Проектирование общественно-транспортных центров, часть 3
Зона информационного сервиса (справок и информации), оснащенная современным оборудованием, имеет в таком центре важнейшее значение, поскольку дает всеобъемлющую панораму и представление о городе, его значении в культурной, социальной и политической жизни страны. При этом целесообразно применение аудиовизуальных средств, музыки, голографических изображений.
В этой зоне можно выбрать маршрут экскурсии или деловой поездки с привлечением компьютерных средств, а также получить всевозможные справки об учреждениях, предприятиях, объектах культуры, спорта, культового назначения. Справочное бюро, работающее круглосуточно, поможет заблаговременно купить билет на любой вид транспорта и забронировать места в случае транзитного проезда.
Общественная зона такого центра включает зоны питания (ресторан, буфет, кафе), зрелищную (видеосалон, выставки), помещения экспресс-бытового обслуживания (мастерские по ремонту одежды, аппаратуры и др.), детские комнаты, комнаты длительного ожидания и др.
4.18. При формировании информационного сервиса в общественной зоне возникает возможность оптимизации и регулирования процессов проезда по городу взаимодействующими высокоскоростными видами транспорта, например: скоростной рельсовый транспорт (электропоезд) — метрополитен, наземный общественный транспорт, индивидуальный автомобильный транспорт.
4.19. Размещение приезжающих значительно упрощается при создании гостиниц и гостиничных комплексов вблизи транспортно-пересадочных пунктов. Это сокращает затраты времени и энергии на передвижение и достигается путем увязки расположения объектов культурно-бытового назначения с транспортной инфраструктурой города.
4.20. Экономическая эффективность функционального насыщения общественных зон пересадочных узлов в периферийных районах города состоит в том, что при помощи сооружений такого типа возможно решение многих задач;
экономия затрат человеко-часов на поиски необходимых товаров и услуг;
рациональный проезд по городу;
возможность регулирования таких перевозок пассажиров позволит снизить неоправданные перегрузки метрополитена в часы «пик», а также в дни спортивных мероприятий, форумов, праздников.
Дизайн, реклама, архитектурно-художественное оформление въездов в крупный город должны отвечать принципам гостеприимства. Рекомендуется рассмотрение вопроса об уплате налога за въезд — выезд в город, средства от которого могут поступать непосредственно в бюджет того района, в котором находится общественно-транспортный центр, на нужды по его благоустройству и решение острых социальных проблем.
4.21. Общественно-транспортные центры нередко являются городскими мегаструктурами, охватывающими большие городские территории и представляющие собой категорию урбанистического дизайна, где воплощается идея создания гармоничной среды для человека.
Переход от функционального зонирования к интегральной застройке предполагает объединение в единый ансамбль административных зданий, сооружений транспорта, зрелищных зданий и будет способствовать полифункциональному характеру застройки.
4.22. Объемно-планировочные решения могут отличаться разнообразием, широтой привлечения форм и приемов, композиционными «вольностями», которые раскрывают новые направления творческого поиска.
В сооружениях общественно-транспортных комплексов правомерна идея запрограммированного эмоционального восприятия. Для многоуровневых композиций, объектов, вмещающих многообразное разделение потоков пассажиров, персонала и др., она может найти интересную практическую реализацию.
4.23. Общественно-транспортные центры (узлы) создаются, как правило, многоуровневыми. Наземная часть включает различные объекты, имеющие общие инженерные сети и коммуникации. В таких зданиях активно используется подземное пространство, чаще до 20—30 м, в отдельных случаях — до 70 м от поверхности земли (на участке RER в центре Парижа). Увеличение площади наземной застройки в таких узлах за счет высотности приводит к сокращению удельных капитальных затрат на подземное строительство.
Показателен опыт, накопленный в ряде зарубежных городов, — Париже, Монреале, Хельсинки, Лос-Анджелесе, Лондоне, где в вокзальных комплексах — пересадочных узлах широко используется подземное пространство для размещения объектов функционального назначения (багажное помещение, камера хранения, туалеты, курительные комнаты и др.) и попутного обслуживания (торговые точки, киоски, видеосалоны и др.). На рис. 14 представлен пример планировочного решения многоуровневого общественно-транспортного центра.
Рис. 14. Общественно-транспортный центр ( узел) на площади Хауптвахе, г. Франкфурт-на-Майне (Германия)
1 — проезжая часть улицы; 2 — пешеходные переходы, торговые точки, кафе, кассы, турникеты; 3 — платформа двух перспективных линий; 4 —платформы действующей линии с совместной эксплуатацией пути поездами городской железной дороги (ГЖД) и скоростного трамвая
А. Линия электрифицированной железной дороги со скоростным пригородно- городским сообщением (СПГЖД)
Б. Линия полукольцевой городской железной дороги
4.24. Опыт строительства и проектирования общественно-транспортных центров (узлов) в крупных отечественных и зарубежных городах показывает большое разнообразие специализированных объектов общественных зон, среди которых учреждения управления, торговли, культуры, образования, отдыха и др. В свою очередь, такие объекты могут включать узкоспециализированные блоки (табл. 5).
4.25. В общественной зоне могут располагаться объекты, выполненные по типовым и индивидуальным (уникальным) проектам, а также некоторые категории объектов отдыха и культуры, такие, как кинотеатры (студийные, детские с непрерывным видеопоказом, экспресс), кинокафе и др., а также с особыми видами кинопроекции (кинопанорама, циркорама, стерео и др.), клубы (культурно-спортивные, автоклубы, профессиональных и творческих союзов и др.), театры (премьерные, многопрофильные, гастрольные, пантомимы, молодежные, камерные, студийные, кукол и др.).
Включение объектов кратковременного досуга способствует формированию дополнительной привлекательности и созданию более насыщенной и многофункциональной среды. Зоны центра могут работать, к примеру, по единой заданной тематике «День города» и др.
4.26. По расположению блоков вокруг центрального ядра можно выделить несколько основных планировочных приемов:
очаговый (вокруг центральной площади).
Проект комплекса площади вокзала в г. Минске: железнодорожный вокзал, станция метро, подземные стоянки, жилые дома, административные здания.
Комплекс вокзала Юнион-Стешн, г. СентЛуис (США): железнодорожный вокзал, зона
отдыха, торговая зона, аттракционы, бары, игровые автоматы, комплекс водных аттракционов;
линейный (вдоль крытой улицы, имеющей иногда непрямолинейные очертания).
«Итон-центр», г. Торонто (Канада): три станции метрополитена, подземная и наземная автостоянки, универсальные магазины, комплекс кинотеатров, религиозный центр, офисный комплекс, жилье, совмещенное с гостиницей;
плоскосетевой (на общей, нередко перфорированной платформе).
Квартал Дефанс, зона «А», г. Париж (Франция): станция метрополитена, станция железной дороги, автовокзал, наземные и подземные автостоянки, административные комплексы, выставки, магазины и др.;
пространственный (в ячейках трехмерной пространственной решетки, образуемой коммуникациями).
Многоуровневые системы Ситикорп-сентр, г. Нью-Йорк (США).
Деловой квартал г. Калгари (Канада), общественно-транспортный центр Маркет-Стрит Ист, г. Филадельфия (США): станция метрополитена, станция железной дороги, подземные и наземные автостоянки, торговые комплексы, офисные комплексы и др. (рис. 15).
4.27. Планировка зданий, входящих в общественно-транспортный центр, должна обладать необходимой гибкостью с тем, чтобы обеспечить возможную адаптацию к меняющимся социально-окономическим условиям.
4.28. При конструировании малых архитектурных форм, элементов оформления и благоустройства необходимо:
разработать единую модульную основу элементов, что должно явиться предпосылкой их индустриального изготовления;
Таблица 5
Функциональное насыщение объектами общественной зоны
использовать стандартные несущие конструкции при условии их разнообразного наполнения (по принципу унифицированных конструкций);
ориентироваться на возможности городских производственных предприятий и организаций и наличие местных строительных и отделочных материалов.
Рис. 15. Проект реконструкции общественно-транспортного центра Маркет-Стрит Ист, г. Филадельфия (США)
1 — железнодорожная платформа; 2 — подземная станция метрополитена; 3 — конкорс; 4 — основной пассаж; 5— грузовой тоннель; 6 — автовокзал; 7— автостоянка; 8 — магазины; 9— офисы
4.29. Здания должны быть оснащены современными средствами связи, эффективными системами управления, охраны и безопасности.
Оснащение современными видами связи имеет значение для быстрой и надежной обработки, управления и хранения информации, возможности надежно передавать как внутри,
так и вне предприятия основные сообщения. Чтобы обеспечить эти потребности целесообразно:
интегрирование в здание электронных средств связи (АТС, доступ к сервисам — банкам данных и информации, системам видеоконференций и др.);
внедрение архитектурной концепции, обеспечивающей удобство сообщений между людьми (места встреч, обслуживание и т.п.);
создание оборудования коммуникаций в социальном или маркетинговом аспекте (конференц-зал, зал многоцелевого назначения);
объединение всего комплекса сетей здания (передачи инженерно-технических данных, телефонных).
Оснащение современными коммуникативными средствами должно обеспечивать удобные связи зданий, сооружений центра с внешними и другими объектами систем группового расселения.
4.30. Средства технического и административного управления, автоматизированного техобслуживания и видеоконтроля являются неотъемлемой частью решений, ведущих к достижению высокой степени управляемости.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ ЦЕНТРОВ
Специализированные объекты |
Ранг пересадочного узла |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Правительственные учреждения |
— |
— |
+ |
+ |
Административные учреждения областного, район |
— |
+ |
+ |
— |
ного, городского рангов |
|
|
|
|
Муниципальные службы города |
— |
+ |
+ |
— |
Учреждения судов, прокуратур |
— |
— |
+ |
+ |
Административно-офисные службы |
+ |
+ |
— |
— |
Архивы, книгохранилища |
— |
+ |
+ |
— |
Радиоузлы |
+ |
+ |
— |
— |
Милиция |
+ |
+ |
— |
— |
Опорные пункты охраны порядка |
— |
— |
+ |
+ |
Кинотеатры |
+ |
+ |
— |
— |
Видеозалы |
— |
— |
— |
+ |
Дискотеки (дискобары) |
— |
— |
+ |
+ |
Выставочные залы |
— |
— |
+ |
— |
Театры |
— |
— |
+ |
— |
Музеи, филиалы музеев |
— |
— |
+ |
+ |
Клубы |
— |
+ |
— |
— |
Учреждения отдыха и туризма |
— |
— |
+ |
— |
Фотоателье с лабораторией |
+ |
— |
— |
— |
Лечебно-профилактические учреждения |
+ |
— |
— |
— |
Пункты проката |
— |
+ |
— |
— |
Супермаркеты |
+ |
— |
— |
— |
Магазины |
— |
+ |
— |
— |
Филиалы крупных фирменных магазинов |
— |
— |
+ |
+ |
Ярмарки |
— |
+ |
— |
— |
Рынки |
— |
— |
+ |
— |
Магазины оптовой торговли |
— |
— |
— |
+ |
Помещения для сбора и упаковки мусора |
— |
+ |
+ |
— |
Киоски,ларьки |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рестораны |
+ |
— |
— |
— |
Столовые |
— |
+ |
— |
— |
Кафе |
+ |
— |
— |
— |
Закусочные |
— |
+ |
— |
— |
Бары, бистро, экспресс-обслуживание |
+ |
+ |
+ |
+ |
Крытые спортивные и физкультурно-оздоровитель- |
— |
— |
— |
+ |
ные учреждения |
|
|
|
|
Залы тренажеров |
— |
+ |
— |
— |
Бассейны |
— |
— |
+ |
— |
Катки с искусственным льдом |
— |
— |
— |
+ |
Залы игровых автоматов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Гостиницы |
— |
+ |
— |
— |
Мотели |
+ |
— |
— |
— |
Жилые дома, общежития |
— |
— |
+ |
+ |
Учебные заведения |
— |
— |
+ |
— |
Культовые учреждения |
— |
+ |
+ |
— |
Учреждения бытового обслуживания |
+ |
+ |
+ |
+ |
Медицинские центры |
— |
— |
+ |
+ |
Травмоцентры |
+ |
+ |
— |
— |
Транспортные агентства |
+ |
+ |
— |
— |
Кассы |
— |
— |
+ |
— |
Общественные туалеты |
+ |
+ |
+ |
— |
Примечание. Знаком плюс (+) обозначено желательное размещение объекта, минус (—) — нежелательное |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ В АВТОСТОЯНКАХ
Объект |
Единица измерения |
Число рекомендуемых машино-мест по нормам следующих стран |
||
|
|
Россия |
Польша |
США |
Организации и учреждения управления, финансирова |
100 работающих 100 м2 полезной площади |
10-20 — |
— 1-1,5 |
— 3,5 |
ния, науки |
|
|
|
|
Торговые центры, универма |
100 м2 торговой площади |
7-10 |
1-1,5 |
6 |
ги, крупные магазины |
|
|
|
|
Рестораны и кафе городско |
100 мест |
10-15 |
5-10 |
30 |
го назначения |
|
|
|
|
Рынки |
50 торговых мест |
20-25 |
— |
— |
Театры, цирки и концертные |
100 мест или единовре |
10-15 |
5-10 |
30 |
залы |
менных посетителей |
|
|
|
Гостиницы |
100 мест |
10-15 |
12-18 |
120 |
Примечание. Приведенные нормы машино-мест Польши и США целесообразно учитывать для перспективного развития автостоянок. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. — М.: ГП ЦПП, 1994.
2. СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения. — М.: ГП ЦПП, 1993.
3. СНиП 2.01-02-85*. Противопожарные нормы. - М.: ГП ЦПП, 1991.
4. ВСН 62-91*. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. — М.:
ГП ЦПП, 1994.
5. Агасьянц А.А., Каплан Г.Л. Структурно-планировочная организация транспортных систем взаимосвязанного расселения: Обзорная информация // Проблемы больших городов, вып. 23. - М.: МГЦНТИ, 1985.
6. Азаренкова З.В., Степанова Л.Н. Общественно-транспортные центры в современных градостроительных условиях // Транспорт (Наука, техника и управление). № 12. — М.: ВИНИТИ, 1995.
7. Азаренкова З.В., Федутинов Ю.А. Транспортно-пересадочные узлы в планировке и застройке больших городов: Обзорная информация // Проблемы больших городов, № 13 — М.: МГЦНТИ, 1985.
8. Бытырев В.М. Вокзалы. — М.: Строй издат, 1988.
9. Бердник Б.И., Заневская М.Н. Сердце транспортной системы // Городское хозяйство Москвы. № 2, 1987.
10. Боков А.В. Многофункциональные комплексы и сооружения: Обзор по гражданскому строительству и архитектуре. — М.: ЦНТИ, 1973.
11. Голубев Г.Е. Многоуровневые транспортные узлы. — М., 1981.
12. Голубев Г.Е. Транспортные сооружения и узлы в архитектурном ансамбле современного города // Строительство и архитектура, вып. 20 - Киев, 1984.
13. Голубев Г.Е. Автомобильные стоянки и гаражи в застройке городов. — М.: Стройиздат, 1988.
14. Закон Об основах градостроительства в Российской Федерации. // Российская газета. - № 189 (525). - 25 августа. - 1992.
15. Крук Ю., Меркин В., Голубев Г. Концепция комплексного использования подземного пространства при строительстве метрополитенов // Метро, № 1, 1995.
16. Материалы международного семинара «Банки и офисы». — М., 1995.
17. Попутное досуговое обслуживание в зонах городской активности: Обзорная информация «Общественные здания». — М. ВНИИТАГ, 1991.
18. Проблемы формирования и развития общественных центров городов: Сб. научн. тр. / Под ред. канд. архит. Л.И. Соколова — М.: ЦНИИП градостроительства, 1978.
19. Голубев Г.Е., Азаренкова З.В. и др. Развитие систем транспортных сооружений и узлов в крупнейших и крупных городах: Обзорная информация. — М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1985.
20. Рекомендации по проектированию вокзалов / Минстрой России, ЦНИИП градостроительства, 1997.
21. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 8. Градостроительные требования. — М., 1995.
22. Рекомендации по разработке комплексных транспортных схем для крупных городов. — М.: Стройиздат, 1984.
23. Рекомендации по проектированию элементов путей сообщения, удобных для передвижения инвалидов, людей с физическими недостатками и престарелых в различных градостроительных условиях городов и населенных пунктов РСФСР. — М.: ЦНИИП градостроительства, 1990.
24. Рекомендации по комплексному развитию архитектурно-пространственной среды новых городов. — М.: ЦНИИП градостроительства 1987.
25. Сигаев А.В. Пешеходные пути и транспорт для инвалидов и престарелых в городах. Обзорная информация ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. — М., 1984.
26. Смоляр И.М. Принципы градостроительного проектирования и предложения по разработке генеральных планов городов в новых социально-экономических условиях. — М.: Российская Академия архитектуры и строительных наук, 1995.
27. Смыковская Г.Ю. Формирование систем транспортно-планировочных узлов в крупнейших городах // Сб. научн. тр. «Проектирование сетей городского транспорта в генеральных планах городов». — М.: ЦНИИП градостроительства, 1973.
28. Тер-Восканян О.Ш. Формирование системы общественно-транспортных узлов крупнейшего города: Автореферат — дисс. — М., 1988.
29. Цайдлер. Многофункциональная архитектура. — М.: Стройиздат, 1988.
30. Architecture and urbanism. № 195 — М, 1986.
31. Architectural review. № 1098 — М, 1988.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие положения
2. Градостроительная классификация общественно-транспортных центров (узлов) и их размещение на плане крупного города
3. Генеральный план общественно-транспортного центра (узла)
4. Объемно-планировочные решения зданий и элементов
общественно-транспортных центров (узлов)
Приложение 1. Специализированные объекты общественно-транспортных центров
Приложение 2. Сравнительные рекомендации по определению потребностей в автостоянках
Список литературы
На первой странице (слева):
1. Гранд-централ (общий вид, генплан), г. Нью-Йорк (США)
2. Общественно-транспортный центр на базе железнодорожного вокзала (генплан), г. Минск (Республика Беларусь)
3. Общественно-транспортный центр Киевского вокзала (разрез), Москва
4. Проект реконструкции Маркет-Стрит Ист (разрез, совмещенный с перспективой), г. Филадельфия (США)