ВСН 4-81
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОСМОТРОВ МОСТОВ И ТРУБ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
ВСН 4-81
Минавтодор РСФСР
Инструкция разработана в развитие Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН 24-75). В ней изложены порядок и правила проведения работ по текущим, периодическим и специальным осмотрам мостов и труб, эксплуатируемых на автомобильных дорогах; дана методика осмотра сооружений.
Предназначена для инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией мостов и труб.
Ил. 6.
Инструкция составлена в Государственном дорожном проектно-изыскательском и научно-исследовательском институте (Гирпродорнии) Минавтодора РСФСР канд. техн. наук. С.А. Мусатовым.
Министерство |
Ведомственные строительные нормы |
ВСН 4-81 |
автомобильных дорог РСФСР |
Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах |
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция содержит правила и порядок проведения работ по осмотрам мостов (в том числе путепроводов, эстакад, виадуков) и водопропускных труб на автомобильных дорогах.
1.2. На всех мостах и трубах необходимо регулярно проводить осмотры текущие, периодические и специальные.
Осмотры мостов и труб осуществляются техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а в необходимых случаях также мостоиспытательными и другими специализированными организациями.
1.3. Цель текущих и периодических осмотров: наблюдение за общим состоянием мостов и труб с выявлением дефектов, требующих устранения; определение объемов ремонтных работ; контроль выполненных работ по содержанию и ремонту, установление порядка дальнейшего надзора за сооружением.
1.4. Текущие осмотры мостов и труб проводят мостовые (дорожные) мастера дорожных подразделений (ДРСУ и т. д.) на вверенном им участке дороги в сроки, установленные «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог» (ВСН 24—75), а именно:
деревянные мосты, наплавные мосты — не реже одного раза в квартал;
металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы — не реже одного раза в полугодие;
цельносварные, клепаносварные, а также усиленные сваркой стальные и сталежелезобетонные пролетные строения — в зимний период не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже — 20° С — ежедневно.
Мосты и трубы с дефектами, влияющими на грузоподъемность сооружения, а также ветхие и слабые сооружения в зависимости от состояния необходимо осматривать чаще.
Текущие осмотры рекомендуется проводить после прохода паводковых вод и ледохода, а также осенью (перед началом ледостава); малые сооружения, кроме того, — после сильных ливневых дождей, когда наблюдается подъем уровней рек.
1.5. Периодические осмотры производит начальник (заместитель начальника) или главный инженер дорожного подразделения совместно с мостовым (дорожным) мастером после прохода паводковых вод, а также после выполнения значительных по объему ремонтных работ.
1.6. Все мосты и трубы должны быть подвергнуты специальным осмотрам с привлечением мостостроительных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях (автодорах, управлениях дорог).
Внесена Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Гипродорнии |
Утверждена Министерством автомобильных дорог РСФСР 31 марта 1981 г. |
Срок введения 1982 г. |
Цель специальных осмотров (обследований) мостов:
определение технического состояния сооружения с выявлением дефектов, снижающих грузоподъемность, долговечность и безопасность движения;
проверка качества содержания сооружения; проверка наличия и качества ведения технической документации (в том числе карточек на мост, книг искусственного сооружения и пр.);
разработка предложений по устранению повреждений;
определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружений (перечень оборудования см. в прил. 3).
1.7. Специальные осмотры сооружений следует проводить в плановом порядке в следующие сроки:
деревянные мосты — периодически 1 раз в 5 лет;
металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы — 1 раз в 10 лет;
после капитального ремонта;
при организации пропуска сверхнормативных нагрузок и после их прохода. Если при текущем или периодическом осмотре на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность, то такой мост или труба должны быть осмотрены в первую очередь.
1.8. При специальных осмотрах мосты длиной более 100 м должны обследовать и испытывать мостоиспытательные станции треста «Росдороргтехстрой» Минавтодора РСФСР, а также научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, имеющих соответствующий опыт работ и необходимое оборудование.
Специальные осмотры деревянных простых балочных мостов, а также всех мостов длиной до 100 м и водопропускных труб могут проводить комиссии, образуемые при автодорах или управлениях дорог. Работы по осмотрам малых и средних мостов целесообразно осуществлять в порядке сплошного специального их осмотра на данной дороге или маршруте.
1.9. Мостоиспытательные организации при специальных осмотрах могут проводить испытания моста с целью определения действительной работы его отдельных частей или элементов в случаях:
обнаружения дефектов, снижающих несущую способность элементов конструкций, влияние которых трудно учесть расчетом;
после капитального ремонта или усиления элементов, когда имеется сомнение в эффективности этих мероприятий;
определения грузоподъемности сооружения или возможности пропуска по нему конкретной тяжеловесной нагрузки, когда решение этих вопросов расчетным путем затруднено.
1.10. Материалы специальных осмотров сооружений (технические отчеты, заключения или акты) в совокупности с другими документами служат основанием для разработки мероприятий по содержанию и ремонту мостов и труб, проведению их усиления и реконструкции, пропуску тяжелых транспортных средств, а также для введения или отмены установленных ограничений по пропуску нагрузок.
1.11. При осмотрах сооружений необходимо пользоваться смотровыми приспособлениями постоянного и временного типа — проходами вдоль элементов конструкций, лестницами, люльками, переносными и стационарными подмостями и пр. При выборе типа смотровых приспособлений и обеспечении необходимых требований к ним следует руководствоваться техническими правилами по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Смотровые приспособления, а также специальные обустройства для испытаний должны отвечать требованиям техники безопасности.
1.12. Подготовительные работы перед осмотром (очистка сооружения от мусора, грязи и снега, установка реперов, устройство подмостей, специальных обустройств и приспособлений, выделение рабочей силы и материалов на проведение осмотров, регулирование движения по мосту и под мостом в период осмотров и др.) должно выполнять дорожное подразделение по содержанию искусственного сооружения.
Состав и объем подготовительных работ определяет организация, выполняющая осмотры.
Рис. 1.1. Схема обозначения элементов искусственного сооружения:
а - опор пролетных строений; б - диафрагм и панелей; в - элементов сквозных ферм; г - звеньев труб. Стрелкой показано направление хода километража для мостов
1.13. Все производственные работы при осмотрах и испытаниях выполняют с обязательным, полным соблюдением действующих правил и норм охраны труда, а также техники безопасности по соответствующим видам работ (перечень правил и норм см. в прил. 2).
1.14. При осмотрах мостов и труб необходимо, как правило, применять систему обозначения и счета элементов, принятую в исполнительной документации на сооружение. В случае отсутствия технической документации или отсутствия в ней этой информации следует обозначать:
опоры цифрами, начиная с единицы (1, 2, ...) по направлению возрастания километража автомобильной дороги, а концы крайних консолей соответственно через нуль и числом после номера последней опоры (рис. 1.1);
пролеты номерами соответствующих опор ( 1 , 2, ... ), подвесные пролеты — опор с индексом (1'—2'; 2'—3', ...), консоль пролета номерами опор и ее конца (0—1, 2—2', ...);
главные балки (фермы, арки и т. д.) пролетных строений и звенья водопропускных труб — цифрами, начиная с единицы, с верховой стороны реки (ручья). На путепроводах, эстакадах через озера, суходолы и пр. номера элементов надо принимать слева направо по ходу километража автомобильной дороги, на которой расположено сооружение;
диафрагмы, ребра жесткости, поперечные балки и связи в пролетных строениях по длине пролета цифрами, начиная с единицы по направлению возрастания номера опоры. Причем в разрезных системах для каждого пролета нумерацию пролета нужно принимать отдельной, а в неразрезных непрерывной на всю длину неразрезной части;
панели пролета номерами соответствующих диафрагм и т. д. ( 1 -2 , 2-3 , 3-4 , ...);
тротуары словами соответственно «верховой» и «низовой» (или «левый» и «правый»);
элементы сквозных ферм номерами (см. рис. 1.1, в );
подходы к мосту и регуляционные сооружения словами «левобережный» и «правобережный» (или для путепроводов соответственно «в начале» и «в конце» сооружения); регуляционные сооружения — «верховой» и «низовой».
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩИХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ МОСТОВ И ТРУБ
2.1. При текущих осмотрах мостовой мастер должен детально осматривать все элементы мостового перехода, включая конструкцию проезжей части и тротуаров, деформационные швы и сопряжения моста с насыпью, пролетные строения, опорные части и опоры, русло и регуляционные сооружения, конусы насыпи и подходы к мосту. На путепроводах ему нужно проверять обязательно подмостовой габарит, а на водопропускных трубах определять состояние русла и лотков оголовков и звеньев труб, укрепление откосов насыпи и состояние проезжей части над трубой. Кроме того, в зимний период при низких температурах мостовой мастер должен осматривать в основном стальные конструкции сварных и клепано-сварных пролетных строений и проверять положение катков опорных частей на этих сооружениях.
2.2. Текущий осмотр элементов мостов и труб проводится в соответствии с методикой, изложенной в «Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог» (ВСН 24).
2.3. Мостовой мастер при осмотре элементов мостов и труб обязан выявлять строительные и эксплуатационные дефекты с выделением требующих незамедлительного устранения, фиксировать их в натуре, а также в технической документации; при необходимости организовать и вести наблюдения за изменением дефектов во времени, проводить контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций элементов и определять объем ремонтных работ по уходу за сооружением и текущему ремонту. Кроме того, он должен контролировать выполнение постоянного надзора и содержания.
2.4. К числу дефектов, требующих незамедлительного устранения, относятся дефекты, снижающие грузоподъемность сооружениям и безопасность движения (см. раздел 13).
Изменение размеров дефекта во времени выявляют путем сопоставления и анализа данных по двум и более осмотрам.
Если на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность и безопасность движения, или обнаружен прогрессирующий рост какого-либо дефекта или группы однородных дефектов, мастер должен немедленно сообщить об этом главному инженеру (начальнику) дорожного подразделения.
2.5. Для наблюдения за изменением во времени наиболее опасных трещин в бетоне и металле пользуются контрольными маяками в виде полоски из гипса, которой перекрывают трещину в месте наибольшего ее раскрытия. Время и место установки маяка должны быть зафиксированы в книге искусственного сооружения. Появление разрыва маяка в месте трещины свидетельствует об ее развитии.
2.6. Все дефекты необходимо фиксировать на конструкции мелом или краской в момент обнаружения, отмечая трещины линией (вдоль трещины); раковины, сколы, зону слабого бетона, выпучивание элемента, его деформирование или смятие — линией по периметру дефекта; границы трещины — поперечным штрихом по ее концам; наибольшее раскрытие трещины — цифрой на конструкции.
2.7. Контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций сооружения необходимы в случаях обнаружения отклонений элементов пролетных строений от нормального положения в плане или профиле, а также при наклоне или осадке опор (см. п. 3.12 и 3.13).
Для выполнения этих работ используются геодезические инструменты (порядок работ см. в разделе 11).
2.8. При периодическом осмотре следует проверять общее состояние мостов, производя в случае необходимости инструментальные измерения, выявлять дефекты, требующие устранения, устанавливать причины их образования и намечать способы их устранения, составлять перечень необходимых ремонтных работ, выявлять качество осуществляемого надзора и намечать порядок надзора на последующий период, а после ремонта сооружения проверять эффективность выполненных работ. Методика осмотра та же, что и при текущих осмотрах.
2.9. По результатам осмотров мостов и труб следует дать оценку состоянию сооружения (методику см. в разделе 13).
2.10. Результаты текущих и периодических осмотров по каждому сооружению должны быть отмечены в книге искусственного сооружения. В ней должны быть указаны время проведения работ, обнаруженные дефекты, намечаемый объем ремонта и перечислены должности и фамилии лиц, выполнивших осмотр. Начальник дорожного подразделения должен контролировать ведение книг, ежегодно просматривая их.
2.11. При выявлении опасных дефектов необходимо составлять заключение (или акт), направляемое затем в дорожное управление для принятия решения по условиям дальнейшей эксплуатации сооружения.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОСМОТРОВ МОСТОВ И ТРУБ
3.1. Специальные осмотры (обследование) включают:
ознакомление с технической документацией на сооружение;
определение основных размеров сооружения и его элементов;
выявление положения сооружения и его элементов в плане и профиле;
проверку соответствия толщины покрытия проезжей части и положения опорных частей на опоре требованиям проекта;
выявление профиля русла в створе моста;
оценку его технического состояния и выявление дефектов;
определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружения;
составление отчетной документации (акта и отчета) с предложениями по технологии устранения опасных дефектов.
3.2. Необходимость испытания сооружения, подводного обследования опор, лабораторной проверки качества материалов и других специальных работ определяется по результатам анализа комплекса работ по п. 3.1.
3.3. К началу работ должна быть полностью закончена подготовка смотровых приспособлений на сооружении, обеспечивающих доступ к осматриваемым элементам.
Все смотровые приспособления и другие специальные обустройства на сооружении должны быть приняты руководителем бригады, выполняющей осмотр.
3.4. В начале работ необходимо ознакомиться с технической документацией на сооружение, которая включает проектную и исполнительную документацию (исполнительные чертежи пролетных строений и опор, документы согласования отступлений от проекта, акты приемки скрытых работ, сертификаты на металл и документы о качестве примененных материалов), материалы предшествующих обследований (технические отчеты и заключения), книгу искусственного сооружения, карточку на мост и пр.
Всю техническую документацию должна предоставлять дорожная организация, которая содержит обследуемое сооружение.
3.5. В результате ознакомления с технической документацией устанавливают:
соответствие такой документации требованиям технических правил по ремонту и содержанию автомобильных дорог и качество ее ведения;
отступления от утвержденного проекта при строительстве;
соответствие качества примененных строительных материалов требованиям проекта;
изменение в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации;
дефекты, последствия аварий, результаты наблюдений и объемы ремонтных работ, выявленные предшествующими осмотрами, а также имевшие место в период эксплуатации между обследованиями.
3.6. При ознакомлении с документацией по содержанию (карточки, книги искусственных сооружений, журналы наблюдений) следует проверять полноту информации в ней о сооружении. Если в этих документах отсутствуют необходимые сведения или приведенные сведения не соответствуют действительности, нужно внести в них коррективы (совместно с представителем дорожного подразделения). Уточненные сведения о сооружении должны быть переданы для информационно-поисковой системы «Мост» (ИПС-«Мост»).
3.7. При рассмотрении технических отчетов по обследованию или актов осмотров необходимо проверять выполнение мероприятий, указанных в этих документах, по устранению дефектов, наблюдению за ними, а также по содержанию и эксплуатации сооружения.
3.8. Состав и объем последующих работ определяются по результатам ознакомления с технической документацией и зависят от полноты ее информации.
В случае отсутствия документации и невозможности ее восстановления все виды работ по осмотрам сооружений необходимо выполнять в максимальном объеме.
3.9. При отсутствии технической документации, а также при первом осмотре сооружения необходимо проверять все основные его размеры: на мосту — длину по проезжей части, высоту от низа пролетного строения до уровня меженных вод (на путепроводах — до проезжей части или головки рельса, а на мостах через суходолы — до наиболее удаленной точки поверхности суходола), габарит проезжей части и тротуаров, высоту ограждений, толщину покрытия проезжей части, расчетную длину каждого пролетного строения, размеры сечений элементов, стыков и прикреплений, а также расстояния между элементами.
Измерения позволяют выявить отклонения размеров сооружения от проектных и могут служить исходным материалом для определения грузоподъемности конструкции.
3.10. Если при предшествующих осмотрах были проверены размеры моста или путепровода, указанные в п. 3.9, то при последующих необходимо проверять высоту бордюра и габарит (в двух-трех сечениях), высоту ограждений толщину покрытия проезжей части, размеры дефектов, образовавшихся в период эксплуатации. На путепроводах, кроме того, следует проверять подмостовой габарит.
3.11. Положение сооружения и его элементов в плане и профиле необходимо определять при каждом очередном специальном осмотре моста (путепровода). При этих работах следует снимать продольный и поперечный профили проезжей части моста и подходов и определять высотное положение опор — отметки верхних граней ригелей или подферменных площадок опор.
3.12. Положение главных балок и ферм стальных (сталежелезобетонных) и железобетонных пролетных строений в плане и профиле необходимо определять в случаях визуального обнаружения их провисания (а также потери строительного подъема) или деформации (в плане), выпучивания стальной стенки, появления трещин в бетоне или металле, а также в случаях проведения длительного наблюдения за общими деформациями пролетных строений (по данным документации). На железобетонных пролетных строениях, армированных ненапрягаемой арматурой, такие работы следует проводить при раскрытии вертикальных трещин в растянутой зоне балок более 0,3 мм.
3.13. При визуальном обнаружении наклона опор (с помощью простого отвеса) необходимо определять его значение в вертикальной плоскости как вдоль, так и поперек моста. Если в свайных (или рамных) опорах при нормальном положении опоры в целом отдельные сваи (или стойки) имеют наклон к вертикали (строительный дефект) или конструкцией предусмотрено наклонное положение опоры, то специальных измерений для определения положения опоры не требуется.
3.14. Результаты измерений должны быть представлены в виде графических схем, на которые наносятся также результаты предшествующих измерений. На этих схемах указываются температура и условия измерения.
Все изменения положения сооружения и его элементов в плане и профиле определяются путем сопоставления ранее проведенных измерений с полученными при последнем осмотре.
3.15. Толщину покрытия необходимо измерять в случаях, когда в период до очередного специального осмотра был выполнен ремонт покрытия с укладкой нового слоя и без снятия старого. Внешними признаками излишнего утолщения покрытия могут быть: уменьшение высоты бордюра, перекрытие асфальтобетоном отверстий в бордюре для сброса воды и пр.
Толщину покрытия следует измерять, как правило, около водоотводных трубок или в двух-трех метрах по длине сооружения. Предварительно здесь нужно пробурить скважины диаметром 5 — 8 см до бетона, которые после проведения измерений заделать битумной мастикой. Результаты измерений сравниваются с данными проекта. Полная толщина дорожной одежды может быть определена нивелированием по разности отметок верха покрытия и низа плиты проезжей части (за вычетом толщины самой плиты).
3.16. Положение подвижных опорных частей необходимо проверять при каждом специальном осмотре следующим образом:
определить геометрическое положения катков относительно опор и пролетных строений (за 1,5-2 ч до этого измерить температуру окружающего воздуха под плитой проезжей части между балками);
вычислить расчетное положение катков при измеренной температуре (см. п. 9.3).
Положение опорных частей считается правильным, если полученные данные отличаются от расчетных не более чем на 5 мм.
3.17. При каждом осмотре следует определять профиль русла в створе моста с целью выявления размыва грунта около опор и характера изменения профиля дна русла (методику выполнения этих работ и их оформления см. в разделе 4).
3.18. Объем и состав работ при осмотре моста определяются с учетом типа конструкции и ее материала, качества ее изготовления и состояния, тщательности проведенного ранее осмотра, полноты представленной документации (методику осмотра конструкций см. в разделах 4—10).
3.19. При осмотре сооружений необходимо выявлять дефекты и причины их образования с тем, чтобы определить условия дальнейшей эксплуатации и методы ремонта сооружений.
Дефектами конструкций следует считать отступления от проекта или норм при строительстве, не согласованные с проектной организацией, и повреждения конструкции от механических и природно-климатических воздействий.
3.20. Если выявить причину образования дефекта и характер его развития невозможно, необходимо установить длительные наблюдения за дефектом. Для этого предварительно нужно составить программу проведения таких наблюдений. Наблюдения обязаны проводить дорожные хозяйства, обеспечивающие эксплуатацию данного сооружения. Наблюдения могут быть визуальные или инструментальные с регистрацией результатов на конструкции и в специальном журнале или книге искусственного сооружения (см. п. 2.5).
3.21. Осмотр необходимо сопровождать, как правило, фотосъемкой, контрольными измерениями (например, определением формы и размеров дефектов), а также проверкой качества материалов конструкций и, при необходимости, вскрытием элементов. При невозможности проведения лабораторных исследований и изъятия образцов из конструкции следует применять неразрушающие методы контроля качества материала — ультразвуковые, склерометрические и т. д.
Все трещины, обнаруженные в металлических элементах, а также обнаруженные трещины в железобетонных и бетонных элементах, когда их раскрытие превышает допускаемые нормами на проектирование, должны быть отмечены на конструкции (длина, размер раскрытия и дата обследования) в соответствии с п. 2.6.
3.22. В момент осмотра необходимо вести журнал с отражением в нем состояния элементов и сооружения в целом, а также дефектов (словесно и в виде графиков или схем). Такой журнал рассматривается как полевой материал и составляется в произвольной форме, удобной для последующего его использования при обработке материалов и составлении отчета (заключения).
3.23. Все работы, связанные с оценкой качества материалов конструкций, вскрытием и бурением элементов, вырезанием и выпиливанием образцов, следует проводить с таким расчетом, чтобы не снижать несущую способность сооружения. При этом должны быть предусмотрены меры по своевременному устранению факторов, которые могут снизить долговечность сооружения (например, вскрытые участки арматуры железобетонных элементов после осмотра должны быть заделаны и т. д.).
3.24. В результате осмотра сооружения следует дать оценку его технического состояния в соответствии с указанием раздела 11, определить временную подвижную вертикальную нагрузку и рекомендовать методы устранения повреждений. Временная нагрузка может быть в виде соответствующей колонны нормативных временных подвижных вертикальных нагрузок и одиночной нагрузки в соответствии с нормативными документами на проектирование, или же нагрузка, специально установленная и характеризующая грузоподъемность сооружения.
Фактическая грузоподъемность сооружения должна определяться мостоиспытательными организациями по специальным методикам.
4. ОСМОТР ПОДМОСТОВОЙ ЗОНЫ И ПОДХОДОВ К МОСТАМ
4.1. На основе ознакомления с технической документацией и осмотра выявляются изменения, которые имели место за период с момента строительства или предшествующего обследования, в условиях судоходства, в режиме реки, а также в состоянии русла, берегов и поймы реки на участке мостового перехода.
4.2. Режим реки у мостового перехода (направление и скорость течения в паводок и межень, уровни воды реки в паводок и межень, интенсивность ледохода, наличие подпора) устанавливается по данным водомерных постов и книги искусственного сооружения, а также по наблюдениям и измерениям в период осмотров моста.
4.3. Для получения информации о наиболее высоком уровне воды или интенсивности ледохода разрешается пользоваться сведениями старожилов. При этом информация считается достоверной, если она подтверждается не менее, чем тремя лицами, опрошенными независимо друг от друга.
4.4. При осмотре русла, берегов, поймы следует обращать особое внимание на подмывы берегов и наносы в русле, образование новых проток, изменение основного русла под мостом, сужение и стеснение русла растительностью и посторонними предметами, подмывы опор и насыпи конусов, разрушение берегоукрепительных устройств.
4.5. Характер и глубину подмыва опор, а также профиль русла необходимо устанавливать с помощью измерений глубин в разных точках поперек реки в створе моста с низовой стороны, а также на расстоянии 25 м от моста вверх и вниз по течению. В случае возникновения опасности подмыва опор необходимо также произвести промеры по контуру опоры. Если на реке по данным многолетних наблюдений русло устойчиво, промеры нужны только в створе моста.
Полученные данные оформляются графически в виде профилей с указанием отметок уровней воды, низа ферм (балок), заложения фундаментов опор и дна русла, а также глубины, положения осей опор у уреза воды. Здесь же наносятся также данные предшествующего осмотра. Для наглядности горизонтальные расстояния откладываются на профилях в масштабе 1:500, а вертикальные — 1:100 (пример см. в приложении 1).
При составлении данных, полученных в разное время обследований, выявляются характер и размеры размыва русла под мостом, в том числе и около опор.
4 .6. Профиль следует снимать каждый раз от одного и того же репера, расположенного около моста, и по точкам, которые дают ясное представление об изменении конфигурации дна русла.
Обычно в каждом створе назначаются основные точки через 2—10 м и возле опор с обеих сторон. При повторных обследованиях русло измеряется по тем же точкам.
Летом глубины измеряются с лодки, а зимой — с окрепшего льда. Целесообразно в створе промеров натянуть трос с отмеченными флажками точками и по ним промерять глубины леской с грузилом или рейкой. В зимний период в местах измерений необходимы лунки во льду.
Пойменную часть следует нивелировать.
4.7. При осмотре берегов и их укреплений следует выявлять места подмывов, фильтрации воды через насыпь, а также повреждения, истирание и разрушение берегов и откосов насыпей, конусов, берм, рисберм, выемок и пр.
4.8. При укреплении берегов каменной наброской и их мощении осмотром необходимо выявлять характерные повреждения в виде просадки или вымывания грунта и выноса камня в русло, а в габионном укреплении — коррозию и разрывы проволочных сеток с выносом камня, в фашинном укреплении — вынос камня из матов и повреждение тюфячных матов.
4.9. В плитных укреплениях из сборного и монолитного железобетона следует выявлять коррозию арматуры в стыках, разрушения швов, трещин в плитах и их продавливание (обычно в местах подмыва грунта под плитой), а также участки смещения плит и другие дефекты.
4.10. При сползании откосов насыпи в русло необходимо проверять правильность заложения откоса и характеристики грунта насыпи. Для этого измеряются профиль откоса и его заложение. Измерения рекомендуется проводить с помощью двух вешек, образующих прямой угол, на одной из которых (горизонтальной) закреплен уровень.
4.11. На подходах к мостам следует проверять состояние земляного полотна и покрытия проезжей части, а также ограждений, лестничных сходов, подпорных стен и дорожных знаков. Необходимо уделять особое внимание водоотводу с проезжей части и обочин и состоянию поверхности откосов насыпей.
5. ОСМОТР КОНСТРУКЦИЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
5 .1. При осмотре конструкций проезжей части моста определяют состояние настила или покрытия, состояние: сопряжения моста с подходами и пролетных строений между собой; водоотвода и гидроизоляции; тротуаров, перил, ограждений; приборов сигнализации, дорожных знаков, линий освещения и других коммуникаций, пропущенных через мост.
5.2. В асфальтобетонном и цементобетонном покрытиях следует выявлять: трещины и неровности, места скопления воды на проезжей части, разрушения покрытия с обнажением защитного слоя и его арматурной сетки; нарушения продольных и поперечных уклонов на проезжей части; утолщения покрытия в случае, когда новые его слои уложены без снятия старых и др.
5.3. При образовании в сопряжении моста с насыпью просадок необходимо проверять их размер и определять причины появления. Дефект может быть выявлен как внешним осмотром сопряжения, так и вскрытием насыпи или лабораторной проверкой характеристики грунтов.
Просадки могут появиться из-за отсутствия переходных плит, их смещения или разрушения, а также вследствие переувлажнения или размыва грунта насыпи, наличия в насыпи недренирующего или слабоуплотненного грунта.
5.4. В зоне деформационных швов необходимо выявлять характер разрушения покрытия по кромкам пролетных строений, что, как правило, обусловлено неудовлетворительным качеством устройства швов.
5.5. При осмотре тротуаров, перил и ограждающих устройств следует обращать внимание на состояние тротуарных плит, блоков, бордюров (положение в плане, высоту, сколы бетона и пр.) и узлов прикреплений перил и ограждающих устройств к плите проезжей части. В местах заделки перильных стоек и ограждающих устройств, а также в тротуарных плитах необходимо выявлять сколы, трещины и разрушения бетона, а также пробоины в самой плите. Кроме того, следует проверять вертикальность перил, их непрерывность и полноту заполнения решетки, а также обеспеченность отвода воды с покрытия тротуаров и по возможности из тротуарных коробов.