Общественные здания (к СНиП 2.08.02-85), часть 3

, шт. (5)

где Т — время кругового рейса лифта.

Полученное дробное значение n округляется до целого. Округление до целого может производиться в сторону уменьшения в случаях, когда дробная часть не превышает 10 % целой.

Если полученное по результатам расчета число лифтов слишком велико, то принимается иная организация обслуживания пассажиров и работы лифтов или изменяются планировочное решение здания и исходные данные для расчета.

9. Величины расчетных приведенных часовых пассажиропотоков a1 п и а :

чел.-ч ; (6)

чел.-ч ; (7)

где 0,12 — коэффициент приведения к часовому пятиминутного пассажиропотока с учетом, что показатели интенсивности пятиминутных пассажиропотоков J п и J c принимаются в %; J п , Jc — показатель интенсивности пятиминутных пиковых пассажиропотоков, поднимающихся с основного посадочного этажа и опускающихся на этот этаж, %; - численность населения, пользующегося лифтами в расчетный период при подъеме или спуске, чел.; i — номера этажей, население которых пользуется лифтами при подъеме или спуске; N — номер верхнего заселенного этажа.

Расчет вертикального транспорта в зданиях производится исходя из обслуживания пятиминутных пиковых пассажиропотоков. Величина пятиминутного пассажиропотока определяется показателями интенсивности J п и Jc , показывающими, какая часть населения здания, %, перемещается вверх с основного посадочного этажа и спускается с этажей на основной посадочный в течение 5 минут, в которые пассажиропоток максимальный.

Величина J п и J с определяется экспериментально путем проведения хронометражных замеров в функционирующих зданиях. Величины интенсивности пятиминутных пиковых пассажиропотоков приведены в соответствующих ВСН. В случае когда указанные методики не могут быть использованы, величины J п и J с должны быть определены экспериментально путем хронометражных замеров на действующих объектах, идентичных по технологии функционирования проектируемому объекту. Этажность, заселенность, высота этажей, размещение по этажам отделов, служб и т. п. в выбранном функционирующем объекте могут не совпадать с проектируемым объектом. Анализ результатов хронометражных замеров и технологии функционирования проектируемого и обследованного объектов позволит получить относительные показатели J п , J с и др. и коэффициенты, которые позволят провести расчет вертикального транспорта.

При проведении расчета по периодам, когда пассажиропотоки носят односторонний характер (см. п. 5 а и б), при одностороннем потоке вверх а = 0; а вниз а1п = 0.

10. Время между двумя последовательными отправлениями вверх кабины одного и того же лифта с основного посадочного этажа, включающее в себя время на движение вверх до этажа поворота и вниз до основного посадочного этажа, а также время на остановки и стоянку на этажах, называется временем кругового рейса лифта Т

Т = [ 2H в - h (N в + 1) ] / V + 1,1 S t , c , (8)

где Нв — вероятная высота подъема лифта, м; h — путь, проходимый лифтом при разгоне до номинальной скорости и торможения от номинальной скорости до полной остановки, м (см. табл. 3); N в — число вероятных остановок лифта за круговой рейс выше основного посадочного этажа; S t  — время, затрачиваемое на разгон, торможение, пуск лифта, открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров, с; V — номинальная скорость лифта, м × с-1 .

11. Вероятная высота подъема лифта Нв :

Нв = Кн Н max , м . (9)

При работе лифта с экспрессной зоной (см. рис. 2)

Н в = Нэ + Кн Нз , м , (10)

где Hmax  — высота подъема лифта от уровня пола основного посадочного этажа до уровня пола верхнего обслуживаемого этажа, м; Нэ — высота экспрессной зоны от уровня пола основного посадочного этажа до уровня пола нижней остановки зоны, обслуживаемой лифтами, м; Нз — высота зоны, обслуживаемой лифтами, от уровня пола нижней остановки до уровня пола верхней остановки зоны, м; Кн — коэффициент вероятной высоты подъема лифта. Значения Кн следует принимать по табл. 1.

Таблица 1

N в / N1

Кн

0,6

0,8

0,61 ... 0,8

0,9

> 0,8

1

12. Число вероятных остановок лифта за круговой рейс выше основного посадочного этажа

N в = N в. п + N в. с ; (11)

N в. п = ; (12)

N в. с = ; (13)

где N в.п , N в.с — число вероятных остановок лифта выше основного посадочного этажа при подъеме и спуске соответственно; N1  — число возможных остановок лифта выше основного посадочного этажа при подъеме или спуске; Км.п , Км.с — коэффициент междуэтажных перевозок выше основного посадочного этажа при подъеме и спуске соответственно.

Величины N в.п и N в.с при Км.п и Км.с = 1 могут быть найдены по табл. 2. При Км.п и Км.с ¹ 1 табличные значения N в.п и N в.с следует умножить на значения указанных коэффициентов.

Таблица 2

N1

Заполнение кабины при подъеме Еп или спуске Ес



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

1

1 ,67

2,11

2,41

2,6

2,74

2,82

2,88

2,92

2,95


4

1

1,75

2,31

2,73

3,05

3,29

3,47

3,60

3,70

3,77


5

1

1,8

2,44

2,95

3,36

3,69

3,95

4,16

4,33

4,46


6

1

1,83

2,53

3,11

3,59

3,99

4,33

4,60

4,84

5,03


7

1

1,86

2,59

3,22

3,76

4,22

4,62

4,96

5,25

5,5


8

1

1,87

2,64

3,31

3,9

4,41

4,86

5,25

5,59

5,9


9

1

1,89

2,68

3,38

4,01

4,56

5,05

5,49

5,88

6,23


10

1

1,90

2,71

3,44

4,10

4,69

5,22

5,70

6,13

6,51


11

1

1,91

2,74

3,49

4,17

4,79

5,36

5,87

6,33

6,76


12

1

1,92

2,76

3,53

4,23

4,88

5,47

6,02

6,52

6,97


13

1

1,92

2,78

3,56

4,29

4,96

5,58

6,15

6,67

7,16


14

1

1,93

2,79

3,59

4,33

5,03

5,67

6,26

6,81

7,33


15

1

1,93

2,80

3,62

4,38

5,08

5,75

6,36

6,94

7,48


16

1

1,94

2,82

3,64

4,41

5,14

5,82

6,45

7,05

7,61


17

1

1,94

2,83

3,66

4,45

5,18

5,88

6,53

7,15

7,73


18

1

1,94

2,84

3,68

4,47

5,23

5,94

6,61

7,24

7,84


19

1

1,95

2,84

3,70

4,50

5,26

5,99

6,67

7,32

7,94


20

1

1,95

2,85

3,71

4,52

5,30

6,03

6,73

7,40

8,03


Окончание табл. 2

N1

Заполнение кабины при подъеме Еп или спуске Ес



11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


1

1 2

1 3

1 4

15

1 6

1 7

1 8

1 9

20

21

3

2,97

2,98

2,98

2,99

2,99

3

3

3

3

3


4

3,83

3,87

3,90

3,93

3,95

3,96

3,97

3,98

3,98

3,99


5

4,57

4,66

4,73

4,78

4,82

4,86

4,89

4,91

4,93

4,94


6

5,19

5,33

5,44

5,53

5,61

5,68

5,73

5,77

5,81

5,84


7

5,72

5,9

6,06

6,19

6,31

6,41

6,49

6,56

6,63

6,68


8

6,16

6,39

6,59

6,77

6,92

7,06

7,17

7,28

7,37

7,45


9

6,54

6,81

7,05

7,27

7,46

7,63

7,78

7,92

8,04

8,15


10

6,86

7,18

7,46

7,71

7,94

8,15

8,33

8,50

8,65

8,78


11

7,14

7,50

7,81

8,10

8,37

8,61

8,82

9,02

9,20

9,36


12

7,39

7,78

8,13

8,45

8,75

9,02

9,27

9,49

9,70

9,89


13

7,61

8,02

8,41

8,76

9,09

9,39

9,67

9,92

10,16

10,38


14

7,80

8,25

8,66

9,04

9,39

9,72

10,03

10,31

10,58

10,82


15

7,98

8,45

8,88

9,29

9,67

10,03

10,36

10,67

10,96

11,23


16

8,13

8,62

9,09

9,52

9,92

10,3

10,66

10,99

11,31

11,6


17

8,27

8,79

9,27

9,72

10,15

10,56

10,93

11,29

11,63

11,94


18

8,40

8,93

9,44

9,91

10,36

10,79

11,19

11,57

11,92

12,26


19

8,52

9,07

9,59

10,09

10,56

11,00

11,42

11,82

12,20

12,56


20

8,62

9,19

9,73

10,25

10,73

11,20

11,64

12,06

12,45

12,83


П р и м е ч а н и е. Число вероятных остановок при дробных значениях Еп и Ес определяется интерполяцией.

13. Коэффициенты междуэтажных перевозок учитывают дополнительные остановки, которые должен сделать лифт для обслуживания пассажиров, перемещающихся на подъем и спуск между этажами выше основного посадочного этажа:

Км.п = ам.э.п 5 / а 5 ; Км.с = ам.э.с 5 / а 5 ; (14)

где ам.э.п 5 и ам.э.с 5 — численность пассажиров (пассажиропоток), перемещающихся между этажами выше основного посадочного на подъем и спуск в течение пиковых пяти минут; а 5 и а 5 — численность пассажиров (пассажиропоток), поднимающихся с основного посадочного этажа и спускающихся на основной посадочный этаж в течение «пиковых» пяти минут.

При выполнении расчетов вертикального транспорта для зданий, в которых пассажиропотоки выше основного посадочного этажа отсутствуют, коэффициенты Км.п и Км.с равны единице:

Км.п = 1; Км.с = 1 .

14. Затраты времени S t

S t = (t1 + t2 + t3 ) ( N в + 1) + t4 + t5 ,

где t1  — затраты времени на разгон лифта до установившейся скорости и торможение от номинальной скорости до полной остановки, с; t2 — затраты времени на пуск лифта, с; t 3  — затраты времени на открывание дверей, с; t4 — затраты времени на вход пассажиров в кабину лифта, с; t 5  — затраты времени на выход пассажиров из кабины лифта, с.

15. Значения h и для лифтов с различными скоростями приведены в табл. 3.

Таблица 3

Скорость, м/с

h , м

(t1 + t2 + t3 ) , с

1

2

12

1,6

2,5

10

2,5

4,5

11

4

16

16

16. Время входа пассажиров в кабину лифта и выхода из нее за круговой рейс

t4 + t3 = 2 D t ( Еп Км.п + Ес Км.с ) , (15)

где D t  — время входа или выхода одного пассажира с. Величина D t принимается:

D t = 1,5 с — при ширине дверного проема меньше 1000 мм;

D t = 1с — при ширине дверного проема 1000 и более мм;

D t = 1,2 с — при ширине дверного проема меньше 1000 мм;

D t = 0,8 с — при ширине дверного проема 1000 и более мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример расчета плотности людского потока в коридоре

На рис. представлена схема плана типового этажа корпуса технического вуза. Здание второй степени огнестойкости имеет 7 этажей На этаже размещаются помещения кафедр и помещения для занятий по половине группы, размером в осях 6 ´ 6 м, которые могут объединяться в общую аудиторию для занятий целой группы (размером в осях 6 ´ 9 м и 6 ´ 12 м).

Схема плана типового этажа технического вуза

Абсолютно симметричное размещение лестничных клеток (А, Б, В и Г) позволяет подразделить план на четыре равные зоны. На рис. приведена схема планировки одной из таких зон, обслуживаемых лестничной клеткой Б, с указанием количества людей, эвакуирующихся из каждой аудитории, и маршрутов их движения в лестничную клетку Расчетная схема путей эвакуации и движения людских потоков дана на рис.

В каждом помещении аудиторий находится менее 50 чел. и расстояние от любой точки в ней до выхода не превышает 25 м, поэтому согласно п. 3.5 и СНиП 2.08.02-85 из аудиторий может быть один выход в коридор с минимальной шириной двери выхода из помещения, равной 0,9 м.

Ширина коридора в свету d К составляет 2,6 м. Поток в коридоре формируется на участках от выходов из помещений, наиболее удаленных от лестничной клетки Б, до дверного проема, отдаляющего его от поэтажного холла, т. е. на участках (слева и справа по отношению к лестничной клетке) длиной l 1 = 6 + 6 + 1,5 = 13,5 м. Плотность людского потока на участке его формирования в коридоре определяется как количество людей N, выходящих на него, к его площади. При этом следует учитывать неодновременность использования всех помещений, принимая расчетную численность студентов с коэффициентом К = 0,8 от проектной вместимости помещений. Следовательно, расчетная плотность людского потока на участке формирования в коридоре определится по формуле

D К = = 6 × 14 × 0,8 / 2,6 × 13,5 = 1,91 ~ 2 чел/м2 .

По табл. 6 СНиП 2.08.02—85 этому значению плотности соответствует допустимое расстояние от наиболее удаленного выхода из помещения до выхода в лестничную клетку:

60 м — из помещений, расположенных между лестничными клетками;

30 м — из помещений с выходами в тупиковый коридор.

Фактические расстояния в рассматриваемом проекте составляют 13,5 + 6 + 2 = 21,5 м, что меньше нормативных.

Двигаясь по пути эвакуации, людские потоки проходят через три дверных проема. Следует определить их требуемую ширину , согласно данным п. 3.9 СНиП 2.08.02—85 по формуле

= S NK / 165 = Np \ 165 ,

где S NK  — суммарное количество людей (с учетом неодновременности использования аудиторного фонда вуза), чел.; 165 — нормативное для зданий I и II степени огнестойкости количество людей, пропускаемых 1 м ширины двери без образования скоплений людей перед ней, чел.

Через дверной проем, отделяющий коридор от поэтажных холлов, эвакуируется N р = 67,2 чел., следовательно

= 67,2 / 165 = 0,41 м ,

и поэтому может быть принята равной минимально допустимой ширине 1,2 м.

Перед следующим дверным проемом на путях эвакуации расположен дверной проем в лифтовый холл. Передним сливаются людские потоки, идущие с правой и левой частей коридора. Суммарное расчетное количество людей составляет Np = 2 × 67,2 = 134,4 чел. Требуемая расчетная ширина дверей этого выхода составит

= 134,4 / 165 = 0,81 м

и должна быть принята минимально допустимой, равной 1,2 м.

Поскольку количество людей, эвакуирующихся через последующий выход (выход из лифтового холла в лестничную клетку), равно количеству людей, эвакуирующихся через предыдущий выход, то ширина этого выхода должна быть такой же, т. е. d 3 = d 2 = 1,2 м.

Ширина лестничного марша согласно требованиям п. 3.19 должна быть не менее ширины выхода в лестничную клетку с этажа, т. е. d 4 = 1,2 м и соответствует минимальной (п. 3.19) для рассматриваемого вида зданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Расчет дымоудаления из помещения без естественного освещения

Определяется расход дыма, который необходимо удалить из помещения без естественного освещения, для хранения горючего вещества массой 3000 кг в пересчете на древесину. Площадь помещения составляет 100 м2 , в помещении имеется дверь шириной 0,85 м и высотой 2 м. Расчетная температура в смежных помещениях составляет 18°С.

Определяем удельную пожарную нагрузку

q = 3000 / 100 = 30 к × м-2 .

По графику рис. 23 определяем продолжительность начальной стадии пожара (0,15 ч) и максимальную среднеобъемную температуру в помещении

t пом = 1000 °С.

Плотность воздуха в смежном помещении

r с = 353 / 273 + tc = 353 / 273 +18 = 1,21 кг × м -3 .

Плотность газов в помещении, где возник пожар

r пом = 353 / 273 + 1000 = 0,28 кг × м -3 .

Расход дыма, который необходимо удалить из помещения, где возник пожар, определяем по формуле (1)

G = 0 ,8 ВН =

= 6,4 кг × с-1 .

Объемный расход удаляемого дыма

Q = G / r пом = 6,4 / 0,28 = 22,8 м-3 × с-1 = 82 300 м3 × ч-1 .

Расчет требуемого давления вентилятора Р производится для конкретного исполнения канала дымоудаления и обвязки вентилятора. Выбор вентилятора осуществляется по каталогам в соответствии с полученными расчетом Р и Q.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Пример расчета параметров системы дымоудаления из коридора 16-этажного административного здания

Требуется рассчитать расход газов в системе дымоудаления 16-этажного административного здания. Высота этажа здания h эт = 3,6 м. Средняя пожарная нагрузка в помещениях составляет 20 кг × м-2 . Дверные проемы в помещениях имеют размеры Но Во = 2 × 1 м. Помещения оборудованы приточной общеобменной вентиляцией, обеспечивающей трехкратный обмен воздуха. Поэтажный коридор длиной 60 м разделен посередине на отсеки перегородкой с дверью. Размеры дверных проемов в перегородках, отделяющих лестничную клетку с подпором воздуха от первого отсека коридора и отсеки коридора друг от друга, составляют Нп Вп = 2 × 1 м.

Средняя температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки года Тп составляет минус 30°С, скорость ветра u в 5 м × с -1 . В здании поддерживается температура Т d , равная 20 °С.

По номограмме рис. 23 определяем максимальную по времени среднеобъемную температуру в помещении, где возник пожар:

То.м = 912 °С= 1185 К.

Определяем температуру продуктов горения, выходящих из помещения очага пожара в коридор

То.к = 0,65 То.м = 0,65 × 1185 = 770 К.

Среднюю скорость воздуха в дверном проеме между поэтажным коридором и лестничной клеткой с подпором воздуха u п , предотвращающую поступление дыма в лестничную клетку, определим по формуле

u п = (0,46 — 0,09l п / L ) = (0,46 0,09 × 6/30)= 2 м × с-1 ,

где l п — расстояние от двери помещения очага пожара до двери в лестничную клочку, м; L — длина отсека коридора, м.

Температуру приточного воздуха Тп вычисляем по формуле

Тп = (Тн + Тв ) / 2 = (243 + 293) / 2 = 268 К.

Плотность приточного воздуха r п вычислим по формуле

r п = 353/Тп = 353 / 268 = 1,32 кг × м-3 .

Определим расход приточного воздуха из лестничной клетки в поэтажный коридор G п

G п = r п Нп Вп u п = 1,32 × 2 × 1 × 2 = 5,3 м × с-1 .

Расход воздуха в приточной системе общеобменной вентиляции G о.в вычисляем по формуле

Go. в = n V пом r п / 3600 = 3 (36 × 3,6) 1,32 / 3600 = 0,13 кг × с-1 ,

где n  — кратность воздухообмена в рабочих помещениях; V пом — объем рабочего помещения, м 3 .

Вычисляем расход дыма G д , удаляемого из отсека поэтажного коридора

Gд = 1,1Gп + G о.в = 1,1 × 5,3 + 0,13 + 6,01 кг × с-1 .

Определяем расход продуктов горения G2 из помещения очага пожара в поэтажный коридор

G2 = 0,6 Bo Ho 3/2 = 0,6 × 1 × 23/2 = 1 ,69 кг × с-1 .

Температуру дыма Тд , удаляемого из отсека поэтажного коридора, определяем по формуле

Тд = G2 T о.к + Тп ( G п - 0,9 G2 ) / G д =

= 1,69 × 770 + 268 (5,3 - 0,9 × 1,69) / 6,01 = 385 К.

Плотность продуктов горения r д в отверстиях клапана дымоудаления определяем по формуле

r д = 353 / Тд = = 0,917 кг × м-3 .

Принимаем площадь отверстия клапана дымоудаления f кл равной 0,5 м2 и вычисляем скорость дыма в нем:

u д = G д / r д f кл = 6,01 / 0,917 × 0,5 = 13,1 м × с-1 .

Среднюю по высоте шахты дымоудаления температуру продуктов горения Тс вычисляем по формуле

Тс = Тв + (Тд - Тв ) 1 / 0,0725 N h эт =

= 293 + (385 - 293) 1 - е - 0,0725 × 16 × 3,6 / 0,0725 × 16 × 3,6 = 314 К ,

где N — количество этажей.

Плотность продуктов горения r с при этой температуре находим по формуле

r с = 353/Тс = 353 / 314 = 1,11 кг × м-3 .

Расход продуктов горения G о.ш.д на оголовке шахты дымоудаления определяем по формуле

G о.ш.д = G д + h э G ф (N - 1) = 6 ,01 + 3,6 × 0,11 (16 - 1) = 12 кг × с-1 ,

где G ф — расход воздуха фильтрующегося в шахту дымоудаления через метр ее высоты (принимать G ф не менее 0,11 кг × с -1 м -1 ).

Среднюю скорость u ш в шахте дымоудаления при ее площади сечения, равной f шд = 1 м 2 , вычислим по формуле

u ш = = 6,01 + 12 / 2 × 1,11 × 1 = 8,11 м × с-1 .

Потери давления в шахте дымоудаления D Рш.д вычисляем по формуле

D Рш.д = = = 430 Па,

где x ш.д  — коэффициент гидравлического сопротивления шахты дымоудаления; d э — эквивалентный диаметр шахты дымоудаления, вычисляется через размеры проходного сечения А и В по формуле

d э = 4 f ш.д / 2 A + = 4 × 1/2 × 1 + 2 × 1 = 1 м.

Потери давления на клапане дымоудаления D Рк.д вычисляем по формуле

D Рк.д = x к.д r д u2 / 2 = 1,5 × 0,917 × 13,1 2 /2 = 118 Па,

где x к.д — коэффициент гидравлического сопротивления клапана дымоудаления.

Эквивалентную площадь проемов ( m f) э , отделяющих лестничную клетку с подпором от объема второго отсека коридора, определяем по формуле

( m f) э = [1 / ( m f п ) 2 + 1 / ( m f п ) 2 ] - 1/2 = [1/(0,64 × 1,2)2 + 1/(0,64 × 1,2)2 ] - 1/2 =

= 0 ,905 м2 ,

где m  — коэффициент расхода ( m = 0,64).

Потерю давления D Рп в дверных проемах, отделяющих лестничную клетку от объема второго отсека коридора, вычисляем по формуле

D Рп = + 1,4 r н u в 2 / 2 = 5,32 / 0,09052 + 1,4 × 1,45 × 52 / 2 = 60 Па.

На оголовке шахты дымоудаления вентилятор должен развить давление Рв , равное:

Рв = D Рп + D Ркл + D Рш.д - D Рсети .

Потери давления в обвязке вентилятора дымоудаления D Рсети вычисляются по известным из гидравлики формулам с учетом конструктивного ее исполнения.

Объемный расход дыма на оголовке шахты дымоудаления определяется по формуле

Q д = 3600 G о.ш.д / r с = 3600 × 12 / 1,11 = 38920 м3 × ч-1 = 40000 м3 × ч-1 .

Располагая значения Q и Рв по каталогам, выбираем вентиляционное оборудование.


Закрыть

Строительный каталог