СНиП 2.02.05-87, часть 2

Для фундаментов машин с импульсными нагрузками, устанавливае мых на отдельных фундаментах, расчет амплитуд колебаний допускается производить без учета передачи колебаний по грунту.

1.31. Расчет амплитуд вертикальных (горизонтальных) колебаний грунта соответственно при вертикальных (горизонтальных) вибрациях фундаментов машин следует производить по формуле

(19)

где a s -   амплитуда вертикальных (горизонтальных) колебаний грунта на поверхности в точке, расположенной на расстоянии r от оси фундамента, т.е. источника волн в грунте;

a 0 -   амплитуда свободных или вынужденных вертикальных (гори зонтальных) колебаний фундамента, т.е. источника волн в грунте на уровне его подошвы, определяемая для различных видов машин по формулам обязательных приложений 1-3, в которых h 1 следует заменить на минус h 2 ;

d   r 0 ;

здесь r - расстояние от оси фундамента-источника до точки на поверх ности грунта, для которой определяется амплитуда колебаний;

r 0 - приведенный   радиус   подошвы   фундамента-источника,

Частоту волн, распространяющихся в грунте, следует принимать равной частоте колебаний фундамента машины.

Примечание. В целях уточнения амплитуд колебаний, распространяющихся в грунте, допускается производить прогнозирование колебаний грунта на основе специальных экспериментальных исследований.

1.32. При проектировании фундаментов зданий и сооружений, чувст вительных к неравномерным осадкам и воспринимающих динамические нагрузки, передаваемые машинами через строительные конструкции или грунт, среднее давление под подошвой фундамента на естественном основании должно удовлетворять условию

(20)

Условие (20) должно выполняться для фундаментов зданий и сооружений в пределах зоны, где скорость колебаний n a   w на поверхности грунта от импульсных источников более 15 мм/ с, от источников периодического действия и случайных более 2 мм/ с (здесь a s - амплитуда колебаний грунта, определяемая по формуле (19), w - угловая частота вынужденных колебаний фундамента-источника для машин с периодическими нагрузками или собственных - для машин с импульс ными или случайными нагрузками).

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ

1.33. Для фундаментов машин с периодическими нагрузками возможно применение свай любых видов; для фундаментов машин ударного действия следует применять железобетонные сваи сплошного сечения.

Расстояние между центрами свай в свайных фундаментах следует принимать в соответствии с указаниями СНиП 2.02.03-85, но не более 10d (где d - диаметр или меньший размер стороны поперечного сечения свай).

1.34. Расчет свайных фундаментов машин с динамическими нагрузками по несущей способности грунтов основания свай следует производить на действие расчетных статистических нагрузок в соответствии с требованиями СНиП 2.02.03-85.

При этом расчетные сопротивления грунтов основания на боковой поверхности свай и под их нижним концом должны быть дополнительно умножены на коэффициенты условий работы грунта основания соответственноg ср, f и g ср, R , приведенные в табл. 5, а их сумма для висячих свай - на коэффициент условий работы g со , значения которого приведены в табл. 3. Для свай-стоек коэффициентg со принимается равным 1.

Таблица 5


Грунты

Коэффициенты условий работы грунтов основания


на боковой поверхности сваи g ср, f

под нижним концом сваи g ср, R

а) Пески рыхлые любой крупности и влажности; мелкие и пылеватые водонасыщенные любой плотности; пылевато-глинистые грунты с показателем текучести IL > 0,6

0, 6 (0, 75)

-

б) Пески пылеватые, мелкие и средней крупности средней плотности любой влажности, кроме указанных в поз. «а»; пылевато-глинистые грунты с показателем текучести 0, 25 £  IL  £  0, 6

0, 75 (0, 85)

0, 75 (0, 85)

Другие виды грунтов

1 (1)

1 (1)

Примечания: 1. В скобках указанны значения коэффициентов для свайных фундаментов с промежуточной подушкой.

2. При применении свай в просадочных грунтах значения коэффициентов g ср, f и g ср, R принимаются как для пылевато-глинистых грунтов с показателем текучести, равным значению, при котором в соответствии с указаниями СНиП 2.02.03-85 определяются расчетные сопротивления грунта под нижним торцом и на боковой поверхности сваи.

В случае определения несущей способности свай по результатам полевых испытаний вместо коэффициентов g ср, f и g ср, R вводится коэффициент условий работы грунтов основания g ср , определяемый как отношение несущей способности сваи, определенным расчетным способом с учетом коэффициентов g ср, f и g ср, R , к той же несущей способности без учета этих коэффициентов.

В случае опирания свай на грунты, указанные в поз. «а» табл. 5, несущую способность свай следует определять по результатам полевых испытаний длительно действующими динамическими нагрузками. При отсутствии таких данных при соответствующем обосновании допускается определять несущую способность свай по результатам полевых испытаний в соответствии с требованиями СНиП 2.02.03-85 с введением вместо коэффициентов g ср, f и g ср, R коэффициента g ср =0, 25.

1.35. При устройстве свайных фундаментов зданий и сооружений, расположенных вблизи фундаментов машин с динамическими нагрузками, несущая способность свай определяется в соответствии с требованиями СНиП 2.02.03-85 с учетом дополнительного коэффициента условий работы грунтов основания g ср (или g ср, f и g ср, R ), значения которых определяются в соответствии с п. 1.34. Размеры зоны, для которой учитывается указанный коэффициент, следует принимать в соответствии с указаниями п. 1.32.

1.36. Расчет колебаний свайных фундаментов машин следует производить по тем же формулам, что и для фундаментов на естественном основании, но при введении вместо значений массы, моментов инерции массы и жесткостей m , qj , qj о , qy, Кz , Кх , Кj Кy соответствующих им приведенных значений mred , qj, red , qj о, red , qy, red , Кz , red , Кх, red , Кj, red Кy, red , определяемый по формулам (21)-(36) .

Для вертикальных колебаний свайных фундаментов

(21)

(22)

где (23)

В формулах (21)-(23):

mr - общая масса ростверка с установленной на нем машиной, т(тс× с2 / м);

тi , p - масса части i - й сваи, заглубленной в грунт, т(тс× с2 / м);

mi , 0 - масса части i -й сваи выше поверхности грунта, т(тс× с2 / м);

N - число свай;

Eb  - модуль упругости материала свай кПа (тс× / м2 );

l  - глубина погружения сваи в грунт, м;

l о - расстояние от подошвы ростверка до поверхности грунта, м; для низкого ростверка l о =0;

Ар  - площади поперечного сечения сваи, м2 ;

и    - периметр поперечного сечения сваи, м;

- коэффициент упругого равномерного сжатия грунта на уровне нижних концов свай, кН/ м3 (тс/ м3 ), определяемый по формуле (4), в которой площадь подошвы фундамента А принимается равной площади наибольшего поперечного сечения нижнего конца сваи, а значение коэффициента b о для забивных свай удваивается;

к *  - коэффициент, принимаемый равным для свай : 2 - для сплошных железобетонных; 2, 5 - для полых железобетонных; 3, 5 - для деревянных;

ср, к - удельное упругое сопротивление грунта на боковой поверхности сваи в k -м слое принимаемое по табл. 6 и 7;

со  - коэффициент, принимаемый равным 10000 кН/ м3 (1000 тс/ м3 );

kl и kl* - номер слоя грунта, отсчитываемый от поверхности грунта до глубины, равной соответственно l и l * = 0, 2 [1+4th(10/l )]l ;

lk - толщина k - го слоя грунта;

th  - тангенс гиперболический.

Примечание. При уменьшении расстояния между сваями от 5d до 2d значение Кz , red следует уменьшать в два раза (для промежуточных расстояний определять интерполяцией).

Таблица 6

Показатель текучести пылевато-глинистых грунтов IL

Удельное сопротивление ср, кН/ м (тс/ м3 )

0, 75< IL £ 1

1 , 5 × 104 -0 , 5 × 104 (1500-500)

0, 5< IL £ 0 , 75

3 × 104 -1 , 5 × 104 (3000-1500)

0, 25< IL £ 0 , 5

4 , 5 × 104 -3 × 104 (4500-3000)

0< IL £ 0 , 25

6 × 104 -4 , 5 × 104 (6000-4500)

Примечания: 1. Для промежуточных значений IL значение ср определяется интерполяцией.

2. Для просадочных грунтов значения удельного упругого сопротивления ср следует определять как для пылевато-глинистых грунтов с показателями текучести IL , соответствующим природной влажности или с учетом возможного замачивания в соответствии с требованиями СНиП 2.02.03-85.

Для горизонтальных колебаний свайных фундаментов

(24)

Таблица 7


Пески

Удельное упругое сопротивление ср , кН/ м3 (тс/ м3 ), грунтов различной влажности


водонасыщенных

влажных

маловлажных

Средней крупности:




рыхлые

1, 5× 104 (1500)

2× 104 (2000)

3× 104 (3000)

средней плотности

3× 104 (3000)

4× 104 (4000)

5× 104 (5000)

Мелкие:




рыхлые

1× 104 (1000)

1, 5× 104 (1500)

2, 5× 104 (2500)

средней плотности

2× 104 (2000)

3× 104 (3000)

4× 104 (4000)

Пылеватые:




рыхлые

0, 5× 104 (500)

1× 104 (1000)

1, 5× 104 (1500)

средней плотности

1× 104 (1000)

1, 5× 104 (1500)

2, 5× 104 (2500)

Примечание. Удельное упругое сопротивление для плотных песчаных грунтов следует принимать на 50% выше, чем наибольшее из значений ср указанных в табл. 7 для данного вида грунта.

(25)

(26)

где I -  момент инерции площади поперечного сечения сваи, м4 ;

- коэффициент упругой деформации системы «свая-грунт», определяемый по формуле

, (27)

здесь - коэффициент деформации, определяемый в соответствии с указаниями СНиП 2.02.03-85 при g с =3.

Для свай, защемленных в ростверк,

(28)

Для свай, защемленных в ростверк,

(29)

В формулах (28), (29):

Ao , Bo , Co - коэффициенты, зависящие от приведенной глубины погружения сваи и условий опирания ее нижнего конца (определяются по указаниям СНиП 2.02.03-85).

Для горизонтально-вращательных колебаний свай фундаментов

тj , red  = тх , red ; (30)

(31)

(32)

(33)

В формулах (31)-(33):

qj ,r - момент инерции массы ростверка и машины относительно горизонтальной оси, проходящей через их общий центр тяжести перпендикулярно плоскости колебаний, т× м2 (тс× м× с2 );

h 2 -  расстояние от центра тяжести массы тr до подошвы ростверка, м;

rh,i -  расстояние от оси i -й сваи до горизонтальной оси, проходящей через центр тяжести подошвы фундамента перпендикулярно плоскости колебаний.

Для вращательных колебаний свайного фундамента относительно вертикальной оси

тy ,red  = тх,red ; (34)

(35)

(36)

В формулах (35), (36):

qy, r - момент инерции массы ростверка и машины относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести ростверка, т× м2 (тс× м× с2 );

rv , i -  расстояние от оси i -й сваи до вертикальной оси, проходящей через центр тяжести ростверка, м.

1.37. Относительное демпфирование для свайных фундаментов следует определять, как правило, по результатам испытаний. При отсутствии экспериментальных данных относительное демпфирование x z при вертикальных колебаниях свайных фундаментов допускается принимать равным 0, 2 для установившихся колебаний и 0, 5 для неустановившихся колебаний. Значения x х , xj , xy определяются по формулам (15)-(17).

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТОВ МАШИН НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ

1.38. Фундаменты машин с динамическими нагрузками, возводимые на вечномерзлых грунтах, следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП II -18-76 и дополнительными требованиями, изложенными в пп. 1.39-1.43.

Несущую способность оснований фундаментов машин на вечномерзлых грунтах, используемых в качестве оснований по принципу I , следует определять с учетом дополнительного коэффициента условий работы g сs , принимаемого по табл. 8.

Таблица 8

Коэффициент использования машин во времени

Коэффициент условий работы основания g сs из вечномерзлых грунтов, используемых по принципу I

Менее 0, 5

0, 8

От 0, 5 до 0, 7

0, 7

Св. 0, 7

0, 5

1.40. Среднее статистическое давление р под подошвой фундамента на естественном основании и несущую способность оснований свайных фундаментов машин с динамическими нагрузками на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу II , следует определять согласно требованиям соответственно пп. 1.21. и 1.34.

1.41. Расчет вертикальных и горизонтальных колебаний массивных и стенчатых фундаментов и вертикальных колебаний рамных фундаментов на естественном основании, а также вертикальных колебаний свайных фундаментов для машин с вращающимися частями, с кривошипно-шатунными механизмами, дробильных и мельничных установок, возводимых на твердомерзлых грунтах, используемых по принципу I , производить не следует.

Расчет горизонтальных колебаний рамных фундаментов указанных типов машин в этих условиях следует производить в соответствии с указаниями обязательных приложений 1 и 3.

1.42. Расчет вертикальных колебаний фундаментов (в том числе свайных) машин с импульсными нагрузками в твердомерзлых грунтах, используемых по принципу I , а также фундаментов машин всех типов в пластичномерзлыхз грунтах следует производить как на немерзлых грунтах в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующих разделах для разных типов машин; при этом коэффициенты жесткости оснований фундаментов следует определять по данным результатов полевых испытаний грунтов.

1.43. Расчет амплитуд горизонтальных колебаний свайных фундаментов машин с периодическими и случайными динамическими нагрузками, возводимых на твердомерзлых грунтах, используемых по принципу I , следует производить в соответствии с указаниями обязательных приложений 1 и 3. При этом коэффициенты жесткости конструкции фундамента S х и S y следует определять по формулам:

(37)

(38)

В формулах (37), (38):

S| i - коэффициент жесткости i свай с жесткой заделкой в ростверк в горизонтальном направлении, кН/ м (тс/ м), S| i  =12 ЕbIi/l 3 d ;

 Ii - момент инерции площади поперечного сечения i -й сваи, м4 ;

 ld - расчетная длина сваи, м, ld  =  lo +H +3d ;

   H - величина, изменяющаяся в пределах 0 £  Н  £  Но , принимаемая для  наиболее неблагоприятного случая при расчете на колебания;

lo +H о - соответственно расстояние от нижней грани плиты фундамента до поверхности грунта, м, и толщина сезонно оттаивающего слоя, м, определяемая в соответствии с указаниями СНиП II -18-76;

  d - диаметр или сторона поперечного сечения сваи в направлении действия динамической нагрузки, м;

 rv , i - расстояние от центра тяжести ростверка до оси i -й сваи, м.

1.44. Расчет колебаний фундаментов машин, возводимых на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу II , следует выполнять как на немерзлых грунтах в соответствии с требованиями, изложенными в разделах для разных типов машин.

2. ФУНДАМЕНТЫ МАШИН С ВРАЩАЮЩИМИСЯ ЧАСТЯМИ

2.1. Требования настоящего раздела распространяются на проектирование фундаментов турбомашин (энергетических, нефте- и газоперекачивающих турбоагрегатов мощностью до 100 тыс. кВт, турбокомпрессоров, турбовоздуходувок, турбонасосов), электрических машин (мотор-генераторов и синхронных компенсаторов), центрифуг, центробежных насосов, дымососов, вентиляторов и тому подобных машин.

2.2. В состав исходных данных для проектирования фундаментов машин, указанных в п. 2.1, кроме материалов, перечисленных в п. 1.1, должны входить:

данные о значениях нагрузок от момента короткого замыкания генератора и от тяги вакуума в конденсаторе, координаты точек их приложения и размеры площадок передачи этих нагрузок; данные о нагрузках, возникающих при тепловых деформациях машин;

схемы расположения и нагрузки от вспомогательного оборудования (масло- и воздухоохладителей, масляных баков, насосов, турбопроводов и др.);

схемы площадок, опирающихся на фундамент, и данные о нормативных значениях нагрузок от них;

данные для определения монтажных нагрузок, размеры площадок передачи этих нагрузок.

Примечание. При проектировании фундаментов турбоагрегатов мощностью 25 тыс. кВт и более показатели физико-механических свойств грунтов должны определяться на основе непосредственных испытаний в полевых или лабораторных условиях.

2.3. Фундаменты машин с вращающимися частями следует проектировать рамными, стенчатыми, массивными или облегченными.

При выборе конструктивной схемы фундамента следует руководствоваться требованиями, содержащимися в пп. 1.11-1.13; при этом следует соблюдать симметрию фундамента относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось вала машины.

Стенчатые фундаменты следует проектировать преимущественно с поперечными стенами, расположенными под подшипниками машины.

2.4. Центробежные насосы, агрегируемые на заводе-изготовителе при помощи железобетонных опорных плит с электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания мощностью до 400 кВт, допускается устанавливать без фундамента на подстилающий слой пола. Для агрегатов с двигателями мощностью до 50 кВт железобетонные опорные плиты устанавливаются на подстилающий слой пола без специального закрепления на подливку из песчано-цементного раствора толщиной 30-50 мм. Для агрегатов с двигателями мощностью свыше 50 кВт крепление железобетонной опорной плиты к подстилающему слою пола должно осуществляться фундаментными болтами.

2.5. Фундаменты турбоагрегатов мощностью 25 тыс. кВт и более не допускается опирать на пески рыхлые любой крупности и влажности, мелкие и пылеватые водонасыщенные любой плотности, пылевато-глинистые грунты с показателем текучести IL  >  0 , 6 , а также на грунты с модулем деформации менее 10 МПа (100 кгс/ см2 ) и грунты, подверженные в водонасыщенном состоянии суффозии. Для свай, опирающихся на указанные выше грунты, несущую способность следует определять по результатам полевых испытаний длительно действующими динамическими нагрузками.

2.6. На нижние плиты (или ростверки) рамных фундаментов машин, указанных в п. 2.1, допускается опирать стойки площадок обслуживания машин и перекрытия над подвалом.

В случае устройства под всем машинным залом общей фундаментной плиты допускается непосредственно на этой плите возводить фундаменты машин.

Элементы верхнего строения фундаментов не допускается связывать с элементами и конструкциями здания.

Примечание. В виде исключения на элементы верхнего строения фундаментов машин допускается опирать вкладные участки перекрытия. В этом случае под опорами балок перекрытия необходимо предусматривать изолирующую прокладку, например, из фторопласта или других подобных материалов. Такие прокладки следует предусматривать такие под опорами перекрытий и площадок обслуживания, установленных на стойках, опертых на нижние плиты (ростверка) фундаментов машин.

2.7.Нормативные динамические нагрузки (вертикальные Fn,v и горизонтальные Fn,h ), кН (тс), от машин с вращающимися частями следует принимать по данным задания на проектирование, а при отсутствии этих данных допускается принимать равными:

(39)

где m - коэффициент пропорциональности, устанавливаемый по табл. 9;

s  -    число роторов;

 Gi  -   вес каждого ротора машины, кН (тс).

Таблица 9

Машины

Коэффициент пропорциональности m

Турбомашины

0, 2

Электрические машины с частотой вращения

nr , об/ мин:


менее 500

0, 1

от 500 до 750

0, 1-0, 15

от 750 до 1500

0, 15-0, 2

свыше 1500

0, 2

Центрифуги (d - диаметр ротора, м)

Центробежные насосы

0, 15

Дымососы и вентиляторы

но не менее 0, 2

2.8. Динамические нагрузки от машин, соответствующие максимальному динамическому воздействию машины на фундамент, следует принимать сосредоточенными и приложенными к элементам, поддерживающим подшипники (к ригелям, балкам) на уровне осей этих элементов.

2.9. Для фундаментов турбомашин расчетную динамическую нагрузку в продольном горизонтальном направлении следует принимать равной 0, 5 значения той же нагрузки в поперечном горизонтальном направлении; для остальных машин с вращающимися частями продольную нагрузку следует принимать равной нулю.

2.10. Нормативные нагрузки на фундаменты турбомашин, соответствующие моменту короткого замыкания Мn,sc , кН× м (тс× м), и тяги вакуума в конденсаторе при гибком присоединении конденсатора Fn,vac , кН (тс), следует принимать по заданию на проектирование или определять по формулам:

(40)

(41)

В формулах (40), (41):

 N - номинальная мощность электрической машины, кВт;

nr  - частота вращения машины, кВт;

ksc - коэффициент кратности вращающего момента при коротком замыкании, принимаемый по заданию на проектирование; в случае отсутствия в задание на проектирование допускается принимать равным 10;

100 (10) - усилие тяги вакуума на 1 м2 сечения трубопровода, кН/ м2 (тс/ м2 );

a - площадь поперечного сечения соединительной горловины  конденсатора с турбиной, м2 .

2.11.При определении расчетных значений усилий в элементах фундаментов машин с вращающимися частями в каждое отдельное сочетание следует включать только одну из нагрузок, соответствующих динамическому воздействию машины: вертикальную силу и момент в вертикальной плоскости или горизонтальную силу и соответствующие ей моменты в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Нагрузка от тяги вакуума в конденсаторе учитывается в сочетаниях нагрузок как длительная статическая с коэффициентом надежности по нагрузке g f  = 1, 2.

Сочетание в которое входит момент короткого замыкания Мsc , является особым.

2.12. Нормативную монтажную нагрузку на верхней плите фундамента следует принимать по заданию на проектирование, но не менее 10 кН/ м2 (1 тс/ м2 ); ее следует умножать на коэффициент надежности по нагрузке g f  = 1, 2 и коэффициент динамичности h  = 1.

2.13. Расчет колебаний фундаментов всех видов машин с вращающимися частями сводится к определению максимальной амплитуды горизонтальных (поперечных) колебаний верхней плиты (для рамных фундаментов) или верхней грани фундамента (для массивных и стенчатых фундаментов); расчет следует производить в соответствии с указаниями обязательного приложения 1.

Расчет амплитуд вертикальных колебаний, как правило, не производится.

2.14. При расчетах колебаний значения расчетных динамических нагрузок следует определять в соответствии с требованиями пп. 1.23 и 2.7.

2.15. Для массивных и стенчатых фундаментов машин с вращающимися частями с частотой вращения более 1000 об/ мин расчет колебаний допускается не производить

2.16. Расчет колебаний опорной плиты агрегируемого оборудования производится как для массивных фундаментов. При этом в массу фундамента следует включать массу оборудования, опорной плиты и массу подстилающего слоя пола непосредственно под плитой и в примыкающей зоне на расстоянии 0, 5 м от граней плиты.

В случае необходимости ограничения распространения колебаний от оборудования, смонтированного на железобетонных опорных плитах, в подстилающем слое пола следует устраивать сквозной шов.

2. ФУНДАМЕНТЫ МАШИН С КРИВОШИПНО-ШАТУННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ

3.1. Требования настоящего раздела распространяются на проектирование фундаментов машин с кривошипно-шатунными механизмами, имеющих неуравновешенные силы и моменты, в том числе дизелей, поршневых компрессоров, мотор-компрессоров, лесопильных рам, локомобилей и т.п.

3.2. В состав исходных данных для проектирования фундаментов машин, указанных в п. 3.1, кроме материалов, перечисленных в п. 1.1, должны входить:

значения равнодействующих неуравновешенных (возмущающих) сил и моментов первой и второй гармоник от всех частей, места приложения сил и плоскости действия моментов;

расстояние от оси главного вала машины до верхней грани фундамента.

3.3. Фундаменты машин с кривошипно-шатунными механизмами следует проектировать массивными или стенчатыми, а в отдельных случаях для машин с вертикально расположенными кривошипно-шатунными механизмами допускается также предусматривать устройство рамных фундаментов.

3.4. Компрессоры, агрегируемые на заводе-изготовителе при помощи железобетонных опорных плит с электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания мощностью до 400 кВт, допускается устанавливать без фундаментов на подстилающий слой пола. Расчет колебаний и крепление железобетонной опорной плиты к подстилающему слою пола должны осуществляться с учетом требований пп. 2.4 и 2.16.

3.5. На фундаменты машин допускается свободно опирать отдельные площадки и стойки, а также вкладные участки перекрытий между смежными фундаментами, не соединенные с конструкциями зданий.

Примечание. Опирание элементов конструкций здания на фундаменты машин допускается в виде исключения при наличии специального обоснования.

3.6. Расчет прочности элементов конструкций фундаментов следует производить с учетом требований пп. 1.22 и 1.23, причем в формуле (3) следует принимать Fn - нормативную динамическую нагрузку, соответствующую наибольшей амплитуде первой или второй гармоники возмущающих нагрузок машины, устанавливаемой в задании на проектирование.

3.7. При определении амплитуд колебаний фундаментов горизонтальных машин расчет допускается ограничивать только вычислением амплитуды колебаний в направлении, параллельном скольжению поршней, и не учитывать влияние вертикальной составляющей возмущающих сил.

При расчете амплитуд колебаний фундаментов вертикальных машин допускается:

расчет амплитуд горизонтальных колебаний ограничить только для направления, перпендикулярного главному валу машины;

расчет амплитуд вертикальных колебаний производить только с учетом влияния вертикальной составляющей возмущающих сил.

Для фундаментов машин с угловым расположением цилиндров расчет амплитуд вынужденных колебаний следует производить с учетом как вертикальной, так и горизонтальной составляющей возмущающих сил и моментов машины для плоскости фундамента, перпендикулярной главному валу машины.

3.8. Расчет колебаний фундаментов машин с кривошипно-шатунными механизмами следует производить в соответствии с указаниями обязательного приложения 1, причем значения нормативных возмущающих сил первой или второй гармоники следует принимать по заданию на проектирование.

3.9. В случае, если из двух гармоник возмущающих сил и моментов одна составляет менее 20% другой и ее частота отличается более чем на 25% от собственной частоты колебаний фундамента, то при расчете амплитуд вынужденных колебаний ее не учитывают; в остальных случаях расчет амплитуд следует производить для каждой из первых двух гармоник возмущающих сил и моментов. При этом расчетные значения амплитуд колебаний фундамента для каждой гармоники не должны превышать предельно допустимых значений, приведенных в табл. 2.

3.10. Для второй гармоники возмущающих сил и моментов значения амплитуд горизонтальных и вертикальных колебаний аh ,j и av следует определять по тем же формулам, что и для первой гармоники, заменив в формулах значение угловой частоты вращения машины w на 2w .

4. ФУНДАМЕНТЫ КУЗНЕЧНЫХ МОЛОТОВ

4.1. В состав исходных данных для проектирования фундаментов кузнечных молотов, кроме материалов, указанных в п. 1.1, должны входить:

чертежи габаритов молота с указанием типа молота (штамповочный, ковочный) и его марки;

номинальная и действительная (с учетом массы верхней половины штампа) масса падающих частей; высота их падения;

масса шабота и станины;

размеры подошвы шабота и отметки ее относительно пола цеха, а также размеры опорной плиты станины;

значение коэффициента восстановления скорости удара при штамповке изделий из цветных металлов или их сплавов;

внутренний диаметр цилиндра и рабочее давление пара или воздуха (или энергия удара).

4.2. Фундаменты молотов следует проектировать в виде жестких плит или монолитных блоков. Для молотов с массой падающих частей до 3 т включительно. Допускается устройство одного общего фундамента под несколько молотов при их расположении на одной линии.

4.3. Толщина подшаботной части фундамента должна быть не менее указанной в табл. 10.

Таблица 10

Номинальная масса падающих частей молота то , т

Толщина подшаботной части фундамента, м, не менее

Число арматурных сеток в верхней части фундамента

то   £ 1

1

2

1<  то  £ 2

1, 25

3

2<  то  £ 4

1, 75

3

4<  то  £ 6

2, 25

4

6<  то  £ 10

2, 6

5

то  > 10

Свыше 3

Свыше 5

4.4. Фундаментов кузнечных молотов должны иметь конструктивное армирование в соответствии с требованиями п. 1.15.

Верхнюю часть фундамента, примыкающую к подшаботной прокладке, следует армировать горизонтальными сетками с квадратными ячейками размерами 100х100 мм из стержней диаметром 10-12 мм; сетки следует располагать рядами с расстоянием между ними по вертикали 100-120 мм в количестве, принимаемом по табл. 10 и зависящем от массы падающей части молота то .

Часть фундаментов ковочных молотов, расположенную под подошвой станины молота, следует армировать горизонтальными сетками с квадратными ячейками из стержней диаметром 12-16 мм с шагом в продольном и поперечном направлениях 200-300 мм. Аналогичные арматурные сетки следует устанавливать у граней выемки для шабота всех видов кузнечных молотов, причем вертикальные стержни этих сеток необходимо доводить до подошвы фундамента.

4.5. Деревянные подшаботные прокладки следует изготавливать из дубовых брусьев; для молотов с массой падающих частей до 1 т подшаботную прокладку допускается изготовлять из лиственницы или сосны.

Деревянные прокладки следует предусматривать из пиломатериалов 1-го сорта по ГОСТ 2695-83 и ГОСТ 8488-86 Е.

При обосновании расчетом и по согласованию с заводом - изготовителем машины допускается заменять деревянные подшаботные прокладки на резинотканевые.

Закрыть

Строительный каталог