ПБ 10-157-97
ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ
Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 20 ноября 1997 г. N 44
ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
КРАНОВ - ТРУБОУКЛАДЧИКОВ
ПБ 10-157-97
Обязательны для министерств, объединений и предприятий независимо от их оршанизационно-правовой формы и формы собственности
РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ:
В.С. Котельников (председатель), Ю.И. Гудков (зам. председателя), Н.А. Шишков (зам. председателя), Е.И. Балдин, А.И. Соваренко, Е.П. Корзников, Б.Н. Старостин, Н.Я. Крылов, В.П. Кобзев, А.Л. Липович, В.А. Мишин, В.М. Урусов, В.И. Уткин, Б.И. Харкун
ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:
В.С. Котельников, Н.А. Шишков, Ю.И Гудков, А.И. Соваренко, Е.П. Корзников,
А.Л. Липович, В.И. Уткин, Е.И. Балдин
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, организаций, предприятий-изготовителей, органов госгортехнадзора и других заинтересованных учреждений.
В Правилах изложены нормы, которым должны отвечать изготавливаемые краны-трубоукладчики, а также требования по обеспечению безопасности при их эксплуатации.
Правила носят нормативно-технический характер, в связи с чем не требуют государственной регистрации (письмо Минюста России от 19.01.98 № 07-02-2453-97).
Настоящие Правилаобязательны для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, изготовлением, ремонтом, диагностированием и эксплуатацией кранов-трубоукладчиков.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и обязательны для всех организаций независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности.
1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, ремонту, реконструкции и эксплуатации кранов-трубоукладчиков, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов и приспособлений.
1.3. Настоящие Правила распространяются на:
1) гусеничные краны - трубоукладчики;
2) пневмоколесные краны - трубоукладчики;
3) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы, троллейные подвески и т.п.).
1.4. Настоящие Правила не распространяются на трубоукладчики, не оснащенные стрелой и предназначенные для укладки труб бестраншейным способом.
1.5. Основные термины и определения, применяемые в целях использования настоящих Правил, приведены в приложении 1. Перечень нормативной документации и международных стандартов, действующих в России, приведен в приложении 2. Перечень головных научно - исследовательских организаций, осуществляющих разработку нормативных документов на краны - трубоукладчики, приведен в приложении 3.
2. Проектирование
2.1. Общие требования
2.1.1. Разработку проектов на изготовление кранов - трубоукладчиков, их узлов, механизмов и приборов безопасности должны выполнять головные научно - исследовательские и специализированные организации, имеющие лицензию (разрешение) Госгортехнадзора России.
2.1.2. Проектирование и изготовление кранов-трубоукладчиков, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой ниже -40° C, должны осуществляться в исполнении УХЛ (ХЛ)* по ГОСТ 15150.
________
*УХЛ - исполнение для работы в макроклиматическом районе с умеренно холодным климатом, ХЛ- исполнение для работы только в холодном климате.
2.1.3. Грузоподъемность и момент устойчивости, а также габариты крана - трубоукладчика должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, а в случае их отсутствия должны быть установлены нормативными документами.
2.1.4. Конструкция крана - трубоукладчика должна обеспечивать собственную устойчивость крана - трубоукладчика без нагрузки на крюке на уклоне рабочей площадки 10 ° в сторону противоположную стреле, при откинутом противовесе и максимально поднятой стреле с расчетным коэффициентом запаса собственной устойчивости не менее 1,15.
Допускается оценка собственной устойчивости крана - трубоукладчика углом собственной устойчивости, определенной без нагрузки на крюке при полностью откинутом противовесе и максимально поднятой стреле. Угол собственной устойчивости должен быть не менее двукратного угла уклона рабочей площадки.
2.1.5. Расчет устойчивости крана - трубоукладчика должен производиться для различных комбинаций нагрузок крана - трубоукладчика в рабочем и нерабочем состояниях:
а) при работе с грузом в рабочем состоянии крана - трубоукладчика (грузовая устойчивость);
б) при отсутствии груза в рабочем и нерабочем состояниях крана - трубоукладчика (собственная устойчивость);
в) при обрыве каната и падении груза, т.е. внезапном снятии нагрузки;
г) при действии испытательной нагрузки.
Расчет устойчивости крана - трубоукладчика следует производить в соответствии с нормативными документами, разработанными головными научно - исследовательскими организациями и согласованными с Госгортехнадзором России.
2.1.6. Конструкция механизмов кранов - трубоукладчиков должна обеспечивать:
а) подъем (опускание) крюка;
б) подъем (опускание) стрелы;
в) увеличение (уменьшение) длины стрелы (для кранов - трубоукладчиков с телескопической стрелой);
г) совмещение операций по изменению высоты подъема крюка и вылета;
д) совмещение операций подъема (опускания) крюка с увеличением (уменьшением) длины стрелы (для кранов - трубоукладчиков с телескопической стрелой);
е) откидывание и придвижение противовеса с переменным вылетом.
Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.
2.1.7. Механизмы кранов - трубоукладчиков, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.
2.1.8. В узлах механизмов кранов - трубоукладчиков, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и болтовые соединения.
2.1.9. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения кранов - трубоукладчиков должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.
2.1.10. Легкодоступные находящиеся в движении части кранов - трубоукладчиков, которые могут быть причиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями. Обязательно должны быть ограждены:
а) зубчатые цепные и червячные передачи;
б) муфты;
в) тормоза грузоподъемных механизмов;
г) карданные валы.
2.1.11. Стрела крана - трубоукладчика должна быть установлена с левой стороны по ходу машины. Крепление осей шарниров стрелы в проушинах должно исключать возможность их самопроизвольного выпадения и проворачивания в этих проушинах. Выдвижные секции стрелы должны быть оборудованы надежными стопорными устройствами (фиксаторами).
2.1.12. Металлоконструкции и металлические детали кранов - трубоукладчиков должны быть предохранены от коррозии. В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов - трубоукладчиков, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
2.1.13. Блочные обоймы канатных полиспастов кранов - трубоукладчиков должны быть устроены так, чтобы было исключено самопроизвольное спадание и заклинивание каната между блоком и обоймой.
2.1.14. При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.
2.1.15. Грузовой полиспаст гусеничного крана - трубоукладчика должен быть установлен так, чтобы его канаты имели возможность отклонения полиспаста от вертикали в поперечной и продольной плоскостях на угол не менее 30 ° .
2.1.16. У кранов - трубоукладчиков с гидравлическим приводом должны быть обеспечены автоматическая остановка и фиксация для механизмов подъема стрелы и груза при разрыве трубопроводов или падении давления в гидросистеме.
2.1.17. На кранах - трубоукладчиках, оснащенных выдвижными (телескопическими) стрелами, привод механизмов изменения угла наклона и длины стрелы которых осуществляется от одного насоса через гидрораспределитель с параллельным подводом гидравлической жидкости, должна быть установлена блокировка, исключающая одновременное включение этих механизмов.
2.1.18. Гидросистема кранов - трубоукладчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 и обеспечивать возможность контроля давления в каждом рабочем контуре и возможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива рабочей жидкости из баков, а также (в случаях, предусмотренных техническим заданием) контроль температуры рабочей жидкости, ее уровня и загрязненности фильтров.
2.1.19. Предохранительные клапаны, установленные в гидросистеме, должны быть отрегулированы на давление, обеспечивающее проведение статических и динамических испытаний кранов - трубоукладчиков.
2.1.20. Коммуникации для подачи и слива рабочей жидкости должны быть устроены таким образом, чтобы исключалась утечка жидкости в рабочем и нерабочем состояниях механизмов. Применяемые в гидроприводе гибкие шланги должны быть прочными и защищенными от возможных механических повреждений.
2.1.21. Краны - трубоукладчики должны быть оборудованы устройствами для буксировки.
2.1.22. За качество проекта, изготовления, монтажа, реконструкции, ремонта кранов - трубоукладчиков, их узлов, механизмов и приборов безопасности, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.
2.2. Грузозахватные органы
2.2.1. Грузовые кованые и штампованные крюки должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 2105 и других нормативных документов. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода грузоподъемной машины по ГОСТ 6627 и ГОСТ 6628. Допускается применение грузовых крюков кранов - трубоукладчиков грузоподъемностью более 20 т меньших размеров и массы при условии обеспечения возможности использования грузозахватных приспособлений (траверсы, захваты и т.п.). Предохранительные замки для однорогих крюков климатического исполнения У, УХЛ (ХЛ) по ГОСТ 15150, применяемых в кранах - трубоукладчиках общего назначения, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12840.
2.2.2. Крюки грузоподъемностью более 3 т должны быть установлены на подшипниках качения.
2.2.3. Крепление крюка должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов и стопорных болтов не допускается.
2.2.4. Грузовой крюк кранов - трубоукладчиков должен быть снабжен предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления из зева крюка.
2.2.5. На грузовых кованых и штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840. На пластинчатых крюках обозначения должны соответствовать ГОСТ 6619.
2.2.6. Крюки должны устанавливаться на траверсах для свободного их поворота в вертикальной плоскости.
2.3. Канаты
2.3.1. Стальные канаты, применяемые на кранах - трубоукладчиках в качестве грузовых и стреловых, должны соответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241. При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанными стандартами. Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.
2.3.2. Крепление и расположение канатов на кранах - трубоукладчиках должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.
2.3.3. Петля на конце каната при креплении его на кране - трубоукладчике, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна быть выполнена:
а) с применением ковша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;
б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
в) путем заливки легкоплавким сплавом;
г) другим способом в соответствии с нормативными документами.
Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
2.3.4. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл. 1.
Таблица 1
ЧИСЛО ПРОКОЛОВ КАНАТА ПРЯДЯМИ ПРИ ЗАПЛЕТКЕ
Диаметр каната, мм |
Минимальное число проколов каждой прядью |
до 15 |
4 |
от 15 до 28 |
5 |
от 28 до 60 |
6 |
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.
Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный конец каната.
2.3.5. Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.
Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем не менее трех диаметров каната, не разрешается.
2.3.6. Выбор стальных канатов должен производиться в соответствии с проектной документацией. При проектировании, а также перед установкой на кран - трубоукладчик, канаты должны быть проверены расчетом по формуле:
F0 ³ S · Zp ,
где F0 - разрывное усилие каната в целом , принимаемое по сертификату, Н;
Zp - минимальный коэффициент использования каната (минимальный коэффициент запаса прочности каната K = 2);
S - наибольшее натяжение ветви каната, указанное в паспорте крана - трубоукладчика, Н.
Если в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано суммарное разрывное усилие, то усилие S должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 K = 4.
2.4. Барабаны и блоки
2.4.1. Минимальный диаметр барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяется по формуле:
D1 ³ h1 · d, D2 ³ h2 · d, D3 ³ h3 · d,
где d - диаметр каната, мм;
D1 , D2 , D3 - диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока со средней линией навитого каната, мм;
h1 , h2 , h3 - коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блока и уравнительного блока (h1 = 16, h2 = 16, h3 = 14).
2.4.2. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
2.4.3. Барабаны кранов - трубоукладчиков под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки глубиной не менее половины диаметра каната или снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане.
2.4.4. Барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон.
Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При однослойной навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда со стороны крепления каната на барабане может не устанавливаться.
Реборды барабана для каната должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра.
2.4.5. При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя.
2.4.6. Блоки стреловых и грузовых полиспастов должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен быть не более 20% от диаметра каната.
2.4.7. На гусеничных кранах - трубоукладчиках грузовой полиспаст устанавливается между подвижной обоймой (подвеской крюка) и подвесной обоймой, подвешиваемой к оголовку стрелы на шарнирном устройстве, обеспечивающий поворот этой обоймы в вертикальных положении стрелы по ходу и поперек хода крана - трубоукладчика.
2.4.8. Изготовление блоков стрелового и грузового полиспастов из чугунного литья не допускается.
2.5. Тормоза и муфты
2.5.1. Механизм подъема груза и изменения вылета стрелы крана - трубоукладчика должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода и автоматически замыкающимися при его выключении.
2.5.2. У механизмов подъема груза, изменения вылета и телескопирования стрелы, привод которых осуществляется гидроцилиндрами, должно быть предусмотрено устройство, исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.
2.5.3. У механизмов подъема груза и изменения вылета с управляемыми муфтами включения механизмов должны применяться управляемые тормоза нормально закрытого типа, сблокированные с муфтой включения с целью предотвращения произвольного опускания груза или стрелы.
2.5.4. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабанами.
2.5.5. Тормоз механизма подъема груза и стрелы крана - трубоукладчика должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения не менее 1,75.
2.5.6. Тормоза механизмов подъема и изменения вылета крюка при применении винтовых пружин должны замыкаться усилием пружин сжатия, расположенных в гильзах, или снабжены центрирующим стержнем.
2.5.7. Ходовой механизм крана - трубоукладчика должен оснащаться стояночным тормозом.
2.5.8. Тормоза механизмов подъема гусеничного крана - трубоукладчика должны обеспечивать поддержание крюка и стрелы при действии в грузовом и стреловом полиспастах максимальных нагрузок в фиксированных по высоте и вылету положении.
2.5.9. Тормоз механизма подъема крюка должен оснащаться устройством, позволяющим в случае выхода из строя привода произвести его отключение с целью опускания груза на землю.
2.6. Противовесы
2.6.1. При применении на кранах - трубоукладчиках противовеса с переменным вылетом должна быть обеспечена их надежная фиксация (крепление) как в конечных, так и в любом из промежуточных положениях, в том числе на поперечных уклонах.
2.6.2. Противовес с переменным вылетом должен быть оснащен приводом, позволяющим ему откидываться и придвигаться на уклонах 10 ° в сторону стрелы и противоположную сторону.
2.7. Приборы и устройства безопасности
2.7.1. Краны - трубоукладчики должны быть оборудованы устройствами для автоматической остановки:
а) механизма подъема крюка в его крайних вернем и нижнем положениях;
б) механизма изменения вылета в крайних положениях стрелы.
2.7.2. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране - трубоукладчике, должны включаться так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении.
2.7.3. Концевой выключатель механизма подъема груза должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа зазор между ним и упором был не менее 200 мм.
2.7.4. Краны - трубоукладчики для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10%.
После действия ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.
2.7.5. У кранов - трубоукладчиков, грузоподъемность которых изменяется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующий установленному вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика (машиниста).
2.7.6. В кабине или на неповоротной раме должны быть установлены указатели наклона крана - трубоукладчика (креномеры, сигнализаторы), шкала которых должна быть градуирована на угол не менее 15 ° .
2.7.7. Краны - трубоукладчики должны быть снабжен звуковым сигнальным прибором.
2.7.8. Кран - трубоукладчик должен быть оборудован устройством, предохраняющим стрелу от запрокидывания.
2.7.9. Кран - трубоукладчик должен быть снабжен устройством, исключающим пуск двигателя при включенной передаче. Пуск двигателя должен производиться из кабины.
2.8. Механизмы и аппараты управления
2.8.1. Аппараты управления крана - трубоукладчика должны быть выполнены и установлены таким образом, чтобы управление было удобным и не затрудняло наблюдение за грузозахватным органом и грузом.
2.8.2. Количество рычагов управления механизмами, место их размещения относительно продольной оси сиденья крановщика (машиниста) должны соответствовать проектам и нормативной документации. Зоны расположения рычагов должны соответствовать ГОСТ 27258.
2.8.3. Направление перемещения рычагов управления механизмами подъема и изменения вылета крюка и длины стрелы должно обеспечивать:
- при перемещении вперед (от себя) или вниз - опускание крюка и стрелы, а также увеличение длины стрелы;
- при перемещении назад (к себе) или вверх - подъем крюка и стрелы, а также уменьшение длины стрелы.
2.8.4. Рычаги управления крана - трубоукладчика должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.064.
2.8.5. Усилия на рычагах управления крана - трубоукладчика должны соответствовать ГОСТ 12.2.011.
2.9. Кабина и пульт управления
2.9.1. Все краны - трубоукладчики должны быть оборудованы кабиной и пультом управления в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.120. В кабине должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней пульту управления и оборудованию.
2.9.2. Кабина и пульт управления крана - трубоукладчика должны быть расположены так, чтобы крановщик (машинист) мог наблюдать за зацепкой груза, а также за грузозахватным органом и грузом в зоне работы крана - трубоукладчика.
2.9.3. Конструкция кабины и ее расположение должны исключать возможность удара груза или грузозахватного органа о кабину при работе крана - трубоукладчика.
2.9.4. Кабина должна иметь сплошное ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие, защищающее крановщика (машиниста) от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов. Световые проемы кабины должны быть выполнены из небьющегося (безосколочного) стекла.
2.9.5. Остекление кабины должно быть выполнено так, чтобы имелась возможность производить очистку стекол как изнутри, так и снаружи, или должно быть предусмотрено устройство для их очистки. В кабинах кранов - трубоукладчиков следует устанавливать солнцезащитные щитки.
2.9.6. Дверь для входа в кабину может быть распашной или раздвижной и должна быть оборудована устройством для ее запирания.
2.9.7. Кабин должна быть оборудована стационарным сидением для крановщика (машиниста), устроенным и размещенным так, чтобы можно было сидя управлять аппаратами и вести наблюдение за грузом. Должна быть предусмотрена возможность регулирования сиденья по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства обслуживания аппаратов управления.
2.9.8. Кабина должна быть выполнена и оборудована таким образом, чтобы в ней был обеспечен надлежащий температурный режим и обмен воздуха в соответствии с нормативной документацией. На пульте управления должны быть нанесены символы выполнения рабочих операций.
2.9.9. Специальные требования к кабине крана - трубоукладчика должны быть отражены в техническом задании.
2.10. Грузозахватные приспособления
2.10.1. Проектирование грузозахватных приспособлений (стропов, захватов, траверс, троллейных подвесок и т.п.) должно производить специализированные организации, имеющими разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора в соответствии с требованиями настоящих Правил и нормативных документов.
2.10.2. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должно производиться в соответствии с требованиями РД 10-33.
2.10.3. Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90 ° . При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол.
При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.
2.10.4. Расчет стропов из пеньковых, капроновых, хлопчатобумажных канатов (лент) должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При этом коэффициент запаса прочности должен быть не менее 8.
2.10.5. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты, применяемые для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 483, ГОСТ 1088 и другим нормативным документам.
2.10.6. Заплетка петли у пенькового или хлопчатобумажного каната должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок и должна быть оклетнована.
2.10.7. Применение для изготовления стропов синтетических и других материалов допускается в соответствии с нормативным документам.
3. Изготовление, реконструкция, ремонт кранов -
трубоукладчиков и грузозахватных приспособлений
3.1. Изготовление
3.1.1. Краны - трубоукладчики должны быть изготовлены в соответствии с техническим заданием, проектами, техническими условиями, государственными и отраслевыми стандартами, нормами и настоящими Правилами.
3.1.2. Краны - трубоукладчики и их узлы, механизмы и приборы безопасности должны изготовляться на предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями настоящих Правил, и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Лицензия выдается в порядке, установленном Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20. Номер и дата выдачи лицензии на изготовление кранов - трубоукладчиков, а также наименование органа госгортехнадзора, выдавшего лицензию, должны быть указаны в паспорте крана - трубоукладчика.
3.1.3. Руководящие работники и специалисты, связанные с изготовлением кранов - трубоукладчиков, их металлоконструкций, узлов, механизмов и приборов безопасности, должны пройти проверку знаний настоящих Правил, норм и инструкций по безопасности и других нормативных документов в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным постановлением от 19.05.93 № 11.
3.1.4. Для получения разрешения (лицензии) на изготовление расчетных металлоконструкций кранов - трубоукладчиков, их лебедок и приборов безопасности, выпускаемых заводом в виде отдельных элементов, предприятие - изготовитель должно представить в органы госгортехнадзора следующие документы:
а) сборочные чертежи изготовляемых узлов, кинематические, гидравлические схемы;
б) технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
в) справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором России 16.03.93.
3.1.5. Разрешение (лицензия) на изготовление кранов - трубоукладчиков и их отдельных металлоконструкций, лебедок и приборов безопасности выдается органами госгортехнадзора на основании результатов проверки предприятия - изготовителя, рассмотрения представленных им документов и после проведения приемочных испытаний опытного образца. Копию согласования предприятие - изготовитель должно прилагать к паспорту каждого крана - трубоукладчика. Паспорт крана - трубоукладчика составляется по документам предприятий, изготовляющих отдельные узлы. Эти документы должны храниться на заводе, комплектующем кран - трубоукладчик.
3.1.6. В технических условиях на изготовление крана - трубоукладчика или отдельных металлоконструкций наряду с другими указаниями должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом настоящих Правил, порядок приемки узлов и готового изделия, а также сведения о применяемом для изготовления металле и сварочных материалах.
3.1.7. В соответствии с ГОСТ 15.001 для проверки качества изготовления кранов - трубоукладчиков изготовитель должен проводить предварительные (заводские), приемочные, периодические и приемо - сдаточные испытания. Предварительным и приемочным испытаниям должен подвергаться каждый опытный образец крана - трубоукладчика.
3.1.8. Предварительные (заводские) испытания организует и проводит предприятие - изготовитель опытного образца крана - трубоукладчика по программе и методике, составленным разработчиком проекта и согласованным с органами госгортехнадзора. Участие в испытаниях крана - трубоукладчика представителя организации, разработавшей рабочую документацию, и представителя органов госгортехнадзора обязательно.
3.1.9. Приемочные испытания опытного образца крана - трубоукладчика должны проводиться по программе, составленной разработчиком проекта, утвержденной в установленном порядке и согласованной с Госгортехнадзором России.
3.1.10. Программами предварительных и приемочных испытаний опытного образца крана - трубоукладчика наряду с другими видами испытаний должны быть предусмотрены испытания на соответствие кранов - трубоукладчиков паспортным данным, проведение визуального осмотра, статические и динамические испытания, а также испытание кранов - трубоукладчиков на устойчивость.
3.1.11. В соответствии с ГОСТ 15.001 результаты предварительных и приемочных испытаний опытного образца крана - трубоукладчика оформляются протоколами и актом, в которых указываются предложения и выводы комиссии.
3.1.12. Периодические испытания серийно изготовляемых кранов - трубоукладчиков проводит предприятие - изготовитель по разработанной им программе, согласованной с органом госгортехнадзора. Участие представителя органа госгортехнадзора в испытаниях крана - трубоукладчика обязательно.