Проектирование вокзалов 1997, часть 4
4.2.6. Методические рекомендации по расчету пропускной способности и вместимости аэровокзалов изложены в соответствующих нормативно-технологических документах [11 ] . При этом основными требованиями при проектировании помещений зданий аэровокзалов являются следующие: в малых аэровокзалах пассажирские помещения следует предусматривать как единый зал универсального использования; средние аэровокзалы должны иметь специализированные операционные зоны и зоны ожидания; в больших и крупных аэровокзалах следует сочетать специализированные по направлениям и составу потоков пассажиров операционные залы и залы ожидания.
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЯ
И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ВОКЗАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
5.1. Объемно-планировочные решения зданий вокзалов должны соответствовать следующим общим требованиям;
а) обеспечивать взаимосогласованную организацию движения пассажиров и посетителей с разделением, главным образом, в больших и крупных вокзалах потоков прибытия и отправления, а также потоков дальних, местных, транзитных и пригородных пассажиров;
б) предусматривать расположение операционных помещений и устройств (справочное бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и др.) приближенно к главным путям движения основных потоков пассажиров;
в) предусматривать расположение помещений, предназначенных для ожидания пассажиров, а также предприятий общественного питания и торгово-бытового обслуживания пассажиров приближенно к перрону с отделением соответствующих помещений и зон от главных путей движения пассажиров;
г) предусматривать расположение комнат длительного ожидания, в том числе предназначенных для инвалидов, а также комнат матери и ребенка изолированно от наиболее шумных помещений и зон вокзала, возможно даже с устройством для соответствующих категорий пассажиров специальных выходов на перрон;
д) обеспечивать удобства эксплуатации для персонала, а также перронных бригад с устройством для них отдельных выходов на перрон.
Помещения вокзалов различного назначения подразделяются на три группы:
а) пассажирские основного назначения;
дополнительного обслуживания пассажиров;
в) служебные и вспомогательные .
5.3. Пассажирские помещения основного назначения включают вестибюль, кассовый зал, зал ожидания, комнаты для пассажиров с детьми, кассы билетные и багажные, справочное бюро, камеры хранения ручной клади.
Операционные помещения — вестибюли-конкорсы и распределительные залы, кассовые залы, багажные отделения — рекомендуется группировать преимущественно со стороны города. Эти помещения должны иметь достаточный фронт устройств для проведения соответствующих операций, а также удобные взаимосвязи с залами ожидания, привокзальной площадью и перроном. Почтовые отделения с телеграфом, междугородными и внутригородскими телефонами, торговые прилавки и киоски располагаются рядом с основными пассажирскими помещениями (рис. 21,22).
1 — вокзал-мост; 2 — площадь-мост; 3 — «административно-гостиничные корпуса; 4 — бюро; 5 — станции метро; 6 — автовокзал; 7— библиотека; 8 — улица Ля-Вийетт, 9 — бульвар Вильер Мерль; 10 — тоннели
Рис. 21. Железнодорожный вокзал Пардье в Лионе, Франция
ФАСАД СО СТОРОНЫ ПУТЕЙ
ПЛАН ПЕРВОГО ЭТАЖА
1 — пассажирский зал; 2 — зал ожидания; 3 — кафе; 4 — кассы; 5 — багажное отделение; 6 — почтамт, 7 — хозяйственный двор; 8 — платформы; 9 — привокзальная площадь; 10 — автостанция
Рис. 22 Железнодорожный вокзал в г. Сольнок, Венгрия (архитектор В. Шнеллер)
5.3.2. Билетные кассы целесообразно располагать группами, объединяя их по категориям пассажиров. В больших и крупных вокзалах билетные кассы оборудуются билетопечатающими машинами и диспетчерской связью. Расстояние между осями билетных касс. как правило, не должно превышать 2 м, а для пригородных касс — 1,8м. Перед билетными кассами необходимо предусматривать свободную зону накопления пассажиров (глубиной не менее 3—4 м). Автоматы для продажи билетов устанавливаются по пути следования пассажиров отправления.
5.3.3. Залы ожидания рекомендуется проектировать удобно связанными с вестибюлем-конкорсом, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, как правило, в одном с ними уровне, а также с залами, размещенными в подземном уровне и на втором (антресольном) этаже. Такие приемы должны быть оправданы расчетными объемами движения, рельефом или композиционными соображениями и требуют устройства специальных тоннелей для пассажиров или галерей, балконов, мостиков и трапов для обеспечения удобного перехода на платформу железнодорожного или автобусного вокзала, на борт речного или морского судна или в кабину самолета без неоправданных перемещений пассажиров по вертикали.
В больших и крупных вокзалах может быть оправдано устройство одного или нескольких залов ожидания для различных категорий пассажиров (например, транзитных пассажиров, военнослужащих, пассажиров с детьми и др.).
5.3.4. Операционные помещения и помещения для ожидания часто объединяют в едином пространстве (зале) с обеспечением его функционального зонирования при помощи стационарных или передвижных рекламных стендов, кабин телефонов-автоматов, торговых киосков, секционной мебели, декоративного озеленения и других приемов.
5.3.5. В вокзалах, расположенных в южных климатических районах (IIIА, IIIБ, IIIВ, IVГ), как правило, используют открытые пространства (плоские кровли, балконы, террасы, навесы, солнцезащитное озеленение) для отдыха и ожидания пассажиров в наиболее напряженные по пассажиропотоку летние дни. Такие пространства и устройства обычно рассчитываются не менее чем на 25% сверх общего расчетного числа пассажиров и посетителей.
5.3.6. Камеры хранения ручной клади рекомендуется располагать вблизи путей следования пассажиров прибытия в местах, удобных для использования пассажирами.
В малых и средних вокзалах хранение ручной клади, как правило, обеспечивается преимущественно в автоматических камерах хранения; хранение громоздких вещей — в багажных помещениях. В больших и крупных вокзалах не менее 80% ручной клади, как правило, должно обеспечиваться автоматическими камерами хранения, которые по возможности должны располагаться в одном помещении.
Багажные помещения рекомендуется проектировать с учетом удобства сортировки, комплектования, погрузки и выгрузки багажа, складских, почтовых и других аналогичных операций. Багажные помещения обычно имеют подъезды для грузовых и специальных автомобилей со стороны привокзальной площади и для электрокар или других средств перемещения багажа и грузов со стороны перрона (причала, аванперрона) и оборудуются специальными устройствами для механизации погрузоразгрузочных работ. В малых вокзалах рекомендуется совмещение камеры хранения и багажного отделения в одном помещении.
Багажные кассы и автоматы для оплаты за хранение ручного багажа должны размещаться вблизи от мест хранения.
5.4. В помещения дополнительного попутного обслуживания пассажиров включают помещения для посетителей предприятий общественного питания, буфетные стойки, пассажирские залы, комнаты длительного пребывания пассажиров, медицинский пункт, отделение связи (почта, телеграф, телефон), торговые киоски, парикмахерские, уборные, курительные.
5.4.1. Залы ресторана, кафе, столовых-закусочных или буфетов должны проектироваться непроходными и располагаться, как правило, смежно с залами ожидания. В малых вокзалах следует предусматривать преимущественно буфеты, в средних и больших вокзалах — кафе и столовые-закусочные, в крупных вокзалах (помимо перечисленных предприятий)— рестораны.
Площади помещений (обеденных залов) предприятий общественного питания следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.02-89* в зависимости от вместимости (пропускной способности) вокзала, его места расположения, контингента обслуживаемых пассажиров и принятых на вокзале видов учреждений питания.
5.4.2. Комнаты длительного отдыха пассажиров, комната матери и ребенка, а также помещения для отдыха эксплуатационного персонала размещаются изолированно от основных потоков пассажиров и, как правило, на втором или третьем этаже. Комнаты отдыха пассажиров, размещаемые в вокзале, следует проектировать в соответствии с нормами технологического проектирования вокзалов.
5.4.3. В больших и крупных вокзалах необходимо предусматривать медицинский пункт с удобными входами в него со стороны перрона.
5.4.4. Размещение помещений отделений связи (почта, телеграф, телефон), транспортных агентств, справочных бюро, как правило, определяется технологическими требованиями.
5.4.5. Торговые киоски для продажи минеральной воды, чая, кофе, бутербродов, книг, газет, журналов, кондитерских и аптекарских товаров, сувениров должны примыкать к основному залу ожидания или располагаться непосредственно в нем.
5.4.6. В пассажирских зданиях предусматриваются раздельные санитарные узлы (мужские и женские). Санитарные узлы должны располагаться так, чтобы из них не было непосредственного выхода в пассажирские залы. В больших и крупных вокзалах кроме умывальников следует предусматривать душевые кабины размером 100х200 см. Площади и размеры санитарных узлов рекомендуется соотносить с нормами (как справочным материалом) отмененного СНиП 2.08.02-85, а также действующего СНиП 2.09.04-87.
На территории железнодорожной станции, пассажирского района морского или речного порта, перрона автовокзала рекомендуется устройство дополнительных наружных санитарных узлов для летнего периода. В тех случаях, когда на прилегающей к перрону территории вокзала невозможно запроектировать общественные туалетные, санитарные узлы вокзала рассчитывают по максимальному суточному пассажиропотоку.
5.4.7. Парикмахерские, подсобные, курительные и другие помещения бытового обслуживания пассажиров размещаются вблизи пассажирских залов и имеют удобную с ними связь.
5.4.8. Курительные комнаты (одна или несколько) располагаются рядом с санитарными узлами и не должны быть проходными.
5.4.9. В больших и крупных вокзалах предусматриваются помещения для срочного ремонта обуви, одежды, часов, заправки авторучек и других услуг.
5.4.10. В крупных вокзалах, обслуживающих транзитных пассажиров, а также в больших и крупных аэровокзалах устраивают согласно заданиям на проектирование залы для просмотра кинофильмов и телепередач, лекционные и читательские залы, видеосалоны и др. Эти помещения рекомендуется приближать к зоне ожидания.
5.4.11. В вокзалах городов, являющихся административными центрами, допускается предусматривать представительские и депутатские комнаты. В вокзалах, расположенных в городах, имеющих культурно-историческое значение, как правило, предусматривают помещения для туристов, включая иностранных. Проектирование таких помещений в вокзалах осуществляется индивидуально в соответствии с заданием на проектирование.
5. 5. Служебные и вспомогательные помещения включают производственные, складские и вспомогательные помещения предприятий общественных) питания.
5.5.1. Административные помещения, связанные с обслуживанием пассажиров, рекомендуется приближать к вестибюлю и залам ожидания, служебные помещения., связанные с работой касс, помещения отдыха кассиров и комнату старшего кассира размещают при билетных кассах; другие административные и служебно-технические помещения вокзала Проектируют, как правило, в одном блоке. Служебные помещения станции, порта проектируются в комплексе вокзала с отдельным входом; помещение дежурного по станции и порту рекомендуется размещать, как правило, в одном уровне с пассажирскими платформами.
5.5.2. Диспетчерскую нередко размещают в здании вокзала, а также в отдельно стоявшем здании, преимущественно в больших вокзалах, для возможно более полного обозрения из нее перрона (железнодорожных путей, пассажирских причалов и акватории морского или речного порта, перрона автовокзала, территории аэропорта).
5.5.3. Блокировка зданий вокзалов со служебно-техническими, вспомогательными зданиями, помещениями, транспортными устройствами (багажными отделениями, постами электрической централизации, тепловыми пунктами, гаражами для автокар и легковых автомобилей, трансформаторными подстанциями и др.) рекомендуется во всех случаях, когда это не противоречит эксплуатационным, санитарно-гигиеническим требованиям и условиям плакировки и застройки вокзальных комплексов.
5.5.4. На пассажирской станции (в пассажирском районе) следует размешать гараж малой механизации, который может быть встроен в здание вокзала или сблокирован с другими зданиями.
5.5. 5. Вспомогательные сооружения (трансформаторные подстанции, насосные, вентиляционные устройства и т.п.), как правило, встраивают в здание вокзала. В случае необходимости строительства для вокзала самостоятельной котельной ее размещают в удалении от основных пассажирских помещений на расстоянии не более 200 м.
5.5.6. Для хранения мелкого уборочного инвентаря необходимо устраивать на каждом этаже вокзала кладовые из расчета 1,2 м2 на каждые 100 м2 полезной площади. Кладовые оборудуют мойками с подводной холодной и горячей воды.
5.5.7. Подсобные помещения ресторана, кафе, столовой-закусочной или буфета, как правило, имеют самостоятельный вход (желательно с торцевой стороны здания вокзала) для подвозки продуктов и вывозки отходов и тары.
5.5.8. Бытовые помещения для работников вокзала располагают обособленно от основных пассажирских помещений. Их следует проектировать в соответствии со СНиП 2.09.04-87 и штатным расписанием.
5.6. Конструктивные схемы вокзалов должны соответствовать совокупности конкретных градостроительных и природных условий, содержанию основных технологических процессов и наиболее прогрессивным методам индустриального строительства.
5.6.1. Основные пассажирские помещения рекомендуется проектировать с минимальным количеством опор, обеспечивающих организацию беспрепятственного движения основных потоков пассажиров и допускающих изменения при эксплуатации отдельных помещений и залов с их многовариантным зонированием и трансформацией, а также достройку или надстройку здания вокзала в случае возникновения такой необходимости.
Высоту этажей зданий вокзалов (от пола до пола вышележащего этажа или условного верха чердачного покрытия) рекомендуется принимать кратной модулю:
300 мм в пределах высот до 3,6 м;
600 » » » » св. 3,6».
5.6.3. Минимальная высота помещений в вокзалах от пола до низа выступающих конструкций перекрытия или покрытия рекомендуется не менее, м:
а) для пассажирских помещений и залов, в том числе и подземных —3,6;
б) для машинных залов систем кондиционирования воздуха в малых и средних вокзалах — 4,5;
в) для машинных залов систем кондиционирования воздуха в больших и крупных вокзалах — 6,5;
г) для остальных надземных помещений, включая технические — 2,5;
д) для вентиляционных камер приточных установок, размещенных в подвале, — 4,2.
При этом общий строительный объем пассажирского здания независимо от величины отклонения от норм площадей и высот отдельных помещений не должен превышать объема, устанавливаемого утвержденным заданием на проектирование.
5.7. Для строительства вокзалов применяют в основном сборные конструкции заводского изготовления. Сборные изделия, как правило, принимаются по каталогам типовых индустриальных строительных конструкций и изделий для транспортного, а также жилищного, гражданского и промышленного строительства с учетом максимальной унификации, сокращения типоразмеров и обеспечения взаимозаменяемости строительных конструкций.
5.7.1. Сборно-монолитные и монолитные железобетонные конструкции применяются в зависимости от совокупности местных условий, необходимости достижения высокой архитектурной выразительности здания вокзала с учетом технико-экономических обоснований. Металлические конструкции в виде металлических ферм или пространственных решеток применяют, как правило, для перекрытий с пролетами свыше 18 м.
5.7.2. Местные строительные материалы (дерево, кирпич, естественный камень и пр.) рекомендуется применять для улучшения их архитектурно-художественных качеств.
5.7.3. Унификация и типизация строительных конструкций и деталей должны допускать возможность монтажа из них не только зданий вокзалов, но и всех других служебно-технических и подсобно-вспомогательных зданий и сооружений, входящих в состав вокзальных комплексов.
5.7.4. Нормативные временные нагрузки на перекрытия рекомендуется принимать согласно СНиП 2.01.07-85.
5.8. Характер внутренней отделки основных пассажирских помещений и залов устанавливают в задании на проектирование с учетом следующих общих требований:
а) ограждающие поверхности вестибюлей, операционных и кассовых залов, залов ожидания, торговых залов ресторанов, а также тоннельных переходов и надземных залов-конкорсов должны выполняться из высококачественных, прочных, стойких, гигиеничных и экономичных в эксплуатации материалов;
б) должна быть обеспечена хорошая обозреваемость всех помещений и устройств, в которых нуждаются пассажиры и посетители, в том числе и видимость операционных и кассовых залов с привокзальной площади и перрона из залов ожидания;
в) отделка основных пассажирских помещений и залов должна решаться со скрытым размещением инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, вентиляция, отопление, электропроводка, радио, связь и др.).
5.8.1. Покрытие полов, облицовку стен и колонн в операционных залах, зонах ожидания и движения основных потоков пассажиров, а также ступени главных лестниц целесообразно предусматривать из естественного камня твердых пород или из других высокопрочных материалов.
5.8.2. В помещениях, предназначенных для хранения и перемещения багажа или грузов, рекомендуется защита колонн, выступов стен и проемов дверей или ворот от повреждения средствами транспорта и механизации.
5.8.3. В производственных помещениях ресторанов (буфетов), в санитарных узлах и других помещениях с влажным режимом работы полы, стены и перегородки выполняют из влагостойких материалов; стены и перегородки следует облицовывать на высоту не менее 2 м стойкими, прочными и гигиеничными материалами.
5.8.4. Стеновые ограждения основных пассажирских помещений и залов, а также помещений основного технологического назначения проектируются с учетом обеспечения возможности обзора перрона и привокзальной площади.
5.8.5. Конструктивные решения витражей должны обеспечивать возможность мойки стекол и очистки пространства между ними вручную или механическими устройствами.
5.8.6 . Светопрозрачные ограждения вокзалов рекомендуется проектировать так, чтобы шум, проникший в помещение извне, не превышал установленных норм. Для повышения звукоизоляции остекленных наружных ограждений необходимо предусматривать витражи и окна с двойными раздельными переплетами, притворы которых уплотняются другими прокладками.
5.8.7. В проектах должна быть предусмотрена возможность скрытой проводки внутренних коммуникаций и обеспечен легкий доступ к ним путем устройства подвесных потолков, сквозных шахт и подобных устройств. При этом расстояние от низа несущей конструкции до плоскости подвесного потолка, над которым размещаются вентиляционные короба, составляет, как правило, не менее 0,8 м.
5.8.8. В больших и крупных вокзалах, расположенных в административных и других центрах, оправдано использование средств монументального и декоративного искусства и синтеза архитектуры, скульптуры и живописи с целью повышения художественно-эстетических и эксплуатационных качеств вокзалов, выявления их функционально-технической сущности и роли в данном городе и в единой транспортной сети страны.
5.8.9. Наружную отделку зданий вокзалов и других объектов, входящих в состав вокзальных комплексов, как правило, предусматривают из материалов заводского изготовления. Для наружной отделки рекомендуется применение естественного камня (известняки, туфы, ракушечники, мраморы и др.).
5.8.10. Покрытия зданий вокзалов предусматривают совмещенными с кровлей и внутренними водостоками. Применение наружных водостоков допускается только для вокзалов с пропускной способностью до 100 пас/ч.
5.8.11. Наружную отделку зданий морских и речных вокзалов, а также всех других вокзалов, строящихся а неблагоприятных климатических условиях и в районах Крайнего Севера, предусматривают из высокопрочных материалов, защищающих здания от влияния неблагоприятной окружающей среды (влаги, изморози, наледи).
5.8.12. В проектах вокзалов, расположенных в южных районах (III и IV климатических районах), необходимо создавать солнцезащиту помещений путем устройства конструкций и сквозного проветривания основных пассажирских помещений.
5.8.13. В проектах вокзалов, расположенных в районах Крайнего Севера (климатические подрайоны I А, I Б, I Г), необходимо предусматривать защиту основных пассажирских и служебных помещений от господствующих ветров.
5.9. Приемы архитектурной композиции зданий вокзалов в основном зависят от принятой технологической схемы их эксплуатации и пространственно-планировочной организации движения пешеходов и транспорта на привокзальной плошали и перроне. В связи с этим и в зависимости от характера расположения пассажирских зданий по отношению к перрону различают централизованные, блокированные и павильонные композиции вокзальных комплексов:
а) централизованные, компактные решения характерны для отдельно стоящих зданий (рис. 23.24); .
б) блокированные, состоящие из нескольких связанных между собой объемов, — преимущественно для объединенных вокзалов, кооперированных с административно-служебными, техническими или общественными зданиями (рис. 25,26);
в) павильонные композиции, отличающиеся большой площадью застройки и растянутыми пешеходными и инженерными коммуникациями, в городах используются относительно редко.
5.9.1. Наиболее распространены, с точки зрения взаимного расположения пассажирских помещений, решения вокзалов с залами, вытянутыми вдоль перрона. Этот традиционный прием характерен для всех вокзалов — железнодорожных, речных, морских, автобусных и авиационных и позволяет приблизить пассажирские помещения к перронам и находящимся на них транспортным средствам. При этом на смену широко распространенным ранее симметричным анфиладным композициям нередко приходят новые приемы организации пространства, вытекающие из характера проводимых в вокзалах операций (рис. 27, 28).
5.9.2. Для пассажиров отправления наиболее нужные им помещения — кассы, справочные бюро, отделения связи, камеры хранения ручной клади и багажа, залы ожидания и учреждения попутного обслуживания — располагаются в такой последовательности, чтобы избежать возвратного движения, не допустить образования пересечений основных потоков, разделить главные пути движения пассажиров прибытия и отправления. Особенно важным является обеспечение расчетного числа пассажиров отправления необходимым количеством билетных касс и камер приема и выдачи ручной клади и багажа, исключающим вероятность образования больших очередей.
5.9.3. Для пассажиров прибытия необходимы наиболее короткие и удобные пути выхода к остановочным пунктам городского транспорта, чтобы исключить столкновения с потоками пассажиров отправления и миновать основные помещения вокзала. При большой протяженности пассажирских зданий для удобства выхода с перрона на привокзальную площадь могут быть оправданы открытые проемы, исключающие необходимость обхода здания по его периметру.
5.9.4. Перпендикулярное расположение помещений вокзала по отношению к перрону облегчает связь с островными платформами, превращает корпус вокзала или его часть в своеобразный мост-переход. Такой прием часто применяют при строительстве крупных вокзалов (рис. 10).
5.9.5. Компактное центрическое решение при большой ширине корпуса несколько удлиняет путь пассажиров внутри здания и относительно увеличивает в здании зону транзита, а также проходов. Центрические решения могут быть наиболее оправданными при перронах, охватывающих здание вокзала с двух или нескольких сторон.
5.9.6. Главным критерием функциональных качеств вокзалов (вытянутых вдоль перрона, поперек перрона или компактных) можно считать общую длину пешеходного пути от подвозящего транспорта до магистрального и в обратном направлении. Как правило, длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до входов в вокзал не должна превышать 100 м, а в крупных вокзалах — не более 150 м.
5.9.7. В зависимости от взаимного расположения основных объемов и их взаимосвязей зданию вокзала может быть придано ощущение компактности или расчлененности, статичности или динамики. При этом в равной мере успешно могут быть использованы приемы контраста или нюанса, например, резкое противопоставление нескольких объемов (вертикальных и горизонтальных), поверхностей разных фактур или, наоборот, мягкая пластика с перечисленными объемами, с использованием тонких вертикальных, горизонтальных или криволинейных членений.
5.9.8. При поисках образа вокзала весьма перспективно активное использование элементов конкретного природного и городского окружения, вплоть до включения в принятую архитектурную композицию исторических памятников или их фрагментов. Соседство нового и старого взаимно обогащает оба сооружения, способствует усилению художественно-эстетической выразительности современной архитектуры. Практически любые композиционные приемы могут быть оправданы при непременном условии их соответствия сущности и назначению объекта, характеру его природного и городского окружения, его соответствия принятой технологической схеме эксплуатации, в том числе главным направлениям и характеру движения основных потоков пассажиров прибытия и отправления и последовательности совершаемых ими операций.
5.9.9. На объемно-планировочную структуру вокзалов большое влияние оказывают особенности организации их внутреннего пространства. Наряду с традиционно громоздкими сооружениями с массивными несущими стенами все чаще строятся легкие, прозрачные, лаконичные по форме здания — павильоны. Жесткие композиционно-планировочные схемы уточняются решениями, основанными на тщательном изучении современных функциональных процессов.
5.9.10. В противовес традиционной тенденции разгораживать вокзал множеством стен и перегородок на относительно мелкие ячейки в современных сооружениях заметно стремление к укрупнению помещений, к использованию большепролетных конструкций, обеспечивающих свободное движение концентрированных потоков пассажиров и допускающих, в случае необходимости, возможность беспрепятственного изменения ранее принятых технологических схем. Открытые конструкции зальных помещений при этом могут быть успешно использованы в качестве основных средств художественной выразительности.
5.9.11. Выразительность образа современного вокзала достигается также зрительным выявлением его основных материалов и конструкций, контрастирующих объемов и поверхностей. При этом наряду с новыми успешно могут быть использованы относительно недорогие традиционные материалы, такие как кирпич, штукатурка, дерево, естественный камень различных фактур. Можно утверждать. что без современных инженерных конструкций не может быть подлинно современной архитектуры пассажирских сооружений.
5.9.12. Тяжелые глухие стены вокзалов нередко заменяются отдельными широко расставленными опорами, чаще всего каркасом с легким заполнением, ликвидируются лишние перегородки, возникает эффект сложного переливающегося пространства. Интерьер одного помещения как бы сливается со смежными объектами, а также оказывается визуально взаимосвязанным с городским и природным окружением. В транспортных сооружениях такое решение особенно оправданно, так как способствует ориентации пассажиров, обеспечивает хорошие зрительные и функциональные взаимосвязи привокзальной площади, пассажирского здания и перрона.
5.9.13. Принципы решения интерьеров являются общими практически для всех вокзалов. Стремление наиболее полно удовлетворить потребности пассажиров с минимальными затратами приводит к созданию помещений универсального назначения, как бы объединяющих несколько зон в едином общем пространстве. При этом целесообразно четкое функциональное зонирование большого помещения либо трансформация его при помощи передвижных перегородок, экранов, стендов или мебели. Этим достигается лучшее использование полезной площади и объема здания, обеспечиваются условия беспрепятственного движения или спокойного ожидания и отдыха.
5.9.14. В поисках средств выразительной архитектурной композиции, как целой, так и деталей, успешно используются декоративные средства: наружное и внутреннее озеленение, акцентирующее внимание пассажиров в нужном направлении, цветовые плоскости, местное и общее освещение, реклама и указатели.
5.9.15. В композиции вокзальных комплексов исключительно большую роль играют элементы благоустройства и архитектуры малых форм, а также творчески осмысленное использование природного и городского окружения, например, раскрытие из интерьеров вокзалов речных берегов или морских просторов, силуэта гор или группы деревьев, а также ценной в культурно-историческом или художественно-эстетическом отношении существующей или проектируемой застройки.
5.9.16. Перспективно, особенно в крупных вокзалах, расположенных в южных районах, устройство мест ожидания на открытом воздухе, использование световых двориков, декоративного озеленения и обводнения, вплоть до создания террас-садов и садов на крышах зданий вокзалов.
Рис. 23. Аэровокзал Вашингтон — Даллас (архитекторы Э.Сааринен, Амман, Уитни, Бернс и др.)
ГЕНПЛАН
1 — главный операционный зал; 2 — железнодорожный перрон; 3 — полуподземная открытая пешеходная площадь; 4 — учреждения обслуживания; 5 — подземный перрон; 6 — автомобильная стоянка; 7 — стоянка автобусов; 8 — административный корпус
Рис 24. Южный железнодорожный вокзал в г. Будапешт (архитектор Д. Кэвари)
ФРАГМЕНТ ВОКЗАЛА У ГЛАВНОГО ВХОДА
ПЛАН ПЕРВОГО ЭТАЖА
1 — операционный зал; 2 — зал ожидания пассажиров, пользующихся автобусами, З — зал пригородных пассажиров; 4 — камеры хранения; 5 - зал пассажиров с детьми; 6 — зал туристов: 7— багажно-технический блок; 8 — внутренний дворик
Рис. 25. Пpoект железнодорожно-автобусного вокзала в г. Тальяти (архитекторы В. Батырев, А. Сухорукова, инженеры И. Ухлина, В. Тарабрин, Ю. Майков)
1 - центральное здание аэровокзала с гаражом на крыше; 2 — подъездная автодорога, 3 — посадочный сателлит; 4 - ближний перрон
Рис. 26. Общий вид застройки аэровокзального комплекса в аэропорту Шарль де Голль, Франция