Проектирование театров (к СНиП 2.08.02-89), часть 6
Таблица 10
Вместимость зала, мест |
Количество |
|
|
артистов в помещении |
помещений |
100-300 |
2 |
2 |
|
6 |
2 |
300-500 |
3 |
1 |
|
6 |
1 |
3.161. Помещения ожидания выхода на сцену в трансформируемых залах можно заменять коридором шириной не менее 1,5 м.
3.162. Примерные состав и минимальные площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену, приведены в прил. 4.
3.163. Применение в малых залах трансформации ориентируется на преобладание ручных способов — в этом принципиальное своеобразие трансформации малых залов. Виды, способы и средства трансформации — см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса".
Для залов с глубинной сценой типичен прием трансформации, сохраняющей без изменения зону зрительских мест. В этом случае сцена может видоизменяться путем раскрытия порталов (переход к беспортальной сцене) или перемещения порталов в глубину сцены вдоль ее оси (увеличение или уменьшение глубины), устройства боковых порталов и пр. При проектировании залов с глубинной сценой и вместимостью до 250 зрителей возможно формирование сцены из стационарной части и сборных элементов, составляющих не более половины площади сцены. При переходе к иным типам сцены трансформации могут затрагивать площадь всего малого зала. При любых типах сцены в игровых целях целесообразно использовать галереи, ложи, дверные проемы, проходы в зале и пр.
3.164. К наиболее распространенным средствам трансформации, применяемым в малых залах, относятся переносные стулья и элементы сцены, телескопически складывающиеся трибуны-блитчеры, простейшие поворотные устройства, подвесные секции со зрительскими местами, разделительные экраны и перегородки. В качестве дополнительных средств применяются подъемно-опускные площадки, меняющие рельеф пола зала, кран-балки, подъемники и средства малой механизации, с помощью которых осуществляются перестановки в зале.
Переносные стулья и кресла рекомендуется преимущественно применять в залах свободного пространства, но продолжительность и трудоемкость работ ограничивает их применение вместимостью 250 зрителей.
Применение подвижных секций, разделительных экранов и перегородок возможно при всех вместимостях зала.
Блитчеры рекомендуется применять в залах вместимостью свыше 200 зрителей, а поворотные устройства — свыше 300 зрителей.
3.165. Планировочная особенность залов, в которых применяются перечисленные средства трансформации – наличие резерва площади или люфта, увеличивающего площадь малого зала до 7%. Эта величина складывается из разницы площадей сцен, оборудуемых в зале (глубинной, трехсторонней, центральной) и площади, необходимой для осуществления трансформации и зависящей от выбранного средства или комбинации средств трансформации. Примеры схем малых залов приведены на рис. 42.
Рис. 42. Примеры схем малых залов
а - трансформации зала на основе передвижных секций зрительских мест; б - залы с нетрансформируемой сценой; в - залы с вращающимися креслами
3.166. При проектировании помещений малого зала и помещений его обслуживания недостающие в настоящем разделе рекомендации восполняются данными предшествующих разделов.
Приложение 1
Примерный состав и минимальные площади помещений, м2 , театральных зданий
Помещения |
Театры |
|||||||||||||
|
драматический и музыкально-драматический |
музыкальной комедии |
оперы и балета |
|||||||||||
|
со сценами |
|||||||||||||
|
С-1 |
С-2 |
С-3 |
С-3 |
С-4 |
С-4 |
С-5 |
|||||||
ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА |
||||||||||||||
По расчету, пп. 3.4—3.6 |
||||||||||||||
ПОМЕЩЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА |
||||||||||||||
Зрительный зал |
По расчету, п. 3.38 |
|||||||||||||
Сцена |
205 |
300 |
415 |
415 |
550 |
550 |
610 |
|||||||
Арьерсцена |
30 |
80 |
100 |
100 |
180 |
180 |
200 |
|||||||
Карман |
65 |
85 |
130 |
130 |
210 |
210 |
245 |
|||||||
Трюм |
205 |
300 |
415 |
415 |
550 |
550 |
610 |
|||||||
Авансцена |
По расчету. п. 3.36 |
|||||||||||||
Оркестровая яма |
То же, п. 3.44 |
|||||||||||||
Помещения технологического обеспечения сцены |
||||||||||||||
Звукофикация и связь |
||||||||||||||
Звукоаппаратная |
16 |
16 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|||||||
Ложа звукооператора |
— |
— |
— |
6 |
8 |
8 |
8 |
|||||||
Кабина директора (речевая) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||||||
Кабина переводчика (в национальных театрах) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
|||||||
Электротехнические помещения |
||||||||||||||
Светопроекционная |
18 |
18 |
18 |
18 |
27 |
27 |
27 |
|||||||
Светоаппаратная |
15 |
15 |
15 |
15 |
24 |
24 |
24 |
|||||||
Ложа осветительная фронтальная |
18 |
18 |
18 |
18 |
22 |
22 |
22 |
|||||||
Рирпроекционная |
18 |
18 |
18 |
18 |
24 |
24 |
24 |
|||||||
Тиристорная |
80 |
80 |
80 |
80 |
120 |
120 |
120 |
|||||||
Для электроприводов противопожарного занавеса |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
|||||||
Щитовая |
40 |
40 |
46 |
100 |
100 |
100 |
200 |
|||||||
Для выносного софита |
(12) |
(12) |
(16) |
(20) |
(24) |
(24) |
(28) |
|||||||
Ложа звукооператора |
— |
— |
— |
6 |
8 |
8 |
8 |
|||||||
ПОМЕЩЕНИЯ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СЦЕНУ |
||||||||||||||
Для творческого персонала |
||||||||||||||
Артистические уборные |
По расчету, п. 3.82 |
|||||||||||||
Помещения ожидания выхода на сцену |
По расчету, п. 3.76 |
|||||||||||||
Дежурные костюмерные (мужские и женские) |
20 |
20 |
20 |
25 |
30 |
30 |
40 |
|||||||
Дежурные гримерно- парекмахерские (мужские и женские) |
20 |
20 |
20 |
30 |
40 |
40 |
50 |
|||||||
Помощников режиссера |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|||||||
Для отдыха артистов |
22 |
25 |
30 |
30 |
35 |
35 |
40 |
|||||||
Курительная и санитарные узлы при сцене |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
15 |
|||||||
Отдыха и переодевания артистов оркестра |
— |
— |
— |
40 |
55 |
75 |
95 |
|||||||
Отдыха дирижера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
12 |
15 |
|||||||
Инспектора оркестра |
— |
— |
— |
8 |
8 |
8 |
8 |
|||||||
Гардеробная оркестра |
— |
— |
— |
12 |
12 |
12 |
15 |
|||||||
Помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов |
— |
— |
— |
20 |
25 |
25 |
40 |
|||||||
Кладовая музыкальных инструментов |
— |
— |
— |
10 |
12 |
15 |
20 |
|||||||
Библиотека и архив нот |
— |
— |
— |
25 |
25 |
25 |
30 |
|||||||
Для технического персонала |
||||||||||||||
Постановочной части |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
|||||||
Зав. монтировочной части |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|||||||
Среднего руководящего персонала |
20 |
20 |
25 |
25 |
30 |
35 |
35 |
|||||||
Для отдыха монтировочного персонала сцены (два) |
20 |
20 |
25 |
25 |
30 |
30 |
40 |
|||||||
Репетиционные помещения |
||||||||||||||
Репетиционные залы |
По расчету, п. 3.88 |
|||||||||||||
Вспомогательные помещения при репетиционных залах |
120 |
130 |
130 |
165 |
180 |
225 |
225 |
|||||||
Для занятий артистов |
— |
30 |
30 |
40 |
50 |
50 |
80 |
|||||||
Студия звукозаписи |
— |
— |
— |
30 |
40 |
40 |
60 |
|||||||
Аппаратная звукозаписи |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
|||||||
Фонотека |
6 |
8 |
8 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|||||||
Склады |
||||||||||||||
Дежурные при сцене |
||||||||||||||
Объемных и станковых декораций |
120 |
180 |
200 |
240 |
260 |
260 |
350 |
|||||||
Сценической электроаппаратуры и электрореквизита |
20 |
25 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
|||||||
Мебели, бутафории и реквизита с отделением исходящего реквизита |
35 |
40 |
45 |
55 |
60 |
60 |
80 |
|||||||
Сейф скатанных декораций |
28 |
32 |
41 |
41 |
49 |
49 |
57 |
|||||||
Склад звукотехнической аппаратуры |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|||||||
Склады текущего сезона |
||||||||||||||
Объемных и станковых декораций |
По расчету, п. 3.105 |
|||||||||||||
Сценической электроаппаратуры и электрореквизита |
20 |
25 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
|||||||
Мебели, бутафории и реквизита |
40 |
40 |
50 |
70 |
80 |
80 |
110 |
|||||||
Костюмов, головных уборов и белья |
60 |
70 |
95 |
105 |
150 |
150 |
180 |
|||||||
Обуви |
10 |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
25 |
|||||||
Пастижерских изделий |
— |
— |
— |
— |
— |
10 |
12 |
|||||||
Кладовая машиниста сцены |
30 |
35 |
45 |
45 |
50 |
50 |
60 |
|||||||
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ |
||||||||||||||
Помещения для административного и художественного руководства и хозяйственного персонала |
||||||||||||||
Главного режиссера |
16 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
20 |
|||||||
Директора |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
25 |
|||||||
Заместителя директора |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
15 |
|||||||
Секретаря и управления делами |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
15 |
|||||||
Главного дирижера |
— |
— |
— |
15 |
18 |
18 |
20 |
|||||||
Главного хормейстера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||||||
Главного балетмейстера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||||||
Заведующего труппой и репертуаром |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
|||||||
Заведующего музыкальной частью |
— |
— |
— |
8 |
8 |
10 |
10 |
|||||||
Заведующего литературной частью |
10 |
10 |
10 |
— |
— |
— |
— |
|||||||
Заведующего постановочной частью |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
|||||||
Инспектора хора |
— |
— |
— |
6 |
6 |
8 |
8 |
|||||||
Ассистентов режиссера, дирижера, хормейстера и балетмейстера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||||||
Концертмейстеров и репетиторов |
— |
— |
— |
15 |
15 |
20 |
20 |
|||||||
Режиссерского управления |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
|||||||
Очередных режиссеров |
10 |
10 |
12 |
— |
— |
— |
— |
|||||||
Канцелярия |
— |
— |
— |
8 |
8 |
10 |
12 |
|||||||
Бухгалтерия и кабина кассира |
15 |
20 |
20 |
20 |
25 |
30 |
30 |
|||||||
Общественных организаций (две) |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|||||||
Главного инженера |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
|||||||
Руководящего технического персонала |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|||||||
Заведующего хозяйством |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|||||||
Отдела кадров |
— |
10 |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|||||||
Врача и ингаляционной |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
20 |
25 |
|||||||
Коменданта |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|||||||
Буфет работников театра с подсобной |
По расчету, п. 3.141 |
|||||||||||||
Архив |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
8 |
10 |
|||||||
Библиотека, фонотека, видеотека |
30 |
30 |
40 |
40 |
50 |
50 |
60 |
|||||||
Вестибюль с гардеробом |
25 |
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
90 |
|||||||
Санитарные узлы |
По расчету, п. 3.140 |
|||||||||||||
Инженерно-эксплуационные помещения |
||||||||||||||
Аппаратная технологической связи |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|||||||
АТС и электрочасовая станция |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
20 |
|||||||
Радиомастерская |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|||||||
Мастерские и кладовые службы эксплуатации здания |
По заданию театра |
|||||||||||||
Материальный склад |
25 |
30 |
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
|||||||
Пожарный пост-диспетчерская |
22 |
22 |
25 |
25 |
25 |
27 |
32 |
|||||||
Диспетчерская служба |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
25 |
|||||||
Комната для хранения инвентаря |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
8 |
|||||||
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ |
||||||||||||||
Изготовление мягких декораций |
||||||||||||||
Живописно-декорационная мастерская |
По расчету, п. 3.143 |
|||||||||||||
Макетная |
15 |
15 |
18 |
18 |
20 |
20 |
30 |
|||||||
Комната для приготовления красок с мойкой и сушкой |
10 |
12 |
12 |
12 |
15 |
15 |
15 |
|||||||
Кладовая красок |
10 |
10 |
13 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|||||||
Комната художников |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||||||
Обойно-драпировочная мастерская |
20 |
20 |
30 |
30 |
40 |
40 |
50 |
|||||||
Красильная |
20 |
28 |
25 |
25 |
30 |
30 |
35 |
|||||||
Мастерская росписи тканей |
20 |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
40 |
|||||||
Изготовление объемных декораций |
||||||||||||||
Столярная с сушильной |
90 |
96 |
96 |
96 |
96 |
96 |
96 |
|||||||
Слесарная с участком сварки |
50 |
60 |
60 |
60 |
70 |
70 |
70 |
|||||||
Помещение для монтажа станковых декораций |
83 |
96 |
126 |
126 |
160 |
160 |
198 |
|||||||
Бутафорская с кладовыми оперативного хранения |
35 |
45 |
50 |
50 |
55 |
55 |
70 |
|||||||
Навес для лесоматериалов и труб |
(13) |
(15) |
(20) |
(20) |
(30) |
(30) |
(40) |
|||||||
Изготовление костюмов, обуви и париков |
||||||||||||||
Пошивочная |
30 |
46 |
60 |
60 |
75 |
75 |
110 |
|||||||
Примерочная |
4 |
6 |
8 |
10 |
15 |
20 |
25 |
|||||||
Закройная |
9 |
9 |
10 |
10 |
12 |
12 |
15 |
|||||||
Трикотажная |
— |
— |
— |
— |
18 |
18 |
20 |
|||||||
Мастерская головных уборов |
— |
— |
— |
— |
15 |
15 |
15 |
|||||||
Пропиточная |
15 |
15 |
17 |
17 |
20 |
20 |
25 |
|||||||
Постирочная, сушильная и гладильная |
25 |
25 |
33 |
38 |
40 |
40 |
50 |
|||||||
Пастижерская |
— |
— |
— |
11 |
11 |
11 |
18 |
|||||||
Обувная |
10 |
10 |
10 |
17 |
18 |
18 |
20 |
|||||||
|
Руководство мастерских |
|||||||||||||
Комната администрации |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|||||||
Комната художника-конструктора |
— |
— |
— |
8 |
8 |
8 |
10 |
|||||||
Технический архив |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|||||||
Бытовые помещения |
По расчету, пп. 3.139-3.140 и СНиП 2.09.04-87 |
|||||||||||||
Фотолаборатория |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||||||
Ремонтно-поделочная мастерская - (при отсутствии производственных помещений в театре) |
(50) |
(55) |
(70) |
(75) |
(75) |
(75) |
(80) |
Примечания:
1. Примерные состав и площади помещений могут подлежать уточнению, корректировке и дополнению после проведения предпроектных исследований, предшествующих составлению задания на разработку ТЭР или задания на проектирование. Причинами изменений могут быть конкретная творческая практика театра, обоснованно выбранная технологическая система, штатное расписание театра и его перспектива, количество спектаклей в репертуаре, способы хранения декораций, жанровая специфика, национальные традиции, количество и особенности других театров и пр.
2. В итоговые величины площадей групп помещений и комплексов не входят площади помещений, указанные в скобках.
3. Площади технических помещений (трансформаторной подстанции, насосной, машинного зала и пр.) определяются проектом.
4. Площади помещений определяются исходя из номенклатуры и размеров устанавливаемого технологического оборудования и мебели. Изменение их возложено только в сторону увеличения.
Приложение 2
Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями
Гастрольные театры
1. Гастрольный театр — здание, рассчитанное на прием сменяющихся гастролирующих коллективов театров разных жанров и не предназначенное для постоянно работающей труппы. Здание гастрольного театра целесообразно размещать в структуре общегородского центра или планировочного района с учетом сложившейся сети объектов культуры города.
В городах, не имеющих собственного театрального коллектива, предусматриваются резервы территории под строительство подсобно-производственного и репетиционного комплексов для возможного последующего развития гастрольного театра в городской театр.
2. Гастрольный театр обеспечивает возможность воссоздания различных постановочных решений, обусловленных современным уровнем развития драматического, музыкально-драматического и оперно-балетного искусства во всем его многообразии, с учетом национальной культуры народов и стран, представляемых гастролирующими коллективами. Для максимального сближения гастролирующих коллективов с потребностями населения города, в котором проходят гастроли, и для проведения смотров творческой деятельности в других видах искусств, сопровождающих гастроли, здание гастрольного театра и его помещения непосредственно взаимосвязываются с окружающим городским пространством на основе устройства удобных рекреационных озелененных территорий, площадей, пешеходных зон, амфитеатров, крытых галерей и т.д.
3. Зрительский комплекс гастрольного театра круглогодичного действия не имеет особенностей в составе и площадях помещений.
4. При проектировании демонстрационного комплекса гастрольного театра наиболее вероятны особенности, состоящие в:
акустическом благоустройстве зрительного зала, которое рассчитывается как на драматические, так и на музыкальные спектакли;
в условиях видимости в зрительном зале, которые желательно определять исходя из более жестких требований драматического театра;
габаритах сцены и строительного портала, которые могут удовлетворять как драматическим, так и музыкальным спектаклям; один из путей достижения приемлемых условий - выбор сцены, которая может быть наибольшей для драматического театра, и одновременно наименьшей для театра оперы и балета или музыкальной комедии. То же относится и к габаритам строительного портала, который при всех условиях не может быть менее 12 м;
габаритах и устройстве оркестровой ямы, позволяющих разместить оркестр как драматического, так и музыкального театров и в то же время иметь возможность использования оркестровой ямы для увеличения авансцены. Применение широких трансформаций в этой зоне с целью создания оптимальных условий гастролирующими коллективами для театра данного типа наиболее уместно. Возможно также решение с размещением оркестра нетрадиционно — на галереях в зале, на сцене, арьерсцене, в первых рядах зрительских мест, на боковых крыльях авансцены и пр., что в свою очередь влечет за собой изменения в акустическом благоустройстве.
5. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену гастрольного театра, вероятны особенности в:
складских помещениях, которые могут быть значительно (до 1/2 площади) меньше, чем в иных театрах, поскольку на длительные гастроли обычно вывозится не более половины репертуара. Определяющими здесь являются театры музыкальных жанров;
артистических уборных и комнатах ожидания выхода на сцену, количество которых, а также площади и оснащение желательно, определить исходя из требований музыкальных театров для вокалистов и артистов балета;
группе репетиционных залов, в которой для обеспечения условий гастролей театров музыкальных жанров достаточно репетиционного зала балета, располагаемого вблизи сцены, с использованием его в качестве разминочного и универсального репетиционного помещения (30-36 м2 );
помещениях руководства и администрации, где сокращение возможно в пределах 1/3 площади по прил. 1;
помещениях для творческого и технического персонала, состав и площади которых имеют некоторую тенденцию к уменьшению.
Резкое сокращение состава и площадей помещений возможно также в комплексе производственных помещений, в котором достаточно обойтись ремонтно-поделочной мастерской (от 50 до 80 м2 ).
6. Гастрольный театр требует наличия закрытой погрузочно-разгрузочной площадки с механизированными коммуникациями между ней и складами декораций, мебели, бутафории, реквизита, костюмов и обуви, живописных скатанных декораций, электроосветительной аппаратуры и звукотехнических устройств.
В непосредственной близости от погрузочной площадки рекомендуется разместить склад транспортной тары (контейнеров, ящиков, кофров), площадью не менее 40 м2 .
7. В здание гастрольного театра может входить гостиничный комплекс с кафе-столовой работников театра.
8. Гастрольный театр может быть многозальным, т.е. включать отдельно залы для оперы и балета и залы для драматических представлений. Также его можно рассматривать как многофункциональный комплекс, включающий здания или помещения музеев, театральных библиотек, выставочных залов, кафе, торговых помещений, а также окружающие его открытые городские пространства с системой объектов внешнего оформления и благоустройства.
9. При ориентации гастрольного театра только на драматический или только на музыкальные жанры или создании соответствующих отдельных залов в едином здании гастрольного театра уточняются приведенные выше рекомендации.
Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров
1. Такое театральное здание в отличие от гастрольного театра рассчитано на собственную постоянную драматическую труппу.
2. Демонстрационный комплекс с учетом приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров в принципе может быть сходен с демонстрационным комплексом гастрольного театра (подраздел "Гастрольные театры").
3. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену такого театра, вероятны особенности:
складских помещений, где целесообразно учитывать, что декорации музыкальных спектаклей (из расчета примерно половины репертуара, вывозимой на гастроли) в хранении занимают больший объем нежели драматических;
артистических уборных, дополнительные помещения для которых из расчета музыкального театра возможно устраивать за счет комнат для административного и художественного руководства театра-стационара, что может сказаться на их размещении и оснащении;