначением и видом деятельности на функциональные зоны, оснащенные соответствующей мебелью и оборудованием.
Площади и параметры функциональных зон определяются условиями размещения соответствующих комплектов мебели и оборудования с учетом рабочих зон на основе антропометрических параметров участников процесса.
5.1.17 В универсальных малокомплектных групповых ячейках (на 0,5 стандартной детской группы) для ДОУ компенсирующей направленности площади помещений следует принимать не менее: раздевальной -12 ; групповой 36 ; спальни - 24 ; буфетной - 3 ; туалетной -10 .
Раздевальные
5.1.18 Раздевальные должны быть просторными и хорошо освещенными, учитывая то, что дети дважды в день выходя на прогулку, приходя утром и уходя вечером одеваются и раздеваются практически одновременно всей группой. Кроме того, для младших детей процесс переодевания одновременно является учебным (освоением бытовых навыков).
5.1.19 Раздевальные детей от (1,5) 2 - 7 лет, как правило, оборудуются одноярусными пятиместными шкафами для верхней одежды, в комплекте со скамьями для переодевания. Помещения делятся на зону хранения одежды и зону переодевания детей.
Учитывая обстоятельства, изложенные в п. 5.1.18, сквозной проход через раздевальные не следует устраивать вдоль или по диагонали помещения.
5.1.20 Если в составе групповой ячейки не предусматривается специального помещения для сушки детской одежды, шкафы для детской одежды в раздевальных следует предусматривать оборудованными подогревом (от системы горячего водоснабжения) и вентиляцией (вытяжными коробами). Вентиляционный короб должен находиться на расстоянии от пола не менее 1,3 м.
5.1.21 Шкафы для верхней одежды в раздевальных желательно размещать по периметру помещения для удобства наблюдения за переодеванием детей и организации вентиляционной вытяжки из шкафа. Следует предусматривать свободные проходы к шкафам, достаточное пространство для открывания дверок и хорошую освещенность мест для переодевания и распознавания опознавательных знаков на дверках шкафа.
Шкафы для верхней одежды детей должны быть надежно стационарно закреплены.
Блок-модуль из 5-ти шкафов имеет размер 1,35 м, длина 4 сблокированных модулей (для 20 детей) - 5,4 м. Минимальная ширина раздевальной, необходимая для размещения двух рядов шкафов и скамей между ними составляет 2,9 м.
Групповая
5.1.22 Помещение групповой должно обеспечивать условия для игр, занятий детей и приема пищи, а также возможность для детей самостоятельно регулировать психологическую дистанцию с воспитателем или сверстниками, вплоть до относительного уединения. Последнее достигается разделением игровой зоны с помощью оборудования на полузамкнутые отсеки площадью от 2 до 6 , а также созданием зон психологической разгрузки - "Домашний уголок", остекленной веранды, помещения (зоны) для занятий по подгруппам и тихих игр детей. Фрагменты групповой могут решаться как полузамкнутые пространства (по типу алькова, с верхним светом) или пространства, частично попадающие в визуальную тень (например, при расстановке игрового оборудования в шахматном порядке).
5.1.23 Пространство, отводимое для фронтальных и самостоятельных занятий детей, а также их питания -"Зона столиков". Каждый ребенок в группе должен иметь индивидуальное место за детским столом. Для детей в возрасте от 1 года до 4 лет применяются четырехместные столы, для детей от 4 до 6-7 лет - используются двухместные столы, которые размещаются во время занятий аналогично ученическим столам в школе. В группах детей от 3 лет целесообразно предусматривать пространство, позволяющее разместить столы для занятий веерообразно.
При размещении детских столов необходимо обеспечить свободный доступ к каждому ребенку, а также достаточный проход между рядами. Во время занятий расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м, а во время питания - не менее 1,2 м для свободного продвижения раздаточного стола.
5.1.24 При индивидуальном изготовлении мебели столики могут решаться полудугами на 3-5 детей или общей подковообразной стойкой, с внешней стороны которой размешаются дети, а с внутренней - воспитатель, лучше на разных уровнях пола (на 0,5 м) - для обеспечения особо благоприятной формы общения с ребенком -"глаза-в-глаза".
5.1.25 Для обеспечения нормальной зрительной работы детей во время занятий, особенно в группах более старшего возраста, должна быть предусмотрена возможность симметричного размещения столов относительно грифельной доски. Расстояние от первого ряда столов до грифельной доски должно быть не менее 1,1м, наибольшее расстояние от доски не должно превышать 9 м.
5.1.26 "Зона столиков" должна иметь нормируемое естественное освещение: слева, КЕО = 1,5. Рабочее место ребенка должно находиться вне ослепляющей зоны окна. Расстояние от детского стола до стены с окном должно быть не менее 0,5 м.
5.1.27 С учетом левостороннего освещения рабочих мест должна располагаться и грифельно-приколочная (или маркерная) доска. При рассмотрении доски сбоку допустимый угол обзора без искажения равен 45 градусам к оси предмета.
5.1.28 Зона приема пищи должна располагаться вблизи буфетной.
5.1.29 Стол и стул воспитателя размещаются в углу помещения для удобства его обзора, вблизи грифельной доски, у "зоны столиков", рядом со шкафом для учебных материалов и пособий.