Проектирование вокзалов 1997, часть 3
Рис. 19. Автовокзальные комплексы
в) комбинированные решения с различными сочетаниями приведенных выше схем.
Размеры и конфигурация перронов аэровокзалов принимаются в зависимости от класса аэропорта, количества мест стоянок самолетов, а также типов и количества одновременно обслуживаемых самолетов. Размеры и конфигурация перрона аэровокзала должны обеспечивать размещение расчетного количества самолетов на постах-стоянках и их безопасное маневрирование, проезд и размещение специального технологического транспорта и средств перронной механизации (автозаправщиков, багажных, контейнерных тележек, автомобилей с почтой, грузами, бортовым питанием и пр.), размещение другого передвижного и стационарного оборудования, предназначенного для технического обслуживания самолетов, возможность механизированной очистки от снега и наледи [21 ] .
Перроны крупных, больших и средних аэровокзалов следует устраивать преимущественно с многорядной расстановкой самолетов. В соответствии с характером организации движения основных потоков пассажиров и багажа следует принимать приведенные решения перронов аэровокзалов:
одноярусные, когда пассажиры и сданный (или не полученный ими) багаж движутся в аэровокзале и на перроне в одном уровне, по первому этажу; все пассажирские и багажные помещения допускается размещать на одном этаже (иногда на двух-трех этажах);
двухъярусные, когда движение в аэровокзале и на перроне организовано в разных уровнях.
Допускается использовать следующие принципиальные решения, когда пассажиры:
после сдачи багажа следуют по второму ярусу, а багаж перевозится по первому, причем пассажиры отправления поднимаются на второй этаж, пассажиры прибытия спускаются со второго на первый;
выходят на посадку по тоннелям, а багаж вывозится в уровне перрона.
3.20. Городские аэровокзалы целесообразно создавать в крупнейших и крупных городах для обеспечения удобных взаимосвязей с аэропортами, расположенными на удалении более 10 —15 км от проектной границы городской застройки. Количество городских аэровокзалов в городе следует определять исходя из технологических условий их эксплуатации, с учетом конкретных градостроительной и природной ситуаций. Размеры и конфигурация перронов городских аэровокзалов, а также центральных городских агентств Аэрофлота и других организаций зависят от их расчетной пропускной способности, расположения и характера объекта, видов городского транспорта, используемых для связи с аэропортами, (рис. 20)
Общий объем здания комплекса около 200 000 м3 , в том числе административный корпус и гостиница по 30 000 м3 . Расчетная пропускная способность аэровокзала 3000 чел/ч
Рис. 20. Московский городской аэровокзал
РАСЧЕТ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ И ВМЕСТИМОСТИ ВОКЗАЛА
4.1. Расчетная вместимость вокзала равна числу единовременно находящихся в нем пассажиров и посетителей (встречающих и провожающих людей, наводящих справки, приобретающих билеты и др.) и устанавливается отдельно для пассажиров дальнего и местного сообщения и отдельно для пассажиров пригородного сообщения.
Расчетная вместимость вокзала N для пассажиров дальних и местных сообщений определяется по формуле
где С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего и местного сообщения за год;
K1 — коэффициент неравномерности, учитывающий отношение среднесуточного потока отправления пассажиров за пиковый период к среднесуточному потоку отправления за год (на расчетный год эксплуатации). Понятие пикового периода следует дифференцировать применительно к условиям работы различных видов транспорта. К1 — принимают: для малых вокзалов — 1,1 —1,25; для средних вокзалов —1,2 — 1,3; для больших вокзалов — 1,2— 1,35; для крупных вокзалов — 1,2 — 1,4. Максимальное значение коэффициента К принимают при неравномерном потоке пассажиров и малой частоте движения поездов; при регулярном (в течение суток) движении поездов и равномерном потоке пассажиров принимаются минимальные значения;
К 2 — коэффициент, учитывающий наличие прибывших пассажиров и посетителей. К 2 для пассажиров дальнего и местного сообщения следует принимать от 1,1 до 1,3; для пригородных пассажиров — 1;
Н — норма расчетной вместимости вокзала, % среднесуточного потока пассажиров отправления (приводится для вокзалов различного назначения в табл. 6, 7, 12).
Для железнодорожных вокзалов норму расчетной вместимости следует принимать по табл. 6
Таблица 6
Среднесуточный поток |
Норма расчетной вместимости железнодорожного вокзала, % среднесуточно- |
пассажиров отправления дальнего и местного сообщения С, чел. |
го потока пассажиров отправления дальнего и местного сообщений |
До 500 |
35-40 |
Св. 500 до 1500 |
31 - 35 |
» 1500 » 3000 |
28 - 31 |
» 3000 » 5000 |
25 -28 |
»5000 »8000 |
22-25 |
»8000 |
20-22 |
Более высокую норму расчетной вместимости железнодорожного вокзала следует принимать при неравномерном распределении потока пассажиров в течение суток, при отправлении поездов в ночное время, отсутствии предварительной продажи билетов или при значительной удаленности вокзала от населенного пункта.
4.1.2. применительно к речным вокзалам в формуле (4) следует принимать следующие показатели:
С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного речного сообщения за весь период навигации на 10-й год эксплуатации;
К1 — коэффициент сезонной неравномерности отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного речного сообщения, который определяется по формуле
k1 = KM KСУТ , (5)
где KM — коэффициент месячной неравномерности за летний период (июнь — август);
КСУТ — коэффициент суточной неравномерности в месяц максимального пассажиропотока, равный
отношению среднего количества отправляемых пассажиров за 5—10 сут наибольшего пассажиропотока к
среднесуточному отправлению за данный месяц.
Норму расчетной вместимости речного вокзала Н в формуле (4), % среднесуточного потока
пассажиров отправления дальнего (транзитного) и местного сообщений С следует принимать по табл. 7.
Таблица 7
Среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего и местного сообщений С, чел. |
Норма расчетной вместимости речного вокзала, % среднесуточного потока пассажиров отправления дальнего и местного сообщений, Н |
До 250 |
30 |
Св. 250 до 500 |
30-22 |
Св.500 до 1500 |
22-16 |
Св. 1500 до 3000 |
16-12 |
Св. 3000 до 5000 |
12-10 |
Св. 5000 |
9 |
Примечание. Коэффициент сезонной неравномерности отправления пассажиров дальнего и местного речного сообщений K1 определяется в результате анализа отчетных данных отправления пассажиров по данному порту или его аналогам за 5—.10 лет. При отсутствии отчетных данных значения коэффициента неравномерности К1 рекомендуется принимать: для речных бассейнов восточных и северных районов страны равным 1,5 — 2; для остальных речных бассейнов — 1,3— 1,6. |
Для пассажиров пригородного сообщения в речных вокзалах, как правило, должны быть предусмотрены отдельные пассажирские помещения. Расчетная вместимость этих помещений определяется по среднесуточному отправлению в летний период пригородных пассажиров, осуществляющих целевые поездки. Величина среднесуточного потока отправления пассажиров пригородного сообщения, для которых необходимо строительство пассажирских помещений, должна быть установлена на основе технико-экономических изысканий применительно к каждому порту.
Расчетные нормы площадей помещений для пассажиров внутригородских линий речного флота, располагаемых в общих помещениях речных вокзалов, следует принимать по табл. 8.
Таблица 8
Помещение |
Норма площади, м3 |
Количество единовременно находящихся в помещении пассажиров внутри-городских линий речного флота, % обшей пассажиро-вместимости вокзала |
Вестибюль с кассами Зал ожидания с буфетной стойкой |
0,5 1,8 |
40 60 |
Для пассажиров внутригородского и пригородного сообщения, осуществляющих поездки с целью прогулок, экскурсий и отдыха, вместимость пассажирских помещений не рассчитывается. Для этой категории пассажиров должны быть предусмотрены теневые навесы и необходимое количество билетных касс или автоматов для продажи билетов.
4.1.5. Применительно к морским вокзалам в формуле (4) следует принимать следующие показатели:
С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного морского сообщений за всю навигацию, который определяется путем деления расчетного количества пассажиров отправления РОТ на число дней навигации Т,
К1 — коэффициент сезонной неравномерности отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного морского сообщения, который определяется отношением наибольшего месячного отправления к среднемесячному за весь период навигации;
K2 — коэффициент, учитывающий наличие пассажиров прибытия и посетителей, а также пассажиров, совершающих в данном морском вокзале пересадку с одного судна на другое, который принимается для пассажиров дальнего и местного сообщения or 1,2 до 1,5;
Н — норма расчетной вместимости морского вокзала, % среднесуточного потока пассажиров отправления. Норму расчетной вместимости морского вокзала Н следует определять соотношением
где КС — количество судозаходов в пассажирский район, обслуживаемый морским вокзалом в течение суток, значения этого коэффициента даны в табл. 9;
п — среднее число судов отправления за сутки в наибольший по пассажирообороту месяц.
Таблица 9
Число судозаходов в течение суток |
Коэффициент KC , применяемый при определении единовременной вместимости морского вокзала |
До 4-5
» 7
» 10
» 16
» 18 |
1,0
1,1
1,3
1,5
2,0 |
Вместимость морского вокзала Н должна быть проверена по продолжительности периода пассажирских операций по каждому судну, которая устанавливается как сумма продолжительности накопления пассажиров в помещениях вокзала и времени, необходимого для проведения различных операций и посадки пассажиров на судно. Продолжительность накопления пассажиров в помещениях вокзала и время, необходимое для различных операций и посадки, принимаются по табл. 10 в зависимости от пассажировместимости судна.
Таблица 10
Операции |
Продолжительность пассажирских операций в морских вокзалах, ч, при пассажировместимости судна, чел. |
||
|
100 -150 |
250- 350 |
500-1000 |
Накопление пассажиров в помещениях вокзала
Обслуживание пассажиров и посадка |
0,5
0,5 |
0,5
1 |
1
1 |
Примечание. Для вокзалов конечных портов производится проверка пассажировместимости наибольшего расчетного судна, если по условиям работы пассажирских линий ожидается полная занятость судна при отправлении его из данного пункта. В таких случаях пассажировместимость вокзала принимается не менее пассажировместимости судна. |
Вместимость морского вокзала должна быть также проверена по формуле N = DП +JПАС. DП , (7)
где DП — наибольшая расчетная посадка;
JПАС. - коэффициент, учитывающий интенсивность работы пассажирского района порта;
DП — расчетная посадка для судов другой линии, выбираемой на основании анализа работы пассажирского района.
Значение JПАС. зависит от суммарной продолжительности пассажирских операций по отправляемым судам и принимается по табл. 11.
Таблица 11
Суммарная продолжительность пассажирских операций по отправляемым судам, ч |
Значение коэффициента J ПАС. |
8 -11
12 -16
17-24
25 -32 |
0,25
0,5
0,75
1 |
Примечание. При наличии данных по проектируемому пассажирскому району морского порта и режиме работы пассажирских линий значение JПАС . может быть установлено путем построения графика работы вокзала по отправлению судов. |
4.1.6. Применительно к автобусным вокзалам в формуле (4) следует принимать следующие показатели:
С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (междугородного) и местного сообщения за год;
К1 — следует принимать по п. 4.1;
К2 — следует принимать для пассажиров междугородного и местного сообщения равным от 1 до 1,2;
Н — норма расчетной вместимости автобусного вокзала определяется в зависимости от удельного веса пассажиров отправления дальних (междугородных) автобусных сообщений в общем объеме работы вокзала по отправлению в сутки.
Норму расчетной вместимости автобусного вокзала Н, % среднесуточного потока пассажиров отравления, следует принимать по табл. 12.
Таблица 12
Среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (междугородного) и местного сообщений. С, пас . |
Норма расчетной вместимости вокзала, % среднесуточного отправления пассажиров, при удельном весе дальних (междугородных) сообщений Н |
||
|
20 |
21 — 80 |
81 - 100 |
От 100 до 250 |
19 |
23 |
26 |
Св. 250 » 500 |
18 |
22 |
25 |
» 500 » 1000 |
17 |
20 |
24 |
»1000 »2000 |
14 |
17 |
22 |
» 2000 »3000 |
10 |
12 |
19 |
» 3000 |
7 |
10 |
19 |
4.2 В вокзалах различного назначения площадь основных помещений S допускается определять по формуле
S = f P N, (8)
где f — единичная норма площади в расчете на одного пассажира, находящегося в данном помещении (табл. 6);
Р — примерное число пассажиров, единовременно находящихся в отдельных помещениях вокзала, % его расчетной вместимости;
N — расчетная вместимость вокзала, рассчитанная по формуле (4).
Значения единичной нормы площади f для вокзалов различного назначения приведены в табл. 13.
Таблица 13
Помещения |
Площадь основных пассажирских помещений железнодорожных, автобусных, морских, речных вокзалов, не менее м3 на 1 пас. |
|||
|
малые |
средние |
большие |
крупные |
Объединенный пассажирский зал (вестибюль, кассовый зал, зал ожидания)
Вестибюль (операционный или распределительный зал, кассовый зал)
Зал ожидания
Комната (зал) для пассажиров с детьми |
2,1 -1,9
-
-
1,0 |
2,0 -1,8
1,5 -1,4
1,9
- |
-
1,4 -1,3
1,9
- |
-
1,3 -1,2
1,7
- |
Обеденные залы ресторана, кафе и буфета |
Согласно СНиП 2.08.02-89*, п. 2. 29 |
|||
Примечания: 1. В пределах каждой группы вокзалов большие единичные нормативные показатели надлежит применять для меньших вокзалов. 2. В зависимости от функциональной схемы в объемно-планировочной композиции здания вокзала может быть запроектирован объединенный пассажирский зал или отдельные помещения — вестибюль, кассовый зал, залы ожидания . |
Примерное количество пассажиров и посетителей в формуле (5), единовременно находящихся в отдельных помещениях железнодорожных вокзалов Р, % их расчетной вместимости, следует принимать по табл. 14.
Примерное количество пассажиров в формуле (5), единовременно находящихся в отдельных помещениях автобусных вокзалов Р, % их расчетной вместимости, следует принимать по табл. 14
Таблица 14
Помещения |
Примерное количество пассажиров и посетителей, единовременно находящихся в отдельных помещениях железнодорожных, речных, морских и автобусных вокзалов, % их расчетной вместимости, Р |
|||
|
малые |
средние |
большие |
крупные |
Объединенный пассажирский зал (вестибюль, кассовый зал, зал ожидания)
Вестибюль (операционный или распределительный зал, кассовый зал)
Зал ожидания
Комната (зал) для пассажиров с детьми
Торговый зал ресторана, кафе или буфета
Помещение камеры хранения ручного багажа
Прочие пассажирские помещения (почта, курительные, уборные, парикмахерская и т.п.) |
65-70
-
-
10
12-15
6-4
4 |
78-82 (вариант при объединенном зале)
38-47
35-40
-
10-12
6-4
4 |
-
40-49
35-40
-
8-10
6-4
4 |
-
42-50
35-40
-
6-8
7-4
4 |
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
100 |
Состав и площади .основных помещений аэровокзалов в аэропортах устанавливаются исходя из их пропускной способности. На стадии предпроектных разработок следуется пользоваться данными табл. 15, где приводятся площади застройки основных зон аэровокзального комплекса в зависимости от пропускной способности аэропорта (годовой или часовой).
Таблица 15
Основные зоны аэровокзального комплекса |
Площадь застройки, тыс. м2 , основных зон аэровокзального комплекса в аэропортах с годовой пропускной способностью, млн пас. |
|||||||||||
|
0,1 |
0,27 |
0,5 |
1.2 |
1,6 |
2,0 |
2,9 |
4 |
4,9 |
7 |
8,5 |
10 |
|
Часовая пропускная способность, пас/ч |
|||||||||||
|
100 |
200 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
1200 |
1500 |
1800 |
2000 |
2500 |
3000 |
Аэровокзал
Перрон
Привокзальная площадь |
1,5
1,1
4 |
2
18
5 |
3
40
8 |
6
54
11 |
8
62
14 |
9
88
18 |
11
108
22 |
14
135
27 |
16
161
32 |
19
178
36 |
23
212
44 |
26
267
53 |
ИТОГО: |
16,5 |
25 |
51 |
71 |
84 |
115 |
141 |
176 |
209 |
233 |
279 |
346 |
При реконструкции аэровокзала, как правило, в границах существующего комплекса, в целях исключения дублирования общих помещений и достижения более компактного планировочного решения следует учитывать данные табл. 16, для сопоставления показателей увеличения площади застройки всего аэровокзального комплекса и площади аэровокзала с показателями изменения фронта остановок общественного транспорта, стоянок самолетов и распределения площади по группам помещений, уровням зданий.
Таблица 16
|
Значение показателей для аэровокзалов с годовой пропускной способностью, млн пас. |
||||||||||
Показатель |
0,27 |
0,5 |
1,2 |
1,6 |
2 |
3 |
4 |
4,9 |
7 |
8,5 |
10 |
|
Часовая пропускная способность, пас/ч |
||||||||||
|
200 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
1200 |
1500 |
1800 |
2000 |
2500 |
3000 |
Примерная общая пло- щадь помещений основ- ного технологического назначения, м2
Количество наиболее за- груженных стоянок ближ- него перрона, шт.
Фронт наиболее загру- женных стоянок ближне- го перрона, округленные значения при однорядной постановке самолетов под прямым углом к аэровок- залу, м
Количество остановок транспорта при высадке из: автобусов
легковых автомобилей
при посадке в: автобусы
легковые автомобили
Минимальный фронт ос- тановок общественного транспорта, м, при: высадке пассажиров посадке пассажиров |
2300
2
40
1
1
1
1
25 25 |
4200
2
50
2
2
2
2
40 40 |
6300
3
90
2
2
2
2
40 40 |
8400
4
140
2
2
3
2
40 60 |
10500
5
190
2
3
3
3
45 45 |
12600
6
240
2
3
4
4
45 85 |
15800
7
300
3
4
4
5
70 95 |
18900
9
390
4
5
6
6
95 115 |
21000
12
500
5
6
6
7
115 140 |
26700
13
560
6
7
7
8
140 155 |
31500
14
620
6
7
7
9
140 160 |
Примечание. Для оценки объемов строительства аэровокзалов рекомендуется принимать примерную величину удельной нормируемой площади помещений: 17,0— 14,0 м2 /ПАС . пропускной способности аэровокзалов воздушных трасс Российской Федерации; 30,0—25,0 м2 /ПАС пропускной способности аэровокзалов международных авиалиний (большие значения соответствуют меньшей пропускной способности аэровокзалов и наоборот). |