Бездействие чиновников грозит подорвать фундамент "Доступного жилья"

Нацпроект, предложенный президентом и законодательно поддержанный единороссами, способен помимо решения одной из главных социальных проблем стать локомотивом, который потянет за собой стройиндустрию и другие отрасли экономики. Между тем, по заявлению первого вице-премьера правительства России Дмитрия Медведева, потенциал производства базовых строительных материалов сегодня практически исчерпан.

От того, как будет развиваться в ближайшие годы стройиндустрия, фактически зависит решение "квартирного вопроса" для миллионов российских граждан. Однако на этот счет у правительственных чиновников и экспертов Минрегионразвития нет никаких вменяемых соображений, не говоря уже о перспективных планах развития.

На первый взгляд, с выполнением президентского нацпроекта, который на первых порах столкнулся с организационными трудностями, сейчас дела обстоят неплохо. В первом полугодии 2007 г. введено в эксплуатацию 21,2 млн квадратных метров жилья. Это более чем на треть больше, чем за тот же период прошлого года. А по сравнению с 2005-м темпы жилищного строительства увеличились втрое. Росстат приводит цифры, свидетельствующие не только о росте объемов возводимого жилья, но и об увеличении производства стройматериалов - цемента, труб, стеновых блоков, отделочных и других материалов. Казалось бы, все идет по плану, намеченному в нацпроекте. Однако статистики приводят еще несколько любопытных цифр. С начала года почти на 40% по сравнению с предыдущим увеличились объемы индивидуального жилищного строительства. Граждане за счет собственных средств и привлеченных кредитных ресурсов, в том числе ипотечных, возвели 73 тыс. жилых домов общей площадью 10,4 млн квадратных метров. То есть почти половина всего построенного в России с начала года жилья - это частные дома, а не многоэтажные застройки. Но ведь основной упор в нацпроекте сделан именно на сооружение многоэтажного блочного жилья как наиболее доступного для большинства населения. А вот с ним-то как раз большие проблемы.

На примере Москвы и Московской области видны наиболее очевидные диспропорции. Столичный регион обеспечил ввод более 20 процентов всего нового жилья. Но в Москве темпы роста по сравнению с прошлым годом практически не возросли и составили всего 0,3%. В области же прибавка составила более 40%. Рост экономики, целенаправленная социальная политика государства обеспечили увеличение доходов населения, которое с помощью ипотеки и за счет собственных сбережений вкладывает в первую очередь в малоэтажную недвижимость. А крупноблочное домостроение в столице стагнирует - не хватает площадей под застройку и базовых стройматериалов: цемента, железобетонной арматуры, металлоконструкций, отделочных материалов. За пределами МКАД обе эти проблемы успешно решаются. Места пока хватает большинству индивидуальных застройщиков. Да и материалы они используют совсем не те, что применяются в городском крупноблочном домостроении.

О размахе ударной стройки, развернувшейся в области, помимо всего прочего, свидетельствует резко возросшее за последний год количество груженых фур на подмосковных автотрассах. Сюда везут стройматериалы практически из всех регионов страны. Их, даже с учетом транспортных расходов, с выгодой можно реализовать на выросших как грибы после дождя многочисленных розничных рынках. Нет недостатка и в рабочей силе. Число мигрантов из ближнего зарубежья, работающих на подмосковных участках, растет из года в год.

По данным Росстата, отпускные цены предприятий-производителей на основные материалы, используемые во всех видах жилищного строительства, за последний год выросли в среднем на 15-20%. Индивидуальный строительный бум в большинстве регионов начался по оценкам экспертов с середины прошлого года. Толчком к его началу послужили ипотечные кредиты, механизм получения которых с принятием Госдумой соответствующих законопроектов значительно упростился. Но, с другой стороны, банковские ссуды обострили проблемы строительной индустрии. Оказалось, что темпы производства недорогих и широко используемых материалов не поспевают за массовым спросом. Первыми на себе это почувствовали застройщики, приобретающие на рынке различные цементные смеси. Цена на основной строительный материал на оптовых и розничных рынках страны подскочила в среднем на 20-40%. В результате виноватого в конъюнктурном дефиците цемента нашли при помощи чиновников Федеральной антимонопольной службы. Одному из ключевых игроков рынка - "Евроцемент групп" ФАС выкатила многомиллионные штрафы за "необоснованное повышение" цен на цемент. Между тем, по подсчетам экспертов, чтобы выполнить предусмотренный нацпроектом план по вводу жилья, производство, например, цемента нужно увеличить к 2010 г. с 65 млн до 90 млн тонн. Сегодня же большинство цементных заводов работает на запредельной нагрузке, и такие объемы им не под силу.

Впрочем, цемент - хоть и важнейший компонент в строительстве, но не единственный. Доступное жилье - это прежде всего панельное домостроение. Следовательно, необходимы инвестиции и длинные кредиты для налаживания производства железобетонных конструкций и организации новых домостроительных комбинатов. А это уже проекты, рассчитанные не на один год. Однако ими ни в МЭРТ, ни в Минрегионразвития никто серьезно не занимается.

Специалистам давно известно, что в строительстве, как и практически в любом производстве, дефицит одного вида комплектующих вызывает цепную реакцию повышения цен на другие - по всей производственной цепочке. Не так давно замруководителя "Росстроя" Андрей Старовойтов вдруг заявил, что при нынешнем дефиците жилья его цена определяется не себестоимостью, а конъюнктурой рынка. Чтобы понять это, вовсе не обязательно быть руководителем федерального агентства. О ценах на жилье в столичных регионах сегодня прекрасно осведомлены даже школьники. Например, в Санкт-Петербурге и Москве в прошлом году средняя цена на жилье вдвое превышала его фактическую себестоимость. Спрос подстегивает и производителей стройматериалов. По мнению руководителя Санкт-Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве Павла Горячкина, "происходит монопольное повышение цен на цемент, металлопрокат, нерудные материалы. Соответственно растет и себестоимость железобетона". Кроме санкций ФАС, других реальных рычагов остановить рост цен в строительстве и соответственно производстве стройматериалов у государства, по сути, нет. Глава ассоциации "Строительно-промышленный комплекс" Алексей Белоусов уверен: "Пока разница между себестоимостью жилья и его продажной ценой будет велика, будут расти и цены на стройматериалы".

Тенденция имеет долгосрочный характер: в ближайшие пять лет увеличение объемов строительства приведет к еще большему дефициту стройматериалов и, естественно, их удорожанию. Отпускные цены отечественных производителей растут, как уже сказано, на 15-20% в год, а вот розничные цены на рынках и специализированных сетевых магазинах увеличиваются вдвое меньшими темпами. Это означает, что на российском рынке укрепляются позиции поставщиков импортных стройматериалов, рост цен на которые сегодня вполне сопоставим с темпами инфляции. На прилавках торгующих организаций отечественные отделочные материалы, краски, лаки, строительное стекло, обои, сантехническое оборудование, ламинаты и паркеты давно заменили импортные аналоги. Таким образом, в стройиндустрии повторяется ситуация с отечественным автопромом, который из года в год уверенно сдает позиции зарубежным производителям. А это рано или поздно закончится тем, что российские предприятия по выпуску стройматериалов потеряют последние шансы догнать своих западных конкурентов.

Сегодня предприятия стройиндустрии делят 4-5-е место по объемам и росту производства с легкой промышленностью, уступая только пищепрому, электроэнергетике и машиностроению. За годы реформ в отрасли была практически ликвидирована государственная собственность. Удельный вес госпредприятий в стройиндустрии не превышает сейчас 2,5% от всего их количества. Почти 90% продукции производят частные компании. Между тем стоимость стройматериалов составляет до 70% от цены готового дома. Из этих соотношений ясно, кто "заказывает музыку" в строительном комплексе России. Однако, судя по всему, частная строительная синекура продержится недолго. Степень износа основных фондов в отрасли достигла 54%, причем ежегодно их "выбывает" более 2%, а ввод в действие новых мощностей составляет не более одного процента. Ясно, что стройиндустрия давно нуждается в новых масштабных инвестициях, привлечению которых мешают объективные проблемы. Капиталоемкость строительных мощностей, длительные сроки окупаемости нового оборудования требуют "длинных" и крупных кредитов. А под те условия, которые часто диктуют строительному бизнесу чиновники, ни один здравомыслящий зарубежный или отечественный банкир не даст ни копейки - "правила игры" в отрасли меняются каждый год. Эффективность государственных средств, если будет принято решение об их выделении, также окажется под большим вопросом, поскольку манера обращения бизнеса с бюджетными трансфертами хорошо известна. Остается единственный выход. И он хорошо известен и предпринимателям, и чиновникам. Это частно-государственное партнерство. Только с его помощью удастся сохранить и приумножить "остатки былой роскоши" в стройиндустрии. О конкретных механизмах реализации такого партнерства должны подумать прежде всего чиновники МЭРТ и Минрегионразвития. Желающих в очередной раз выполнить за них эту работу сегодня немного, поскольку представители бизнеса прекрасно понимают, что последнее слово всегда остается за бюрократами.

Национальный проект "Доступное и комфортное жилье" - идея вполне обоснованная, обеспеченная поддержкой государства и заинтересованностью инвесторов, - может забуксовать. И только из-за того, что монопольные производители строительной железобетонной арматуры и проката предпочитают продавать металл за рубеж, а собственники образующих отраслевых предприятий не могут "отсудить" у контролирующих органов право устанавливать собственные цены на рынке. Дефицит главных строительных "комплектующих" закономерно тормозит развитие смежных отраслей. Остроту проблеме добавляет практически полное бездействие чиновников. Самое главное - ни в правительстве, ни в бизнес-сообществе никто не знает, какие конкретно материалы и технологии способны сделать жилье более доступным и по какому пути пойдет развитие российского стройкомплекса в перспективе.

21.08.07

Закрыть

Строительный каталог