СН 550-82, часть 2
вне зданий (межцеховые и внутрицеховые) на опорах, устанавливаемых на эстакадах, высоких и низких опорах, в галереях и каналах на кронштейнах, закрепляемых в стопках каналов.
Расстояние между опорами и подвесками должно определяться расчетом согласно требованиям п. 5.24.
При предварительном выборе расстояний между отдельно стоящими опорами и подвесками следует руководствоваться данными прил. 2.
3.12. Внутрицеховые трубопроводы, прокладываемые по стенам зданий, следует располагать на 0,5 м выше или ниже оконных проемов.
3.13. Не допускается прокладка внутрицеховых трубопроводов из пластмассовых труб через административные, бытовые и хозяйственные помещения, распределительные устройства, помещения электроустановок, щиты системы контроля и автоматики, вентиляционные камеры, тепловые пункты, лестничные клетки, коридоры и т. п.
3.14. Не допускается прокладка трубопроводов из пластмассовых труб совместно с электрическими кабелями.
3.15. Для трубопроводов, прокладываемых на эстакадах и требующих периодического обслуживания (не реже одного раза в смену), должны предусматриваться проходные мостики шириной не менее 0,6 м с перилами высотой не менее 1,0 м и через каждые 200 м—маршевые лестницы.
3.16. При совмещенной прокладке на эстакадах трубопроводов из пластмассовых труб со стальными трубопроводы из пластмассовых труб следует располагать, как правило, вблизи проходных мостиков (при их наличии) или в местах, доступных для их обслуживания и проведения ремонта.
3.17. При необходимости обогрева трубопроводов, прокладываемых на эстакадах или опорах, допускается предусматривать для этих целей обогреваемые короба или галереи.
Расчет толщины теплоизоляции короба следует выполнять согласно требованиям п. 6.7.
3.18. Для обеспечения возможности проведения осмотра и ремонта трубопровода необходимо предусматривать в коробах верхнюю часть съемной, а в галереях— проходы шириной не менее 1,0 м.
При совместной прокладке в галереях трубопроводов из пластмассовых труб со стальными пластмассовые трубы следует размещать, как правило, ниже стальных труб и ближе к проходу.
Короба и галереи, в которых предусматривается прокладка пластмассовых труб, должны выполняться из несгораемых материалов.
3.19. Трубопроводы, прокладываемые в местах возможного их повреждения (над проездами, дорогами, под пешеходными мостиками и т. п.), должны быть заключены в металлические футляры или кожуха. Концы кожухов или футляров должны выступать не менее чем на 0,5 м от пересекаемых ими сооружений. Внутренний диаметр футляра должен быть на 100—200 мм больше наружного диаметра трубопровода (с учетом изоляции).
3.20. Глубина прокладки трубопровода должна назначаться по расчету в соответствии с требованиями раздела 5 настоящей Инструкции.
При определении глубины прокладки трубопровода допускается руководствоваться данными, приведенными в Инструкции по проектированию и монтажу сетей водоснабжения и канализации из пластмассовых труб.
3.21. Трубопроводы, предназначенные для транспортирования застывающих, увлажненных и конденсирующихся веществ, должны располагаться на 0,2 м ниже глубины промерзания грунта с уклоном к конденсато-сборникам или цеховой аппаратуре.
3.22. При прокладке трубопроводов в скальных грунтах, а также в грунтах, имеющих включения щебня, камня, кирпича и т. д. следует предусматривать устройство под трубопровод основания из песка или мягкого грунта, не содержащего крупных включений, толщиной не менее 10 см над выступающими неровностями основания; засыпку трубопровода следует предусматривать так же песком или мягким грунтом на высоту не менее 20 см над верхней образующей трубопровода.
3.23. При пересеченном рельефе местности и на участках с высоким уровнем грунтовых вод допускается полузаглубленная укладка трубопровода в насыпи. При этом глубина траншеи должна составлять не менее 0,7 диаметра прокладываемого трубопровода..
3.24. При бесканальной прокладке трубопроводов специальных мер по компенсации их температурных деформаций предусматривать не требуется.
3 25 . Арматуру для трубопроводов, прокладываемых в каналах, следует размещать в колодцах (камерах). Для арматуры и концевых деталей трубопровода необходимо предусматривать самостоятельные опоры, исключающие возможность передачи на трубопровод нагрузок и воздействий, возникающих в процессе его эксплуатации. В местах установки компенсаторов и на поворотах трасс необходимо предусматривать в каналах компенсационные колодцы или ниши, которые должны по возможности использоваться как дренажные и контрольные устройства каналов.
3 .26. Прокладка трубопроводов в полупроходных каналах допускается только на отдельных участках трассы протяженностью не более 100 м при пересечении внутризаводских железнодорожных путей и автодорог с усовершенствованными покрытиями и других аналогичных сооружений.
4. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРУБОПРОВОДАМ
4.1. Принятые в проекте материалы и конструкция трубопровода должны обеспечивать:
безопасную и надежную эксплуатацию трубопровода в пределах нормативного срока;
ведение технологического процесса в соответствии с проектными параметрами;
производство монтажных и ремонтных работ индустриальными методами с применением средств механизации;
возможность выполнения всех необходимых видов работ по контролю и испытанию трубопровода; защиту трубопровода от статического электричества.
4.2 . Неразъемные соединения трубопроводов должны выполняться для полиэтиленовых и полипропиленовых труб с наружным диаметром более 50 мм и толщиной стенки более 4 мм—контактной сваркой встык, а при наличии раструбных соединительных деталей — контактной сваркой враструб или раструбно-стыковой сваркой; для поливинилхлоридных труб— склеиванием враструб.
В обоснованных случаях соединения трубопроводов из поливинилхлоридных труб допускается выполнять газовой прутковой сваркой.
4.3. Разъемные соединения трубопроводов следует предусматривать на металлических или пластмассовых фланцах, устанавливаемых Для труб из полиэтилена, полипропилена и поливинилхлорида — на втулках под фланец, привариваемых (приклеиваемых для ПВХ) к концам труб, на утолщенных буртах, отбортовке.
Для поливинилхлоридных труб с раструбами заводского изготовления допускается выполнять соединения на уплотнительных кольцах.
4.4. Опоры и подвески трубопроводов, прокладываемых без сплошного основания, следует располагать по возможности ближе к фланцевым соединениям, не далее 0,1 —0,15 длины пролета.
Сварные соединения трубопроводов должны располагаться на расстоянии не менее 50 мм от опор и подвесок.
При прокладке трубопровода на сплошным основании фланцевые соединения должны предусматриваться в разрывах (окнах) сплошного основания.
4.5. Трубопроводы в местах пересечения фундаментов зданий, перекрытий и перегородок должны заключаться в футляры, изготовленные, как правило, из стальных труб, концы которых должны выступать на 20—50 мм из пересекаемой конструкции.
Длину футляров, пересекающих стены и перегородки, допускается принимать равной толщине пересекаемой стены или перегородки.
Зазор между трубопроводами и футлярами должен быть не менее 10—20 мм и тщательно уплотнен негорючим материалом, допускающим перемещение трубопровода вдоль его продольной оси.
4.6. Оплошное основание для трубопроводов должно выполняться из несгораемых материалов.
4.7. При прокладке трубопроводов из пластмассовых труб на отдельно стоящих подвижных опорах, подвесках, а также в случаях прокладки трубопроводов с тепловой изоляцией, для предотвращения повреждения пластмассовых труб металлическими деталями креплений, в проекте должна быть предусмотрена установка прокладок из эластичного материала— пластмассы, резины и т. д. При этом прокладка должна устанавливаться таким образом, чтобы не нарушался контакт между трубой и хомутом или опорой.
4 .8. Неподвижные опоры для трубопроводов должны выполняться в виде закрепленного в строительных конструкциях хомута, с обеих сторон которого к телу трубы приварены (приклеены) изготовленные из материала трубы кольца или накладки.
4.9. В местах пересечения трубопроводами железных и автомобильных дорог, пешеходных переходов, а также над дверными проемами, под окнами и балконами не допускается размещать арматуру, компенсаторы, дренажные устройства и разъемные соединения.
4.10. Участки трубопроводов, требующие в процессе эксплуатации периодической разборки или замены, должны предусматриваться на фланцевых соединениях. При этом габаритные размеры и масса этих участков должны приниматься из условия возможности удобного проведения ремонтных работ и использования эксплуатационных подъемно-транспортных механизмов.
4.11. Трубопроводную арматуру следует располагать в доступных для ее обслуживания местах и по возможности группами.
Маховик арматуры с ручным приводом должен располагаться на высоте не более 1,8 м от уровня пола или площадки обслуживания.
4.12. При применении стальной арматуры для пластмассовых труб эта арматура должна устанавливаться на самостоятельные опоры, прикрепляемые к строительным конструкциям или к сплошному основанию.
4.13. Расстояние между врезками в трубопровод не должно быть менее:
220 мм — при наружном диаметре основной трубы
до 110 мм;
300 » —то же, от 110 до 225 мм;
400 » — » свыше 225 мм.
4.14. На трубопроводах, которые в процессе эксплуатации необходимо .продувать или опорожнять, должны предусматриваться специальные дренажные устройства и воздушники.
4.15. Проектирование средств защиты трубопроводов от статического электричества следует предусматривать в случаях:
отрицательного воздействия статического электричества на технологический процесс и качество транспортируемых веществ;
опасного воздействия статического электричества на обслуживающий персонал;
возникновения разрядов, способных нарушить целостность трубопровода.
4.16. Для исключения воздействия статического электричества следует предусматривать электропроводные трубопроводы.
4.17. Электропроводные трубопроводы следует присоединять в пределах цеха, установки и т. д. к контуру заземления не менее чем в двух точках. При этом сопротивление заземляющего устройства должно иметь не более 100 0м.
4.18. На антистатических и диэлектрических трубопроводах не допускается предусматривать незаземленные металлические или электропроводные неметаллические части и элементы. При этом опоры этих трубопроводов должны быть изготовлены из электропроводных материалов и заземлены или иметь заземленные подкладки из электропроводных материалов, в местах, где на них опираются трубопроводы.
Защитные кожухи из электропроводного материала в качестве тепловой изоляции на трубах должны быть заземлены согласно требованиям п. 4.17.
4.19. Для отвода заряда статического электричества с наружной поверхности трубопроводов, транспортирующих вещества с удельным объемным электрическим сопротивлением более 10 8 Ом × м, трубопроводы следует металлизировать или окрашивать электропроводными эмалями или лаками.
Допускается вместо электропроводных покрытий обматывать указанные трубопроводы металлической проволокой сечением не менее 4 мм2 с шагом намотки 100— 150 мм. Электропроводное покрытие (или обмотка) наружных поверхностей трубопроводов должно быть заземлено согласно требованиям п. 4. 17.
4.20. Для трубопроводов, прокладываемых бесканальным способом и для трубопроводов с наружным диаметром до 180 мм, сооружаемых на сплошном основании из электропроводного материала, выполнение электропроводного покрытия наружной поверхности не требуется. В этом случае сплошное основание должно быть заземлено согласно требованиям п. 4.17 настоящей Инструкции, а разрывы сплошного основания в местах установки фланцев, не должны превышать 200 мм.
5. РАСЧЕТ ТРУБОПРОВОДОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Расчет трубопроводов производится по предельным состояниям:
по несущей способности (прочности и устойчивости);
по деформациям (для трубопроводов, величина деформации которых может ограничить возможность их применения).
5.2. Расчет трубопроводов на прочность и неустойчивость следует производить на действие расчетных нагрузок. Метод определения расчетных нагрузок и воздействий и их сочетание надлежит принимать в соответствии с указаниями главы СНиП по нагрузкам и воздействиям.
РАСЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ
5.3. Расчетное сопротивление материала труб R , МПа (кгс/см2 ) следует определять по формуле
(1)
где RH — нормативное длительное сопротивление разрушению материала труб из условия работы на внутреннее давление, МПа (кгс/см2 ), определяется по табл. 7; KY —коэффициент условий работы трубопровода принимается по табл. 5; КC— коэффициент прочности соединения труб принимается по табл. 6.
5.4. Модуль ползучести материала труб Е, МПа (кгс/см 2 ), принимается с учетом его изменения при длительном действии нагрузки и температуры на трубопровод по формуле
(2)
где Е 0 — модуль-ползучести материала трубы при растяжении, МПа Кгс/см2 ), принимается по табл. 8 в зависимости от проектируемого срока службы трубопровода и величины действующих в стенке трубы напряжений; Ке — коэффициент, учитывающий влияние температуры на деформационные свойства материала труб, принимается по табл. 9.
Таблица7
Срок службы трубопрово- да, лет |
Температу- ра, ° С |
Нормативное длительное сопротивление RH , МПа |
|||
|
|
Материал труб |
|||
|
|
ПНД |
ПВД |
ПВХ |
ПП |
|
20 |
5,0 |
2,5 |
10,0 |
— |
|
30 |
3,2 |
1,6 |
8,0 |
— |
50 |
40 |
1,9 |
1,0 |
6,0 |
— |
|
50 |
— |
0,6 |
3,5 |
— |
|
60 |
— |
0,35 |
1,0 |
— |
|
20 |
5,7 |
2,8 |
10,3 |
5,0 |
|
30 |
3,8 |
2,0 |
8,3 |
3,9 |
25 |
40 |
2,3 |
1,3 |
0 ,3 |
3,0 |
|
50 |
— |
0,8 |
3,7 |
2,3 |
|
60 |
— |
0,5 |
1,1 |
1,6 |
|
20 |
6,4 |
3,0 |
10,5 |
6,0 |
|
30 |
4,5 |
2,4 |
8,5 |
4,6 |
10 |
40 |
2,9 |
1,8 |
6,5 |
3,6 |
|
50 |
1,6 |
1,2 |
3,9 |
2,8 |
|
60 |
— |
0,8 |
1,2 |
2,2 |
|
80 |
— |
— |
— |
1,6 |
|
20 |
6,8 |
3,2 |
10,7 |
6,6 |
|
30 |
5,0 |
2,7 |
8,7 |
5,0 |
5 |
40 |
3,1 |
2,1 |
6,7 |
4,0 |
|
50 |
2,0 |
1,5 |
4,0 |
3,2 |
|
60 |
1,2 |
1,0 |
1,3 |
2,5 |
|
80 |
— |
— |
— |
1,4 |
|
100 |
— |
— |
— |
0,6 |
|
20 |
7,4 |
3,6 |
11,0 |
7,0 |
|
30 |
0,1 |
3,0 |
9,0 |
5,7 |
1 |
40 |
4,8 |
2,5 |
7,0 |
4,5 |
|
50 |
3,3 |
2,0 |
4,4 |
3,7 |
|
60 |
2,0 |
1,5 |
1,0 |
3,0 |
|
80 |
— |
— |
— |
2,0 |
|
106 |
— |
— |
— |
1,1 |
Таблица 8
Материал |
Срок |
Модуль ползучести Е0 в зависимости от величины напряжения в стенке трубы, МПа |
||||||||||||||
труб |
службы, |
Напряжение в стенке трубы, МПа |
||||||||||||||
|
лет |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
0,5 |
|
50 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
100 |
120 |
140 |
150 |
160 |
180 |
200 |
220 |
|
25 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
90 |
110 |
130 |
150 |
160 |
170 |
190 |
210 |
230 |
ПНД |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
100 |
120 |
140 |
160 |
170 |
190 |
210 |
230 |
250 |
|
5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
110 |
130 |
150 |
170 |
190 |
200 |
220 |
240 |
270 |
|
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
120 |
140 |
150 |
170 |
200 |
210 |
230 |
250 |
280 |
300 |
|
50 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
35 |
40 |
45 |
55 |
65 |
|
25 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
32 |
38 |
42 |
48 |
58 |
68 |
ПВД |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
35 |
40 |
45 |
50 |
60 |
70 |
|
5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
40 |
42 |
48 |
55 |
65 |
75 |
|
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
35 |
42 |
45 |
50. |
60 |
70 |
80 |
|
50 |
— |
— |
780 |
800 |
810 |
815 |
820 |
825 |
830 |
835 |
— |
840 |
— |
850 |
— |
|
25 |
— |
— |
960 |
1000 |
1000 |
1010 |
1020 |
1020 |
1030 |
1030 |
— |
1040 |
— |
1050 |
— |
ПВХ |
10 |
— |
1170 |
1200 |
1240 |
1250 |
1260 |
1265 |
1270 |
1280 |
1290' |
— |
1300 |
— |
1300 |
— |
|
5 |
— |
1300 |
1350 |
1380 |
1400 |
1420 |
1430 |
1440 |
1450 |
1460 |
— |
147-0 |
— |
1480 |
— |
|
1 |
1550 |
1620 |
1650 |
1700 |
1720 |
1740 |
1750 |
1760 |
1770 |
1780 |
— |
1790 |
— |
1800 |
— |
|
25 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
210 |
220 |
240 |
250 |
270 |
280 |
300 |
320 |
|
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
250 |
260 |
270 |
290 |
300 |
320 |
330, |
350 |
370 |
ПП |
5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
270 |
280 |
300 |
320 |
330 |
350 |
360 |
380 |
400 |
|
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
310 |
320 |
330 |
350 |
380 |
390 |
400 |
420 |
440 |
450 |
Таблица 9
Материал труб |
Коэффициент Ке в зависимости от температуры, ° С |
||||||
|
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
80 |
100 |
ПВД |
1,0 |
0,75 |
0,60 |
0,45 |
0,40 |
— |
— |
ПНД |
1,0 |
0,80 |
0,65 |
0,50 |
0,40 |
— |
— |
ПП |
1,0 |
0,85 |
0,75 |
0,60 |
0,50 |
0,35 |
0,2 |
ПВХ |
1,0 |
0,90 |
0,85 |
0,80 |
0,70 |
— |
— |
5.5. При определении деформаций от действия расчетных нагрузок на трубопроводы, транспортирующие вещества с температурой до 40°С; величины коэффициента Пуассона m должны приниматься равными: 0,42—0,44 для труб из полиэтилена низкого давления, 44—0,46 для труб из полиэтилена высокого давления, 0,40—0,42 для труб из полипропилена, 0,35—0,38 для труб из поливинилхлорида.
Для трубопроводов, транспортирующих вещества с температурой свыше 40°С, величину коэффициента Пуассона допускается принимать равной 0,5.
НАГРУЗКИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ
5.6. При расчете трубопроводов следует учитывать нагрузки и воздействия, возникающие при их сооружении, испытания и эксплуатации, согласно требованиям главы СНиП на нагрузки и воздействия, при этом коэффициенты перегрузки следует принимать по табл. 10.
Таблица 10
Характер нагрузок и воздействий |
Нагрузки и воздействия |
Способ прокладки трубопровода |
Коэффициент перегрузки n |
|
|
|
подземный, наземный (в насыпи) |
надземный |
|
Постоянные |
Масса трубопровода и обустройств |
+ |
+ |
1,1(1) |
|
Давление грунта |
+ |
|
1,2(0,8) |
|
Гидростатическое давление грунтовых вод |
+ |
— |
1,2(0,8) |
Временные длительные |
Внутреннее давление транспортируемого вещества |
+ |
+ |
-1,0 |
|
Масса транспортируемого вещества |
+ |
+ |
1 (0,9) |
|
Температурные воздействия |
+ |
+ |
1,0 |
|
Давление от нагрузок на поверхности грунта |
+ |
— |
1,4 |
|
Нагрузки от колонн автомобилей |
+ |
— |
1,4 |
|
Колесные или гусеничные нагрузки |
+ |
— |
1,1 |
Кратковременные |
Нагрузки и воздействия, возникающие при монтаже и испытании трубопроводов |
+ |
+ |
1 |
|
Снеговая нагрузка |
— |
+ |
1,4 |
|
Ветровая нагрузка |
— |
+ |
1,2 |
|
Гололедная нагрузка |
— |
+ |
1,3 |
Примечания: 1. Знак «+»— нагрузки и воздействия учитываются, знак «—» — не учитываются
2. Значения коэффициентов перегрузки, указанные в скобках, должны приниматься в тех случаях, когда уменьшение, нагрузки вызывает ухудшение работы трубопровода.
5.7. Нормативную нагрузку от массы 1 м трубопровода qH T , (кгс/м), следует рассчитывать по формуле
(3)
где g T — плотность материала трубопровода, H/м 3 (кгс/м 3 );
Д— наружный диаметр трубы, м;
d — толщина стенки трубы, м
В тех случаях, когда для трубопровода требуется устройство наружной изоляции, в нормативную нагрузку qH T следует включать нагрузку от массы изолирующего слоя.
5.8. Нормативная вертикальная нагрузка от давления грунта на трубопровод qH ГР , Н/м3 (кгс/м3 ) должна определяться по формуле
(4)
где g ГР — плотность грунта, Н/м3 (кгс/м3 );
h — расстояние от верха трубопровода до поверхности земли, м, назначаемое из условия исключения возможности воздействия на трубопровод динамических нагрузок.
5.9. Нормативную нагрузку от гидростатического давления грунтовых вод, вызывающую всплытие трубопровода, qH Г.В , Н/м3 (кгс/м3 ) следует определять по формуле
(5)
где g В — плотность воды с учетом растворенных в ней солей, Н/м3 (кгс/м3 ),
ДН — наружный диаметр трубопровода с учетом изоляционного покрытия, м.
5.10. Рабочее (нормативное) внутреннее давление транспортируемого вещества устанавливается проектом.
5.11. Нормативную нагрузку от массы транспортируемого вещества в 1 м трубопровода q Т.В , Н/м3 (кгс/м3 ) следует определять по формуле
(6)
где g Т.В — плотность транспортируемого вещества, Н/м3 (кгс/м3 );
d — внутренний диаметр трубы, м.
5.12. Нормативный температурный перепад в материале стенок труб D t , °С следует принимать равным разнице между максимально (или минимально) возможной температурой стенок в процессе эксплуатации и наименьшей (или наибольшей) температурой окружающей среды, при которой осуществляется замыкание трубопровода или его части в законченную систему (производится монтаж замыкающих стыков). При определении максимальных и минимальных температур стенок труб и окружающей среды следует руководствоваться указаниями главы СНиП по строительной климатологии и геофизики.
5.13. Нормативная равномерная нагрузка от подвижных транспортных средств q Н ТР , Н/м2 (кгс/м2 ), передаваемая на трубопровод через грунт при прокладке его под дорогами промышленных предприятий с нерегулярным движением транспорта, должна определяться в виде нагрузки Н-18 от колонн автомобилей или НГ-60 от гусеничного транспорта, При этом следует принимать наибольшую из них. Значения нагрузок Н-18 и НГ-60 допускается определять но графикам рис. 1.
Для трубопроводов, укладываемых в местах, где движение автомобильного транспорта невозможно, в качестве нормативной следует принимать равномерную нагрузку от пешеходов 5000 Н/м2 (500 кгс/м2 ).
5.14. Нормативные нагрузки от атмосферных воздействий (снеговая, ветровая, гололедная и др.) должны приниматься в соответствии с указаниями главы СНиП на нагрузки в воздействия.
Рис. 1 Зависимость нормативного равномерно распределенного давления транспорта q Н ТР от глубины заложения трубопровода
1-для нагрузки от автомобильного транспорта Н -18; 2-для нагрузки от гусеничного транспорта НГ - 60
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СТЕНКИ ТРУБОПРОВОДОВ
5.15. Толщину стенки трубопровода (номинальную) d , см, следует определять по формуле
(7)
где Д—наружный диаметр трубы, см,
Р—рабочее (нормативное) давление в трубопроводе, МПа (кгс/см2 );
nq —коэффициент перегрузки рабочего давления в трубопроводе, принимаемый по табл. 10;
R— расчетное сопротивление материала труб, МПа (кгс/см 2 ) , определяемое в соответствии с п. 5.3.
ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ НАДЗЕМНЫХ РУБОПРОВОДОВ
5.16. Надземные (открытые) трубопроводы следует. проверять на прочность, жесткость и общую устойчивость в продольном направлении.
5.17. Проверка прочности надземных трубопроводов должна производиться по условию
(8)
где — полное расчетное приведенное (эквивалентное) напряжение Мпа (кгс/см2 ), определяемое согласно указаниям п. 5.18;