СН 449-72, часть 5
12.7. Водоотводные устройства следует размещать в полосе отвода с таким расчетом, чтобы расстояние от наружной бровки откоса водоотводного устройства до границы полосы отвода было не менее 1 м.
12.8. В местах, выхода на склоны водотоков, оврагов и низин водоотводные устройства необходимо отводить и сторону от земляного полотна, предусматривать их укрепление или расширение с соответствующим уположением откосов.
12.9. На участках с наличием грунтовых вод нагорные канавы, а также водоотводные устройства в пределах выемок следует проектировать согласно требованиям разд. 13 настоящих Указаний.
Водоотводные канавы
12.10. Продольные водоотводные канавы необходимо предусматривать с нагорной стороны насыпей без резервов. На местности с поперечным уклоном менее 0,02 при высоте насыпей менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы необходимо проектировать с двух сторон полотна.
12.11. При пересечении местных понижений допускается уменьшать глубину канав до 0,2 м с устройством со стороны насыпи банкета шириной поверху не менее 3 м, с возвышением его бровки над расчетным уровнем воды не менее 0,25 м и поперечным уклоном от насыпи, равным 0,02 — 0,04.
12.12. Расстояние между подошвой откосов насыпей и внутренней бровкой продольных водоотводных канав следует принимать для железных дорог не менее 3м, а со стороны размещения будущего второго пути — не менее 7 м; для автомобильных дорог на сырых и мокрых местах это расстояние следует назначать из условия, что между бровкой канавы и кромкой проезжей части должно быть не менее 7 м при насыпях или их основании из супесей и не менее 3 м — из суглинков и глин.
Поверхности бермы между насыпью и канавой необходимо придавать поперечный уклон в сторону канавы от 0,02 до 0,04.
Водоотводные канавы вдоль насыпей высотой до 0,8 м автомобильных дорог на участках с сухим основанием допускается проектировать треугольной формы без устройства берм (см. рис. 5, а).
12.13. Поперечные канавы следует проектировать в случаях, когда затруднен отвод воды от водопропускных сооружений или продольный отвод воды из местных понижений у земляного полотна.
12.14. Сопряжения водоотводных канав с руслом водотоков следует проектировать с выполнением следующих условий: в месте сопряжения канаву направлять по течению водотока; угол между осями канавы и водотока назначать не более 45°; изменения направления канав проектировать плавными по кривой радиусом не менее 5 м, а на участках подходов к перепадам, быстротокам и искусственным сооружениям — не менее 10 м.
Нагорные канавы
12.15. Нагорные канавы необходимо размещать с нагорной стороны выемок с целью перехвата воды, поступающей с косогора и из прилегающего водосборного бассейна и последующего отвода ее к ближайшему водопропускному сооружению или в сторону от земляного полотна.
12.16. На местности с большой крутизной склона, когда продольный уклон нагорной канавы будет больше допустимого для данных грунтов и применяемого типа укрепления, необходимо предусматривать устройства для гашения скорости течения воды — перепады, быстротоки и водобойные колодцы.
В таких случаях в виде исключения допускается также ступенчатое размещение отдельных участков нагорной канавы на косогоре. При этом начало участка канавы, располагаемого ниже, следует размещать с некоторым перекрытием выхода на косогор выше располагаемого участка. Величину перекрытия и тип укрепления склона в местах выхода отдельных участков канавы необходимо назначать с учетом местных условий.
12.17. Минимальные расстояния между бровкой нагорной канавы и бровкой выемки, подошвой кавальера или насыпи следует назначать не менее величин, приведенных в табл. 34. Расстояние между бровкой нагорной канавы и подошвой кавальера следует принимать в зависимости от вероятных размеров снежных отложении.
Таблица 34
Элементы земляного полотна |
Расстояние от бровки нагорной канавы в м для дорог |
|
|
железных |
автомобильных |
1. Бровка выемки при отсутствии банкета и кавальера |
5,0 |
5,0 |
2. То же, со стороны размещения будущего второго пути |
9,0 |
¾ |
3. Подошва насыпи |
3,0 |
2,0 |
4. Подошва кавальера |
1 — 5 |
1 — 5 |
Кюветы и лотки
12.18. Кюветы следует размещать с обеих сторон земляного полотна в выемках. Разрешается проектировать выемки без кюветов:
в дренирующих грунтах, а также в песках мелких, в районах с засушливым климатом, где возможно полное впитывание и испарение атмосферных осадков;
в слабовыветривающихся скальных породах, где для концентрации поверхностной воды, поступающей в выемку с откосов и основной площадки, а также для ограждения балластной призмы, предусмотрена укладка из камня или бетонных бордюрных блоков вдоль полотна железных дорог (см. рис. 20, а);
в скальных породах, при проектировании выемок с траншеями (см. рис. 23).
12.19. Кюветы, как правило, следует проектировать трапецеидальной формы с размерами не менее величин, приведенных в табл. 32.
При отсутствии банкетов и забанкетных канав минимальное поперечное сечение кюветов необходимо проверять расчетом на пропуск расчетного расхода воды и, при необходимости, увеличивать его. Увеличение поперечного сечения кюветов следует предусматривать за счет их углубления при сохранении минимальной ширины по дну.
12.20. Полевые откосы кюветов следует проектировать крутизной, равной крутизне откоса выемки, а откосы кюветов со стороны полотна не круче значений, приведенных в табл. 32.
12.21. Продольный уклон кюветов следует принимать равным уклону земляного полотна. В пределах выемок с продольным уклоном верха земляного полотна менее 20 /00 кюветы необходимо проектировать с продольным уклоном, равным 20 /00 . В таких случаях в точках водораздела глубину кюветов разрешается уменьшать до 0,2 м посредством сохранения ширины выемки на уровне бровки и дна кюветов и соответствующего увеличения ширины основной площадки земляного полотна железных дорог и верхней части земляного полотна автомобильных дорог.
12.22. Кюветы выемок для автомобильных дорог, а также выемок в скальных слабовыветривающихся породах для железных дорог допускается проектировать треугольной формы при обязательной проверке поперечного сечения кювета на пропуск расчетного расхода воды.
12.23. Лотки следует применять в случаях:
когда увеличение сечения кюветов приводит к значительному увеличению объема земляных работ по устройству выемки;
слабых и водонасыщенных грунтов, в которых устойчивость откосов кюветов не может быть обеспечена;
скальных грунтов в целях снижения объема земляных работ при размещении трассы в пределах крутого косогора;
в стесненных условиях, когда невозможно устройство углубленных кюветов или нормального их сечения;
на насыпях высотой более 4 м автомобильных дорог I — III категорий при затяжном продольном уклоне более 300 /00 и в местах вогнутых кривых в продольном профиле.
Глубину лотков следует назначать по результатам гидравлических расчетов, а сечение и конструкцию — принимать по соответствующим указаниям.
12.24. Кюветы и лотки на выходе из выемок следует отводить от земляного полотна в лог, резерв или водоотводную канаву с устройством плавного закругления.
12.25. Использование кюветов и лотков для пропуска воды из нагорных и забанкетных канав, а также из водоотводных канав при объединении искусственных водопропускных сооружений допускается в исключительных случаях при соответствующем обосновании.
При этом проект выемки необходимо разрабатывать с учетом местных условий, предусматривая:
углубление и уширение кюветов до сечения, достаточного для пропуска суммарного расчетного расхода поды вероятностью превышения 0,3%;
устройство берм шириной не менее 2,0 м между кюветом и основной площадкой земляного полотна железных дорог и верхней частью земляного полотна автомобильных дорог;
укрепление дна и откосов кюветов в соответствии с расчетными глубиной и скоростями течения воды.
Поглощающие колодцы и испарительные бассейны
12.26. В равнинной местности, где отсутствует возможность для отвода воды из замкнутых понижений рельефа, пересекаемых дорогой, следует предусматривать устройство поглощающих колодцев или испарительных бассейнов.
12.27. Поглощающие колодцы следует проектировать в местах, где на небольшой глубине от поверхности земли залегают хорошо дренирующие грунты некарстующихся пород, мощность слоя которых достаточна для поглощения расчетного количества поверхностной воды.
12.28. Испарительные бассейны разрешается предусматривать при проектировании автомобильных дорог в районах IV и V дорожно-климатических зон.
В качестве испарительного бассейна могут быть использованы местные понижения, впадины, выработанные карьеры и резервы. глубиной не более 0,4 м. На участках, где под испарительные бассейны будет использован резерв, проектировать насыпи без берм не допускается.
Если нельзя использовать резерв и отсутствуют местные понижения, впадины, выработанные карьеры, разрешается проектировать испарительные бассейны, размещаемые с двух сторон земляного полотна на расстоянии не менее 10 м от подошвы откоса насыпи.
Объем каждого бассейна можно назначать до 300 м, а глубину не более 1 м.
Водоотводные устройства в пределах раздельных пунктов железных дорог
12.29. В пределах проектируемых раздельных пунктов необходимо предусматривать водоотводные устройства для надежного и возможно быстрого отвода воды с поверхности земляного полотна и балластной призмы, а также — отвода производственных вод от депо, мастерских, поворотных кругов, гидравлических кранов, снеготаялок и других производственных сооружений и зданий.
12.30. Поперечный поверхностный водоотвод обеспечивается посредством придания верху земляного полотна поперечного уклона в сторону продольного водоотвода.
12.31. Для продольного водоотвода следует проектировать канавы или лотки, размещаемые на междупутьях. В местах пешеходных переходов и при пересечении территорий, на которых предусмотрено хождение технического персонала, необходимо проектировать закрытые канавы и лотки.
12.32. Для отвода воды из продольных канав и лотков в водоемы или пониженные места за пределы станционных площадок необходимо предусматривать водостоки, проектируя их, по возможности, короткими с малым числом пересечений железнодорожных путей, автомобильных дорог, площадей привокзальных и грузовых дворов.
12.33. Минимальные размеры и другие параметры водоотводных устройств и водостоков в пределах раздельных пунктов необходимо принимать согласно положениям 12.1 — 12.25, причем открытые водоотводные устройства глубиной более 13 м проектировать не следует.
13. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТВОДА ГРУНТОВЫХ ВОД
13.1. Грунтовые воды, которые могут нарушить прочность и устойчивость земляного полотна, должны быть отведены от него дренажными устройствами.
Тип устройств для понижения, перехвата и отвода грунтовых вод, их размеры и расположение необходимо принимать на основе данных гидрогеологического обследования и технико-экономического сравнения возможных вариантов в зависимости от притока, характера и глубины залегания грунтовых вод, напластования и вида грунтов, рельефа местности, расположения и размеров земляного полотна.
13.2. Грунтовые воды, залегающие на глубине до 2,0 м, целесообразно перехватывать и отводить открытыми лотками и каналами, а на участках с круглогодичным действием грунтовых вод — закрытыми лотками. При этом в пределах участков с легкоразмываемыми грунтами необходимо предусматривать устройство фильтра за стенками лотков. Дно лотков и канав следует укреплять в соответствии с требованиями разд. 16 настоящих Указаний.
13.3. Для перехвата и отвода грунтовых вод, уровень которых залегает на глубине более 2 м, следует предусматривать дренажи, галереи, колодцы и другие виды дренажных сооружений, проектируемых с учетом гидрогеологических и других местных условий.
14. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ДЛЯ ВТОРЫХ ПУТЕЙ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Земляное полотно железных дорог
14.1. Земляное полотно для вторых путей железных дорог следует проектировать с соблюдением норм и требований других разделов настоящих Указаний в отношении выбора грунтов, их плотности и влажности в теле земляного полотна, возвышения бровки над уровнем воды, крутизны откосов, конструктивных размеров земляного полотна и других основных параметров и мероприятий, обеспечивающих прочность и устойчивость земляного полотна.
14.2. Земляное полотно для второго пути необходимо проектировать и увязке с утвержденными решениями по реконструкции пути и использованию земляного полотна существующей железной дороги, в том числе с учетом следующих схем размещения второго пути.
Схема I — на общем земляном полотне и в одном уровне с существующим путем. Эта схема является основной, и ее следует применять, как правило, на участках с благоприятными инженерно-геологическими условиями и условиями эксплуатации существующего земляного полотна.
Схема II — в разных уровнях, с использованием существующего земляного полотна. По такой схеме следует проектировать земляное полотно в местах реконструкции существующего пути, в пределах путепроводных развязок и т.п. на участках с благоприятными инженерно-геологическими условиями.
Схема III — на раздельном полотне. Такую схему необходимо принимать при проектировании второго пути в пределах:
подходов к большим и средним мостам на раздельных опорах;
участков со слабым основанием и в других неблагоприятных инженерно-геологических условиях, когда не может быть гарантирована устойчивость существующего земляного полотна в условиях его нормальной эксплуатации при сооружении земляного полотна второго пути;
участков с руководящим уклоном второго пути, не равным руководящему уклону существующего пути.
Схема IV — на общем двухпутном полотне по новой трассе при обходе участков, неблагоприятных по инженерно-геологическим и другим условиям.
Выбор схемы размещения второго пути должен быть обоснован технико-экономическими расчетами.
Раздельное однопутное и новое двухпутное земляное полотно следует проектировать в соответствии с требованиями глав СНиП по проектированию железных и автомобильных дорог.
14.3. При проектировании второго пути и переустройстве существующего земляного полотна необходимо предусматривать максимальное использование существующих водоотводных, осушительных, укрепительных, противодеформационных, защитных и других устройств. Если существующие водоотводные и осушительные устройства не обеспечивают надлежащего отвода воды от земляного полотна, в том числе из пазух и междупутья, необходимо предусматривать реконструкцию их или устройство новых.
В местах скопления воды у земляного полотна, когда нецелесообразно устройство продольного водоотвода, необходимо предусматривать устройство новых водопропускных сооружений.
Водоотводные устройства следует проектировать в соответствии с требованиями разд. 12 и 13 настоящих Указаний.
14.4. Ширину земляного полотна следует назначать согласно требованиям пп. 3.4 — 3.9 с учетом схемы размещения второго пути, необходимости уширения полотна на величину междупутья и уширения его в пределах кривых, а также для размещения обочины и откоса полотна на участках расположения путей в разных уровнях
При этом минимальную ширину обочины существующего земляного полотна со стороны, противоположной расположению проектируемого второго пути, необходимо устанавливать не менее 0,40 м при наибольшей толщине балластной призмы.
14.5. Поперечные профили земляного полотна, способы подготовки основания и другие мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна в сложных и неблагоприятных условиях следует проектировать с учетом местных условий в случаях, перечисленных в п. 4.2, и, кроме того, при размещении:
насыпей для второго пути с низовой стороны существующей насыпи при высоте ее откоса более 6 м на косогорах крутизной от 1:3 до 1:5; на участках существующих насыпей на болотах, возведенных на сланях или песчаных дренах; в пределах неустойчивых существующих насыпей, а также имеющих шлейфы на откосах из разнородного грунта мощностью более 0,5 м; в местах размещения существующих фильтрующих насыпей; насыпей высотой более 8 м из глинистых грунтов;
выемок в пределах участков существующего полотна, подверженного деформациям; участков, где выполнена замена глинистого грунта основания дренирующим или осуществлены противодеформационные устройства (дренажи и т.п.).
14.6. Для проектирования земляного полотна под второй путь, в дополнение к материалам, используемым при проектировании земляного полотна новых железных дорог, необходимы:
поперечные профили земляного полотна существующего пути с показанием на них балластных корыт, песчаных шлейфов и инженерно-геологических характеристик оснований и тела земляного полотна:
попикетное описание существующего земляного полотна с подробной геотехнической характеристикой его основания, основной площадки и балластного слоя, типов и конструкций укреплений откосов, состояния водоотводов и их укреплений, данных по всем видам существующих противодеформационных и защитных мероприятий, их состоянию, эффективности работы и т.п.;
пояснительные записки с подробным описанием каждого участка деформирующегося земляного полотна, а также участков со сложными инженерно-геологическими условиями, в пределах которых следует применять противодеформационные мероприятия.
14.7. Насыпи под второй путь следует проектировать в виде присыпок к существующему полотну применительно к поперечному профилю рис. 37.
Рис. 37. Поперечный профиль насыпи, уширяемой под второй путь
1 — ось второго пути; 2 — ось существующего пути; 3 — дренирующий грунт; 4 — проектируемая присыпка; 5 — существующая насыпь; 6 — резерв или канава
Ширину присыпок следует назначать в зависимости от высоты и крутизны откосов, состояния и свойств не пользуемых грунтов, местных климатических условий, а также от параметров строительных и транспортных средств и организации строительных работ в условиях эксплуатируемого земляного полотна. При этом необходимо предусматривать:
ширину междупутья в пределах кривых с учетом норм табл. 16;
возможность механизированного выполнения земляных работ при ширине присыпок не менее приведенных в табл. 35;
Таблица 35
Вид используемого грунта |
Ширина присыпки в м |
1. Скальный |
3,0 |
2. Дренирующий |
3,5 |
3. Недренирующий |
4,0 |
мероприятия, обеспечивающие устойчивость нового и существующего земляного полотна.
Уменьшение ширины присыпок, установленной табл. 35, допускается в обоснованных случаях:
на участках переключения сторонности пути на перегонах;
при досыпке дренирующим грунтом насыпей высотой до 4 м, сложенных такими же грунтами.
При этом необходимо предусматривать соответствующую организацию строительных работ.
14.8. Для насыпей под второй путь необходимо использовать грунт, удовлетворяющий требованиям разд. 2 настоящих Указаний.
Верхнюю часть земляного полотна второго пути требуется проектировать с применением дренирующего грунта или других конструктивных решений, в том числе трубофильтров, обеспечивающих надежный отвод поверхностной воды в случаях, когда:
верх существующей насыпи из недренирующего грунта имеет поверхность выпуклую или наклонную в сторону второго пути;
основная площадка существующего полотна деформирована и сложена загрязненным балластным материалом или дренирующим грунтом.
В районах с засушливым климатом необходимость применения дренирующего грунта для верхней части земляного полотна второго пути должна быть обоснована технико-экономическими расчетами.
14.9. Основной площадке проектируемого полотна из глинистых и других недренирующих грунтов необходимо придавать поперечный уклон от существующего полотна — 0,04. Основную площадку насыпей из скальных и дренирующих грунтов следует проектировать горизонтальной.
14.10. Крутизну откосов проектируемой насыпи следует назначать согласно табл. 17, но не круче устойчивых откосов используемой существующей насыпи.
14.11. На откосах существующих насыпей из глинистых грунтов высотой более 1 м со стороны присыпки необходимо проектировать уступы шириной от 1 до 1,5 м с устройством поперечного уклона, равного 0,01 — 0,02.
В пределах насыпей из дренирующих грунтов взамен устройства уступов следует предусматривать удаление с откосов дерна и древесно-кустарниковой растительности, а при отсутствии дерна и растительности — рыхление верхнего слоя грунта на глубину 10 — 15 см.
14.12. Со стороны проектируемого второго пути необходимо предусматривать устройство берм в случаях, когда:
подошва откоса насыпи второго пути попадает в существующий резерв;
откос насыпи может иметь длительное (более 20 суток) подтопление водой;
проектируемая присыпка к существующей насыпи согласно данным расчетов не обеспечивает устойчивость двухпутного земляного полотна;
насыпь из глинистых грунтов, мелких и пылеватых песков, легковыветривающихся скальных пород имеет откосы высотой более 8 м.
При наличии берм у существующей насыпи проектом следует предусматривать уширение их со стороны проектируемого второго пути не менее чем на 3 м.
14.13. Устойчивость проектируемого земляного полотна на участках с благоприятными инженерно-геологическими условиями следует проверять расчетом в случаях использования глинистых грунтов, когда отношение ширины присыпки полотна под второй путь к ее высоте меньше единицы.
Проверке расчетом подлежат также существующие насыпи из глинистых грунтов высотой более 8 м и присыпки к ним.
14.14. В проектах уширения насыпей на болотах необходимо предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение устойчивости полотна и безопасности движения поездов по существующему пути.
При этом в проектах следует определять участки, в пределах которых необходимо проводить систематические наблюдения за состоянием существующего и возводимого полотна во время его строительства и временной эксплуатации.
На болотах I типа (см. п. 7.2) необходимо проектировать вырезку торфа в пределах основания присыпки под второй путь в зависимости от мощности отложений торфа и высоты насыпи, согласно табл. 36.
Таблица 36
мощность отложений торфа в м |
высота насыпи в м |
Глубина вырезки в м |
До 1 |
£ 3 |
До поверхности минерального грунта |
От 1 до 4 |
£ 3 |
На величину 0,5S , где S — величина осадки по оси существующей насыпи |
От 1 до 4 |
3 — 12 |
На величину 0,5S и продольный прорез на глубину S вдоль пути под подошвой откоса присыпки под второй путь |
На болотах I типа, если в основании существующей насыпи залегает торф, необходимо:
проверять расчетом устойчивость существующего полотна при устройстве траншей вырезки под полотно второго пути;
предусматривать в проекте организации работ выполнение выторфовывания посекционно на участках длиной 10 — 50 м, в зависимости от мощности, плотности и устойчивости торфа.
На болотах II и III типов глубиной до 4 м следует предусматривать удаление верхней корки торфяных отложений и размещение подошвы насыпи на поверхности минерального грунта, а также устройство бермы со стороны второго пути. При этом ширину присыпки под второй путь над поверхностью болота необходимо назначать соответственно требованиям п. 14.7, а ширину бермы — в зависимости от расчетной осадки основания насыпи, но не менее 2 м.
14.15. Существующие выемки подлежат уширению соответственно требованиям п. 14.4 применительно к поперечному профилю рис. 38.
Рис. 38. Поперечный профиль выемки, уширяемой под второй путь
1 — ось второго пути; 2 — ось первого пути; 3 — дренирующий грунт; 4 — кювет в существующей выемке; 5 — проектируемое уширение
Необходимость и величина уширения выемок сверх установленных минимальных размеров должна быть обоснована технико-экономическими расчетами с учетом предусмотренных в проекте механизированных средств и способов производства работ, а также местных природных условий.
14.16. Поперечный профиль выемки со стороны второго пути следует проектировать с учетом вида грунта согласно требованиям разд. 6 настоящих Указаний, а крутизну откоса назначать по нормам табл. 21, но не круче устойчивых откосов существующей выемки.
14.17. Верху земляного полотна под второй путь необходимо придавать поперечный уклон 0,04 в сторону проектируемого кювета. При этом требуется предусматривать засыпку существующего кювета со стороны второго пути грунтом, однородным с грунтом в пределах основной площадки проектируемого полотна, и его уплотнение согласно требованиям разд. 2 настоящих Указаний.
14.18. Скальные выемки следует проектировать с расчетом на применение рыхления грунта методом шпуровых и скважинных зарядов и с использованием экскаваторов. В затяжных выемках допускается предусматривать сдвижку на время производства работ существующего пути с ограждением его от повреждений по согласованию с Министерством путей сообщения.
Земляное полотно автомобильных дорог
14.19. При реконструкции автомобильных дорог необходимо предусматривать максимально возможное использование существующего земляного полотна применительно к поперечным профилям рис. 39.
14.20. Уширение земляного полотна следует, как правило, предусматривать с одной стороны (см. рис. 39, в); двустороннее уширение допускается (см. рис. 39, а, б) в случаях необходимости или экономической целесообразности.
Рис. 39. Поперечные профили земляного полотна реконструируемых автомобильных дорог
а — с двусторонним уширением; б — то же, с утолщением существующей дорожной одежды; в —с односторонним уширением; 1 — дорожное полотно проектируемое; 2 — то же, существующее, 3 — проектируемая часть земляного полотна; 4 — уступ на откосах существующего земляного полотна из глинистых грунтов
14.21. При уширении земляного полотна реконструируемой дороги или его досыпке до новых проектных отметок следует использовать дренирующие грунты. Местные глинистые грунты разрешается применять при условии обеспечения однородности нового и существующего земляного полотна по составу грунтов, их влажности и плотности, с устройством уступов согласно п. 14.11. На участках, где плотность грунта существующего земляного полотна ниже требуемой (см. пп. 2.18 и 2.19), в проекте необходимо предусматривать работы по рыхлению грунта существующего полотна на глубину 30 — 40 см с последующим уплотнением его до требуемой плотности.
15. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ И СТАНЦИЙ
15.1. Для проектирования земляного полотна в пределах раздельных пунктов в дополнение к материалам, используемым при проектировании земляного полотна на перегонах, необходимы следующие исходные данные:
план в горизонталях с показанием существующих и проектируемых путей, зданий, сооружений, подземных и надземных коммуникаций, полосы отвода;
инженерно-геологическая карта территории, а при высоком залегании грунтовых вод и карта гидроизогипс с показанием разведочных выработок.
15.2. Распределение земляных масс и мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна следует проектировать с учетом рельефа местности и последующего развития станции, в том числе размещения земляного полотна для подходов, водоотводных устройств и других сооружений.
15.3. Под удлиняемые разъездные, пути для безостановочного скрещения поездов земляное полотно следует проектировать по нормам, установленным для новых железных дорог (см. разд. 3, п. 14.1 и др.).
15.4. На участках, подверженных снежным и песчаным заносам, земляное полотно для раздельных пунктов необходимо проектировать с учетом: силы и направления ветра по отношению к продольной оси станции, продольного профиля земляного полотна, числа путей, наличия сооружений, естественной защиты (лесных насаждений, рельефа местности) и т.д.
Станционные площадки следует, как правило, проектировать в плане на прямой, параллельно направлению господствующих метелепоземковых ветров или близкому к нему, а в профиле — насыпями расчетной высоты в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию железных дорог. В обоснованных случаях проектом необходимо предусматривать снегозащитные устройства.
15.5. Земляное полотно новых раздельных пунктов, вспомогательных путей в пределах существующих железнодорожных узлов и станций, а также новое земляное полотно с использованием существующего при развитии остановочных пунктов или их реконструкции следует проектировать в соответствии с нормами и положениями настоящих Указаний.
15.6. Ширину земляного полотна необходимо назначать в соответствии с путевым развитием в зависимости от числа путей и расстояний между смежными путями, согласно ГОСТ 9238—73.
Расстояния от осей крайних станционных путей до бровки земляного полотна следует принимать по нормам табл. 37.
Таблица 37
|
Расстояние от осей крайних станционных путей до бровки земляного полотна в м при грунтах |
|
Категория линий |
глинистых и недренирующих песков мелких и пылевых |
скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих |
I |
3,50 |
3,00 |
II |
3,25 |
2,90 |
III |
2,90 |
2,50 |
IV и V |
2,75 |
2,50 |
Для всех категорий в пределах стрелочных улиц и вытяжных путей |
³ 3,25 |
³ 3,25 |
Уменьшение этих расстояний допускается в случаях использования существующего земляного полотна, при условии, что ширина обочины будет не менее 0,40 м.
На станциях с сортировочной работой в пределах от места расцепки вагонов до верха горки, полугорки или до точки отрыва вагонов от состава ширину по верху балластного слоя необходимо увеличивать на 0,75 м с каждой стороны полотна; соответственно этому следует увеличивать расстояние от оси крайних путей до бровки земляного полотна.
15.7. Ширину земляного полотна в пределах кривых участков следует устанавливать согласно требованиям пп. 3.4 — 3.9 настоящих Указаний.
15.8. Поперечное очертание верха земляного полотна следует проектировать согласно табл. 38. При пилообразном очертании необходимо предусматривать закрытые продольные лотки в междупутьях с пониженными отметками, а также — поперечные выпуски для отвода воды из лотков за пределы станционной площадки.
Таблица 38
Назначение земляного полотна |
Грунт земляного полотка |
Поперечный профиль |
Направле ние уклона |
1. Промежуточные станции всех типов; обгонные пункты; разъезды |
Недренирующий |
Двускатный |
В обе стороны от оси полотна |
|
Дренирующий |
Односкатный |
От пассажирского здания |
2. То же, в засушливых районах |
Дренирующий |
Горизонтальный |
— |
3. Для локомотивного и вагонного хозяйства: грузового двора |
Дренирующий или недренирующий |
Одно- и двускатный |
От зданий |
4. У пакгаузов, погрузочно-разгрузочных платформ и площадок |
То же |
Односкатный |
От сооружений |
5. Различное при значительной ширине полотна |
То же |
Пилообразный |
К водоотводным лоткам и канавам |
6. Новое полотно рядом с существующим |
То же |
Односкатный или пилообразный |
То же |