Привлечение инвестиционных средств в строительство жилья в Москве сегодня оценивают по-разному. Его противники утверждают, что коммерсанты фактически завладели сферой сооружения домов, причем строят исключительно элитное жилье, квартиры в котором продают по безумным ценам. На мой же взгляд, инвестиции помогли не снизить темпы строительства в городе, а также сохранить столичную промышленность строительных материалов и даже стимулировать ее дальнейшее развитие.
От чего страдает реализация национальной программы "Доступное жилье" в регионах? Когда ситуацию проанализировали, то основными причинами назвали отсутствие строительных площадок или их инженерной подготовки. Но я убежден: первопричина в том, что во многих регионах страны упало производство строительных материалов. Например, в Иванове было решено прекратить поставки силикатного кирпича во Владимирскую область и даже ограничить нужды местных потребителей. А все потому, что его не хватает для строительства жилья...
В Москве фирмы, что участвуют в реализации инвестиционных программ городского правительства, с такими проблемами почти не сталкиваются. Больше того: теперь они могут проявить инвестиционную активность и на строительных рынках Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тулы, Тамбова. Там, используя полученный опыт, они первым делом вкладывают средства в развитие промышленного производства современных стройматериалов. В качестве примера могу привести известную жителям ЮЗАО фирму ОАО "СУ-155". Она организовала на заводах в Домодедове и Одинцове изготовление панелей. Причем выпускает их столько, что строительным подразделениям фирмы хватает для возведения около пятисот тысяч квадратных метров жилья в год.
До 2002 года в Москве реализация программы реконструкции ветхого и пятиэтажного жилищного фонда, в том числе и переселение граждан, полностью велась за счет средств инвесторов. При строительстве нового жилья они должны были предоставлять жителям сносимых пятиэтажек 30-40 процентов готовых квартир. Этого явно не хватало. Мы провели полный анализ инвестиционных контрактов в тех районах, где активно шла реконструкция пятиэтажек, а также в районах массовой застройки - Северном и Южном Бутове. Стало понятно, что если мы и дальше будем получать жилую площадь только от инвесторов, то не достигнем успеха в переселении граждан.
И тогда было решено изменить принципы взаимоотношений с инвесторами. Не отстранять их, конечно, полностью от реализации программы реконструкции, а там, где возможно, брать причитающуюся городу долю не квартирами, а деньгами. Теперь, выиграв инвестиционный конкурс на строительство жилого дома, фирма еще до начала работ обязана перечислить в бюджет Москвы сумму, которую можно выручить от продажи городской доли квартир. Встает вопрос: велики ли эти суммы? Приведу один пример: Главмосстрой выиграл конкурс на строительство жилого комплекса N 105 на Ленинском проспекте и перечислил в бюджет города сумму, эквивалентную 43 миллионам долларов. Эти деньги направляются в строительство муниципального жилья.
Дело в том, что к моменту проведения анализа инвестиционных контрактов, о котором я уже упоминал, в Северном и Южном Бутове строительство велось как за счет средств инвесторов, так и за счет городского бюджета. Но согласно инвестиционным контрактам город строил лишь на 25 процентах от общей площади, отведенной под новое жилье. Не хватало ресурсов для обеспечения жильем очередников. Поэтому решением столичного правительства часть "коммерческих" строительных площадок была передана под возведение жилья за счет городского бюджета. В домах, строящихся на этих площадках, все квартиры идут на реализацию городских жилищных программ: для очередников, на программу "Молодой семье - доступное жилье", обеспечение военнослужащих, переселение жителей из пятиэтажек...
В Юго-Западном округе уже появились целые микрорайоны, построенные за счет средств городского бюджета, - это квартал 42А в Обручевском районе, в нем же сейчас ведется застройка 37-го квартала, а также строятся кварталы 15 и 18 в Ломоносовском районе.
Если в 2001 году в Москве появилось двести тысяч квадратных метров жилья, построенного за счет города, то в нынешнем будет уже около 1 миллиона 900 тысяч квадратных метров! То есть площадь социального жилья увеличилась практически в десять раз.
Да, снижение объема инвестиционного строительства в Москве произошло, что повлекло за собой рост цен на рынке жилья. Но, по моему мнению, от этого выигрывают коренные москвичи, стоящие десятки лет в очереди на улучшение жилищных условий. Впервые за долгие годы нам удалось увеличить объем выделяемого жилья для обеспечения социально незащищенных семей.