По оценке эффективности инвестиционных проектов, часть 2
4 Балансовая
стоимость на Т-ом
шаге
--------------------------------------------------------------------
5 Затраты по
ликвидации
--------------------------------------------------------------------
6 Доход от прироста
стоимости капитала нет нет
--------------------------------------------------------------------
7 Операционный доход
(убытки) нет
--------------------------------------------------------------------
8 Налоги
--------------------------------------------------------------------
9 Чистая ликвидационная
стоимость
Порядок оценки ликвидационной стоимости объекта при ликвидации
его на Т-ом шаге (первом шаге за пределом установленного для объекта
срока службы) следующий.
Рыночная стоимость элементов объекта оценивается независимо,
исходя из тех изменений, которые ожидаются в районе его
расположения.
Балансовая стоимость объекта для шага Т определяется как
разность между первоначальными затратами (строка 2) и начисленной
амортизацией (строка 3), т.е. строка 4 = строка 2 - строка 3. При
этом величина амортизации определяется из таблицы 2.
Прирост стоимости капитала (строка 6) относится к земле и
определяется как разность между рыночной (строка 1) и балансовой
(строка 4) стоимостью имущества.
Операционный доход (убытки), показываемый по строке 7,
относится к остальным элементам капитала, которые реализуются
отдельно, т.е. строка 7 = строка 1 - (строка 4 + строка 5).
Чистая ликвидационная стоимость каждого элемента представляет
собой разность между рыночной ценой и налогами, которые начисляются
на прирост остаточной стоимости капитала и доходы от реализации
имущества, т.е. строка 9 = строка 1 - строка 8.
Следует иметь в виду, что если по строке 7 показываются убытки,
то по строке 8 налог также показывается со знаком минус, а потому
его значение добавляется а рыночной стоимости.
Объем чистой ликвидационной стоимости показывается по строке 9
в графе "Всего".
Он заносится также в таблицу 1, строку 7 графу "ликвидация" со
знаком "плюс", если чистая ликвидационная стоимость положительна
(доходы больше затрат), и со знаком "минус", если она отрицательна.
3.4. При фактическом использовании формул (3.3) - (3.5а) для
определения потока и сальдо реальных денег необходимо определить
значения, содержащиеся в соответствующих строках таблиц 1 - 4. В то
же время, если в проекте предусмотрены реинвестиции свободных
денежных средств (например, помещение их на процентные вклады),
значение графы "шаг t" строки 4 в табл. 2 может зависеть от
деятельности не только на t-ом шаге, но и на предыдущих шагах.
В этом случае для определения потока реальных денег
используется сальдо накопленных реальных денег.
3.5. сальдо реальных денег B(t) определяется как
t
B(t) = E b(k). (3.6)
k=0
Текущее сальдо реальных денег b(t) определяется через B(t) по
формуле
b(t) = B(t) - B(t-1) . (3.7)
Поток реальных денег вычисляется по формуле
Ф(t) = b(t) - Ф3(t) . (3.8)
Положительное B(t) составляет свободные денежные средства на
t-ом шаге*.
* В п.3.9.2. указывается, что B(t) не должно принимать
отрицательных значений.
3.6. Для расчета сальдо накопленных реальных денег на t-ом шаге
необходимо к рассчитанному ранее значению этого сальдо на (t-1)шаге,
пересчитанному с учетом результата реинвестиций свободных денежных
средств (например, выплаты банковского процента по текущим вкладам),
прибавить поступления, входящие в П(t), и вычесть все расходы
(выплаты) на t-ом шаге, входящие в О(t), т.е. рассчитывается сумма
значений в графе t { (стр.(7) табл. 1 + [стр.(3) + (часть стр.(4),
зависящая от деятельности непосредственно на t-ом шаге] - стр.[(5) +
(6) + (9) + (11)] табл. 2 + стр.6 табл. 3) }.
начальное значение В принимается равным реальному значению
текущего счета участника проекта на начальный момент.
Практически для определения потока реальных денег целесообразно
использовать вычислительные системы (см. Приложение 8); в качестве
исходной информации в них необходимо ввести данные, указанные в
Приложении 7.
3.7. При расчете потоков реальных денег следует иметь в виду
принципиальное отличие понятий притоков и оттоков реальных денег от
понятий доходов и расходов. Существуют определенные
номинально-денежные расходы, такие как обесценение активов и
амортизация основных средств, которые уменьшают чистый доход, но не
влияют на потоки реальных денег, т.к. номинально-денежные расходы не
предполагают операций по перечислению денежных сумм.
Все расходы вычитаются от доходов и влияют на сумму чистой
прибыли, но не при всех расходах требуется реальный перевод денег.
Такие расходы не влияют на поток реальных денег.
С другой стороны, не все денежные выплаты (влияющие на поток
реальных денег) фиксируются как расходы. Например, покупка
товарно-материальных запасов или имущества связана с оттоком
реальных денег, но не является расходом.
3.8. Учет инфляции при подсчете ф(t) и b(t) производится путем
вычисления входящих в них элементов в прогнозных ценах (приложение
5). Их приведенные значения обозначаются соответственно через ф_с(t)
и b_c(t).
3.9. условия оценки коммерческой эффективности проекта.
3.9.1. с целью обеспечения сравнимости результатов расчета и
повышения надежности расчетной оценки эффективности инвестиционного
проекта рекомендуется:
определять поток реальных денег в прогнозных ценах с
использованием тех денежных единиц (рублей, долларов и т.д.),
которые фактически будут его образовывать в соответствии с проектом
(Приложение 5);
вычислять интегральные показатели эффективности в расчетных
ценах;
производить расчет при разных вариантах набора значений
исходных данных;
Минимальный набор исходных данных, подлежащих варьированию,
должен включать в себя:
цены реализации продукции;
издержки производства;
общие инвестиционные затраты;
нормы запасов и задолженностей;
процент за кредиты.
Пределы варьирования исходных данных определяются на стадии
технико-экономического исследования инвестиционных возможностей.
Отдельным вопросом является прогноз инфляции по видам затрат и
результатов и оценка пределов ее изменения (Приложение 5).
В настоящих рекомендациях для расчета в прогнозных ценах
предлагается в качестве базового использовать следующий способ учета
инфляции*.
* Рекомендации не ограничивают выбор способов прогноза
инфляции.
Проектные значения исходных данных к моменту анализа
инвестиционного проекта имеют некоторый возраст (для относительно
небольших проектов обычно - несколько месяцев). В этих случаях, зная
их текущие значения, можно вычислить основные показатели инфляции:
отношение рубль/доллар, динамику цен на сырье, комплектующие,
затраты на сбыт, заработную плату, приобретение основных фондов,
динамику банковского процента.
Расчеты выполняются в предположении неизменности на каждом шаге
этих показателей инфляции в течение срока в 2 - 3 года. За пределами
этого срока цены считаются постоянными.
При существующих темпах инфляции и уровне неопределенности
условий шаг расчета рекомендуется выбирать:
в течение первого года - один месяц;
начиная со второго года а пределах срока окупаемости - не
меньше трех месяцев**;
** В случае необходимости, например, при расчете проектов с
сезонными колебаниями объемов продаж, необходимо осуществлять расчет
с шагом в один месяц в пределах окупаемости проекта.
за пределами срока окупаемости - шесть месяцев - год.
3.9.2. Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта
является положительность сальдо накопленных реальных денег в любом
временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или
получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных
денег свидетельствует о необходимости привлечения участником
дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих
средств в расчетах эффективности.
3.9.3. Для сравнения различных инвестиционных проектов
(вариантов проекта) и обоснования размеров и форм участия в их
реализации рекомендуется использовать критерии ЧДД, ИД и ВНД,
вычисляемые по формулам (2.2) - (2.7), в которые в качестве Rt -
Э(t) подставляются значения ф(t), а в качестве Rt - Зt_+ - значения
ф_+(t).
3.9.4. Для дополнительной оценки коммерческой эффективности
определяются также:
срок полного погашения задолженности. Определяется только для
участников, привлекающих кредитные и заемные средства (например, для
финансирования). Проект может рассматриваться как эффективный с
точки зрения кредитного учреждения, если срок полного погашения
задолженности по кредиту, предоставляемому в рамках данного проекта,
отвечает (с учетом риска несвоевременного или неполного погашения
задолженности) интересам и политике этого кредитного учреждения.
Обоснованность потребности в заемных средствах проверяется при этом
по минимальному из годовых значений сальдо накопленных реальных
денег, которое должно быть положительным, но не чрезмерно большим;
Доля участника в общем объеме инвестиций. Определяется только
для участников, предоставляющих свое имущество или денежные средства
для финансирования проекта, как отношение интегральных
дисконтированных затрат участника на указанные цели (стоимость
переданного или вложенного имущества и денежных средств) к
интегральному дисконтированному общему объему инвестиций по проекту.
3.10. Выбор проекта (варианта проекта) и принятие решения об
инвестировании должны производиться на основании всех приведенных
выше показателей коммерческой эффективности, среди которых есть
определенные отношения приоритетности (см. П 2.11). Помимо этого
должна учитываться структура потока и сальдо реальных денег.
4. БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В настоящем разделе определяется состав доходов и расходов
бюджета и приводятся методы оценки бюджетной эффективности, в
частности, с использованием методов и формул раздела 2.
4.1. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние
результатов осуществления проекта на доходы и расходы
соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.
4.2. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым
для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной,
региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления проекта
определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt)
над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта:
Бt = Дt - Рt. (4.1)
Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается по формуле
(2.4) как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как
превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными
бюджетными расходами (Ринт).
4.3. В состав расходов бюджета включаются:
средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования
проекта*;
* См. постановление Правительства РФ от 21.03.94 N 220.
кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для
отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве
заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;
прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на
топливо и энергоносители;
выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с
осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного
оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
выплаты по государственным ценным бумагам;
государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков
иностранным и отечественным участникам;
средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий
возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и
компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта*.
* Эти средства не могут включаться в размер инвестиций априори,
а подлежат финансированию и учету в исполнительских сметах
фактических расходов по осуществлению проекта.
4.4. В состав доходов бюджета включаются:
налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные
налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного
года в бюджет с российских и иностранных предприятий и
фирм-участников в части, относящейся к осуществлению проекта;
увеличение (со знаком "минус" - уменьшение) налоговых
поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием
реализации проекта на финансовое положение;
поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам
(ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление
проекта;
дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим
ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;
поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы
российских и иностранных работников, начисленной за выполнение
работ, предусмотренных проектом;
Поступления в бюджет платы за пользование землей, водой и
другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право
ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от
осуществления проекта;
доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку,
строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет
средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;
штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное
использование материальных, топливно-энергетических и природных
ресурсов.
К доходам бюджета приравниваются также поступления во
внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и
социального страхования - в форме обязательных отчислений по
заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных
проектом.
4.5. На основе показателей годовых бюджетных эффектов
определяются также дополнительные показатели бюджетной
эффективности:
внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по
принципам, изложенным в разделе 2;
срок окупаемости бюджетных затрат;
степень финансового участия государства (региона) в реализации
проекта, рассчитываемая по формуле:
Ринт
d = ------ , (4.2)
Зинт
где Ринт - интегральные бюджетные расходы,
Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на
уровне государства и региона - в соответствии с рекомендациями
раздела 2.
4.6, По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов
в иностранных валютах и/или валютные поступления в бюджет,
определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и
интегрального). Расчет производится в соответствии с п.4.2. с учетом
расходов и доходов только в иностранных валютах, пересчитываемых в
валюту РФ по установленным курсам.
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В настоящем разделе определяется состав результатов и затрат
проекта для определения его экономической эффективности в
хозяйственной системе, которое должно производиться по формулам
раздела 2.
5.1. Показатели народнохозяйственной экономической
эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения
интересов всего народного хозяйства в целом, а также для участвующих
в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей,
организаций и предприятий.
Сравнение различных проектов (вариантов проекта),
предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и
обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта
производится по наибольшему значению показателя интегрального
народнохозяйственного экономического эффекта.
Расчеты показателей экономической эффективности для указанных
субъектов производятся по общим формулам раздела 2.
5.2. При расчетах показателей экономической эффективности на
уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются
(в стоимостном выражении):
конечные производственные результаты (выручка от реализации на
внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, кроме
продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками). Сюда
же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной
собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау,
программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе
осуществления проекта;
социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из
совместного воздействия всех участников проекта на здоровье
населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
прямые финансовые результаты;
кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм,
поступления от импортных пошлин и т.п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты,
обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних
предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий
и иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией
проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей,
потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других
чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не
поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные
показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при
принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке
проектов.
5.3. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в
проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные
затраты всех российских участников осуществления проекта,
исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета
затрат одних участников в составе результатов других участников. В
этой связи не включаются в расчет:
затраты предприятий-потребителей некоторой продукции на
приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;
амортизационные отчисления по основным средствам, созданным
(построенным, изготовленным) одними участниками проекта и
используемым другими участниками;
все виды платежей российских предприятий-участников в доход
государственного бюджета, в том числе - налоговые платежи. Штрафы и
санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм
учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том
случае, если экологические последствия нарушений указанных норм не
выделены особо в составе экологических результатов проекта и не
включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;
проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и
коммерческих банков, включенных в число участников реализации
инвестиционного проекта;
затраты иностранных участников.
Основные средства, временно используемые участником в процессе
осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним
из следующих способов:
остаточная стоимость основных средств на момент начала их
использования включается в единовременные затраты; на момент
прекращения использования единовременные затраты уменьшаются на
величину (новой) остаточной стоимости этих средств;
арендная плата за указанные основные средства за время их
использования включается в состав текущих затрат.
5.4. При расчетах показателей экономической эффективности на
уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:
региональные (отраслевые) производственные результаты - выручка
от реализации продукции, произведенной участниками проекта -
предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же
или другими участниками проекта - предприятиями региона (отрасли);
социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе
(на предприятиях отрасли);
косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и
населением региона (предприятиями отрасли).
В состав затрат при этом включаются только затраты
предприятий-участников проекта, относящихся к соответствующему
региону (отрасли) также без повторного счета одних и тех же затрат и
без учета затрат одних участников в составе результатов других
участников.
5.5. При расчетах показателей экономической эффективности на
уровне предприятия (фирмы) в состав результатов проекта включаются:
производственные результаты - выручка от реализации
произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные
нужды;
социальные результаты в части, относящейся к работникам
предприятия и членам их семей.
В состав затрат при этом включаются только единовременные и
текущие затраты предприятия без повторного счета (в частности, не
допускается одновременный учет единовременных затрат на создание
основных средств и текущих затрат на их амортизацию).
5.6. При реализации крупномасштабных проектов с участием
иностранных государств, оказывающих существенное воздействие на
экономику других государств или на состояние мирового рынка,
целесообразно убедиться в мирохозяйственной эффективности проекта. В
этих целях рекомендуется определить интегральный мирохозяйственный
экономический эффект проекта. Соответствующий расчет производится с
использованием мировых цен на все виды продукции, товаров и услуг.
При этом в состав результатов проекта включаются (в
стоимостном выражении):
конечные производственные результаты (выручка от реализации
произведенной продукции, за вычетом потребляемой всеми
предприятиями-участниками);
социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из
совместного воздействия всех участников проекта на здоровье
населения, социальную и экологическую обстановку во всех
затрагиваемых проектом регионах;
косвенные финансовые результаты (обусловленные реализацией
проекта изменения доходов российских и иностранных сторонних
предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий
и иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией
проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей,
потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других
чрезвычайных ситуаций).
В состав затрат проекта в этом случае включаются текущие и
единовременные затраты всех участников реализации проекта
(российских и иностранных), исчисленные без повторного счета одних и
тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе
результатов других участников. В этой связи не включаются в расчет:
затраты предприятий-потребителей некоторой продукции на
приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;
амортизационные отчисления по основным средствам, созданным
(построенным, изготовленным) одними участниками проекта и
используемым другими участниками;
все виды платежей предприятий-участников в доход
государственных бюджетов, в том числе - налоговые платежи,
экспортные и импортные пошлины. Штрафы и санкции за невыполнение
экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе
мирохозяйственных затрат только в том случае, если экологические
последствия нарушений указанных норм не выделены особо в составе
экологических результатов проекта и не включены в состав результатов
проекта в стоимостном выражении;
проценты по кредитам государственных и коммерческих банков,
включенных в число участников реализации проекта;
5.7. Для пересчета затрат на оплату труда (по российским и
иностранным предприятиям-участникам) в мировые цены используется
коэффициент пересчета (Кпз), рассчитываемый по формуле:
Скм
Кпз = ----- , (5.1)
Скв
где Скм - общая стоимость товаров и услуг, входящих в
"потребительскую корзину" соответствующей категории населения, в
мировых ценах;
Скв - то же, во внутренних ценах соответствующей страны.
6. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ РИСКА
И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Рассматриваются источники неопределенностей и способы их учета
при оценке эффективности. Определяются три способа оценки учета
неопределенностей: проверка устойчивости проекта; корректировка
параметров проекта и экономических нормативов; формализованное
описание неопределенности. Вводится понятие предельных значений
параметров, в том числе - точки безубыточности.
6.1. под неопределенностью понимается неполнота или неточность
информации об условиях реализации проекта, в том числе - о связанных
с ними затратах и результатах. неопределенность, связанная с
возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных
ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах
эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты
и результаты по проекту различны.
6.2. При оценивании проектов наиболее существенными
представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных
рисков:
риск, связанный с нестабильностью экономического
законодательства и текущей экономической ситуации, условий
инвестирования и использования прибыли;
внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на
торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.);
неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных
социально-политических изменений в стране или регионе;
неполнота или неточность информации о динамике
технико-экономических показателей, параметрах новой техники и
технологии;
колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
неопределенность природно-климатических условий, возможность
стихийных бедствий;
производственно-технологический риск (аварии и отказы
оборудования, производственный брак и т.п.);
неопределенность целей, интересов и поведения участников;
неполнота или неточность информации о финансовом положении и
деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей,
банкротств, срывов договорных обязательств).
6.3. Организационно-экономический механизм реализации проекта,
сопряженного с риском, должен включать специфические элементы,
позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним
неблагоприятные последствия.
В этих целях используются:
разработанные заранее правила поведения участников в
определенных "нештатных" ситуациях (например, сценарии,
предусматривающие соответствующие действия участников при тех или
иных изменениях условий реализации проекта);
управляющий (координационный) центр, осуществляющий
синхронизацию действий участников при значительных изменениях
условий реализации проекта.
В проектах могут предусматриваться также специфические
механизмы стабилизации, обеспечивающие защиту интересов участников
при неблагоприятном изменении условий реализации проекта (в том
числе - в случаях, когда цели проекта будут достигнуты не полностью
или не достигнуты вообще) и предотвращающие возможные действия
участников, ставящие под угрозу его успешную реализацию. В одном
случае может быть снижена степень самого риска (за счет
дополнительных затрат на создание резервов и запасов,
совершенствование технологий, уменьшение аварийности производства,
материальное стимулирование повышения качества продукции), в другом
- риск перераспределяется между участниками (индексирование цен,
предоставление гарантий, различные формы страхования, залог
имущества, система взаимных санкций).
Как правило, применение в проекте стабилизационных механизмов
требует от участников дополнительных затрат, размер которых зависит
от условий реализации мероприятия, ожиданий и интересов участников,
их оценок степени возможного риска. Такие затраты подлежат
обязательному учету при определении эффективности проекта.
6.4. неопределенность условий реализации инвестиционного
проекта не является заданной. По мере осуществления проекта
участникам поступает дополнительная информация об условиях
реализации и ранее существовавшая неопределенность "снимается".
С учетом этого система управления реализацией инвестиционного
проекта должна предусматривать сбор и обработку информации о
меняющихся условиях его реализации и соответствующую корректировку
проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров
между ними.
6.5. Для учета факторов неопределенности и риска при оценке
эффективности проекта используется вся имеющаяся информация об
условиях его реализации, в том числе и не выражающаяся в форме
каких-либо вероятностных законов распределения. При этом могут
использоваться следующие три метода (в порядке повышения точности):
проверка устойчивости;
корректировка параметров проекта и экономических нормативов;
формализованное описание неопределенности.