Отбор управляющих организаций по управлению жилыми домами отложен

Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса". В частности, законопроект предусматривает перенос на один год вступление в силу требования о принятии гражданами самостоятельного решения по способу управления многоквартирными домами.

Законопроект поддержали 435 депутатов при одном воздержавшемся. В качестве основной причины внесения поправок в закон, предусматривающий конкурсный отбор управляющих компаний, депутаты называют неготовность и неспособность властей к переходу на такую систему управления многоквартирными домами. Депутаты утверждают, что неизвестно даже точное количество компаний, готовых взяться за работу по управлению многоквартирными домами.

Введение в Жилищный кодекс нормы о выборе способа управления многоквартирным домом самими жильцами стало одним из важнейших завоеваний сторонников развития конкуренции в сфере ЖКХ. По действующему в настоящее время закону жильцам предоставлены следующие возможности управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками, управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или управляющей организацией, которую собственники выбирают самостоятельно.

Однако если до 1 января будущего года жильцы не примут самостоятельного решения о способе управления домом, то орган местного самоуправления будет обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации.

Если учесть, что по данным социологических опросов более половины россиян, проживающих в многоквартирных домах, ничего не слышали о реформе ЖКХ и не готовы принять решение в оставшееся время, органы местного самоуправления должны будут провести конкурсы по отбору управляющих компаний для 95% многоквартирных жилых домов. Естественно, что во многих муниципалитетах победителями станут набившие оскомину и малоэффективные ДЕЗы и ЖЭКи.

Но, как сейчас выясняется, у муниципалитетов в местных бюджетах на проведение конкурсов для отбора управляющих компаний даже не заложено денег. Действительно, зачем тратиться, если и так известно, кто победит?

Получается, что народ безмолвствует оттого, что ничего не знает и, судя по всему, так никогда и не узнает о реформе ЖКХ. И власти, похоже, данная ситуация устраивает. Ведь у главы муниципального образования всегда под рукой муниципальное предприятие по обслуживанию жилищного фонда, а значит и фактически неподконтрольные финансовые ресурсы. Примечательно, что <синдром госзаказчика> в полной мере присущ и муниципальным предприятиям в сфере ЖКХ, которые закупают какую-нибудь краску для стен по таким невероятным ценам, как будто в ней содержится золотая пыль.

При этом многие чиновники постоянно твердят, что в сфере ЖКХ нет и не может быть конкуренции, рынок еще не сформирован, а проведение конкурсов будет способствовать увеличению тарифов на услуги ЖКХ. Поэтому, дескать, с введением конкурсной системы отбора нужно повременить. Действительно, если не проводить конкурсы, рынок так никогда и не сформируется.

Если изменения в закон будут приняты, то реформа ЖКХ отложится минимум еще на один год. А перенос сроков, как известно, процесс бесконечный и, к сожалению, крайне любимый нашими властями.

Сейчас в России множество организаций малого и среднего бизнеса, которым по силам справиться с управлением многоквартирными домами. В ряде крупных городов они уже поднаторели в обслуживании коммерческих организаций, ТСЖ. Все, что необходимо, - это воля государства на проведение реформы. Необходимо хотя бы создать и поддерживать правила игры, единые для всех, а во-вторых, поддержать малый бизнес, который сам по себе не появится.

С другой стороны, если подавляющему большинству граждан нет дела даже до собственного подъезда, то несправедливо требовать от властей разумной политики.

06.12.06

Закрыть

Строительный каталог