Градостроительный кодекс РФ, часть 6

размещение объектов социального и культурно - бытового

обслуживания населения;

плотность и параметры застройки;

параметры улиц, проездов, пешеходных зон, а также сооружений и

коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и

благоустройства территории.

Проект планировки может включать в себя эскиз застройки и

благоустройства территории.

2. Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с

населением и утверждается органами местного самоуправления с

учетом результатов такого обсуждения.

3. Проект планировки является основой для разработки проектов

межевания территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и

других элементов планировочной структуры городских и сельских

поселений.

Статья 59. Проекты межевания территорий

1. Проекты межевания территорий разрабатываются для

застроенных территорий и подлежащих застройке территорий в

границах установленных красных линий.

2. Проекты межевания территорий могут разрабатываться в

составе проектов планировки частей территорий городских и сельских

поселений и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других

элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.

3. Межевание территорий общего пользования в границах

застроенных территорий городских и сельских поселений не

проводится.

4. Размеры земельных участков в границах застроенных

территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом

фактического землепользования и градостроительных нормативов,

действовавших на период застройки указанных территорий.

Если в процессе межевания территорий выявляются территории,

размеры которых превышают установленные градостроительные

нормативы, такие территории выделяются для строительства объектов

недвижимости при условии соответствия образовавшегося земельного

участка градостроительному регламенту.

5. Нормы предоставления земельных участков вновь осваиваемых

территорий устанавливаются органами государственной власти

субъектов Российской Федерации, а также органами местного

самоуправления в соответствии с правилами застройки.

6. В случае изменения ранее установленных границ земельных

участков изъятие или выкуп таких земельных участков для

государственных или муниципальных нужд осуществляется в

соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и

гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Проекты межевания территорий утверждаются органами местного

самоуправления и являются основанием для установления границ

земельных участков на местности.

8. Порядок разработки и утверждения проектов межевания

территорий устанавливается органами местного самоуправления.

Статья 60. Проекты застройки

1. Проекты застройки разрабатываются для территорий кварталов,

микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских

и сельских поселений в границах установленных красных линий или

границах земельных участков. Проект застройки земельного участка

может разрабатываться по инициативе застройщика.

2. В проектах застройки земельных участков, кварталов,

микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских

и сельских поселений определяются:

линии регулирования застройки;

расположение зданий, строений и сооружений, этажность, тип и

другие их характеристики;

архитектурное решение застройки;

системы инженерного оборудования, связи и благоустройства, а

также условия присоединения указанных систем к сооружениям и

коммуникациям систем инженерного оборудования, связи и

благоустройства, находящихся за пределами земельных участков,

кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры

городских и сельских поселений;

организация движения транспортных средств и пешеходов;

территории общего пользования.

3. Органы местного самоуправления вправе вводить

дополнительные требования к проектам застройки в соответствии с

местными условиями, в том числе требования к проектированию и

строительству в зонах охраны памятников истории и культуры,

озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых

форм, рекламы, вывесок и другой визуальной информации и иные

требования.

4. Проекты застройки, разработанные по заказу органов местного

самоуправления, утверждаются указанными органами в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации, с учетом

мнения населения.

Проекты застройки, заказчиками которых являются физические и

юридические лица, согласовываются в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации, и утверждаются

заказчиками.

Статья 61. Проектная документация

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий,

строений и сооружений, их частей осуществляются на основе

проектной документации - графических и текстовых материалов,

определяющих объемно - планировочные, конструктивные и технические

решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта

указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков.

2. Проектная документация разрабатывается в соответствии с

градостроительной документацией, со строительными нормами и

правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры

и градостроительства, органами государственного контроля и надзора

в соответствии с федеральным законодательством и законодательством

субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, финансирование, утверждение и определение

порядка использования проектной документации, внесение в нее

изменений осуществляются в установленном порядке по инициативе

заказчика и за его счет.

4. Проектная документация, заказчиком которой являются органы

местного самоуправления, утверждается этими органами в

установленном порядке.

Проектная документация, заказчиком которой являются физические

и юридические лица, утверждается заказчиком в установленном

порядке.

5. Утвержденная в установленном порядке проектная документация

является основанием для выдачи разрешения на строительство.

Статья 62. Разрешение на строительство

1. Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий

право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта

недвижимости осуществить застройку земельного участка,

строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения,

благоустройство территории.

2. Разрешение на строительство выдается в соответствии с

настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных

физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права

на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной

документации.

Разрешения на строительство объектов недвижимости федерального

значения и значения субъектов Российской Федерации выдаются с

соблюдением условий, предусмотренных статьями 21 и 22 настоящего

Кодекса.

Соответствующие органы архитектуры и градостроительства

осуществляют подготовку документов для выдачи разрешений на

строительство.

3. Форма заявления о выдаче разрешения на строительство,

порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень

представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на

строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и

срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче

разрешения на строительство устанавливаются настоящим Кодексом,

законами и иными нормативными правовыми актами субъектов

Российской Федерации.

4. Разрешение на строительство и утвержденная проектная

документация подлежат регистрации органами местного

самоуправления.

5. Информация о наличии разрешения на строительство

предоставляется заказчиком гражданам и юридическим лицам в

соответствии с требованиями, установленными органами архитектуры и

градостроительства, к визуальной информации данного вида. Заказчик

обязан предоставить информацию о сроках начала строительства в

соответствующие органы архитектуры и градостроительства.

6. Орган местного самоуправления может отказать в выдаче

разрешения на строительство в случаях:

несоответствия проектной документации разрешенному

использованию земельного участка;

несоответствия проектной документации строительным нормам и

правилам.

7. Решение органа местного самоуправления о выдаче или об

отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано

в суд.

8. Разрешение на строительство выдается на срок не более чем

три года.

Разрешение на строительство может быть продлено на основании

заявления заказчика. Порядок и срок продления действия разрешения

на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.

9. Разрешение на строительство не требуется в случае, если

работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не

затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и

безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае

возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках,

необходимых для организации строительных работ.

10. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать

дополнительный перечень объектов недвижимости, для строительства и

реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

11. При переходе прав собственности на объекты недвижимости

действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное

разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.

12. Контроль за осуществлением работ по строительству и

реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением

на строительство, а также градостроительными регламентами, со

строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие

органы архитектуры и градостроительства и органы государственного

архитектурно - строительного надзора Российской Федерации.

Статья 63. Специальные разрешения

Разрешения на строительство объектов недвижимости,

составляющих государственную тайну, выдаются на основании лицензий

на проведение работ с использованием сведений, составляющих

государственную тайну, в соответствии с законодательством

Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 64. Сервитуты в области градостроительства

1. В отношении объектов недвижимости в градостроительстве

могут устанавливаться публичные и частные сервитуты.

2. Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми

актами органов местного самоуправления на основании

градостроительной документации и правил застройки в случаях, если

это определяется государственными или общественными интересами.

3. Частные сервитуты в области градостроительства могут

устанавливаться в целях ограниченного пользования чужим (соседним)

земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения:

строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий,

строений и сооружений;

строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов

инженерной и транспортной инфраструктур;

проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по

защите территорий от затопления и подтопления, устройству

подпорных стен;

прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;

применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок

на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и

сооружений;

эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной

застройки;

других нужд собственников объектов недвижимости, которые не

могут быть обеспечены без установления сервитута.

4. Порядок установления и прекращения частных сервитутов

определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской

Федерации.

Глава XIII. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

Статья 65. Контроль за осуществлением градостроительной

деятельности

1. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности

направлен на обеспечение реализации государственной политики в

области градостроительства в соответствии с градостроительной

документацией, государственными градостроительными нормативами и

правилами, правилами застройки.

2. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности

проводится Правительством Российской Федерации, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления, соответствующими органами архитектуры и

градостроительства субъектов Российской Федерации в пределах их

компетенции.

3. Должностные лица органов архитектуры и градостроительства в

пределах их компетенции имеют право:

проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом

объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении

субъектами градостроительной деятельности требований

градостроительной и проектной документации, государственных

градостроительных нормативов и правил, разрешений на

строительство;

привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушении

законодательства Российской Федерации о градостроительстве, к

административной ответственности;

направлять материалы для привлечения лиц, виновных в нарушении

законодательства Российской Федерации о градостроительстве, к

дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;

предъявлять иски в суд о возмещении причиненного среде

жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная

деятельность осуществляется с нарушением законодательства

Российской Федерации о градостроительстве;

принимать решения о приостановлении или прекращении

градостроительной деятельности, осуществляемой с нарушением

законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Действия и решения указанных должностных лиц, проводящих

контроль за осуществлением градостроительной деятельности, могут

быть обжалованы в суд в установленном порядке.

4. Федеральный орган архитектуры и градостроительства,

территориальные органы архитектуры и градостроительства, местные

органы архитектуры и градостроительства проводят государственный

контроль за соблюдением требований градостроительной документации

о градостроительном планировании развития городских и сельских

поселений и об их застройке, а также государственных

градостроительных нормативов и правил при использовании и охране

земель в городских и сельских поселениях.

5. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов

Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов

местного самоуправления соответствующие органы архитектуры и

градостроительства могут наделяться дополнительными полномочиями

на проведение контроля за осуществлением градостроительной

деятельности.

Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства

Российской Федерации о градостроительстве

1. За нарушение законодательства Российской Федерации о

градостроительстве устанавливается дисциплинарная,

административная, уголовная и иная ответственность в соответствии

с законодательством Российской Федерации.

2. Административная ответственность устанавливается за

следующие нарушения законодательства Российской Федерации о

градостроительстве:

нарушение установленного порядка разработки и утверждения

градостроительной документации -

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере

от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

разработка градостроительной документации без соответствующих

лицензий -

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере

от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

нарушение прав граждан на участие в обсуждении

градостроительной документации -

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере

от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

предоставление земельных участков с нарушением требований

градостроительной документации о застройке территорий городских и

сельских поселений и правил застройки -

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере

от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

строительство объектов недвижимости без разрешений на

строительство (самовольная постройка) -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических

лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение

предписаний органов архитектуры и градостроительства -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

предоставление недостоверной информации о состоянии среды

жизнедеятельности или непредоставление такой информации -

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере

от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

нарушение установленного градостроительной документацией и

градостроительными регламентами правового режима использования

территориальных зон -

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере

от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

нарушение красных линий -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты

труда;

нарушение разрешенного использования земельных участков и иных

объектов недвижимости -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для

осуществления градостроительной деятельности -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

нарушение установленного порядка разработки и утверждения

проектной документации -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

нарушение установленных параметров объектов инженерной и

транспортной инфраструктур -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

размещение временных объектов, предназначенных для торговли

непродовольственными и продовольственными товарами, открытых

стоянок автомобильного транспорта на территориях общего

пользования без соответствующих разрешений -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

незаконное размещение, нарушение установленных размеров

вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и юридических

лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;

уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для

доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур -

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере

от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на

территориях общего пользования -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда;

недопущение должностных лиц органов архитектуры и

градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии

строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления

контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о

градостроительстве -

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от

десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических

лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и

должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров

оплаты труда.

3. Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства

Российской Федерации о градостроительстве устанавливается

законодательством об административных правонарушениях.

4. Штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о

градостроительстве налагаются должностными лицами органов

архитектуры и градостроительства или комиссиями, созданными

соответствующими органами архитектуры и градостроительства, в

пределах их компетенции, а также комиссиями, уполномоченными

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

либо органами местного самоуправления.

Разграничение компетенции органов (должностных лиц),

уполномоченных рассматривать дела об административных

правонарушениях в области градостроительства, осуществляется в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Штрафы, поступившие от граждан, должностных лиц и

юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации

о градостроительстве, зачисляются в соответствующие бюджеты, а

также в соответствии с решениями органов государственной власти

Российской Федерации, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, органов местного самоуправления могут

направляться в специальные фонды соответствующих органов

архитектуры и градостроительства, средства которых используются на

финансирование градостроительной деятельности и развитие

материально - технической базы указанных органов архитектуры и

градостроительства.

6. Уголовная ответственность за нарушение законодательства

Российской Федерации о градостроительстве устанавливается

Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статья 67. Возмещение вреда, причиненного среде

жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности

с нарушением законодательства Российской Федерации о

градостроительстве

1. Граждане и юридические лица, причинившие вред среде

жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности

с нарушением законодательства Российской Федерации о

градостроительстве, обязаны возместить причиненный ими вред в

полном объеме.

2. Порядок возмещения вреда определяется гражданским

законодательством Российской Федерации.

Глава XIV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 68. Источники финансирования градостроительной

деятельности

Финансирование градостроительной деятельности осуществляется

за счет:

средств местных бюджетов, в том числе средств, поступающих от

платы за землю на социальное и инженерное обустройство территорий

городских и сельских поселений;

средств заказчиков, инвесторов;

централизованных средств государственных учреждений и

государственных унитарных предприятий;

средств федерального бюджета, предназначенных для реализации

федеральных целевых программ, программ социально - экономического

развития;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

средств целевых и внебюджетных фондов на разработку

градостроительной документации, на проведение научно -

исследовательских работ в области градостроительства, в том числе

за счет отчислений от стоимости вводимых объектов недвижимости

независимо от их форм собственности и источников финансирования в

размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации;

средств, поступающих от граждан и юридических лиц в счет

долевого участия на развитие инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур;

средств, поступающих от приватизации государственных и

муниципальных предприятий;

средств, поступающих от разрешенной в установленном порядке

деятельности и оказываемых соответствующими органами архитектуры и

градостроительства услуг;

иных источников.

Статья 69. Использование средств федерального бюджета на

осуществление градостроительной деятельности

Средства федерального бюджета на осуществление

градостроительной деятельности используются для финансирования:

разработки градостроительной документации федерального уровня;

разработки проектов федеральных законов и иных нормативных

правовых актов, федеральных градостроительных нормативов и правил;

проведения научно - исследовательских работ по важнейшим

направлениям градостроительства;

разработки и реализации федеральных целевых программ развития

депрессивных районов, зон чрезвычайных экологических ситуаций и

экологического бедствия, исторических поселений, инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур федерального значения,

иных федеральных целевых программ, а также ведения

государственного градостроительного кадастра.

Статья 70. Компенсация в административном порядке вреда,

причиненного гражданам в результате нарушения законодательства

Российской Федерации о градостроительстве и повлекшего за собой

существенное изменение среды жизнедеятельности

1. В случае причинения вреда гражданам в результате нарушения

законодательства Российской Федерации о градостроительстве,

повлекшего за собой существенное ухудшение среды

жизнедеятельности, органы государственной власти Российской

Федерации, органы государственной власти субъектов Российской

Федерации, органы местного самоуправления могут принять решения о

Закрыть

Строительный каталог