МДС 81-3.99, часть 2
Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
При возникновении трудностей определения региональных или отраслевых норм годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин отечественного производства показатели (Нр) рекомендуется принимать по таблице 1.
Указанные данные носят справочный характер и уточняются по фактическим среднегодовым данным подразделений строймеханизации.
Рекомендуемые нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин
(в процентах к балансовой стоимости машин)
Таблица 1
№ п/п |
Наименование машин |
Для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним |
Для остальной территории Российской Федерации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Автогрейдеры |
33 |
25 |
2. |
Башенные краны, козловые краны |
24 |
18 |
3. |
Бульдозеры |
51 |
38 |
4. |
Краны на автомобильном ходу |
30 |
23 |
5. |
Краны на гусеничном ходу |
26 |
20 |
6. |
Краны на пневмоколесном ходу |
26 |
20 |
7. |
Погрузчики |
35 |
26 |
8. |
Прицепные машины с двигателями внутреннего сгорания (компрессоры, передвижные электростанции, водоотливные агрегаты и т.д.) |
20 |
15 |
9. |
Ручные машины (лебедки, домкраты, тали и т.д.) |
13 |
9 |
10. |
Самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания (буровая и сваебойная техника, автогудронаторы, автотранспортные средства и т.д.) |
26 |
20 |
11. |
Скреперы |
50 |
38 |
12. |
Стационарные машины с электроприводом (бетоно- и растворосмесители, штукатурные станции, окрасочные агрегаты и т.д.) |
15 |
11 |
13. |
Экскаваторы |
33 |
25 |
Исчисление нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание для импортных машин (Ри) следует производить по формуле:
(10)
где
- стоимость комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, а также изготавливаемых (восстанавливаемых) эксплуатирующими организациями, руб. Показатель () в валютном эквиваленте принимается по контрактам на машины данной типоразмерной группы, с начислением в соответствующей доле затрат на первоначальную доставку машин к потребителю, с учетом страховых платежей при доставке машин к потребителю, ввозной таможенной пошлины и стоимости таможенных процедур. Перевод этих затрат в рублевый эквивалент осуществляется по курсу, установленному на дату введения в действие сметной расценки;
Кр - коэффициент, учитывающий оплату труда ремонтных рабочих, стоимость ремонтных материалов, амортизацию и затраты по эксплуатации ремонтных баз, амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, а также накладные расходы и прибыль ремонтных баз. Показатель (Кр) устанавливается по данным подразделений строймеханизации, эксплуатирующих импортные машины данного вида, типа, типоразмерной группы, модели (марки);
Тк - время использования комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, предусмотренного контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы, маш.-ч.
Если контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы закупка запасных частей и заменяемых агрегатов не предусматривается, для определения нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных строительных машин используются фактические данные по этим затратам подразделений строймеханизации. При отсутствии таких данных расчет следует производить по формуле:
(11)
где
Вси - показатель восстановительной стоимости для импортных машин, руб.;
Нр - годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, принимаемая по табл. 1, процент/год;
Кк - коэффициент корректировки годовой нормы затрат на ремонт и техническое обслуживание машины, учитывающий относительно более высокий качественный уровень импортных машин. Коэффициент корректировки принимается в интервале 0,50,7.
Норма затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных машин (произведение Нр х Кк), принятая при расчете сметной расценки в формуле (11), в дальнейшем подтверждается или корректируется по фактическим затратам подразделений строймеханизации по этой статье;
Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
4.3. Затраты на замену быстроизнашивающихся частей
4.3.1. Нормативный показатель затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по формуле:
(12)
где
Цбч - цена быстроизнашивающейся части данного вида франко-продавец, руб./единица. Показатель (Цбч) принимается на основе текущих (рыночных) цен на дату введения в действие сметной расценки на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы;
Зд.бч - затраты на доставку быстроизнашивающихся частей данного вида к потребителю с учетом транспортных расходов, включающих погрузоразгрузочные работы, стоимость тары, реквизита и т.д., руб./единица. Показатель (Зд.бч) устанавливается по транспортной схеме, характерной для данного региона (данной совокупности подразделений строймеханизации), применительно к заводам-изготовителям или поставщикам-дилерским фирмам быстроизнашивающихся частей данного вида для машин данной типоразмерной группы;
Зп.бч - оплата труда ремонтных рабочих, исключая машиниста (машинистов) машин данной типоразмерной группы, занятых на замене быстроизнашивающихся частей, руб./ед.;
Кбч - количество быстроизнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине, ед. Показатель (Кбч) устанавливается по инструкции на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы. При отсутствии рекомендаций изготовителя показатель (Кбч) устанавливается на основе фактических данных по данному элементу затрат;
Н + П - индивидуальные нормы соответственно накладных расходов и сметной прибыли в долях от оплаты труда рабочих, занятых на замене быстроизнашивающихся частей;
Тр - нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающейся части данного вида, маш.-ч. Этот показатель принимается на основе (в порядке очередности применения):
- рекомендаций изготовителя;
- данных, приводимых в нормативной литературе;
- фактически достигнутых показателей времени использования быстроизнашивающихся частей данного вида.
В таблице 2 приводятся рекомендуемые показатели нормативного ресурса (срока службы) по некоторым видам быстроизнашивающихся частей.
Нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающихся частей*
______________________
* Данные нормы применяются в тех случаях, когда нормы износа быстроизнашивающихся частей не установлены сертификатами (паспортами) заводов-изготовителей или другими действующими нормативными документами.
Таблица 2
№ п/п |
Виды быстроизнашивающихся частей |
Сроки службы, маш.-ч |
1 |
2 |
3 |
1. |
Гибкий электрический кабель: |
|
|
козловые краны |
4500 |
|
башенные краны |
5000 |
|
электрические экскаваторы |
9000 |
2. |
Канаты стальные (тросы) грузоподъемных машин: |
|
|
вантовые |
5000 |
|
подъемные |
1500 |
|
стрелоподъемные |
3000 |
3. |
Канаты стальные (тросы) одноковшовых экскаваторов: |
|
|
опрокидные и оттяжные для ковша |
700 |
|
подъемные |
500 |
|
Стрелоподъемные |
1800 |
|
Тяговые |
700 |
4. |
Канаты стальные (тросы) скреперов |
500 |
5. |
Лента транспортеров |
2800 |
6. |
Приводные ремни клиновидные |
5000 |
7. |
Рукава насосов |
3000 |
8. |
Цепи стальные опрокидные и оттяжные |
650 |
9. |
Шланги: |
|
|
краскопультов и растворонасосов |
1900 |
|
пескоструйных аппаратов и пневматического инструмента |
1200 |
|
бульдозеров, скреперов и других прицепных машин с гидравлическим управлением |
2300 |
При наличии обобщенных фактических данных по затратам на доставку быстроизнашивающихся частей и по оплате труда ремонтных рабочих может применяться следующая формула исчисления нормативного показателя на замену быстроизнашивающихся частей:
(13)
где
Кд.бч - коэффициент, учитывающий затраты на доставку быстроизнашивающихся частей и оплату труда ремонтных рабочих с учетом накладных расходов и прибыли, принимаемый на основе фактически сложившегося уровня затрат в данном регионе.
4.3.2. Нормативные показатели затрат на замену шин определяются по формулам:
для строительных машин, по которым норма амортизационных отчислений установлена в процентах на год:
, (14)
для автотранспортных средств, по которым норма амортизационных отчислений установлена в процентах на 1000 км пробега:
, (15)
где
Цш - рыночная текущая цена 1 шины в установленной комплектации (покрышка, камера, ободная лента), франко-склад продавца, руб./комплект;
Кд.ш - коэффициент затрат на доставку шин на базу механизации и на работы по их замене, принимаемый по фактически сложившемуся уровню по данным элементам затрат, характерному для данного региона.
Кш - количество одновременно заменяемых шин на машинах данной типоразмерной группы, шт.;
Наш - норма затрат на восстановление износа и ремонт шин, процент/1000 км пробега;
Гп - среднегодовой пробег машин данной типоразмерной группы, 1000 км/год;
Сш - нормативный пробег шины, тыс. км; принимается по данным завода-изготовителя;
На - норма амортизационных отчислений на полное восстановление для машин данной типоразмерной группы, определяемая в порядке, изложенном в п. 4.1.1, процент/год (1000 км);
Ка - коэффициент к норме амортизационных отчислений (коэффициент интенсивности), применяемый при привязке сметных норм и расценок на эксплуатацию машин к конкретным условиям
Т - годовой режим работы машины, маш.-ч/год.
4.4. Оплата труда рабочих, управляющих машинами
Количество и квалификационные разряды рабочих, управляющих машинами, устанавливаются с учетом и на основе следующих нормативных источников (в порядке очередности применения):
- Методических рекомендаций по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99), введенных в действие письмом Госстроя России от 02.08.99 № НЗ-2618/7;
- инструкции по эксплуатации машины;
- Единого тарифно-квалификационного справочника, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственного комитета СССР по делам строительства и Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 № 226/125/15-88;
- действующих производственных норм;
- рекомендаций заводов и фирм-изготовителей.
При отсутствии необходимых данных в перечисленных документах и нормативах количество и квалификационные разряды рабочих определяются по фактическим условиям эксплуатации машины.
Показатель затрат труда рабочих в чел.-ч устанавливается в расчете на 1 маш.-ч работы машины.
Нормативный показатель оплаты труда рабочих, управляющих машинами (З ), определяется по формуле:
(16)
где
Зр - оплата труда рабочего данного квалификационного разряда, определяемая в соответствии с порядком, приведенным в прил. 4 МДС 81-1.99, руб./чел.-ч;
t - затраты труда рабочих данного квалификационного разряда, чел.-ч/маш.-ч.
4.5. Затраты на энергоносители
Нормативные показатели затрат на энергоносители исчисляются по следующим основным видам: бензин, кг/руб.; дизельное топливо, кг/руб.; электроэнергия, кВт-ч/руб.; сжатый воздух, м3 /руб.
4.5.1. Нормативный показатель затрат на бензин для строительных машин (Эб) определяется по формуле:
Эб = Нб х (Цб + Зд.б), (17)
где
Нб - норма расхода бензина при работе машины в технологическом режиме в летнее время (при положительной температуре наружного воздуха) с учетом внутригаражного расхода, кг/маш.-ч. Показатель (Нб) устанавливается на основе следующих источников (в рекомендуемом порядке очередности применения):
паспортных данных;
нормативов, приводимых в технической литературе;
фактически сложившегося среднего уровня, характерного для данного региона.
Затраты, связанные с повышенным расходом бензина при работе машины в зимнее время, подлежат учету в сметных нормах дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.
Цб - текущая рыночная цена приобретения бензина франко-нефтеналивная база (автозаправочная станция) на дату введения сметной расценки в действие, руб./кг;
Зд.б - затраты на доставку бензина до заправляемой машины, руб./кг, определяются по конкретным условиям обеспечения машин данной типоразмерной группы энергоносителем данного вида. Этот показатель отражает затраты, связанные с эксплуатацией автотопливозаправщиков, а также с амортизацией и эксплуатацией промежуточного склада энергоносителей.
Для автотранспортных средств формула определения нормативного показателя затрат на бензин (Эб) имеет следующий вид:
(18)
где
Нл - линейная норма расхода бензина при эксплуатации автотранспортных средств в летнее время, л/100 км, устанавливается на основе следующих источников (в рекомендуемом порядке очередности применения):
паспортных данных;
нормативов, приводимых в технической литературе;
фактически сложившегося среднего уровня;
Дб - плотность бензина, кг/л, в зависимости от сорта бензина варьирует в интервале 0,720,75 кг/л;
Гп - годовой пробег автотранспортного средства, 100 км;
Т - годовой режим работы автотранспортного средства, маш.-ч/год.
4.5.2. Нормативный показатель затрат на дизельное топливо для строительных машин (Эд) определяется по формуле:
Эд = Нд х Кп х (Цд + Зд.д), (19)
где
Нд - норма расхода дизельного топлива при работе машины в технологическом режиме в летнее время (при положительной температуре наружного воздуха) с учетом внутригаражного расхода, кг/маш.-ч. Показатель (Нд) устанавливается на основе следующих источников (в рекомендуемом порядке очередности их применения):
по паспортным данным;
нормативам, приводимым в технической литературе;
по фактически сложившемуся среднему уровню;
Кп - коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя, устанавливается на основе рекомендаций завода-изготовителя или по фактическим затратам. При отсутствии пускового двигателя коэффициент (Кп) не применяется;
Цд - цена приобретения дизельного топлива франко-наливная база (автозаправочная станция), руб./кг;
Зд.д - затраты на доставку дизельного топлива до заправляемой машины, руб./кг; определяются по конкретным условиям обеспечения машин данной типоразмерной группы энергоносителем данного вида. По своему содержанию отражают затраты, связанные с эксплуатацией автотопливозаправщиков, а также с амортизацией и эксплуатацией промежуточного склада энергоносителей.
Для автотранспортных средств нормативный показатель затрат на дизельное топливо (Эд) определяется по формуле:
, (20)
где
Нл - линейная норма расхода дизельного топлива при эксплуатации автотранспортных средств данной типоразмерной группы в летнее время, л/100 км;
Дд - плотность дизельного топлива, кг/л. В зависимости от сорта дизельного топлива плотность варьирует в интервале: 0,82 0,85 кг/л;
Гп - годовой пробег автотранспортного средства, 100 км;
Т - годовой режим работы автотранспортного средства, маш.-ч/год.
Затраты, связанные с повышенным расходом бензина и дизельного топлива при работе автотранспортных средств в зимнее время, подлежат учету в сметных нормах дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.
4.5.3. Нормативный показатель затрат на жидкое топливо (Эт) допускается определять по формуле:
Эт = Ру х Мд х (Цт + Зт), (21)
где
Ру - удельный расход энергоносителя на единицу мощности двигателя, устанавливаемый и гарантируемый изготовителем, кг/кВт (л.с.);
Мд - паспортная мощность двигателя, кВт (л.с.);
(Цт + Зт) - цена приобретения топлива данного вида и затраты на его доставку до заправляемой машины.
4.5.4. При отсутствии данных по затратам на доставку жидкого топлива до заправляемой машины эти затраты в формулах 17, 18, 19, 20, 21 учитываются посредством применения к цене приобретения бензина или дизельного топлива коэффициентов, фактически сложившихся в регионе по данному элементу затрат.
4.5.5. Для машин с электроприводом нормативный показатель затрат на электроэнергию (Ээ) определяется по формуле:
Ээ = 1,1 х Мп х Км х Кв, (22)
где
1,1 - коэффициент, учитывающий пусковой момент электродвигателя;
Мп - суммарная паспортная мощность электродвигателей, установленных на машине, кВт;
Км - коэффициент использования электродвигателей по мощности (отношение используемой мощности к суммарной паспортной мощности электродвигателей);
Кв - коэффициент использования электродвигателей по времени (отношение времени фактической работы электродвигателей в смену к нормативной продолжительности рабочей смены).
Показатели Км и Кв устанавливаются (в рекомендуемом порядке очередности их применения) по:
- фактическим данным с учетом установленных технологических схем производства строительно-монтажных работ (по счетчикам расхода);
- рекомендациям, приводимым в нормативных (технических) источниках.
4.5.5. Нормативный показатель затрат на сжатый воздух (Эв) определяется по формуле:
Эв = Рв х Цв, (23)
где
Рв - расход сжатого воздуха, м3 /маш.-ч. Нормативный показатель определяется (в рекомендуемом порядке очередности их применения) по:
- инструкции завода-изготовителя на эксплуатацию машины;
- данным, приводимым в нормативной технической литературе;
- фактическим данным.
Цв - сметная расценка на сжатый воздух, руб./м, исчисляется по формуле:
Цв = Ср : Пк, (24)
где
Ср - сметная расценка на эксплуатацию компрессорной установки данной производительности, руб./маш.-ч;
Пк - паспортная производительность компрессорной установки, м3 /маш.-ч.
В случае, если достоверное определение расхода сжатого воздуха для данной строительной машины или механизированного пневматического инструмента сопряжено со значительными трудностями, целесообразно не учитывать эту статью затрат в составе сметной расценки на эксплуатацию строительной машины (механизированного пневматического инструмента). При этом затраты, связанные с потреблением сжатого воздуха, должны учитываться в смете отдельной строкой, посредством учета в ней затрат, связанных с эксплуатацией компрессорной установки, предусмотренной проектом. Время эксплуатации компрессорной установки принимается по времени эксплуатации машины, потребляющей сжатый воздух.
4.6. Затраты на смазочные материалы
4.6.1. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для карбюраторных машин (работающих на бензине) (Ск) определяется по формуле:
Ск = (0,035 х Цмм + 0,004 х Цпс + 0,015 х Цтм)х Нб, (25)
где
0,035; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены, соответственно, на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
Нб - норма расхода бензина для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч.
4.6.2. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для дизельных машин (Сд) определяется по формуле:
Сд = (0,044 х Цмм + 0,004 х Цпс + 0,015 х Цтм)х Нд х Кп, (26)
где
0,044; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены, соответственно на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла на дату введения в действие сметной расценки с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
Нд - норма расхода дизельного топлива для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч;
Кп - коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя. При отсутствии пускового двигателя коэффициент (Кп) не применяется. Этот коэффициент устанавливается (в рекомендуемом порядке очередности применения) на основе рекомендаций завода-изготовителя или по фактическим затратам.
4.6.3. Нормативные показатели затрат на смазочные материалы для машин с электроприводом или работающих на сжатом воздухе, определяются (в рекомендуемом порядке очередности применения) по:
- паспортным данным;
- инструкциям на эксплуатацию машин;
- рекомендациям, приводимым в технической литературе.
4.7. Затраты на гидравлическую жидкость
Нормативный показатель затрат на гидравлическую (рабочую) жидкость (Г) определяется по формуле:
(27)
где
О - средневзвешенный показатель вместимости (емкости) гидравлической системы машин данной типоразмерной группы, л, устанавливается по паспортным данным машины;
Дг - плотность гидравлической жидкости - 0,87 кг/л;
Кд - коэффициент доливок гидравлической жидкости, восполняющих систематические ее утечки при работе машины. Для машин отечественного производства этот показатель принимается на основе замеров объемов фактических утечек гидравлической жидкости. При отсутствии необходимых данных показатель (Кд) принимается равным 1,5.
Для импортных машин показатель (Кд) принимается по рекомендациям фирм-изготовителей или на основе замеров объемов фактических утечек гидравлической жидкости;
Пг - периодичность полной замены гидравлической жидкости для машин данной типоразмерной группы, раз/год, принимается (в порядке очередности) по:
- паспортным данным;
- инструкциям на эксплуатацию машин;
- рекомендациям, приводимым в технической литературе.
Если иное не предусмотрено инструкцией по эксплуатации машины, показатель (Пг) принимается равным 2, что означает переход в течение года с летнего сорта гидравлической жидкости на зимний сорт и наоборот;
Цг - цена приобретения гидравлической жидкости франко-наливная база (автозаправочная станция), руб./кг;
Зд.г - затраты на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины, руб./кг, определяются с учетом транспортных расходов, включая погрузоразгрузочные работы, стоимость тары и т.д.;
Т - годовой режим работы машины, маш.-ч/год.
4.7.2. Если периодичность замены гидравлической жидкости инструкцией по эксплуатации машины данной типоразмерной группы установлена в маш.-ч, формула расчета нормативного показателя затрат на гидравлическую жидкость (Г) принимает следующий вид:
(28)
где
Пг.ж - периодичность замены гидравлической жидкости, маш.-ч.
В аналогичном порядке определяются затраты на охлаждающую жидкость.
4.7.3. При отсутствии при разработке сметных норм и расценок данных по затратам на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины эти затраты в формулах (27) и (28) учитываются посредством применения к цене приобретения коэффициентов, фактически сложившихся в регионе по данному элементу затрат.
4.8. Затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки
(базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации)
Нормативные показатели затрат на перебазировку определяются по следующим схемам: своим ходом, на буксире, на прицепе без демонтажа, на прицепе с демонтажом и последующим монтажом.
4.8.1. Затраты на перебазировку своим ходом, в которой занята машина, подлежащая перебазировке (кран на автомобильном ходу, автогудронатор, автобетононасос и т.п.) (Псм), определяются по формуле:
(29)
где
Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
Этр - затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч. Величина этого показателя может отличаться от показателя (Э), отражающего затраты на энергоноситель при работе машины в технологическом режиме, порядок определения которого приведен в разделе 4.5. Показатель (Этр) определяется по формуле:
(30)
где
Нл - среднегодовая линейная норма расхода энергоносителя для машины данной типоразмерной группы (марки машины), л/100 км пробега; принимается (в порядке очередности применения): по паспортным данным, по установленным нормативам, или, при их отсутствии, - по среднему, фактически сложившемуся расходу;
Дэ - плотность энергоносителя данного вида, кг/л;
Гп - годовой пробег строительной машины данной типоразмерной группы, 100 км/год;
Цэ - цена приобретения энергоносителя данного вида (бензина или дизельного топлива), руб./кг;
Зд.э - затраты на доставку энергоносителя данного вида до заправляемой машины, руб./кг;
Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
С - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.6);
В - время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки). Данный показатель отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Для машин, которые перемещаются своим ходом, этот показатель ограничивается рамками одного дня (суток) и определяется по формуле:
Тп = Крс х Кс, (31)
где
Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;
Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/день (сутки).
4.8.2. Затраты на перебазировку на буксире (передвижная компрессорная станция, передвижная электростанция, кран на пневмоколесном ходу и т.п.), с использованием тягача и, в случае необходимости, машины сопровождения (Пб), определяются по формуле:
(32)
где
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4.);
В - время перебазировки машины, маш.-ч;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч; ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле:
Тп = Т : Кпер., (33)
где
Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
Кпер - количество перебазировок машин данной типоразмерной группы в год, раз/год. Принимается по фактически сложившейся частоте перебазировок.
4.8.3. Затраты на перебазировку строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе-тяжеловесе и т.п.) без ее демонтажа и последующего монтажа, с погрузкой на прицеп своим ходом или с помощью лебедки (или иного приспособления, оборудованного на транспортном средстве) (Пт), определяются по формуле:
(34)
где
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста (машинистов) перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4.);
В - время перебазировки машины, маш.-ч, принимается по средней фактически сложившейся продолжительности перебазировок;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч, ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле 33.
Применение данного варианта предусматривает использование в перебазировке: машины, подлежащей перебазировке (бульдозеры, трубоукладчики, экскаваторы на гусеничном ходу и т.п.), тягача, прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловеса и т.п.) и автомобиля сопровождения.
4.8.4. Затраты на перебазировку строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе-тяжеловесе и т.п.) с ее демонтажом и последующим монтажом, с погрузкой (и последующей разгрузкой) на транспортное средство с применением погрузоразгрузочного оборудования (как правило, кранов на автомобильном ходу или кранов на спецшасси автомобильного типа) (Пк), определяются по формуле:
(35)
где
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Втр - время эксплуатации транспортных средств, обеспечивающих перебазировку строительной машины данной типоразмерной группы, маш.-ч. Этот показатель отражает затраты времени на погрузку, перемещение и разгрузку машины;