Объединить две прежде самостоятельные городские программы в одну решили столичные власти. Первая из них предполагает реновацию жилых кварталов в районах сложившейся застройки столицы (то есть замену устаревших домов высотками). Вторая - реорганизацию промзон. О важности проблемы говорит хотя бы тот факт, что она была вынесена на обсуждение на первом же заседании обновленного правительства, вел которое как раз вышедший накануне из двухнедельного отпуска Юрий Лужков.
Собственно, каждая из этих программ неплохо выполняется и сама по себе. Как отметил в своем докладе первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский, обе они были приняты в 2004 году, и уже тогда было очевидно, что работа над ними будет продолжаться столько времени, сколько будет реализовываться Генеральный план развития Москвы. А он, как известно, в столице разработан аж до 2020 года. Тем не менее первые результаты выполнения программ уже налицо. В частности, по 144 жилым кварталам из 212, попавшим под реновацию, ведется разработка проектной документации, а проекты обновления 50 уже утверждены правительством Москвы. В ряде же микрорайонов, в частности в Гольяново 1-2, Бутырском-78, Кузьминках и на Волхонке-ЗИЛ строители даже вышли на площадки. А в районах Ивановское 4052, Рязанском 12б и Северном Измайлове выйдут в конце текущего года. В общем, все идет по графику. "Учитывая, что реализация проекта в таких кварталах занимает четыре-пять лет, в 2009 году Москва сможет получить первые обновленные микрорайоны, - рассказал нам руководитель ГУП "Управление перспективных застроек" Владимир Хайкин. - Опыт совершенно уникальный не только для Москвы, но и для России, так как в ходе этой работы заменяется не только жилье, но и решаются проблемы благоустройства и развития социальной сферы - нехватки объектов торговли, службы быта, детских садов и так далее".
Несколько сложнее ситуация с реорганизацией промзон, что, впрочем, вполне объяснимо. Ведь в ходе ее предстоит только обследовать почти 19 тысяч гектаров земель, традиционно занимаемых московской промышленностью. Но уже сейчас очевидно, что, для того чтобы столице сохранить свой промышленный потенциал и не потерять рабочих мест, заводам и фабрикам вполне достаточно 7,5 тысяч гектаров - такую часть территории и решено зарезервировать для них. Часть остальных же земель город использует, как сообщил Константин Королевский, для строительства социального жилья, предназначенного для столичных очередников, молодых семей, военнослужащих и так далее. Но имеющийся там резерв земли, как показал анализ, значительно больше. На этих "лишних" территориях можно построить как минимум еще более двух миллионов квадратных метров жилья.
В то же время реновацию жилых кварталов нередко тормозит как раз нехватка земли. Дело в том, что в любом из них снести старые дома можно лишь при условии предоставления жителям новых квартир. Да не лишь бы где-нибудь, а непременно в своем районе - так ставит вопрос большая часть москвичей, которых поддерживает в их требовании городской закон. А новостройку-то как раз, оказывается, и негде разместить. Ведь, как известно, точечную застройку Юрий Лужков категорически запретил, и вширь столице некуда раздвигаться - за МКАД начинается территория Московской области. "Нехватка стартовых площадок - для нас главная проблема", - подтвердил и Владимир Хайкин. И рассказал, что именно по причине нехватки стартовых площадок недавно была приостановлена разработка проектной документации по 13 кварталам. На северо-западе столицы это относится к микрорайонам 1, 3 и 16 в Покровском-Стрешнево, в ЮВАО - к микрорайонам 136 и 137 в Выхино, в ЮАО - к микрорайонам 2а,2б, 3 и 14 в Царицыне.
"Вот почему мы предлагаем объединить эти две программы в одну, - сказал на заседании правительства Москвы Константин Королевский. - Это вполне логичное решение, особенно если учесть, что районы, которые с помощью данных программ должны обрести вторую жизнь, зачастую имеют общие границы с промзонами. Поэтому их увязка в единое целое может дать новую степень свободы для реорганизации данной территории в целом и покончить с точечной застройкой в Москве в самом широком смысле".
В целом же, как выяснилось, более 100 кварталов, испытывающих острый дефицит в стартовых площадках, также прилегают к промышленным территориям.
Укрупнение реконструируемой территории пойдет на пользу не только реконструируемым жилым районам, но и предприятиям, отмечалось на заседании правительства Москвы, так как вынудит их руководителей более по-хозяйски распорядиться землей. А когда зашел разговор о санитарно-защитных зонах, которые никто из промышленников не стремится сокращать даже в случае, если от завода давно ничего не осталось, а бывшие цеха давно превращены в склады и офисы, сдаваемые в аренду, Юрий Лужков поставил вопрос еще более жестко.
"Имеет предприятие 500 метров неиспользуемой земли вокруг - пусть и платит за 500, как если бы она принадлежала ему", - заявил он и предложил внести на этот счет поправку в Земельный кодекс РФ.
"Хороший замысел - объединение программ, вещь нужная и полезная, - первым оценил предложение представителей стройкомплекса депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. - Нужно только помнить, что с ростом благосостояния изменилось и отношение москвичей к уровню комфорта. Они хотят жить не только в том же районе, но и иметь рядом с домом гараж, в шаговой доступности магазин и детский сад, все это обязательно должно учитываться при обновлении жилых кварталов". Горячо поддержали идею и префекты, особенно те, у кого больше всего промзон в округах. "У нас промышленные зоны занимают 17 процентов всей земли, - сказала, например, Ирина Рабер, префект Северо-Восточного округа. - А непосредственно под предприятиями находится всего 140 гектаров. При этом дома для расселения жителей размещать тоже негде, и объектов социалки дефицит чуть ли не в каждом районе". "Только нужно иметь в виду, что в обновленных районах, где вместо пятиэтажек встанут дома более высокой этажности, населения существенно прибавится. Значит, чтобы тут же не встал вопрос, как им добираться до дома, нужно позаботиться и о развитии транспорта и вообще всей инфраструктуры", - пожелал другой префект - Юго-Восточного округа - Владимир Зотов.
Однозначно поддержал новую укрупненную программу и Юрий Лужков. "Она сконцентрировала очень серьезные вопросы, которые касаются практически всех сторон жизни мегаполиса, - сказал он. - Промышленности, малого и среднего бизнеса, так как при реновации непременно должны выделяться и под него помещения, замены ветхого аварийного жилого фонда в Москве, в котором насчитывается более пяти тысяч зданий", - подвел он итог. А затем расставил приоритеты, в соответствии с которыми поручил доработать программу: "На первом месте должны стоять интересы москвичей, на втором - интересы города, социальной сферы, на третьем - интересы промышленности, которую нужно по возможности перебазировать поближе к МКАД или даже в другие регионы, многие из которых охотно готовы принять московские предприятия, чтобы решить вопросы занятости своего населения".
Единственное, с чем мэр категорически не согласился, - это с замечанием главы экономического комплекса Юрия Росляка, который, тоже поддержав в целом программу, предложил проектировать лишь те кварталы, которые экономически выгодны столице. "Ну да, сказал Лужков, - какая выгода от детсадика, например? А строить надо. Значит, программу надо подкрепить средствами из бюджета".
Константин Королевский, заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города: - Объединить две программы в одну - вполне логичное решение, особенно если учесть, что жилые районы, подлежащие реконструкции, и промзоны зачастую имеют общие границы. В итоге и те, и другие приобретают большую внутреннюю свободу Владимир Хайкин, руководитель ГУП "Управление перспективных застроек: - Опыт совершенно уникальный не только для Москвы, но и для России, так как в ходе реновации районов заменяется не только жилье, но и решаются проблемы благоустройства, ликвидируется дефицит объектов торговли, службы быта, детских садов