Реконструкция дошкольных учреждений, часть 2
Для размещения остальных классов I ступени ОШ (2, 3, 4-го) целесообразно использовать групповые дневных детских групп, имеющие площадь 60 м, хотя подойдут и 50-метровые помещения. Однако, следует учитывать, что для размещения начальных классов потребуются еще групповые ячейки - чтобы организовать рекреации. В такой планировочной структуре каждый класс имеет свою индивидуальную раздевальную - бывшую раздевальную одной из двух групповых ячеек. Лишние раздевальные могут быть использованы как учительские, помещения для занятий по подгруппам (иностранного языка), кладовых для хранения пособий и оборудования и т.п.
При размещении в здании на 6 групп комплекта 4 классов начальной школы (I-IV кл.) под классные помещения можно отвести весь второй этаж здания, оставив две дошкольные группы на первом этаже. При этом в каждой бывшей групповой ячейке одно помещение отводится под классную комнату, а второе - под рекреацию. Целесообразно рекреации сгруппировать так, чтобы они составляли единое рекреационное пространство. Спортивный зал, классы математики и труда, пара кружковых помещений могут разместиться в надстроенном третьем этаже здания.
В зданиях на 12 групп эти параметры как бы удваиваются. Принцип тот же: на первом этаже остается не более 4 дошкольных групп, выделяется отдельный вход и вестибюль (вестибюль-гардероб) для школьников. На втором этаже - либо два комплекта начальных классов (I-III или I-IV), либо один комплект начальных классов (3-4 класса с I по III или IV) и еще, как правило, 2 группы дошкольников. Зальные помещения, кабинеты математики, ручного труда, кружковые помещения - в надстроенном третьем этаже.
В отдельных случаях планировочная структура здания в большей степени соответствует вертикальному зонированию на дошкольное и школьное отделения, например, когда в здании предусмотрены две пары лестниц, обеспечивающих автономную вертикальную связь двух отделений.
На рис.5 показан пример пристраивания недостающих спален (в зданиях, где это позволяет планировочное решение), на рис.8 пример комплексной реконструкции дошкольных учреждений строительства 60-х годов.
1.3 Период индустриального строительства 70-х и 80-х годов
Круглосуточные ДОУ к началу 70-х годов имели более развитый состав помещений и отвечали перспективным требованиям к зданиям ДОУ - иметь в каждой групповой ячейке спальню, используемую в дневных группах для дневного сна детей. Групповые ячейки, как и само ДОУ, становятся универсальными: как для дневного, так и для круглосуточного содержания детей в каждой детской группе. И хотя в настоящее время потребность в круглосуточных группах обычно составляет не более 5 % от общего расчетного количества мест в ДОУ, наличие спальни в групповой ячейке в соответствии с современными нормами - обязательно, поскольку в этом случае эффективно решаются вопросы проветривания и уборки помещений групповой ячейки, гораздо выше качественные параметры внутренней среды и т.п.
С этого периода состав и площади помещений групповых ячеек в основном соответствуют требованиям современного нормирования. Основным недостатком зданий крупной вместимости этого периода строительства было отсутствие второго зала, что затрудняло выполнение программных занятий с детьми.
Нормы проектирования дошкольных учреждений начала 1980-х годов (СНиП II-64-80), по составу и площадям помещений не претерпели серьезных изменений в конце 80-х при переходе к ВСН 49-86.
В зданиях этого поколения вместимостью 12-14 групп имеется два зала для музыкальных и гимнастических занятий.
В Приложении 1 приведены составы и площади основных помещений ДОУ на разных этапах строительства.
Здания ДОУ этого этапа строительства отличаются повышенной вместимостью: для Москвы, с нормируемым уровнем обеспеченности в 70 мест на 1000 жителей, ДОУ менее 10 групп в это время не применялись.
Следует отметить еще одну особенность. Градостроительная практика Москвы - практика проектирования и строительства крупными жилыми комплексами до 20-30 тыс. жителей - характеризовалась тем обстоятельством, что и заселение таких больших массивов осуществлялось практически единовременно, причем новые квартиры получали преимущественно молодые семьи. В таких жилых комплексах до сих пор наблюдаются демографические колебания, связанные то с ростом, то со спадом рождаемости по отношению к среднестатистическому показателю по Москве, равному 16 %. Во время пика рождаемости (демографического взрыва), наблюдаемого в первые 10-15 лет после заселения нового жилого комплекса, потребность в дошкольных учреждениях вдвое превышает нормативную, а еще через 10-15 лет спадает и становится вдвое меньше нормативной. Так было в Новых Черемушках, Химки-Ховрино, кварталах по Ленинскому проспекту и др. Спад этой демографической волны совпал со спадом рождаемости из-за экономического кризиса 1990-95 гг., создавая иллюзию ненужности 50-75 % фонда зданий детских садиков. При комплексной реконструкции учебных зданий в существующей или модернизируемой жилой застройке следует иметь в виду, что этот спад, вызванный больше шоком от резкого изменения социально-экономической ситуации, довольно быстро пройдет, а если в жилом комплексе проектируются новые объемы жилья - в них еще будет наблюдаться и некоторое относительное превышение рождаемости (порядка 25 %).
Существующие и загруженные не на полную функциональную мощность дошкольные учреждения или помещения в них в настоящее время не разрешается сдавать в аренду. В связи с этим появляется целесообразность использования части высвобождающихся зданий ДОУ в микрорайонах (или части групповых ячеек в зданиях ДОУ) под размещение в них начальных школ. Причем, при современном снижении спроса на ДОУ на 25 %, из зданий существующих школ можно вывести до 2/3 общего количества классов первой ступени; при снижении спроса до 50 % - из существующих в микрорайоне школ могут быть выведены все классы первой ступени образования. Это обеспечит возможность создания автономного режима учебы и отдыха, питания и дневного сна младших школьников, при необходимости - групп продленного дня для них, а остальные учащиеся получат необходимые недостающие помещения, высвобождающиеся при этом в существующих зданиях школ.
В наиболее типичных случаях в жилых комплексах этого периода строительства на одну школу на 30-33 класса приходится по три ДОУ на 10-12 групп. Начальные классы можно по одному комплекту (по 3-4 класса) разместить в каждом здании ДОУ, с сокращением числа детских групп до 4-6; можно разместить в одном здании ДОУ два комплекта (6-8 классов), тогда детский сад превратится полностью в выделенный блок начальных классов - филиал общеобразовательной школы. В зависимости от конкретного проекта ДОУ в нем может оставаться 2-4 дошкольные группы.
Планировочная структура зданий ДОУ этого периода хорошо подходит для размещения в них начальных классов. Почти во всех проектах в планировочной структуре зданий выделены объемные двухэтажные блоки, на 2 или 4 групповые ячейки, с отдельным входом, в которых, соответственно, может размещаться по два или четыре начальных класса. В зданиях этого типа классные помещения лучше решаются в помещениях спален (при КЕО не ниже 1,5); при этом групповые преобразуются в общее (на два класса) рекреационное пространство. Структура групповой ячейки позволяет в каждом классе иметь собственный гардероб. В надстроенный мансардный или третий этаж выносятся спортивный и небольшой актовый залы с параметрами в плане 912 или 1212 м, класс-кабинет математики и конструирования (компьютерный класс) - 75 м, класс-кабинет природоведения - 60 м, универсальное помещение для труда - 72 м, общее рекреационное пространство - площадью порядка 150 м.
На участках ДОУ, в зданиях которых размещаются школьные классы, на площади, высвобождающейся от ненужных групповых площадок, следует предусмотреть: общую игровую площадку для первых классов (по количеству классов детей 6-7 лет) и общую физкультурную площадку для младших школьников.
Если назначение здания ДОУ не меняется, в нем, для повышения комфортности для детей и получения необходимых в связи с новыми требованиями дополнительных помещений, определяемых приоритетными направлениями образовательных программ, должна быть сокращена вместимость (примерно на 2 группы). Высвобожденные помещения могут использоваться как:
специализированные для занятий с детьми (компьютерный класс, ИЗО, иностранного языка, ритмики) - в общеразвивающих ДОУ;
как физиокабинет, бассейн (или 2-3 ванны-бассейны), процедурный кабинет, зал тренажеров - в оздоровительном ДОУ;
кабинеты педиатра, узких специалистов, психолога, логопедический, 6-8 комнат коррекции (по числу детских групп) - в компенсирующих ДОУ.
В двухэтажных зданиях ДОУ этого периода строительства, сохраняемых без изменения назначения и вместимости (по числу детских групп), целесообразна надстройка третьего (мансардного) этажа с организацией там недостающих помещений для работы с детьми, необходимых в связи с приоритетной направленностью дошкольного образовательного учреждения. При наличии дополнительных площадей - они могут быть использованы как комнаты кружковых занятий, семейных клубов, место для семейных клубов, проведения родительских семинаров и пр. - по желанию заказчика и в соответствии с образовательной программой конкретного дошкольного учреждения.
На рис.9-10 показаны примеры реконструкции зданий ДОУ строительства 70-80-х годов.
Раздел 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ НАИБОЛЕЕ МАССОВЫХ ТИПОВ ЗДАНИЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МОСКВЕ
2.1 Общие принципы модернизации и реконструкции зданий дошкольных
учреждений на основе требований МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения"
2.1.1 Особенностью современного этапа в развитии типологии ДОУ является разделение типологии зданий и комплексов (архитектурная типология) и классификации видов организационных моделей учреждений, определяемых приоритетными направлениями развития детей.
2.1.2 Типология зданий и комплексов в настоящее время лишь косвенно зависит от вместимости учреждений, но главным образом определяется наличием определенных функциональных групп помещений или особенностью их организации. Основные типы зданий и комплексов ДОУ, на которые распространяются новые МГСН 4.07-96, следующие:
малые ДОУ - при числе детских групп от 0,5 до 3, признаком которых является отсутствие зала для музыкальных и гимнастических занятий, других общих специализированных помещений для работы с детьми (как элементов обязательного нормирования);
ДОУ общего типа - при числе групп 4-10, имеющие зальные помещения - по одному на каждые 4-6 групп;
КДВ - комплексы дошкольного воспитания, объединяющие ряд отдельных (преимущественно малых) ДОУ в жилых комплексах на базе широкого набора общих специализированных помещений для работы с детьми;
УВК - учебно-воспитательные комплексы, характеризующиеся объединением детских групп дошкольного возраста с ученическими классами общеобразовательной школы (преимущественно I ступени образования) на базе единых общих помещений для работы с детьми (спортивный и актовый залы, класс математики и пр.) и общих сопутствующих помещений (медицинских, пищеблока).
2.1.3 Типологическая классификация основана на особенностях нормирования, заложенных в МГСН 4.07-96.
Все типы учреждений в данной классификации являются универсальными архитектурными моделями, в которых могут размещаться практически все виды образовательных дошкольных учреждений, предусмотренные Типовым положением об образовательном дошкольном учреждении:
детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур, а также
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
2.1.4 В детских садах компенсирующего вида нормируется только самый минимальный набор помещений, позволяющий оказывать помощь детям с легкими нарушениями развития: это может быть логопедический детский сад, детский сад для часто болеющих детей, а также с оказанием помощи лишь части детей или части детских групп в учреждении.
2.1.5 Компенсирующие дошкольные учреждения следует проектировать по Пособию к МГСН 4.07-96. Это дошкольное учреждение может быть универсальным - иметь единый дополнительный состав индивидуальных для каждой группы и общих для всех групп помещений, которые оборудуются по-разному для детей с нарушениями:
произношения;
слуха (глухих и слабослышащих);
интеллекта;
зрения (слабовидящих и с косоглазием и амблиопией);
опорно-двигательного аппарата (главным образом, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей).
В данном случае специализация достигается применением того или иного оборудования, а универсализация - возможностью замены этого оборудования.
2.1.6 Наиболее распространенные компенсирующие дошкольные образовательные учреждения:
для детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих);
для детей с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией);
для детей с нарушением интеллекта (с разной степенью нарушения и возможностью обучения);
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (с детализацией видов нарушений).
Эти учреждения проектируются по индивидуальным программам и не являются универсальными.
2.1.7 В общем случае ДОУ общего типа должны проектироваться универсальными по составу и площадям помещений, и, кроме частных малых ДОУ, рассчитываться на нормативную наполняемость детской группы (даже если программой предполагается сокращение числа детей в детской группе).
Это объясняется тем, что Типовым положением о государственном дошкольном образовательном учреждении, Уставом дошкольного учреждения предусматривается возможность смены одного приоритетного направления на другое; ДОУ может содержать детские группы с разными приоритетными направлениями развития детей или оказывать дополнительные внепрограммные услуги отдельным детям в отдельных группах. К отдельным услугам может относиться и сокращение числа детей в группе.
Применение индивидуальных программ проектирования, предполагающих в частных ДОУ отклонения от нормативных требований, могут также создать дополнительные трудности при сертификации зданий.
2.1.8 В дополнение к обязательному набору помещений ДОУ может иметь дополнительные - по усмотрению заказчика или из числа рекомендуемых нормами. При этом дополнительные помещения в составе групповой ячейки, а также в составе общих помещений для работы с детьми могут быть как универсальными, так и специализированными и служить для реализации той или иной программной направленности или специализации.
2.1.9 В ДОУ общего типа для реализации той или иной направленности педагогических, психолого-гигиенических и медицинских программ в групповую ячейку рекомендуется включить дополнительное универсальное помещение для занятий детей по подгруппам, площадью от 12 до 18 м, которое может использоваться как:
кабинет для занятий по подгруппам - компьютерных игр, изучения иностранного языка, математики и др. - при приоритете интеллектуального развития;
комната для занятий ИЗО, учебных видео-, диа- и телепрограмм, прослушивания аудио-записей - при приоритете художественно-эстетического развития;
помещение, в котором размещается пространственный модуль физкультурно-игрового оборудования или ванна-бассейн - в группах с приоритетом физического развития;
мини-физиокабинет (ингаляторий) или процедурный кабинет - для закапывания капель, лечебного массажа и т.п. - в оздоровительных группах.
При компенсирующей направленности ДОУ эта комната может являться комнатой коррекции - в основном для логопедических групп.
2.1.10 Общие для всех детских групп универсальные помещения в ДОУ общего типа могут быть представлены двумя комнатами площадью 54 и 36 м, каждая с кладовой, и в зависимости от приоритетной направленности развития могут использоваться как:
класс математики и компьютерный класс или компьютерный класс и два помещения по 18 м для изучения иностранных языков - в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития;
репетиционный зал со сценой, балетный класс и комната видео-, теле-, аудиопрограмм или изостудия - при приоритете художественно-эстетического развития;
бассейн с ванной 37 м, с раздевальными и душевыми или гимнастический зал с раздевальными и душевыми - при приоритете физического развития;
физиокабинет и бассейн - в оздоровительном детском саду;
5 комнат коррекции по 18 м или физиокабинет и 2-3 кабинета врачей-специалистов (при наличии комнат коррекции в каждой групповой ячейке) - в компенсирующем дошкольном учреждении.
2.1.11 Способ преобразования дошкольных учреждений следует выбирать исходя из необходимого числа детских групп с учетом состава и площадей помещений существующего здания.
2.1.12 Модернизация зданий ДОУ, как правило, проводится с сокращением вместимости дошкольного учреждения, так как площади зданий, спроектированных в 1946-1979 гг. меньше, чем требуется по действующим нормам.
Реконструкция зданий ДОУ может проводиться с сокращением, сохранением или увеличением вместимости.
2.1.13 В районах с плотной застройкой, где значительная часть зданий детских яслей и садов не соответствует современным требованиям, целесообразно рассматривать группы расположенных рядом муниципальных ДОУ, что, возможно, позволит перераспределить детей между ДОУ с учетом радиусов обслуживания, выбрать оптимальный вариант комплексной реконструкции зданий (или здания, более подходящие для реконструкции и модернизации).
Возможны случаи пространственного объединения двух рядом расположенных маленьких зданий ДОУ в одно, с применением общего надстраиваемого этажа, теплого наземного или надземного перехода, блока-вставки.
В таких районах целесообразно предусматривать организацию централизованной стирки белья и централизованного приготовления пищи с доставкой ее в термоконтейнерах. Это одинаково целесообразно как по отношению к группе отдельно стоящих мелких зданий старых ДОУ, так и встроенных в жилые здания, и позволяет сократить затраты на реконструкцию самих зданий, эксплуатационные расходы, а также улучшить гигиенические условия в ДОУ.
2.1.14 Реконструкция устаревших зданий должна осуществляться таким образом, чтобы с наименьшими затратами создать в ДОУ условия для воспитания и обучения детей, их физического и психического развития.
Однако стремление добиться полного соответствия устаревших зданий действующим нормам проектирования может привести к неоправданно большим затратам на их преобразование, заставит делать пристройки к большинству таких детских садов, что не всегда возможно и желательно, так как пристройки искажают облик здания, сокращают площадь участка, требуют перекладки подземных коммуникаций.
2.1.15 В модернизируемых и реконструируемых зданиях площади помещений могут иметь некоторые отклонения от предусмотренных действующими нормами проектирования. Увеличение площадей помещений, а также расширение их состава действующими нормами не ограничивается. В зданиях старых дошкольных учреждений ряд помещений может иметь завышенные площади, главным образом, из-за сокращения вместимости детских групп до современной нормативной.
На основании анализа педагогических и гигиенических требований и разработки функционально-габаритных схем помещений были определены возможности сокращения площадей ряда помещений и их минимальные значения (заниженные по сравнению с требованиями действующих норм, но допустимые при реконструкции и модернизации зданий ДОУ).
Эти и другие приведенные ниже отклонения от требований действующих МГСН 4.07-96 согласованы с Московским Департаментом образования и Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве (Приложения 2 и 3).
2.1.16 Основным местом пребывания детей в яслях-садах является групповая ячейка, поэтому при ее формировании необходимо строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований и условий для организации воспитательного процесса. При сокращении нормативной наполняемости детских групп, произошедшей в 1995 г., в соответствии с Типовым положением о государственном дошкольном образовательном учреждении, площади некоторых помещений групповой ячейки, в частности, групповой комнаты, в нормах МГСН 4.07-96 не были сокращены, чтобы обеспечить детям дополнительную возможность двигательной активности, а также гигиенические параметры объема воздуха. В то же время, в условиях реконструкции можно придерживаться других стандартов: в Приложении 2 показано соотношение нормативных и минимальных допустимых площадей групповых ячеек.
2.1.17 Площади спален определяются расстановкой кроваток с соблюдением нормативных расстояний между ними (при использовании экранов, устанавливаемых между кроватками, эти расстояния могут быть сокращены). Величина площади спален зависит также от конфигурации помещения, расположения оконных и дверных проемов. Площадь спален может быть сокращена до 36 м - для детей 3-6 (7) лет, до 27 м - для детей 0-3 лет или другого возраста в группах с числом детей 15 и менее. По согласованию с органами Госсанэпиднадзора допускается сокращение площади спальни в группах детей 3-6 (7) лет до 25-27 м при установке двухъярусных кроваток, мобильных выкатных, выдвижных, откидных или облегченных выносных кроваток - например, в спальнях-верандах или в спальных зонах на площади групповой.
В зданиях яслей-садов, где помещения для спален отсутствуют, для сна дошкольников могут использоваться групповые комнаты площадью более 60 м, с размещением в групповой облегченных выносных, выдвижных, откидных или выкатных кроваток, кроваток-ковриков. Следует учитывать, что для размещения одноярусных откидных кроваток протяженность стен без оконных и дверных проемов должна составлять не менее 10 м.
2.1.18 Площади туалетных в групповых ячейках определяются расстановкой санитарно-технического оборудования. В условиях реконструкции и модернизации площади туалетных могут быть меньше нормируемых, если предусмотреть душевой поддон, открытый с одной или двух сторон, а также совместить проходы с функциональными зонами при шкафах и санитарно-технических приборах, которыми дети не пользуются (умывальник для взрослых, слив-видуар) или пользуются эпизодически (душевой поддон). Нельзя совмещать с проходами функциональные зоны при детских умывальниках и унитазах. Анализ планировочных решений показал, что при перечисленных условиях площади туалетных для детей ясельного возраста могут составлять (в зависимости от конфигурации помещения, расположения окон, дверей, стояков, вентшахт и т.п.) - 8-12 м, для детей дошкольного возраста - 13-16 м.
2.1.19 При реконструкции и модернизации здания допускается изменение функциональных связей между помещениями групповой ячейки.
Проход из групповой комнаты в спальню и из раздевальной в групповую может быть организован через умывальную, из раздевальной в групповую - через спальню (в зоне прохода расстояние между кроватками должно быть не менее 1,4 м).
Допускается проход из групповой в спальню через раздевальную.
2.1.20 Площадь залов для музыкальных и гимнастических занятий может быть сокращена на 20 % и может составлять в яслях-садах на 4-6 групп не менее 60 м, на 7-8 - не менее 75 м, на 9-10 - два зала площадью 75 м и 50 м. Залы могут быть проходными, проход должен быть организован вдоль одной из сторон зала.
2.1.21 Площади служебно-бытовых помещений - методического кабинета, кабинетов заведующего и завхоза, комнаты (обеденной) персонала, комнаты кастелянши, кладовой чистого белья и хозкладовой - могут быть сокращены по сравнению с нормируемыми не более чем на 20 %.
2.1.22 Ряд служебно-бытовых кабинетов и комнат может быть объединен в одном помещении, например, в ДОУ на 4-6 групп могут быть объединены методический кабинет и кабинет заведующей, в ДОУ на 8-10 групп - кабинеты заведующего и завхоза, комната кастелянши может быть объединена с кладовой чистого белья. Суммарная площадь этих помещений может быть сокращена против нормируемой на 20 %. В ДОУ на 8-10 групп допускается не предусматривать помещение охраны, холодильную камеру пищевых отходов, бассейн; в ДОУ любой вместимости - холлы, универсальные помещения детских кружков и секций.
2.1.23 Площади медицинских помещений, помещений пищеблока и постирочной определяются в соответствии с организацией технологических процессов, расстановкой технологического оборудования и должны, как правило, соответствовать требованиям МГСН 4.07-96.
Связь постирочной с остальными помещениями ДОУ может осуществляться через улицу.
2.1.24 Минимально допустимые в условиях реконструкции и модернизации площади помещений групповых ячеек приведены в Приложении 2, площади медицинских, служебно-бытовых помещений, залов, пищеблока и постирочной - в Приложении 3.
2.1.25 В реконструируемых и модернизируемых зданиях менее жесткие требования могут предъявляться к освещенности и инсоляции залов, раздевальных, служебно-бытовых и хозяйственных помещений, коридоров, лестниц, в частности, в результате организации пристраиваемых блоков, соединяемых с основным зданием теплым переходом или при организации пристройки в уровне II-III этажа, поднятой в уровне I этажа на колонны. Недостаточное естественное освещение этих помещений должно быть компенсировано искусственным освещением.
2.1.26 На основе изложенных выше принципов проектирования в данном издании подготовлены предложения по реконструкции и модернизации наиболее массовых типов зданий ДОУ разных этапов строительства в Москве. Эти предложения основаны на достаточно свободном подходе к реорганизации внутреннего пространства здания. Рассматриваются различные возможные варианты использования каждого конкретного здания из числа наиболее массовых, исходя из его объема, планировочной структуры, возможности внутренней перепланировки и надстраивания дополнительных этажей или пристраивания дополнительных объемов. При этом анализируется возможность как увеличения вместимости здания, так и ее снижения, развития специализации учреждений в соответствии с приоритетными направлениями педагогических программ, а также размещения в здании ДОУ ученических классов начальной школы.
Основные характеристики по составам и площадям помещений наиболее распространенных типовых проектов в Москве по сравнению с действующими нормами МГСН 4.07-96 приведены в Приложении 4, а по сравнению с минимальными допустимыми значениями в условиях реконструкции - в Приложении 5.
2.2 Предложения по реконструкции зданий ДОУ, построенных по типовым проектам
Vl-01 и VI-02 (представители 50-х годов строительства)
2.2.1 Здания дошкольных учреждений, построенные по типовому проекту VI-01, являются наиболее старыми из построенных в Москве по типовым проектам. Анализ планировочного потенциала здания показывает, что надстройка третьего этажа может дать две дополнительные групповые ячейки и удобно расположенное в центре этажа зальное помещение площадью около 90 м, с кладовой. В зал попадают непосредственно и с одной и с другой лестничной клетки. Расположение зала на третьем надстраиваемом этаже позволяет сделать его шириной 9 метров (пролет между двумя лестничными клетками). При неизменной планировке I и II этажей общая вместимость здания составит 7 групп. При этом центральная групповая ячейка второго этажа может иметь спальню 32 м: при полнокомплектной группе детей такую спальню лучше оборудовать двухъярусными, трансформируемыми или мобильными кроватками, либо сократить число детей в ней до 15.
2.2.2 На втором этаже здания - вместо дневной группы (без спального помещения) может быть удачно решено рекреационное пространство между двумя лестницами, а на месте групповой комнаты дневной группы - универсальное классное помещение. В зависимости от выбранного дошкольным учреждением приоритетного направления развития детей эта площадь (около 60 м) вместе с кладовой (помещение бывшей туалетной) может использоваться как:
класс математики (компьютерный), изостудия, комната ручного труда или два кабинета по 30 м для занятий по подгруппам и изучения иностранного языка - в общеразвивающих дошкольных учреждениях;
как физиокабинет, в том числе с организацией гидропроцедур - для оздоровительных дошкольных учреждений;
как три комнаты коррекции - если дошкольное учреждение создается как компенсирующее.
Удобная связь этих помещений с рекреационным межлестничным пространством в компенсирующих дошкольных учреждениях может выполнять роль раздевальной с местами для отдыха после процедур или ожидания, т.к. дети на процедуры приглашаются в течение всего дня, в том числе с прогулок.
Вместимость ДОУ в этом случае при надстраивании третьего этажа составит 6 групп, при неизменной этажности - 4 группы.
2.2.3 В общеразвивающем дошкольном учреждении рекреация сама может использоваться как помещение для занятий.
2.2.4 Если по заданию на проектирование в здании будут предусмотрены 1-2 ясельные группы, их целесообразно разместить на первом этаже, возможно, с организацией пристроенных открытых террас с навесами.
2.2.5 При варианте реконструкции с выходом за границы площади застройки (пристраиваемые объемы), можно рекомендовать устройство полукруглого, треугольного или прямоугольного в плане объема, вступающего из плоскости стены со стороны главного фасада на уровне 2-го (2-го и 3-го) этажа, а также блок-пристройку, соединяемую с основным зданием переходом. Пристройку лучше решить надземной, поднятой на опорах в уровне 1-го этажа, чтобы сохранить естественное освещение помещений по первому этажу, подходы и входы в здание, фундаменты, сети.
При трехэтажном варианте здания (когда третий этаж предусматривается идентичным второму) пристройку можно предусмотреть двухэтажной, содержащей зал, помещения для специализированных занятий и бассейн, а в двухэтажном варианте здания пристройку целесообразно ограничить одним этажом, а состав ее помещений - залом и парой помещений для специализированных занятий (в зависимости от приоритетной программы ДОУ).
2.2.6 Варианты модернизации и реконструкции здания типа VI-01 и VI-02 показаны на рис.11, вариант применения блока-пристройки к этому зданию - на рис.12.
2.3 Предложения по реконструкции зданий ДОУ, построенных по типовому проекту VI-13
(представитель 50-х годов строительства)
2.3.1 Здания ДОУ, построенные по типовому проекту VI-13, содержат групповые ячейки без спальных помещений. Дефицит площади при сохранении проектной вместимости здания 12 групп составляет 1000 м, т.е. 50 % от предусмотренных по проекту. В зданиях нет залов для музыкальных и гимнастических занятий, а площади пищеблока, постирочной, группы медицинских помещений - недостаточны.
2.3.2 При сохранении проектной вместимости здания и нормативной наполняемости детских групп прежде всего следует предусмотреть пристроенные спальни: по первому этажу выходящими вперед, чтобы не загораживать входы в здание, по второму этажу их можно разместить сбоку от групповых, обеспечивая угловое проветривание в групповых и дополнительную возможность противопожарной эвакуации через соседний блок с детскими группами (рис.13).