Градостроительный кодекс РФ, часть 4
органов местного самоуправления.
14. Градостроительная документация о градостроительном
планировании развития территорий и поселений учитывается при
разработке федеральных целевых программ, целевых программ
субъектов Российской Федерации и местных целевых программ,
программ социально - экономического развития территорий Российской
Федерации, территорий субъектов Российской Федерации, территорий
муниципальных образований, схем и проектов развития инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур, территориальных
комплексных схем охраны природы и природопользования, а также схем
защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Статья 29. Государственная экспертиза градостроительной
документации
1. Градостроительная документация до ее утверждения подлежит
государственной экспертизе в порядке, определенном настоящим
Кодексом и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
2. Государственная экспертиза градостроительной документации
осуществляется в целях установления соответствия данной
документации требованиям законодательства Российской Федерации о
градостроительстве.
3. Государственная экспертиза градостроительной документации
осуществляется федеральными и территориальными органами
государственной экспертизы градостроительной и проектной
документации.
На федеральном уровне осуществляется государственная
экспертиза градостроительной документации в отношении объектов
градостроительной деятельности особого регулирования федерального
значения, другой градостроительной документации и научно -
исследовательских работ, разрабатываемых за счет средств
федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением
средств бюджетов субъектов Российской Федерации, градостроительных
разделов федеральных целевых программ, программ социально -
экономического развития территории Российской Федерации, а также
схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий
федерального значения в части соблюдения градостроительных
требований.
Территориальными органами государственной экспертизы
градостроительной и проектной документации осуществляется
государственная экспертиза градостроительной документации, научно
- исследовательских работ, градостроительных разделов целевых
программ субъектов Российской Федерации и местных целевых
программ, программ социально - экономического развития территорий
субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных
образований, а также схем и проектов развития инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства
территорий в части соблюдения градостроительных требований, за
исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего
пункта.
4. Заключение органа государственной экспертизы
градостроительной и проектной документации должно быть основано на
заключениях государственной экологической экспертизы, комитетов по
земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных
органов охраны памятников культуры, управления государственным
фондом недр, государственного горного надзора, санитарно -
эпидемиологического надзора, органов охраны недр, а также других
заинтересованных государственных органов, перечень которых
определяется заданием на разработку градостроительной и проектной
документации в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
5. Положительное заключение органа государственной экспертизы
градостроительной и проектной документации является основанием для
утверждения градостроительной и проектной документации.
Статья 30. Основные градостроительные требования к разработке
федеральных целевых программ, целевых программ субъектов
Российской Федерации, местных целевых программ и программ
социально - экономического развития территории Российской
Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий
муниципальных образований
При разработке федеральных целевых программ, целевых программ
субъектов Российской Федерации, местных целевых программ и
программ социально - экономического развития территории Российской
Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий
муниципальных образований должны учитываться градостроительные
требования в части:
соответствия мероприятий, указанных в данных программах,
основным направлениям государственной политики в области
градостроительства, в том числе в области развития инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур;
соответствия развития экономики комплексному развитию регионов
и поселений;
обеспечения защиты территорий и поселений от воздействия
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также
охраны окружающей природной среды и рационального
природопользования;
сохранения территорий объектов историко - культурного и
природного наследия и недопущения изъятия земель, занятых особо
охраняемыми объектами, для осуществления хозяйственной
деятельности;
обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
определения мер государственной поддержки в целях решения
социальных, экономических и экологических проблем территорий и
поселений;
разработки градостроительной документации о градостроительном
планировании развития соответствующих территорий и поселений;
выполнения инженерных изысканий и научно - исследовательских
работ.
Глава VI. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 31. Генеральная схема расселения на территории
Российской Федерации
1. В Генеральной схеме расселения на территории Российской
Федерации определяются:
цели федеральной политики в области градостроительства и меры
государственной поддержки ее реализации;
основные положения развития системы расселения,
природопользования и производства в соответствии с программой
социально - экономического развития территории Российской
Федерации;
меры по улучшению экологической обстановки в регионах,
рациональному использованию земель, сохранению территорий объектов
историко - культурного и природного наследия, развитию инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур федерального значения;
территории, благоприятные для развития систем расселения;
особо охраняемые природные территории; прибрежные территории;
территории сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;
территории с экстремальными природно - климатическими условиями;
территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера; территории залегания полезных
ископаемых; иные территории, для которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации определяются виды
градостроительного использования и ограничения на использование
данных территорий для осуществления градостроительной
деятельности.
2. Порядок разработки и согласования Генеральной схемы
расселения на территории Российской Федерации и Основных положений
Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации
устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Основные положения Генеральной схемы расселения на
территории Российской Федерации утверждаются Правительством
Российской Федерации и подлежат опубликованию.
Статья 32. Консолидированные схемы градостроительного
планирования
1. Консолидированные схемы градостроительного планирования
разрабатываются для территорий двух и более субъектов Российской
Федерации или частей их территорий (территории экономических и
крупных географических районов, системы расселения, а также
оздоровительные, курортные, рекреационные и иные территории) в
целях взаимного согласования интересов субъектов Российской
Федерации и интересов Российской Федерации при осуществлении
градостроительной деятельности.
2. В консолидированных схемах градостроительного планирования,
которые разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой
расселения на территории Российской Федерации, определяются:
зонирование территорий;
меры по развитию региональных систем расселения;
меры по развитию инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур межрегионального и регионального значения;
меры по рациональному природопользованию с учетом интересов
субъектов Российской Федерации в целях обеспечения условий
устойчивого развития их территорий;
обеспечение ресурсами в целях комплексного развития частей
территории Российской Федерации.
3. Консолидированные схемы градостроительного планирования
разрабатываются федеральными органами исполнительной власти
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по согласованию между собой.
4. Порядок разработки и согласования консолидированных схем
градостроительного планирования и Основных положений
консолидированных схем градостроительного планирования
устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Основные положения консолидированных схем
градостроительного планирования утверждаются Правительством
Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подлежат
опубликованию.
6. Федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют
порядок государственной поддержки реализации консолидированных
схем градостроительного планирования.
Статья 33. Территориальные комплексные схемы
градостроительного планирования развития территорий субъектов
Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской
Федерации
1. В территориальных комплексных схемах градостроительного
планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и
частей территорий субъектов Российской Федерации определяются в
соответствии с градостроительной документацией федерального уровня
цели государственной политики в области градостроительства на
территориях субъектов Российской Федерации исходя из социально -
экономических и природно - климатических условий субъектов
Российской Федерации.
2. В территориальных комплексных схемах градостроительного
планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и
частей территорий субъектов Российской Федерации определяются
зонирование территорий субъектов Российской Федерации или частей
их территорий, основные направления совершенствования системы
расселения, развития городских и сельских поселений, производства,
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур регионального
и межселенного значения, защиты территорий субъектов Российской
Федерации или частей территорий субъектов Российской Федерации от
воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, улучшения экологической обстановки градостроительными
средствами, сохранения территорий объектов историко - культурного
и природного наследия. В указанных территориальных комплексных
схемах содержатся предложения об установлении границ поселений и
пригородных зон городов, а также об обеспечении ресурсами в целях
комплексного развития территории субъекта Российской Федерации или
части территории субъекта Российской Федерации.
3. Территориальные комплексные схемы градостроительного
планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и
частей территорий субъектов Российской Федерации разрабатываются и
утверждаются органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по согласованию с заинтересованными органами местного
самоуправления.
4. Федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют
порядок участия государства в реализации территориальных
комплексных схем градостроительного планирования развития
территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий
субъектов Российской Федерации.
Глава VII. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ,
ДРУГИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Статья 34. Территориальные комплексные схемы
градостроительного планирования развития территорий районов
(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)
1. В территориальных комплексных схемах градостроительного
планирования развития территорий районов (уездов), сельских
округов (волостей, сельсоветов), разрабатываемых в соответствии с
утвержденной в установленном порядке градостроительной
документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской
Федерации, определяются:
основные направления реализации государственной политики в
области градостроительства с учетом особенностей социально -
экономического развития и природно - климатических условий районов
(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);
зоны различного функционального назначения и ограничения на
использование территорий указанных зон;
меры по защите территорий районов и сельских округов от
воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
направления развития инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур межселенного значения;
территории резерва для развития поселений;
территории для индивидуального жилищного строительства,
строительства дач, садоводства, огородничества;
территории для организации мест отдыха населения;
иные меры по развитию территорий районов (уездов), сельских
округов (волостей, сельсоветов).
В территориальных комплексных схемах градостроительного
планирования развития территорий районов (уездов), сельских
округов (волостей, сельсоветов) содержатся предложения об
установлении границ поселений и пригородных зон городов, а также
об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий
указанных районов, сельских округов.
2. Территориальные комплексные схемы градостроительного
планирования развития территорий районов (уездов), сельских
округов (волостей, сельсоветов) разрабатываются и утверждаются
органами местного самоуправления соответствующих районов и
сельских округов по согласованию с органами местного
самоуправления поселений, находящихся в пределах районов и
сельских округов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
3. В задании на разработку территориальных комплексных схем
градостроительного планирования развития территорий районов
(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) в целях учета
государственных интересов определяется перечень федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, по согласованию с которыми
разрабатываются и утверждаются указанные территориальные
комплексные схемы.
4. Порядок участия субъектов Российской Федерации в реализации
территориальных комплексных схем градостроительного планирования
развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей,
сельсоветов) определяется по соглашению с соответствующими
органами местного самоуправления.
Статья 35. Генеральные планы городских и сельских поселений
1. Генеральный план - градостроительная документация о
градостроительном планировании развития территорий городских и
сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в
соответствии с утвержденной в установленном порядке
градостроительной документацией федерального уровня и уровня
субъекта Российской Федерации.
Генеральный план является основным градостроительным
документом, определяющим в интересах населения и государства
условия формирования среды жизнедеятельности, направления и
границы развития территорий городских и сельских поселений,
зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур, градостроительные требования к
сохранению объектов историко - культурного наследия и особо
охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному
благополучию.
2. В генеральном плане городского или сельского поселения
определяются:
основные направления развития территории поселения с учетом
особенностей социально - экономического развития, природно -
климатических условий, численности населения городского или
сельского поселения;
зоны различного функционального назначения и ограничения на
использование территорий указанных зон;
меры по защите территории городского или сельского поселения
от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, развитию инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур;
соотношение застроенной и незастроенной территории городского
или сельского поселения;
территории резерва для развития городского или сельского
поселения;
иные меры по развитию территории городского или сельского
поселения.
В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся
предложения об установлении границ поселений, а также об
обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий
поселений.
3. Генеральный план города и его пригородной зоны может
разрабатываться как единый документ на основе заключения
соглашения между органами местного самоуправления сопредельных
территорий.
4. Генеральный план города с численностью населения до
пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения
могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий
указанных поселений как единый документ.
5. При разработке генерального плана исторического поселения
учитываются историко - архитектурный опорный план такого поселения
и проекты зон охраны памятников истории и культуры.
6. Генеральные планы городских и сельских поселений
разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления
соответствующих поселений в порядке, установленном настоящим
Кодексом.
Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается
органами государственной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Генеральные планы городов Москвы и Санкт - Петербурга
разрабатываются и утверждаются органами государственной власти
городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии с требованиями,
установленными настоящим Кодексом.
7. Генеральный план городского или сельского поселения до его
утверждения подлежит опубликованию и согласованию с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, специально уполномоченными
государственными органами в области экологической экспертизы, а
также с заинтересованными организациями и населением (статьи 18 и
28 настоящего Кодекса).
В задании на разработку генерального плана городского или
сельского поселения в целях учета государственных интересов
определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по
согласованию с которыми разрабатывается и утверждается данный
генеральный план.
8. В период разработки нового генерального плана городского
или сельского поселения действует ранее утвержденный генеральный
план в части, не противоречащей правилам застройки.
9. В случае изменения законодательства Российской Федерации о
градостроительстве необходимые изменения вносятся в генеральный
план городского или сельского поселения.
10. Порядок участия субъектов Российской Федерации в
реализации генерального плана городского или сельского поселения
определяется по соглашению с соответствующими органами местного
самоуправления.
Статья 36. Проекты черты городских и сельских поселений, черты
других муниципальных образований
1. Проекты черты городского и сельского поселений, черты
другого муниципального образования разрабатываются на основе
генеральных планов городских и сельских поселений или
территориальных комплексных схем градостроительного планирования
развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей,
сельсоветов).
Проекты черты малых городов и поселков, черты сельских
поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов
указанных поселений.
2. Проекты черты городского и сельского поселений, черты
другого муниципального образования, за исключением проектов черты
городов федерального значения, разрабатываются органами местного
самоуправления соответствующего поселения или другого
муниципального образования в порядке, установленном настоящим
Кодексом.
3. Проекты черты городского и сельского поселений, черты
другого муниципального образования, за исключением проектов черты
городов федерального значения, утверждаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации по
согласованию с органами местного самоуправления сопредельных
территорий.
4. Проекты черты городов Москвы и Санкт - Петербурга
разрабатываются органами государственной власти городов Москвы и
Санкт - Петербурга по согласованию с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации сопредельных территорий и
утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Утверждение проектов черты городских и сельских поселений,
черты других муниципальных образований не допускается без учета
мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении
черты указанных поселений и муниципальных образований.
Статья 37. Зонирование территорий для осуществления
градостроительной деятельности
1. При разработке градостроительной документации о
градостроительном планировании развития территорий и поселений и
об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий,
определяющие вид использования территорий и устанавливающие
ограничения на их использование, для осуществления
градостроительной деятельности.
2. Зонирование территорий направлено на обеспечение
благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от
воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и
производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и
использование особо охраняемых природных территорий, в том числе
природных ландшафтов, территорий историко - культурных объектов, а
также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.
3. Ограничения на использование территорий для осуществления
градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:
зоны охраны памятников истории и культуры, историко -
культурных комплексов и объектов, заповедных зон;
зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе
округов санитарной (горно - санитарной) охраны;
санитарные, защитные и санитарно - защитные зоны;
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
зоны залегания полезных ископаемых;
территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического
бедствия;
зоны с экстремальными природно - климатическими условиями;
иные зоны, установленные в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
4. С учетом ограничений на использование территорий
определяются функциональное назначение территорий и интенсивность
их использования.
5. Данные о видах использования территорий установленных зон и
об ограничениях на их использование включаются в правила
застройки.
Глава VIII. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 38. Территории городских и сельских поселений
1. Пространственную и земельно - ресурсную основу городских и
сельских поселений составляют территории в пределах установленных
границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что
находится над и под поверхностью указанных территорий.
2. Черта городского и сельского поселений устанавливается и
изменяется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и
земельным законодательством Российской Федерации.
3. Подземное и воздушное пространства в пределах установленных
границ (черты) городских и сельских поселений находятся в ведении
органов местного самоуправления, за исключением:
частей подземного и воздушного пространств, которые в
соответствии с условиями зонирования территорий или разрешениями
на строительство являются объектами, принадлежащими иным лицам;
части подземного пространства, предоставленной в установленном
порядке в пользование иным лицам для геологического изучения недр,
добычи полезных ископаемых и иных целей в соответствии с
законодательством Российской Федерации о недрах;
части воздушного пространства, используемой для полетов
воздушных судов и иной деятельности в области использования
воздушного пространства в соответствии с воздушным
законодательством Российской Федерации.
Статья 39. Правила застройки
1. Правила застройки являются нормативным правовым актом
органа местного самоуправления, устанавливающим порядок
осуществления градостроительной деятельности на соответствующих
территориях городских и сельских поселений, в том числе на
территориях закрытых административно - территориальных
образований.
Правила застройки в городах Москве и Санкт - Петербурге
принимаются в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего
Кодекса.
2. Правила застройки разрабатываются на основе генерального
плана городского или сельского поселения либо территориальных
комплексных схем градостроительного планирования развития
территорий районов (уездов), сельских округов (волостей,
сельсоветов) и включают в себя схему зонирования - графический
материал (границы территориальных зон различного функционального
назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы
(градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны).
3. Границы территориальных зон определяются с учетом красных
линий, естественных границ природных объектов, границ земельных