СНиП 3.06.03-85, часть 5



Таблица 14




Температура смеси в начале уплотнения, ° С, для


Вид смеси

Марка битума

плотного асфальтобетона типов А и Б, пористого

и высокопористого асфальтобетонов

с содержанием

щебня (гравия)

более 40 % массы

плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетонов

с содержанием щебня (гравия) менее 40 % массы и высокопористого песчаного


Горячая


БНД 40/60, БНД 60/90,

БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130



120 160


100 130


Теплая


БНД 130/200, БНД 200/300,

БН 130/200, БН 200/300



100 140


80 110



СГ 130/200 , МГ 130/200,

МГО 130/200



70 100


Холодная


СГ 70/130, МГ 70/130, МГО 70/130



Не ниже 5


10.14. Допускается укладка холодных асфальтобетонных смесей непосредственно после приготовления, то есть в горячем виде.

10.15. Холодные асфальтобетонные смеси до укладки следует хранить петом на открытых площадках, а в осенне-зимний период — в закрытых складах или под навесом в течение 4 мес при применении битумов класса СГ и 8 мес — классов МГ и МГО.

При хранении холодных асфальтобетонных смесей надлежит принимать высоту штабели не более 2 м. Свежеприготовленную смесь следует перелопачивать ковшом экскаватора до ее остывания.


УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ


10.16. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 ° С, осенью не ниже 10 ° С; теплых смесей при температуре не ниже минус 10 ° С.

Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 ° С при соблюдении следующих требований:

толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;

необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками;

устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей;

верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 ° С).

Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

10.17. Перед укладкой смеси (за 1—6 ч) необходимо произвести обработку поверхности нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры, указанной в табл. 13.

Норму расхода материалов, л/м2 , следует устанавливать:

при обработке битумом основания — равной 0,5—0 ,8 , нижнего слоя асфальтобетонного покрытия — 0,2—0,3;

при обработке 60 %-ной битумной эмульсией основания — 0,6—0,9, нижнего споя асфальтобетонного покрытия — 0 ,3—0,4.

Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 сут и отсутствовало движение построечного транспорта.

10.18. Укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину.

В исключительных случаях допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. При этом вдоль краев слоя следует устанавливать упорные брусья.

В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка.

10.19. При укладке горячих, теплых и холодных ( в горячем состоянии) асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками толщина укладываемого слоя должна быть на 10—15 % больше проектной, а при укладке автогрейдером или ручной укладке — на 25—30 %.

При укладке холодной асфальтобетонной смеси из штабеля асфальтоукладчиком (с выключенными уплотняющими рабочими органами) и при укладке автогрейдером или вручную толщина слоя должна быть на 60 70 % выше проектной.

10.20. При укладке конструктивных слоев толщиной более 10 см следует, как правило, применить асфальтоукладчики с активными уплотняющими органами.

10.21. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, а также при использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой при укладке смесей для плотного асфальтобетона типов А и Б и для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % скорость укладки должна составлять 2—3 м/мин.

При укладке смесей для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % и высокопористого песчаного скорость укладки может быть увеличена до 4—5 м/мин. Режимы работы уплотнпющих рабочих органов должны быть следующими: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000 1400 об/мин; вала вибратора плиты 2500 3000 об/мин.

10.22. Температура асфальтобетонных смесей при укладке в конструктивные слои дорожной одежды должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84.

Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим, указанный в табл. 14.

10.23. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143) следует уплотнять:

смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % сначала катком на пневматических шинах массой 16 т (6—10 проходов), или гладковальцовым катком массой 10—13 т (8—10 проходов), или вибрационным катком массой 6 8 т (5 7 проходов) и окончательно гладковальцовым катком массой 11—18 т (6—8 проходов);

смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % и высокопористого песчаного сначала гладковальцовым катком массой 6—8 т или вибрационным катком массой 6—8 т с выключенным вибратором (2—3 прохода), затем катком на пневматических шинах массой 16 т (6—10 проходов) или гладковальцовым катком массой 10—13 т (8—10 проходов), или вибрационным катком массой 6—8 т с включенным вибратором (3—4 прохода) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11—18 т (4—8 проходов).

Скорость катков в начале укатки должна быть не более 1,5—2 км/ч; после 5—6 проходов скорость может быть увеличена до 3—5 км/ч — для гладковальцовых катков, 3 км/ч — для вибрационных катков и 5—8 км/ч — для катков на пневматических шинах.

10.24. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) следует уплотнять:

смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетона с содержанием щебня свыше 40 % сначала гладковальцовым катком массой 10—13 т, катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6—8 т (4—6 проходов), а затем — гладковальцовым катком массой 11—18 т (4—6 проходов);

смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для высокопористого песчаного, пористого и высокопористого с содержанием щебня менее 40 % сначала гладковальцовым катком массой 6—8 т или вибрационным катком 6—8 т с выключенным вибратором (2—3 прохода) , а затем — гладковальцовым катком массой 10—13 т (6—8 проходов), катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком 6—8 т с включенным вибратором (4—6 проходов) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11—18 т (4 прохода).

Скорость катков в начале укатки не должна превышать, км/ч: гладко-вальцовых — 6, вибрационных — 3, на пневматических шинах — 10.

При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди.

10.25. Холодные асфальтобетонные смеси предварительно следует уплотнять катком на пневматических шинах (6—8 проходов) или гладковальцовым массой 6—8 т (4—6 проходов), а окончательное уплотнение достигается от движения транспортных средств, которое следует регулировать по всей ширине проезжей части, ограничивая скорость движении до 40 км/ч. Предварительное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с активированными минеральными материалами допускается также производить катками массой 10—13 т, однако при появлении трещин укатку следует прекратить.

10.26. При укладке асфальтобетонных смесей толщиной 10 — 18 см уплотнение следует выполнять сначала самоходным катком на пневматических шинах (6 — 8 проходов), затем гладковальцовым массой 11 — 10 т (4 — 6 проходов).

Рабочая скорость движении катков при уплотнении слоев повышенной толщины при первых 2 — 3 проходах не должна превышать 2 — 3 км/ч, при последующих 12 — 15 км/ч. Давление воздуха в шинах катка в начале укатки должно быть не более 0,3 МПа, в конце — 0,8 МПа.

10.27. Уплотнение асфальтобетонных смесей, содержащих полимеры, следует начинать только гладковальцовыми катками массой 6 — 8 или 10 13 т.

10.28. При укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) укладчика или производить разогрев кромок ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей, а при их отсутствии производить разогрев кромки ранее уложенной полосы путем укладки на нее горячей смеси шириной 10 — 20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на устраиваемую полосу до ее уплотнения.

10.29. При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами в процессе уплотнения первой полосы вальцы катка не должны приближаться более чем на 10 см к кромке сопряжения.

Уплотнение следующей полосы необходимо начинать по продольному сопряжению. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным.

10.30. Поперечные сопряжения полос, устраиваемых из асфальтобетонных смесей, должны быть перпендикулярны оси дороги.

В конце рабочей смены край уплотненной полосы следует обрубать вертикально по шнуру и при возобновлении работ разогревать в соответствии с требованиями п. 10.28 либо обмазывать битумом или битумной эмульсией. При укладке в конце укатываемой полосы упорной доски край обрубать не следует.

10.31. Обнаруженные на покрытии или основании после окончания укатки участки с дефектами (раковины, участки с избыточным или недостаточным содержанием битума и пр.) должны быть вырублены; края вырубленных мест смазаны битумом или битумной эмульсией, заполнены асфальтобетонной смесью и уплотнены.

10.32. Перед устройством асфальтобетонного слоя по существующему покрытию в процессе реконструкции необходимо устранить дефекты (трещины и выбоины) старого покрытия, обработать его поверхность в соответствии с требованиями п. 10.17 настоящего раздела. При глубине колеи на старом покрытии более 1 см его следует предварительно выровнять смесью и уплотнить.

10.33. При выполнении работ, направленных на повышение сцепления шин автомобилей с поверхностью асфальтобетонного покрытия, втапливают черный щебень в неуплотненный слой асфальтобетонной смеси.

10.34. Для втапливания следует применять преимущественно холодный, а также горячий и теплый черный щебень фракций 5 — 10, 10 15 или 15 — 20 мм.

10.35. Уложенный слой горячей и теплой асфальтобетонной смеси следует уплотнить одним-двумя проходами катка массой б—8 т, после чего рассыпать черный щебень равномерным слоем в одну щебенку.

Нормы расхода черного щебня при использовании фракций:

5 10 мм .. ........ 6 8 кг/м2

10 15 " ... ........ 7 10 "

15 20 " ... ........ 9 12 "

10.36. Температура смеси в слое к моменту распределения черного щебня должна быть в пределах 90—110 ° С для горячих смесей и 60— 80 С — для теплых.

10.37. После распределения черный щебень следует втопить в уложенный слой катками с гладкими вальцами массой 10—13 т или катками на пневматических шинах одновременно с доуплотнением асфальтобетонной смеси.

10.38. В процессе работ по строительству асфальтобетонных покрытий следует вести журналы лабораторного контроля качества исходных материалов и готовых асфальтобетонных смесей, температуры битума, температуры смеси на месте приготовления и укладки и журнал укладки и уплотнения смеси по сменам.


КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ


10.39. При приготовлении асфальтобетонной смеси следует контролировать:

постоянно — температуру битума и минеральных материалов, а температуру готовой асфальтобетонной смеси — в кузове каждого автомобиля-самосвала;

не реже одного раза в смену — качество смеси по ГОСТ 9128—84 и ГОСТ 12801-84 и битума по ГОСТ 11501-78 и ГОСТ 11503-74;

не реже одного разе в 10 смен — качество щебня, песка и минерального порошка по ГОСТ 9128-84.

Работу дозаторов минеральных материалов, битума и добавок следует контролировать в установленном порядке.

10.40. В процессе строительства покрытия и основания дополнительно к п. 1.14 следует контролировать:

температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле-самосвале;

постоянно — качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;

качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 м2 покрытия по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801—84, а также прочность сцепления слоев покрытия.

Вырубки или керны следует отбирать в споях из горячих и теплых асфальтобетонов через 1 — 3 сут после их уплотнения, а из холодного — через 15—30 сут на расстоянии не менее 1 м от края покрытия.

10.41. Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны быть не ниже:

0,99 — для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов А и Б;

0,98 — для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;

0,96 — для асфальтобетона из холодных смесей.


11. УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ПОКРЫТИЙ


11.1. Работы по устройству поверхностной обработки покрытий следует выполнять при температуре воздуха не ниже 15° С. При использовании катионной эмульсии для устройства поверхностной обработки — при температуре воздуха не ниже 5 ° С.


УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФРАКЦИОНИРОВАННОГО ЩЕБНЯ


11.2. При устройстве поверхностной обработки следует применять щебень марки не ниже 1200 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород фракций 5—10,10—15 или 15—20 мм с преимущественно кубовидной формой зерен. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.

11.3. При устройстве поверхностной обработки с использованием битума в качестве вяжущего следует применять битумы марок БНД 60/90 , БНД 90/130 , БНД 130/200 , БН 60/90, БН 90/130 или БН 130/200.

Битум должен выдерживать испытание на сцепление с щебнем, который будет применен для устройства поверхностной обработки. При неудовлетворительном сцеплении битума с щебнем следует использовать добавки соответствующих ПАВ, а также производить предварительную обработку щебня битумом.

При устройстве поверхностной обработки на участках дорог с затрудненными и опасными условиями движения, а также в районах с резко континентальным климатом следует применять битум с добавками полимеров класса термоэластопластов.

11.4. Расход вяжущего и щебня должен соответствовать нормам, установленным в табл. 15.


Таблица 15



Норма расхода


Размер щебня, мм

щебня, м3 /100 м2

битума, л/м2

эмульсии, л/м2 , при

концентрации битума, %




60

50


Одиночная поверхностная обработка


5 10

0,9 1 ,1

0,7 1 ,0

1 ,3 1 ,5

1 ,5 1 ,8

10 15

1,1 1 ,2

0,9 1 ,0

1,5 1 ,7

1,8 2 ,0

15 20

1,2 1,4

1,0 1 ,3

1,7 2,0

2,0 2 ,4


Двойная поверхностная обработка


15 20

Первая россыпь

Первый розлив

1,5 1,8

1,8 2 ,2


1,1 1 ,3

0,9 1,1



5 10

Вторая россыпь

Второй розлив

1,3 1,5

1,5 1,8


0,7 1 ,0


0,7 1 ,0




Примечание. При применении чёрного щебня нормы расхода вяжущего снижаются на 20—25 %.


11.5. Работы по устройству поверхностной обработки следует производить по чистой, незапыленной обрабатываемой поверхности, сухой при применении битума и увлажненной (0,5 л/м2 ) при применении битумных эмульсий.

11.6. Температура битума во время розлива должна быть: для марок БНД 60/90, БНД 90/130 , БН 60/90 , БН 90/130 130 160 С; для марок БНД 130/200 и БН 130/200 100 130 °С.

Щебень следует распределять механизированным способом сразу после розлива битума слоем в одну щебенку и укатывать катком за 4—5 проходов по одному следу.

В течение первых 2 — 3 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать его по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия.

11.7. При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий следует применять преимущественно катионные эмульсии ЭБК-1, ЭБК-2 и анионные ЭБА-1, ЭБА-2.

Эмульсии должны выдерживать испытание на сцепление пленки вяжущего со щебнем по ГОСТ 18659—01.

При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими, при использовании анионных эмульсий — преимущественно черный щебень.

11.8. Поверхностную обработку с использованием битумных эмульсий следует производить в следующем порядке:

розлив эмульсии по покрытию в количестве 30 % нормы;

распределение щебня в количестве 70 % нормы;

розлив остального количества эмульсии;

распределение остального количества щебня;

укатка.

11.9. При температуре воздуха ниже 20 ° С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55—60 % и температурой 40 —50 °С. При температуре воздуха выше 20 °С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена до 50 %.

Распределение и укатку щебня следует производить в соответствии с п. 11.6. Укатку следует выполнять до полного распада эмульсии. При использовании анионных эмульсий движение автомобилей в соответствии с требованиями п. 11.6 разрешается открывать не ранее чем через сутки после окончания работ.


УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭМУЛЬСИОННО МИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ


11.10. Для устройства поверхностной обработки покрытий применяют эмульсионно-минеральные смеси литой консистенции на основе катионной битумной эмульсии ЭБК-2 и ЭБК-3.

11.11. При устройстве поверхностной обработки из эмульсионно-минеральных смесей следует использовать щебень из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород марки не ниже 1000 фракций 5—10 (5—15) мм; преимущественно дробленые пески из изверженных горных пород прочностью не ниже 1000 или смесь дробленого и природного песков в соотношении 2:1 или 1:1. Если поверхностная обработка выполняет роль только защитного слоя, возможно применение одного природного песка.

11.12. Поверхностную обработку из эмульсионно-минеральных смесей следует устраивать с помощью однопроходной машины по предварительно очищенному и увлажненному покрытию споем 5 — 10 мм (20 — 25 кг/м2 ) для песчаных смесей и 10—15 мм (25 — 30 кг/м2 ) для щебеночных.

Уплотнение распределенной смеси катками не производится.

Движение построечного транспорта можно открывать сразу после окончания работ с ограничением скорости до 40 км/ч в течение суток.


УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИТУМНЫХ ШЛАМОВ


11.13. При устройстве поверхностной обработки битумными шламами следует применить щебень и песок в соответствии с п. 11.11. Минеральный порошок, используемый в качестве эмульгатора для приготовления паст, должен отвечать требованиям ГОСТ 16577—78.

11.14. Приготовление битумного шлама следует производить в стационарных установках и распределять по поверхности покрытия слоем 5 — 15 мм (20 25 кг/м2 ).

Устроенную поверхностную обработку до ее подсыхания следует ограждать от наезда построечного транспорта. В течение первых суток движения транспорта скорость не должна превышать 30 км/ч, в дальнейшем — 40 км/ч до тех пор, пока слой не сформируется настолько, чтобы зерна минерального материала не вырывались из него при движении.


КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ


11.15. При устройстве поверхностной обработки следует контролировать:

температуру битума в каждом битумовозе;

постоянно — однородность, чистоту и равномерность распределении щебня, равномерность распределения вяжущего материала;

не реже одного раза в смену — сцепление вяжущего материала с поверхностью зерен щебня по ГОСТ 12801-84 и ГОСТ 18659-81, соответствие состава эмульсионно-минеральных смесей и шламов проекту, нормы расхода материалов путем взвешивания распределенного материала на площади 0,25 м2 .


12. УСТРОЙСТВО МОНОЛИТНЫХ И СБОРНЫХ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ


12.1. Бетонировать покрытия с одной или двумя полосами движения следует на полную ее ширину. При строительстве дорог с двумя и более полосами движения в условиях, где не может быть прекращено движение транспортных средств, допускается бетонирование покрытия на половину ширины проезжей части.

Покрытия с тремя и более полосами движения следует бетонировать полосами шириной 7,5 м при четном числе полос и 7,5 и 3,75 м при нечетном.

12.2. Бетонировать покрытия и основания при максимальной суточной температуре воздуха свыше 30 ° С, перепаде температуры воздуха за сутки более 12 ° С и относительной влажности воздуха менее 50 % следует, как правило, в вечерние и ночные часы.

12.3. При установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 ° С и минимальной суточной температуре воздуха ниже 0 ° С бетонировать покрытия и основания следует согласно СНиП III -15-76.

12.4. Бетоноукладчики со скользящей опалубкой следует применять преимущественно для устройства однослойных покрытий (оснований) без швов расширения и без армирования поперечных швов сжатия.

12.5. При использовании мелкозернистого бетона следует применять колесно-рельсовый комплект бетоноукладочных машин.

12.6. Бетонная смесь, предназначенная для укладки в покрытие (основание), должна соответствовать требованиям ГОСТ 8424—72.

При проектировании состава бетонной смеси показатели удобоукладываемости на месте бетонирования следует устанавливать по табл. 16. Показатель жесткости мелкозернистой бетонной смеси должен составлять не менее 15 и на более 25 с по ГОСТ 10181.1-81.


Таблица 16


Машины и оборудование для

уплотнения бетонной смеси

Удобоукладываемость

по ГОСТ 10181.1-81

в покрытии (основании)

подвижность, см, не более

жесткость, с,

не менее


Бетоноукладчик на колесно-рельсовом ходу (в рельс-формах)



2


8

Бетоноукладчик со скользящей опалубкой при скорости движения, м/мин:

2 и менее



2



8

от 2 до 2, 5

3

5

от 2,5 до 3 ,0


4

3

Площадочный вибратор и виброрейки


4

3

Вибрационные катки и другое аналогичное оборудование


30


При укладке покрытия с числом полос две и более, бетонируемого в скользящей опалубке, не следует использовать бетонные смеси подвижностью свыше 2 см.

Для строительства покрытия в скользящей опалубке следует использовать бетонные смеси, состав которых обеспечивает максимальную устойчивость кромок и боковых граней свежеотформованной бетонной плиты после прохода бетоноукладчика.

Наибольшая крупность заполнителя в бетоне не должна превышать: 20 мм — для верхнего слоя двухслойных покрытий, бетонируемых методом сращивания слоев; 40 мм — для однослойных и нижнего слоя двухслойных покрытий; 70 мм — для оснований.

12.7. Уточнение состава бетонной смеси и окончательную настройку рабочих органов бетоноукладочных машин следует производить при пробном бетонировании, оценивая качество поверхности покрытия. При необходимости следует производить корректировку состава бетонной смеси и дополнительную регулировку рабочих органов машин комплекта.


ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

БЕТОННОЙ СМЕСИ


12.8. Приготовление бетонной смеси должно обеспечивать требуемый объем вовлеченного воздуха с учетом продолжительности ее транспортирования от бетонного завода к месту бетонирования.

Мелкозернистые бетонные смеси следует приготавливать только в бетоносмесителях с принудительным перемешиванием как цикличного, так и непрерывного действия.

12.9. При использовании бетоносмесителей цикличного действия продолжительность перемешивания бетонной смеси должна быть не менее 60 с и уточняться опытным путем.

12.10. Материалы для приготовления бетонной смеси должны дозироваться по виду и фракциям раздельно.

12.11. Продолжительность транспортирования бетонной смеси не должна превышать 30 мин при температуре воздуха от 20 до 30 ° С и 60 мин — при температуре воздуха ниже 20 °С.

В процессе транспортирования бетонную смесь следует защищать от воздействия атмосферных осадков и испарения влаги.

Непосредственно после выгрузки бетонной смеси кузова бетоновозов или автомобилей-самосвалов следует очищать и промывать водой.


УСТРОЙСТВО МОНОЛИТНЫХ ПОКРЫТИЙ

И ОСНОВАНИЙ


12.12 . При устройстве покрытия комплектами машин со скользящими формами и при необходимости устройства полосы примыкания шириной 3,75 м разрешается применять бетоноукладчик с шириной укладки 7,5 м, при этом используется половина ширины укладочного оборудования, вторая половина должна находиться в нерабочем состоянии.

Бетонные покрытия и основания внутрихозяйственных дорог сельскохозяйственных предприятий, а также внутренних дорог промышленных предприятий допускается устраивать средствами малой механизации.

12.13. Чистовую профилировку основания необходимо производить на ширину, обеспечивающую движение ходовой части бетоноукладочных машин.

При устройстве покрытия в рельс-формах основание или выравнивающий слой следует профилировать на всю ширину покрытия после установки рельс-форм.

12.14. Автоматическая система задания вертикальных отметок рабочих органов машин должна работать, как правило, от двух копирных струн. Отклонение копирной струны от вертикальных отметок не должно превышать ± 3 мм.

При использовании основания из укрепленных цементом грунтов I класса прочности допускается работа от одной копирной струны.

При укладке смежной полосы бетонирования, когда гусеницы бетоноукладчика с одной стороны движутся по ранее уложенной полосе, копирная струна со стороны уложенной полосы не устанавливается.

12.15. Копирную струну следует закреплять в кронштейнах на стойках, устанавливаемых на расстоянии не более 15 м друг от друга на прямых участках и 4— 6 м на криволинейных участках и виражах.

12.16. Рельс-формы должны быть установлены на спланированное основание шириной не менее 0,5 м с каждой стороны полосы бетонирования (из щебня, гравия или грунта, укрепленного вяжущими материалами) или на уширенное для этого основание под покрытие; не допускается осадка основания от воздействия бетоноукладочных машин во время укладки. Для этого установленные рельс-формы следует обкатывать наиболее тяжелой машиной комплекта.

Отклонения отметок рельс-форм после обкатки не должны превышать ± 5 мм.

Рельс-формы непосредственно перед укладкой бетонной смеси необходимо смазать с внутренней стороны отработанным маслом.

Рельс-формы следует снимать не ранее 24 ч после укладки бетонной смеси. Отделять рельс-формы от бетона следует с помощью приспособлений, обеспечивающих целостность боковых граней и кромок плит.

12.17. Установку арматуры, прокладок и штырей деформационных швов следует производить после установки рельс-форм и окончательного уплотнения и профилирования основания.

12.18. Бетонную смесь следует распределять с помощью распределителя с учетом припуска на уплотнение, величину которого следует устанавливать в зависимости от толщины покрытия и удобоукладываемости смеси и определять при пробном бетонировании. Допускается распределение бетонной смеси бетоноукладчиком в случае выгрузки бетонной смеси на основание.

12.19. В качестве скользящей опалубки следует, как правило, применять универсальные скользящие формы.

12.20. Незначительные неровности и мелкие дефекты поверхности покрытия после прохода бетоноукладчика следует исправлять с помощью трубного финишера. Трубы финишера следует слегка увлажнить тонко-распыленной водой через систему орошения.

12.21. Уплотнение и отделку бетона в покрытии следует производить. как правило, непрерывно, избегая остановок бетоноотделочной машины с включенными вибраторами.

12.22. Шероховатость бетонного покрытия следует устраивать путем обработки поверхности свежеуложенного бетона мешковиной, щетками, дисковой накаткой и др.

Средняя глубина бороздок шероховатости, определяемая по методу "песчаного пятна", в зависимости от требуемой величины коэффициента сцепления колеса с покрытием должна быть в пределах 0,5 — 1,5 мм. Фактура обработанного покрытия должна быть однородной.

12.23. На полосах уширения проезжей части (на закруглениях, у съездов и т.п.), на площадках, примыкающих к основной дороге, покрытия следует устраивать с применением специальных укладчиков или средств малой механизации.

Уплотнение бетонной смеси средствами малой механизации следует выполнять прямыми непрерывными полосами с перекрытием полос на 5 10 см.

12.24. Устройство двухслойных бетонных покрытий следует производить комплектом машин, передвигающихся по рельс формам, и, как правило, с использованием двух распределителей.

Закрыть

Строительный каталог