Общественные здания (к СНиП 2.08.02-85), часть 2

2.36 (2.26). С целью предотвращения взрывов пыли от: зарядов статического электричества стенки пневмопроводов необходимо заземлять в соответствии с требованиями, «Правил защиты от статического электричества в производствах химической промышленности».

2.37 (2.28—2.30). В общественных зданиях должна быть предусмотрена система удаления мусора.

Система мусороудаления должна включать сбор, накопление, а также временное (в пределах санитарных норм) хранение мусора и обеспечение его дальнейшего вывоза.

При удалении пищевых отходов из зданий и помещении общественного питания должны учитываться специальные технические и гигиенические требования к их сбору, хранению и транспортированию,

Система удаления мусора из зданий должна быть увязана с системой санитарной очистки населенного пункта. При проектировании крупных комплексов, общественных центров и зданий допускается устройство пневматической системы для сбора и удаления мусора, включая средства для его вывоза.

Мусоропроводы в зданиях должны соответствовать требованиям ВСН 8-72.

Примерные схемы мусоропроводов приведены на рис. 13, а пример установки загрузочного клапана на рис. 14.

Рис. 13. Примерные схемы мусоропроводов

1 — контейнер; 2 — направляющий патрубок с шибером; 3 — опора отвода мусоропровода; 4 — отметка промежуточной площадки лестницы; 5 — фланец дефлектора; 6 — дефлектор; 7 — загрузочный клапан; 8 — направляющий патрубок с шибером; 9 — контейнер

Рис. 14. Установка загрузочного клапана в стене мусоросборной камеры

1 — лоток; 2 — клапан загрузочный; 3 — опора ствола мусоропровода; 4 — направляющий патрубок с шибером; 5 — контейнер

2.38 (2.28—2.30). Металлические элементы мусоропроводов должны соответствовать стандартам:

ГОСТ 24324—80 «Клапаны загрузочные для мусоропроводов жилых и общественных зданий. Технические условия»;

ГОСТ 26256—84 «Шиберы для мусоропроводов жилых и общественных зданий. Технические условия»;

ГОСТ 26257—84 «Контейнеры несменяемые для мусоропроводов жилых и общественных зданий. Технические условия».

2.39 (2.28—2.30). Ствол мусоропровода должен выполняться, как правило, из элементов цилиндрических асбестоцементных с условным проходом. Допускается стволы мусоропроводов выполнять круглой формы указанного размера из других соответствующих строительных материалов, а также совмещенными с конструктивными элементами здания (лифтовыми и вентиляционными шахтами, каналами дымоудаления и т. п.) (рис. 15, 16, 17).

Рис. 15. Схема ствола мусоропровода, совмещенного с лифтовой шахтой

1 — канал вентиляции технического подполья; 2 — блок объемной шахты; 3 — канал мусоропровода

Рис. 16. Схема ствола мусоропровода, совмещенного
с вентиляционным блоком

1 — гипсобетонный блок инженерных коммуникаций КБ 5—2; 2 — мусоропровод

Рис. 17. Схема створа мусоропровода, совмещенного с вентиляционным блоком сечения

1 - гипсобетонный блок; 2 - плита перекрытия лестничной клетки; 3 - гернитовый шнур Ф 40 ПВТУ 32-65.

2.40 (2.28—2.30). При смежном размещении стволов мусоропроводов, вентиляционных шахт и каналов дымоудаления перегородки, отделяющие ствол мусоропровода от вентиляционных шахт или каналов дымоудаления, должны быть пылегазонепроницаемыми и иметь предел огнестойкости, установленный СНиП 2.04.05—86.

2.41 (2.28—2.30). Мусоропроводы не должны сужать расчетную ширину путей эвакуации людей и не должны препятствовать открыванию дверей эвакуационных выходов, очистке окон; к загрузочным клапанам должен быть обеспечен удобный и освещенный подход.

2.42 (2.28—2.30). Наружная сторона двери мусоросборной камеры должна иметь архитектурно-декоративное покрытие.

Допускается установка раздельных дверей: функциональной (внутренней) и декоративной (наружной).

Для строительства в I климатическом районе и IIIА климатическом подрайоне необходимо устройство в мусоросборной камере тамбура с раздельными дверями: внутренней — функциональной и наружной — декоративной.

2.43 (2.28—2.30). Светильники электрического освещения мусоросборной камеры устанавливаются в пыленепроницаемом влагозащищенном исполнении; вход в мусоросборную камеру также должен иметь электрическое освещение (в уличном исполнении).

2.44 (2.28—2.30). В зданиях, оборудованных автоматическими установками пожаротушения (спринклерные установки) или автоматической пожарной сигнализацией (тепловой), необходимо предусматривать установку пожарных датчиков или спринклеров в мусоросборных камерах.

2.45 (2.28—2.30). Для накопления и временного хранения мусора в зданиях, не оборудованных мусоропроводом, проектируемых для строительства в городах, следует предусматривать мусоросборную камеру или другое хозяйственное помещение.

Мусоросборная камера и зданиях, не оборудованных мусоропроводом, может быть встроенной, пристроенной или отдельно стоящей.

Требования к таким мусоросборным камерам предъявляются такие же, как к камерам зданий, оборудованных мусоропроводом.

2.46 (2.28—2.30). Для накопления и временного хранения мусора в зданиях, не оборудованных мусоропроводом, проектируемых для строительства в поселках и сельских населенных пунктах, допускается (вместо мусоросборной камеры) использовать крытую или открытую хозяйственную площадку или хозяйственное помещение.

2.47 (2.28—2.30). Отдельно стоящие хозяйственные помещения и площадки следует располагать на расстоянии не менее 14—20 м и не более 75—100 м от общественных зданий.

Отдельно стоящие хозяйственные помещения и площадки должны быть ограждены зелеными насаждениями, ассортимент которых определяется климатической зоной,

Зеленые насаждения и ограждения не должны ограничивать работу мусоровоза.

Примерная схема площадки под мусоросборники вместимостью 0,1 м3 приведена на рис. 18.

Рис. 18. Схема площадки под мусоросборники вместимостью 0,1 м3

Рекомендуемые схемы крытых площадок под контейнеры вместимостью до 0,75 м3 показаны на рис. 19, 20.

Рис. 19. Площадка крытая для двух контейнеров

Рис. 20. Площадка крытая для пяти контейнеров

2.48 (2.28—2.30). Минимальные площади элементов хозяйственных помещений и площадок для размещения в них специального оборудования и подходов для обслуживания приведены в табл. 3.

Таблица 3


Наименование

Необходимая площадь на единицу инвентаря, м2


для размещения

для обслуживания

Мойка

0,24

1

Трап для отвода сточной воды в канализационную сеть

0,1

-

Тележка для транспортирования тары и других работ дворника

0,9

1,2

Место для хранения инвентаря дворника

0,55

1

Место хранения вторсырья

3

0,5

Мусоросборники вместимость. 0,1 м3

0,19

-

Контейнеры вместимостью 0,3 м3

0,66

-

Контейнеры вместимостью 0,75 м3

1

1,5

П р и м е ч а н и е. К сумме площадей вводится коэффициент КС = 0,9, учитывающий возможность их совмещения при работе.

2.49 (Раздел 2). При проектировании зданий для строительства в I А, IБ и IГ климатических подрайонах необходимо по возможности принимать компактные объемно-планировочные решения, избегать сложных по конфигурации планов и разновысотности отдельных частей здания.

2.50. В наружных стенах подвалов и технических подполий, не имеющих вытяжной вентиляции, необходимо предусматривать продухи общей площадью не менее 1 : 400 площади пола.

2.51. В зданиях высотой 9 этажей нужно предусмотреть возможность крепления строительных люлек с электроприводом или другое устройство для ремонта и чистки фасадов.

2.52 (Приложение 2). Помещения в подвальных и цокольных этажах общественных зданий могут быть использованы по второму назначению для нужд гражданской обороны под помещения основного назначения убежищ и противорадиационных укрытий в соответствии с нормативными документами.

2.53. Помещения, предназначенные для использования по второму назначению, рекомендуется предусматривать внутри застройки под зданиями наименьшей этажности.

2.54. При использовании помещений для нужд гражданской обороны желательно отдавать предпочтение большим помещениям, как, например, вестибюль с гардеробной, фойе, холлы, торговые залы магазинов, группа помещений предприятий общественного питания, лаборатории и аудитории для изучения спецпредметов с нестационарным, убираемым спецоборудованием, помещения для посетителей, демонстрационные залы, залы семейных торжеств, приемные пункты бытового обслуживания, стрелковые тиры, спортивные залы для тренировочных занятий, кинотеатры или их залы вместимостью до 300 мест, выставочные залы и пр.

2.55. Суммарная площадь помещений, предназначенных для укрываемых в убежище, должна быть не менее 75 м2 , при этом желательно, чтобы площадь отдельных помещений была не менее 25 м2 .

Суммарная площадь помещений, предназначенных для укрываемых в противорадиационных укрытиях, должна быть не менее 25 м2 .

2.56. Помещения, используемые в качестве убежища, должны быть, как правило, высотой не более 3,5 м и не менее 1,8 м.

2.57. В кладовых и подсобных помещениях стеллажи, поддоны и другие виды оборудования желательно проектировать с учетом возможности их приспособления для размещения укрываемых.

2.58. Помещения, предназначенные для использования под противорадиационные укрытия, рекомендуется проектировать исходя из минимальных затрат времени и средств на их переоборудование и срочное повышение защиты от ионизирующих излучений (предусматривать оконные решетки в приямках, допускающие усиление выступающих над поверхностью земли стен цокольного этажа, наружные подоконные доски для заделки оконных проемов, экраны у входов и пр.).

Массу строительных элементов для усиления стен и закрытия оконных проемов с целью срочного повышения защиты помещений от ионизирующих излучений рекомендуется принимать до 80—100 кг.

2.59. В помещениях, предназначенных для использования по второму назначению в качестве убежища, в отделке интерьеров нежелательно применять штукатурку, облицовочные плитки и другие откалывающиеся отделочные материалы.

Рекомендуются: побелка и окраска клеевыми и масляными красками с получением матовых поверхностей, офактуривание лицевой поверхности сборных элементов в заводских условиях, затирка швов и лицевой поверхности, щитовые отделочные материалы с соответствующими противопожарными характеристиками.

3. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 (3.1). При проектировании общественных зданий со стилобатом площадь этажа можно принимать без учета площади стилобата при условии отделения высотной части здания противопожарной стеной. Допускается сообщение высотной части здания со стилобатной через противопожарный тамбур-шлюз с подпором воздуха не менее 20 Па.

3.2 (3.8). В прил. 3 приведен пример расчета плотности людского потока в коридоре.

3.3 (3.11). Поэтажные холлы открытых на всю высоту здания лестниц рекомендуется отделять противопожарными перегородками от коридоров и других помещений на каждом этаже здания.

3.4 (3.17). Пример планировочного решения по устройству выходов из лестничных клеток через один вестибюль приведен на рис. 21.

Рис. 21. Пример планировочного решения по устройству выходов
из лестничных клеток через один вестибюль

1 — вестибюль; 2 — лестничная клетка с выходом наружу через вестибюль; 3 — лестничная клетка с выходом непосредственно наружу и через вестибюль; 4 — противопожарная перегородка с дверью

Рис. 22. Пример устройства наружной пожарной лестницы

1 — покрытие здания; 2 — сходный трап; 3 — тетива лестницы; 4 — стойка крепления

3.5(3.19). Ширину лестничных маршей и дверей эвакуационных выходов рекомендуется принимать не более 2,4 м, чтобы набежать нарушения устойчивости потока эвакуирующихся людей.

При необходимости проектирования лестничных маршей большей ширины желательно предусматривать их разделение по ширине промежуточными перилами с поручнем.

Для лестниц с шириной марша более 1,5 м желательно предусматривать поручни с двух сторон.

3.6 (3.20). Пример устройства наружной пожарной лестницы приведен на рис. 22. Необходимость устройства наружных пожарных лестниц установлена СНиП 2.01.02— 85.

3.7 (3.27). К подвалам специального назначения относятся подвалы, предназначенные для использования в качестве защитного сооружения гражданской обороны.

Под отсеком в подвальном или цокольном этаже принимается суммарная площадь помещений, ограниченная противопожарными преградами (перегородками, перекрытиями).

В пределах каждого отсека могут устанавливаться сетчатые или не доходящие до потолка перегородки.

При отсутствии в отсеках окон или люков следует предусматривать шахты дымоудаления с ручным или автоматическим открыванием в случаях, установленных СНиП 2.08.02—85. Система дымоудаления из таких помещений должна обеспечивать незадымление смежных помещений при открытых дверях из помещений без естественного освещения.

Расход дыма G , кг × с-1 , удаляемого из помещения без естественного освещения, определяется по формуле

G = 0,8 ВН , (1)

где В и Н — ширина и высота дверного проема, м; r пом и рс — плотности воздуха в помещении, где возник пожар, и в смежном с ним, кг × м-3 ; g  — ускорение свободного падения, м × с-2 .

Плотность воздуха в смежном помещении и в помещении, где возник пожар, определяется по формуле

r = 353 / Т . (2)

Температура воздуха в смежном помещении известна из проектных данных, а максимальную по времени среднеобъемную температуру в помещении, где возник пожар, определяют по номограмме рис. 23. Пример расчета приведен в прил. 4.

Рис. 23. Зависимость продолжительности начальной стадии пожара
от площади пола и максимальной по времени среднеобъемной
температуры от массы горящего вещества на 1 м2

3.8 (3.30). В зданиях, состоящих из разных частей, из которых одна имеет этажность 10 и более этажей, соединяется коридорами (проходами) с частями здания меньшей этажности, в местах прохода в высотную часть здания следует предусматривать тамбур-шлюз. В этом случае на части здания меньшей этажности не распространяются требования пп. 3.30—3.40 СНиП.

3.9. Лестничные клетки с поэтажными входами через наружную воздушную зону по балконам и лоджиям (рис. 24) не следует рассматривать в качестве постоянной рабочей связи между этажами, а потому отпадает необходимость в их отоплении. Вследствие этого целесообразно проектировать объем указанных клеток вне пределов общего объема здания, чтобы исключить необходимость в утеплении элементов каркаса, выходящих на лестницу.

Рис. 24. Пример планировочного решения лестничной клетки
с переходом через наружную воздушную зону по балконам

Во избежание возможного задувания ветром дыма через наружную зону в лестничные клетки не допускается расположение последних во внутренних углах наружных стен здания. Для защиты наружной зоны (лоджии, балконы) от снега рекомендуется устройство решетки из вертикальных планок по открытому периметру названной зоны.

3.10. Вертикальные пути эвакуации здания следует рассредоточивать. Рекомендуется располагать лестничную клетку со входами через наружную воздушную зону на допустимом по расчету эвакуации удалении от лифтового узла, а лестничную клетку, незадымляемость которой обеспечивается посредством создания избыточного давления (рис. 25), — рядом с лифтовым узлом. В целях увеличения выхода нормируемой площади помещений такую лестничную клетку целесообразно располагать в центральной части здания.

Рис. 25. Устройство рассечки между этажами в лестничной клетке
с подпором воздуха

Подпор воздуха в отсеках лестничных клеток обеспечивается путем подачи воздуха от вентиляторов в верхние зоны отсеков.

3.11. (Примеч. к п. 3.30). По аналогии с текстом примеч. 1 к п. 3.30 здания высотой семнадцать надземных этажей при использовании семнадцатого этажа в качестве технического можно проектировать в соответствии с требованиями для 10—16-этажных зданий.

3.12 (3.33). Воздух в лифтовые шахты следует подавать сосредоточенно сверху. Все лифты при пожаре должны опускаться вниз по сигналу от пожарных извещателей. Если дверь лифта на первом этаже здания открывается автоматически, то скорость воздуха в щелях между стенами лифтовой шахты и кабиной должна быть не менее 2 м/с-1 .

3.13 (3.34). И том случае, если через лифтовый холл необходимо осуществлять проход между частями здания (двумя или более), рекомендуется устройство дополнительного прохода (или проходов), обеспечивающего сообщение между коридорами, имеющимися в частях здания. В лифтовый холл не должны открываться двери из рабочих и других помещений.

3.14 (3.42—3.46). В системе дымоудаления рекомендуется применять радиальные (центробежные) вентиляторы.

Схема размещения отверстий дымоудаления в коридорах большой протяженности показана на рис. 26. Пример расчета параметров системы дымоудаления из коридора 16-этажного административного здания приведен в прил. 5.

Рис. 26. Схема размещения отверстий дымоудаления в коридорах

большой протяженности

1 — перекрытие; 2 — отверстие дымоудаления с клапаном, узлом управления; 3 — перегородка из несгораемых материалов с самозакрывающейся дверью для деления коридора на отсеки длиной не более 60 м

Шахта дымоудаления должна соединять поэтажные отверстия дымоудаления отсеков коридоров, расположенных непосредственно друг над другом. Сопротивление воздухопроницанию шахт дымоудаления рекомендуется принимать не менее 3,6 × 105 Па × м2 × с × кг-1 .

Удаление дыма должно осуществляться только из того отсека поэтажного коридора, к которому примыкает помещение, где возник пожар. Для обеспечения эффективного дымоудаления клапаны следует располагать так, чтобы нижний срез отверстия был выше верхнего среза дверного проема.

При устройстве в коридорах сплошных подвесных потолков отверстия дымоудаления следует располагать ниже уровня подвесного потолка.

Отверстия воздухозабора систем подпора воздуха следует располагать так, чтобы исключить попадание в них дыма (рис. 27 и 28).



Рис. 27. Схемы подачи наружного воздуха в защищаемый объем
для создания подпора при пожаре

а — сосредоточенная подача воздуха в верхнюю часть объема лестничной клетки и лифтовой шахты; б — подача воздуха в верхнюю часть отсеков лестничной клетки при ее разделении рассечкой; в — подача воздуха в верхние части отсеков лестничной клетки с помощью осевых вентиляторов; 1 — лестничная клетка; 2 — вентилятор подачи воздуха в защищаемый объем; 3 — лифтовая шахта; 4 — шахта (канал) для подачи воздуха; 5 — рассечка в лестничной клетке

Рис. 28. Взаимное расположение отверстий воздухозабора и выброса дыма системы противодымной защиты зданий

а — вентиляторы установлены в общей вентиляционной камере на покрытии здания; б — вентиляторы установлены в обособленных вентиляционных камерах на техническом этаже (чердаке здания); 1 — отверстие воздухозабора вентилятора подачи воздуха; 2 — вентилятор подачи воздуха; 3 — ограждающая конструкция вентиляционной камеры; 4 — покрытие здания; 5 — сплошная перегородка, разделяющая вентиляционные камеры; 6 — покрытие вентиляционной камеры: 7 — выбросной патрубок системы дымоудаления; 8 — междуэтажное перекрытие

3.15. Устройство порогов на путях эвакуации людей не допускается.

3.16. Материалы, используемые для отделки стен, потолков и пола машинных помещении лифтов, должны быть несгораемыми.

3.17. Теплоизоляцию холодильных камер следует предусматривать из трудносгораемых или несгораемых материалов.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила определения строительного объема, площади застройки
общественных зданий, высоты технического этажа и площади
подполья для проветривания

1. Строительный объем здания определяется как сумма строительного объема выше отметки ± 0.00 (надземная часть) и ниже этой отметки (подземная часть).

Строительный объем надземной и подземной частей здания определяется и пределах внешних ограничивающих поверхностей с включением ограждающих конструкций, лоджий, световых фонарей, купонов и др., начиная с отметки чистого пола каждой из частей здания, без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов, подпольных каналов, портиков, открытых веранд, балконов, объема проездов и пространства под зданием на опорах (в чистоте), а также подполья для проветривания под зданиями, проектируемыми для строительства на вечномерзлых грунтах.

Площадь вертикального поперечного сечения следует определять по обводу наружной поверхности стен, по верхнему очертанию кровли и по уровню чистого пола первого этажа.

При измерении площади поперечного сечения выступающие на поверхности стен архитектурные детали, а также имеющиеся в стенах ниши учитывать не следует.

2. Площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части. Площадь под зданием, расположенным на столбах, а также проезды под зданием включаются в площадь застройки.

3. Высоту технического этажа (технического подполья), предназначенного для размещения только инженерных сетей, допускается принимать не менее 1,6 м от пола до потолка.

4. Площадь подполья для проветривания, проектируемого для строительства на вечномерзлых грунтах, чердака1 , технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций не менее 1,8 м, а также лоджий2 , наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую, полезную и нормируемую площади не включаются.

1 Пространство между неутепленными конструкциями кровли (наружных стен) и утепленным перекрытием верхнего этажа.

2 Ниша в объеме здания (в том числе на первом этаже) или перекрытое и огражденное в плане с трех сторон капитальными конструкциями пространство.

5. Площади радиоузлов, коммутационных, подсобных помещений при эстрадах и сценах, киноаппаратных, ниш шириной не менее 1 и высотой 1,8 м и более, а также встроенных шкафов (за исключением встроенных шкафов инженерного назначения) включаются в нормируемую площадь здания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методические основы расчета пассажирскою вертикального
транспорта (лифтов)

Термины и определения

Лифтовый узел — объемно-планировочный элемент здания, включающий в себя лифтовые холлы, шахты и машинные помещения одного лифта, группы лифтов или нескольких групп лифтов, расположенных в непосредственной близости друг от друга.

Группа лифтов — два и более лифта одинакового назначения, объединенных системой группового управления, обслуживающих, как правило, одни и те же этажи здания и имеющих общие холлы или этажные площадки.

Групповое управление лифтами — система управления совместной работой двух и более лифтов в соответствии с заданным алгоритмом (исключение «холостых» пробегов и остановок лифтов, минимизация времени ожидания лифтов).

Лифтовый холл — помещение, в которое выходят двери лифтов. Однорядное расположение лифтов — расположение лифтов с одной стороны лифтового холла.

Двухрядное расположение лифтов — расположение лифтов с двух противоположных сторон лифтового холла.

Ширина лифтового холла — расстояние от передней стены лифтовых шахт до противоположной стены при однорядном расположении лифтов или расстояние между передними стенами шахт при двухрядном, м.

Население здания — расчетная численность людей, на которое рассчитано здание.

Междуэтажный людской поток — численность людей, перемещающихся между этажами за определенный период времени, чел/ч.

Пассажирский поток (пассажиропоток) — численность людей, перемещающихся между этажами при помощи средств вертикального транспорта за определенный период времени.

Интервал движения лифтов — усредненный интервал времени между моментами последовательного отправления вверх с основного посадочного этажа лифтов одной группы, с.

Круговой рейс лифта — путь, проходимый кабиной от основного посадочного этажа до возвращения на этот этаж, м.

Основной посадочный этаж — этаж, на который прибывает и с которого отправляется основная часть перевозимых лифтами пассажиров (обычно этаж входа в здание).

Заполнение кабины, отправляющейся с основного посадочного этажа (возвращающейся на основной посадочный этаж), — численность пассажиров, вошедших в кабину (вышедших из кабины) при отправлении с основного посадочного этажа (по прибытии на основной посадочный этаж), чел.

Время кругового рейса лифта — время, затрачиваемое на круговой рейс и включающее время пуска и движения лифта, открывания и закрывания дверей, а также время загрузки и разгрузки кабины лифта, с.

Число возможных остановок - наибольшее число остановок, на которых лифт может остановиться в определенный период функционирования здания.

Число вероятных остановок — усредненное число остановок лифта за круговой рейс, определяющееся методами теории вероятности с учетом числа возможных остановок, заполнения кабины и организации работы лифтов.

Зонная организация работы лифтов — обслуживание одной группой (одними группами) лифтов населения нижней части здания, другой группой (другими группами) — населения вышележащей части здания, проходят нижнюю часть здания без остановок (см. рис. 7).

Пересадочный этаж (этажи) — этаж (этажи) на стенке верхней и нижней зоны, на котором (которых) есть остановки у лифтов, обслуживающих зоны при зонной организации работы (см. рис. 7).

1. Настоящая методика устанавливает общие положения проведения расчета. Блок-схема расчета вертикального транспорта приведена на рисунке.

Блок-схема расчета вертикального транспорта

2. При проектировании вертикального транспорта зданий и сооружений, для которых отсутствуют конкретные методики расчета, необходимо:

провести анализ технологии функционирования проектируемого объекта и выявить пути возможных перемещений между этажами населения, возникающих в процессе работы; исходя из этих перемещений предварительно оценить характер возникающих пассажиропотоков;

выбрать существующий объект аналогичный по технологии функционирования с проектируемым и провести хронометражные замеры междуэтажного движения населения в различные периоды функционирования этого объекта;

обработать результаты хронометражных замеров н выявить параметры пассажиропотоков в различные периоды функционирования объекта; выбрать период (периоды) с максимальными (пиковыми) пассажиропотоками;

на основании результатов обработки хронометражных замеров определить расчетные пассажиропотоки и выполнить расчет вертикального транспорта.

3. При выполнении расчетов вертикального транспорта и проведении хронометражных замеров консультации и методическая помощь может быть получена в головной научно-исследовательской организации по лифтам.

4. Выбранные по результатам расчетов лифты должны быть скомпонованы в группы. При установке в здании нескольких лифтовых групп для выбора лифтов каждой группы следует проводить самостоятельный расчет, при этом должно быть определено, какая часть населения здания пользуется той или иной группой лифтов.

В соответствии с распорядком работы учреждений или организаций в зданиях могут быть выделены периоды с различным характером и величинами пассажирских потоков, транспортируемых лифтами.

Для каждого периода следует производить самостоятельный расчет вертикального транспорта. Число, грузоподъемность и скорость лифтов, выбранных по результатам расчетов, должны обеспечить обслуживание пассажирских потоков во всех расчетных периодах.

В большинстве случаев в общественных зданиях основным посадочным этапом является 1 этаж. Из всех помещений, которые по СНиП 2.08.02—85 разрешается размещать в подвальных и цокольных этажах, только посещение гардеробных и предприятий общественного питания образует стабильные пассажиропотоки. При указанном решении за основной посадочный этаж при расчетах вертикального транспорта нужно принимать подвальный и цокольный этажи (в периоды, когда пассажиропотоки следуют с этих этажей). Как правило, основным посадочным этажом является первый этаж.

Для простоты в качестве основного принят первый этаж. При проектировании зданий с подвальными и цокольными этажами с помещениями, для посещения которых необходимо пользоваться лифтами, в расчет следует внести соответствующие коррективы.

5. Пассажиропотоки в зданиях могут носить характер:

а) односторонний: вверх с основного посадочного этажа, например, в период прихода в здание сотрудников управлении, проектных и конструкторских организаций, учащихся учебных заведений и т. д.;

б) односторонний: вниз с этажей на основной посадочный, например, в период ухода из здания населения;

в) двухсторонний: вверх с основного посадочного этажа и вниз с этажей на основной посадочный без междуэтажных перемещений выше основного посадочного этажа, например, в спальных корпусах санаториев и учреждений отдыха и т.д.;

г) двухсторонний: вверх с основного посадочного этажа, вниз с этажей на основной посадочный и между этажами выше основного посадочного.

6. Грузоподъемность (номинальная вместимость — Е) лифтов определяется численностью пассажиров, накопившихся в лифтовых холлах за время интервала движения лифтов t и . Заполнение кабины одного лифта, отправляющегося с основного посадочною этажа Еп и опускающегося на этот этаж Ес :

Еп = а1п t и / 3600, чел. ; (1)

Ес = а t и / 3600, чел. ; (2)

Еп £ Е , (3)

где a 1п ; a  — величины расчетных приведенных часовых пассажиропотоков, поднимающихся вверх с основного посадочного этажа и спускающихся на основной посадочный этаж, чел.-ч (см. п. 10); Е — номинальная вместимость кабины лифтов, выбираемых для установки, чел.; t и  — интервал движения лифтов (усредненный отрезок времени между последовательными моментами отправления вверх с основного посадочного этажа кабин пассажирских лифтов одной группы), с.

Для некоторых видов зданий величина Еп должна быть меньше Е. Например, для гостиниц и турбаз высшего, I и II разрядов

E п £ 0,8 Е . (4)

В каждом конкретном случае это соотношение выбирается по действующим строительным нормам и исходя из требуемого уровня комфортности обслуживания. Чем меньшую долю составляет Еп от Е, тем выше уровень комфортности обслуживания пассажиров.

7. Интервал движения лифтов в общественных зданиях не должен превышать 60 с. Величина интервала движения лифтов характеризует уровень комфортности обслуживания пассажиров. Меньшие значения позволяют получить более высокий уровень комфортности обслуживания пассажиров.

Уровень комфортности обслуживания пассажиров можно оценить как: «отличный» — при t и до 30 с; «хороший» — при t и до 45 с; «удовлетворительный» — при t и до 60 с; «неудовлетворительный» — при t и > 60 с.

Значения Е выбираются таким образом, чтобы полученная величина Eп была наибольшей при удовлетворении неравенств 3 и 4.

8. Число пассажирских лифтов n , требующихся для установки в здании

Закрыть

Строительный каталог