ПБ При геологоразвед. работах, часть 8


В стволах (на участках стволов), где направляющие отсутствуют, скорость движения бадей при спуске и подъеме людей не должна превышать 1 м/с, а в шурфах скорость движения бадей или седел - не более 0,3 м/с.


При осмотре ствола скорость движения подъемных сосудов должна быть не более 0,3 м/с.


6.8.19. Наибольшая скорость подъема и спуска грузов в клетях по стволам разведочных шахт определяется проектом. При подъеме и спуске грузов в бадьях по направляющим скорость движения бадей не должна превышать 12 м/с, а в местах, где направляющие отсутствуют, - 2 м/с.


Скорость движения подъемных сосудов при спуске-подъеме подвешенных под ними грузов не должна превышать 1/3 номинальной скорости для данного подъема.


Скорость движения бадей при подъеме и спуске грузов в шурфах не должна превышать 1 м/с.


6.8.20. При механическом спуске и подъеме людей в бадьях (седлах) должны выполняться следующие условия:


а) на поверхности посадка людей в бадьи (седла) и выход из них должны производиться только на нижней приемной площадке при закрытых лядах и установленной на них бадье (остановленном седле), а на полках - когда борт бадьи находится на уровне раструба полка или пола этажа при наличии дверей в раструбе;


б) бадьи должны двигаться по направляющим или в отделениях, обшитых досками сплошь на всем протяжении; движение бадей без направляющих или без обшивки допускается только на расстоянии не более 20 м от забоя; при применении на проходке вертикальных выработок проходческих агрегатов (стволовых погрузочных машин, грейферов, шурфопроходческих кранов и др.) это расстояние может быть увеличено до 40 м; допускается также движение бадей без направляющих и без обшивки бадьевого отделения в выработках, закрепленных сплошной венцовой крепью, при глубине их не более 40 м, со скоростью не более 0,3 м/с;


в) запрещается спускаться и подниматься стоя или сидя на краю бадьи, а также в груженой бадье;


г) спуск и подъем в самоопрокидывающихся бадьях разрешается при наличии блокировки, обеспечивающей подъем бадьи не выше нижней приемной площадки;


д) при спуске и подъеме в шурфах обязательно применение предохранительных поясов;


е) над бадьями (седлами) должны быть подвешены зонты для предохранения рабочих от случайно падающих предметов.


6.8.21. В стволах шахт и шурфах, оборудованных лядами, при спуске и подъеме людей и грузов в бадьях, а также спуске и подъеме людей в седлах ляды должны открываться для прохода и закрываться после прохода этих средств.


6.8.22. Бадьи должны недогружаться породой до верхней кромки не менее чем на 10 см. Лесоматериалы и инструменты, выступающие над бортами бадьи, при спуске или подъеме, должны быть прочно привязаны к прицепному устройству или подъемному канату. Запрещается спускать в бадьях предметы длиной более 2 м; для их спуска должны применяться специальные серьги или контейнеры. Погрузка материалов в бадью, подвешенную на канате, и подвеска длинномерных материалов и оборудования к серьге должны производиться при закрытых лядах.


6.8.23. Запрещается эксплуатация бадей вместимостью свыше 0,2 м, если на борту бадьи отсутствуют предохранительные кулачки (упоры) - по два с каждой стороны для поддержания опущенной дужки на высоте не менее 40 мм от борта бадьи.


6.8.24. При применении ручных воротков обязательно выполнение следующих требований:


а) спуск и подъем людей и грузов должен производиться не менее чем двумя рабочими;


б) спуск или подъем разрешается одновременно только одного человека в седле или бадье;


в) снятие и подвешивание бадей должно осуществляться безопасно для занятых при этом рабочих и работающих в шурфе;


г) наличие устройства для подачи сигнала из выработки на поверхность.


6.8.25. Во время движения подъемных сосудов рабочим запрещается выходить из горизонтальной выработки в подъемное отделение ствола шахты или шурфа. Ствол шахты или шурф должны быть отделены от других выработок на каждом горизонте металлическими предохранительными решетками.


6.8.26. Во время работы клетевой подъемной установки на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания должен находиться рукоятчик-сигналист, а в околоствольном дворе действующего горизонта - стволовой.


6.8.27. При спуске и подъеме в клетях (бадьях) люди должны беспрекословно выполнять требования рукоятчика-сигналиста и стволового, последние должны находиться на той стороне клети, с которой люди входят в клеть или выходят из нее.


Запрещается:


а) посадка людей в клети (бадьи) и выход из них после сигнала;


б) переход людей через подъемное отделение ствола.


Для перехода с одной стороны околоствольного двора на другую должна быть пройдена обходная выработка.


Разрешается устройство перехода под лестничным отделением.


Допускается спуск-подъем людей с промежуточных горизонтов при отсутствии на них стволовых при соблюдении следующих условий:


а) на горизонтах не производится прием и выдача грузов;


б) на горизонтах имеется рабочая сигнализация машинисту подъемной машины и рукоятчику-сигналисту, а также прямая телефонная связь с ними;


в) в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации рукоятчику-сигналисту и машинисту подъемной машины, а также телефонная связь с ними.


6.8.28. Запрещается совместный в одной клети (бадье), а также одновременный в разных клетях (бадьях) спуск и подъем людей и грузов.


6.8.29. Клети для спуска и подъема людей должны быть снабжены парашютами.


Испытания шахтных парашютов должны проводиться не реже одного раза в полгода в соответствии с требованиями по эксплуатации и испытаниям.


6.8.30. Одноклетевые подъемы с противовесом для подъема и спуска людей и грузов должны удовлетворять следующим требованиям:


а) подъемный канат противовеса должен быть одинаковым с подъемным канатом клети по диаметру и запасу прочности; в отношении надзора и испытания к нему должны предъявляться те же требования, что и к канату клети;


б) масса противовеса грузо-людских подъемов должна быть равна массе клети плюс половина массы максимального расчетного груза, который поднимается в данной клети. В отдельных случаях на грузо-людских подъемных установках допускается уменьшение массы противовеса до значения, равного массе клети с порожними вагонетками;


в) противовесы должны перемещаться по направляющим и быть отделены от клетьевого отделения прочными перегородками, предотвращающими попадание противовеса при его обрыве в клетевое отделение ствола.


6.8.31. Зазоры между подъемными сосудами и крепью или элементами армировки в вертикальных стволах шахт должны соответствовать размерам, приведенным в табл. 2. Зазоры между бадьевой и стенкой (крепью) в шурфах должны быть не менее 200 мм.


Таблица 2


Допустимые зазоры между подъемными сосудами и крепью или элементами армировки в вертикальных стволах

Вид крепи ствола

Вид и расположение элементов армировки

Наименование зазора

Минимальная величина зазора, мм

Примечание

Деревянная, бетонная

Деревянные проводники с одно- и двусторонним расположением

Между подъемным сосудом и крепью

200

В случае особо стесненного расположения подъемных сосудов в стволе с деревянными проводниками допускается зазор не менее 150 мм, если наиболее выступающая часть сосуда отстоит от оси проводников не более чем на 1 м

Бетонная

Металлические проводники с одно- и двухсторонним расположенением

То же

150

-

Деревянная, бетонная

Металлические и деревянные расстрелы, не несущие проводников

Между расстрелами и подъемными сосудами

150

При особо стесненном расположении подъемных сосудов в стволе этот зазор может быть уменьшен до 100 мм

Деревянная, бетонная

Деревянные и металлические проводники с одно- и двусторонним расположением

Между расстрелами и выступающими частями подъемных сосудов, удаленных от оси проводников на расстояние до 750 мм

40

При наличии на подъемном сосуде выступающих разгрузочных роликов зазор между роликом и расстрелом должен быть увеличен на 25 мм

То же

Между наиболее выступающими и удаленными от центра частями сосуда и расстрелом с учетом износа проводников и башмаков на сосуде и возможного поворота сосуда

25

Для проектируемых шахт

Деревянная, бетонная

Металлические проводники с одно- и двусторонним расположением

Между наружной кромкой башмака подъемного сосуда и скобой для крепления проводника к расстрелу с учетом износа проводников и башмаков на сосуде

20

Для проектируемых шахт

Деревянные проводники с одно- и двусторонним расположением

Между наружной кромкой башмака подъемного сосуда и расстрелом, к которому прикреплен проводник

60

То же

Деревянные и металлические проводники с одно- и двусторонним расположением

Между клетью и элементами посадочных устройств

60

Для проектируемых шахт

То же

Между рельсами приемных площадок и клетей

35

То же

Деревянная

Канатные проводники проходческого подъема

Между бадьей или направляющей рамкой бадьи и крепью

250

Бетонная

То же

То же

200

Деревянная, бетонная

Канатные проводники проходческого подъема

Между бадьей или направляющей рамкой бадьи и расстрелом

250

Деревянные проводники проходческого подъема

Между наружной кромкой направляющей рамки бадьи и расстрелом, к которому прикреплен проводник

60

То же

Между бадьей и проводником

40


6.8.32. Зазор между движущимися бадьями и выступающими частями трубопроводов должен быть не менее: в стволах шахт - 400 мм, в шурфах - 200 мм.


6.8.33. Зазор между рабочими направляющими башмаками скольжения подъемного сосуда (противовеса) и контактными поверхностями проводников при их установке не должен превышать для металлических (рельсовых) проводников 5 мм и для деревянных - 10 мм на каждую сторону.


Башмаки скольжения либо их сменные вкладыши подлежат замене при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на каждую сторону.


Суммарный износ башмаков и проводников на каждую сторону не должен превышать при рельсовых проводниках - 10 мм, при деревянных-18 мм.


Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть не менее: для рельсовых проводников - 60 мм, для деревянных проводников - 70 мм.


Внутренний диаметр новых втулок направляющих муфт для канатных проводников при их установке должен быть на 5 мм больше диаметра проводникового каната. Не допускается эксплуатация направляющих муфт при износе втулок более 15 мм по диаметру.


6.8.34. Проводники подлежат замене при износе: рельсовые - свыше 8 мм на каждую сторону; деревянные - свыше 15 мм на каждую сторону; канатные - при износе на 15 % и более номинального диаметра каната или более чем на половину диаметра наружных проволок.


Износ полки, соединяющей головку рельсовых проводников с подошвой, допускается не более чем на 25% номинальной ее толщины.


При парашютах "резания" деревянные проводники подлежат замене, если суммарный износ боковых сторон превышает 20 мм.


Полная инструментальная проверка износа проводников должна производиться на каждом ярусе армировки: при металлических проводниках через 1 год, при деревянных - через 6 месяцев.


6.8.35. Высота переподъема должна быть для клетевых подъемных установок при скорости подъема до 3 м/с включительно - не менее 4 м, а при скорости подъема свыше 3 м/с - не менее 6 м; для бадьевых подъемных установок при спуске и подъеме людей - не менее 4 м, при спуске и подъеме грузов - не менее 2,5 м; для скиповых подъемных установок - не менее 2,5 м.


Высотой переподъема следует считать:


а) для неопрокидных клетей - высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра;


б) для скипов - высоту, на которую может свободно подняться скип от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната ободом направляющего шкива или отдельных частей скипа с элементами копра;


в) для бадей с людьми - высоту, на которую может свободно подняться бадья, находящаяся над лядами нижней приемной площадки в нижнем положении, обеспечивающем беспрепятственное закрытие этих ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с элементами копра;


г) для бадей с грузом - высоту, на которую может свободно подняться бадья, находящаяся над лядами верхней приемной площадки в нижнем положении, обеспечивающем беспрепятственное закрытие этих ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с элементами копра.


Примечание. Для действующих бадьевых подъемных установок допускается отсчитывать высоту переподъема от положения бадьи на уровне соответствующей приемной площадки.


6.8.36. Высота переподъема для шурфовых кранов и агрегатов, а также для применяемых при проходке вертикальных выработок других грузоподъемных механизмов при скорости подъема груза до 1 м/с и людей в седлах - до 0,3 м/с должна быть не менее 1 м.


В этих случаях высотой переподъема следует считать:


а) для седел - высоту, на которую может свободно подняться седло с человеком из нижнего (над лядами) положения, обеспечивающего беспрепятственное и безопасное закрытие ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки защитного зонта с ободом шкива или с элементами стрелы крана (агрегата);


б) для бадей с грузом или грейферов, отводимых в сторону после подъема из выработок, - высоту, на которую может свободно подняться бадья (грейфер) от устья выработки до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом шкива или элементами стрелы крана (агрегата);


в) для бадей, поднимаемых шурфовыми кранами, оборудованными устройством для механизированной разгрузки, - высоту, на которую может свободно подняться бадья, установленная на разгрузочном устройстве, до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом шкива или элементами стрелы крана.


6.8.37. Угол отклонения (девиации) струны каната на направляющих шкивах подъемных установок и барабанах подъемных машин, а также шурфопроходческих кранов не должен превышать 1°30’, а на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих лебедок - 2°30’.


Угол наклона струны канатов к горизонту для подъемных установок вертикальных стволов должен быть не менее 30° при ее длине свыше 45 м. В отдельных случаях при обосновании в проекте этот угол может быть снижен.


Длина струны каната без поддерживающих роликов должна быть, как правило, не более 65 м: при угле наклона струны к горизонту свыше 45° допускается увеличение ее длины до 75 м.


6.3.38. Все верхние промежуточные и нижние приемные площадки вертикальных стволов, по которым производится подъем и спуск грузов в вагонетках, должны быть оборудованы стопорными устройствами, предотвращающими произвольное скатывание вагонеток в ствол.


6.8.39. Подъемные сосуды, прицепные устройства, парашюты, направляющие башмаки, проводники, кулаки, копровые шкивы, подъемные машины (лебедки) и другие элементы подъемной установки должны ежесуточно осматриваться и проверяться специально назначенным лицом и не реже одного раза в месяц главным механиком партии (экспедиции) или лицом, выполняющим его обязанности.


Если при осмотре будут обнаружены неисправности, представляющие опасность для людей или груза, спуск и подъем должны быть немедленно прекращены.


Результаты осмотра записываются в "Журнал осмотра подъемной установки" (см. прил. 7).


6.8.40. Деревянные копры должны осматриваться комиссией, назначаемой начальником партии (экспедиции), два раза в год, а металлические - один раз в год, с составлением акта о результатах осмотра.


Канаты, подвесные и прицепные устройства для спуска и подъема людей и грузов в вертикальных и наклонных выработках


6.8.41. Для подъемных установок в стволах разведочных шахт (в шурфах) должны применяться стальные канаты согласно ГОСТ или техническим условиям.


6.8.42. Для спуска и подъема людей при проходке стволов разведочных шахт должны применяться малокрутящиеся канаты или однослойные круглопрядные нераскручивающиеся канаты крестовой свивки.


6.8.43. Подъемные канаты для ручного и механизированного подъема при навеске должны иметь коэффициент запаса прочности не менее:


9,0 - для спуска и подъема людей;


7,5 - для спуска и подъема людей и грузов;


6,5 - для спуска и подъема грузов;


6,0 - для подвески в стволах насосов, труб водоотлива, полков, проходческих агрегатов, спасательных лестниц;


5,5 - для подвески грейферных грузчиков в стволе;


5,0 - для канатных проводников проходческих подъемных установок, а также подвески в стволах опалубок, труб вентиляции и сжатого воздуха, кабелей и др.;


3,0 - для оттяжки мачт и опор временно действующих кранов (со сроком работы до одного года) .


6.8.44. Все шахтные подъемные канаты (за исключением канатов на грузовых наклонных подъемах с уклоном менее 30°), а также канаты для подвески полков, спасательных лестниц и проходческих люлек перед навеской должны быть испытаны на канатно-испытательных станциях.


Все остальные канаты, размещаемые в стволах, а также канаты всех других установок и механизмов перед навеской не испытываются. Навеска этих канатов производится по данным заводского акта-сертификата.


Резервный испытанный канат перед навеской может вторично не испытываться, если срок хранения его не превышает 12 месяцев.


6.8.45. Канаты, испытанные перед навеской, должны повторно испытываться в следующие сроки:


а) через каждые 6 месяцев для людских и грузо-людских подъемных установок, а также для проходческих люлек;


6) через 12 месяцев после навески, а затем через каждые 6 месяцев для грузовых и передвижных подъемных установок, а также для спасательных лестниц;


в) через 6 месяцев после навески, а затем через каждые 3 месяца - подъемные многопрядные неоцинкованные малокрутящиеся канаты (грузовые и грузо-людские).


Канаты для подвески полков повторно не испытываются.


Для испытания каната отрезается конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний отрезается кусок каната длиной 1,5 м над последним жимком запанцировки.


Каждый образец каната, направляемый на испытание, должен быть снабжен копией заводского паспорта и ярлыком. На ярлыке должны быть указаны экспедиция, партия, дата навески, отрезки и отправки на испытание, диаметр каната, заводской номер, ГОСТ или технические условия.


Свидетельство об испытании каната сохраняется в экспедиции, партии в течение всего срока службы каната.


6.8.46. Подъемный канат должен быть заменен, если при повторном его испытании запас прочности окажется ниже 7-кратного для людских подъемов, 6-кратного для грузо-людских подъемов и проходческих люлек и ниже 5-кратного для грузовых подъемов, передвижных подъемных установок и спасательных лестниц; если суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25 % и более общей площади поперечного сечения всех проволок каната.


6.8.47. Каждый подъемный канат ежесуточно должен подвергаться тщательному осмотру по всей длине при скорости движения его не более 0,3 м/с, при этом определяется общее число обрывов проволок по всей длине каната. Кроме того, еженедельно должен производиться дополнительный осмотр каната с подсчетом числа обрывов проволок на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах.


Канаты при эксплуатации должны смазываться специальной канатной смазкой. Перед смазкой канат должен быть очищен от грязи и старой смазки.


6.8.48. Детальный осмотр каната производится ежемесячно, при этом поверхность каната очищается от корок затвердевшей смазки и внимательно осматриваются места, где скорее всего можно ожидать повреждений (под коушем, жимками и т.д.) и имеется наибольшее число оборванных проволок. Указанные места должны осматриваться при неподвижном канате. Концы оборванных проволок, выступающие из каната, должны откусываться.


Если при осмотре каната окажется, что на каком-либо участке, равном шагу свивки, число обрывов проволок составляет 5 % и более от их общего числа в канате, то канат должен быть заменен.


Если число обрывов проволок достигает на шаге свивки 5 % и более в месте крепления его к коушу прицепного устройства, то разрешается конец каната с оборванными проволоками отрубить и снова закрепить канат на коуше.


При концевой откатке по наклонным выработкам с уклоном до 30° канат должен быть заменен, если количество обрывов проволок на шаге свивки будет 10 % и более от общего их числа.


6.8.49. В случае экстренной нагрузки на канат (зажатие клети или бадьи в проводниках, резкая остановка машины и т.д.) спуск или подъем должны быть немедленно прекращены для осмотра каната. Если канат поврежден или диаметр его уменьшился на 5 % и более от первоначального диаметра (на участке, подвергшемся экстренной нагрузке) , он должен быть заменен.


6.8.50. Результаты осмотра канатов должны быть в тот же день занесены в "Журнал осмотра подъемных канатов и их расхода" (см. прил. 8). В журнал должны заноситься все случаи повреждения канатов.


6.8.51. Запрещается эксплуатация канатов с порванными прядями, с узлами, "жучками" и канатов, получивших утонение во время работы на 10 % и более от первоначального диаметра.


Счаленные канаты допускается применять только для откатки грузов по горизонтальным и наклонным выработкам с углом наклона до 30°.


6.8.52. В качестве канатных проводников шахтных проходческих подъемных установок необходимо применять однослойные круглопрядные нераскручивающие канаты крестовой свивки с металлическим или органическим сердечником, а также многопрядные малокрутящиеся канаты, имеющие наружные проволоки диаметром не менее 1,5 мм.


6.8.53. Запрещается применять для подвески проходческого оборудования спиральные канаты одинарной свивки из круглых проволок, а также в качестве канатных проводников закрытые подъемные канаты.


6.8.54. Канаты для подвески проходческого оборудования и канатные проводники проходческого подъема должны осматриваться один раз в неделю специально выделенным лицом, два раза в месяц механиком партии и один раз в месяц главным механиком экспедиции. Канаты осматриваются при скорости движения бадьи не более 0,3 м/с. Не реже одного раза в месяц должен производиться осмотр канатов ужимков и коушей из неподвижной бадьи. Результаты осмотра заносятся в "Журнал осмотра проходческих лебедок и их канатов".


Форма журнала устанавливается главным инженером экспедиции.


6.8.55. Канаты для подвески проходческого оборудования (кроме полковых и проводниковых) должны быть заменены, если на каком-либо участке, равном шагу свивки, количество оборванных проволок достигает 10 % и более общего числа проволок каната.


Канаты для подвески полков должны быть заменены, если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число обрывов проволок достигает 5 % и более общего числа проволок или если уменьшение диаметра каната за время работы составляет 10 % и более номинального диаметра.


Проводниковые канаты проходческого подъема должны быть заменены:


а) если на одном шаге свивки обнаружено 10 % и более оборванных проволок;


б) при наличии порванной пряди;


в) при износе канатных проводников на 15 % и более от номинального диаметра каната или на 50 % и более диаметра наружных проволок.


6.8.56. Канаты для подвески грейферных грузчиков должны осматриваться один раз в сутки специально выделенным лицом. Канаты грузчиков должны быть заменены при наличии 5 % и более обрывов проволок на шаге свивки или уменьшении диаметра каната на 10% и более от номинального.


6.8.57. Предельный срок службы канатов для подвески в стволах проходческого оборудования, а также проводников канатов проходческого подъема устанавливается в три года.


6.8.58. Подвесные и прицепные устройства подъемных сосудов должны изготавливаться в соответствии с ГОСТ или техническими условиями. Для стволов шахт подвесные и прицепные устройства должны иметь маркировку с указанием заводского номера и даты изготовления.


Для бадей вместимостью до 0,18 м допускается применение специальных прицепных устройств с крюком, изготовленным из полосовой или листовой стали и надежно предохраняющим канат от перетирания, а также прицепных устройств спирального типа.


Прицепное устройство бадей должно иметь приспособление, надежно закрывающее зев крюка и исключающее самопроизвольное его открытие.


Соединение подвесных устройств (крюков) полков, насосов, трубопроводов и другого оборудования с канатом должно исключать возможность их самопроизвольного разъединения.


6.8.59. Клети должны иметь двойную независимую подвеску: рабочую и предохранительную. Предохранительная подвеска может быть выполнена из цепей.


6.8.60. Запасы прочности подвесных и прицепных устройств (по отношению к расчетной статической нагрузке) при навеске должны быть не менее:


а) 13-кратного для подвесных устройств людских подъемных установок, а также прицепных устройств и дужек проходческих бадей;


6) 10-кратного для подвесных устройств подъемных сосудов на грузовых и грузо-людских подъемных установках вертикальных и наклонных выработок; подвесные устройства грузо-людских подъемных установок должны обеспечивать 13-кратный запас прочности по отношению к массе подъемного сосуда и максимально спускаемого количества людей;


в) 10-кратного для подвесных устройств полков, насосов, трубопроводов и другого проходческого оборудования;


г) 6-кратного для подвесных устройств канатных проводников на проходческих подъемных установках;


д) 4-кратного по отношению к пределу текучести материала для прицепных проходческих устройств спирального типа.


6.8.61. При проведении вертикальных и наклонных выработок, где производится подъем и спуск людей и грузов, подвесные и прицепные устройства подъемных сосудов перед навеской должны быть испытаны на двойную концевую нагрузку. Такие же испытания производятся не реже одного раза в полугодие.


Результаты испытаний должны заноситься в "Журнал осмотра подъемной установки" (см. прил. 7).


6.8.62. Подвесные устройства клетей должны заменяться новыми не реже, чем через пять лет, а прицепные устройства бадей для стволов разведочных шахт - через два года со дня начала эксплуатации.


Прицепные устройства бадей для проходки шурфов (шурфовых кранов) должны заменяться новыми при износе рабочего сечения крюка в зеве на 10 % первоначальной величины сечения или при суммарном износе шарнирных соединений его конструкции более 4 мм; охватывающие детали шарнирных соединений подлежат замене при износе их отверстия более чем на 2 мм.


6.8.63. Дужки бадей подлежат замене через два года со дня начала эксплуатации.


Дужка бадьи подлежит также замене при износе ее проушины на 5 % и более диаметра оси или ремонту при износе сменной втулки в проушине на ту же величину. Суммарный износ проушины или сменной втулки дужки и оси, соединяющей ее с бадьей, не должен превышать 10 % диаметра оси.


Подъемные машины и проходческие лебедки


6.8.64. Отношение наименьшего диаметра органа навивки или шкива к диаметру каната должно быть не меньше:


а) для направляющих шкивов и барабанов подъемных машин, установленных на поверхности, - 60;


б) для направляющих шкивов и барабанов подъемных машин, установленных в подземных выработках, а также проходческих подъемных машин, проходческих кранов, подъемников и передвижных агрегатов - 40;


в) для направляющих шкивов и барабанов проходческих лебедок, предназначенных для подвески полков, трубопроводов, подвесных насосов и т.п. - 20.


6.8.65. Конец каната должен крепиться специально предусмотренным конструкцией машины устройством внутри барабана. В месте прохождения через обечайку канат не должен деформироваться краями щели.


Запрещается прикреплять конец каната непосредственно к валу барабана.


6.8.66. Для ослабления натяжения каната в месте его крепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трения, если барабан футерован деревом или прессмассой, и не менее пяти витков трения, если барабан не футерован фрикционными материалами. Кроме витков трения должны быть запасные витки для периодических испытаний каната, которые могут располагаться как на поверхности барабана, так и внутри его на бобинах.


6.8.67. Для грузо-людских механических подъемов на разведочных шахтах и шурфах допускается двух-трехслойная навивка канатов на барабан при соблюдении следующих условий:


а) реборды барабана должны выступать над верхним рядом не менее чем на 2,5 диаметра каната;


б) навивочная поверхность барабанов подъемных машин должна иметь спиральные канавки для укладки витков нижнего ряда каната (на подъемы в шурфах это требование не распространяется);


в) за критическим участком каната длиной в четверть последнего витка нижнего ряда (переход на верхний ряд) должно вестись усиленное наблюдение (учет разорванных в этом месте проволок) и производиться передвижение каната на четверть витка через каждые 2 месяца.


Многослойная навивка канатов на барабан разрешается на передвижных подъемных установках (лебедки шурфопроходческих агрегатов, шурфопроходческих кранов и др.), на тихоходных лебедках со скоростью движения каната не более 0,35 м/с (грузовые проходческие лебедки и лебедки для спасательных лестниц), а также на лебедках с ручным приводом.


Барабаны проходческих лебедок должны иметь реборды с двух сторон, выступающие над верхним слоем навивки не менее чем на 1,5 диаметра каната, а для лебедок спасательных лестниц - не менее чем на 2,5 диаметра каната.

Закрыть

Строительный каталог