Реконструкция дошкольных учреждений
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДАНИЙ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РАЗРАБОТАНЫ Институтом общественных зданий Минстроя России (канд. арх. Смывина Л.А.) и Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования (арх. Скобелева Т.С.).
СОГЛАСОВАНЫ с Департаментом образования г. Москвы, Центром Госсанэпиднадзора г. Москвы, Мосгорэкспертизой, Москомархитектурой.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).
УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 01.07.1997 г. № 25.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Программой по разработке Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.11.94 г. № 992.
Рекомендации разработаны как дополнение к нормативно-методическим документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование реконструкции и модернизации существующего фонда зданий дошкольных учреждений в г. Москве.
Настоящие Рекомендации содержат предложения по реконструкции и модернизации существующего фонда зданий дошкольных учреждений, основанные на законе об образовании и Типовых положениях о дошкольном образовательном учреждении, действующих на территории Москвы, а также вышедших в 1996 г. Московских городских строительных нормах - MГCH 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
В настоящих Рекомендациях затронут аспект, который раньше не учитывался в прикладных типологических разработках: дошкольные учреждения рассматриваются не только как самостоятельный тип здания или комплекса, но совместно с общеобразовательными школами как единый муниципальный фонд учебных зданий, предназначенный для обслуживания всего детского населения жилого комплекса (микрорайона). Уточненные параметры снижения потребности в дошкольных учреждениях, при одновременно возросшей потребности школ в дополнительных площадях позволили определить основные приемы функционально-пространственной трансформации учебных зданий, имеющихся в микрорайонах, вплоть до изменения назначения зданий (детский сад становится начальной школой) или уточнения специализации учебных учреждений (детский сад с приоритетными направлениями интеллектуального, художественно-эстетического или физического развития, возможно, с включением первых классов начальной школы, и т.п.). В результате анализа наиболее типичных для Москвы учебных зданий разных этапов строительства и особенностей эксплуатации этого фонда в настоящее время в Рекомендациях разработаны конкретные предложения (варианты) по реконструкции этих зданий, включая случаи изменения их назначения и (или) вместимости, реконструкции или модернизации фонда в соответствии с измененными функциональными параметрами.
Материалы Рекомендаций также целесообразно использовать для составления заданий на проектирование по реконструкции и модернизации существующих дошкольных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ
Градостроительные традиции и современная практика формирования селитебных территорий в Москве во многом определили и традиции формирования системы учебно-воспитательных зданий в жилых комплексах (кварталах, микрорайонах, межмагистральных территориях). Концептуальные подходы к системе учебно-воспитательных зданий и их типологии были определены, главным образом, Академией архитектуры (в послевоенный период), институтами МНИИТЭП и ЦНИИЭП учебных зданий. Интерес к реконструкции не только отдельных зданий дошкольных учреждений, но и всего комплекса учебных зданий в жилом образовании, с целью оптимизации использования их фонда, определяются достаточно широко распространенными в современной Москве работами по комплексной реконструкции больших площадок - Химки-Ховрино, Хорошево-Мневники, Квартал 32-33 на Проспекте Вернадского и др. - на основе сноса и нового строительства жилья, при соответствующей реновации, как правило, остающегося фонда учебных зданий. При этом решается не только задача упорядочения функционально-пространственной организации образовательных учреждений (дошкольных и общеобразовательных школ), но и задача решения полноценной архитектуры этих зданий, адекватной новому качеству архитектуры новых жилых ансамблей.
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и общеобразовательные школы (ОШ) всегда, в практике отечественного градостроительства, рассчитывались на обслуживание всего контингента детей каждого конкретного жилого комплекса, в котором они размещались: 100%-й охват школьников и 60-70%-й охват дошкольников учебно-воспитательными учреждениями осуществлялся ранее и, преимущественно, осуществляется в настоящее время по месту жительства детей. По пути в детский сад или школу дети не должны пересекать автомагистрали городского транспорта, прочие естественные или искусственные преграды. При этом фактические радиусы обслуживания (нормируемые 300 м для ДОУ и 500 м для ОШ) в общем случае, при применении жилых зданий со средней этажностью 5 этажей, уже сокращаются вдвое (при равномерном размещении их в жилой застройке), поэтому в московской городской практике учебные здания, как правило, всегда размещались группами, на смежных земельных участках.
Московская практика характеризовалась двумя основными отличительными признаками.
Во-первых, как правило, в жилых комплексах (кроме имеющих низкие показатели селитебной плотности и (или) численности жителей) предусматривалась не одна, а, в среднем, 2-3 школы и 5-6 и более дошкольных учреждений. Вместимости последних менялись на разных этапах строительства, поскольку менялся и нормативный уровень обеспеченности, и селитебная плотность в жилых комплексах.
Во-вторых, как правило, размещение этих зданий в застройке было не механическим, равномерным, безразличным по отношению к жилой застройке, а было подчинено определенному архитектурно-планировочному замыслу всего жилого комплекса и выражалось либо в акцентировании укрупненного планировочного ритма групп жилых зданий или отдельных крупных жилых домов, либо в создании крупного планировочного элемента композиции жилого комплекса (школьные городки, пешеходные улицы с выделенными на них школьными и дошкольными зданиями и т.п.).
Современный этап строительства характеризуется некоторым снижением потребности в дошкольных учреждениях. При этом снижение численности детей в здании ДОУ, кроме повышения комфорта, открывает новые перспективы его усовершенствования - организации развитого состава специализированных помещений для работы с детьми, создания эстетически полноценной среды и т.п. Выделение дополнительных специализированных помещений (часть из которых являются обязательными, а часть - рекомендуемыми) - обеспечивает необходимые условия для полноценного функционирования дошкольных учреждений с различными направлениями педагогических программ.
Дошкольные образовательные учреждения общего типа в соответствии с приоритетными направлениями педагогических программ подразделяются на:
общеразвивающие - детские сады с приоритетным осуществлением одного иди нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции незначительных отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением оздоровительных мероприятий и процедур;
детские сады комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, представленными в любом соотношении);
детские сады физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников (центр развития ребенка).
Вышеперечисленные учреждения являются основными видами дошкольных учреждений в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с указанным Положением все эти учреждения являются организационными разновидностями одного и того же дошкольного образовательного учреждения - Детский сад. Он может содержать любые по возрасту детей группы в диапазоне от 2 месяцев до 7 лет при любом их соотношении.
Нормами МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения" допускается применять и прежнюю классификацию видов ДОУ:
детские ясли (для детей от 2 месяцев до 3 лет);
ясли-сад (для детей от 2 месяцев до 6-7 лет);
детский сад (для детей от 3 лет до 6-7 лет).
С учетом конкретной ситуации в жилых комплексах, по отношению к каждому дошкольному учреждению возможны разные подходы реконструкции и модернизации:
сохранение числа групповых ячеек неизменным, с надстройкой или пристройкой дополнительных объемов, в которых могут предусматриваться специализированные помещения для работы с детьми или сопутствующие помещения;
снижение числа групповых ячеек и организация на высвобождающихся площадях недостающих специализированных и сопутствующих помещений;
увеличение числа групповых ячеек (у небольших ДОУ с надстраиванием до 2-3-х этажей, пристраиванием блоков, строительством отдельных блоков, соединяемых наземными или надземными переходами, в которых предусматриваются дополнительные групповые ячейки, а также недостающие специализированные и сопутствующие помещения.
Фонд существующих зданий дошкольных учреждений в Москве в основном представлен универсальными зданиями ДОУ общего типа (кроме них имеются специализированные ДОУ для детей с нарушениями физического и умственного развития, которые по новой терминологии называются компенсирующими). В соответствии с приоритетными направлениями развития детей в дошкольном учреждении реконструируемые здания могут быть (по видам предоставляемых педагогических или медицинских услуг) общеразвивающими, оздоровительными, компенсирующими, комбинированными. Функционально-планировочная основа реконструируемых ДОУ (нормируемые состав и площади обязательных помещений) должна быть универсальной, чтобы в случае изменения конъюнктуры спроса учреждение могло поменять профиль.
Специализация ДОУ достигается за счет дополнительных помещений и (или) увеличения площадей помещений, нормируемых как обязательные.
Компенсирующие дошкольные учреждения, в свою очередь, могут быть как универсальными - пригодными для содержания детей с различными видами нарушений, так и специализированными - для детей только с одним или несколькими, но заранее определенными нарушениями. В ДОУ общего типа (то же в комбинированных ДОУ) могут предоставляться компенсирующие услуги отдельным детям или отдельным группам. В этом случае, как правило, достаточно тех помещений, которые предусматриваются МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения" как обязательные.
Полный состав и площади помещений при реконструкции существующего здания ДОУ под компенсирующее ДОУ рекомендуется принимать в соответствии с Пособием к МГСН 4.07-96.
Дошкольные образовательные учреждения общего типа в настоящее время имеют тенденцию к специализации. Это определяет целесообразность и необходимость рассмотрения всего фонда зданий ДОУ в жилом комплексе (в отдельных случаях вместе со школами) как единой сети образовательных учреждений для оптимизации реконструкции существующего фонда зданий.
Массовое применение в современном строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий стропильных кровель, мансардных этажей, выступающих из плоскости стены остекленных эркеров, красивых объемных крылец или выступающих входных тамбуров можно рекомендовать также в качестве архитектурных приемов реновации зданий дошкольных учреждений. Надстройка второго и третьего этажей (мансардных или обычных), допускаемая действующими нормами, в большинстве случаев помогает реализовать потребность в дополнительных, как правило, крупногабаритных помещениях - залы, классы, рекреации.
Следует учитывать, что мансардный этаж, пристраиваемые к дошкольным учреждениям или присоединяемые теплым переходом объемы (включая сам переход) должны иметь степень огнестойкости материалов и конструкций не ниже, чем у основного здания.
При реконструкции ДОУ следует учитывать тенденцию снижения вместимости крупных ДОУ: по новым нормам она не должна превышать 10 групп.
При реконструкции следует предусматривать возможность входа и перемещения по зданию человека в инвалидном кресле-коляске.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫХ ЭТАПОВ СТРОИТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ
Развитие типологии зданий ДОУ в Москве, их проектирование и строительство происходило в основном по 4 этапам, характеризующимся определенными изменениями нормативных требований к составам и площадям помещений, а также уровнем обеспеченности дошкольными учреждениями и тенденциями градостроительной практики, которые влияли на общую вместимость зданий, их специализацию и универсализацию.
1.1 Послевоенный период доиндустриального строительства
Первый этап формирования типологии дошкольных учреждений совпадает с довоенным строительством, с процессом создания государственной системы дошкольного воспитания в стране, отработкой основных типологических моделей зданий и последующим проектированием и строительством в 1946-1961 гг. В 1946 г. были приняты первые послевоенные нормы проектирования детских яслей и садов.
В послевоенный период типология дошкольных учреждений общего типа включала:
ясли, обслуживающие детей от нескольких месяцев до 3 лет;
детские сады, обслуживающие детей в возрасте от 3 до 7 лет;
детские ясли-сады или детские комбинаты, обслуживающие детей от нескольких месяцев до 7 лет.
До 1956 г. в Москве применялись, как правило, раздельные здания детских яслей и детских садов. Однако, к моменту перехода к индустриальному строительству (после 1959 г.) основным типом дошкольного учреждения был признан и получил распространение тип объединенного учреждения - ясли-сад. Эти объединенные учреждения были удобнее для семей, имеющих нескольких детей, обеспечивали одинаково высокий уровень педагогических и медицинских услуг как детям ясельного возраста, так и детям старше трех лет, т.к. раньше ясли имели ведомственное подчинение органам здравоохранения, детские сады - органам образования.
В доиндустриальный период строительства ДОУ проектировались из расчета на дневное (9-14 часов в сутки) или круглосуточное обслуживание - своеобразные дошкольные интернаты, в которых дети находились круглосуточно в течение 6 дней рабочей недели.
В первые послевоенные годы все дошкольные учреждения проектировались только в расчете на дневную эксплуатацию: эти учреждения характеризовались тем, что не имели в составе групповых ячеек спален: дневной сон детей организовывался, как правило, с применением раскладных кроваток. В то же время, к концу 50-х годов в Москве в ДОУ стали организовывать круглосуточные группы, особенно при предприятиях, где женщины работали в ночную или вечернюю смену. Общий состав помещений ДОУ этого периода был предельно ограничен.
Для организации в эксплуатируемых зданиях групп с круглосуточным пребыванием детей отводили одну или несколько групповых комнат под спальни для круглосуточных групп. В этот период, в связи с отсутствием типовых проектов ДОУ со спальнями в групповых ячейках, достаточно большое количество зданий ДОУ строилось по индивидуальным проектам. Эти проекты уже отличались достаточно развитым составом помещений, высоким качеством архитектуры и технических решений, и в настоящее время представляют собой достаточно ценный фонд зданий ДОУ. Однако, в этот же период, как промежуточные решения, создавались дошкольные учреждения так называемого смешанного типа - с несколькими дневными и круглосуточными группами в одном здании.
Нормами до конца 60-х гг. предусматривалось проектирование двух типов (по времени работы) дошкольных учреждений: зданий яслей-садов с дневным и с круглосуточным пребыванием детей.
В дневных ячейках яслей предусматривались: групповая (игральная) площадью 50 м, туалетная - 10 м, раздевальная, которая состояла из нескольких помещений (бокс, фильтр, приемная), суммарной площадью 20 м. В круглосуточных ячейках предусматривались веранды и отапливаемые спальни, площадью 30 м. При этом площадь сопутствующих помещений (медицинских, пищеблока, постирочной) составляла лишь около половины от требуемой современными нормами. В зданиях этого периода, как правило, вовсе не предусматривались залы для музыкальных и гимнастических занятий.
В составе помещений дневных ячеек детского сада имелись групповые комнаты площадью около 62 м, раздевальные - 12-15 м, туалетные - 11 м, спальни не предусматривались. Допускалась одна раздевальная на две группы.
Для круглосуточных групповых ячеек проектировались спальни площадью 50 м. Площадь общих помещений составляла лишь четверть от требуемой современными нормами; в зданиях также не было залов для музыкальных и физкультурных занятий.
В конце 40-х - начале 50-х гг. в типовом проектировании и массовом строительстве ДОУ предусматривались только здания малой и средней вместимости - на 1-5 групп, причем интервалом вместимости при определении типов зданий принималась одна группа. Таким образом, номенклатура типов зданий по вместимости в целом по стране состояла из яслей на 25, 40, 60, 80 и 100 мест, и детских садов на 25, 50, 75, 100 и 125 мест, и только в Москве в то время строились здания детских садов и яслей вместимостью в 6 групп (детские ясли на 120 мест и детские сады на 150 мест).
С современных позиций дошкольные учреждения этого периода характеризуются вполне приемлемой комфортной вместимостью (объемом здания). При этом здания с одним помещением пребывания детей в групповой ячейке (групповая) могут без реконструкции использоваться как Прогулочные группы - имея в виду наличие необходимых и достаточных для этих групп помещений и наличие земельного участка - для преимущественного пребывания детей на свежем воздухе (дневной сон и обед у детей в этих группах происходит дома).
Площади спален-веранд и спален круглосуточных групп - 36 м сейчас вполне отвечают современным требованиям, имея в виду нормативное сокращение наполняемости детских групп (до 20 детей в дошкольных и до 15 - в ясельных).
Если подходить с позиций решения реконструкции всей системы ДОУ в жилом комплексе, следует учитывать, что жилые комплексы этого периода строительства имели примерно 2/3 величины современного норматива обеспеченности дошкольными учреждениями, а жилой фонд, как правило, за прошедшее время подвергался уплотнению. Поэтому, чаще всего, при комплексной модернизации ДОУ в жилых образованиях (кварталах) послевоенного строительства, бывает необходимо обеспечить недостающее количество мест, определяемое расчетом в соответствии с демографическими данными, а также необходимым набором помещений в соответствии с современными нормативными требованиями.
Небольшие 1-2 этажные здания ДОУ в отдельных случаях могут быть эффективно использованы для реконструкции с расширением надстройкой 1-2 верхних этажей, а также пристройкой блоков дополнительных помещений, в т.ч. с переходом.
В надстраиваемых этажах могут размещаться детские групповые ячейки, а также залы для музыкальных и физкультурных занятий и специализированные помещения для работы с детьми или недостающие сопутствующие помещения (кружковые комнаты, классы, комната коррекции, процедурный кабинет, методический кабинет, кладовые). В блоках-пристройках целесообразно размещать залы, бассейн и т.п.
При реконструкции следует уделять внимание организации в ДОУ общего рекреационно-коммуникационного пространства, например, выделение холла или зимнего сада с верхним светом, которые могут иметь двойное назначение и использоваться как зал музыкальных занятий, занятий кружков и секций, помещение для организации праздников.
Для ДОУ, групповые ячейки которых вполне удовлетворяют условиям размещения современных детских групп (при современной сокращенной наполняемости детских групп), весьма эффективным является прием углового блока-пристройки (квадрат, пристраиваемый углом при помощи шейки-перехода), когда не затеняются окна существующего здания. Такой блок-пристройка может содержать зал, бассейн, кружковые комнаты, классы для занятий и т.п.
С точки зрения архитектурного дизайна, здания этого периода могут весьма эффектно выглядеть в модерной современной жилой застройке. В случае реконструкции фасадов, при применении мансардных этажей, остекленных веранд, веранд-эркеров, фонарей верхнего света или наклонного остекления они, наоборот, могут составить неомодернистский контраст с окружающей их застройкой прошлого.
При надстраивании этажей, применительно к ДОУ данного этапа строительства, достигается возможность предусмотреть дополнительно не более чем 2 групповые ячейки на каждом этаже.
В отдельных случаях к зданиям могут пристраиваться блоки с групповыми ячейками или только со спальнями, напрямую примыкающими к каждой групповой ячейке. Это решение должно быть выполнено аккуратно, без ущерба для архитектуры и естественного освещения помещений, например, как это было указано выше или с использованием объемов, поднятых в уровне первого этажа на опоры. В архитектурном решении фасада в этом случае может быть обыграна тема многоплановости фасада, использования декоративной колоннады и т.п. В утилитарном отношении этот прием хорош тем, что в большей степени позволяет сохранить существующие подземные инженерные сети и подходы к зданию.
В жилых комплексах этого периода строительства, при использовании многоэтажных жилых зданий, были также широко распространены встроенные ДОУ на 2-4 группы детей, размещаемые в первых этажах жилых зданий.
Небольшие встроенные ДОУ в жилом комплексе чаще всего применялись в сочетании с отдельно стоящими зданиями детских яслей или детских садов. Наиболее удачное решение такого сочетания - в многоэтажных жилых кварталах на Фрунзенской набережной. В подобных случаях во встроенных дошкольных учреждениях целесообразно размещать группы для ослабленных детей (оздоровительные ДОУ), а отдельно стоящие ДОУ, как правило, более крупные (на 4-6 групп) дополнять зальными, рекреационными и специализированными помещениями для работы с детьми, преобразуя их в общеразвивающие дошкольные учреждения с одним или несколькими направлениями развития: художественно-эстетического, физического, интеллектуального и др.
На рис.1-4 показаны примеры реконструкции дошкольных учреждений доиндустриального периода строительства.
1.2 Период индустриального строительства 60-х годов
С выходом в свет норм СНиП II-Л.3-62 объединенные здания яслей-садов стали единственным типом ДОУ общего типа. В это время в эксплуатации детских учреждений смешанного типа, имеющих и дневные и круглосуточные группы, с жестко определенным соотношением дневных и круглосуточных групп, не всегда соответствовавшим разнообразным потребностям, стали наблюдаться такие явления, как вынужденное формирование разновозрастных групп детей или образование так называемых сборных групп, когда днем дети находятся в соответствующих их возрасту группах, а на ночь по нескольку детей от каждой группы собирали вместе и временно размещали в одной из групповых ячеек со спальней. Такая система приводила к серьезным осложнениям с точки зрения выполнения педагогических программ и нарушениям гигиенического требования групповой изоляции.
В 1960 г. заданиями на проектирование вместимость ДОУ определялась уже в следующем виде:
детские ясли на 4 и 6 групп (80 и 120 мест);
детские сады на 4 и 6 групп (100 и 150 мест);
детские ясли-сады на 2, 4, 6, 8 и 12 групп (50, 90, 140, 185 и 280 мест соответственно).
Появление крупных по вместимости ДОУ объяснялось, с одной стороны, существенным повышением этажности жилых зданий, с другой - увеличением норматива обеспеченности населения дошкольными учреждениями.
Малые и средние по вместимости детские сады и ясли вполне соответствовали старым приемам строительства жилых районов отдельными небольшими кварталами площадью 6-8 га с преимущественной двух- трех- четырех- пятиэтажной застройкой. В этом случае потребность в детских садах и яслях в каждом квартале ограничивалась двумя зданиями на 4-6 групп каждое и необходимости в укрупнении детских дошкольных учреждений не возникало.
Положение существенно изменилось с переходом к новым принципам в градостроительстве Москвы, выразившимся в:
отказе от выборочного строительства отдельных зданий и переходе к созданию больших жилых комплексов на новых территориях;
значительном укрупнении кварталов и широком применении комплексной застройки жилых микрорайонов;
увеличении плотности населения в связи с повышением этажности жилых домов с 2-3 до 5-14 этажей.
Это привело к необходимости строить в каждом микрорайоне по 6-8 и более зданий ДОУ при, как правило, существенном снижении площади земельного участка по отношению к нормативной (в балансе территории брутто суммарная площадь участков ДОУ достигает максимального значения - 15 %).
Крупные здания ДОУ, наряду с их недостатками (повышенная концентрация детей, возможность распространения инфекционных заболеваний, снижение психологического комфорта) имеют в то же время ряд преимуществ. В ДОУ большой вместимости, как правило, обеспечивалось более квалифицированное руководство: заведующая часто была с высшим образованием, привлекался более опытный медицинский и педагогический персонал, хороший шеф-повар, специальный музыкальный руководитель, преподаватели физкультуры или танцев, иностранного языка. Сейчас этот фактор для повышения качества обслуживания не имеет значения, т.к. практикуются новые разнообразные формы приглашения любых специалистов, которые не обязательно должны быть в штате дошкольного учреждения. Численность детских групп важна только для определения ставки заведующего в муниципальных ДОУ.
Однако, другой фактор остается актуальным и в наши дни: в крупных учреждениях больше возможности организовать необходимые медицинские и профилактические мероприятия, связанные с применением сложных и дорогостоящих технических средств. В этой связи дошкольные учреждения компенсирующего типа лучше предусматривать вместимостью не менее 6-8 групп и при реконструкции выбирать здания соответствующей вместимости.
Здания крупной вместимости более экономичны по удельным показателям единовременных и эксплуатационных затрат (на 10-15 %); например, в крупных ДОУ более оправдано содержание бассейна, компьютерного класса и т.п. В то же время удельный показатель фонда оплаты труда персонала в малых ДОУ может быть не ниже благодаря отказу от жестких штатных расписаний и возможности совмещения должностных обязанностей.
Еще следует иметь в виду, что в зданиях ДОУ того периода была существенно завышена (по сравнению с современной потребностью) доля ясельных групп: в то время женщинам еще не предоставляли оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска по уходу за маленьким ребенком, и в ДОУ (яслях-садах) соотношение ясельных и дошкольных групповых ячеек было 1:2 (т.е. в ДОУ на 6 групп было 2 ясельные группы, в ДОУ на 12 групп - 4). В ДОУ пригородных поселений это соотношение доходило до 1:1.
Сейчас это соотношение в среднем равно 1:5, а в более социально благополучных районах - и того меньше.
При переходе к индустриальному домостроению и строительству крупных жилых комплексов с высокой селитебной плотностью, по существу полностью отказались от применения встроенных ДОУ, т.к., во-первых, встроенными их неудобно и нецелесообразно было делать крупными, а мелкие ДОУ в то время были экономически малоэффективны; во-вторых, технология типового проектирования и полносборного домостроения почти не допускали применения нетиповых первых этажей.
Нормами проектирования в 60-е гг. предусматривалось строительство объединенных яслей-садов. Здания проектировались только с дневными или только с круглосуточными групповыми ячейками. В ячейке для дневного пребывания детей ясельного возраста предусматривались групповые площадью 50 м; неотапливаемые спальни-веранды - 36 м; приемные - 15 м; туалетные - 20 м. В круглосуточных групповых ячейках вместо веранд предусматривались теплые спальни площадью 36 м.
В дневной ячейке для дошкольников имелись групповые комнаты площадью 60 м, раздевальные - 15 м, туалетные - около 14 м. Спальные помещения не предусматривались.
Для круглосуточных групп в групповой ячейке предусматривались групповая и спальня площадью по 50 м.
Площади служебно-бытовых и административно-хозяйственных помещений практически соответствуют современным нормам, однако в московских ДОУ этого периода значительно занижены площади пищеблока и постирочной.
Существенным недостатком зданий крупной вместимости этого периода строительства было то, что в них предусматривался только один зал.
Групповые ячейки в ДОУ этого периода имеют минимально необходимый состав помещений. При этом, учитывая, что в современных нормах произошло сокращение наполняемости детских групп, на площадях даже ясельных групповых ячеек может размещаться современная группа детей возраста от 3 лет, численностью 20 детей. Площадь спальни (36 м) позволяет организовать спальные места для современной дошкольной группы, а площадь групповой (50 м) - соответствует нормам при сегодняшней наполняемости групп. Групповые ячейки для дневных групп - не содержащие спальни, но с увеличенной (до 60 м ) групповой комнатой, непригодные для размещения полнокомплектной детской группы, тем не менее весьма эффективно могут использоваться в нестандартных ситуациях:
при снижении численности детей в группе в два раза против нормы (до 10 детей). В этом случае площадь групповой делится на две части - 24 м под спальню и 36 м - под собственно групповую;
для Прогулочных групп - которым не нужно спальное помещение. Этот подход целесообразен в ДОУ смешанного типа (по старой типологической терминологии), где дневных групп не более 3-4 в здании, иначе трудно будет набрать контингент под эту специфическую форму обслуживания;
для организации недостающих залов для музыкальных и гимнастических занятий (при вместимости учреждения 8 и более групп) или для организации класса, комнаты ручного труда, изостудии, прочих специализированных помещений для работы с детьми.
Весьма эффективным приемом реконструкции учреждений этого периода строительства может быть проектирование блока-пристройки, содержащего один зал для музыкальных и физкультурных занятий, бассейн с ванной площадью 20-30 м и класс или универсальное кружковое помещение для занятий. Следует отметить целесообразность применения этого блока как к ДОУ вместимостью 4-6 групп, проектировавшихся в то время без залов и каких бы то ни было прочих специализированных помещений для работы с детьми, так и для ДОУ на 8-12 групп, имевших только один зал (рис.6, 7).
При размещении в зданиях ДОУ начальных классов I ступени общеобразовательной школы следует иметь в виду, что для размещения первого класса (шестилеток), нуждающегося в спальном помещении, подойдут только круглосуточные групповые ячейки со спальными помещениями: групповая оборудуется как класс-игровая, а спальня используется по прямому назначению. При размещении в здании ДОУ двух классов шестилеток целесообразно на площади еще одной групповой ячейки организовать две классные комнаты. Тогда у каждого первого класса будет по три помещения - класс, игровая и спальня. Такой состав помещений наиболее предпочтителен для размещения первых классов. Эти классы могут работать в режиме продленного дня, с трех- четырех-разовым питанием.