ПБ 09-322-99, часть 3


Окраска вновь изготовленных вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов и нанесение на них надписей производятся заводом-изготовителем, а в процессе дальнейшей эксплуатации - предприятием-наполнителем, на балансе которого находится хлорная тара.


6.1.3. На вагонах-цистернах, контейнерах и баллонах должны быть выбиты отчетливо видимые паспортные данные, отвечающие требованиям ПБ 10-115-96 [8].


6.1.4. Жидким хлором разрешается заполнять только исправные, специально для этого предназначенные вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны, соответствующие ПБ 10-115-96 [8].


6.1.5. Запрещается наполнять жидким хлором вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны, предназначенные для других продуктов, а также в случаях, если:


а) истек срок технического освидетельствования или он может быть просрочен в течение 15 суток с момента поступления вагона-цистерны, контейнера или баллона к потребителю;


б) истек срок ревизии предохранительного клапана и мембраны (для вагонов-цистерн);


в) имеются механические повреждения и другие дефекты тары (трещины, вмятины, изменения формы, язвенная коррозия), а также неисправность ходовой части (для вагонов-цистерн);


г) отсутствуют надлежащая окраска и надписи, а также невозможно прочтение клейма;


д) имеется остаток другого продукта;


е) неисправна запорная арматура;


ж) не демонтированы сифонные трубки из баллонов.


6.1.6. Все операции, связанные с взвешиванием порожних и заполненных вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов, должны проводиться на исправных весах, прошедших государственную аттестацию.


6.1.7. Масса жидкого хлора, наливаемого в сосуд, должна замеряться при помощи двух независимых систем контроля.


Для предотвращения переполнения сосуда (резервуара, танка, вагона-цистерны, сборника) при наливе хлора должны соблюдаться требования п. 5.24 настоящих Правил.


В случае переполнения тары сверх установленной нормы избыточный жидкий хлор должен быть эвакуирован (порядок эвакуации указывается в инструкции предприятия-наполнителя).


6.1.8. Слив и налив жидкого хлора допускается проводить методом передавливания за счет создания перепада давления между опорожняемым и наполняемым сосудом, а также при помощи насосов, предназначенных для перекачки жидкого хлора.


6.1.9. Передавливание жидкого хлора может проводиться различными методами:


а) нагнетанием в опорожняемую емкость сухого сжатого воздуха (азота) или паров газообразного хлора из другого сосуда или термокомпрессора;


б) за счет собственного давления паров хлора в опорожняемом сосуде и отбора хлоргаза из наполняемого сосуда;


в) комбинированным способом.


6.1.10. При проведении операции по сливу-наливу жидкого хлора с использованием сжатого газа должны выполняться следующие требования:


а) система подготовки и подачи сжатого воздуха (азота) должна быть автономной и предназначаться только для целей передавливания, продувки, опрессовки хлорной аппаратуры;


б) сжатый воздух (азот) должен быть очищен от примесей и осушен. Содержание влаги в осушенном воздухе (азоте) должно соответствовать температуре точки росы не выше минус 40°С, которая должна непрерывно контролироваться автоматическим влагомером с сигнализацией о превышении допустимой влажности;


в) при передавливании жидкого хлора газообразным хлором перепад давления определяется из условий обеспечения регламентных параметров слива-налива;


г) система подачи сжатого воздуха (азота) должна быть оснащена ресивером, снабженным предохранительным клапаном и устройством для предотвращения поступления хлора в линию сжатого воздуха (азота).


Давление сжатого воздуха (азота) при передавливании не должно превышать 1,2 МПа (12 кгс/см) и должно быть не менее чем на 0,1 МПа выше давления в сосуде, в который передавливается хлор.


6.1.11. Предприятия, отправляющие или получающие жидкий хлор в вагонах-цистернах должны предусматривать пункты слива-налива жидкого хлора, которые следует размещать на тупиковых участках подъездных железнодорожных путей предприятия. Площадка для обслуживания вагона-цистерны должна иметь ровную поверхность и свободный доступ для подхода к цистерне с разных направлений.


6.1.12. Для вагонов-цистерн, предназначенных к последующей транспортировке или опорожнению, необходимо оборудовать отстойные пути (тупики), расположение и вместимость которых определяются и обосновываются проектом.


Отстойный путь (тупик) должен обеспечивать размещение вcex одновременно отправляемых или поступающих вагонов-цистерн одной партии, но не более 10 штук.


6.1.13. Пункт слива-налива и отстойные тупики должны быть оснащены наружным контуром контроля утечек хлора и локализации хлорной волны, освещаться в ночное время суток, иметь соответствующие знаки, а также средства, препятствующие несанкционированному заезду в тупик подвижного состава и проникновению посторонних лиц. Стоящие в тупике вагоны-цистерны должны быть надежно сцеплены и закреплены от ухода ручными тормозами и башмаками.


При въезде в тупик, где размещаются вагоны-цистерны, обязательно устанавливается знак (размером 400х600 мм) с надписью "Стой. Проезд закрыт. Хлор", сигнал красного цвета и специальное блокирующее устройство, предотвращающее несанкционированный въезд в тупик.


6.1.14. Вновь проектируемые и реконструируемые пункты слива-налива должны располагаться в специальных боксах как можно ближе к складу хлора и быть удалены на безопасное расстояние от объектов, на которых может произойти взрыв или пожар.


6.1.15. На пункте слива-налива необходимо обеспечить условия для удобного и безопасного подключения вагонов-цистерн к стационарным трубопроводам.


6.1.16. Платформа (рабочее место) для обслуживания вагонов-цистерн, расположенная над поверхностью земли, должна иметь нескользкую поверхность или настил, перила и ограждения, она должна быть прочной, несгораемой и устроена как стационарное сооружение, удобное для эвакуации людей в случае аварийной ситуации.


6.1.17. На пункте слива-налива должны находиться следующие стационарные системы трубопроводов:


а) для подачи в вагон-цистерну сжатого воздуха (азота) или хлора для передавливания;


б) трубопровод слива-налива жидкого хлора;


в) трубопровод отвода газообразного хлора на потребление или поглощение.


6.1.18. При постановке вагона-цистерны на пункт слива-налива и перед проведением сливо-наливных операций вагон-цистерну необходимо закрепить тормозными башмаками с обеих сторон, заземлить и подключить к сигнализатору сдвига вагона-цистерны, включенному в систему автоматической противоаварийной защиты пункта слива-налива, обеспечивающую, в случае срабатывания, автоматическое перекрытие запорной арматуры на железнодорожной цистерне и технологических трубопроводах.


Стрелочный перевод, ведущий на пункт слива-налива, должен быть установлен в положение, исключающее возможность заезда подвижного состава, а участок железнодорожного пути пункта слива-налива заблокирован специальным устройством.


6.1.19. Подсоединение вагона-цистерны к стационарным трубопроводам должно быть гибким, обеспечивать естественное вертикальное перемещение вагона-цистерны на своей подвеске за счет изменения веса, а также возможность удобного подключения стыковочного узла и его герметичность. Для стыковки должны применяться следующие виды соединений:


а) гибкие металлические шланги или шланги из специальных материалов в металлической броне;


б) шарнирные поворотные соединения.


6.1.20. Отбор проб жидкого хлора и проверка его качества проводятся в соответствии с требованиями действующего стандарта на жидкий хлор.


Каждая партия хлора, отгружаемого в вагонах-цистернах, контейнерах или баллонах, сопровождается паспортом (сертификатом), в котором содержатся данные о качестве продукта и количественном составе партии, а также данные журнала наполнения (заводской номер, масса тары нетто, брутто, масса залитого хлора, срок следующего освидетельствования тары).


Паспорт подписывается представителями цеха и ОТК предприятия-наполнителя. Один экземпляр паспорта направляется потребителю.


6.1.21. Подготовка и проведение слива-налива жидкого хлора на предприятиях должны проводиться под руководством инженерно-технического работника, назначенного приказом по предприятию.



6.2. Порядок подготовки и наполнения вагонов-цистерн жидким хлором


6.2.1. Для перевозки жидкого хлора должны применяться вагоны-цистерны, соответствующие техническим данным завода-изготовителя и оснащенные следующими устройствами и арматурой:


а) двумя вентилями для налива (слива) жидкого хлора с сифонными трубками, оборудованными скоростными отсечными клапанами, автоматически прекращающими выход жидкого хлора при разрыве трубопровода;


б) двумя вентилями, предназначенными для выпуска газообразного хлора (абгазов) или подачи газа для передавливания жидкого хлора, соединенными с укороченными сифонами, исключающими переполнение вагона-цистерны сверх установленной нормы налива;


в) штуцером с вентилем для съемного манометра;


г) мембранным предохранительным устройством, узлом для проверки целостности мембраны и предохранительным клапаном;


д) защитными колпаками.


6.2.2. Прибывший на предприятие-наполнитель вагон-цистернa должен быть осмотрен представителем транспортной службы целью проверки исправности ходовой части вагона-цистерны, а также крепления котла вагона-цистерны к раме. Заключение после осмотра заносится в специальную книгу (журнал технического осмотра). Исправный вагон-цистерна и копия записи передаются в цех жидкого хлора.


6.2.3. Подготовка вагона-цистерны к наливу проводится в специально оборудованном месте или на пункте слива-наливa в следующей последовательности:


а) выявление и отбраковка вагонов-цистерн, у которых истек срок назначенного освидетельствования, а также срок ревизии предохранительного клапана и мембраны;


б) визуальный осмотр состояния наружной поверхности вагона-цистерны (корпуса, теневого кожуха, арматуры, мембранного предохранительного устройства) с целью обнаружения механических и других дефектов (трещины, изменения формы, коррозия и др.), а также состояния окраски и надписей;


в) съем заглушки с манометрического вентиля и определение при помощи манометра остаточного давления в вагоне-цистерне;


г) определение взвешиванием наличия в вагоне-цистерне остатка жидкого хлора;


д) съем заглушек с вентилей и проверка герметичности всей запорной арматуры вагона-цистерны;


е) подключение к вентилю, распложенному вдоль продольной оси вагона-цистерны продуктового трубопровода, а абгазного трубопровода - к вентилям, расположенным поперек продольной оси вагона-цистерны. Перед подключением продуктового и абгазного трубопроводов должны быть выполнены требования п. 6.1.18 настоящих Правил;


ж) проверка герметичности цистерны, для чего открытием абгазного вентиля, соединенного с линией сухого сжатого газа, создают в вагоне-цистерне давление 1,2 МПа (12 кгс/см) и осуществляют проверку целостности мембраны (путем открытия вентиля на узле для проверки мембраны), герметичность арматуры и соединений;


з) проверка герметичности вагона-цистерны проводится в присутствии представителя ОТК, который при положительном результате испытаний дает разрешение на наполнение вагона-цистерны.


6.2.4. При отсутствии в вагоне-цистерне избыточного давления, наличии в остатке жидкого хлора свыше 1 т, выявлении нарушений требований п. 6.1.5 настоящих Правил проводятся дополнительные мероприятия по подготовке вагона-цистерны к наливу, о чем делается соответствующая запись в журнале наполнения ответственным лицом из числа ИТР цеха.


6.2.5. При необходимости удаления остатков хлора из вагона-цистерны эвакуация хлора может проводиться путем передавливания, вакуумирования, продувки вагона-цистерны осушенным воздухом (азотом). Порядок эвакуации хлора должен быть отражен в инструкции.


6.2.6. Замена неисправной арматуры (вентилей, мембраны, предохранительного клапана) или ревизия мембранно-предохранительного устройства должны проводиться после удаления хлора из вагона-цистерны. Для замены (ревизии) арматуры должны быть подготовлены необходимые инструменты, пробка для закрытия отверстия и запасная исправная арматура, испытанная на стенде при давлении в соответствии с паспортом завода-изготовителя.


6.2.7. После замены (ревизии) арматуры вагон-цистерну продувают воздухом (азотом), затем вагон-цистерну заполняют газообразным хлором, сухим сжатым воздухом (азотом), доводят давление до 1,5 МПа (15 кгс/см), после чего проверяют герметичность вагона-цистерны в сборе. Порядок продувки и определения герметичности вагона-цистерны должен быть регламентирован.


6.2.8. Вагоны-цистерны, прошедшие подготовку и проверку на герметичность, заполняют жидким хлором в следующей последовательности:


а) проверяют правильность подключения к вагону-цистерне продуктовых и абгазных линий в соответствии с действующей схемой, закрытие всех вентилей на подводящих линиях, а также наличие манометра;


б) проверяют работоспособность схемы поглощения абгазов, после чего открывают абгазный вентиль и уравнивают давление в вагоне-цистерне с давлением в абгазной линии;


в) открывают продуктовый вентиль на вагоне-цистерне и контролируют заполнение вагона-цистерны по привесу. В период заполнения должен быть обеспечен контроль герметичности арматуры и соединительных линий;


г) с учетом массы порожнего вагона-цистерны (масса тары), объема вагона-цистерны и установленной нормы наполнения (масса нетто) фиксируют массу вагона-цистерны, заполненного жидким хлором (масса брутто);


д) после окончания заполнения поочередно закрывают продуктовый и абгазный вентили на вагоне-цистерне, освобождают от хлора трубопроводы с улавливанием остаточного хлора и отсоединяют их от вагона-цистерны, затем вызывают представителя ОТК.


6.2.9. Представитель ОТК совместно с цеховым персоналом проверяет:


а) соответствие массы заполненного вагона-цистерны норме налива хлора;


б) герметичность арматуры, фланцевых соединений и целостность мембраны.


После проверки закрывают вентиль перед манометром, снимают манометр, устанавливают новые паронитовые прокладки, стальные заглушки на всех вентилях.


Заключение ОТК о соответствии заполненного вагона-цистерны установленным требованиям заносится в журнал наполнения.


Представитель цеха или ОТК пломбирует вентили, расположенные на люке вагона-цистерны, после чего на люк вагона-цистерны и предохранительный клапан устанавливают защитные колпаки, которые пломбируются ОТК.


На хлор, залитый в вагон-цистерну, составляется паспорт, который подписывается представителями цеха и ОТК.


6.2.10. Вагоны-цистерны, заполненные жидким хлором, обязательно проходят отстой на территории предприятия в течение суток. Во время отстоя вагоны-цистерны должны ежесменно осматриваться.


6.2.11. После отстоя вагоны-цистерны формируются в партии для отправления конкретным потребителям и передаются для приема проводникам сопровождения. Порядок сдачи-приема вагонов-цистерн определяется инструкцией проводника по сопровождению железнодорожных вагонов-цистерн с жидким хлором.



6.3. Приемка и опорожнение вагонов-цистерн с жидким хлором


6.3.1. Вагоны-цистерны с жидким хлором на предприятии-потребителе принимает по акту лицо, ответственное за приемку, назначенное приказом по предприятию.


6.3.2. Представитель предприятия-потребителя совместно с проводником проводит визуальный осмотр вагона-цистрены, проверяет наличие пломб, исправность и герметичность запорной арматуры, а также соответствие передаваемого груза акту приема-передачи и паспортным данным на вагон-цистерну (при необходимости проводит взвешивание вагона-цистерны и проверку качества жидкого хлора).


При обнаружении неполадок с вагоном-цистерной, несоответствия передаваемого груза данным акта и паспорта, акт приема-передачи не подписывается до устранения неисправности и выяснения причин расхождения, о чем в акте делается соответствующая запись. Один экземпляр акта передается проводнику.


При необходимости вызывается представитель завода-наполнителя для решения вопроса на месте.


6.3.3. Опорожнение вагона-цистерны производится согласно инструкции предприятия-потребителя и в соответствии с требованиями пп. 6.1.6-6.1.22 настоящих Правил.


6.3.4. Система опорожнения должна иметь световую и звуковую сигнализацию об окончании слива, включающуюся автоматически при достижении параметров, определяющих завершение слива хлора.


6.3.5. После завершения слива хлора абгазы из вагона-цистерны отводят в абгазную систему до остаточного давления не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см). Верхний предел остаточного давления в вагоне-цистерне не должен превышать давления насыщенных паров хлора в сосуде, равновесного температуре окружающей среды (Приложение 3 к настоящим Правилам).


6.3.6. Вагон-цистерну отсоединяют от трубопроводов, снимают манометр, на запорную арматуру устанавливают стандартные заглушки. Вагон-цистерну проверяют на герметичность в сборе, после чего устанавливают защитные колпаки.



6.4. Подготовка и наполнение контейнеров и баллонов


6.4.1. Контейнеры и баллоны, поступающие от потребителя, должны проходить осмотр для выявления сосудов, не соответствующих требованиям п. 6.1.5. настоящих Правил.


6.4.2. Порядок подготовки контейнеров и баллонов к наполнению должен быть отражен в инструкции предприятия-наполнителя и предусматривать:


а) эвакуацию остатков хлора вакуумированием с последующей продувкой осушенным воздухом до регламентированного содержания хлора в продувочном газе;


б) снятие и ревизию запорной арматуры;


в) визуальный наружный и внутренний осмотры сосуда;


г) окраску наружной поверхности (при необходимости);


д) установку исправной запорной арматуры и взвешивание порожней тары;


е) проверку герметичности сосуда и запорной арматуры при рабочем давлении;


ж) проведение технического освидетельствования (ТО) сосудов с признаками наличия в них примесей и при истекшем сроке ТО в следующем объеме: эвакуация хлора с последующей продувкой осушенным воздухом до регламентированного содержания хлора в продувочном газе, снятие арматуры, промывка, внутренний осмотр, проведение гидроиспытаний сосуда на прочность (для сосудов с истекшим сроком ТО), сушка, клеймение.


6.4.3. По истечении десятилетнего срока эксплуатации контейнера решение о возможности его дальнейшего использования и сроках очередного ТО принимается в соответствии с требованиями п. 7.3 настоящих Правил.


6.4.4. Эвакуацию остаточного хлора следует осуществлять на установках, обеспечивающих безопасное и полное удаление хлора.


6.4.5. Визуальная проверка должна обеспечивать выявление контейнеров или баллонов с видимыми дефектами, а также подлежащих техническому освидетельствованию. Контейнеры и баллоны с язвенной коррозией, трещинами, изменениями формы должны быть изъяты из эксплуатации.


6.4.6. Внутренний осмотр должен обеспечивать выявление дефектов внутренней полости сосуда, а также посторонних примесей (вода, загрязнения, окалина и др.), при наличии которых контейнеры или баллоны направляются на промывку для удаления этих примесей и последующую тщательную осушку.


6.4.7. Взвешивание проводится для определения фактической массы порожней тары и выявления ее отклонений от паспортных данных сосуда. При уменьшении массы тары на величину, превышающую допустимые значения, должно быть проведено внеочередное техническое освидетельствование сосуда.


6.4.8. Взвешивание и проверка герметичности контейнеров или баллонов перед наполнением должны проводиться в присутствии и под контролем представителя ОТК.


6.4.9. Сосуды, наполняемые жидким хлором, следует устанавливать на весах и подсоединять к линии подачи жидкого хлора при помощи гибких стыковочных соединений, обеспечивающих свободную работу весов.


6.4.10. Наполнение контейнеров или баллонов жидким хлором должно контролироваться по привесу в целях исключения возможности их заполнения свыше установленной нормы налива.


6.4.11. Наполнение контейнеров необходимо осуществлять в горизонтальном положении, при расположении вентилей друг над другом. Налив хлора должен производиться без отвода абгазов.


После окончания налива допускается сброс абгазов до остаточного давления, соответствующего равновесному давлению насыщенных паров при температуре налива жидкого хлора.


6.4.12. После заполнения контейнеры и баллоны отсоединяют от подводящих коммуникаций и взвешивают на контрольных весах в присутствии представителя ОТК. При повторном взвешивании проверяют соответствие данных журнала наполнения данным контрольного взвешивания. После проверки герметичности тары на вентилях устанавливают заглушки, надевают колпаки, затем представитель ОТК пломбирует контейнеры.


6.4.13. В помещениях, где производится подготовка и наполнение тары хлором, запрещается накопление и складирование заполненных контейнеров и баллонов. При возникновении загазованности работа в помещении должна быть приостановлена до выявления и устранения причин загазованности.


6.4.14. Наполнительные рампы на наполнительных станциях должны находиться в отдельном помещении, изолированном от компрессорной станции и других помещений (в том числе и помещений склада жидкого хлора) глухими стенами. Допускается объединять помещения для проведения всех операций по подготовке хлорной тары к наливу в одно помещение. В стенах наполнительных помещений в этом случае разрешается иметь со стороны отделения подготовки закрывающиеся проемы для подачи подготовленных к наполнению контейнеров.


6.4.15. После наполнения контейнеры или баллоны поступают на склад, где они комплектуются в партии.


Вновь скомплектованные партии выдерживаются в течение суток ведется наблюдение. Контейнеры и баллоны с нарушениями герметичности возвращаются в цех для устранения причин утечки хлора.


6.4.16. На предприятиях, где производится наполнение хлорной тары, допускается размещение заполненных контейнеров и баллонов под навесом при условии соблюдения следующих требований безопасности:


а) навес должен обеспечивать защиту от осадков и прямых солнечных лучей;


б) размещение контейнеров и баллонов должно отвечать требованиям п. 9.2.17 настоящих Правил;


в) площадка для размещения контейнеров и баллонов должна быть удобной для подъезда и проведения погрузочных работ и быть оборудована системой обнаружения и локализации возможной утечки хлора из аварийных контейнеров и баллонов с учетом требований пп. 9.2.19 и 9.2.20;


г) время пребывания под навесом заполненных контейнеров или баллонов не должно превышать двух суток.



7. Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, трубопроводов и арматуры


7.1. Техническое обслуживание и ремонт оборудования, трубопроводов и арматуры должны выполняться в соответствии с требованиями Системы технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий, соответствующих разделов ПБ 09-170-97 [1], ПБ 03-108-96 [10], ПБ 10-115-96 [8] и настоящих Правил.


7.2. Минимальный объем и периодичность работ по техническому обслуживанию и ремонту основного емкостного, теплообменного оборудования и трубопроводов приведен в Приложении 4 к настоящим Правилам.


7.3. Эксплуатация оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, железнодорожных вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов, отработавших в среде хлора назначенный срок службы, но не более 10 лет, допускается только после экспертизы технического состояния и при наличии заключения о новом назначенном сроке службы. Экспертиза технического состояния оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов должна осуществляться специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.


7.4. Периодическая выборочная ревизия трубопроводов проводится в объеме, предусмотренном ПБ 03-108-96 [10]. При этом контролю подлежат:


не менее двух участков от каждого агрегата (компрессора, холодильника, конденсатора, буфера);


по два участка трубопровода налива, слива, газообразного хлора от каждого танка или мерника;


по два участка каждого коллектора и межцехового трубопровода длиной до 100 м и по одному участку на каждые полные 200 м, а также последующий остаток длины.


7.5. Толщину стенок трубопроводов следует определять неразрушающим методом контроля.


Определение толщины стенок сверлением может проводиться только в местах, где применение неразрушающего метода контроля затруднено или невозможно.


7.6. При неудовлетворительных результатах выборочной ревизии трубопроводов назначается генеральная выборочная ревизия.


7.7. По требованию органов Госгортехнадзора может быть назначена досрочная ревизия трубопроводов.


7.8. Генеральная выборочная ревизия трубопроводов проводится в объеме, предусмотренном ПБ 03-108-96 [10], с замером толщины стенок неразрушающим методом контроля в двух местах каждого трубопровода между аппаратами и коллекторами, а также коллекторов и межцеховых трубопроводов через каждые 25 м длины.


7.9. Результаты генеральной выборочной ревизии считаются неудовлетворительными, если толщина стенки трубопровода будет меньше требуемой толщины согласно ПБ 03-108-96 [10].


7.10. При неудовлетворительных результатах генеральной выборочной ревизии трубопровода должна быть назначена полнаяревизия, по результатам которой принимается решение о частичной или полной замене трубопровода.



8. Транспортировка жидкого хлора


8.1. Транспортировка жидкого хлора осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регламентируется требованиями действующих нормативных документов на перевозку опасных грузов соответствующим видом транспорта и настоящими Правилами.


8.2. Транспортировка жидкого хлора должна осуществляться, по возможности, в обход крупных населенных пунктов и кратчайшим маршрутом с минимальным числом остановок и задержек в пути следования.


Максимальное расстояние транспортировки жидкого хлора по железной дороге, как правило, не должно превышать три тысячи километров, а автомобильным транспортом - не более 200 км (кроме отдаленных северных и восточных районов).


8.3. Жидкий хлор перевозят в специально предназначенных железнодорожных вагонах-цистернах, контейнерах и баллонах.


Контейнеры с жидким хлором перевозят железнодорожным транспортом в полувагонах в вертикальном положении (защитными колпаками вверх) в один ярус, а также автотранспортом при горизонтальном расположении контейнеров в один ряд.


Баллоны перевозят по железной дороге в крытых вагонах (повагонными отправками) и в специальных контейнерах, а также автотранспортом.


Грузоотправитель обязан разработать и утвердить схему погрузки и крепления в соответствии с "Правилами безопасности при транспортировании опасных грузов".


8.4. Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке исправные вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны с жидким хлором с заглушками на арматуре и защитными колпаками.


Запрещается эксплуатировать неисправные вагоны-цистерны, контейнеры, баллоны для перевозки жидкого хлора, а также с просроченными сроками эксплуатации, технических освидетельствований, плановых ремонтов.


Норма наполнения тары, а также остаточное давление в порожней таре должны соответствовать требованиям настоящих Правил.


Размещение и крепление контейнеров и баллонов должны исключать их смещение или падение в пути следования.


8.5. Баллоны, как правило, должны перевозиться в вертикальном положении в специальных клетях. Допускается перевозка баллонов в горизонтальном положении с высотой штабеля не более половины от высоты стенки вагона или борта кузова автомашины. Все баллоны должны укладываться колпаками (вентилями) в одну сторону и иметь прокладки между баллонами.


Допускается перевозка баллонов в железнодорожных вагонах без клетей в вертикальном положении при наличии на них предохранительных колец и при условии плотной загрузки вагона, исключающей возможность смещения (падения) баллонов.


8.6. Погрузка - выгрузка контейнеров должна осуществляться с применением грузоподъемных механизмов (кран, кран-балка, автокран и др.) и вспомогательных средств (кантователь специальной конструкции) соответствующей грузоподъемности.


Грузоподъемные механизмы для подъема и перемещения тары с жидким хлором должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга в соответствии с требованиями действующих "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-14-92) [11].


8.7. При перевозке жидкого хлора железнодорожным транспортом необходимо руководствоваться "Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам" [12], "Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опаснсми грузами при перевозке их по железным дорогам" [13] и настоящими Правилами.


8.8. Вагоны-цистерны, загруженные жидким хлором, перевозятся в сопровождении проводников-газоспасателей грузоотправителя или грузополучателя.


Проводниками-газоспасателями должны назначаться работники, аттестованные в соответствии с требованиями Госгортехнадзора России на знание "Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам [12] и инструкции проводника-газоспасателя по сопровождению вагонов-цистерн жидким хлором, разработанной на основе "Временной типовой инструкции проводника по сопровождению вагонов-цистерн с жидким хлором" [14] и настоящих Правил.


8.9. Для сопровождения наполненных вагонов-цистерн предприятие-наполнитель выделяет в распоряжение проводников-газоспасателей вагон сопровождения, оснащенный необходимыми в соответствии с табелем оснащения средствами защиты, инструментами, принадлежностями.


8.10. Каждая грузовая единица и транспортное средство, содержащее опасный груз должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза.


8.11. Маркировка, информирующая о транспортной опасности, наносится в соответствии с "Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам" [12].


8.12. На каждую отправку жидкого хлора железнодорожным транспортом грузоотправитель должен представить станции отправления накладную с указанием наименования груза, например: "Баллоны с жидким хлором", "Контейнеры с жидким хлором", "Цистерна с жидким хлором". В верхней части накладной должны быть проставлены штемпеля красного цвета ("Сжиженный газ", "Ядовито", "Не спускать с горки"), а под наименованием груза - номер аварийной карточки (например: "Аварийная карточка N 11").


8.13. К сопроводительным документам грузоотправитель обязан приложить перечень предприятий по маршруту следования вагонов-цистерн или вагонов с жидким хлором, на которых имеются аварийные службы для ликвидации возможных утечек хлора. В перечне должны быть указаны места дислокации и телефоны диспетчерских служб этих подразделений, а также телефоны диспетчерских служб предприятия-грузоотправителя и предприятия-грузополучателя.

Закрыть

Строительный каталог