СНиП 2.05.11-83 (1984), часть 3
5.2. Дорожные одежды внутриплощадочных производственных дорог следует проектировать капитального или облегченного типов, а вспомогательных дорог – облегченного или переходного типов в зависимости от технологических и санитарных условий, степени воздействия агрессивных сред, создаваемых сельскохозяйственным производством, от необходимости (по условиям эксплуатации) обеспечения быстрой очистки проезжей части от грязи, а также в зависимости от других местных условий.
5.3. В качестве верхних слоев оснований под усовершенствованные покрытия надлежит использовать: цементобетон ("тощий") пониженных марок; каменные материалы (щебень, гравий, песчано-гравийная смесь), различные грунты, отходы промышленности (гранулированные доменные шлаки, золошлаковые смеси, отходы углеобогащения, фосфоритные "хвосты", отходы от дробления каменных пород), укрепляемые минеральными и органическими вяжущими материалами или отходами промышленности, обладающими вяжущими свойствами (молотый гранулированный доменный шлак, молотый нефелиновый шлам, активные золы уноса сухого отбора, пиритные огарки, цементная пыль, нефтяные гудроны и др.); щебень или шлак, укладываемые способом заклинки с тщательным уплотнением.
Нижние слои дорожной одежды (основания, дополнительные слои оснований, выполняющие функции выравнивающих, дренирующих, морозозащитных, противозаиливающих слоев, а при многослойных покрытиях и нижние слои покрытий), а также покрытия укрепляемых частей обочин следует предусматривать, как правило, из местных материалов и отходов промышленности, при необходимости укрепляемых вяжущими материалами.
Конструктивные решения слоев оснований надлежит принимать, используя типовые проектные решения дорожных одежд, а также СН-25-74.
5.4. Выбор конкретного типа дорожной одежды и определения параметров ее конструктивных слоев следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов в соответствии с п. 1.7, учитывая санитарные требования, требования к ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите от воздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т. п.). При этом тип дорожной одежды (включая покрытие) внутрихозяйственных дорог не должен быть более капитальным, чем тип дорожной одежды автомобильных дорог общего пользования, к которым примыкают внутрихозяйственные дороги, назначенный на перспективный период.
Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна, предусматривая:
необходимое возвышение насыпи над уровнем грунтовых или поверхностных вод:
надежный отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, а также конструктивные мероприятия по отводу воды из-под проезжей части;
возведение насыпи из устойчивых грунтов и придание им наибольшей возможной плотности;
назначение соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и укрепление их;
мероприятия по регулированию водно-теплового режима (устройство дренажей для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата, капилляропрерывающих, теплоизолирующих, морозозащитных и других слоев).
В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно – дорожная одежда".
5.5. Сборные покрытия из железобетонных плит допускается принимать для внутрихозяйственных дорог I-с категории и внутриплощадочных производственных дорог в районах со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями; где отсутствуют местные дорожно-строительные материалы, пригодные для устройства равнопрочных покрытий другого вида; при реконструкции дорог на действующих животноводческих комплексах, фермах и других объектах, на которых по условиям технологии сельскохозяйственного производства не допускается перерыв движения транспортных средств, а также в местах пересечений дорог I-с и II-с с категорий, где предполагается регулярный (более 10 единиц в сутки) проезд транспортных средств и сельскохозяйственных машин на гусеничном ходу.
5.6. Для внутрихозяйственных дорог следует предусматривать применение наименьшего количества типов дорожных одежд, близких по прочности и технико-экономическим показателям, а также по технологии строительства.
5.7. При выполнении расчетов и конструирования дорожных одежд следует руководствоваться следующими значениями проектных сроков их службы до капитального ремонта:
дорожные одежды капитального типа с покрытиями:
из цементобетона – не менее 25 лет;
из асфальтобетона – не менее 20 лет;
дорожные одежды облегченного типа – не менее 15 лет;
дорожные одежды переходного типа – не менее 6 лет.
5.8. Морозостойкость цементобетона должна быть не ниже указанной в табл. 17.
Таблица 17
Расчетная температура |
Морозостойкость цементобетона, не ниже |
|
наружного воздуха наиболее холодного месяца, ° С |
для однослойного и верхнего слоя двухслойного покрытия |
для нижнего слоя двухслойного покрытия |
От 0 до минус 5 |
Мрз 100 |
Мрз 50 |
Ниже минус 5 до минус 15 |
Мрз 150 |
Мрз 75 |
Ниже минус 15 |
Мрз 200 |
Мрз 100 |
Примечание. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха принимается согласно СНиП 2.01.01-82.
5.9. Общую толщину дорожной одежды и ее отдельных конструктивных слоев следует определять расчетом в соответствии с ожидаемыми интенсивностью и составом движения, модулем упругости грунта земляного полотна и повторностью воздействия подвижных нагрузок за период службы покрытия, а также с учетом фактической влажности грунта в период наибольшего увлажнения земляного полотна.
Наименьшие толщины конструктивных слоев дорожной одежды из разных материалов в уплотненном состоянии приведены в табл. 18.
Таблица 18
Материалы конструктивных слоев дорожной одежды |
Толщина, см |
Цементобетон монолитный |
16 |
Асфальтобетон, укладываемый в горячем и теплом состоянии: |
|
однослойный |
5 |
лвухслойный |
8 |
Асфальтобетон однослойный, укладываемый в холодном состоянии |
4 |
Щебень или гравий, обработанные в установке или методами пропитки и смешения на дороге |
8 |
Грунты и малопрочные каменные материалы, обработанные органическими и минеральными вяжущими |
10 |
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими: |
|
на песчаном основании |
15 |
на прочном (каменном или из укрепленного грунта) основании: |
|
для щебня |
8 |
для гравия |
10 |
При этом толщина конструктивного слоя должна быть во всех случаях не меньше чем 1,5 размера наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.
5.10. В качестве расчетной следует принимать нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН (10 тс). Остальные нагрузки надлежит приводить к расчетной.
5.11. Для предохранения дорожной одежды капитального и облегченного типов от недопустимого морозного пучения в качестве противопучинных мероприятий следует предусматривать: увеличение высоты насыпи или понижение уровня грунтовых вод, устранение источников увлажнения, устройство верхней части земляного полотна из неподверженных пучению или слабопучинистых грунтов, устройство в основании дорожной одежды специальных теплоизолирующих, гидроизолирующих, капилляропрерывающих и других слоев (прослоек).
5.12. Дренирующие слои в основании дорожной одежды следует предусматривать для земляного полотна, сложенного из глинистых и пылеватых грунтов, в следующих случаях:
при 3 типе местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения – во всех дорожно-климатических зонах;
при 2 типе местности – во II и III дорожно-климатических зонах.
5.13. Укрепленные части обочин по своей прочности должны допускать систематические выезды транспортных средств на обочину без существенной ее деформации.
5.14. Тракторные дороги, располагаемые на отдельном земляном полотне, следует проектировать грунтовыми, укрепленными в пониженных местах местными каменными материалами и отходами промышленного производства. Полоса движения, предназначенная для транспортных средств на гусеничном ходу и расположенная на совмещенном земляном полотне, должна быть укреплена местными материалами.
6. Дорожные устройства и обстановка дорог
6.1. Автомобильные дороги I-с и II-с категорий, на которых предусмотрено регулярное автобусное движение, должны обустраиваться остановочными и посадочными площадками в местах автобусных остановок. Ширину остановочных площадок следует принимать 3 м, а длину – не менее 10 м для автобусов каждого направления. Ширину посадочных площадок с твердым покрытием следует принимать 2 м, а длину – 10 м. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок и ограждены от них бортовыми камнями.
6.2. Автобусные остановки следует располагать на прямых участках дорог или на кривых с радиусами в плане не менее 400 м при продольных уклонах не более 40‰ ; при этом должны быть обеспечены нормы видимости в продольном профиле и плане, установленные для дорог соответствующих категорий.
6.3. Автобусные остановки следует оборудовать павильонами для ожидания транспортных средств. На конечных, а также на промежуточных остановочных пунктах при интенсивности движения менее 10 автобусов в сутки допускается устройство одного павильона для двух направлений.
6.4. Площадка для остановок и стоянок автотранспортных средств надлежит располагать у административных, общественных и торговых зданий, медицинских учреждений, перед въездами на территорию производственных комплексов, ферм, складов и в других местах систематических остановок автомобилей. Размеры площадок должны устанавливаться расчетом в зависимости от типа и количества одновременно останавливающихся транспортных средств, продолжительности их стоянки и т. п.
Места стоянки транспортных средств должны размещаться за пределами проезжей части дорог в виде специальных полос или площадок.
Продольные и поперечные уклоны площадок следует принимать, как правило, не более 30‰ , а у погрузочно-выгрузочных фронтов – не более 10‰ .
6.5. В начальных (конечных) пунктах тупиковых внутрихозяйственных дорог, у проходных сельскохозяйственных комплексов, ферм и в других обоснованных случаях для разворота транспортных средств и сельскохозяйственных машин должны предусматриваться площадки прямоугольной формы размером не менее 25´ 15 м или грушевидные и петлевые объезды – радиусом не менее 12 м.
Для крупногабаритных сельскохозяйственных машин и большегрузных автопоездов указанные размеры площадок должны быть увеличены до размеров, обеспечивающих разворот расчетных транспортных средств.
6.6. Форма и размеры дорожных знаков и указателей должны соответствовать ГОСТ 10807-78, конструкция опор для установки дорожных знаков – ГОСТ 25458-82 и ГОСТ 25459-82, форма, размеры, цвет и условия применения дорожной разметки – ГОСТ 13508-74 с изм., правила применения технических средств организации дорожного движения – ГОСТ 23457-79.
6.7. Ограждения барьерного типа высотой не менее 0,8 м из железобетона, металла (в том числе из металлических тросов) или дерева, предназначаемые для предотвращения аварийных съездов транспортных средств и сельскохозяйственные машин с земляного полотна, следует предусматривать на участках дорог I-с и II-с категорий:
при высоте насыпи 3 м и более на прямых участках и кривых в плане с радиусами 125 м и более;
с вогнутыми кривыми в продольном профиле, сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью 70‰ и более высоте насыпи 2,5 м и более;
с наружной стороны кривых в плане с радиусами менее 125 м при продольном уклоне:
до 60‰ при высоте насыпи 2,5 м и более;
свыше 60‰ при высоте насыпи 2 м и более.
Дорожные ограждения должны устанавливаться также:
на подходах к мостам и путепроводам на протяжении не менее 20 м (в том числе и в случае, когда по условиям высоты насыпи устройство ограждений не требуется);
на участках дорог, располагаемых на косогорах с низовой стороны склона крутизной более 1:2,5, если высота от бровки земляного полотна до подошвы склона равна или превышает значения, установленные для насыпей;
на участках дорог, проходящих параллельно железнодорожным линиям, а также болотам, оврагам и водным потокам глубиной более 2 м, расположенным на расстоянии менее 15 м от края проезжей части дорог.
Примечание. Вместо ограждений барьерного типа допускается предусматривать парапеты из каменной кладки.
6.8. Стойки ограждений следует устанавливать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна. Ширина обочин от кромки проезжей части дороги до ближайшей плоскости дорожного ограждения должна составлять не менее 1,5 м, а на особо трудных участках в горной местности – менее 0,5 м.
При намечаемом движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин минимальное расстояние от кромки проезжей части до ближайшей плоскости ограждения должно определяться в зависимости от габарита машин, но быть не менее 1,5 м.
6.9. Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков следует предусматривать, когда не требуется установка ограждений барьерного типа или парапетов:
на участках дорог I-с и II-с категорий при высоте насыпи 2 м и более – через 50 м;
на ответвлениях пересечений в одном уровне дорог I-c и II-с категорий с внутренней стороны закруглений в пределах кривых радиусом менее 60 м – через 5 м, а при радиусе 60– 400 м – через 10 м;
на участках дорог I-с и II-с категорий при высоте насыпи 1 м и более, расположенных в пределах кривых в плане. Расстояние между сигнальными столбиками в зависимости от значения радиуса кривых следует принимать по табл. 19;
Таблица 19
Радиус |
Расстояние между сигнальными столбиками, м |
|
кривой в плане, м |
с внешней стороны кривой |
с внутренней стороны кривой |
30 и менее |
2 |
3 |
50 |
3 |
5 |
100 |
5 |
10 |
500 |
20 |
40 |
600– 1000 |
25 |
50 |
на участках дорог I-с – III-с категорий (с низовой стороны), расположенных на расстоянии менее 15 м от болот, оврагов и водных потоков глубиной от 1 до 2 м – через 10 м;
на участках дорог I-с – III-c категорий у водопропускных труб с расположением одного столбика над трубой и по одному столбику на расстоянии 10 м до трубы и после нее (с каждой стороны дороги);
на участках дорог I-с – III-с категорий (с низовой стороны), расположенных вдоль косогоров при крутизне их склона 1:4 – 1:2,5 – через 20 м.
Примечание. Для промежуточных значений радиусов кривых расстояния между сигнальными столбиками находятся интерполяцией.
6.10. Сигнальные столбики должны устанавливаться на расстоянии не менее 0,35 м от бровки земляного полотна; при этом расстояние от края проезжей части до столбика должно быть не менее 0,75 м.
6.11. Опоры наружного освещения следует располагать за пределами земляного полотна. В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине; расстояние от кромки проезжей части до ближайшей грани опоры в этом случае должно быть не менее 1,75 м.
6.12. Дорожные покрытия должны иметь ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения, при этом для дорожных одежд капитального и облегченного типов коэффициент сцепления шин автомобилей с поверхностью покрытия должен быть не менее 0,45.
6.13. При пересечении (примыкании) внутрихозяйственных дорог с существующими дорогами общего пользования необходимо предусматривать на дорогах II и III категорий переходно-скоростные полосы с соответствующей разметкой.
6.14. Участки внутрихозяйственных дорог I-с и II-с категорий должны быть защищены от снежных заносов. Выбор типа снегозащитных устройств в каждом конкретном случае следует производить в увязке с мероприятиями по задержанию снега на полях и агролесомелиорации, проводимыми сельскохозяйственными предприятиями и организациями, а также с учетом местных особенностей примыкающих к дороге снегосборочных площадей, плана и продольного профиля дороги, направления господствующих в зимний период ветров.
Защиту от снежных заносов при расчетном годовом снегоприносе более 25 м3 на каждый метр дороги, располагаемой на ценных землях, и более 10 м3 на каждый метр дороги, располагаемой на остальных землях, следует предусматривать:
устройством высоты насыпи не менее указанной в п. 4.6, за исключением участков дорог, на которых по условиям рельефа не представляется возможным выполнить засыпь указанной высоты;
временными защитными устройствами (переносными щитами, снеговыми валами, траншеями);
снегозащитными лесонасаждениями, если они предназначены также в качестве полезащитных, снегозадерживающих, водоохранных, водорегулирующих, приовражных и других агролесомелиоративных полос, необходимых для нужд сельского хозяйства. При этом в качестве придорожных полос целесообразно использовать плодовые и ягодные насаждения, если местные грунтовые и климатические условия допускают их посадку.
Приложение 1
Обязательное
Дорожно-климатические зоны СССР
Дорожно-климатические зоны включают в себя следующие географические зоны:
I – тундры, лесотундры и северо-восточная часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов;
II – зона лесов с избыточным увлажнением грунтов;
III – лесостепная зона со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы;
IV – степная зона с недостаточным увлажнением грунтов;
V – пустынная и пустынно-степная зона с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов.
Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне, Черноморское побережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной части Северного Кавказа, следует относить к IV зоне; горные области выше 1000 м, а также малоизученные районы следует относить к той или иной зоне в зависимости от местных природных условий.
Приложение 2
Обязательное
Тип местности и признаки увлажнения земляного полотна
Тип местности |
Характеристика |
Признаки увлажнения |
1 |
Сухие места без избыточного увлажнения |
Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов |
2 |
Сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года |
Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы с признаками поверхностного заболачивания. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности |
3 |
Мокрые места с постоянным избыточным увлажнением |
Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы торфяные оглеенные с признаками заболачивания, а также солончаки и постоянно орошаемые территории засушливой зоны |
Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случае, если уровень грунтовых вод в предморозный период залегает ниже расчетной глубины промерзания:
на 2 м и более – в глинах, в суглинках тяжелых и тяжелых пылеватых;
на 1,5 м и более – в суглинках легких пылеватых и легких, в супесях тяжелых пылеватых и пылеватых;
на 1 м и более – в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.
Содержание
1. Общие положения
2. Основные технические нормы, параметры и показатели
Расчетные скорости
План и продольный профиль
Поперечный профиль
Внутриплощадочные дороги
Внутрихозяйственные дороги для движения транспортных средств, сельскохозяйственных и других машин на гусеничном ходу
3. Пересечения и примыкания
4. Земляное полотно и водоотвод
5. Дорожные одежды
6. Дорожные устройства и обстановка дорог
Приложение 1. Дорожно-климатические зоны СССР
Приложение 2. Тип местности и признаки увлажнения земляного полотна