Ежегодный объем ипотечного жилищного кредитования вырос до 18 млрд рублей

Одной из важнейших стратегических новаций последних лет в жилищном вопросе можно назвать становление первичного ипотечного жилищного кредитования: его ежегодный объем вырос с 3,6 млрд рублей в 2002 году до 18 млрд рублей в 2005 году. Сегодня главная собственная проблема ипотеки заключается в дисбалансе между потребительским спросом на длинные дешевые кредиты и банковскими предложениями коротких и дорогих кредитов.
На решение данной проблемы направлена Концепция развития системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, утвержденная Правительством РФ в 2005 году. Государственная поддержка мероприятий Концепции, состоящая в пополнении уставного капитала ОАО "АИЖК" и предоставлении государственных гарантий РФ по заимствованиям Агентства, должна привести к росту объемов ипотечного кредитования до 400 млрд рублей к 2010 году.
Вместе с тем уже имеющийся опыт показывает, что увеличение объемов ипотечных кредитных ресурсов без адекватного увеличения предложения жилья способствует ускоренному повышению цен.
Для наращивания ввода новых площадей первостепенное значение имеет реализация подпрограмм "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", предусматривающих финансирование мероприятий за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также частных инвесторов. В настоящее время разработаны и приняты все нормативные правовые акты, требующиеся для организации работы по этим подпрограммам. Росстрой уже провел конкурс и отобрал инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которым в 2006 году будет оказана государственная поддержка.
Особое внимание в последнее время обращено на малоэтажное домостроение. Для его стимулирования Правительством РФ было принято решение о дополнительной государственной поддержке инвестиционных проектов, обеспечивающих земельные участки коммунальной инфраструктурой именно в целях малоэтажного домостроения, - для данной категории проектов процентная ставка по привлеченным кредитам будет полностью субсидироваться.

В части законодательного обеспечения малоэтажного строительства Минэкономразвития России совместно с Минрегионом России разработан план подготовки законопроектов, последовательно решающих проблемы, возникающие при:
- изменении категории земель (отмена уплаты потерь сельскохозяйственного производства, упрощение порядка перевода в земли поселений);
- резервировании и изъятии земельных участков для строительства дорожной, коммунальной и социальной инфраструктуры;
- изъятии земельных участков, не используемых по целевому назначению;
- отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными государственным и муниципальным учреждениям;
- передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов и органов местного самоуправления;
- проведении аукционов при предоставлении земельных участков под застройку;
- регулировании строительной деятельности (уточнение технических требований, отмена строительного надзора для малоэтажной застройки);
- управлении имуществом общего пользования в поселках и кварталах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки.

Безусловно, уровень эффективности реализации данных направлений во многом будет зависеть от усилий региональных и муниципальных администраций. В связи с этим федеральные органы исполнительной власти ведут постоянную работу с региональными руководителями по вопросам формирования земельных участков и их предоставления на аукционах по согласованному графику, максимально быстрого согласования проектной документации, контроля за целевым использованием земельных участков, переданных под жилищное строительство. Большое значение имеет также проведение целевых консультаций с кредитными организациями, определение строительных компаний, имеющих необходимые мощности для проведения строительных работ.

08.11.06

Закрыть

Строительный каталог