Строительство автодорог с использованием ДС-100, часть 3
Таблица 9
Тип машины |
Дальность транспортировки * |
Эксплуатационная годовая производительность тыс. м3 |
Приведенные затраты, руб. на 1000 м3 |
Трудоемкость чел. дн. на 1000 м3 |
Бульдозер ДЗ-110 или Д-271 |
20 40 60 |
66,0 35,3 24,0 |
153,0 287,0 423,0 |
5,8 11,0 16,0 |
Бульдозер ДЗ-27С |
20 40 60 |
138,0 74,0 50,3 |
125,0 235,0 345,0 |
2,8 5,3 7,7 |
Бульдозер ДЗ-94С или ДЗ-129ХЛ |
20 40 60 |
451,0 257,0 180,0 |
96,4 169,0 241,0 |
0,9 1,5 2,2 |
Скрепер прицепной ДЗ-77 с ковшом вместимостью 8 м3 |
0,3 0,6 |
43,0 26,5 |
360,2 584,5 |
9,0 14,6 |
Скрепер самоходный Д-357ГП с ковшом вместимостью 9 м3 |
0,5 1,5 |
83,5 14,2 |
212,0 1155,0 |
4,6 27,3 |
То же, ДЗ-115 с ковшом вместимостью 15 м3 |
1,0 2,0 |
91,5 58,0 |
452,0 717,0 |
4,2 6,7 |
Экскаватор ЭО-4124 с ковшом вместимостью 0,65 м3 и автомобиль ЗИЛ-585 грузоподъемностью 2,4 т |
1 3 6 10 |
200 200 200 200 |
367,0 734,0 1246,0 1923,0 |
25,6 38,8 52,9 70,2 |
Экскаватор ЭО-5123 с ковшом вместимостью 1,6 м3 и автомобиль КрАЗ-256Б грузоподъемностью 6 т |
1 3 6 10 |
360 360 360 360 |
325,3 602,0 967,0 1454,0 |
11,5 17,0 22,5 29,5 |
_________
* Дальность транспортировки для бульдозеров измеряется в метрах, для скреперов и экскаваторов - в километрах
6.8. Тресты, строительные управления должны разрабатывать годовые планы и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта машин, сводные годовые планы капитального ремонта машин.
6.9. Техническое обслуживание и текущий ремонт на объектах дорожного строительства должны выполнять передвижные механические мастерские, специализированные бригады с участием машинистов машин. При этом необходимо широко использовать агрегатно- узловой метод.
Капитальный ремонт следует производить на ремонтных заводах или в ремонтных мастерских.
6.10. При организации работы транспорта необходимо предусматривать использование ближайших к строящемуся объекту источников получения строительных материалов и конструкций. В отдельных случаях при согласовании с организациями-поставщиками и генеральной проектной организацией допускается изменять предусмотренные проектом источники получения материалов или конструкций, если это способствует улучшению транспортной схемы обеспечения строительства, приводит к удешевлению перевозок и получаемые материалы и конструкции по номенклатуре и качеству также будут удовлетворять всем требованиям проекта и нормативных документов.
6.11. Поскольку для скоростного строительства применяются преимущественно автомобили повышенной грузоподъемности (12 т), автомобильные дороги местного значения, используемые для нужд строительства, следует реконструировать.
При невозможности использовать существующие дороги общего пользования необходимо вести строительство подъездов от разгрузочных баз, бетонных заводов, установок по приготовлению смесей или притрассовых карьеров до выездов на трассу строящейся дороги с проложением их по возможно более коротким направлениям и с устройством дорожных одежд и покрытий, отвечающих составу и интенсивности движения построечного транспорта.
Установки по приготовлению смесей для укладки в основание следует располагать в притрассовых карьерах, где добываются каменные материалы или грунты, что снизит объемы транспортных работ. В случаях, когда используемые притрассовые карьеры местных материалов или грунтов находятся на значительном удалении от трассы строящейся дороги, установки следует располагать на притрассовых стоянках у места выхода на трассу подъезда от используемого карьера.
6.12. Разработка транспортной схемы должна осуществляться, как правило, в нескольких вариантах, учитывающих все возможные источники получения материалов. Наиболее целесообразный вариант выбирают на основе технико-экономических расчетов по минимуму суммарных приведенных затрат, включающих затраты на приобретение материалов, их переработку и приготовление смесей, погрузочно-разгрузочные работы, строительство и содержание временных дорог, транспортировку материалов и смесей, укладку их в дорожную одежду.
6.13. Данные о производительности цементовозов и автогудронаторов, а также о потребности в автомобилях-самосвалах грузоподъемностью 12 т для устройства 1 км дорожной одежды на дорогах I -II категории приведены в табл. 10 и 11.
6.14. При массовых перевозках грузов с использованием большого числа транспортных средств, например при перевозке бетонной смеси с завода на трассу, необходимо осуществлять последовательность выхода автомобилей под погрузку строго по графику, не допуская одновременного появления на заводе в начале смены большого количества автомобилей.
Таблица 10
Дальность перевозки смеси, км |
Производительность цементовозов в смену, т, грузоподъемностью, т |
Производительность автогудронаторов в смену, тыс.л, с цистернами вместимостью, тыс.л |
||||
|
8 |
12 |
24 |
3,6 |
5 |
7 |
1 |
97,0 |
118,5 |
122,0 |
42 |
49 |
59,0 |
2 |
88,0 |
109,0 |
117,0 |
39 |
45 |
55,0 |
3 |
81,0 |
101,0 |
110,0 |
35 |
42 |
52,0 |
4 |
79,0 |
99,0 |
107,0 |
32 |
39 |
49,0 |
5 |
69,0 |
89,0 |
103,0 |
30 |
37 |
46,0 |
6 |
64,0 |
84,0 |
100,0 |
28 |
35 |
44,0 |
7 |
60,0 |
79,0 |
97,0 |
26 |
33 |
41,5 |
8 |
97,0 |
75,0 |
93,0 |
25 |
31 |
39,6 |
9 |
53,5 |
72,0 |
90,0 |
23 |
30 |
38,0 |
10 |
51,0 |
68,0 |
87,0 |
22 |
28 |
36,0 |
15 |
40,5 |
55,5 |
76,0 |
18 |
23 |
30,0 |
20 |
33,5 |
46,5 |
67,0 |
15 |
20 |
25,0 |
25 |
28,5 |
40,0 |
60,0 |
12 |
16 |
22,0 |
30 |
25,0 |
35,0 |
54,0 |
11 |
15 |
20,0 |
35 |
22,0 |
31,5 |
50,0 |
10 |
13 |
18,0 |
40 |
19,8 |
28,5 |
46,0 |
9 |
12 |
16,0 |
45 |
18,0 |
26,0 |
42,5 |
8 |
11 |
14,5 |
50 |
16,4 |
24,0 |
39,5 |
7 |
10 |
13,0 |
Таблица 11
Конструктивный слой дорожной одежды |
Тип дорожной одежды на подъездных |
Потребность в автомобилях-самосвалах грузоподъемностью 12 т при дальности транспортировки, км (при коэффициенте использования по времени 0,8) |
||||||||||||||||
|
дорогах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Цементобетонное покрытие толщиной 22 см |
Капитальный и облегченный |
16 |
18 |
20 |
21 |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
36 |
42 |
52 |
61 |
71 |
81 |
92 |
|
Переходный и низший |
18 |
21 |
24 |
26 |
28 |
31 |
34 |
37 |
41 |
44 |
50 |
60 |
75 |
92 |
107 |
123 |
139 |
То же, толщиной 24 см |
Капитальный и облегченный |
17 |
19 |
21 |
23 |
24 |
26 |
28 |
30 |
33 |
35 |
39 |
46 |
57 |
67 |
77 |
88 |
100 |
|
Переходный и низший |
19 |
23 |
26 |
29 |
30 |
34 |
37 |
41 |
44 |
48 |
55 |
65 |
82 |
100 |
116 |
133 |
152 |
Цементогрунтовое основание толщиной 16 см |
Капитальный и облегченный |
12 |
14 |
15 |
16 |
17 |
19 |
20 |
22 |
23 |
25 |
28 |
32 |
40 |
47 |
55 |
62 |
71 |
|
Переходный и низший |
15 |
16 |
19 |
20 |
22 |
24 |
26 |
29 |
31 |
34 |
39 |
46 |
58 |
71 |
82 |
94 |
107 |
То же, толщиной 18 см |
Капитальный и облегченный |
13 |
16 |
17 |
18 |
19 |
21 |
23 |
24 |
26 |
28 |
31 |
36 |
45 |
53 |
61 |
70 |
79 |
|
Переходный и низший |
15 |
18 |
21 |
23 |
24 |
27 |
30 |
32 |
35 |
38 |
43 |
51 |
65 |
79 |
92 |
106 |
120 |
Щебеночное основание толщиной 16 см |
Капитальный и облегченный |
9 |
11 |
12 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
18 |
19 |
21 |
24 |
30 |
36 |
41 |
47 |
54 |
|
Переходный и низший |
10 |
13 |
14 |
15 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
26 |
29 |
35 |
44 |
54 |
62 |
71 |
81 |
То же, толщиной 18 см |
Капитальный и облегченный |
10 |
12 |
13 |
14 |
14 |
15 |
17 |
18 |
19 |
20 |
23 |
27 |
33 |
39 |
45 |
52 |
59 |
|
Переходный и низший |
11 |
14 |
15 |
17 |
18 |
20 |
22 |
24 |
26 |
28 |
32 |
38 |
48 |
59 |
68 |
78 |
89 |
Гравийное основание толщиной 16 см |
Капитальный и облегченный |
10 |
12 |
13 |
14 |
14 |
16 |
17 |
18 |
20 |
21 |
23 |
27 |
34 |
40 |
46 |
52 |
58 |
|
Переходный и низший |
12 |
14 |
16 |
17 |
18 |
20 |
22 |
24 |
26 |
28 |
33 |
39 |
49 |
59 |
69 |
79 |
90 |
То же, толщиной 18 см |
Капитальный и облегченный |
11 |
12 |
14 |
15 |
15 |
17 |
18 |
19 |
21 |
22 |
25 |
29 |
36 |
42 |
49 |
56 |
63 |
|
Переходный и низший |
12 |
15 |
17 |
18 |
19 |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
35 |
41 |
52 |
63 |
73 |
84 |
96 |
6.15. Подвижной состав автотранспортного предприятия может находиться в межсменное время в закрытых помещениях, под навесом или на открытых площадках (безгаражное хранение). Площадки для открытой стоянки должны быть оснащены газовыми горелками инфракрасного излучения, электронагревательными элементами, индивидуальными пусковыми подогревателями, горячей водой и другими средствами для обеспечения надежного пуска двигателей в зимнее время.
7. Организация труда
7.1. Основной формой организации труда при устройстве дорожных одежд с цементобетонным покрытием с использованием комплектов машин типа ДС-100 должна быть бригадная форма.
В состав бригады должны входить рабочие соответствующих профессий, выполняющие следующие виды работ:
приготовление смесей для устройства основания;
устройство основания дорожной одежды;
приготовление цементобетонных смесей;
укладку цементобетонных покрытий;
устройство деформационных швов в затвердевшем бетоне.
Рекомендуется также бригадная форма организации труда водителей автомобилей-самосвалов, осуществляющих перевозки смесей и каменных материалов. Между ними и бригадами рабочих заключаются договоры трудового содружества.
При наличии соответствующих условий могут быть организованы также комплексные бригады по устройству отдельных конструктивных слоев (основание и покрытие), включая приготовление смесей.
В бригадах целесообразно создавать звенья для выполнения отдельных видов работ и для работы в разных сменах. Машинисты и операторы машин комплекта, бетоносмесительных и грунтосмесительных установок включаются в состав комплексных бригад.
Бригада организуется согласно приказу или распоряжению начальника строительного управления.
7.2. Для наиболее широкого привлечения рабочих к управлению строительным производством в крупных бригадах целесообразно создавать совет бригады, избираемый ее членами открытым голосованием. Совет бригады рассматривает вопросы совершенствования внутрибригадной организации труда, хозяйственного расчета, развития социалистического соревнования, выполнения производственных заданий, соблюдения технологической и трудовой дисциплины, повышения качества выполняемой работы, распределения премий между членами бригады с учетом их личного вклада и т.д.
Предложения, разработанные в бригаде, выносятся на рассмотрение мастера, производителя работ.
7.3 . Численный состав рабочих в бригадах и звеньях должен устанавливаться в зависимости от планируемых объемов и сроков выполнения работ с учетом принятой технологии их производства. При этом необходимо обеспечивать максимальное использование производительности ведущей машины, обслуживающей бригаду, ритмичную загрузку членов бригады в соответствии с их специальностью и квалификацией и рациональное совмещение профессий.
7.4. В целях создания материальной заинтересованности, повышения ответственности за допущенный материальный ущерб следует широко внедрять принципы полного хозрасчета и прежде всего внутрипроизводственною, охватывающего систему экономических отношений всех подразделений, занятых в строительстве.
7.5. Основными принципами внутрипроизводственного хозрасчета являются:
соизмерение полученных результатов с произведенными затратами, а также с установленными нормами, нормативами и плановыми заданиями;
сочетание централизованного планового руководства со стороны треста с определенной оперативно-хозяйственной самостоятельностью структурных подразделений на каждом уровне;
материальное и моральное поощрение за достижение высоких конечных результатов, повышение эффективности производства;
экономическая ответственность за нарушение хозрасчетных обязательств и упущения в работе.
7.6. Указанные принципы хозрасчета реализуются при выполнении следующих положений:
регламентации прав и ответственности каждого подразделения;
предоставления подразделениям на каждом уровне необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности в маневрировании производственными ресурсами, выборе путей выполнения плановых заданий, мобилизации внутрипроизводственных резервов;
закрепления за подразделением необходимого имущества (строительных машин, механизмов, транспортных средств, оборудования, инструмента и др.);
установления подразделениям обоснованных плановых заданий, обеспечивающих выполнение задач, стоящих перед трестом в целом;
разработки для подразделений каждого уровня системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов для планирования, учета, контроля и стимулирования результатов производственно-хозяйственной деятельности;
организации достоверной системы учета результатов хозяйственной деятельности и контроля за использованием всех производственных ресурсов;
организации системы материального и морального поощрения трудовых коллективов всех подразделений, учитывающей вклад каждого из них в конечный результат деятельности вышестоящего подразделения и треста в целом;
создания системы экономической ответственности подразделений каждого уровня за свою деятельность и за материальный ущерб, причиненный вышестоящему подразделению и другим подразделениям.
7.7. Основным структурным подразделением, на которое должна быть ориентирована организация внутрипроизводственного хозрасчета, являются первичный подрядный коллектив, формируемый таким образом, чтобы обеспечивалась возможность завершения им технологически законченных этапов, комплексов работ или объекта в целом. Исходя из этого и с учетом конкретных условий работы в качестве первичных подрядных коллективов в строительных подразделениях могут формироваться бригады-участки, а также укрупненные комплексные и специализированные бригады, входящие в состав строительного участка.
Наиболее целесообразной формой первичных подрядных коллективов являются бригады-объекты.
7.8. В зависимости от действующей в строительном подразделении производственной структуры и характера первичных подрядных коллективов организация внутрипроизводственного хозрасчета в строительном подразделении может осуществляться по двум схемам:
строительное подразделение - первичный подрядный коллектив, если в качестве последнего функционирует бригада-участок;
строительное подразделение - строительный участок - первичный подрядный коллектив, если последним является комплексная или специализированная бригада, входящая в состав строительных участков.
7.9. Необходимыми условиями эффективного применения внутрипроизводственного хозрасчета в строительном подразделении являются:
поведение до первичных подрядных коллективов годовых, квартальных и месячных планов строительно- монтажных работ (по объемам и структуре), разрабатываемых на основе календарных графиков строительства объектов, и стабильность этих планов;
обеспечение первичных подрядных коллективов материально-техническими ресурсами в строгом соответствии с утвержденными планами и графиками.
7.10. При устройстве дорожных одежд с цементобетонным покрытием с использованием комплектов машин типа ДС-100 рекомендуется внедрять сквозной (поточный) бригадный подряд по схеме завод - транспорт - строительный объект с включением в него всех бригад занятых на устройстве дорожной одежды.
7.11. Фонд оплаты труда первичного подрядного коллектива формируется из основной заработной платы, поощрительного фонда, премий и вознаграждений, выделенных из фонда материального поощрения (при применении в тресте формы хозрасчета, основанной на нормативном распределении прибыли) или из единого фонда оплаты труда (при применении формы хозрасчета, основанной на нормативном распределении дохода). Кроме того, членам первичного подрядного коллектива выплачиваются доплаты, вознаграждения и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и носящие индивидуальный характер.
Основная заработная плата первичного подрядного коллектива определяется как сумма заработной платы по комплексным расценкам на выполненный объем строительно-монтажных работ, тарифных ставок рабочих-повременщиков и должностных окладов специалистов, входящих в состав первичного подрядного коллектива.
Поощрительный фонд первичного подрядною коллектива формируется на основе распределения поощрительного фонда, образованного в целом по подразделению, между первичными подрядными коллективами в соответствии с их трудовым вкладом.
7.12. В условиях коллективного подряда экономия по фонду заработной платы не образуется, так как вся фактически начисленная заработная плата направляется на оплату труда в виде основной заработной платы, выплат из поощрительного фонда, индивидуальных доплат, вознаграждений и компенсаций, а также на формирование резерва. Поэтому экономия плановых затрат определяется по существу экономией только материальных затрат.
7.13. При форме хозрасчета, основанной на нормативном распределении прибыли, премирование первично го подрядного коллектива за экономию материальных затрат производится за счет и в пределах дополнительных отчислений в фонд материального поощрения строительного подразделения, произведенных от дополнительной прибыли, образованной за счет этой экономии.
7.14. При форме хозрасчета, основанной на нормативном распределении дохода, премирование первичного подрядного коллектива за экономию материальных затрат производится за счет и в пределах дополнительных отчислений в единый фонд оплаты труда строительного подразделения, произведенных от дополнительного дохода, образованного за счет этой экономии.
7.15. Первичный подрядный коллектив несет ответственность перед администрацией подразделения за выполнение установленных ему плановых показателей. Если они не выполнены, то снижается начисляемая ему заработная плата, уменьшаются поощрительный фона и суммы премий.
7.16 . К конкретным липам, виновным в невыполнении договорных обязательств, могут применяться следующий меры воздействия:
отмена или снижение размеров надбавок к должностным окладам (тарифным ставкам);
лишение премий по итогам социалистического соревнования;
лишение или снижение размера премий из фонда материального поощрения (единого фонда оплаты труда) за результаты хозяйственной деятельности и вознаграждений по итогам работы за год;
снижение коэффициентов трудового участия по результатам работы за месяц;
штрафные санкции на возмещение материального ущерба, убытков в размере, установленном законом;
наложение дисциплинарных взысканий;
проведение внеочередной аттестации и др.
7.17. Планирование деятельности первичных подрядных коллективов осуществляется подразделением на основе устанавливаемых ему трестом показателей и нормативов. При этом система планирования и оценки деятельности первичных подрядных коллективов должна быть ориентирована на обеспечение роста и выполнение утверждаемых и оценочных показателей деятельности подразделения в целом, на преимущественное использование интенсивных факторов развития производства и соблюдение режима экономии.
7.18. Количество показателей, используемых во внутрипроизводственном хозрасчете для планирования и оценки деятельности первичных подрядных коллективов, должно быть минимальным, но достаточным для обеспечения согласованной деятельности самих коллективов и всего подразделения. При определении этих показателей должны учитываться следующие требования:
система показателей должна всесторонне характеризовать деятельность первичного подрядного коллектива, учитывать все зависящие от него факторы повышения эффективности производства и тем самым давать возможность объективно оценивать вклад членов первичного подрядного коллектива в общие результаты работы подразделения;
система показателей первичного подрядного коллектива должна быть увязана с утверждаемыми и оценочными показателями деятельности подразделения, способствовать выполнению установленных ему плановых показателей, гарантировать соответствие интересов первичного подрядного коллектива и его членов интересам подразделения и треста в целом;
показатели должны быть сопоставимы в динамике для определения роста эффективности работы и количественно измеримы.
7.19. С учетом указанных в п.7.18 требований первичным подрядным коллективам рекомендуется доводить годовые планы по следующим показателям:
вводу в действие производственных мощностей и объектов (для субподрядных первичных подрядных коллективов - завершение и сдача генподрядчику комплексов специализированных работ) с указанием их перечня и сроков ввода;
объему строительно-монтажных работ в соответствии с графиками производства работ в стоимостных и натуральных показателях;
производительности труда (выработке на одного работника в соответствии с принятым методом измерения производительности труда);
плановым затратам на строительно-монтажные работы (лимит плановых затрат), в том числе материальным затратам.
Годовые планы первичных подрядных коллективов разрабатываются на основе утвержденного трестом годового плана подразделения и доводятся до них, как правило, не позднее чем за месяц до начала года. Годовые планы разрабатываются плановым (планово-производственным) отделом с привлечением других отделов и утверждаются руководителем строительного подразделения.
7.20. На основе заданий, установленных в годовых планах, первичным подрядным коллективам утверждаются квартальные планы, (с разбивкой по месяцам) по следующим показателям:
объему строительно-монтажных работ в соответствии с графиком производства работ в стоимостных и натуральных показателях;
выработке на одного работника.
7.21. Для организации учета фактических затрат на. производство строительно-монтажных работ и оперативного контроля за соблюдением лимита плановых затрат рекомендуется применять чековую систему. Руководителю первичного подрядного коллектива выдается лимитированная чековая книжка на каждый объект строительства, в которой отражаются лимит затрат в денежном выражении и фактические расходы, произведенные первичным подрядным коллективом в пределах установленного лимита в ходе выполнения строительно-монтажных работ по объекту.
Чеки применяются для расчетов внутри строительного подразделения, а также с подсобно-вспомогательными подразделениями треста. По взаимному согласию сторон они могут применяться и для расчетов со сторонними организациями и предприятиями.
7.22. По окончании строительства объекта, длящегося не более 6 мес, проводится инвентаризация материальных ресурсов по объекту, и по первичному подрядному коллективу определяются результаты (экономия или перерасход с учетом уплаченных и полученных штрафов относительно лимита плановых затрат). После этого лимитированная чековая книжка закрывается и сдается вместе с актом инвентаризации в бухгалтерию, где хранится вместе с другими документами по данному объекту.
На объектах с продолжительностью строительства более 6 мес результаты по первичному подрядному коллективу определяются ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Сумма полученной экономии по объекту ему является источником для выплаты премий первичному подрядному коллективу за ресурсосбережение (экономию материальных затрат). Лимитированная чековая книжка закрывается и передается в бухгалтерию по окончании календарного года.
7.23. При скоростном строительстве автомобильных дорог более часто происходит передислокация дорожно-строительных организаций. Это увеличивает дальность и, следовательно, время ежедневной перевозки работников к местам производства работ от пунктов постоянного жительства и базирования организаций.
В этих условиях наиболее целесообразной формой организации труда, обеспечивающей создание и поддержание благоприятных условий труда и быта строителей, является вахтовый метод.
7.24. Под вахтовым методом организации строительства понимается такой метод, когда работы осуществляются сменным (вахтовым) персоналом, который в период нахождения на объекте проживает в специально созданных (вахтовых) поселках.
7.25. Обязательным условием применения вахтового (экспедиционного) метода является суммированный учет рабочего времени, при котором переработка в одни дни учетного периода может компенсироваться недоработкой в другие дни того же учетного периода. Поэтому на вахте устанавливаются удлиненные рабочий день и рабочая неделя с учетом специфики выполняемых работ, чтобы суммарное время за учетный период (продолжительность вахты плюс отдых в местах постоянного проживания) соответствовало, утвержденным нормам.
7.26. Переход на вахтовый метод строительства осуществляется на основании «Отраслевого положения о вахтовом методе организации работ» (приказ № 87 Минтрансстроя от 21 июня 1988 г.).
7.27. Продолжительность рабочей смены и всей вахты устанавливается в зависимости от удаленности объектов от мест постоянной дислокации строительных организаций для каждой профессионально-квалификационной группы рабочих.
Для операторов машин комплекта типа ДС-100, машинистов грунтосмесительных установок и цементобетонных заводов продолжительность рабочего дня на вахте не должна превышать 10 ч, а продолжительность вахты для работников названных профессий, а также водителей грузовых автомобилей - трех недель.
При расчете режима труда и отдыха необходимо стремиться к тому, чтобы между продолжительностью вахты и временем межвахтового отдыха соблюдалось соотношение 2:1, так как в этом случае у работников формируется значимая установка на работу, а не на отдых.